Научная статья на тему 'Выявление взаимосвязи между нейропсихологическими показателями детей младшего школьного возраста и особенностями педагогического общения в процессе их социальной адаптации'

Выявление взаимосвязи между нейропсихологическими показателями детей младшего школьного возраста и особенностями педагогического общения в процессе их социальной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / МАКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ (БОЛЬШОЙ ГОРОД / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ) / СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ / SOCIAL ADAPTATION / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / NEUROPSYCHOLOGICAL FEATURES / MACRO-SOCIAL CONDITIONS (BIG CITY / RURAL AREA) / STYLE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION / SCHOOL DIFFICULTIES OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна, Фирсова Тамара Анатольевна

В статье раскрыта сущность универсальных предпосылок или факторов социальной адаптации детей младшего школьного возраста (педагогическое общение, район проживания) как основы их успешного обучения в школе. В целях совершенствования современного процесса социализации младшего школьника определена важность учета системы микросоциальных отношений «учитель-ребенок», осуществляемых в рамках привычного макросоциума, то есть актуального для ребенка района проживания (города или сельской местности). В рамках эмпирического исследования определены статистически значимые различия (по критерию Фишера) в нейропсихологических особенностях детей младшего школьного возраста в зависимости от особенностей педагогического общения с ребенком в образовательном учреждении в различных условиях проживания. С помощью корреляционного анализа Спирмена выявлены взаимосвязи между нейропсихологическими показателями младших школьников и уровнями их социальной адаптации, а также стилем педагогического общения в процессе ее формирования. Замечено, что городские дети испытывают меньше трудностей, связанных с когнитивным развитием, чем группа сельских детей, что связано с доминированием в городских школах авторитарного и авторитарного/демократического стилей общения учителя. Однако у сельских школьников общий уровень социальной адаптации отражает более высокие показатели по сравнению с городскими детьми, что проявляется в достаточно свободном их психофизиологическом, эмоциональном, коммуникативном развитии в сельском социуме и, соответственно, поддерживается чаще демократическим и демократическим/либеральным стилями общения учителя с учениками в процессе обучения. В соответствии с выявленными результатами, предложены общие рекомендации для учителя с целью успешного формирования процесса адаптации младшего школьника в учебной деятельности с учетом нейропсихологического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна, Фирсова Тамара Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETECTION OF THE INTERRELATION BETWEEN NEUROPSYCHOLOGICAL INDICATORS OF CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE AND THE PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE PROCESS OF THEIR SOCIAL ADAPTATION

The article reveals the essence of universal prerequisites or factors of social adaptation of children of primary school age (pedagogical communication, living area) as the basis for their successful schooling. In order to improve the current process of socialization of the junior schoolchild, the importance of taking into account the system of microsocial "teacher-child" relations implemented within the framework of the usual macrocosm, that is, the actual area of residence for the child (city or rural area) is determined. Within the framework of the empirical study, statistically significant differences (according to the Fisher criterion) in the neuropsychological features of children of primary school age are determined, depending on the features of pedagogical communication with the child in the educational institution in different living conditions. With the help of the Spearman correlation analysis, the interrelations between the neuropsychological indicators of younger schoolchildren and the levels of their social adaptation, as well as the style of pedagogical communication in the process of its formation, are revealed. It is noted that urban children experience fewer difficulties associated with cognitive development than a group of rural children, which is due to the domination of the authoritarian and authoritarian / democratic styles of communication of the teacher in urban schools. However, in rural schoolchildren, the overall level of social adaptation reflects higher indicators compared to urban children, which manifests itself in their relatively free psychophysiological, emotional, communicative development in rural society and, accordingly, is supported more often by democratic and democratic / liberal communication styles between teachers and students in learning process. In accordance with the revealed results, general recommendations for the teacher are proposed with the aim of successfully forming the process of adaptation of the junior schoolchild in educational activity taking into account neuropsychological development.

Текст научной работы на тему «Выявление взаимосвязи между нейропсихологическими показателями детей младшего школьного возраста и особенностями педагогического общения в процессе их социальной адаптации»

УДК 159.9.072

ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОСОБЕННОСТЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

© 2018

Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры

педагогики и психологии Архипова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

педагогики и психологии Фирсова Тамара Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры

педагогики и психологии Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица М. Горького, 65/67, e -mail: [email protected])

Аннотация. В статье раскрыта сущность универсальных предпосылок или факторов социальной адаптации детей младшего школьного возраста (педагогическое общение, район проживания) как основы их успешного обучения в школе. В целях совершенствования современного процесса социализации младшего школьника определена важность учета системы микросоциальных отношений «учитель-ребенок», осуществляемых в рамках привычного макросоциума, то есть актуального для ребенка района проживания (города или сельской местности). В рамках эмпирического исследования определены статистически значимые различия (по критерию Фишера) в нейропси-хологических особенностях детей младшего школьного возраста в зависимости от особенностей педагогического общения с ребенком в образовательном учреждении в различных условиях проживания. С помощью корреляционного анализа Спирмена выявлены взаимосвязи между нейропсихологическими показателями младших школьников и уровнями их социальной адаптации, а также стилем педагогического общения в процессе ее формирования. Замечено, что городские дети испытывают меньше трудностей, связанных с когнитивным развитием, чем группа сельских детей, что связано с доминированием в городских школах авторитарного и авторитарного/демократического стилей общения учителя. Однако у сельских школьников общий уровень социальной адаптации отражает более высокие показатели по сравнению с городскими детьми, что проявляется в достаточно свободном их психофизиологическом, эмоциональном, коммуникативном развитии в сельском социуме и, соответственно, поддерживается чаще демократическим и демократическим/либеральным стилями общения учителя с учениками в процессе обучения. В соответствии с выявленными результатами, предложены общие рекомендации для учителя с целью успешного формирования процесса адаптации младшего школьника в учебной деятельности с учетом нейропсихо-логического развития.

Ключевые слова: социальная адаптация, дети младшего школьного возраста, нейропсихологические особенности, макросоциальные условия (большой город / сельская местность), стиль педагогического общения, школьные трудности адаптации.

DETECTION OF THE INTERRELATION BETWEEN NEUROPSYCHOLOGICAL INDICATORS OF CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE AND THE PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE PROCESS OF THEIR SOCIAL ADAPTATION

© 2018

Busygina Alla Lvovna, doctor of pedagogical sciences professor of the chair «Pedagogy and psychology» Arkhipova Irina Vladimirovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Pedagogy and psychology» Phirsova Tamara Anatoljevna, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Pedagogy and psychology» Samara State Socio-Pedagogical University (443099, Russia, Samara, streetM. Gorkogo, 65/67, e -mail: [email protected])

Abstract. The article reveals the essence of universal prerequisites or factors of social adaptation of children of primary school age (pedagogical communication, living area) as the basis for their successful schooling. In order to improve the current process of socialization of the junior schoolchild, the importance of taking into account the system of microsocial "teacher-child" relations implemented within the framework of the usual macrocosm, that is, the actual area of residence for the child (city or rural area) is determined. Within the framework of the empirical study, statistically significant differences (according to the Fisher criterion) in the neuropsychological features of children of primary school age are determined, depending on the features of pedagogical communication with the child in the educational institution in different living conditions. With the help of the Spearman correlation analysis, the interrelations between the neuropsychological indicators of younger schoolchildren and the levels of their social adaptation, as well as the style of pedagogical communication in the process of its formation, are revealed. It is noted that urban children experience fewer difficulties associated with cognitive development than a group of rural children, which is due to the domination of the authoritarian and authoritarian / democratic styles of communication of the teacher in urban schools. However, in rural schoolchildren, the overall level of social adaptation reflects higher indicators compared to urban children, which manifests itself in their relatively free psychophysiological, emotional, communicative development in rural society and, accordingly, is supported more often by democratic and democratic / liberal communication styles between teachers and students in learning process. In accordance with the revealed results, general recommendations for the teacher are proposed with the aim of successfully forming the process of adaptation of the junior schoolchild in educational activity taking into account neuropsychological development.

Keywords: social adaptation, children of primary school age, neuropsychological features, macro-social conditions (big city / rural area), style of pedagogical communication, school difficulties of adaptation

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В процессе социальной адаптации детей в последнее время все актуальнее становится ярко выраженный системный подход, осуществляемый взрослыми в интеграции воспитания, обучения и развития младших школь-

ников с учетом их нейропсихологических особенностей и предполагаемый последовательную реализацию образовательных задач через скоординированную совместную работу семьи, школы, внешкольных детских учреждений, а также средств массовой информации. Данное взаимодействие в процессе формирования социальной

Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна, Фирсова Тамара Анатольевна ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ...

адаптации детей младшего школьного возраста отражает последовательное решение поставленных педагогических задач со стороны взрослых с использованием всех доступных и оправданных способов, методов и средств.

Наиболее ответственным моментом при подготовке ребенка к самостоятельной жизнедеятельности в младшем школьном возрасте является становление в процессе обучения личностных качеств ребенка, в основе которых лежат как особенности созревания нервной системы, необходимые для адаптации к новым условиям и обуславливающие его нейропсихологические индивидуальные характеристики, так и социальное воздействие на ребенка в условиях семьи и школы. С помощью такого взаимодействия ребёнок приобщается к освоению материальных и духовных ценностей окружающих людей, происходят постоянные приобретения и обогащение личного опыта в различных областях познания, отношений и общения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Всестороннее, систематическое и глубокое изучение личностного, поведенческого и нейропсихологического развития детей является необходимой предпосылкой для осуществления в период социальной адаптации ребенка индивидуального подхода. Учителям и родителям порой кажется, что все дети одинаковы, но большинство специалистов уверены, что изучение когнитивных процессов, темперамента, моральных и волевых качеств характера, системы отношений, интересов и способностей, сложившегося личного опыта свидетельствует о существенных различиях между школьниками, базисно обусловленных их нейропсихологическими особенностями [1,2]. Ю.В. Микадзе рассматривал динамические изменения в ин-тегративной работе мозговых функциональных систем ребенка, осуществляющиеся за счёт внутри и межфункциональных перестроек, в ходе которых меняется иерархия взаимодействия компонентов, меняется их удельный вклад в общую работу функциональной системы [3]. Понимание и правильное использование учителем особенностей и качеств развивающейся личности с учетом её возможностей и своеобразия создаёт благоприятную обстановку для успешного формирования социальной адаптации детей, решая при этом конкретные, направленных на нее обучающие и воспитательные задачи [4-8].

Необходимо отметить, что индивидуальность личности в младшем школьном возрасте в полной мере может развиваться и проявляться исключительно в социуме, соответственно, индивидуальный подход не может быть изолирован от общей системы формирования ребенка в коллективе, в деятельности, в общении с другими участниками группы. Учителю необходимо опираться на класс, стремиться к тому, чтобы каждый ученик занял в нём необходимую и нужную позицию, использовать общественное мнение, влияние параллельного воздействия коллектива на личность. Индивидуальный подход в группе необходим каждому ребенку, а не только тем, кто своим поведением «выпадает» из принятых норм общественной жизни [9-11].

Взаимодействие типичных для данного возраста и характерных для индивидуальности свойств личности значительно усложняет процесс адаптации. Индивидуальный подход как индивидуальная коррек-ционная система учителя в общей системе адаптации -есть важнейшее требование к построению процесса развития и воспитания детей на данном возрастном этапе. Индивидуальный подход, по мнению И.В. Дубровиной, требует глубокого изучения учителем различных внутренних ресурсов личности и анализа сложившегося индивидуального опыта младшего школьника, а также таких условий воспитательных влияний, которые содействовали его формированию или отклонению [12,13].

Известной особенностью младшего школьного воз-

раста, по мнению А.Л. Венгер, является его эмоциональная активность, стремление к конкретной, сравнительно непродолжительной деятельности, сопровождающейся ощутимыми для школьника реальными результатами [14]. В работах М.М. Безруких отмечается, что внутреннее содержание разнообразных действий самого обучающегося, его поступков и мотивов обусловливает дальнейший ход учебно-воспитательного процесса в целом [2, 15].

Формирование целей статьи (постановка задания).

Позитивный опыт отношений и поведения ребёнка с окружающими создается, прежде всего, компетентной, разумной и высокоорганизованной психолого-педагогической деятельностью учителя. И здесь принципиально важным является тот факт, что младшие школьники овладевают необходимыми в социуме способами деятельности и общения, приобретая положительные мотивы действий и поступков самого общества. В процессе организации деятельности младшего школьника перед учителем встает необходимость использовать не один, а целый комплекс различных приемов и способов социализации. Специалисты в области учебной, познавательной и социальной (общественной) деятельности обнаружили важную закономерность, обуславливающую систему ее комплексной организации: наибольшего эффекта этот процесс достигает тогда, когда объективно значимое становится субъективно необходимым, приятным, желанным, приносящим удовольствие ребёнку [16-18].

Работая с коллективом класса, учителю необходимо «видеть и чувствовать» в нём своеобразие и особенность каждого ученика, рассматривая любого как социально ценную личность. Поэтому всестороннее познание детей на основе систематического изучения их психической и личностной сферы позволяет учителю предварительно конструировать, проектировать развитие каждого участника коллектива. Ясная и четко намеченная перспектива работы с отдельной личностью облегчает выбор средств в системе педагогических воздействий на класс и повышает эффективность социальной адаптации отдельного ребёнка в учебно-воспитательном процессе в целом. При этом социальная адаптация в коллективе и осуществление индивидуального подхода учителем к учащимся проводятся одновременно, взаимно дополняя друг друга [19-25].

Таким образом, целью эмпирического исследования стало выявление взаимосвязи между нейропсихологиче-скими показателями младших школьников и уровнем их социальной адаптации, а также особенностей влияния на данный процесс стиля педагогического общения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В эмпирическом исследовании с целью определения взаимосвязи между нейропсихологическими особенностями детей и стилем педагогического общения в процессе формирования социальной адаптации приняли участие 512 учащихся младших школьников (из них 350 человек из большого города и 162 человека из сельских зайонов)._

Рис. 1. Сравнительный анализ нейропсихологиче-ских показателей младших школьников (первоклассников) с высоким уровнем адаптации, из различных районов проживания (%)

Младшие школьники из большого города в срезах демонстрируют более высокие нейропсихологические показатели по сравнению с детьми из сельской местности. Статистический анализ с помощью критерия Фишера (ф) показал существование значимых различий между городскими и сельскими младшими школьниками в отношении функции программирования, регуляции и контроля: показатель ф*эмп соответствует 2,136 (р=0,05), эмпирическое значение ф* при котором находится в зоне неопределенности. Показатель «межполушарное взаимодействие» между городскими и сельскими детьми первых классов соответствует ф*эмп = 3,218 (р<0,09), что свидетельствует о больших трудностях когнитивного развития у детей из сельской среды, в основе которого лежит интегративное функционирование правого и левого полушарий в процессе обучения. В показателе «ре-чемыслительная деятельность» критерий ф*эмп = 2,684 (р=0,05) обнаружил трудности выполнения и решения заданий у младших школьников из сельской местности в большей степени, чем у городских детей. Однако на фоне данной тенденции у сельских школьников выявлено некоторое преимущество в энергетической функции организма по сравнению с городскими детьми, что связано с воздействием на них более свободных сельских макросоциальных условий.

Результаты данного этапа исследования показывают, что место и условия проживания детей младшего школьного возраста как значимый макросоциальный фактор влияют на их нейропсихологические показатели в процессе социальной адаптации. В частности, в рамках изучения когнитивной сферы замечено, что городские дети испытывают меньше трудностей в обучении, чем группа сельских детей. Соотношение данных результатов с ранее полученными эмпирическими данными [26], в рамках которых был отмечен более высокий уровень адаптации у сельских школьников по сравнению с городскими по большинству параметров, показывает, что, несмотря на трудности обучения, связанные с базисным нейропсихологическим развитием детей, в социальном плане они могут быть достаточны активны и успешны, что обусловлено влиянием более знакомого и комфортного микро- и макросоциума. Этот факт наводит на мысль о достаточных компенсаторных возможностях окружающего социума (учителей и родителей), способного помочь ребенку преодолеть трудности в обучении и улучшить его адаптацию в коллективе. Данное положение, в целом исключающее прямую взаимосвязь между нейропсихологическим статусом и уровнем социальной адаптации ребенка, в условиях рассмотрения отдельных нейропсихологических показателей, однако, отражают значимые корреляционные тенденции, описанные ниже.

Определение статистически значимых корреляционных связей между уровнем социальной адаптации детей младшего школьного возраста и нейропсихологически-ми особенностями в их развитии осуществлялось с помощью метода ранговой корреляции по Спирмену (га). Результаты данных взаимосвязей позволяют прогнозировать причины трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники в процессе адаптации.

Полученные результаты выявили отрицательные корреляционные связи между снижением энергетического потенциала организма ребенка (г=-0,20; р<0,05), а также проявлением слабости в зрительно-пространственной функции (г=-0,30; р<0,01) и высоким уровнем адаптации у младших школьников. Такие данные свидетельствуют о том, что трудности школьников по указанным показателям не влияют на снижение уровня социальной адаптации в целом. Вместе с тем, определены положительные корреляционные связи, отражающие следующую тенденцию: чем выше показатели восприятия (гнозиса) (г=0,56; р<0,01), ритмических структур (г=0,53; р<0,01), речемыслительной деятельности (г=0,51; р<0,01), тем успешнее ребенок в обучении и уровень его социальной адаптации выше. Это означает определенную зависи-

мость высокого уровня адаптации от степени сформи-рованности когнитивных процессов ребенка, связанных с восприятием, переработкой и хранением информации, идущей в первую очередь от учителя. Что касается детей со средним уровнем социальной адаптации, то у них наблюдается повышение уровня энергетического потенциала организма (г=0,61; р<0,01) и статических процессов (положения тела и рук) (г=0,59; р<0,01). Такая ситуация выявляет положительную корреляционную связь между указанными показателями, объясняющую следующую тенденцию: более низкие значения кинестетической функции и энергетических процессов организма соотносятся со сниженным уровнем социальной адаптации младших школьников.

В исследовании также были определены статистически значимые различия (по критерию ф-Фишера) в нейропсихологических особенностях детей младшего школьного возраста в зависимости от особенностей педагогического общения с ребенком в образовательном учреждении в период их социальной адаптации (с учетом различных районов проживания)._

Рис. 2. Соотношения стилей педагогического общения учителей, в зависимости от места проживания (%)

Проведенный статистический анализ с помощью критерия Фишера показал существование значимых различий в стилях педагогического общения у учителей начальных классов (преимущественно работающих с первыми классами) из различных мест проживания. Самыми требовательными оказались учителя из большого города. Выполненный статистический анализ авторитарного стиля общения показал значимые различия между городскими и сельскими учителями, критерий Фишера составил ф*эмп=2,83 (р=0,09). В стиле педагогического общения городских учителей чаще проявляются ярко выраженные доминирующие установки, избирательность по отношению к детям, они значительно больше используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками, при этом строгость и наказание являются основными педагогическими средствами. Заметим, что сами педагоги убеждены, что прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений, ведь подчиняя своей власти детей и добиваясь от них определенных результатов, они скорее смогут достичь желаемых целей в обучении, ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям. Однако ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников и их родителей, в данных отношениях ребенок все больше начинает испытывать состояние тревожности и страха, проявляет мотивацию избегания неудач, напряжение и неуверенность в себе уже в период адаптации. Чаще всего такие педагоги недооценивают значение нейропсихологического развития у детей. Авторитарный стиль способствует снижению в первую очередь энергетической функции организма ребенка, не учитывая особенности утомляемости детей, потребности в движении и эмоциональном реагировании. В исследовании выявлены статистические различия по критерию Фишера между данными показателями: ф*эмп = -3,19 (р=0,09), что провоцирует вторичные трудности в эмоциональной и когнитивной сфере, быструю утомляемость и усталость на уроках, низкий уровень самостоятельности и повышенную отвлекаемость ребенка при обучении в процессе адаптации.

Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна, Фирсова Тамара Анатольевна ВЫЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ...

Показатели Фишера при анализе демократического стиля у учителей из большого города и сельских районов составил ф* = -1,31 (р=0,05), при анализе деТ эмп > ^ > ' > г .ь

мократического/либерального стиля критерий ф*эмп = -2,45 (р=0,09), которые наиболее выражены у сельских учителей. Проявления данных стилей, являющиеся характерными для учителей из сельских школ, закладываются, на наш взгляд, задолго до поступления ребенка в школу, начиная от общения с родителями, и связаны с «историей» развития семьи, что обеспечивает высокий уровень дружественных отношений между педагогом и ребенком в знакомом с детства социуме. Подобная ситуация вызывает у детей положительные эмоции в процессе адаптации к обучению, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности. Данный показатель благоприятствует развитию таких нейропсихологических показателей в период привыкания к школе, как ритмические структуры и восприятие (гнозис) окружающей информации: критерий ф*эмп = 2,07 (р=0,09). Однако необходимо отметить, что демократический стиль влияет на снижение таких ней-ропсихологических показателей, как речемыслительная деятельность, межполушарное взаимодействие и слухо-речевая память детей в период формирования адаптации.

Статистически значимые различия в показателях либерального, демократического/авторитарного и авторитарного/либерального стилей между городскими и сельскими учителями в нашем исследовании не выявлены, однако необходимо отметить, что демократический/ авторитарный стиль представлен равнозначно, что составляет 29% у городских и 28% у сельских учителей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

В результате проведенной исследовательской работы авторами был сформулирован ряд общих рекомендаций для учителя с целью успешного формирования социальной адаптации младшего школьника в учебной деятельности с учетом нейропсихологического развития:

1. Важно осуществлять регулярную и систематическую организацию деятельности ребёнка, которая более всего зависит от активного, самостоятельного характера работы самих детей (распределение поручений, планирование времени, четкая постановка задач и проверка результатов), что будет способствовать эффективному формированию основных функций обучающихся (в частности, функции программирования, регуляции и контроля), обеспечивающих успех выполняемой деятельности.

2. Следует непрерывно корректировать или изменять социальную позицию школьников как участников деятельности, чтобы каждый ребенок проходил через функции исполнителя и организатора с целью приобретения им разностороннего опыта социальных отношений.

3. Необходимо закреплять положительный опыт у ребёнка, который требует, с одной стороны, постоянной и последовательной деятельности, ее многократного повторения, с другой стороны, в её процессе необходимо включение разнообразия содержания и форм.

4. Процесс выполняемой учебной, творческой и познавательной деятельности ребёнком требует от учителя индивидуального подхода, в рамках которого важна корректировка отношений, способов и приёмов деятельности с учетом особенностей развития нейропсихологи-ческих функций ребенка.

5. Важно поддерживать и поощрять любые положительные результаты деятельности ребёнка (творческой, интеллектуальной и др.) как со стороны учителя, так и со стороны коллектива учеников, что будет выступать стимулом для его дальнейших достижений. Что касается его отрицательных проявлений, необходимо начать работать с базисными нейропсихологическими особенностями, исходя из актуального на конкретный момент времени психосоциального статуса ребенка._

Таким образом, в итоге нашей научно-исследовательской работы обозначены ведущие факторы

формирования социальной адаптации младшего школьника, а именно: психофизиологические, нейроп-сихологические особенности самого ребенка, влияние микросоциального окружения (семьи, школы), а также макросоциальных условий проживания в городской или сельской местности. В данной работе сделан акцент на изучении стилей педагогического общения в процессе обучения первоклассников в зависимости от района их проживания и выявлении взаимосвязей между стилем общения учителя и нейропсихологическими особенностями детей. Результаты исследования нейропсихоло-гического статуса испытуемых, составляющих обширную выборку (512 человек), показывают, что городские дети испытывают меньше трудностей, связанных с когнитивным развитием, чем группа сельских детей, что проявляется на фоне более низкого уровня социальной адаптации городских первоклассников по сравнению с сельскими. При этом выявлена взаимосвязь данных параметров с доминирующими в городских школах авторитарным и авторитарным/демократическим стилями общения учителя. В сельских районах проживания, несмотря на более низкое когнитивное развитие школьников, общий уровень их социальной адаптации отличается наибольшей продуктивностью по сравнению с городскими детьми, что выражается в достаточно свободном их психофизиологическом, эмоциональном и коммуникативном развитии. Соответственно, такая тенденция поддерживается чаще используемыми в сельском социуме демократическим и демократическим/либеральным стилями общения учителя с учениками в процессе обучения.

В заключении, важно заметить, что только с учетом совокупности важнейших факторов,

обуславливающих поведенческие проявления ребенка в период адаптации к школьному обучению, понимая как нейропсихологические, так и микро- и макросоци-альные детерминанты его развития, учитель в рамках учебно-педагогического общения способен выстроить траекторию успешной учебной деятельности ребенка и достичь высокого уровня его социальной адаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белоусова М.В., Меркулова В.А., Гаврикова И.Ю. Нейропси-хологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебно-методическое пособие. Казань, 2015. 100 с.

2. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: учеб. пособие / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. 4-е изд., перераб. М.: Академия, 2000. 247 с.

3. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 288 с.

4. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе //Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 23-31.

5. Волков Б.С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение. СПб.: Питер, 2011. 304 с.

6. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды развития (индивидуально-типологический подход): монография. М.: Сфера, 2007.

7. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. 68 с.

8. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе //Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3 (4). С. 5-7.

9. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 352 с.

10. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. М., 1994.

11. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие /Г.С. Абрамова, Т.П. Гаврилова, А.Г. Лидерс и др./Под ред. Т.Ю. Андрющенко. Волгоград, 1995.

12. Дубровина И.В. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя. М., Просвещение, 2003. 148 с.

13. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. 307 с.

14. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: ВЛАДОС-ПРЕСС; Москва; 2007.

15. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие / О.О. Гонина. 2-е изд., стер.: ФЛИНТА; Москва; 2015.

16. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 2008. 325 с. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М.: Сфера, 2008. 431 с.

17. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2005. 182 с.

18. Фридман Л.М. Психолого-педагогические проблемы начального образования: Пособие для учителей и руководителей школ. Новгород: Изд-во НРЦРО 1995. 46 с.

19. Горецкий В.Г. Особенности адаптации школьников в процессе обучения //Начальная школа, 2006, № 8. С. 8.

20. Архипова И.В., Бусыгина А.Л., Фирсова Т.А. Исследование социальных показателей адаптации детей с особенностями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 149-153.

21. Осадченко И.И. Дефиниция «дидактическая система» в контексте современной начальной школы // Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 25-29.

22. Николаева Э.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста как условие их этносоциализации //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 39-42.

23. Kobernyk O.M., Biletska I.O. Monitoring as a part of educational process management in secondary school //Хуманитарни Балкански из-следвания. 2017. № 1. С. 9-12.

24. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. пси-хол./ Битянова М.Р. М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.

25. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Гиголаева Д.В., Хасиева А.В. Проблема психолого-педагогического сопровождения и адаптации детей-мигрантов в новых условиях жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 108-110.

26. Фирсова Т.А. Определение школьных трудностей социальной адаптации детей с учетом разных социокультурных условий их воспитания // Материалы IV Международной научной конференции «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен». В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». / Отв. ред.: Т.А. Чичканова. — Самара: МБУК г.о. Самара «МДКГ»; ООО «Научно-технический центр», 2018. 620 с. С. 197-203.

Статья подготовлена в рамках гранта «Социальная адаптация детей младшего школьного возраста с особенностями в развитии» (№ 18-01300083), поддержанного РФФИ (Российским Фондом Фундаментальных Исследований)

Статья поступила в редакцию 25.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.