Научная статья на тему 'Трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях'

Трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2413
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТРЕХМЕРНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА АДАПТАЦИИ / THE THREE-DIMENSIONAL COMBINED SYSTEM OF ADAPTATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / CONDITIONS OF FAMILY UPBRINGING / СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ / PARENTING STYLES / ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА / DIFFICULTIES OF ADAPTATION OF THE CHILD / УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / LEVELS OF SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фирсова Тамара Анатольевна, Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна

В данной статье представлено изучение отдельных положений теории и практики социальной адаптации детей воспитывающихся в различных социальных условиях (в городских и сельских семьях). В целях совершенствования современного процесса социализации ребенка, предлагается трехмерная комбинированная система факторов социальной адаптации, включающая семью, как микромодель общества, взаимодействующую с дошкольным образовательным учреждением, и место проживания (город или сельская местность), как макросреда для социализации ребенка. Показателем уровня педагогической культуры родителей (из различных мест проживания) является ряд ошибок и трудностей, допускаемых ими в воспитании детей при адаптации их к различным новым социальным условиям. В работе раскрыты уровни социальной адаптации детей дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), воспитывающихся в городских и сельских семьях, проведен анализ определенных трудностей, с которыми сталкиваются дети в условиях адаптации к окружающей действительности. В ходе проведенного исследования выявлены статистически значимые различия между группами респондентов из городских и сельских семей по критерию Фишера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фирсова Тамара Анатольевна, Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE LIVING IN DIFFERENT SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

This paper presents a study of certain provisions of the theory and practice of social adaptation of children brought up in different social settings (urban and rural families). In order to improve contemporary process of socialization of the child, the proposed three-dimensional combined system of factors of social adaptation, including the family as a micro model of society, interacting with pre-school educational institution and place of residence (urban or rural), as the macro environment for the socialization of the child. Indicator of the level of pedagogical culture of parents (from different locations) is the number of errors and difficulties allowed them in the education of children in adapting them to various new social conditions. The work reveals the levels of social adaptation in preschool children (high, medium, low), living in urban and rural families, the analysis of the specific challenges children face in adapting to the environment. In the course of the study revealed statistically significant differences between groups of respondents from urban and rural families by the Fisher test.

Текст научной работы на тему «Трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях»

УДК 159.9.075

ТРУДНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

© 2016

Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Архипова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Фирсова Тамара Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия) Аннотация. В данной статье представлено изучение отдельных положений теории и практики социальной адаптации детей воспитывающихся в различных социальных условиях (в городских и сельских семьях). В целях совершенствования современного процесса социализации ребенка, предлагается трехмерная комбинированная система факторов социальной адаптации, включающая семью, как микромодель общества, взаимодействующую с дошкольным образовательным учреждением, и место проживания (город или сельская местность), как макросреда для социализации ребенка. Показателем уровня педагогической культуры родителей (из различных мест проживания) является ряд ошибок и трудностей, допускаемых ими в воспитании детей при адаптации их к различным новым социальным условиям. В работе раскрыты уровни социальной адаптации детей дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), воспитывающихся в городских и сельских семьях, проведен анализ определенных трудностей, с которыми сталкиваются дети в условиях адаптации к окружающей действительности. В ходе проведенного исследования выявлены статистически значимые различия между группами респондентов из городских и сельских семей по критерию Фишера.

Ключевые слова: социальная адаптация, трехмерная комбинированная система адаптации, дети дошкольного возраста, условия семейного воспитания, стили воспитания, трудности адаптации ребенка, уровни социальной адаптации.

DIFFICULTIES OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE LIVING IN DIFFERENT SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

© 2016

Busygina Alla Lvovna, doctor of pedagogical sciences professor of the chair «Pedagogy and psychology» Phirsova Tamara Anatoljevna, candidate of psychological science, associate professor of the chair

«Pedagogy and psychology» Arkhipova Irina Vladimirovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair

«Pedagogy and psychology» Samara State Socio-Pedagogical University, Samara (Russia) Abstract. This paper presents a study of certain provisions of the theory and practice of social adaptation of children brought up in different social settings (urban and rural families). In order to improve contemporary process of socialization of the child, the proposed three-dimensional combined system of factors of social adaptation, including the family as a micro model of society, interacting with pre-school educational institution and place of residence (urban or rural), as the macro environment for the socialization of the child. Indicator of the level of pedagogical culture of parents (from different locations) is the number of errors and difficulties allowed them in the education of children in adapting them to various new social conditions. The work reveals the levels of social adaptation in preschool children (high, medium, low), living in urban and rural families, the analysis of the specific challenges children face in adapting to the environment. In the course of the study revealed statistically significant differences between groups of respondents from urban and rural families by the Fisher test.

Keywords: social adaptation, the three-dimensional combined system of adaptation of children of preschool age, conditions of family upbringing, parenting styles, difficulties of adaptation of the child, levels of social adaptation

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В настоящее время понятие социальной адаптации детей как фактора их психологического здоровья и условий его оптимизации относится к числу актуальных как в теоретическом, так и в практическом плане социально-психологических проблем. Сохранение и поддержание психологического здоровья, развитие адаптивности к быстро меняющейся окружающей действительности, формируемое с детского возраста, осуществляется как в процессе социализации в целом (главными субъектами которого являются родители), так и конкретно в рамках целенаправленной развивающей деятельности в специализированных учреждениях под руководством профессиональных педагогов, психологов, воспитателей, де-фектологов. Активное реформирование системы образования на современном этапе развития России отражает потребность общества в совершенствовании психолого-педагогической деятельности, которое предполагает повышение ее качества для устранения недостатков, имеющихся в деятельности, обеспечение глубокого овладения воспитанниками необходимых систем и процессов социальной адаптации в обществе, используя полученный опыт в более старшем возрасте, как устойчивую форму поведения психологически здоровой личности. Нарастающая востребованность общества в высококвалифицированных воспитателях, педагогах, психологах, дефектологах, а также в повышении уровня информированности родителей, обуславливает необходимость

поиска путей и средств наращивания психологической грамотности данных категорий населения с целью эффективного процесса адаптации детей в различных социальных условиях.

В ситуации резкого снижения показателей социальной адаптивности детей и вместе с тем увеличения их психофизиологических и личностных нарушений, целью данной работы является изучение отдельных теоретических положений и практическое исследование социальной адаптации детей, воспитывающихся в различных социальных условиях (в городских и сельских семьях), преимущественно посещающих дошкольные учреждения, что ориентировано на решение описанных выше проблем, в частности у детей дошкольного возраста.

В целях совершенствования современного процесса социализации ребенка, нами предлагается использовать трехмерную комбинированную систему факторов социальной адаптации, включающую семью, как микромодель общества, взаимодействующую с дошкольным образовательным учреждением, и место проживания (город или сельская местность), как макросреда для социализации ребенка. Потребность человека в социуме, как известно, достаточно велика. Он полноценно не может развиваться вне этого образования, поскольку, чтобы стать полноценной личностью человек должен впитать в себя все общественные отношения. Только через отношения к другому человеку как к себе подобному можно сформировать отношение к самому себе как к личности.

По критерию зависимости от статуса субъекта (по Л.П. Кузнецовой) социальная адаптация рассматривается в совокупности трех его основных составляющих [1]: 1) функциональной, когда приспособление к новой социальной среде субъекта осуществляется через освоение и выполнение новых социальных функций (например, через освоение функциональных обязанностей воспитанника или учащегося); 2) организационной, связанной с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации (например, в новой группе ДОУ, классе); 3) ситуативной, представляющей собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности (субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых ее требований, норм и правил). Принимая во внимание данный подход, в настоящем исследовании рассмотрение социальной адаптации детей дошкольного возраста будет представлено в комплексном сочетании трех ее составляющих. С учетом функционального типа будут рассмотрены условия семейного воспитания ребенка (стиль воспитания), организационный тип даст основание для исследования фактора посещения ребенком ДОУ или наличия домашнего воспитания, ситуативный тип предполагает определение значимости в развитии ребенка района проживания (город или сельская местность).

В качестве ведущих причин, вызывающих трудности адаптации ребенка, многие авторы выделяют: индивидуально-типологические особенности, особенности семейного воспитания, социальные факторы (включая место постоянного проживания), недостатки в развитии познавательных процессов, имеющих нейропсихологи-ческую основу.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Изучение трудностей, которые чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста, осуществляются с позиции выявления факторов, негативно влияющих на успешность выполнения познавательной деятельности и овладения социальными навыками. К числу дошкольных трудностей, приводящих к более длительной адаптации ребенка, Г.А. Урунтаева, А.И. Баркан, относят: контроль и проявление отрицательных эмоций (стресс, страх, тревожность, гнев, агрессия и др.), сложности в общение со взрослыми и сверстниками (непонимание, заикание), двигательная активность (заторможенность движений, ориентация в пространстве) [2, 3, 4].

Одним из основных показателей успешной адаптации ребенка в новых социальных условиях, является правильно организованное воспитание ребенка дошкольного возраста в семье, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. У детей с недостаточно сформированной эмоционально-волевой сферой адаптационный процесс проходит намного дольше, чем у сверстников, чаще всего вызывая ряд нарушений в развитии других психических функций. Особенно сложно протекает адаптация у ребенка со слабой нервной системой, который не способен к длительному эмоциональному напряжению и глубокому переживанию стресса. Чем больше трудностей, приводящих к неудачам в деятельности, испытывает ребенок при адаптации, тем сильнее происходит нарушение в его развитии и здоровье.

Специфические характеристики семьи как первичного социального института в социализации ребенка глубоко изучаются современными психологами, медиками, социологами и педагогами. На первый план в изменяющихся условиях действительности выступает ряд направлений: психолого-педагогический, нейропсихоло-гический и медико-социальный подходы, необходимые для анализа особенностей и трудностей воспитания ре-236

бенка в семье, что дает возможность целостно представить взаимосвязь семьи и общества.

По мнению В.В. Ткачевой, семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, объединенная общими целями, интересами, единством взглядов и устремлений, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие [5].

Следует подчеркнуть, что усвоение социального опыта ребенком, приводящее прежде всего к возникновению сложных форм психической деятельности, нельзя рассматривать как процесс овладения готовым содержанием. Усвоение общественного опыта не сводится к простому приобретению ребенком знаний, умений, культурных навыков. Это глубокий и сложный процесс, включающий формирование потребностей, мотивов, личности ребенка. Усвоение общественного опыта происходит в активной деятельности взрослого и ребенка - в предметной, игровой, учебной, в общении и т.д. В формировании высших психических функций общение играет важнейшую роль, уже на ранних этапах онтогенеза определяя возможность взаимодействия ребенка со взрослыми и средой [6].

Формирование личности зависит, прежде всего, от социальной среды, от влияния взрослых, окружающих ребенка, т.е. от воспитания и обучения. Неправильно организованное воспитание может привести к неполноценному эмоциональному развитию, замедленному темпу психического развития, закреплению отрицательных форм поведения, переутомлению нервной системы ребенка, т.е. оказывать отрицательное влияние на его здоровье. Причем самые ничтожные ошибки воспитания, но воздействующие длительно и постоянно, легко могут вызвать серьезные нарушения в здоровье и состоянии нервной системы.

И.Ю. Левченко рассматривает образование различных нарушений в развитии детей дошкольного возраста, вызванных микросоциальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К ряду таких факторов автор относит неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию. По ее мнению, особенно тяжелые последствия имеет действие негативных микросоциальных факторов в период возрастных кризисов, когда отмечаются существенные качественные и количественные изменения в психическом развитии ребенка [7].

Ошибки и трудности семейного воспитания, неправильно организованное обучение в работах Ж.И. Шиф рассматриваются как причина, приводящая к аномальному изменению в развитии личности ребенка дошкольного возраста. Особенностями такой личности, отмечает автор, являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страха [8].

Наиболее чувствительны к внешним воздействиям, по мнению Д.А. Фабер, дети с неуравновешенным типом нервной системы, испытывающие разнообразные трудности при общении и воспитании в семье (беспокойство, тревога, раздражительность, агрессия, страхи и др.). Любое замечание, в особенности отрицательная оценка, может либо привести такого ребенка в тормозное состояние (он как бы «выключается»), либо, наоборот, вызвать повышенное эмоциональное возбуждение [9, стр. 16].

Такие изменения, приводящие к ухудшению психического здоровья ребенка и нарушениям в развитии, по мнению В.В. Ткачевой, могут повлиять на формирование определенного социального климата в семье и внутрисемейные взаимоотношения [5]. Понятие внутрисемейного климата характеризует разнообразные стороны жизни семьи, включая и принципы различных типов семейного воспитания. В этой связи представляют АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

интерес работы А.И. Захарова (1986), в которых наряду со специальными проблемами, касающимися специфики возникновения неврозов у детей, рассматриваются особенности личностей их родителей (слабость, ригидность, «закрытость», «конфликтность», эмоциональная нестабильность), социально-психологическая структура семей, особенности воспитания [5, 10].

Важную роль в выполнении этих задач, на наш взгляд, играет взаимодействие в социальной среде (как основного места проживания) семьи и ДОУ. Являясь ведущим институтом воспитания подрастающего поколения, специалисты ДОУ, довольно часто оказывают семье необходимую психологическую и педагогическую помощь. От этого в значительной мере зависит эффективность семейного воспитания и дальнейшая адаптация ребенка в социуме [11, 12].

Перемены, происходящие в образовании, экономике и политики, культурной жизни и социальной сфере, существенно влияют на семью, как естественную основу жизнеобеспечения детей и важнейший институт общества, вынуждает ее к быстрой адаптации, изменению жизненной стратегии и тактики. Однако не все типы семей способны к быстрой адаптации, к адекватному восприятию изменений окружающей действительности, что напрямую может зависеть от макросоциального фактора, т.е. различных мест проживания семьи (например, в городе или сельской местности).

Воспитательная действенность семьи из различных мест проживания заключается в том, что она оказывает влияние на детей с первых месяцев их жизни, то есть в то время, когда они еще не подверглись другим целенаправленным педагогическим влияниям. Успех семейного воспитания детей зависит от воспитательного потенциала городской и сельской семьи. Чрезвычайно важен тот факт, что воздействие семьи на детей - интеллектуальное, нравственное, эстетическое - в первую очередь осуществляется на эмоциональной основе. Воспитательные воздействия городских и сельских родителей на развитие ребенка почти всегда имеют различный индивидуальный характер и обуславливаются рядом признаков: его непрерывностью и продолжительностью, особой эмоциональностью родственных уз и семейных отношений, а также влиянием на детей людьми разного пола, возраста с различным жизненным опытом и профессиональными интересами. Определенное влияние на формирование личности ребенка оказывает структура семьи, в частности полная/неполная семья, количество детей, возраст родителей и др. Уровень развития городского и сельского семейного коллектива и, отсюда, значимость его воспитательного влияния на детей могут быть различными [13].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В проведенном исследовании (анкетирование родителей из различных мест проживания), мы выделили ряд признаков, наиболее ценных ими при воспитании детей.

Подавляющее большинство опрошенных составили матери, как представили городских и сельских семей. Общая выборка составила: 194 семьи, из них городские родители (г. Самара) - 98 чел., сельские родители (Самарский, Кошкинский, Кинельский, Красноярский, Безенчукский и др.) - 96 чел., в процессе анкетирования респонденты отметили, наиболее важные характеристики воспитательного процесса (данные были проранжи-рованы по степени значимости от наиболее значимого к менее значимому).

В ходе проведенного исследования выявлены статистически значимые различия между группами респондентов из городских и сельских семей по критерию Фишера. Так, было выявлено различие по показателю «удовлетворение прогрессивных духовных потребностей», критерий Ф*эмп = 4,915 (р<0,09). Полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости. В городских семья, чаще отдается предпочтение допол-

нительным занятиям и повышению культурного уровня ребенка, чем в сельских семьях. В сельских семьях выявлен показатель «Постоянная и тесная связь семьи с другими семьями (родственников, знакомых)» критерий ф*эмп = 5,467 (р<0,09), как правило, родители выделяют в своих семьях атмосферу открытости и откровенности: ее участники охотно делятся радостями, не скрывают ошибок, рассказывают о неудачах, о своих переживаниях, в семьях развиты взаимопомощь, взаимоуважение (старших к друг другу и к младшим), отношения в семье имеют характер: «один за всех, и все за одного». Также имеются статистически значимые различия по показателю «Родители поддерживают устойчивые связи с ДОУ» ф*эмп = 3,802 (р<0,09), городские родители по сравнению с сельскими, в большей степени взаимодействуют со специалистами дошкольных учреждений в процессе адаптации ребенка, у взрослых в семье отмечается единство и согласованность требований к детям. При этом сельские родители (68%), чаще «преувеличивают роль и возможность общественных форм воспитания (ДОУ)», чем городские (54%).

Показателем уровня педагогической культуры родителей (из различных мест проживания) является ряд ошибок и трудностей, допускаемых ими в воспитании детей при адаптации их к различным новым социальным условиям. В результате исследования были выявлены наиболее типичные (Таблица 1):

Таблица 1. Статистические показатели трудностей при адаптации детей дошкольного возраста, в различных социальных условиях (по критерию Фишера)

Показатели трудностей Город <%) Село <%>

1. Г: гV < [ км единых требований и воспитании 43 60 - 1.394

2. Слепая неразумная любовь я ребенку 63 32 5,144

3. Чрезмерная строгость или нетребовательность родителей 35 63 -4,227

4. Недостаточно четкое представление о целях, задачах, средствах к методах воспитания 31 54 3,497

:■. Отставание детей от посильного домашнего труда 57 29 3,979

6. Неумение использовать систему поощрения н наказания 53 40 2,451

/. Отсутствие такта в отношениях с ребенком (использование ненормативной лексики в обшеннн с ребенком ! 36 54 -2,744

3. Ссоры родителей в присутствии детей 44 57 - 2.002

9. Идеалнзагщя ребенка 69 43 3,654

1 [ Преувеличение роли и возможностей общественных форм воспитания (ДОУ) 54 68 - 2.277

Характерно, что рассмотренные ошибки нередко встречаются в одних и тех же семьях, как бы дополняют друг друга и тем самым осложняют воспитание в процессе адаптации ребенка. Ошибки при взаимодействии родителей с детьми не просто проявляют себя в общении и деятельности, но сказываются на формировании у ребенка дисциплинированности, инициативности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия и других социально значимых качеств личности.

На основании классификации основных уровней социальной адаптации детского возраста Г.И. Семеновой, А.Э. Симановского мы выделили следующие параметры адаптации дошкольников (от низшего к высшему). Изучая уровни социальной адаптации детей дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), воспитывающихся в городских и сельских семьях, и анализируя их поведенческие показатели, мы выявили определенные трудности, с которыми сталкиваются дети в условиях адаптации к окружающей действительности.

Трудности адаптации вызываются парциальными отклонениями в формировании высших психических функций и обусловлены комплексом причин, как психологического, так и социального характера, представленные на рисунке 1.

Большинство городских семей (58%) испытывают трудности при воспитании у ребенка социальных навыков, чем в сельских семьях (23%), критерий ф* = 5,098 (р<0,09). По параметру «Удовлетворение физиологических потребностей ребенка» наиболее часто встречающимися трудностями социальной адаптации, особенно младших дошкольников являются: проблемы со сном (ребенок плохо засыпает, просыпается по ночам, спит с родителями); проблемы с едой (ребенок плохо есть, не

ест определенные продукты, не ест самостоятельно); проблемы с туалетом (ребенок ходит в памперсах, не ходит в туалет в общественных местах, энурез, инкапрез).

Данные трудности у детей являются базовыми, преодоление которых создает физиологическую основу, внутренние условия для возникновения проблем в реализации более высокоорганизованной деятельности.

Выявлено различие по показателю «Взаимодействие с окружающими людьми» возникают трудности в коммуникации со сверстниками и взрослыми проблемы в умении ребенка из сельской семьи (35%), чем городской (12%), критерий Ф*эмп = - 3,886 (р<0,09). Дети из сельской семьи, чаще испытывают сложности при обращении с просьбой, вопросом или высказыванием к окружающим и выражении соответствующей обратной связи при обращении к нему.

По параметру «Эмоциональное реагирование ребенка на стимулы окружающей среды», проблемы возникают в первую очередь в эмоционально-волевой сфере личности, в городских семьях (29%) чаще, чем в сельских (18%), критерий Ф*эмп = 1,769 (р=0,05), эмпирическое значение Ф* находится в зоне неопределенности. При этом значительно снижен или значительно повышен общий тонус организма, активность ребенка; постоянно или периодически проявляются отрицательные эмоции по отношению к жизненным реалиям; отсутствует контроль своего эмоционального состояния.

По параметру «Выполнение ребенком инструкций, социальных правил, норм и требований» трудности проявляются в сельских семьях (24%), реже встречаются с данными трудностями в городских семьях (13%), критерий Ф*эмп = 2,136 (р=0,05), эмпирическое значение ф* находится в зоне неопределенности. В усвоении ребенком программы действия до его полного завершения; в осознании смысла собственной деятельности; в произвольности психических процессов и поведения.

Трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста, в зависимости от условий проживания (%)

¡гит

Удовлетворение физиологических потребностей

Взаимодействие с Эмоциональное Выполнение инструкций,

окружающими людьми реагирование на стимулы социальных правил, норм среды и требований

Рисунок 1 - Трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста (село/город)

Таким образом, в семьях, проживающих в городе, мы наблюдаем трудности адаптации дошкольников, связанные с эмоционально-потребностной сферой личности, с удовлетворением базовых потребностей и их не всегда положительным эмоциональным реагированием на реальные ситуации. Семьи из сельской местности характеризуются наибольшей встречаемостью трудностей социального плана, связанными с произвольным взаимодействием с окружающими людьми и выполнением общественных норм, правил и требований.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Результаты тестирования родителей, воспитывающих детей в городской и сельской местности (по методике «Анализ родительских отношений» А.Я. Варга, В.В. Столина), показали, что

- в целом в сельских семьях присутствует более жесткий (авторитарный) стиль воспитания, последовательно определяющий четкую систему санкционирующих воздействий на ребенка, что непосредственно формирует его жизненные позиции и соответствующие эмоциональные состояния в процессе реагирования на реальные ситуации (69%), в отличие от городских семей (42%);

- у детей с высоким уровнем адаптации наблюдается наличие значительной психологической дистанции родителя с ребенком, чем у детей со средним и низким уровнем социальной адаптации. При этом в семьях, проживающих в сельской местности, психологическая дистанция родителей с адаптивным ребенком выражена ярче (78%), чем в городских семьях (51%). Другими словами, психологически ближе родители ощущают себя к детям, имеющим трудности в адаптации, реализуют симбиотические отношения с ними, жалея их, стараясь помочь и поддержать их во всем, сделать что-то за них;

- одновременно с этим, к интересам детей с высоким уровнем адаптации родители в большей степени (по сравнению с детьми, имеющими трудности в адаптации) проявляют внимание, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком, высоко оценивают его интеллектуальные и творческие способности, испытывают чувство гордости за него. Данная тенденция ярче выражена в семьях, проживающих в городской местности (89%), в то время как в сельской местности процент такого отношения к детям значительно ниже (54%).

Таким образом, макросоциальное пространство, представленное в исследовании как место проживания семьи (город/село), определенным образом создает базовые условия жизнедеятельности семьи, влияющие на стиль ее воспитания (и взаимодействие с ДОУ, и, соответственно, является важнейшим фактором социальной адаптации детей дошкольного возраста).

Данная работа является основанием для дальнейшего рассмотрения важнейших факторов формирования социальной адаптации детей дошкольного возраста через призму нейропсихологического метода, основывающегося на выявлении особенностей высших психических функций ребенка, а также объясняющего причины искажения или нарушения в их развитии, что, на наш взгляд, даст возможность более глубокого понимания изучаемой проблемы в рамках нашего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.

3. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А.Урунтаева. —3_е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с. — (Сер. Бакалавриат).

4. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка : Его Величество Ребёнок какой он есть / А. И. Баркан. -Москва : АСТ-Пресс, 2009. - 429 с. : ил. - (Практическая психология).

5. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : учебник для студ. учреждений высш. образования / [В.В.Ткачева, Е.Ф.Архипова, Г.А.Бутко и др.] ; под ред. В.В.Ткачевой. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 272 с. — (Сер. Бакалавриат).

6. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная и др.] ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — 7-е изд., стер.— М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с. — (Сер. Бакалавриат).

7. Левченко И. Ю. ,Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие. - М.:Просвещение, 2008.-240с.

8. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /Л.М.Шипицына, В.М.Сорокин, Д.Н.Исаев и др.; под ред. Л.М.Шипицыной. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с. — (Сер. Бакалавриат).

9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.: ил

10. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - 3-е изд., испр. - СПб.: Союз, 2007. - 234 с.

11. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду. М., «Просвящение» 2007.

12. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. Под ред. Тонковой-Ямпольской Р.В., Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Внуковой.-М., 2010

13. Мустаева Ф.А. Социализация личности ребенка в городской и сельской семье. ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АРМОМ. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU № 4, 2015.

14. Семенова Г. И., Симановский А. Э. Социальная адаптация дошкольников с задержкой психического развития. Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 3 - Том II (Психолого-педагогические науки)

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Социальная адаптация детей дошкольного возраста с особенностями в развитии» (16-06-00190)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.