Научная статья на тему 'Коррекционно-развивающая программа эмоционального и коммуникативного развития первоклассников в период адаптации к школе'

Коррекционно-развивающая программа эмоционального и коммуникативного развития первоклассников в период адаптации к школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3470
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЦЕНТРАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ / POPULATION RESEARCH / PROBLEMS OF EMOTIONAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF FIRST YEAR PUPILS / EMOTIONAL DECENTRATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / THE CORRECTIONAL DEVELOPING PROGRAM / RESULTS OF APPROBATION OF THE PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крайникова Татьяна Александровна

Проблема сохранения психического и психологического здоровья детей при встрече с новой для них школьной ситуацией и отсутствие у первоклассников навыков саморегуляции эмоционального состояния, а также низкий уровень психологической культуры взрослых в вопросах оказания психологической поддержки эмоционального развития ребенка привели нас к необходимости разработки коррекционно-развивающей программы «Мир открытых сердец». Эта программа направлена на формирование у первоклассников эмоциональной децентрации, что способствует созданию условий для их успешной школьной адаптации, благоприятному психическому и личностному росту каждого ребенка, формированию у детей навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Работу по указанной программе целесообразно проводить с теми, кто нуждается в специально организованной коррекции и развитии необходимых психологических свойств и качеств. Вместе с тем, программа занятий может быть использована и с целью психопрофилактики школьной дезадаптации. Коррекционно-развивающая работа с первоклассниками, имеющими проблемы в эмоциональном и коммуникативном развитии, проводится педагогом-психологом. Его деятельность включает в себя три основных направления: 1) формирование и отработка навыков психоэмоциональной регуляции; 2) повышение уверенности в себе у первоклассников и формирование у них устойчивой адекватно-положительной самооценки; 3) коррекция межличностных отношений детей в учебном коллективе и в семье, развитие коммуникативных навыков. Занятия по этому курсу желательно проводить через некоторое время после поступления детей в школу, дав им возможность адаптироваться к новым условиям школьной жизни. С подробным содержанием данной коррекционно-развивающей программы, а также результатами ее апробации вы можете ознакомиться далее в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крайникова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIONAL DEVELOPING PROGRAM OF EMOTIONAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF FIRST YEAR PUPILS DURING ADAPTATION TO SCHOOL

Problem of preservation of mental and psychological health of children at a meeting with a school situation, new to them, and absence at first graders of skills of self-control of an emotional state, and also the low level of psychological culture of adults in questions of rendering psychological support of emotional development of the child resulted author in need of development of the correctional developing program «World of Open Hearts». This program is directed on formation of an emotional decentration at first year pupils that promotes creation of conditions for their successful school adaptation, favorable mental and personal growth of each child, formation of skills of interpersonal interaction with contemporaries and adults at children. It is expedient to carry out work on this program with those who needs specially organized correction and development of necessary psychological properties and qualities. At the same time, the program of occupations can be used and for the purpose of psychoprevention of school disadaptation. The educational psychologist carries out the correctional developing work with the first year pupils having problems in emotional and communicative development. Its activity includes three main directions: 1) formation and working off of skills of psychoemotional regulation; 2) increase of self-confidence at first year pupils and formation of a steady adequate and positive self-assessment at them; 3) correction of the interpersonal relations of children in educational collective and in a family, development of communicative skills. It is desirable to give classes in this course after arrival of children to school after a while, having given them the chance to adapt for new conditions of school life. You can study detailed contents of this correctional developing program, and also results of its approbation further in article.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-развивающая программа эмоционального и коммуникативного развития первоклассников в период адаптации к школе»

ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

PSYCHOLOGY: ASPECTS OF THEORY AND PRACTICE

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

КРАЙНИКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА РГБУ «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования», г. Черкесск-15, Карачаево-Черкесская республика, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Проблема сохранения психического и психологического здоровья детей при встрече с новой для них школьной ситуацией и отсутствие у первоклассников навыков саморегуляции эмоционального состояния, а также низкий уровень психологической культуры взрослых в вопросах оказания психологической поддержки эмоционального развития ребенка привели нас к необходимости разработки коррекционно-развивающей программы «Мир открытых сердец». Эта программа направлена на формирование у первоклассников эмоциональной децентрации, что способствует созданию условий для их успешной школьной адаптации, благоприятному психическому и личностному росту каждого ребенка, формированию у детей навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Работу по указанной программе целесообразно проводить с теми, кто нуждается в специально организованной коррекции и развитии необходимых психологических свойств и качеств. Вместе с тем, программа занятий может быть использована и с целью психопрофилактики школьной дезадаптации. Коррекционно-развивающая работа с первоклассниками, имеющими проблемы в эмоциональном и коммуникативном развитии, проводится педагогом-психологом. Его деятельность включает в себя три основных направления: 1) формирование и отработка навыков психоэмоциональной регуляции; 2) повышение уверенности в себе у первоклассников и формирование у них устойчивой адекватно-положительной самооценки; 3) коррекция межличностных отношений детей в учебном коллективе и в семье, развитие коммуникативных навыков.

Занятия по этому курсу желательно проводить через некоторое время после поступления детей в школу, дав им возможность адаптироваться к новым условиям школьной жизни. С подробным содержанием данной коррекционно-развивающей программы, а также результатами ее апробации вы можете ознакомиться далее в статье.

Ключевые слова популяционное исследование; проблемы эмоционального и коммуникативного развития первоклассников; эмоциональная децентрация; психологическая поддержка; коррек-ционно-развивающая программа; результаты апробации программы.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в психическом и психологическом развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями.

Известно, что детский возраст (дошкольный и младший школьный) отличается особой эмоциональностью (часто дети находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны владеть собой), ранимостью и чувствительностью. Эти факторы могут привести к нервно-психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Так, по данным А. И. Захарова, в дошкольном возрасте нервным определяется каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка [1]. Кроме того, от 68 % до 75 % перво-

классников при непривычных школьных нагрузках, недосыпании проявляют неврозоподобные реакции (нарушение сна, страх перед школой, учителем и т. д.) [2].

Врачи и психологи указывают следующие предпосылки появления психосоматических заболеваний у детей: слабая дифференцированность эмоциональной сферы, т. е. алекситимия (неспособность распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей); недостаточная рефлексивность; запрет на внешнее проявление негативных эмоций (страх, гнев и т. д.).

Чтобы снизить риск возникновения в будущем психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств у детей, на наш взгляд, необходимо привлекать их внимание к эмоциональному миру человека, учить их выражению и

T. A. KRAYNIKOVA

распознаванию некоторых базовых эмоций, стимулировать их самопознание.

Проводимое под руководством М. М. Безруких популяционное исследование в течение 5 лет (с 2006 г.) в 17 регионах России на 25 тыс. детей 6-7,5 лет по определению уровня функционального развития детей старшего дошкольного возраста констатирует, что более половины современных дошкольников (от 52 до 59 %) имеют несформи-рованность эмоциональной сферы. Это говорит о том, что будущие первоклассники испытывают сложности в процессе определения, дифференциации эмоций других людей, а также в выражении собственных эмоций.

Считается, что недостаточный уровень сфор-мированности эмоционального развития влечет за собой трудности в обучении, снижение его познавательных способностей, приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуации обучения. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые, не соответствующие по силе и интенсивности реакции на критику и оценки, неожиданные и неадекватные поведенческие ответы. Из расстройств этой сферы наиболее часто встречаются повышенная тревожность, повышенная агрессивность, асоциальное поведение, негативизм, демонстративность.

Наряду с этим, исследователи отмечают дефицит общения современных детей со сверстниками и чужими взрослыми, который затрудняет формирование адекватной самооценки, формирование статуса ученика [3].

Размышления о том, как помочь детям сохранить психическое и психологическое здоровье при встрече с новой для них школьной ситуацией, привели нас к разработке коррекционно-развивающей программы «Мир открытых сердец» [4], основной целью которой является формирование у детей эмоциональной децентрации. Под эмоциональной децентрацией, по Г. М. Бреславу, понимается способность индивида воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей [5; 6]. При нормальном развитии личности эта способность появляется к концу дошкольного возраста. Нарушения в ее формировании могут приводить к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми. Развивая эмоциональную децентрацию первоклассников, мы тем самым создаем условия для их успешной школьной адаптации, а также способствуем благоприятному психическому и личностному росту каждого ребенка, развиваем у детей навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

При проведении занятий по этой программе решаются следующие задачи:

- знакомство детей с основными эмоциями;

- обучение вербальным и невербальным способам выражения своих эмоций;

- развитие рефлексии (способности познавать и понимать самого себя, свои эмоции и мотивы поведения);

- обучение приемам саморегуляции поведения, приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения с целью формирования умения у первоклассников справляться с негативными эмоциональными состояниями (тревогой, стрессом, фрустрацией, страхом, агрессией и др.);

- формирование умения проявлять свои негативные эмоции социально приемлемыми способами, предвидеть последствия своих необдуманных поступков; развитие умения критически мыслить, делать выбор и принимать конструктивные решения;

- развитие адекватной самооценки детей, принятия себя, своих достоинств и недостатков, осознания собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;

- формирование умения понимать эмоциональные состояния других людей, сопереживать им и оказывать необходимую психологическую поддержку;

- развитие толерантного отношения к окружающим, принятия других людей, осознания ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;

- формирование навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- обучение детей успешному взаимодействию друг с другом, с учителями и родителями с целью поддержания благоприятного психологического климата в группе и сохранения на этой основе психологического здоровья детей.

Построение программы предполагает поэтапную работу по формированию:

- знаний об эмоциях;

- умения распознавать и произвольно проявлять эмоции;

- понимания относительности в оценке чувств;

- умения управлять своими эмоциями, настроением, поведением;

- умения принимать на себя ответственность за свои чувства;

- эмпатии, толерантного отношения к окружающим;

- умения оказывать психологическую поддержку близким.

Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение большинством детей предложенных заданий, упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к себе и окружающим их людям.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет и состоит из 31 занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 мин., в зависимости от индивидуальных возможностей, возраста, поведения группы.

Программа представлена в виде подробных сценариев занятий, которые могут меняться, дополняться или сокращаться в зависимости от задач и проблем каждой конкретной группы детей, их особенностей и потребностей. Это позволит проявить творческий подход к проведению занятий. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Структура занятий:

I. Вводная часть.

1.1. Приветствие.

Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Примечание: приветствие обычно проходит ритуально на каждом занятии.

1.2. Рефлексия предыдущего занятия.

Цель: вспомнить, чему было посвящено предыдущее занятие, какие знания получили, чему научились.

Примечание: на этом этапе проходит закрепление полученных знаний, умений, с этой целью нами иногда используется повтор наиболее интересных для детей игр, упражнений, заданий.

1.3. Проверка домашнего задания.

Цель: проверить, как дети самостоятельно могут использовать полученные ими на предыдущих занятиях знания, умения в жизненных ситуациях; развивать творческий потенциал ребенка.

II. Основная часть.

11.1. Постановка целей занятия.

Цель: познакомить детей с темой занятия, его целью, основными задачами и результатами, которых необходимо достичь.

Примечание: нередко постановка целей занятия осуществляется через эвристический путь познания (когда через анализ и синтез различных

ситуаций, заданий ребята делают вывод о том, с чем им предстоит сегодня познакомиться, чему научиться). Этот прием помогает развивать познавательный мотив учения.

II.2. Разыгрывание и обсуждение жизненных ситуаций, этюдов, прослушивание и обсуждение литературных и музыкальных произведений, проведение игр, упражнений и т. д., направленных на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка. В эту часть занятия включены также элементы сказкотерапии, психодрамы, изотерапии, игры на развитие конструктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Цель: развитие эмоциональной децентрации детей, рефлексии, эмпатии, толерантности, умения конструктивно решать конфликтные ситуации, оказывать психологическую поддержку окружающим, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Примечание: для достижения максимального результата занятия и профилактики утомляемости детей все упражнения, задания носят игровой характер и подобраны с учетом чередования видов деятельности, а также возрастных особенностей первоклассников.

III. Заключительная часть.

111.1. Расслабление (упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, релаксационные мини-тренинги).

Цель: создание у детей положительных эмоций от работы на занятии, психомышечная тренировка, которая предоставляет возможность почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением, спокойным состоянием, необходимым для нормального дружеского общения.

Ш.2. Рефлексия текущего занятия.

Цель: выяснить по серии вопросов, как дети усвоили основные понятия, рассматриваемые на занятии, где они могут применять полученные знания, умения; определить эмоциональное состояние участников группы на конец занятия с помощью сигнальных карточек «Мордашки».

Ш.3. Домашнее задание.

Цель: закреплять вне класса полученные детьми знания и умения, учить их самостоятельно применять эти знания в жизни, оказывать психологическую поддержку близким людям, учить обмениваться с ними своим новым жизненным опытом.

Примечание: содержание домашних заданий педагог-психолог может изменять, дополнять, заменять, исключать вовсе, в зависимости от це-

Т. А. КИАУМКОУА

лей, преследуемых им на занятии, и индивидуальных особенностей детей. Можно предлагать детям вариативные (на выбор) домашние задания.

Ш.4. Прощание.

Цель: завершить занятие на «мажорной ноте», создать участникам группы хорошее, радостное настроение, придать уверенность в себе, настроить их на позитивное восприятие окружающего.

Примечание: прощание, как и приветствие, носят ритуальный характер.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы: прослушивание и обсуждение литературных и музыкальных произведений; сказкотерапия; элементы групповой дискуссии; метод «незаконченных предложений»; психогимнастика; психодрама (имитационные и ролевые игры); техники и приемы саморегуляции эмоциональных состояний (релаксация, дыхательная гимнастика и др.); изотерапия (рисование различных эмоций, настроений, рисование и раскрашивание иллюстраций на заданную тему). Л. С. Выготский придавал исключительно важное значение детскому рисованию не только для снятия страхов, неврозов, но и как важному способу самовыражения личности, называя его «графическим языком», потому что ребенок рисует не то, что знает, а главным образом то, что переживает.

Музыкальное сопровождение занятий соответствует их содержанию и несет смысловую нагрузку. Оно подобрано с учетом возрастных особенностей детей и имеет воспитательный характер.

Отбор детей для занятий по коррекционно-развивающей программе «Мир открытых сердец» проводится на основе психодиагностического исследования, целью которого является изучение:

- проблем и нарушений в эмоциональной и коммуникативной сферах у первоклассников, испытывающих трудности в адаптационный период;

- понимания собственного эмоционального состояния школьниками;

- особенностей использования детьми мимики, пантомимики и выразительности речи при демонстрации заданной эмоции;

- понимания респондентами эмоциональных состояний других людей по изображению на картинке, фотографии или по мимике, пантомимике окружающих в ходе беседы с ними.

Основанием для зачисления детей в группы коррекции являются результаты психодиагностического исследования, добровольное желание родителей первоклассника сотрудничать с педагогом-психологом, а также желание первоклассника участвовать в коррекционно-развивающих заня-

тиях. Оптимальное количество детей в коррекци-онных группах - 10-15 чел.

Занятия проводятся в кабинете психолога или в специальном помещении, где можно свободно располагаться и передвигаться. Каждому ребенку на занятии необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. С этой целью ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в группе во время занятий.

Программа занятий «Мир открытых сердец» может применяться не только для коррекции эмоциональной сферы, поведения и общения первоклассников со сверстниками, но и с целью психопрофилактики школьной дезадаптации. Тогда сценарии коррекционно-развивающих занятий программы или их фрагменты учителя начальных классов могут использовать на уроках психологического развития (региональный компонент), на классных часах и во внеклассной работе с первоклассниками, а воспитатели группы продленного дня - при проведении клубных часов. Такие превентивные мероприятия достаточно проводить 1 раз в неделю в течение всего учебного года, примерная продолжительность одного занятия -30-40 мин.

Работа по данной программе успешно ведется с 2004 г. в МКОУ «Гимназия № 17» г. Черкесска, а с 2006 г. она целиком или фрагментарно используется в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками педагогами-психологами, учителями, воспитателями и других образовательных организаций Карачаево-Черкесской республики, а также специалистами республиканского социально-реабилитационного центра «Надежда» для несовершеннолетних.

Далее рассмотрим содержание учебно-тематического плана программы «Мир открытых сердец».

Завершать коррекционно-развивающую работу с первоклассниками следует контрольным психодиагностическим исследованием детей, цель которого - выяснение степени эффективности проведенных педагогом-психологом занятий.

Так, в процессе апробации данной программы в декабре 2004-2005 гг. учебного года на базе МКОУ «Гимназия № 17» г. Черкесска были сформированы 2 коррекционные группы по 15 чел. из числа первоклассников, имеющих незначительные расстройства эмоционально-волевого и коммуникативного развития. В выборке первоклассников с проблемами в эмоциональном развитии подавляющее большинство составили дети, испытывающие тревогу, страх в учебных ситуа-

циях, ученики с неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой. Поэтому по завершению коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей нами использовались следующие психодиагностические методики: «Веселый -

Учебно-тематический план

грустный» (М. Н. Ильин) [7] для оценки эмоционального отношения ребенка к процессу обучения в школе; «Самый - самый» (модифицированный вариант методики Н. П. Слободяник) [8] для диагностики самооценки младших школьников.

Таблица 1

раммы «Мир открытых сердец»

№ занятия Тема занятия Количество часов

1. Знакомство. Введение в мир психологии 1 час

2. Знакомство с эмоциями 1 час

3. Робость 1 час

4. Радость 1 час

5. Радость. Как ее доставить другому человеку? 1 час

6. Радость можно передать прикосновением 1 час

7. Радость можно подарить взглядом 1 час

8. Страх 1 час

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Страх, его относительность 1 час

10. Как справиться со страхом? (1 занятие) 1 час

11. Как справиться со страхами? (2 занятие) 1 час

12. Как справиться со страхом? (3 занятие) 1 час

13. В гостях у сказки (1 занятие) 1 час

14. В гостях у сказки (2 занятие) 1 час

15. Обида 1 час

16. Злость 1 час

17. Гнев. С какими чувствами он дружит? Может ли гнев принести пользу? 1 час

18. Как справиться со злостью? (1 занятие) 1 час

19. Как справиться со злостью? (2 занятие) 1 час

20. Я имею право на гнев 1 час

21. Спокойствие 1 час

22. Самодовольство 1 час

23. Стыд, вина 1 час

24. Отвращение, брезгливость, презрение 1 час

25. Удивление, интерес 1 час

26. Грусть. Горе. Эмпатия 1 час

27. Все чувства относительны 1 час

28. Учимся владеть своими чувствами 1 час

29. Учимся принимать во внимание чувства другого человека 1 час

30. Учимся принятию на себя ответственности за свои чувства 1 час

31. Итоговое занятие 1 час

Всего часов 31 час

Результаты проведенного исследования по проективной методике «Веселый - грустный» (М. Н. Ильин) [7] показали, что у 96,67 % первоклассников (29 чел.), регулярно посещавших кор-рекционно-развивающие занятия, отмечается эмоциональное благополучие в отношении про-

цесса обучения в школе. Они описывали в основном веселое или спокойное выражение лица у детей на картинках, давали положительно окрашенные объяснения. Так, например:

- «мальчик грустит, потому что заболел и не может идти с друзьями в школу»;

Т. А. КИАУМКОУА

- «мальчика вызвали к доске решать примеры, он рад, что решил все правильно»;

- «мальчик спокоен, потому что, когда он будет отвечать у доски, над ним никто не будет смеяться - учительница не разрешит»;

- «у мальчика веселое лицо, потому что он знает правильный ответ, а у девочки - спокойное, она уверена в правильности своего ответа»;

- «мальчик рад, потому что учительница дает ему поручение вымыть доску в классе»;

- «мальчик спокойно слушает учителя, который спрашивает его о чем-то в коридоре»;

- «у девочки не получается решить задачку. Уже наступила ночь, и девочка включила настольную лампу. Но она не плачет, девочка спокойна. Она уверена, что все у нее получится, ей поможет мама»;

- «девочка рада, что закончила делать уроки»;

- «девочка весела, потому что она одна из первых пришла в школу»;

- «девочка спокойна, она аккуратно вешает пальто на крючок. Потом пойдет в класс»;

- «девочке грустно, что так быстро закончились уроки»;

- «девочка рада, что скоро пойдет домой и расскажет маме о своих успехах» и т. д.

Только один первоклассник (3,33 %), который по объективным причинам пропустил 1/3 часть проведенных коррекционно-развивающих занятий, показал среднюю степень тревожности в отношении процесса обучения в школе. Он дал три «тревожных» ответа:

- «мальчик рад, что сегодня ему не придется идти в школу, он проспал»;

- «мальчик злится, потому что учительница сказала, что вызовет его папу и маму в школу. Она будет ругать мальчика, потому что он дерется и обзывается»;

- «девочка грустит, потому что она устала делать уроки и хочет спать».

Эти высказывания первоклассника дают возможность предположить, что комментарии рисунков соответствовали жизненному опыту самого первоклассника, т. е. он описывал ситуации так, как сам проживал их. Ответы школьника свидетельствуют о низкой мотивации учения, неуспешности ребенка в учении, в общении со сверстниками и взрослыми. Следовательно, это требует от всех субъектов, оказывающих психологическую поддержку первокласснику, пересмотра подхода к решению актуальных проблем ребенка:

1. Повышение мотивации учения через создание ситуаций успеха для данного ребенка, авансирование его успехов, объяснение актуальности и востребованности получаемых ребенком знаний.

2. Обучение первоклассника в процессе непосредственного общения с ним приемам эффективного взаимодействия с окружающими, навыкам конструктивного разрешения возникающих разногласий и т. д.

С целью диагностики самооценки младших школьников был использован модифицированный вариант методики Н. П. Слободяник «Самый -самый» [8].

В результате качественного и количественного анализа данных была получена следующая диагностически значимая информация.

76,67 % опрошенных первоклассников (23 чел.) поставили букву «Я» в районе 5-7 ступенек, что свидетельствует об адекватной положительной самооценке ребенка. 23,33 % респондентов (7 чел.) показали тенденцию к завышенной самооценке по некоторым положительным качествам личности (9-10 ступенька лесенки).

Родители ответили немного иначе. Всего было опрошено 6 пап и 24 мамы. Из них 36,67 % (11 мам) отметили высокую степень выраженности положительных качеств личности у своего ребенка (8-10 ступенька). Заметим, что 26,67 % (8 мам) это сделали по всем критериям оценивания, а 10,0 % (3 мамы) только по некоторым из них. Большинство родителей - 63,33 % (19 чел.) -адекватно оценили личность своего ребенка (4-7 ступеньки). Нами также было установлено 11 совпадений среди 6 детей и их мам в высокой оценке качеств личности ребенка. Этот факт дает возможность утверждать, что самооценка ребенка напрямую зависит от оценки его личных качеств родителями или другими значимыми для ребенка людьми (бабушками, дедушками, учителями, друзьями и т. д.). Поэтому важно, чтобы оценка ребенка окружающими носила адекватно-положительный характер. Переоценивание возможностей и способностей ребенка так же опасно, как и их недооцени-вание, потому что влечет за собой искаженное мировосприятие и самоощущение ребенка.

Данные, полученные при диагностике оценки родителями ребенка, свидетельствуют о том, что мамы, «слепо» любя своего ребенка, зачастую переоценивают его возможности. При этих условиях у ребенка может зародиться страх не оправдать возлагаемые на него родителями ожидания, состояние фрустрации, постоянной тревожности, неуверенности в себе или, напротив, появится зазнайство, тщеславие, высокомерие, снобизм, нарциссизм. Следовательно, родителей важно учить адекватно оценивать личность своего ребенка, опираясь на его реальные достижения, совершенные им поступки и его потенциальные возможности.

Результаты апробации коррекционно-разви-вающей программы «Мир открытых сердец» с первоклассниками, имеющими расстройства эмоциональной сферы, показали установление доверительных, поддерживающих отношений между взрослыми и детьми; рост адаптивных возможностей первоклассников; развитие эмоциональной децентрации, формирование эмоциональной регуляции поведения у младших школьников; повышение уверенности в себе у учащихся и развитие у них позитивного самовосприятия; формирование эмпатичного, толерантного отношения к окружающим у первоклассников.

Литература

1. Резник И. Н. Коррекционно-развивающие занятия // Начальная школа. 2004. № 12. С. 63.

2. Степанова М. И. Режим дня первоклассника // Вестник образования. 2003. № 19 (окт.). С. 67.

3. Безруких М. М. Какой он - современный первоклассник? Предварительные результаты популяционного исследования // Школьный психолог. 2013 (фев.). С. 25-26.

4. Крайникова Т. А. Мир открытых сердец: учимся понимать, сопереживать и управлять своими чувствами. Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников на этапе адаптации к школе. Черкесск: КЧРИПКРО, 2005.

5. Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции поведения у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 53-59.

6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.

7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 629-630.

8. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000. С. 176-177.

References

1. Reznik I. N. Korrektsionno-razvivayushchiye zanyatiya // Nachal'naya shkola. 2004. № 12. S. 63.

2. Stepanova M. I. Rezhim dnya pervoklassnika // Vestnik obrazovaniya. 2003. № 19 (okt.). S. 67.

3. Bezrukikh M. M. Kakoj on - sovremennyj pervoklassnik? Predvaritel'nye rezul'taty populyatsionnogo issledovaniya // Shkol'nyj psikholog. 2013 (fev.). S. 25-26.

4. Krajnikova T. А. Mir otkrytykh serdets: uchimsya ponimat', soperezhivat' i upravlyat' svoimi chuvstvami. Programma korrektsionno-razvivayushchikh zanyatij dlya mladshikh shkol'nikov na etape adaptatsii k shkole. Cher-kessk: KChRIPKRO, 2005.

5. Breslav G. M. Problemy emotsional'noj regulyatsii povedeniya u doshkol'nikov // Voprosy psikhologii. 1984. № 3. S. 53-59.

6. Breslav G. M. Emotsional'nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve: norma i otkloneniya. M.: Pedagogika, 1990.

7. Il'in Ye. P. Emotsii i chuvstva. SPb.: Piter, 2001. S. 629-630.

8. Kryukova S. V., Slobodyanik N. P. Udivlyayus', zlyus', boyus', khvastayus' i raduyus'. Programmy emotsional'nogo razvitiya detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. M.: Genezis, 2000. S. 176-177.

* * *

CORRECTIONAL DEVELOPING PROGRAM OF EMOTIONAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF FIRST YEAR PUPILS DURING

ADAPTATION TO SCHOOL

KRAYNIKOVA TATYANA ALEKSANDROVNA RSBA «Karachay-Cherkessia Republican Institute of Professional Development of Educators», Cherkessk, the Karachay-Cherkessia Republic, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Problem of preservation of mental and psychological health of children at a meeting with a school situation, new to them, and absence at first graders of skills of self-control of an emotional state, and also the low level of psychological culture of adults in questions of rendering psychological support of emotional development of the child resulted author in need of development of the correctional developing program «World of Open Hearts». This program is directed on formation of an emotional decentration at first year pupils that promotes creation of conditions for their successful school adaptation, favorable mental and personal growth of each child, formation of skills of interpersonal interaction with contemporaries and adults at children. It is expedient to carry out work on this program with those who needs specially organized correction and development of necessary psychological properties and qualities. At the same time, the program of occupations can be used and for the purpose of psychoprevention of school disadaptation. The educational psychologist carries out the correctional developing work with the first year pupils having problems in emotional and communicative development. Its activity includes three main directions: 1) formation and working off of skills of psychoemotional regulation; 2) increase of self-confidence at first year pupils and formation of a steady adequate and positive self-assessment at them; 3) correction of the interpersonal relations of children in educational collective and in a family, development of

T. A. KRAYNIKOVA

communicative skills. It is desirable to give classes in this course after arrival of children to school after a while, having given them the chance to adapt for new conditions of school life. You can study detailed contents of this correctional developing program, and also results of its approbation further in article.

Key words: population research, problems of emotional and communicative development of first year pupils, emotional decentration, psychological support, the correctional developing program, results of approbation of the program.

T 9 № 9 2014 social and economic phenomena and processes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.