Научная статья на тему 'Оптимизация процесса адаптации первоклассников посредством сказкотерапии'

Оптимизация процесса адаптации первоклассников посредством сказкотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
497
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / КОРРЕКЦИЯ / РАЗВИТИЕ / CORRECTION AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кокотеева Ксения Александровна

В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-развивающей программы по оптимизации процесса адаптации учащихся первого класса к образовательному учреждению. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами-психологами школ, студентами психологических и педагогических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кокотеева Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of process of adaptation of first-graders through fairy tale therapy

The article presents the results of a research aimed to theoretically justify and experimentally verify the effectiveness of correctional-developing programs for the optimization of process of adaptation of pupils to educational institutions. The results of this study can be used by teachers, schools psychologists, students of psychological and pedagogical faculties.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса адаптации первоклассников посредством сказкотерапии»

Низкий процент отмечается (1,6%) по такому виду компетентности как взаимопонимание. Для них свойственна выраженность общих интересов, они способны понять точку зрения оппонента.

Так у 8% опрошенных была выявлена такая компетентность как взаимопознание. Для таких испытуемых характерна адекватная степень оценки личностных особенностей партнеров по общению.

У 3,2% опрошенных была проявлен такой вид компетентности как взаимовлияние. Для них важна значимость мнения и поступков других представителей группы, самокоррекция, саморефлексия.

Для 3,2% испытуемых характерна социальная адаптивность. Для них свойственна благополучность взаимоотношений, удовлетворенность своим положением в группе, гибкость поведения, контактность внутри коллектива и с внешним окружением. Социальна активность характерна для 3,2% испытуемых. В их общении проявляется социальная ориентация, ведущие мотивы взаимодействия с окружающими, эффективность совместной деятельности.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования было установлено, у подростков 15-17 лет, повышенный уровень общительности, в коллективе чувствуют себя уверенно, любят быть в центре внимания, высказывать свое мнение, но при общении мало обращают внимания на собеседника, на его эмоциональное состояние.

Так же большинство испытуемых ориентировано на сотрудничество, важным моментом является поддержание положительных отношений с членами группы и высоким интересом к совместной деятельности.

И для большей части испытуемых характерна социальная автономность, проявляющаяся в значимости своей собственной позиции в совместных действиях или в организации совместной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология : учеб. пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - 4-е изд., стер. - М. : Флинта, 2012.

2. Шкуратова, И.П. Стили общения / И.П. Шкуратова, Л.И. Габдулина. - Изд-во РГУ, 2000.

3. Скрипченко, О.В. Общая психология : хрестоматия / О.В. Скрипченко. - Лебедь, 2005.

4. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Изд-во института психотерапии, 2002.

УДК 159.9.07

К. А. Кокотеева, г. Шадринск

Оптимизация процесса адаптации первоклассников посредством

сказкотерапии

В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-развивающей программы по оптимизации процесса адаптации учащихся первого класса к образовательному учреждению. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами-психологами школ, студентами психологических и педагогических факультетов.

Адаптация, оптимизация, коррекция, развитие.

K. A.Kokoteeva, Shadrinsk

Optimization of process of adaptation of first-graders through fairy tale

therapy

The article presents the results of a research aimed to theoretically justify and experimentally verify the effectiveness of correctional-developing programs for the optimization of process of adaptation of pupils to educational institutions.

The results of this study can be used by teachers, schools psychologists, students of psychological and pedagogical faculties.

Keywords: Adaptation, optimization, correction and development.

В настоящее время экономические и социальные преобразования в современном обществе, в том числе, значительные изменения, в системе образования оказывают влияние на формирование личности ребенка и предъявляют ему достаточно высокие требования, поэтому у большинства детей возникают трудности приспособления к новым условиям школы. Таким детям нужна последовательная и профессиональная психолого-педагогическая помощь.

Процесс адаптации ребенка к школе сложен как физически, так и психологически. Успешность приспособления первоклассника к условиям и правилам школы обусловлена во многом формированием учебной мотивации, положительного эмоционального отношения к школе, к педагогам и своим одноклассникам, высоким уровнем произвольной регуляции и достаточным уровнем познавательных процессов.

Свое исследование мы проводили на базе МКОУ «Гимназия №9»; в эксперименте приняли участие учащиеся первых классов в количестве 52 человек, из которых в дальнейшем были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Задача констатирующего эксперимента заключалась в определении уровневых характеристик адаптации первоклассников к школе.

Для решения поставленных эмпирических задач использовались следующие методики: Методика скрининговой оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, Методика оценки сформированности внутренней позиции школьника Л.А. Венгера, Проективная методика диагностики личности А.М. Прихожан, Методика оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП), Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе. Использование данного диагностического инструментария целесообразно возрасту и показателям адаптации к школе.

Методика скрининговой оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой показала, что 11,6% имеют высокий уровень школьной мотивации и учебной деятельности; 48% - уровень хорошей школьной мотивации; 23% - положительное отношение к школе; 17,4 - низкую школьную мотивацию.

По результатам методики Оценки сформированности внутренней позиции школьника Л.А. Венгера выявлено: 73% имеют сформированную внутреннюю позицию школьника; 15,4% - недостаточный уровень сформированности внутренней позиции школьника; 11,6 % - несформированную внутреннюю позицию школьника. Анализ распределения младших школьников по уровням школьной тревожности по проективной методике А.М. Прихожан, показал: 67,3% имеют низкий уровень школьной тревожности; 15,4% - средний (нормальный) уровень школьной тревожности; 17,3% -высокий уровень школьной тревожности.

Методика МОШАП была проведена с классным руководителем и обеспечила нас следующими результатами: 80,7% - хорошо адаптированы к школе; 17,3% - имеют умеренную (среднюю) степень дезадаптации; 2% - проявляет высокую степень дезадаптации.

Результатами методики «Изучения социально-психологической адаптации детей к школе» явились: 77% - отличаются успешной адаптацией; 21,1% - имеют неполную адаптацию к школе; 1,9% - имеют школьную дезадаптацию.

Обобщив полученные данные по 5 методикам, мы распределили учащихся по трем уровням адаптации. Нами были получены следующие результаты: 52% испытуемых имеют высокий уровень адаптации к школе; 28% имеют средний уровень адаптации к школе; 20% - низкий уровень адаптации к первому классу.

Таким образом, нами был сделан вывод, что подавляющее большинство первоклассников имеют высокий и средний уровни адаптации к образовательному учреждению (80%), остальные учащиеся, следовательно, нуждаются в последовательной и планомерной психологической коррекции. Также, представляется, что коррекция отдельных компонентов адаптации младших школьников будет способствовать повышению уровня приспособленности к школе.

В нашем исследовании, мы опирались, на предположение о том, что эффективным средством коррекции и развития адаптации младших школьников к школе, будет являться использование сказкотерапии, исходя из этого, наша программа была построена с учетом этой гипотезы.

В формирующем эксперименте приняло участие 10 человек, имеющих низкий и средний уровни адаптации к школе (экспериментальная группа) и 10 человек, имеющих средний уровень (контрольная группа).

Задачами нашей коррекционно-развивающей программы явились: формирование эмоционально-положительного отношения к совместной деятельности со сверстниками и учителями; создание ситуации успеха; способствование развитию и укреплению учебной мотивации; повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности; развитие познавательного интереса; снижение уровня школьной тревожности; создание условий способствующих интенсивному развитию познавательных и коммуникативных способностей первоклассников. Программа была построена на основе цикла сказок Панфиловой М.А. «Лесная школа».

Ожидаемыми результатами нашей программы стали: повышение уровня адаптации, появление интереса первоклассников к школе и учебной деятельности. Программа включала в себя 4 этапа, отличающихся своим содержанием, целями и формами работы. Наша коррекционно-развивающая технология включала 25 занятий продолжительностью

35-40 минут и периодичностью занятий 2 раза в неделю. Принимая во внимание принцип активного привлечения ближайшего социального окружения, просветительская работа проводилась параллельно с педагогами и родителями.

На этапе контрольного эксперимента применялись те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Сопоставление диагностических срезов позволило определить эффективность разработанной нами модели психолого-педагогической технологии оптимизации процесса адаптации первоклассников посредством сказкотерапии.

Как показал контрольный эксперимент, после коррекционной работы в экспериментальной группе произошли сдвиги в уровне адаптации испытуемых: показатели низкого уровня адаптации выросли после проведения коррекционно-развивающей программы.

Эффективность разработанной психолого-педагогической технологии подтвердилась при проверке количественных данных с использованием критерия Фишера. Исходя из данных диагностики процесса адаптации младших школьников на этапах констатирующего и контрольного эксперимента, видно повышение уровня по методикам в экспериментальной группе:

1. Методика скрининговой оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой: повышение уровня адаптации у 9 детей (90%).

2. Методика оценки сформированности внутренней позиции школьника Л.А. Венгера: повышение уровня адаптации у 9 детей (90%).

3. Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан: снижение уровня тревожности у 8 учащихся (80%).

4. Методика оценки школьной адаптации первоклассников (МОШАП): повышение уровня адаптации у 7 учащихся (70%).

5. Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе: повышение уровня адаптации у 8 учащихся (80%).

Статистические расчеты по критерию Фишера показывают различия в уровнях адаптации первоклассников экспериментальной группы.

Уровень адаптации испытуемых контрольной группы повысился незначительно, в среднем на 10% по каждой методике.

В ходе проведенного исследования был выявлен ряд закономерностей коррекции и развития процесса адаптации первоклассников: неравномерность, стадиальность, кумулятивность.

Представляется, что психологическими механизмами оптимизации процесса адаптации к школе выступают: принятие позиции школьника, усвоение норм и правил школы, оптимизация общения с педагогом и одноклассниками.

Таким образом, экспериментальные данные показали возможность использования и эффективность нашей коррекционно-развивающей программы, так как, уровень адаптации детей экспериментальной группы повысился и приблизился к показателям детей контрольной группы, изначально имеющих высокий уровень адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панфилова, М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников / М.А. Панфилова. - М. : Сфера, 2002.

2. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. - СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2008. - 118 с.

3. Ульянова, Т.П. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов / Т.П. Ульянова // Начальная школа. - 1996. - № 7. - С. 53-57.

УДК 159.9.07

К.Э. Конева, г. Шадринск

Формирование эмпатии у студентов-психологов посредством групповой

работы

В статье раскрывается значение формирования эмпатии у студентов-психологов и описаны результаты эмпирического исследования на базе факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». В исследовании были задействованы 53 испытуемых в возрасте 18 - 22 лет.

Эмпатия, формирование, групповая работа, студенты-психологи.

K. E. Koneva, Shadrinsk

The formation of empathy in psychology students through group work

The article reveals the importance of building empathy in students-psychologists and describes the results of empirical research at the faculty of correctional pedagogics and psychology of FSBEI "Shadrinsk state pedagogical University. The study involved 53 subjects aged 18 - 22 years.

Keywords: Empathy, formation, group work, the students-psychologists.

Профессиональная психологическая деятельность предъявляет к личности особые требования: умение в отношениях с клиентом быть искренним, понимать эмоциональное состояние клиента, правильно отражать и передавать чувства, переживаемые в настоящий момент. Без практического овладения такой психической реальностью как эмпатия, невозможно достижение эффективности в профессиональной деятельности.

В нашей стране практически в каждом педагогическом ВУЗе существуют факультеты психологии, куда каждый год поступают студенты. Для того чтобы будущий психолог был квалифицирован, недостаточно одних знаний по психологии. Настоящий профессионал должен обладать профессионально-важными качествами. Поэтому изучение и формирование эмпатии, как профессионально-важного качества, а так же способности постигать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, быть готовым к помощи является сегодня особо актуальной.

В словаре по психологии эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) понимается как внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); отзывчивость на переживания и эмоции другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Исходные теоретические положения феномена эмпатии представлены в трудах представителей субъективно-идеалистической психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.