Научная статья на тему 'Исследование социальных показателей адаптации детей с особенностями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения'

Исследование социальных показателей адаптации детей с особенностями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1320
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / ТРЕХМЕРНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА / THREE-DIMENSIONAL COMBINATION SYSTEM / УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / LEVELS OF SOCIAL ADAPTATION / ДЕТИ / ПОСЕЩАЮЩИЕ И НЕ ПОСЕЩАЮЩИЕ ДОУ / УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ / СЕЛЬСКАЯ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА / RURAL AND URBAN ENVIRONMENT / PRE-SCHOOL / CHILDREN ATTENDING AND NOT ATTENDING DOE / THE CONDITIONS OF RESIDENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Архипова Ирина Владимировна, Бусыгина Алла Львовна, Фирсова Тамара Анатольевна

В статье описывается интегрированный подход к развитию ребенка, включающий особенности микросоциума (семейное воспитание, дошкольное образовательное учреждение) и специфику макросоциальных условий проживания (город/село), определяющие показатели его социальной адаптации. Данная взаимосвязь аргументируется в обосновании воздействия внешних факторов на процесс адаптации ребенка дошкольного возраста в виде предложенной трехмерной комбинированной системы. В статье представлены результаты исследования особенностей адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению с учетом их условий проживания и родительского отношения к ним. Раскрыты сравнительные результаты исследования адаптации детей двух групп: посещающих и не посещающих дошкольное учреждение, описаны достоверные различия в показателях адаптации городских и сельских детей. Выявлено, что дошкольное учреждение оказывает благоприятное влияние на социальную адаптацию и познавательное развитие ребенка. Преимущества общих показателей адаптации дошкольников, систематически посещающих дошкольное образовательное учреждение, более значительны при усвоении навыков взаимодействия с окружающими и выполнении инструкций взрослого. У сельских детей, по сравнению с городскими, ярче выражены пространственные показатели и более стабильна эмоционально-потребностная сфера личности. Дети, посещающие городские образовательные учреждения, наиболее успешны в произвольной сфере и взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Архипова Ирина Владимировна, Бусыгина Алла Львовна, Фирсова Тамара Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF SOCIAL INDICATORS OF ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article describes the ‘Integrated Approach to Child Development’. Including especially family education, pre-school educational institution and specificity of macro conditions residence (urban / rural), defining the parameters of its social adaptation. This relationship is argued in justification impact of external factors on the process of adaptation of the child preschool age in the form of three-dimensional combination of the proposed system. The article presents the results of the study children's adaptation to the characteristics of preschool educational institutions with regard to their living conditions and parental attitudes toward them. Revealed comparative study of adaptation of children of two groups: Attending and not attending preschool. Describe significant differences in the adaptation of indicators of urban and rural children. It was revealed that preschool has a positive effect on social adaptation and cognitive development of the child. Advantages of common indicators adaptation preschoolers’ regularly attending preschool educational institution are more significant in mastering skills to interact with others and fulfilling adult instruction. In rural children compared to urban, more pronounced spatial performance and more stable emotionally-need sphere of the individual. Children who attend educational institutions in the city the most successful in any sphere and interacting with adults and peers.

Текст научной работы на тему «Исследование социальных показателей адаптации детей с особенностями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения»

УДК 372: 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© 2016

Архипова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология» Фирсова Тамара Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица М. Горького, 65/67, e-mail: firsova@pgsga.ru) Аннотация. В статье описывается интегрированный подход к развитию ребенка, включающий особенности микросоциума (семейное воспитание, дошкольное образовательное учреждение) и специфику макросоциальных условий проживания (город/село), определяющие показатели его социальной адаптации. Данная взаимосвязь аргументируется в обосновании воздействия внешних факторов на процесс адаптации ребенка дошкольного возраста в виде предложенной трехмерной комбинированной системы. В статье представлены результаты исследования особенностей адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению с учетом их условий проживания и родительского отношения к ним. Раскрыты сравнительные результаты исследования адаптации детей двух групп: посещающих и не посещающих дошкольное учреждение, описаны достоверные различия в показателях адаптации городских и сельских детей. Выявлено, что дошкольное учреждение оказывает благоприятное влияние на социальную адаптацию и познавательное развитие ребенка. Преимущества общих показателей адаптации дошкольников, систематически посещающих дошкольное образовательное учреждение, более значительны при усвоении навыков взаимодействия с окружающими и выполнении инструкций взрослого. У сельских детей, по сравнению с городскими, ярче выражены пространственные показатели и более стабильна эмоционально-потребностная сфера личности. Дети, посещающие городские образовательные учреждения, наиболее успешны в произвольной сфере и взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Ключевые слова: социальная адаптация, дети дошкольного возраста, трехмерная комбинированная система, уровни социальной адаптации, дошкольное образовательное учреждение, дети, посещающие и не посещающие ДОУ, условия проживания, сельская и городская среда.

THE STUDY OF SOCIAL INDICATORS OF ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© 2016

Arkhipova Irina Vladimirovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair

«Pedagogy and psychology» Busygina Alla Lvovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the chair «Pedagogy and psychology» Phirsova Tamara Anatoljevna, candidate of psychological science, associate professor of the chair

«Pedagogy and psychology» Samara State Socio-Pedagogical University (443099, Russia, Samara, M. Gorkogo st., 65/67, e-mail, firsova@pgsga.ru) Abstract. This article describes the 'Integrated Approach to Child Development'. Including especially family education, pre-school educational institution and specificity of macro conditions residence (urban / rural), defining the parameters of its social adaptation. This relationship is argued in justification impact of external factors on the process of adaptation of the child preschool age in the form of three-dimensional combination of the proposed system. The article presents the results of the study children's adaptation to the characteristics of preschool educational institutions with regard to their living conditions and parental attitudes toward them. Revealed comparative study of adaptation of children of two groups: Attending and not attending preschool. Describe significant differences in the adaptation of indicators of urban and rural children. It was revealed that preschool has a positive effect on social adaptation and cognitive development of the child. Advantages of common indicators adaptation preschoolers' regularly attending preschool educational institution are more significant in mastering skills to interact with others and fulfilling adult instruction. In rural children compared to urban, more pronounced spatial performance and more stable emotionally-need sphere of the individual. Children who attend educational institutions in the city the most successful in any sphere and interacting with adults and peers.

Keywords: social adaptation, children of preschool age, three-dimensional combination system, levels of social adaptation, pre-school, children attending and not attending DOE, the conditions of residence, rural and urban environment.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В изменяющихся социально-экономических условиях большинство современных родителей стремятся создать для своего ребенка благоприятные условия успешной адаптации в социуме, главной целью взрослых является формирование у детей позитивного восприятия самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе и окружающим, оценивать свои мысли и поступки других. Социальная адаптация является важным вопросом теории и практики современной психологии, она предполагает обеспечение развития личности дошкольников, предупреждение трудностей их обучения в школе и успешную реализацию ими жизненных планов, в том числе в семейной системе.

Процесс социальной адаптации направлен на сохранение гомеостаза как совокупности координированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление морфо-функциональных параметров организма, т.е. динамическое равновесие. Это предполагает неБалтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

прерывный энергетический обмен организма и среды, обеспечивающийся активностью всех функциональных уровней от первого, биохимического, до последующих психического и социального. В связи с этим, интегральный подход в изучении феномена социальной адаптации детей дошкольного возраста обуславливается единством морфо-функционального, психологического и социального компонентов. Ценность такого подхода неоспорима, так как он позволяет рассматривать человека в целом и компоненты его психической составляющей в частности, а также дает возможность описывать разные аспекты адаптации через призму представленной нами трехмерной комбинированной системы, состоящей из наиболее значимых факторов:

1) микросоциальный фактор (семейное воспитание);

2) фактор расширяющегося социального пространства дошкольника (дошкольное образовательное учреждение (ДОУ));

3) макросоциальный фактор (условия проживания ребенка в большом городе или сельской местности).

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Наряду с многочисленными исследованиями (И.С. Ильиной, Н.В. Кирюхиной, Т.В. Костяк, Н.В. Соколовской, Е.О. Смирновой, О.В. Хухлаевой и др.), особый научный интерес связан с изучением вопроса социальной адаптации детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих дошкольное учреждение, который остается недостаточно разработанным. До сих пор специально не изучалось, как происходит привыкание ребенка в городских и сельских условиях дошкольного учреждения, какие психологические трудности испытывают дети, не посещающие дошкольное учреждение в процессе адаптации, а также какие показатели проявляются в этот период у детей, проживающих в разных социокультурных условиях. Необходимо подчеркнуть особенности индивидуального аспекта развития, которые складываются у ребенка в адаптационный этап при сотрудничестве родителей и воспитателей.

Важнейшим аспектом процесса адаптации детей, с нашей точки зрения, является исследование такой категории детей, которые по каким-либо причинам не посещают дошкольное учреждение. Хотелось бы отметить, что проблема социализации детей, развивающихся вне ДОУ, в настоящее время стоит достаточно остро, но, к сожалению, мало изучена в рамках отечественной психологии. Сегодня в больших городах наметилась тенденция ежегодного увеличения количества детей, не посещающих дошкольное учреждение (и даже среднюю школу). В социальных сетях создаются сообщества и форумы, объединяющие семьи, оставляющие детей на домашнем обучении и обосновывающие это положительными сторонами. По статистическим показателям на начало 2016 года в окружном округе Самара, из общего числа детей дошкольного возраста 32% детей не посещают ДОУ. Другая ситуация наблюдается в сельской местности: в селах практически нет детей, которые бы не посещали дошкольное образовательное учреждение. Независимо от занятости родителей, положения семьи и соматического здоровья ребенка, более 80% детей посещают ДОУ, которое когда-то посещали их сиблинги (братья и сестры) и даже, возможно, сами родители.

Поступление в ДОУ, отмечает Т.В. Костяк, является одним из критических этапов в жизни ребенка. Это обусловлено ломкой привычек, сложившихся в семейный период воспитания, систематическим режимом, увеличением игровой деятельности и двигательной активности, введением новых обязанностей и требований дисциплины [1, 2]. Вместе с тем, организм детей в этом возрасте очень чувствителен к влиянию различных факторов среды. Поэтому процесс адаптации дошкольников к ДОУ сопровождается более выраженным напряжением систем вегетативного обеспечения, центральной нервной системы, ухудшением познавательной работоспособности, нарушением сна и аппетита [3, 4]. В значительной степени эти трудности, утверждает Е.О. Смирнова, возникают в результате того, что норма нагрузки и режим дня определяется только календарным возрастом ребенка без учета уровня его индивидуального психофизиологического развития. В связи с этим, важно определять «дошкольную зрелость», или степень морфо-функциональных особенностей развития, позволяющую заключить, что требования нового систематического режима дня не будут чрезмерно обременительны ребенку [5].

В условиях семьи, по мнению Н.Ф. Виноградовой, ребенок не только привыкает к установленному режиму и распорядку семьи, к определенной обстановке, способам обращения с ним, но и испытывает тесную эмоциональную привязанность к близким [6, 7]. Небогатый жизненный опыт ребенка в этом возрасте всегда влияет на привыкание к новым условиям, что сопряжено с трудностями в адаптации, так как любое приспособление к но-

вым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На смену привычного образа жизни ребенка в семье наступает новый и важный период социализации и адаптации в группе дошкольного учреждения, где он переживает ряд трудностей (О.Г. Заводчикова [8]): отрыв от мамы, а с этим и проявление отрицательных эмоций ребенком и нарушение физиологических потребностей (сна, аппетита и др.); выполнение инструкций воспитателей и педагогов в ходе режимных моментов, непривычных ребенку; взаимодействие детей внутри коллектива [9]. Внешние перемены, по мнению И.П. Павлова, вызывают различные внутренние физиологические реакции: вялость, замкнутость, раздражительность, тревожность, беспокойство, упрямство и др. [6]. Так, Н.В. Кирюхина считает, что существует три основных этапа привыкания ребенка к новым социальным условиям (острый, подострый и компенсаторный периоды), каждому из которых присущи определенные как физиологические, так и психологические (личностные) характеристики, проявляющиеся в поведении ребенка [10, 11].

Н.А. Охотникова обозначает наиболее яркие эмоционально-экспрессивные трудности, возникающие в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению, что, как следствие, негативно отражается и на познавательной сфере ребенка [12]. В большинстве случаев эмоциональные проблемы (агрессивность, повышенная тревожность, плаксивость) проявляются при поступлении в детский сад у детей с ограниченным кругом значимых взрослых, которые зачастую живут в семьях, ведущих уединенный образ жизни, а также имеющих внутрисемейные проблемы. При этом доминирование отрицательных переживаний осложняет сотрудничество с ребенком родителей и воспитателей [13].

Т.Н. Доронова рассматривает взаимосвязь семейного воспитания и воспитания в условиях ДОУ, представленную в виде комплексной модели, которая включает в себя теоретический, эмпирический и контрольно-оценочный компоненты [14]. Т.Ю. Сидоркина, поддерживая точку зрения значимости взаимодействия родителей и воспитателей в адаптационный период ребенка, считает, что приспособление к новым условиям социализации чаще всего связано со снижением у него иммунитета и, соответственно, вызывает соматические изменения [15]. Г.А. Урунтаева делает акцент на эффективном сотрудничестве воспитателя с родителями, которое помогает ребенку реализовать правильную траекторию психического развития, выявляет его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, формирует новообразования, позволяющие перейти на новую возрастную ступень [16, 17, 18].

Ф.А. Мустаева отмечает, что значительное влияние на социализацию личности ребенка оказывает тип поселения, в котором проживает семья, а основными типами поселения в России являются город и село, автором представлены характерные особенности семейного образа жизни городской и сельской семьи и особенности социализации проживающих в них детей [19].

Принимая во внимание данные подходы, важно отметить и подчеркнуть многоступенчатость процесса адаптации, отражающую различные уровни ее сформи-рованности у ребенка, которые зависят от влияния совокупности важнейших социальных факторов в период раннего и дошкольного детства (условий семейного воспитания, образовательных учреждений, макросоциаль-ных факторов), входящих в вышеуказанную трехмерную комбинированную систему.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью исследования явилось выявление особенностей социальной адаптации детей, проживающих в разных социокультурных условиях, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Исследование проводилось на базе СГСПУ, Центра Детской Нейропсихологии «Счастливые детки»

г.о. Самара и ДОУ Волжского района (д/с с. Дубовый Умет, с. Лопатино), д/с «Теремок» Красноярского района Самарской области. В исследовании приняло участие 220 детей (108 сельских детей (90 посещающих ДОУ и 18 не посещающих) и 112 городских детей (78 посещающих ДОУ и 44 не посещающих)) младшего и старшего дошкольного возраста и их родители (матери и отцы).

В качестве используемых методов применялись: методы сбора эмпирических данных: разработаны анкеты и протоколы наблюдения «Социальная адаптация детей дошкольного возраста» на основе анкеты (Соколовской Н.В., 2008) [20]; анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» (Соколовская Н.В., 2008) [20]; методы статистической обработки данных (проверка равенства средних значений в двух выборках по критерию Фишера).

В настоящее время в Центре Детской Нейропсихологии «Счастливые детки» г.о. Самара ведется работа по реализации моделирующей системы социальной адаптации дошкольников. Работа проводится с тремя субъектами образовательных отношений: детьми, воспитателями и родителями. Сущность проектной площадки по данной теме состоит в создании для дошкольников психолого-педагогических условий, учитывающих особенности семейного воспитания, условий проживания, посещения дошкольного учреждения с целью формирования у них знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной социальной адаптации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Анализируя различия в группах детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих дошкольное учреждение, выявлены статистические различия между показателями адаптации, с учетом условий проживания.

Проведенный статистический анализ (по критерию Фишера) позволил обнаружить наиболее значимые различия между городскими и сельскими детьми, посещающими и не посещающими дошкольное учреждение, по всем параметрам адаптации, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Статистические различия между параметрами адаптации у детей, посещающих и не посещающих ДОУ, с учетом условий проживания

Параметры адаптации Посещают ДОУ Не посещают ДОУ

Город Село Город Село

Абс. °/о Абс. % Абс. % Абс. %

Удовлетворение физиологических потребностей 56 71,8 80 88,8 22 50,0 15 83,3

Критерий (?*= - 2,844; (р<0.91) Критерий tp*= 2,606; (р<0,01)

Взаимодействие с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) 70 | 89,7 | 66 | 73,3 27 | 61,4 | 13 | 72,2

Критерий ср*= 2,793; (р<0,01) Критерийф*=-0,822; (р>0,€1)

Эмоциональное реагир ование на стимулы окружающей ср еды 51 | 65,4 | 74 | 82,2 25 | 56,8 | 11 | 61,1

Критерий ср*=-2,502; (р<0,01) Критерий (р*=-0,315; (р>0,01)

Выполнение р еб енком норм, правил, требовании взрослого 68 | 87,2 | 64 | 71,1 29 | 65,9 | 12 | 66,7

Критерий <?*=2.612: (р<0.91) Критерий<р*=-0,061: (р>0.01)

Замечено, что у городских и сельских детей, не посещающих ДОУ, количественные показатели достаточно схожи между собой, что связано с узким кругом общения детей, ограниченным преимущественно семейным воспитанием. Наиболее значимое расхождение в показателях адаптации у сельских детей выделены в параметре «Удовлетворение физиологических потребностей», критерий ф*= -2,606; (р<0,01) (значимо), по которому у городских детей, не посещающих ДОУ, выявляются определенные трудности, сочетающиеся с негативным эмоциональным реагированием на определенные социальные ситуации.

В процессе исследования нами также было выявлено, что большинство городских и сельских детей, посещающих ДОУ, являются наиболее социально адаптированными, с ярко выраженными экстравертированными свойствами, отражающимися в их реакциях и действиях в группе. У сельских детей, посещающих ДОУ, преобладает показатель «Эмоциональное реагирование на стимулы окружающей среды», свидетельствующий об их открытости и непосредственности по отношению к разным людям и объектам. У городских детей, посещающих дошкольное учреждение, преобладает показатель «Выполнение ребенком норм, правил, требований взрослого» - ф эмпр. составляет 2,737; (р<0,01) (значимо); «Взаимодействие с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками)» - ф эмпр., составляет 3,644 > ф кр. 2,31; р<0,01 (значимо). В отличие от «домашних» детей они обычно выполняют инструкции взрослого, соблюдают нормы и правила. К сожалению, в большинстве семей, в которых дети не посещают ДОУ, недостаточное внимание уделяется важнейшим аспектам социальной адаптации (например, режиму дня, подвижным играм, прогулкам на свежем воздухе, общению со сверстниками).

Проведенный анализ результатов исследования позволил выявить преобладание более высокого уровня социальной адаптации в группах детей, посещающих ДОУ, по сравнению с не посещающими его (рисунок 1).

Уровень адаптации детей дошкольного возраста, в условиях образовательного учреждения

городские посещают ДОУ сельские посещают ДОУ сельские не посещают ДОУ городские не посещают ДОУ

У сельских детей наиболее значимые показатели, в сравнении с городскими детьми, посещающими ДОУ, представлены в параметрах «Удовлетворение физиологических потребностей», критерий ф*= -2,844; (р<0,01) и «Эмоциональное реагирование на стимулы окружающей среды», критерий ф*= -2,502; (р<0,01), что подтверждает у них отсутствие трудностей в данных личностных сферах, что обусловлено более спокойным, размеренным образом жизни, свойственным сельской местности. Наиболее значимые показатели у городских детей, посещающих ДОУ, выявлены по параметрам «Взаимодействие с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками)», критерий ф*=2,793; (р<0,01) и «Выполнение ребенком норм, правил, требований взрослого», критерий ф*=2,612; (р<0,01), характеризующие выраженность высокой организованности действий при проведении совместной игры и обучающих занятий, обращение к взрослым и сверстникам в соответствии с социальными нормами. Однако эмоциональное состояние таких детей инертно, либо наблюдаются колебания в проявлении положительных и отрицательных эмоций при взаимодействии с окружающими. Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

Рисунок 1 - Уровни адаптации сельских и городских детей, посещающих и не посещающих ДОУ

По данным исследования, у детей, посещающих ДОУ и имеющих высокий уровень адаптации, отмечается высокая степень развития коммуникативных качеств личности и межличностных отношений, также для таких дошкольников характерно отсутствие трудностей в удовлетворении физиологических потребностей, высокая организованность действий при проведении совместной игры и занятий, дети проявляют положительные эмоции на стимулы окружающей среды, в том числе и на взаимодействие с окружающими.

Для дошкольников со средним уровнем адаптации характерны периодически возникающие трудности в удовлетворении потребностей, взаимодействие с окружающими ситуативно, присутствуют трудности в общении, указывающие на частично развитые коммуникативные качества личности и межличностные отношения. Выполняя инструкции частично, периодически проявляя непослушание, такие дошкольники в совместной деятельности одинаково хорошо выполняют как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли, в

151

зависимости от ситуации конфликтуют с детьми и обижают их, но иногда сочувствуют и оказывают помощь другим детям.

У детей с низким уровнем адаптации отмечаются серьезные проблемы в удовлетворении естественных потребностей (со сном, едой, туалетом), практически отсутствует взаимодействие с окружающими, на стимулы окружающей среды они реагируют негативно, либо не реагируют вообще, проявляют отрицательные эмоции, для них характерны слабо развитые коммуникативные качества личности, что отражается в их замкнутости и отсутствии контактов. В совместной деятельности такие дети обычно не выполняют инструкции взрослого, нарушают нормы и правила. Зачастую (в рамках данного исследования) к категории детей с низким уровнем социальной адаптации относятся дети с органическими нарушениями центральной нервной системы, что предопределяет физиологическую основу вышеуказанного поведения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

1. Дошкольное учреждение независимо от условий и особенностей организации образовательного процесса оказывает благоприятное влияние на социальную адаптацию и познавательное развитие ребенка. Преимущества показателей адаптации дошкольников, систематически посещающих ДОУ, более значительны при усвоении навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Дети, посещающие ДОУ, более организованно включаются в выполнение предлагаемых заданий, обращают внимание на требования взрослых, стремятся к достижению самостоятельного результата, более адекватно оценивают результаты своей работы, в отличие от «домашних» детей.

2. Психологический климат в группах младших дошкольников, вновь поступивших в ДОУ, оказывается в целом позитивным как в городской, так и в сельской среде. У сельских детей, по сравнению с городскими, ярче выражены пространственные показатели и более стабильна эмоционально-потребностная сфера личности. Дети, посещающие городские образовательные учреждения, наиболее успешны в произвольной сфере и взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

3. В процессе исследования особенностей детей младшей группы (3-5 лет) отмечены наиболее существенные проявления уровня развития их психических функций, что находится в определенной зависимости от места проживания. В городских ДОУ у детей выявлен более высокий общий уровень развития крупной и мелкой моторики, слухового восприятия и речемыслитель-ных процессов, чем у детей, посещающих сельские образовательные учреждения. В сфере развития наглядно-действенного мышления 47% городских детей показали высокие результаты в понимании значения предлогов, сортировке предметов, в постройке сооружения из пяти кубиков, в объединении частей в единое целое, тогда как этот показатель выявлен у 34% сельских детей. В целом, уровень развития большинства показателей когнитивной и эмоционально-волевой сферы соответствует объективным возрастным параметрам, применяемым для анализа развития детей дошкольного возраста.

4. У детей старшей и подготовительной группы (5-7 лет) наблюдается высокий уровень развития ведущей деятельности (сюжетно-ролевой игры), а также достаточный уровень эмоционально-волевой регуляции. Хотя познавательные процессы у некоторых сельских детей менее развиты, чем у городских, однако у них выявились более устойчивые эмоционально-волевые проявления в отношении реальной действительности. Выявлен достаточно высокий уровень комфортности при нахождении в ДОУ (для 79% городских детей и 84% сельских воспитанников характерен высокий уровень контактности, от-152

крытости окружающим, отсутствие тревоги в процессе общения с воспитателем).

Важно заметить, что в процессе исследования выявилась определенная взаимосвязь между особенностями в развитии когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности и уровнем социальной адаптации у городских и сельских детей, что найдет свое эмпирическое продолжение в дальнейшей исследовательской работе.

Таким образом, в результате вышеизложенного исследования выявилось, что для детей дошкольного возраста можно считать психологически комфортной ту социальную среду, которая определяется комплексом воздействующих на ребенка факторов (особенностей семейного воспитания, посещения дошкольного образовательного учреждения, условий проживания), различные сочетания которых отражают соответствующие уровни сформированности основных параметров социальной адаптации дошкольников и непосредственно влияют на их дальнейшее психическое развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студентов выс. пед. учебных заведений / Т.В. Костяк М.: Издательский центр «Академия», 2008. 176 с.

2. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. М.: Педагогика, 2010. 122 с.

3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2005. 112 с. (Серия «Библиотека руководителя ДоУ».)

4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.:ТЦ Сфера, 2005. 96 с.

5. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009. 304 с: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

6. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2009. 192 с.

7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект. М.: Сфера, 2005. 80 с.

8. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольных образовательных учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. 79 с. (Из детства - в отрочество).

9. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М.: Генезис, 2004.175 с.

10. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2006. 112 с.

11. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей /Авт.-сост. И.А. Дядюнова. М.: АПК и ПРО, 2004.

12. Охотникова Н. А. Социальная адаптация детей дошкольного возраста: возрастной и гендерный аспекты. Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 32 / том 11 / 2007 (стр. 345-349)

13. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие. Воронеж, «Учитель», 2006. 236с.

14. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». М., 2002. 120 с.

15. Сидоркина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование / Краснояр. гос.

пед. унив-т им. А.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 92 с.

16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.

17. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Каплан. М.: Просвещение, 2014. 80 с, ил.

18. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. М., 2008.

19. Мустаева Ф. А. Социализация личности ребенка в городской и сельской семье. Электронный научный журнал «APRIORI. серия: гуманитарные науки» WWW. APRIORI-JOURNAL.RU №4, 2015. (с. 1-10)

20. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт.-сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. 188 с.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Социальная адаптация детей дошкольного возраста с особенностями в развитии» (16-06-00190)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.