Научная статья на тему 'Индивидуальная коррекционная работа с обучающимися в период адаптации к школе'

Индивидуальная коррекционная работа с обучающимися в период адаптации к школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2478
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРАХИ / ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / EMOTIONAL COMPLEXES / ADAPTATION TO SCHOOL / ANXIETY / FEARS / PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логутова Елена Владимировна

Начало школьного обучения первоклассников связано с необходимостью психологического сопровождения и поддержки их в период адаптации. Одним из направлений этой работы является психологическая диагностика эмоционального состояния школьников в период адаптации к школе. Проведенные психологические исследования среди первоклассников позволили выявить группу школьников с эмоциональными комплексами и страхами, вызванными различными причинами. Своевременная коррекция эмоциональных комплексов с использованием методов арт-терапии, работы с коллективом школьников, родителями и учителями способствует снижению тревожности и страхов у младших школьников. Динамика изменений уровня тревожности и страхов у обучающихся после проведения коррекционной работы свидетельствует об эффективности своевременной коррекции эмоциональных комплексов у младших школьников. Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте принадлежит к числу наиболее важных и недостаточно разработанных вопросов в детской психологии и педагогике. Особенно важно решать данные вопросы становится сегодня, в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов в образование, где особое место отводится формированию личностных универсальных учебных действий, к которым относятся эмоциональная стабильность, внутренняя тревожность, самооценка, внутренняя позиция школьника. Индивидуальная и групповая работа с обучающимися младших классов по коррекции тревожности и страхов способствует активному формированию и развитию личных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL REMEDIAL WORK WITH STUDENTS IN THE PERIOD OF ADAPTATION TO SCHOOL

The beginning of schooling first-graders due to the need of psychological support and support them through the adjustment period. One of the focus of this work is the psychological diagnosis of the emotional state of students in the period of adaptation to school. Conducted psychological research among first graders helped to identify the group of pupils with emotional complexes and fears, caused by various reasons. Timely correction of emotional complexes using methods of art therapy, working with a group of students, parents and teachers contributes to reducing anxiety and fear in primary school children. Dynamics of changes of level of anxiety and fear among students after the remedial work indicates the effectiveness of timely correction of emotional complexes in primary school children. Emotional disturbances and their correction in childhood is among the most important and insufficiently developed questions children’s psychology and pedagogy. It is especially important to address these questions has become today, in the conditions of introduction new Federal state standards in education, with special emphasis on the formation of personal universal educational actions, which include emotional stability, internal anxiety, self-esteem, the internal position of the student. Individual and group work with students of Junior classes for the correction of anxiety and fear contributes to the active formation and development of personal universal educational actions.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная коррекционная работа с обучающимися в период адаптации к школе»

УДК 37.04-053

Логутова Е.В.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: logutovae@mail.ru

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Начало школьного обучения первоклассников связано с необходимостью психологического сопровождения и поддержки их в период адаптации. Одним из направлений этой работы является психологическая диагностика эмоционального состояния школьников в период адаптации к школе. Проведенные психологические исследования среди первоклассников позволили выявить группу школьников с эмоциональными комплексами и страхами, вызванными различными причинами. Своевременная коррекция эмоциональных комплексов с использованием методов арт-терапии, работы с коллективом школьников, родителями и учителями способствует снижению тревожности и страхов у младших школьников. Динамика изменений уровня тревожности и страхов у обучающихся после проведения коррекционной работы свидетельствует об эффективности своевременной коррекции эмоциональных комплексов у младших школьников. Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте принадлежит к числу наиболее важных и недостаточно разработанных вопросов в детской психологии и педагогике. Особенно важно решать данные вопросы становится сегодня, в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов в образование, где особое место отводится формированию личностных универсальных учебных действий, к которым относятся эмоциональная стабильность, внутренняя тревожность, самооценка, внутренняя позиция школьника. Индивидуальная и групповая работа с обучающимися младших классов по коррекции тревожности и страхов способствует активному формированию и развитию личных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: эмоциональные комплексы, адаптация к школе, тревожность, страхи, личностные универсальные учебные действия.

Начало обучения в школе - один из сложных и ответственных моментов в жизни детей, как на социально-психологическом, так и на физиологическом уровне. Нарушения процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности и самой учебной деятельности.

Последние десятилетия характеризуется ухудшением состояния физического и психологического здоровья детей разных возрастных групп. Начало школьного обучения сопровождается выраженным ростом функциональных расстройств, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма детей. В настоящее время врачи, педагоги, психологи все чаще говорят о серьезных нарушениях и в эмоциональной сфере личности младших школьников. Учебная нагрузка, усиление эмоциональной напряженности, высокие требования к обучающимся (особенно в школах повышенного уровня образования лицеях и гимназиях) приводят к психогенной школьной дезадаптации и, как следствие этого, к школьным неврозам [8].

Современные исследования отечественных и зарубежных авторов «эмоциональные

нарушения и нарушения поведения не рассматриваются как компоненты единой структуры». В исследованиях Colvert, Rutter, Beckett et al., «поведенческие и эмоциональные проблемы рассматриваются отдельно и определяются разными критериями» [11, 12, 13]. «Школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и другие проблемы в большинстве случаев не являются результатом плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных коррекционно-развивающих занятий» [10].

Отслеживание эмоционального состояния обучающихся первых классов начинается с момента поступления детей в школу. В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [7] особое значение приобретает необходимость диагностики и коррекции эмоционального состояния школьников, так как это напрямую связано с формированием и развитием у обучающихся личностных универсальных учебных действий.

«В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личност-

Индивидуальная коррекционнаяработа с обучающимися...

Логутова Е.В.

ную готовность ребенка к обучению в школе». По мнению А.Г. Асмолова и др., «личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных» [2].

Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества.

«Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств - нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением и квинтэссенцией личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию» [1].

Емельянова Н.И. выделяет следующие критерии «сформированности внутренней позиции школьника:

- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

- проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии

адекватного содержательного представления о подготовке к школе;

- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки и т. п.)» [4].

На протяжении ряда лет в МОАУ «Лицей №1» г. Оренбурга осуществляется диагностическая и коррекционная работа с первоклассниками по отслеживанию и своевременной коррекции их эмоционального состояния в период адаптации к школе. Начальную информацию об эмоциональном отношении обучающихся к школе дает психологическая экспресс-диагностика «Первые дни ребенка в школе».

В 2016-2017 учебном году эта психодиагностика показала, что 95,3% первоклассникам в школе очень нравится, наиболее привлекательными для 67,7% обучающихся стали учебные занятия, а 28% ребят выбрали перемены в качестве наиболее приятного время препровождения в школе. Для большинства первоклассников главными в школе стали уроки: читать и работать с учебником выбрали 24,3%, выполнять письменные задания - 31,3%, слушать рассказ учителя - 34,5% обучающихся.

При общей вполне благоприятной ситуации для начала школьного обучения была выявлена группа первоклассников, нуждающаяся в повышенном внимании к их эмоциональному состоянию уже с первых дней пребывания в школе. Выявление причин такого состояния обучающихся показало, что трудности в школьной адаптации связаны с неблагоприятной семейной ситуацией. Для более точного прогноза и своевременного принятия мер родителям этих первоклассников предлагались консультации с психологом и социальным педагогом школы.

В диагностике эмоциональных комплексов младших школьников, таких как тревожность, страхи, агрессия с помощью проективных методик «Несуществующее животное» и «Кинетический рисунок семьи» принимали участие учащиеся первых классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №1»

г. Оренбурга. Среди обследованных школьников (п=96) выявилась группа с высоким уровнем проявления тревожного симптомокомплекса (п=20).

Для выявления общего числа страхов и их направленности использовалась методика А.И. Захарова, диагностирующая социально-опосредованные страхи, медицинские и пространственные страхи, страхи причинении ущерба, т. е. сфокусированные страхи (пожар, одиночество, смерть и т. д.) [5].

В ходе психологической диагностики выделилась группа школьников, которые затрудняются в использовании традиционных способов самокоррекции вследствие индивидуальных личностных или семейных особенностей. Наиболее часто переживание страхов встречаются у детей из эмоционально неблагополучных семей, а также выявляется у детей в процессе социально-психологической адаптации к школе [9]. В этом случае рекомендована индивидуальная коррекционная работа психолога с ребенком. В настоящее время психологами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и метафорические карты). Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют индивидуальным психологическим особенностям как ребенка, так и психолога, а также при наличии необходимых условий для работы [14].

М.С. Бережная сформулировала следующие принципы «индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми:

- рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;

- рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;

- любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка;

- рисование обязательно должно сопровождаться беседой с ребенком о его рисунке;

- главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке - метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;

- принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;

- только с согласия родителей или опекунов;

- каждое занятие должно заканчиваться позитивными переживаниями ребенка» [3].

Четкого алгоритма работы психолога с ребенком выстроить не представляется возможным, поскольку каждая новая сессия совершенно не похожа на предыдущие. Главной задачей психолога является организация «встречи» и взаимодействия персонажа с фигурой, которая вызывает страх, а также предложение ребенку в ходе развития сюжета ресурсов, которые помогут переработке страха. В ходе возможных «переговоров» персонажа с фигурой, вызывающей страх, можно разыграть действие по ролям, при этом роли полезно менять [9].

Применяемые приемы коррекционных мероприятий реализовывались на группе детей выделенной в ходе диагностической работы и оказывали воздействие на их личностные особенности. Конечно, каждое занятие предусматривало решение нескольких задач, направленных как на коррекцию эмоциональных нарушений, так и на вызванный ими низкий уровень самооценки, также способствовало развитию коммуникативных навыков, позитивного восприятия себя и других, и имело как психологический и педагогический характер [15].

Коррекция эмоциональных нарушений заключалась в снятии аффективных переживаний для чего, в первую очередь, надо, было помочь детям избавиться от испытываемых страхов, чувства тревожности, которые препятствовали формированию адекватной самооценки, устойчивой внутренней позиции. Коррекционные методики подбирались исходя из индивидуальных особенностей детей и имеющихся у них эмоциональных нарушений. На последних занятиях с детьми проводились диагностические процедуры, для отслеживания эффективности предложенной коррекционной программы. У всех посещавших коррекционно-развивающие занятия школьников наметилась тенденция к снижению уровня эмоциональной напряженности и количеству испытываемых страхов.

Соотнесение диагностических данных полученных с помощью методики А.И. Захарова

Логутова Е.В.

Индивидуальная коррекционнаяработа с обучающимися...

□ начало коррекцнонных заняли

□ ьонец корр екщгонных ЗПНЯ11Ш

ж ж /Ж

Рисунок 1 - Динамика изменения числа испытываемых страхов младших школьников

до начала коррекционных занятий были соотнесены с данными после проведения коррекци-онных занятий (рисунок 1).

Результаты сравнительной диагностики показывают, что в ходе проведенной коррекци-онной работы с первоклассниками снизилось общее число испытываемых страхов до пределов возрастной нормы, определенной А.И. Захаровым [5], в среднем на одного ребенка это число стало составлять 8 страхов. Значительно уменьшилось число социально-опосредованных страхов, дети смогли избавиться от ярко сфокусированных страхов: одиночества, пожара, войны и др., избавились от страхов связанных с причинением ущерба. В ходе занятий дети могли свободно манипулировать с предметом страха, придумывать и разыгрывать различные истории, которые заканчивались положительно, что, безусловно, способствовало формированию у детей уверенности в себе и эмоциональной стабильности.

После проведения коррекционной работы число возрастных страхов уменьшилось незначительно, но это не значит, что коррекционные методы и приемы действовали не эффективно, так как страхи ребенок все равно в определенном возрасте испытывать будет и страх является

необходимым аффективным звеном, в поведении мобилизующим действия направленные на самосохранение или преодоление опасности.

Полученные данные позволяют судить о том, что данная система работы направленная на преодоление эмоциональных нарушений в виде чувства страха и тревожности, ведет к формированию адекватной самооценки, способствует воспитанию уверенности в себе, устойчивой внутренней позиции. Данные личностные характеристики являются составляющими личностных универсальных учебных действий. Развитие у младших школьников умения понимать и регулировать свои эмоции, уметь считывать эмоциональные сигналы окружающих людей, формирует умения, которые влияют не только на персональную и социальную адаптацию, но и на учебную деятельность [13].

Ю.А. Короткова считает, что «по мере становления личностных действий ребенка функционирование и развитие универсальных учебных действий проходит большие изменения. Регуляция общения, объединения и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что также приводит к изменению характера его общения и Я-концепции» [6].

Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. «Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения в последствии ведут к дезадаптации личности» [6, с.10)]. В настоящее время этим вопросам уделяется большое внимание, и ведется работа в данном направлении.

28.09.2017

Список литературы:

1. Асмолов, А.Г. Образование как ценностное полагание: диалог между педагогикой сотрудничества и культурно-исторической психологией / А.Г.Асмолов //Народное образование, 2008. - № 5. - С.48-52.

2. Асмолов, А.Г. Стандарты вариативного образования в изменяющемся мире: социокультурная перспектива. Доклад на Всероссийском совещании региональных координаторов по внедрению стандартов начальной школы /А.Г. Асмолов // Ьйр:/^^'^'. firo.rU/wp-content/uploads/2011/06/asmolov_a.g._19.04.2012_po_standartam_vserossiiskoe_soveshchanie_moskva.pdf

3. Бережная, М.С. Психологическое консультирование по проблемам межпоколенческого общения в семье / М.С. Бережная // Дисс...канд. психол. наук. - М., 2001. - 169 с. http://www.dissercat.com/content/

4. Емельянова, Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе / Н.И. Емельянова // Воспитатель. - 2010. - №10. -С. 61-67.

5. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров // СПб.: Речь, 2005. - 320 с.

6. Короткова, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе / Ю.А. Короткова // Молодой ученый. - 2015. — №13. - С. 745-748.

7. Основная образовательная программа начального общего образования. http://edu.of.ru/attach/17/177989.doc.

8. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л. А. Леонова и др., под ред. М.М.Безруких // - М.: Эксмо, 2010. - 640 с.

9. Савёнышева, И.В. Дезадаптация учащихся начальной школы: её причины, методика определения и коррекция / И.В. Савё-нышева // Электронный журнал. Экстернат РФ. ext.spb.ru.

10. A. Jean Ayres, Ph.D. Sensory Integration and the Child. Understanding hidden sensory challenges: Revised and updated by Pediatric TherapyNetwork Photographs by Shay McAtee. - Western Psychological Services, 2005.

11. Boyd, J., Barnett, W.S., Bodrova, E., Leong, D.J., Gomby D. Promoting Children's Social and Emotional Development Through Preschool Education 2006. http: //www.nieer.org.

12. Dealing with Feelings: Emotional Health. URL: http://www.pbs.org/wholechild/parents/dealing.html

13. The delayed onset of emotional difficulties following severe early deprivation: findings from the ERA study / Colvert, E. [et al.] // Development and Psychopathology. 2008. Vol. 20. P. 547—567.

14. Teresa, A.O. The use of drawings to facilitate interviews with orphaned children in Mpumalanga province, South Africa /A.O. Teresa // South African Journal of education. 2012. Vol. 32, no. 4. P. 428-440. PsyJournals.ru http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76174_full. shtml

15. Fackler, A. Emotional development of children between ages 2 and 5 (May 4, 2005) / А. Fackler // https://essayforum.com/writing/ compulsory-education-children-ages-19309

Сведения об авторе:

Логутова Елена Владимировна, доцент кафедры социальной психологии Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук

Е-шаП: logutovae@mail.ru 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20825

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.