УДК 159.9.07
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2016
Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология» Архипова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Фирсова Тамара Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица М. Горького, 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье раскрываются особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста в рамках описанной авторами трехмерной комбинированной системы факторов, определяющих ее уровни и специфику. Представлены результаты исследования уровня социальной адаптации дошкольников (высокого, среднего, низкого) в соответствии с разработанным протоколом наблюдения. Основными параметрами наблюдения выделены: удовлетворение физиологических потребностей, взаимодействие с окружающими, эмоциональное реагирование на стимулы окружающей среды, выполнение норм, правил, инструкций взрослого. Описаны результаты исследования, раскрывающие влияние стиля семейного воспитания, посещения/не посещения дошкольного образовательного учреждения, макросоциальных условий проживания на уровень социальной адаптации детей. В статье определены статистически значимые различия между показателями социальной адаптации (по критерию Фишера). Выявлены статистически значимые взаимосвязи между нейропсихологическими особенностями детей и уровнем их социальной адаптации (по Спирмену). Результаты исследования подтверждают тенденцию: чем выше уровень нейропси-хологического статуса ребенка, тем выше уровень его социальной адаптации, что характеризуется и обратной зависимостью. В плане практической значимости подчеркивается важность комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми, реализуемой посредством взаимодействия родителей, воспитателя и психолога, что обеспечит многовекторный подход к ребенку с целью повышения уровня его социальной адаптации и всестороннего развития личности в целом.
Ключевые слова: социальная адаптация, уровни и параметры адаптации, трудности социальной адаптации, дети дошкольного возраста, стиль семейного воспитания, дошкольное образовательное учреждение, условия проживания (город/село), нейропсихологическая диагностика и коррекция.
THE STUDY OF SOCIAL AND NEUROPSYCHOLOGICAL INDICATORS OF ADAPTATION OF PRESCHOOL CHILDREN
© 2016
Busygina Alla Lvovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the chair «Pedagogy and psychology» Arkhipova Irina Vladimirovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Pedagogy and psychology» Phirsova Tamara Anatoljevna, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Pedagogy and psychology» Samara State Socio-Pedagogical University (443099, Russia, Samara, M. Gorkogo st., 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. The article describes the features of social adaptation of children of preschool age in the three-dimensional framework described by the authors of the combined system of factors determining its levels and specificity. The results of the study the level of social adaptation of preschool children (high, medium, low) in accordance with the developed monitoring protocol. The main parameters are bold: the satisfaction of physiological needs, interaction with others, emotional response to environmental stimuli, the implementation of rules, regulations, instructions adult. The results of studies that reveal the influence of the style of family education, visiting / not visiting preschool educational institutions, macro-level on the living conditions of social adaptation of children. The paper identified a statistically significant difference between indicators of social adaptation (Fisher). Statistically significant relationships between neuropsychological characteristics of children and their level of social adaptation (Spearman). Results of the study confirm the trend: the higher the level of neuropsychological status of the child, the higher the level of social adaptation, which is characterized by, and inversely. The plan emphasizes the importance of the practical significance of an integrated correctional-developing work with children, implemented by the interaction of parents, teacher and psychologist that provides a multi-pronged approach to the child in order to improve its level of social adaptation and comprehensive development of the person as a whole.
Keywords: social adaptation, and levels of adaptation options, difficulties of social adaptation of children of preschool age, the style of family education, pre-school educational institution, the conditions of residence (urban / rural), neuropsy-chological diagnostics and correction.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В связи с возрастающим количеством соматических и психологических нарушений у детей в современном обществе проблема их социальной адаптации в окружающем социальном пространстве, несомненно, занимает важнейшее место, так как ее успешная реализация является фундаментом для гармоничного психофизического, личностного и социального развития детей в целом. Учитывая потребность общества в формировании психологически и соматически здорового будущего поколения, важно понимать, что исследовать существующие трудности и предпринимать профилактические и коррекционные меры необходимо на более раннем этапе развития личности, в период раннего и дошкольного детства, так как в этот период психика ребенка наиболее
пластична и лабильна. Однако благоприятное прохождение процесса социальной адаптации и, соответственно, формирование у детей адаптивного поведения - есть целенаправленная и систематически спланированная работа как на уровне микросоциума, в рамках семейного воспитания, так и в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), но обязательно с учетом психофизиологических особенностей конкретного ребенка [1, 2, 3]. В настоящее время личность ребенка становится центром инновационных воспитательных воздействий как со стороны родителей, так и со стороны образовательной системы. Психофизиологическая же основа личности ребенка не всегда принимается во внимание значимыми субъектами воспитания, чаще даже вовсе не понимается ими. Однако гармоничное и полноценное развитие личности детей дошкольного возраста возмож-
но только в рамках комплексного социального воздействия на ребенка на базе и с учетом его нейропсихологи-ческого статуса.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
В настоящее время понятие социальной адаптации детей как фактора их психологического здоровья и условий его оптимизации относится к числу актуальных как в теоретическом, так и в практическом плане социально-психологических проблем. Проблема социальной адаптации находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых (Г.М. Андреева, А. Бандура, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, О.И. Зотова, И.К. Кряжева, А.А. Реан) и зарубежных ученых (Г. Терри Пейджа, Т. Парсонс, Дж. Б. Томаса, Алана Р. Маршалла и др.) [4, 5, 6, 7]. При этом существование множества подходов к определению понятия «социальная адаптация» обусловлено его разнонаправленностью. Большинство авторов выделяют активность личности в процессе социальной адаптации, именно тогда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию ее индивидуальности.
Социальная адаптация детей дошкольного возраста, по мнению А.В. Петровского, представляет собой не только совокупность психологических действий и способов выполнения ребенком ведущей деятельности, но и комплекс психологических, нейропсихологических и коррекционных методов социализирующего воздействия, направленных на формирование социально адаптивных навыков [7]. При этом в научной литературе существуют теории, по-разному объясняющие структуру социальной адаптации ребенка относительно вхождения его в новую социальную среду. Так, Т.В. Дорожевец предлагает одну из моделей социальной адаптации, включающую в себя три ее вида: академический, характеризующийся степенью соответствия поведения ребенка нормам жизни; социальный, отражающий успешность нахождения ребенка в социальной группе в виде принятия его сверстниками; личностный, связанный с уровнем принятия ребенком себя как представителя какой-либо социальной общности (например, воспитанник
ДОУ) [8].
Г.И. Семенова, А.Э. Симановский выделяют следующие уровни адаптации детского возраста (от низшего к высшему):
- 1 уровень - пространственно-предметный, предполагающий адаптацию к пространственным характеристикам окружающих предметов и объектов;
- 2 уровень - коммуникативно-симбиотический, характеризующий приспособление к действиям других людей и способность выстраивать с ними отношения взаимодействия;
- 3 уровень - деятельностно-манипулятивный, отражающий учет различных условий (особенности эмоционально-волевой и произвольной сфер личности) при реализации предметных действий. Этот уровень предполагает активность субъекта и способность использовать других людей для реализации своих планов;
- 4 уровень - социально-символический, означающий способность понимать социальную символику, а значит значение поступков, что, в свою очередь, позволяет предвидеть поступки других людей и самому поступать соответствующим образом [9].
Одним из основных показателей успешной адаптации ребенка в новых социальных условиях является правильно организованное воспитание ребенка дошкольного возраста на всех вышеуказанных уровнях, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Развитие социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от наиболее значимых институтов воспитания - семьи и дошкольного образовательного учреждения,
под влиянием которых осуществляется освоение детьми предметного мира и отношений между людьми. Значительным фактором выполнения воспитательных задач является взаимодействие семьи и ДОУ в условиях определенной макросреды (как основном месте проживания ребенка) [1, 7, 8, 10].
На основании вышесказанного, в целях совершенствования современного процесса социализации ребенка нами предлагается использовать трехмерную комбинированную систему факторов социальной адаптации, включающую семью, как микромодель общества, взаимодействующую с дошкольным образовательным учреждением, и место проживания (город / сельская местность), как макросреду для социализации ребенка. В этой связи важными составляющими компонентами трехмерной модели социальной адаптации являются теоретические и эмпирические основания построения данной структуры:
- макросреда как ментальная характеристика, определяющая основные закономерности социализации детей в определенных условиях проживания (город / село);
- социальные условия микросреды (семейного и дошкольного воспитания) как интегративные характеристики непосредственных воспитательных воздействий, реализуемых с учетом психологических особенностей детей;
- основные параметры социальной адаптации детей, формируемые под воздействием условий макро- и микросоциума, а именно: удовлетворение физиологических особенностей, выполнение инструкций взрослого, взаимодействие с окружающими людьми, эмоциональное реагирование на стимулы окружающей среды.
В проектировании композиции нами представлена систематизированная трехмерная модель социальной адаптации детей дошкольного возраста, конкретизирующая содержание разработанных структурных компонентов, сформулированных следующим образом:
- определение основных компонентов модели (семейное воспитание, ДОУ, район проживания) в процессе социальной адаптации детей дошкольного возраста, обоснование их взаимозависимости, взаимодействия и взаимообусловленности;
- проектирование совместно реализуемых воспитательных средств и способов воздействия на детей семьей и специалистами дошкольного образовательного учреждения в процессе социализации.
В процессе внедрения описываемой трехмерной модели социальной адаптации детей в рамках воспитательной системы нами определены параметры оценки результатов социальной адаптации дошкольников:
а) развитие познавательной сферы, речемыслительной деятельности, интеллектуальной работоспособности;
б) развитие эмоционально-потребностной и мотиваци-онной сферы; в) развитие коммуникативной сферы ребенка: взаимодействие с родителями, воспитателями и сверстниками; г) развитие саморегуляции и контроля, соблюдение социальных и этических норм, то есть развитие произвольной сферы личности (рисунок 1).
Таким образом, показателем достижения цели и задач процесса социальной адаптации дошкольников в рамках системы воспитания является положительная динамика в развитии познавательной, коммуникативной, эмоционально-потребностной и произвольной сфер личности дошкольника, то есть формирование целостной системы отношений к миру, к себе, к другим людям.
Соответственно, изучение трудностей социальной адаптации детей дошкольного возраста осуществляется с позиции выявления факторов, негативно влияющих на успешность выполнения познавательной деятельности и овладения ими социальными навыками. Происходящие изменения в психической, личностной или социально-психологической сфере организма ребенка обуславливаются интегральной характеристикой процесса адаптации, что может привести к негативным изменениям
в развитии ребенка при условии трудностей его реализации [10, 11, 12]. Так, признаки социальной дезадаптации личности, соответственно, могут сопровождаться нарушениями в психическом развитии, что напрямую касается детского возраста в силу восприимчивости, неустойчивости и пластичности мозга ребенка. По мнению А.И. Захарова, адаптация ребенка к новым социальным условиям всегда будет протекать труднее и длительнее у детей с более сложно устроенной психикой и эмоциональной привязанностью к матери [6].
тами СГСПУ.
С учетом значимых факторов вышеописанной трехмерной модели респонденты были распределены по следующим групповым комбинациям (Таблица 1).
Таблица 1 - Распределение респондентов по групповым комбинациям
Посещение ДОУ Стиль семейного воспитания Район проживания
Посещает ДОУ Авторитарный/ Либеральный Демократический Город
Посещает ДОУ Авторитарный/ Либеральный Демократический Сельская местность
Не посещает ДОУ Авторитарный/ Либеральный Демократический Город
Не посещает ДОУ Авторитарный/ Либеральный Демократический Сельская местность
Рисунок 1 - Трёхмерная модель социальной адаптации дошкольников
Поддерживая точку зрения автора, отметим, что именно психофизиологические свойства, связанные с особенностями нервной системы ребенка и заложенные в перинатальный период развития ребенка, являются базовыми, первичными факторами, которые определяют уровень его дальнейшей социальной адаптации. Их необходимо рассматривать с точки зрения нейропсихо-логического подхода, выявляющего и дифференцирующего особенности развития ребенка через призму мозговой организации психических процессов. В последнее время нейропсихологический подход приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью [13, 14, 15]. Как правило выделяют функциональные особенности психики, которые в целом не мешают ребенку жить в социуме, но создают определенные трудности при взаимодействии с ним, его обучении и воспитании.
Более отягощенный вариант развития наблюдается у детей, имеющих нарушения высших психических функций, что, как правило, сопровождается их наблюдением у специалистов медицинского профиля с различного рода диагнозами (СДВГ, РАС, ЗПРР и другими), и связано с органической недостаточностью или недоразвитием определенных зон мозга, которые влекут за собой вторичные психические и даже третичные личностные изменения.
Принимая во внимание данное положение, можно выделить многоступенчатость процесса адаптации, отражающую различные уровни ее сформированности у ребенка, которые зависят от влияния совокупности важнейших социальных факторов в период дошкольного детства.
Формирование целей статьи (постановка задания).
С целью выявления особенностей социальной адаптации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях (город/сельская местность) было проведено исследование, в котором приняло участие 523 ребенка дошкольного возраста г. Самара и Самарской области.
Исследование проведено в 2016 году на базе Центра Детской Нейропсихологии «Счастливые детки» (г.о. Самара) совместно с его сотрудниками, а также преподавателями кафедры педагогики и психологии, студен-
В каждой из выделенных групп выделяются подгруппы, обозначаемые в соответствии с возрастной периодизацией Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, И.Ю. Кулагиной как младший дошкольный возраст (3-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).
В рамках каждой из групповых комбинаций с учетом указанных показателей проведены следующие исследовательские мероприятия:
На первом этапе исследования посредством комплексного психологического инструментария (опрос, тестирование родителей, беседа, анамнез перинатального периода, наблюдение), а также разработанного нами протокола наблюдения были выявлены:
- уровень социальной адаптации детей (низкий, средний, высокий);
- трудности в социальной адаптации детей, воспитывающихся в разных социокультурных условиях.
В работе использовались методики для родителей по выявлению отношения к ребенку и стилю семейного воспитания: Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); Методика PARI - Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument — PARI) (родительско-детские отношения) Е.С. Шеффер и Р.К. Белл; Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса [11, 17].
Параметры и критерии разработанного нами протокола наблюдения основаны на вышеуказанных уровнях социальной адаптации (Г.И. Семенова, А.Э. Симановский), а именно: пространственно-предметном, коммуникативно-симбиотическом, деятельностно-ма-нипулятивном и социально-символическом.
Параметр «Удовлетворение физиологических потребностей» оценивался по следующим критериям: осознание и удовлетворение потребностей естественным образом (высокий уровень); трудности, периодически возникающие в удовлетворении физиологических потребностей (средний уровень); серьезные проблемы, существующие в их осознании и удовлетворении (низкий уровень).
Параметр «Взаимодействие с окружающими людьми» оценивался по следующим критериям: сформированные навыки общения с взрослыми и сверстниками (высокий уровень); трудности, возникающие в определенной зоне общения: с взрослыми или с детьми, при вступлении в диалог или в обратной связи (средний уровень); отсутствие контакта с окружающими (низкий уровень).
Параметр «Эмоциональное реагирование ребенка на стимулы окружающей среды» оценивался по следующим критериям: проявления позитивного реагирования, положительных эмоций на стимулы окружающей среды (высокий уровень); инертное эмоциональное состояние или изменчивость направленности эмоционального со-
стояния от позитивного к негативному (средний уровень); преимущественно отрицательное отношение к объектам окружающего мира (низкий уровень).
Параметр «Выполнение ребенком правил, норм и требований» оценивался по следующим критериям: понимание ребенком инструкций взрослого и воспроизведение их в полной мере (высокий уровень); частичное (ситуативное) выполнение требований взрослого (средний уровень); непонимание и/или полное невыполнение заданных ребенку программ и инструкций.
Результаты наблюдения оценивались по трехбалльной системе:
- 3 балл - низкий уровень социальной адаптации;
- 2 балла - средний уровень социальной адаптации;
- 1 балла - высокий уровень социальной адаптации.
На втором этапе исследования в этих же группах
были выявлены нейропсихологические особенности детей дошкольного возраста с разным уровнем социальной адаптации.
Применение нейропсихологического обследования (диагностики) (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская, М.В. Белоусова, В.А. Меркулова, И.Ю. Гаврикова) позволило выявить и описать индивидуальные особенности и уровень развития высших психических функций детей, соответствующего дефицитарного блока мозга (первичного дефекта), оказывающего влияние на другие психические функции (вторичный дефект), а также личностные особенности (третичный дефект) [15, 16, 18, 19, 20-25], а именно:
- нейродинамические нарушения (подкорковая недостаточность);
- проблемы динамического, статического, пространственного, конструктивного праксиса;
- проблемы предметного, акустического, сенсорного гнозиса, зрительно-моторной и слухо-моторной координации;
- мнестические, речевые, интеллектуальные нарушения;
- проблемы произвольной саморегуляции, зоны программирования и контроля;
- трудности межполушарного взаимодействия.
Не менее важным диагностическим компонентом являлось определение сохранных форм психического функционирования ребенка, выступающих ресурсным, компенсаторным звеном его дальнейшего развития.
На третьем этапе исследования по результатам проведенной нейропсихологической диагностики в течение шести - восьми месяцев была проведена нейропсихоло-гическая коррекция детей со средним и низким уровнем социальной адаптации с целью восстановления и компенсирования проблем психического развития дошкольников разных возрастных этапов (3-5 лет) и (5-7 лет). Коррекционная программа занятий строилась с учетом возрастного аспекта в зависимости от особенностей «отстающих» функций и выявленных трудностей социальной адаптации. Метод коррекционной работы базировался на концепциях А.В. Семенович, Б.А. Архипова, А.Л. Сиротюк.
На четвертом этапе исследования посредством батареи нейропсихологических проб проводилось повторное диагностическое обследование дошкольников, которое оценивало результативность проведенной коррекцион-ной работы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
На первом этапе исследования уровня социальной адаптации детей дошкольного возраста, выделяя такие ее параметры как: «Удовлетворение физиологических потребностей», «Взаимодействие с окружающими людьми», «Эмоциональное реагирование ребенка на стимулы окружающей среды», «Выполнение ребенком правил, норм и требований», в первую очередь было выявлено процентное соотношение в общей выборке исследования, что отражено на рисунке 2.
□ 10%
□ 36%
54%
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
Рисунок 2 - Процентное соотношение детей с разным уровнем адаптации
Выявлено, что в выборке детей дошкольного возраста 54% детей имеют средний уровень социальной адаптации, отражающийся в периодически проявляющихся трудностях в одной или нескольких сферах жизни ребенка. У 36% детей наблюдается высокий уровень социальной адаптации, характеризующийся отсутствием явных проблем в жизнедеятельности ребенка на данном этапе развития. Низкий уровень социальной адаптации отмечается у 10% дошкольников, что проявляется в ярко выраженных трудностях, выявленных, как правило, по всем параметрам социальной адаптации. В основном данные проблемы наблюдаются у детей с грубыми нарушениями в развитии, связанными с органическим поражением центральной нервной системы и не позволяющими им соответствовать стандартным социальным нормам и требованиям, свойственным детской популяции в целом.
В данной работе представлены наиболее значимые результаты с применением корреляционного анализа коэффициента (rs) ранговой корреляции Ч. Спирмена для изучения взаимосвязей между показателями социальной адаптации и стилями семейных взаимоотношений. Предполагается, что в характере этих взаимосвязей могут скрываться психологические особенности и причины трудностей адаптации детей дошкольного возраста.
В результате проведенного корреляционного анализа по критерию Спирмена, выявлено, что чем выше показатель «Взаимодействие с окружающими» (0,56), тем более общителен ребенок и менее тревожен. При повышенном показателе, «Эмоциональное реагирование на стимулы окружающей среды» (0,48), увеличивается познавательная активность ребёнка и освоение им предметных действий, и тем меньше проявляется замкнутость и закрытость его от сверстников и взрослых. Тем не менее, существует определенная тенденция, и можно утверждать, что социальная адаптация ребенка зависит не только от способности взаимодействовать с окружающими, но и от удовлетворения физиологических потребностей. Это подтверждают и корреляционные связи между данными коэффициентами (0,76). Наблюдается отрицательная корреляционная связь (-0,47) между показателем «Выполнение инструкций, социальных правил взрослого» и показателем «Удовлетворением физиологических потребностей». Это говорит о том, что чем выше требования взрослого, предъявляемые ребенку, тем ниже уровень его адаптации к социальным условиям.
Исследуя особенности социальной адаптации детей с учетом влияния стиля семейного воспитания (с помощью методики изучения родительских установок Е.С. Шефер и Р.К. Белл (PARI), а также методики «Анализ родительских отношений» А.Я. Варга, В.В. Столина), в группе детей с высоким уровнем адаптации по шкале «Симбиоз» выявлено наличие значительной психологической дистанции родителя с ребенком (75%). У детей со средним уровнем социальной адаптации дистанция наблюдается только в 20% обследуемых семей. Соответственно, с детьми, имеющими проблемы в адаптации, родители сокращают дистанцию, стараясь всегда быть ближе к ним, удовлетворять их основные потребности, оказывать помощь и поддержку, в отличие от детей с высоким уровнем адаптации, которые получают
от родителей определенную долю самостоятельности в процессе приспособления их к реальной действительности.
Представленные в шкалах «Кооперация» и «Принятие - отвержение» данные показывают, что родители, имеющие детей с высоким уровнем социальной адаптации, в несколько большей степени проявляют внимание к интересам ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком (75%). Они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него (100%). У детей с имеющимися проблемами в социальной адаптации данные показатели выражены в меньшей степени (60% и 80%).
Корреляционная взаимосвязь стиля родительского отношения «Отвержение» и параметров социальной адаптации ребёнка показывает взаимозависимость таких показателей как «Эмоциональное реагирование на стимулы окружающей среды» (ге=-0,49, при р < 0,05) и «Взаимодействие с окружающими» (ге=0,53, при р < 0,05). Чем больше отвержение ребёнка со стороны родителей, тем меньше ребёнок проявляет общительности и отзывчивости по отношению к окружающим и тем больше трудностей испытывает в социальной адаптации. Чем выше коэффициент корреляции стиля «Кооперация», представленный как социально желательный образ родительского отношения, тем выше показатель «Выполнение инструкций, социальных правил взрослого» (ге=0,61, при р < 0,05). Родитель не только заинтересован в делах и планах ребенка, но старается во всем помочь ребенку, а также высоко оценить его интеллектуальные и творческие способности. Чем больше родители реализуют такой стиль родительского поведения как «Симбиоз», тем меньше ребёнок проявляет самостоятельности в познавательной деятельности, и тем более он закрыт от взаимодействия с окружающими (ге=0,58, при р < 0,05). Как показывает корреляционный анализ, при повышенном коэффициенте стиля «Авторитарная гиперсоциализация», ребёнок лучше слушает родителей и относительно спокойно взаимодействует с ними (ге=0,48, при р < 0,05), но при этом ребёнок становится менее общительным и замкнутым (ге=-0,39, при р<0,01). Корреляционная взаимосвязь стиля родительского отношения «Маленький неудачник» с показателями социальной адаптации указывает на проявление трудностей в эмоциональном взаимоотношении ребенка с родителями и сверстниками (ге=-0,44, при р<0,05), приводящие к заниженной самооценке и проявлению его не приспособленности и не успешности в предметной деятельности.
Анализируя особенности социальной адаптации детей, воспитывающихся в городских и сельских семьях, а также их поведенческие показатели, мы выявили определенные трудности, с которыми сталкиваются дети в условиях взаимодействия с окружающей действительностью. Так, в ходе проведенного исследования выявлены статистически значимые различия (по критерию Фишера) между группами респондентов городских и сельских семей. Так, было отмечено различие по показателю «Удовлетворение прогрессивных духовных потребностей», критерий Ф*эмп = 4,915 (р<0,09), что определяет полученное эмпирическое значение ф* в зоне значимости. В городских семья чаще отдается предпочтение дополнительным занятиям и повышению культурного уровня ребенка, чем в сельских семьях. В сельских семьях определен показатель «Постоянная и тесная связь семьи с другими семьями (родственников, знакомых)» - критерий Ф*эмп = 5,467 (р<0,09). Также имеются статистически значимые различия по показателю «Родители поддерживают устойчивые связи с ДОУ» ф*эмп = 3,802 (р<0,09), городские родители по сравнению с сельскими, в большей степени взаимодействуют со специалистами дошкольных учреждений в процессе адаптации ребенка, у взрослых в семье отмечается единство и согласованность требований к детям. При этом
сельские родители (68%), чаще «преувеличивают роль и возможность общественных форм воспитания (ДОУ)», чем городские (54%).
Показателем уровня педагогической культуры родителей (из различных мест проживания) является ряд ошибок и трудностей, допускаемых ими в воспитании детей при адаптации их к различным новым социальным условиям. В результате исследования были выявлены наиболее типичные (таблица 2).
Таблица 2 - Статистические показатели трудностей адаптации детей, проживающих в различных социальных условиях (по критерию Фишера)
№ Показатели трудностей Город (%) Село (%) ф*эмп
1 Отсутствие единых требований в воспитании 48 60 - 1,894
2 Слепая неразумная любовь к ребенку 68 32 5,144
3 Чрезмерная строгость или нетребовательность родителей 35 63 -4,227
4 Недостаточно четкое представление о целях, задачах, средствах и методах воспитания 31 54 -3,497
5 Отставание детей от посильного домашнего труда 57 29 3,979
6 Неумение использовать систему поощрения и наказания 58 40 2,451
7 Отсутствие такта в отношениях с ребенком (использование ненормативной лексики в общении с ребенком) 36 54 -2,744
8 Ссоры родителей в присутствии детей 44 57 - 2,002
9 Идеализация ребенка 69 43 3,654
10 Преувеличение роли и возможностей общественных форм воспитания (ДОУ) 54 68 - 2,277
Характерно, что рассмотренные ошибки нередко встречаются в одних и тех же семьях, как бы дополняют друг друга и тем самым осложняют воспитание в процессе адаптации ребенка. Ошибки при взаимодействии родителей с детьми не просто проявляют себя в общении и деятельности, но сказываются на формировании у ребенка дисциплинированности, инициативности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия и других социально значимых качеств личности.
Необходимо отметить, что трудности адаптации зачастую вызываются парциальными отклонениями в формировании высших психических функций и обусловлены комплексом причин как психологического, так и социального характера, представленным на рисунке 3.
Трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста, в зависимости от условий проживания (%)
I ^Р^'ЙРН
Удовлетворение физиологических потребностей
Взаимодействие с Эмоциональное
окружающими людьми реагирование на стиму среды
Выполнение инструкций, .1 социальных правил, норм и требований
Рисунок 3 - Трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста (село/город)
Большинство городских семей (46%) испытывают трудности при воспитании у ребенка социальных навыков, чем в сельских семьях (23%), критерий Ф*эмп = 5,098 (р<0,09). По параметру «Удовлетворение физиологических потребностей ребенка» наиболее часто встречающимися трудностями социальной адаптации, особенно
младших дошкольников являются: проблемы со сном (ребенок плохо засыпает, просыпается по ночам, спит с родителями); проблемы с едой (ребенок плохо есть, не ест определенные продукты, не ест самостоятельно); проблемы с туалетом (ребенок ходит в памперсах, не ходит в туалет в общественных местах, энурез, инкапрез).
Данные трудности у детей являются базовыми, преодоление которых создает физиологическую основу, внутренние условия для возникновения проблем в реализации более высокоорганизованной деятельности.
Выявлено различие по показателю «Взаимодействие с окружающими людьми» возникают трудности в коммуникации со сверстниками и взрослыми проблемы в умении ребенка из сельской семьи (35%), чем городской (12%), критерий Ф*эмп = - 3,886 (р<0,09). Дети из сельской семьи чаще испытывают сложности при обращении с просьбой, вопросом или высказыванием к окружающим и выражении соответствующей обратной связи при обращении к нему.
По параметру «Эмоциональное реагирование ребенка на стимулы окружающей среды», проблемы возникают в первую очередь в эмоционально-волевой сфере личности, в городских семьях (29%) чаще, чем в сельских (18%), критерий Ф*эмп = 1,769 (р=0,05), эмпирическое значение Ф* находится в зоне неопределенности. При этом значительно снижен или значительно повышен общий тонус организма, активность ребенка; постоянно или периодически проявляются отрицательные эмоции по отношению к жизненным реалиям; отсутствует контроль своего эмоционального состояния.
По параметру «Выполнение ребенком инструкций, социальных правил, норм и требований» трудности проявляются в сельских семьях (24%), реже встречаются с данными трудностями в городских семьях (13%), критерий Ф*эмп = 2,136 (р=0,05), эмпирическое значение ф* находится в зоне неопределенности. В усвоении ребенком программы действия до его полного завершения; в осознании смысла собственной деятельности; в произвольности психических процессов и поведения.
Анализируя полученные результаты с позиции посещения/непосещения детьми образовательных учреждений, отметим преобладание высокого уровня социальной адаптации в группах детей, посещающих ДОУ, по сравнению с не посещающими его. С другой стороны, отмечается значимость приобретенных детьми, посещающих дошкольное учреждение, социальных навыков в процессе адаптации (рисунок 4).
возраста, в условиях образ
состояние таких детей характеризуется вязкостью, инертностью, либо наблюдаются колебания в проявлении положительных и отрицательных эмоций. Выполняя инструкции частично, периодически проявляют непослушание.
У городских и сельских детей с низким уровнем адаптации отмечаются серьезные проблемы в удовлетворении естественных потребностей (со сном, едой, туалетом), практически отсутствует взаимодействие с окружающими, на стимулы окружающей среды они реагируют негативно, либо не реагируют вообще, проявляют отрицательные эмоции, для них характерны слабо развитые коммуникативные качества личности, что отражается в их замкнутости и отсутствии контактов. В совместной деятельности такие дети обычно не выполняют инструкции взрослого, нарушают нормы и правила, не делятся игрушками с другими, часто обижают сверстников.
Проведенный статистический анализ (по критерию Фишера) позволил обнаружить наиболее значимые расхождения между городскими и сельскими детьми, посещающими и не посещающими дошкольное учреждение, по всем параметрам адаптации, представленные в таблице 3.
Таблица 3 - Статистические различия между параметрами адаптации у детей, посещающих и не посещающих ДОУ, с учетом условий проживания
Параметры адаптации Посещают ДОУ Не посещают ДОУ
Город Село Город Село
Абс. 0/0 Абс. в/о Абс. Абс. %
Удовлетворение 56 71,8 50 88,8 22 50,0 15 83,3
Критерий - 2,844; ^0,91) Критерий 9*= -2,606; (р<0,01)
Взаимодействие с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) 70 | 89,7 | 66 73,3 27 | 61,4 | 13 | 72,2
Критерий ср*= 2,793; (р<0,01) Критерий 9*= -0,822; (р>0,01)
Эмоциональное ре агирование на стимулы окружающей среды 51 | 65,4 | 74 | 82,2 25 | 56,8 | 11 | 61,1
Критерий (р*=-2,502; (р<0,01) Критерий 9*=-0Д 15; {р>0,01)
Выполнение ре бенком норм. 68 | 87,2 | 64 | 71,1 29 | 65,9 | 12 | 66,7
Критерий ср*=2,б!2; (р<0,01) Критерий 9*= -0,061; (р>0,01)
городские посещают ДОУ сельские посещают ДОУ сельские не посещают ДОУ городские не посещают ДОУ
Рисунок 4 - Уровни адаптации сельских и городских детей, посещающих и не посещающих ДОУ
По данным исследования, у городских и сельских детей, посещающих ДОУ и имеющих высокий уровень адаптации, отмечается высокая степень развития коммуникативных качеств личности и межличностных отношений, отсутствие трудностей в удовлетворении физиологических потребностей, высокая организованность действий при проведении совместной игры.
Для городских и сельских дошкольников со средним уровнем адаптации характерны периодически возникающие трудности в удовлетворении потребностей, а также в коммуникативной деятельности. Эмоциональное
У сельских детей наиболее значимые показатели, в сравнении с городскими детьми, посещающими ДОУ, представлены в параметрах «Удовлетворение физиологических потребностей», критерий ф*= -2,844; (р<0,01) и «Эмоциональное реагирование на стимулы окружающей среды», критерий ф*= -2,502; (р<0,01), что подтверждает у них отсутствие трудностей в удовлетворении физиологических потребностей, проявление положительных эмоций на реальную действительность, в том числе и на взаимодействие с окружающими, что обусловлено более спокойным, размеренным образом жизни, свойственном сельской местности. Наиболее значимые показатели у городских детей, посещающих ДОУ, выявлены по параметрам «Взаимодействие с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками)», критерий ф*=2,793; (р<0,01); и «Выполнение ребенком норм, правил, требований взрослого», критерий ф*=2,612; (р<0,01), характеризующие выраженность высокой организованности действий при проведении совместной игры и обучающих занятий, обращение к взрослым и сверстникам в соответствии с социальными нормами, однако эмоциональное состояние таких детей инертно, либо наблюдаются колебания в проявлении положительных и отрицательных эмоций при взаимодействии с окружающими.
По данным исследования, выраженность параметров адаптации позволяет определить, что у городских и сельских детей, не посещающих ДОУ, количественные показатели достаточно схожи между собой, что связано с узким кругом общения детей, ограниченным преимущественно семейным воспитанием, независимо от условий их проживания. Полученные результаты ф свидетельствует о том, что наиболее значимое расхождение в показателях адаптации у сельских детей выделены в параметре «Удовлетворение физиологических потребностей», критерий ф*= -2,606; (р<0,01) (значимо), по которому у городских детей, не посещающих ДОУ, выявляются определенные трудности, сочетающиеся с негативным эмоциональным реагированием на определенные социальные ситуации.
Нами выявлен ряд показателей социальной адаптации, которые различаются у городских и сельских детей,
сре
посещающих и не посещающих ДОУ (Таблица 4).
Таблица 4 - Статистические различия между параметрами адаптации у детей из городской и сельской местности, посещающих и не посещающих ДОУ
Параметры Город С&то
Посещ а ют доу Не посещают ДОГ Посещают доу Не посещают ДОУ
Абс. А5с. "А Абс. А5с. %
Удовлегвор ение физиологических потребностей 56 71,8 :: 50,0 80 88,3 15 83,3
Критерий «р*=2,392; (р<0,01) Критерий ф*=0:б27; (р>0г01)
Взаимодействие с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) 70 | 89" | 27 | 61,4 66 | 733 | 13 | 72Д
Критерий <р*=3.644: (р<0,01) Критерий ср*=0,097; {р>0,01)
Эмоциональное реагирование на стимулы окружающей среды 51 | 65,4 | 25 | 56,8 74 | 822 I 11 I 61,1
Критерий ф*=0,939: (р>0,01) Критерий ф*=1,844; (р>0,05)
Выполнение р ей енком норм, правил, требований взро слого 68 | 87,2 | 29 | 65,9 64 | 71,1 | 12 | 66,7
Критерий <р*=2.737: (р<(Ш) Критерий ф*=0,368: (рУ^О!)
Результаты таблицы 4 показывают, что большинство городских и сельских детей, посещающих ДОУ, являются наиболее социально адаптированными, с ярко выраженными экстравертированными свойствами, отражающиеся в их реакциях в групповом взаимодействии. У сельских детей, посещающих ДОУ, преобладает показатель «Эмоциональное реагирование на стимулы окружающей среды», свидетельствующий об их открытости и непосредственности по отношению к разным людям и объектам. У городских детей, посещающих дошкольное учреждение, преобладает показатель «Выполнение ребенком норм, правил, требований взрослого» - Ф эмп. составляет 2,737; (р<0,01) (значимо); «Взаимодействие с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками)» - ф эмп., составляет 3,644 > ф кр. 2,31; р<0,01 (значимо). Данные показатели могут свидетельствовать об их высоких результатах в совместной деятельности, в отличие от «домашних» детей они обычно выполняют инструкции взрослого, соблюдают нормы и правила, делятся игрушками, чаще сочувствуют другим детям. К сожалению, в большинстве семей, в которых дети не посещают ДОУ, недостаточное внимание уделяется определенным аспектам социальной адаптации. В частности, в таких семьях соблюдение режима дня далеко не всегда соответствует нормативным возрастным показателям.
В процессе исследования выявлены особенности социальной адаптации младших и старших дошкольников. Так, психологический климат в группах младших дошкольников (3-5 лет), вновь поступивших в ДОУ, оказывается в целом позитивным как в городской, так и в сельской среде. Сельские дети легче ориентируются в новом пространстве (75,7%), имеют лучший аппетит, чем городские дети (67,2%); 70% воспитанников из села имеют спокойный, продолжительный сон и без тревоги вступают в контакт с взрослыми, т.е. у них заметны преимущества в эмоционально-потребностной сфере. У 39,8% детей из большого города процесс адаптации к детскому саду сопровождается повышением уровня тревожности, что значительно выше, чем у сельских детей -25,1%. Большинство городских детей активнее общаются со сверстниками (76,5%), чем сельские (62,1%); при этом более самостоятельны в своих действиях сельские дети (88,9%), чем городские (71,8%).
У старших дошкольников (5-7 лет), наблюдается высокий уровень развития ведущей деятельности (сюжетной и сюжетно-ролевой игры), а также достаточный уровень эмоционально-волевой регуляции. Хотя познавательные функции у некоторых сельских детей менее развиты, чем у городских, но у них выявились более устойчивые эмоционально-волевые проявления в отношении реальной действительности. В старшей и подготовительной группах выявлен высокий уровень комфортности при нахождении в ДОУ (для 79% городских детей и 84% сельских воспитанников характерен высокий уровень контактности, открытости окружающим, отсутствие тревоги в процессе общения с воспитателем).
Таким образом, с учетом возрастной динамики замечено повышение уровня социальной адаптации детей от младшего к старшему дошкольному возрасту, однако особенности эмоционально-волевой и произвольной сфер напрямую зависят от микро- и макросоциальных условий.
На втором этапе исследования с помощью батареи нейропсихологических проб (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, М.В. Белоусова, В.А. Меркулова, И.Ю. Гаврикова), актуальных для дошкольного возраста [15, 16, 18], нами была проведена диагностика особенностей развития психических функций дошкольников.
Определение ведущего полушария у детей дошкольного возраста выявило преобладание у них преимущественно левого полушария. Замечено, что у детей независимо от уровня социальной адаптации доминирует левое полушарие головного мозга, что наблюдается у большинства детской популяции в целом, являющихся правшами. Однако несколько больший процент левшей, у которых преобладающим является правое полушарие, встречается у детей либо с высоким уровнем социальной адаптации (15%), без проблем усваиваемых общественные нормы и требования, либо у детей с ее низким уровнем сформированности (11%), имеющих серьезные трудности во взаимодействии с окружающими.
Различные уровни развития нейропсихологических особенностей детей дошкольного возраста, выраженные в процентном соотношении, представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Нейропсихологические особенности развития детей дошкольного возраста
Нейропсихологические показатели Уровень развития исследуемых показателей
Высокий Средний Низкий
Подкорковые структуры 21% 44% 35%
Межполушарное взаимодействие 28% 52% 20%
Динамические показатели (праксис) 16% 53% 31%
Произвольные действия, регуляция и контроль 27% 58% 15%
Пространственные представления 10% 61% 29%
Восприятие (гнозис) 64% 28% 8%
Внимание 16% 47% 37%
Память 26% 56% 18%
Мышление 29% 52% 19%
Речь 21% 56% 33%
Среднее значение 25,8% 50,7% 23,5%
Анализ полученных данных (таблица 5) показал, что на фоне преобладания среднего уровня психофизиологического развития детей дошкольного возраста, наиболее сильной их психической функцией является восприятие (гнозис) (64%), преимущественно зрительное, что обусловлено множеством визуальных стимулов и разнообразных возможностей, сопровождающих развитие ребенка в первые годы жизни. Наиболее слабыми звеньями психического развития выявлены подкорковые структуры головного мозга (35%), отвечающие за генерализованный тонус организма, процессы возбуждения/торможения, за счет чего при утомлении ребенка наблюдается снижение и уровня его внимания. Кроме того, у дошкольников выявлена недостаточная сформи-рованность динамической стороны психического развития (праксис) (31%), комплексно сочетающей в себе крупную и мелкую моторику, праксис позы и оральный праксис, которая коррелирует и непосредственно влияет на развитие речевой функции (33%).
В городских ДОУ у детей выявлен средний (68%) и высокий (32%) уровень развития крупной и мелкой моторики; высокий уровень развития зрительного восприятия продемонстрировали 46% детей, в то время как слуховое восприятие высоко развито у 32%, средний уровень - у 47%, низкий уровень наблюдается у 21% обследованных детей. Проведенное исследование в сельских ДОУ показало, что дети младшего дошкольного возраста, имеют средний (58%), высокий (26%), низкий (16%) уровень развития крупной и мелкой моторики;
высокий уровень развития зрительного восприятия продемонстрировали 42% детей, слуховое восприятие высоко развито у 27%, средние - у 50%; низкий уровень наблюдается у 23% обследованных детей.
Полученные результаты показывают, что произвольная регуляция собственной деятельности, выполнение программы и ее контроль у детей, посещающих ДОУ, формируется быстрее (к 4 годам) и на более высоком уровне (73%), чем у «домашних» детей (54%), которые становятся более произвольными к 5-6 годам. Такая тенденция в большей степени свойственна городским детям, при этом к 6-7 годам высокий уровень данного нейроп-сихологического показателя достигает 90%. Аналогично замечено, что темп созревания межполушарных связей, становление динамического праксиса у городских детей, посещающих ДОУ (69%), также значительно выше своих сельских сверстников (48%), при этом у городских детей эти показатели формируются к 4-5 годам, у сельских детей - к 6-7 годам. Речемыслительные процессы, а также мелкая моторика ярче выражены у детей, посещающих ДОУ, нежели у детей, не посещающих ДОУ, в частности, у городских детей высокий уровень развития интеллектуальных показателей наблюдается в 72% случаев, у сельских же детей - в 46%.
В овладении пространственными навыками городские дети испытывают большие трудности, чем сельские, которые в 75% случаев имеют высокий уровень их развития, что почти вдвое выше, чем у детей, живущих в городской среде, при этом у всех детей сформирован-ность пространственного праксиса в полной мере наблюдается к 6-7 годам. Идентификация и изображение эмоций у сельских детей осуществляется с 4-х лет в 80% случаев, хотя аналогичный процент городских детей осваивает данную пробу с 5 лет.
По результатам нейропсихологической диагностики выявлены статистически значимые корреляционные связи (по Спирмену) между нейропсихологическими особенностями в развитии детей дошкольного возраста (нейродинамические нарушения (подкорковая недостаточность); проблемы динамического, статического, пространственного, конструктивного праксиса; проблемы предметного, акустического, сенсорного гнозиса, зрительно-моторной и слухо-моторной координации; мнестические, речевые, интеллектуальные нарушения; проблемы произвольной саморегуляции, зоны программирования и контроля; трудности межполушарного взаимодействия) и высоким уровнем социальной адаптации составляет (ге=0,712, при р < 0,05), и среднем уровнем (ге=0,819, при р < 0,05), и низким уровнем (ге=-1, при р < 0,01). Корреляционная взаимозависимость показателей социальной адаптации детей дошкольного возраста и нейропсихологических показателей отражает следующую тенденцию: чем выше уровень развития нейропси-хологических показателей ребенка, тем выше уровень его социальной адаптации.
На третьем этапе исследования, следуя принципу единства диагностики и коррекции, на основании результатов диагностической процедуры в течение 6-8 месяцев с периодичностью 2-3 раза в неделю проводились коррекционные занятия, направленные на восстановление и/или компенсацию недостаточно сформированных функций детей в каждой из сформированных групп (когнитивными и эмоционально-волевыми трудностями).
Коррекционная программа строилась с учетом «слабых» сторон психического развития, то есть с применением упражнений на моторную сферу и речемыслитель-ную деятельность, а именно на поддержку:
- подкорковых зон мозга (режим работы и отдыха, смена физической и интеллектуальной нагрузки, дыхательные упражнения, массаж и водные процедуры);
- функции программирования, регуляции и контроля (работа с сюжетно-ролевой игрой, использование алгоритмов действий, обозначений действий определенными знаками и символами, упражнения на переключение
действий);
- функции внимания (упражнения на развитие концентрации, переключения, распределения внимания)
- межполушарного взаимодействия (разнонаправленные движения);
- динамического праксиса (крупную и мелкую моторику);
- пространственных представлений (ориентировку телесного пространства в пространстве окружающего мира);
- мышления и речи.
В процессе реализации коррекционной программы каждая группа детей посещала дополнительные занятия с нейропсихологом в центре, а также работала в обычном режиме (семья, ДОУ) с учетом индивидуальных рекомендаций по организации их повседневной деятельности. Другими словами, коррекционный процесс данных подгрупп происходил как в специально организованных условиях, так и в обычной жизнедеятельности ребенка с применением значимыми взрослыми рекомендаций, направленных на поддержание их психофизиологического состояния и восстановление дефицитарных функций.
На четвертом этапе исследования проводилось повторное диагностическое обследование дошкольников, которое оценивало результативность проведенной кор-рекционной работы.
Показатели детей с изначально низким уровнем развития психических функций, лежащих в основе когнитивных и личностных проблем, в сравнительной характеристике представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Динамика нейропсихологических показателей детей дошкольного возраста с трудностями социальной адаптации (до и после коррекции)
Нейр опсихо логич е ские Когнитивные трудности Личностные трудности
показатели До коррекции После коррекции До коррекции После коррекции
Подкорковые структуры 42% 38% 59% 41%
Межполушарно е 65% 45% 14% 10%
взаимо д еистБие
Динамические показатели 58% 33% 19% 12%
(праксис)
Программа 31% 25% 64% 52%
и контр ОЛЬ
Пространственные 40% 35% 29% 22%
представления
Восприятие (гнозис) 13% б% 4% 0%
Внимание 28% 25% 49% 37%
Память 20% 16% 10% 8%
Мышление 47% 40% 12% 9%
Речь 59% 44% 11% 7%
Полученные данные показывают, что по результатам проведенной коррекционной работы, направленной на развитие недостаточно сформированных сторон психического развития детей, наблюдается динамическая тенденция улучшения большинства показателей, то есть сокращения процента низкого уровня их развития (Таблица 6). Что касается группы детей с когнитивными трудностями, в большей степени поддались коррекции показатели двигательной функции (крупномоторные изменения) (до коррекции - 58%, после - 33%) и межпо-лушарного взаимодействия (до коррекции - 65%, после
- 45%). Интересно, что улучшение данных показателей непосредственно повлияли на эффективность речевого развития (процент трудностей снизился с 59% до 44%).
У детей с личностными нарушениями наиболее чувствительными к изменениям оказались функции активации, энергетизации организма (до коррекции - 59%, после - 41%), отвечающие за уровень работоспособности ребенка, соотношение процессов возбуждения/торможения в организме. Кроме того, претерпела значительные изменения в сторону улучшения функция программирования, регуляции и контроля (до коррекции - 64%, после
- 52%), что, соответственно, повысило уровень произвольного поведения детей. При этом уровень концентрации и устойчивости внимания увеличился на 12%.
Анализируя результаты экспериментального исследования, заметим, что за относительно недолгий период коррекционной работы повысились показатели среднего уровня развития психических функций дошкольников, однако в большей степени нас интересовали низкоуровневые параметры, по которым также выявилась положи-
тельная тенденция. При этом субъекты воспитательного процесса (родители и воспитатели), выполняя рекомендации психолога и работая в единой системе нейропси-хологического подхода, заметили значительные изменения в межличностных отношениях и коммуникативных навыках детей. По результатам коррекционной работы стало понятно, что целенаправленные воздействия на психофизиологические особенности детей (с учетом «сильных» и «слабых» сторон их развития) повышают уровень психической активности детей, постепенно разрешая как когнитивные, так и личностные проблемы, что, в свою очередь, играет решающую роль в формировании адекватных социальных отношений.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1. Обобщенный анализ значимых факторов рассматриваемой трехмерной системы, а также результаты исследования особенностей социальной адаптации детей дошкольного возраста, позволил сформулировать следующие выводы:
- в сельских семьях присутствует более жесткий (авторитарный) стиль воспитания, последовательно определяющий четкую систему санкционирующих воздействий на ребенка, что непосредственно формирует его жизненные позиции и соответствующие эмоциональные состояния в процессе реагирования на реальные ситуации, в отличие от городских семей;
- у детей с высоким уровнем адаптации наблюдается наличие значительной психологической дистанции родителя с ребенком, чем у детей со средним и низким уровнем социальной адаптации. При этом в семьях, проживающих в сельской местности, психологическая дистанция родителей с адаптивным ребенком выражена ярче, чем в городских семьях;
- у детей, воспитывающихся в семьях, сочетающих либеральный и авторитарный стили воспитания, в большинстве своем наблюдается средний уровень социальной адаптации. Другими словами, непоследовательный (противоречивый) стиль воспитания, проявляемый по отношению к детям, ведет в первую очередь к нарушению параметра «Выполнение ребенком правил, норм и требований», когда у них не формируется четкая (единая) система норм и ценностей;
- наблюдается взаимосвязь между преобладанием демократического стиля семейного воспитания и высоким уровнем социальной адаптации дошкольников. Оптимальное сочетание родительского контроля и одновременно принятия свободы и инициативы ребенка ведет к адекватному восприятию ребенком самого себя и окружающих и эмоциональному реагированию на ситуацию, выполнению правил и инструкций взрослого. Дети с высоким уровнем социальной адаптации, воспитывающиеся в условиях демократического стиля общения, проявляют сформированные поведенческие навыки по всем выделенным нами параметрам, начиная с физиологического уровня удовлетворения собственных потребностей и заканчивая высшим уровнем социально значимых свойств и качеств личности дошкольника;
- ярко выраженный авторитарный стиль семейного воспитания отражает взаимосвязь со средним уровнем социальной адаптации дошкольников. Жесткая система правил при отсутствии эмоционально теплого отношения к ребенку формирует защитное поведение и зачастую создает (и явно не решает) внутренние проблемы в его социальной адаптации. При таком стиле воспитания возникают трудности параметра «Эмоциональное реагирование ребенка на стимулы окружающей среды», когда у ребенка наблюдается либо общий негативный эмоциональный фон, либо проявляются яркие аффективные всплески в ответ на сложившуюся ситуацию;
- в семьях, проживающих в городе, мы наблюдаем трудности адаптации дошкольников, связанные с эмо-ционально-потребностной сферой, а также с удовлетворением базовых потребностей и их не всегда положи-308
тельным эмоциональным реагированием на реальные ситуации. Семьи из сельской местности характеризуются наибольшей встречаемостью трудностей социального плана, связанными с произвольным взаимодействием с окружающими людьми и выполнением общественных норм, правил и требований;
- дошкольное учреждение независимо от условий и особенностей организации образовательного процесса оказывает благоприятное влияние на социальную адаптацию и познавательное развитие ребенка;
- преимущества общих показателей адаптации дошкольников, систематически посещающих ДОУ, более значительны при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
- дети, посещающие ДОУ, более организованно включаются в выполнение предлагаемых заданий, обращают внимание на требования взрослых, стремятся к достижению самостоятельного результата, более адекватно оценивают результаты своей работы, в отличие от «домашних» детей;
- с учетом возрастной динамики замечено повышение уровня социальной адаптации детей от младшего к старшему дошкольному возрасту, однако особенности эмоционально-волевой и произвольной сфер напрямую зависят от микро- и макросоциальных условий.
Таким образом, наиболее существенные проявления уровня развития психических функций дошкольников находится в определенной зависимости от места проживания (город/село). Макросоциальное пространство, представленное в исследовании как место проживания семьи (город/село), определенным образом создает базовые условия жизнедеятельности семьи, влияет на стиль ее воспитания (и взаимодействие с ДОУ), и, соответственно, является важнейшим фактором социальной адаптации детей дошкольного возраста.
2. Признавая многоуровневость и многокомпонент-ность процесса социальной адаптации, а также учитывая специфику дошкольного этапа развития, выявлены следующие нейропсихологические особенности, лежащие в основе ее уровня развития:
- у детей с высоким уровнем социальной адаптации наиболее выражены такие нейропсихологические особенности, как произвольная регуляция собственных действий, а также высшие психические функции (внимание, память, мышление, речь), однако наблюдается слабость подкорковых структур и трудности пространственных представлений;
- дети со средним уровнем социальной адаптации обладают достаточно выраженными интеллектуальными способностями, однако значительно менее сформирована произвольная регуляция деятельности в сочетании с низким уровнем внимания и активационных процессов организма;
- у детей с низким уровнем социальной адаптации наблюдается значительное снижение всех нейропси-хологических показателей, как речемыслительной деятельности, произвольной регуляции и внимания, так и динамического праксиса, а также межполушарного взаимодействия.
3. Определены статистически значимые корреляционные связи (по Спирмену) между нейропсихологиче-скими особенностями в развитии детей дошкольного возраста и уровнем их социальной адаптации (низким, средним, высоким). Полученные результаты позволили выявить следующую тенденцию: чем выше уровень ней-ропсихологического статуса ребенка, тем выше уровень его социальной адаптации, что характеризуется и обратной зависимостью.
4. Формулируя выводы экспериментального нейроп-сихологического исследования, заметим, что за относительно недолгий период коррекционной работы повысились показатели среднего уровня развития психических функций дошкольников, и, что более важно, низкоуровневые показатели также претерпели значительные из-
менения. Целенаправленные воздействия на нейропси-хологические особенности детей (с учетом «сильных» и «слабых» сторон их развития) повышают уровень психической активности детей, постепенно разрешая как когнитивные, так и личностные проблемы, что, в свою очередь, играет решающую роль в формировании адекватных социальных отношений. При этом в наиболее сложной ситуации находятся дети, не посещающие детский сад. Именно у этой категории детей выявлен больший процент недостаточно сформированных ней-ропсихологических показателей, что в большей степени касается детей, проживающих в городских условиях.
Практической значимостью описанных результатов является понимание специалистами нейропсихологиче-ских особенностей детей, наиболее «сильных» и «слабых» зон мозга, являющихся предпосылкой их адаптивного поведения, а также выстраивание на этой основе коррекционно-развивающей программы, направленной на восстановление/компенсацию дефицитарных психических функций с целью повышения уровня их социальной адаптации.
Таким образом, диагностическое и коррекционное нейропсихологическое сопровождение, включенное в процесс социальной адаптации детей, является не просто важным, но необходимым аспектом работы с детьми дошкольного возраста. Именно в этот период определение психофизиологических показателей ребенка и своевременные коррекционные занятия позволят избежать усугубления проблем в когнитивной и личностной сферах, обуславливая выбор верной траектории формирования их межличностных отношений в окружающем социуме. При этом подчеркнем важность комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми, реализуемой посредством взаимодействия родителей, воспитателя и психолога (а при необходимости и врача), обеспечивая многовекторный медико-психолого-педагогический подход к ребенку с целью повышения уровня его социальной адаптации и всестороннего развития личности в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 5-7.
2. Галеева Е.В., Галкина И.А. Психологические и психолигнгвистические аспекты вербализации эмоций у дошкольников // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 53-55.
3. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольных образовательных учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. 79 с. (Из детства - в отрочество).
4. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Архипова, Г.А.Бутко и др.]; под ред. В.В.Ткачевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с. — (Сер. Бакалавриат).
5. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. М.: Педагогика, 2010. 122 с.
6. Тарасова Н.И. Социальная адаптация дошкольников: воспитательный потенциал дошкольного образования. В сборнике: Образование: традиции и инновации. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2015. С. 498-500.
7. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2006. 112 с.
8. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в развитии детей. Издательство: «Союз» 2007. 280 с.
9. Петровский В.А. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и младшего школьного образования, преподавателей, психоло-
гов. / А.Г. Грибанова, В.К. Калиленко, Л.М. Кларина и др.; Под ред. В.А. Петровского. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2009. 152 с.
10. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2005. 182 с.
11. Семенова Г.И., Симановский А.Э. Социальная адаптация дошкольников с задержкой психического развития. 2011. Т. 2. № 3. С. 233-237.
12. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студентов выс. пед. учебных заведений / Т.В. Костяк М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.
13. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика. Издательский центр «Академия». 2003.
14. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 240 с.
15. Лемещук М.А. Проблема общения у детей с общим недоразвитием речи в научных трудах иследователей // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 88-90.
16. Сидоркина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование / Краснояр. гос. пед. унив-т им. А.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 92 с.
17. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 304 с.
18. Белоусова М.В., Меркулова В.А., Гаврикова И.Ю. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебно-методическое пособие. Казань, 2015. 100 с.
19. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихо-логическая диагностика в вопросах и ответах. М.: Генезис, 2013. 240 с.
20. Позднякова О.В., Смолярчук И.В. Соотношение стиля семейного воспитания и уровня социальной адаптации дошкольников 5-7 лет // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 7. С. 297-302.
21. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. М.: Генезис, 2015. 474 с.
22. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 98-100.
23. Шипицына Л.М., Хилько А.А. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2005. - 240 с.
24. Horton A. M-N., Wedding D., Webster J. (eds.). The neuropsychology handbook. V. 1, 2. N. Y.: Springer Publ. Comp., 1997.
25. Nolin, P. Using neuropsychological profiles to classify neglected children with or without physical abuse / P. Nolin, L. Ethier // Child Abuse & Neglect. - 2007. -Volume 31. -Issue 6. -June.
26. Rabin, Laura A. Burton Assessment practices of clinical neuropsychologists in the United States and Canada / LA. Rabin, W.B. Barr, L.A. Burton // Archives of Clinical Neuropsychology. — 2005. - V. 20. -I. 1. — January.
27. Reynolds C. R., Fletcher-Janzen E. (eds.). Handbook of clinical child neuropsychology. N. Y.: Plenum Press, 1997.
28. Spreen O. Et al. (eds.). Human developmental neuropsychology. N. Y.: Oxford Univ. Press, 19
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Социальная адаптация детей дошкольного возраста с особенностями в развитии» (16-06-00190)