Научная статья на тему 'Трехфакторная модель социальной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях'

Трехфакторная модель социальной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
768
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ТРЕХМЕРНАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ / THREE-DIMENSIONAL CONCEPTUAL MODEL OF ADAPTATION / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ (СЕМЕЙНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ) / MICROSOCIAL CONDITIONS (FAMILY AND SCHOOL EDUCATION) / МАКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ (БОЛЬШОЙ ГОРОД / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ) / MACROSOCIAL CONDITIONS (BIG CITY / COUNTRYSIDE) / ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ / SCHOOL ADAPTATION DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна, Фирсова Тамара Анатольевна

В данной статье представлено описание и обоснование трехфакторной концептуальной модели социальной адаптации детей младшего школьного возраста. Раскрыта сущность универсальных предпосылок или факторов социальной адаптации детей младшего школьного возраста (семейное воспитание, образовательное учреждение, район проживания) в разработанной и обоснованной трехфакторной концептуальной модели как основы их успешного обучения в школе. В целях совершенствования современного процесса социализации младшего школьника определена важность учета системы микросоциальных отношений «родитель-ребенок» и «учитель-ребенок», осуществляемых в рамках привычного макросоциума, то есть актуального для ребенка района проживания (города или сельской местности). Определены основные компоненты модели с учетом ведущего вида деятельности ребенка, выделены уровни социальной адаптации младших школьников (высокий, средний, низкий), обоснованы взаимозависимости и взаимодействия внешних и внутренний (психофизиологических) факторов, отражена преемственность с более ранними этапами развития, спроектированы совместно реализуемые воспитательные средства и способы воздействия на детей и семьи специалистами. В рамках пилотного исследования определены уровни социальной адаптации детей, воспитывающихся в разных социокультурных условиях, рассмотрены особенности адаптации детей по отдельным ее параметрам, связанные с условиями проживания в городской и сельской местностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна, Фирсова Тамара Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE-FACTOR MODEL OF SOCIAL ADAPTATION CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE, UPDATE IN DIFFERENT SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

This article describes and justifies the three-factor conceptual model of social adaptation of children of primary school age. The essence of universal preconditions or factors of social adaptation of children of primary school age (family upbringing, educational institution, district of residence) is developed in the developed and substantiated three-factor conceptual model as the basis for their successful schooling. In order to improve the current process of socialization of the junior schoolchild, the importance of taking into account the system of microsocial "parent-child" and "teacher-child" relationships implemented within the framework of the usual macrocosm, that is, the actual area of residence for a child (city or rural area). The main components of the model are determined taking into account the leading type of activity of the child, the levels of social adaptation of younger schoolchildren (high, medium, low) are identified, interdependencies and interactions of external and internal (psychophysiological) factors are grounded, succession with earlier stages of development is reflected, and ways of influencing children and families by specialists. As part of the pilot study, the levels of social adaptation of children who are brought up in different socio-cultural settings are determined, and the features of children's adaptation to certain parameters related to living conditions in urban and rural areas are considered.

Текст научной работы на тему «Трехфакторная модель социальной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях»

психологические науки

Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна, Фирсова Тамара Анатольевна ТРЕХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ...

УДК 159.9.072

ТРЕХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

© 2018

Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Архипова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Фирсова Тамара Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица М. Горького, 65/67, e-mail: cdn-detki@mail.ru) Аннотация. В данной статье представлено описание и обоснование трехфакторной концептуальной модели социальной адаптации детей младшего школьного возраста. Раскрыта сущность универсальных предпосылок или факторов социальной адаптации детей младшего школьного возраста (семейное воспитание, образовательное учреждение, район проживания) в разработанной и обоснованной трехфакторной концептуальной модели как основы их успешного обучения в школе. В целях совершенствования современного процесса социализации младшего школьника определена важность учета системы микросоциальных отношений «родитель-ребенок» и «учитель-ребенок», осуществляемых в рамках привычного макросоциума, то есть актуального для ребенка района проживания (города или сельской местности). Определены основные компоненты модели с учетом ведущего вида деятельности ребенка, выделены уровни социальной адаптации младших школьников (высокий, средний, низкий), обоснованы взаимозависимости и взаимодействия внешних и внутренний (психофизиологических) факторов, отражена преемственность с более ранними этапами развития, спроектированы совместно реализуемые воспитательные средства и способы воздействия на детей и семьи специалистами. В рамках пилотного исследования определены уровни социальной адаптации детей, воспитывающихся в разных социокультурных условиях, рассмотрены особенности адаптации детей по отдельным ее параметрам, связанные с условиями проживания в городской и сельской местностях.

Ключевые слова: социальная адаптация, трехмерная концептуальная модель адаптации, дети младшего школьного возраста, микросоциальные условия (семейное и школьное воспитание), макросоциальные условия (большой город / сельская местность), школьные трудности адаптации.

THREE-FACTOR MODEL OF SOCIAL ADAPTATION CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE, UPDATE IN DIFFERENT SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

© 2018

Busygina Alla Lvovna, doctor of pedagogical sciences professor of the chair «Pedagogy and psychology» Arkhipova Irina Vladimirovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Pedagogy and psychology» Phirsova Tamara Anatoljevna, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Pedagogy and psychology» Samara State Socio-Pedagogical University (443099, Russia, Samara, streetM. Gorkogo, 65/67, e-mail: cdn-detki@mail.ru) Abstract. This article describes and justifies the three-factor conceptual model of social adaptation of children of primary school age. The essence of universal preconditions or factors of social adaptation of children of primary school age (family upbringing, educational institution, district of residence) is developed in the developed and substantiated three-factor conceptual model as the basis for their successful schooling. In order to improve the current process of socialization of the junior schoolchild, the importance of taking into account the system of microsocial "parent-child" and "teacher-child" relationships implemented within the framework of the usual macrocosm, that is, the actual area of residence for a child (city or rural area). The main components of the model are determined taking into account the leading type of activity of the child, the levels of social adaptation of younger schoolchildren (high, medium, low) are identified, interdependencies and interactions of external and internal (psychophysiological) factors are grounded, succession with earlier stages of development is reflected, and ways of influencing children and families by specialists. As part of the pilot study, the levels of social adaptation of children who are brought up in different socio-cultural settings are determined, and the features of children's adaptation to certain parameters related to living conditions in urban and rural areas are considered.

Keywords: social adaptation, three-dimensional conceptual model of adaptation, children of primary school age, microsocial conditions (family and school education), macrosocial conditions (big city / countryside), school adaptation difficulties.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

На современном этапе развития общества социально-экономические преобразования, реформирование в сфере образования, ускоряющийся темп жизнедеятельности людей непосредственно влияют на подрастающее поколение, в том числе и на его адаптационные процессы на разных возрастных этапах. Для общества успех процесса социализации является гарантией того, что новое поколение, воспроизводя усвоенный опыт, сумеет достойно занять место старших в системе социального взаимодействия. И обратно, дисгармоничный процесс социализации дезорганизует социальную жизнь как отдельной личности, так и распад общества в целом.

В рамках данной достаточно глобальной проблематики необходимо изучение развития разных категорий детей, воспитывающихся в определенных психолого-педагогических условиях. При этом несомненный интерес представляют как дети с нормативным развитием, имеющими ситуативно обусловленные сложности социальной адаптации, так и дети с нарушениями в развитии,

фиксированные трудности которых ведут к проблеме формирования их социального статуса. Именно поэтому в последние годы остро стоит вопрос о практическом решении проблемы социальной адаптации детей, включающей выявление симптомов и факторов риска на разных этапах развития, проведение специалистами профессиональной и продуктивной коррекционной работы в образовательных учреждениях, а также разработка эффективных средств психолого-педагогической поддержки учителей и родителей дезадаптированных детей [1, 2, 3].

Наиболее уязвимым и многогранным с точки зрения формирования социального статуса, на наш взгляд, является младший школьный возраст, так как на данном этапе развития достаточно резко для ребенка происходит смена его позиции в системе социальных отношений. Кризисный момент перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается осознанием ребенка себя как субъекта значимых социальных отношений, возникновением внутренней позиции школьника в рамках включения его в новую деятельность. Общественно значимая учебная деятельность

35Т

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)

Busygina Alla Lvovna, Arkhipova Irina Vladimirovna, Phirsova Tamara Anatoljevna THREE-FACTOR MODEL OF SOCIAL ADAPTATION CHILDREN ...

psychological science

становится целенаправленным и структурированным звеном в жизни младшего школьника (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), которая с помощью включенного в нее взрослого окружения стимулирует и направляет процесс социальной адаптации ребенка в целом [4, 5].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В изучение проблем адаптации детей к условиям школьного обучения большой вклад внесен отечественными учеными. В большинстве работ раскрываются вопросы адаптации первоклассника к новым условиям его жизни (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, М.М. Безруких, С.А. Беличева и др.) [6, 7, 8]. Школьная адаптация, по мнению многих авторов, в первую очередь характеризуется сменой ведущего вида деятельности и рассматривается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий и требований, новым отношениям, новому режиму жизнедеятельности, что обуславливает ее сложную структуру, включающую в себя организационный, мотивационный, психологический (эмоциональный) и социальный компоненты [9, 10, 11, 12]. При этом, по мнению М.М. Безруких и С.П. Ефимовой, социально-психологическая адаптация в младшем школьном возрасте динамично развивается в соответствии с определенными этапами (ориентировочным, устойчивым и неустойчивым), в рамках которых организм ребенка находит наиболее оптимальные варианты реакций на внешние социальные воздействия [13].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются: сформированность мотивации учения, принятие школьных норм и правил, положительный настрой и хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, сформированное адекватное учебной ситуации поведение. При этом совокупность указанных признаков характеризует степень адаптированности ребенка в школе, в то время как отклонения хотя бы в одном из них свидетельствуют о нарушениях приспособления к школе и риске возникновения дезадаптации [14, 15, 16].

Комплексно подойти к проблеме социальной адаптации детей к школьному обучению с учетом ее многокомпонентной структуры и важнейших факторов, оказывающих влияние на ее формирование, позволяет настоящее исследование, которое представляет собой второй этап проекта 2016 года (при поддержке РГНФ) на тему «Социальная адаптация детей дошкольного возраста с особенностями в развитии» (№ 16-06-00190), и является его научно-исследовательским продолжением [17].

Представленная в рамках настоящего исследования трехфакторная концептуальная модель (Рисунок 1) включает в себя значимые для данного этапа развития ребенка составляющие:

1) микросоциальный фактор (особенности семейного воспитания с учетом дошкольного этапа - посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения

(ДОУ);

2) фактор нового этапа социализации ребенка -школьного обучения в условиях средней общеобразовательной школы (МБОУ СОШ);

3) макросоциальный фактор (условия проживания ребенка в большом городе или сельской местности).

Формирование целей статьи (постановка задания).

В рамках настоящего исследования научная новизна проблемы заключается в обосновании воздействия внешних и внутренних факторов на процесс адаптации ребенка младшего школьного возраста в виде вышеуказанной трехфакторной модели. При этом на сегодняшний день не существует каких-либо эмпирических работ, которые были бы направлены на верификацию таких предположений. Однако данная концепция, на наш взгляд, вполне обоснована в силу комплексного подхода

к развитию детей разных категорий конкретного возраста, воспитывающихся в определенных макросоци-альных и микросоциальных психолого-педагогических условиях.

Рисунок 1. Трехфакторная концептуальная модель социальной адаптации (район проживания, семейное воспитание, образовательное учреждение) детей младшего школьного возраста

Представленная модель социальной адаптации младшего школьника непосредственно раскрывается в поле межличностного взаимодействия и взаимовлияния социальных сфер «родитель-ребенок» (Ф2) и «воспитатель-ребенок» / «учитель-ребенок» (Ф3) в рамках социальных институтов (семья, детский сад, школа), которые достаточно «жестко программируют» и направляют ценности, являющиеся конструктом макросоциальной сферы ребёнка (Ф1), то есть его среды проживания (большой город или сельская местность). Процесс социальной адаптации младшего школьного возраста рассматривается нами «сверху-вниз», отражая включение ребенка в разнообразные социальные сферы (группы) и структуры, и раскрывается преимущественно через призму ролевых статусов (в семье, детском саду, школе), под воздействием различных социальных условий, образующих показатели социальной адаптации, что в итоге влияет на успешное выполнение ребенком учебной деятельности. Важно повторить, что линейность модели процесса социализации младшего школьника, в существенной степени определяясь спецификой наиболее близких к ребенку социальных структур (семья и школа), изначально обуславливается ценностями, традициями и обычаями того макросоциума, в котором он живет (большой город / сельская местность).

В рамках данной модели мы акцентируем свое внимание на становящейся актуальной для ребенка учебной деятельности (УД_2), отсутствие продуктивного взаимодействия в которой свидетельствует о социальном неблагополучии ребенка. Однако немалую роль в

психологические науки

Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна, Фирсова Тамара Анатольевна ТРЕХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ...

успешной адаптации к школе играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития, в частности, в условиях доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности (ИД_1). Заметим, что необходимость понимания преемственности от дошкольного к младшему школьному возрасту наиболее весомое значение имеет с точки зрения последовательной актуализации ведущих видов деятельности в рамках первичной социализации ребенка [18]. При этом сам ребенок является как объектом социальных отношений (ОСО_1), то есть принимающим воздействия, непосредственно идущие в первую очередь от микросоциума, так и субъектом социальных отношений (ССО_2), активно влияющим в свою очередь на ближайшее социальное окружение.

В качестве основных показателей социальной адаптации нами выделены:

- во-первых, внешние (социальные) и внутренние (психофизиологические) факторы, раскрывающие взаимосвязь между биологическими свойствами организма и социальной средой, как базовая причина актуального социального статуса ребенка;

- во-вторых, уровни адаптации ребенка к школьному обучению (высокий, средний, низкий) как количественная оценка его актуального социального статуса;

- в-третьих, формы социальной адаптации ребенка (психофизиологическая, когнитивная, поведенческая, ценностная, эмоциональная), проявляющиеся в рамках его учебной деятельности и являющиеся показателями качественной оценки его актуального социального статуса.

Рассматривая данные показатели в системном взаимодействии, дополнительной характеристикой является совпадение оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм и правил поведения с нейропсихологи-ческим статусом ребенка, так как физиологическое созревание центральной нервной системы повышает уровень способности к восприятию и переработке учебной информации, и, соответственно, общую эффективность школьного обучения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Вышеуказанные показатели социальной адаптации младшего школьника в рамках описываемой трехфак-торной модели позволили нам обозначить теоретическое и практическое поле исследования ее содержательных параметров, отражающих вышеперечисленные формы адаптации, которые подлежат комплексной качественно-количественной оценке актуального статуса ребенка.

Опираясь на разработанный нами протокол наблюдения, основанный на концепции Д.Ю. Соловьевой [10], в который в качестве основных параметров социальной адаптации входили: удовлетворение физиологических потребностей (психофизиологическая сфера), взаимодействие с взрослыми и сверстниками (коммуникативная сфера), эмоциональное реагирование на стимулы окружающей среды (эмоционально-потребностная сфера), выполнение школьных инструкций и правил (произвольная сфера), мы выявили основные тенденции в развитии социальной адаптации младших школьников, воспитывающихся в разных социокультурных условиях (большой город / село), на этапе первого года школьного обучения.

Выборку проведенного нами пилотного исследования составили 310 первоклассников средних общеобразовательных школ Кировского и Промышленного районов г.о. Самара и поселка Безенчук Самарской области (средний возраст испытуемых - 7-8 лет).

Особенности социальной адаптации первоклассников, проживающих в большом городе и сельской местности, отражены в таблице 1.

Анализируя вышеуказанные параметры в рамках сравнительной характеристики уровня социальной адаптации городских и сельских школьников, заметим, что

по трем первым параметрам наблюдается тенденция более высоких значений у детей, проживающих в сельских районах.

Таблица 1. Сравнительный анализ уровней социальной адаптации первоклассников, проживающих в городской и сельской местности

Параметры социальной адаптации

Удовлетворение Взаимодействие с Эмоциональное Выло л

Уровни фнзноло взросл ымии реагиро ванне на

социальной потреоностеи сверстниками СТИМУЛЫ инструкции и

адаптации окружающей среды ЕИЛ

Город Село Город Село Город Село Город Село

Высокий 60,9% 67,6% 56,6% 67,6% 44% 703% 30,4% 27%

Средний 39,1% 32,4% 35% 32,4% 45% 29,7% 52% 51,4%

Низкий 3,4% 11% 17,6% 21,6%

В первую очередь, это ярко представлено в отношении эмоционального реагирования детей на разного рода школьные ситуации, что наблюдается в 70,3% случаев у сельских школьников по сравнению с 44% таковых у детей, проживающих в городе. Подобную ситуацию, но с разницей в 11%, можно отметить и в аспекте взаимодействия первоклассников с учителем и сверстниками. Подтверждает данную тенденцию отсутствие у сельских школьников показателей низкого уровня развития по обоим параметрам, в том время как у проживающих в городе первоклассников таковые встречаются. Аналогичная тенденция, но в значительно меньшей степени, наблюдается и в аспекте удовлетворения физиологических потребностей учащихся. Данные различия, на наш взгляд, связаны с более простым и доступным для сельских детей микросоциумом, более тесным общением с родителями в рамках семейного трудового воспитания, а также более свободным и непосредственным взаимодействием со сверстниками и учителями в ситуации знакомых с раннего детства условий развития [19, 20].

Однако относительно выполнения школьных правил и инструкций учителя, согласно вышеуказанным результатам, наблюдается обратная тенденция: на фоне преобладающего среднего уровня данного параметра у городских первоклассников его высокие значения выражены несколько ярче (30,4%), чем у сельских школьников (27%), при этом низкие показатели у детей, проживающих в городе, встречаются несколько реже (17,6%) по сравнению с детьми, проживающими в сельской местности (21,6%). Это объясняется, с одной стороны, технической насыщенностью города и большими возможностями включения детей в информационную среду, с другой стороны, тотальной направленностью родителей на раннее обучение и, соответственно, более жесткими требованиями к их возможностям. В сельских условиях проживания дети развиваются более естественным, свободным образом, что в особенности касается возрастных этапов, предшествующих школьному обучению, таким образом, они более открыто и непосредственно познают окружающий мир, испытывая на себе давление взрослых гораздо в меньшей степени и, соответственно, при выполнении инструкций могут позволить себе спонтанные, ситуативные действия.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Анализ теоретических и практических материалов позволил нам сформулировать следующие выводы:

Успешность социальной адаптации младших школьников зависит от совокупности важнейших факторов (семейное воспитание, школьное обучение, район проживания), базовое сочетание которых проявляется в ее многокомпонентной структуре (познавательной, коммуникативной, эмоциональной и произвольной сферах личности ребёнка) с учетом внутренних (физиологических) факторов, и воспроизводится детьми на разных уровнях развития.

Сельские первоклассники имеют более высокий уровень адаптации в эмоциональной, коммуникативной и сфере физиологического состояния личности, что напрямую связано с макросоциальными условиями развития. Городские школьники в большей степени адап-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)

353

Busygina Alla Lvovna, Arkhipova Irina Vladimirovna, Phirsova Tamara Anatoljevna psychological

THREE-FACTOR MODEL OF SOCIAL ADAPTATION CHILDREN ... science

тивны в сфере произвольности, что свидетельствует о тотальной целенаправленности городских родителей на раннее обучение детей в технически насыщенной информационной среде, что вызывает спорные вопросы с точки зрения психологической науки, но по факту дает определенные «плоды» наученности детей к периоду школьного обучения.

Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим необходимость комплексного, системного подхода к процессу социальной адаптации первоклассников, начиная с самого масштабного макросоциального уровня. Учитывая средовые условия развития детей в семейном взаимодействии, важно подключать к общему пониманию микросоциальные позиции, связанные с преемственными взаимоотношениями ребенка с взрослыми и сверстниками в дошкольном и школьном образовательных учреждениях. На фоне динамических процессов возрастного развития, с учетом сочетания внутренних (психофизиологических) особенностей ребенка с внешними (средовыми) факторами, а также реализации разных форм адаптации, к младшему школьному возрасту формируется ее уровень, проявляемый в когнитивной, коммуникативной, эмоционально-потребностной и произвольной продукции ребенка. Овладение ребенком системой социальных представлений, поведенчески проявляемое в направлении социальных отношений в рамках общественно значимой учебной деятельности, можно идентифицировать как показатель результативности социальной адаптации младшего школьника или его актуального социального статуса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Т. Волков Б.С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение. СПб.: Питер, 2011. 304 с.

2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2010. 400 с.

3. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под ред. Е.А. Савиной, О.В. Максименко. М.: ВЛАДОС, 2008. 223 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.

5. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 2008. 325 с.

6. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценоки учения школьников. М.: Просвещение, 2004. 138 с.

7. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 304 с.

8. Дубровина И.В. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя. М., Просвещение, 2003. 148 с.

9. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация школьников в критические периоды развития (индивидуально-типологический подход): монография. М.: Сфера, 2007.

10. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 2331.

11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. 68 с.

12. Диагностика школьной дезадаптации: Пособие для психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейниковой, Г.Ф. Кумариной. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. 126 с.

13. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176 с. (Библиотека учителя начальных классов).

14. Возрастно-психологический подход в кон-

сультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.

15. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2010. 385 с.

16. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М.: Сфера, 2008. 431 с.

17. Бусыгина А.Л., Архипова И.В., Фирсова Т.А. Психологическая модель социальной адаптации в системе воспитания детей дошкольного возраста // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве». Самара, 2016. Стр. 33-39.

18. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.

19. Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. М.: Педагогическое общество России, 2005. 48 с.

20. Гурьянова М.П. Воспитание у детей и молодежи ценностного отношения к сельскому образу жизни: пособие для педагогов. М., 2011. 64 с.

Статья подготовлена в рамках гранта «Социальная адаптация детей младшего школьного возраста с особенностями в развитии» (№ 18-01300083), поддержанного РФФИ (Российским Фондом Фундаментальных Исследований)

Статья поступила в редакцию 30.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.