Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности в условиях преемственности ФГОС НОО и ФГОС до'

Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности в условиях преемственности ФГОС НОО и ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4663
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATIVE ABILITIES / COMMUNICATION / YOUNGER SCHOOL STUDENT / SOCIALIZATION / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ксения Павловна

В данной работе мы рассмотрим особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников как основа их социальной адаптации. С этой целью мы выявим особенности учебно-воспитательной деятельности младших школьников, создающей условия для формирования их коммуникативных способностей и покажем как коммуникативные способности, формируемые в учебно-воспитательной деятельности могут быть направлены на подготовку младших школьников к социальной адаптации. Цель. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС) второго поколения обозначен переход от минимизационного подхода в образовании. Коммуникативные способности являются основой не только продуктивного включения учащихся в межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в социально-значимой для них учебной деятельности, но и базисом для выхода в систему более широких социальных взаимоотношений с людьми и миром в целом. Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют эмпирические изучение и анализ литературы, нормативных документов и учебников для начальной школы; наблюдение, опрос (устный и письменный). Результаты. Результаты работы заключается подготовкой методического обеспечения процесса формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности как основы их социальной адаптации: программы «Социализация». Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в учебно-воспитательной деятельности, а также студентами при написании дипломных работ и проведении эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN TEACHING AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF CONTINUITY OF FGOS OF HOO AND FGOS TO

In this work we will consider features of formation of communicative abilities of younger school students as a basis of their social adaptation. For this purpose we will reveal features of the teaching and educational activity of younger school students creating conditions for formation of their communicative abilities and we will show as the communicative abilities formed in teaching and educational activity can be directed on training of younger school students for social adaptation. Purpose. In the Federal state educational standard of the general education (FGOS) of the second generation transition from minimizatsionny approach in education is designated. Communicative abilities are a basis not only productive inclusion of pupils in interpersonal relationship with contemporaries and adults in educational activity, socially important for them, but also basis for an exit in system of broader social relationship with people and the world in general. Methodology. The basis of research is formed by the empirical studying and the analysis of literature, normative documents and textbooks for elementary school; supervision, poll (oral and written). Results. Results of work consists preparation of methodical ensuring process of formation of communicative abilities of younger school students in teaching and educational activity as bases of their social adaptation: Socialization programs. Practical implications. Results of research can be used by elementary school teachers in teaching and educational activity, and also students when writing theses and carrying out experiment.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности в условиях преемственности ФГОС НОО и ФГОС до»

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-12-10 УДК 37.01

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС НОО И ФГОС ДО

Зайцева К.П.

В данной работе мы рассмотрим особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников как основа их социальной адаптации. С этой целью мы выявим особенности учебно-воспитательной деятельности младших школьников, создающей условия для формирования их коммуникативных способностей и покажем как коммуникативные способности, формируемые в учебно-воспитательной деятельности могут быть направлены на подготовку младших школьников к социальной адаптации.

Цель. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС) второго поколения обозначен переход от минимизационного подхода в образовании. Коммуникативные способности являются основой не только продуктивного включения учащихся в межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в социально-значимой для них учебной деятельности, но и базисом для выхода в систему более широких социальных взаимоотношений с людьми и миром в целом.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют эмпирические - изучение и анализ литературы, нормативных документов и учебников для начальной школы; наблюдение, опрос (устный и письменный).

Результаты. Результаты работы заключается подготовкой методического обеспечения процесса формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности как основы их социальной адаптации: программы «Социализация».

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов в учебно-воспитательной деятельности, а также студентами при написании дипломных работ и проведении эксперимента.

Ключевые слова: коммуникативные способности; коммуникация; младший школьник; социализация.

FORMATION OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN TEACHING AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF CONTINUITY OF FGOS OF HOO AND FGOS TO

Zaytseva K.P.

In this work we will consider features offormation of communicative abilities of younger school students as a basis of their social adaptation. For this purpose we will reveal features of the teaching and educational activity of younger school students creating conditions for formation of their communicative abilities and we will show as the communicative abilities formed in teaching and educational activity can be directed on training of younger school students for social adaptation.

Purpose. In the Federal state educational standard of the general education (FGOS) of the second generation transition from minimizatsionny approach in education is designated. Communicative abilities are a basis not only productive inclusion of pupils in interpersonal relationship with contemporaries and adults in educational activity, socially important for them, but also basis for an exit in system of broader social relationship with people and the world in general.

Methodology. The basis of research is formed by the empirical - studying and the analysis of literature, normative documents and textbooks for elementary school; supervision, poll (oral and written).

Results. Results of work consists preparation of methodical ensuring process offormation of communicative abilities of younger school students in teaching and educational activity as bases of their social adaptation: Socialization programs.

Practical implications. Results of research can be used by elementary school teachers in teaching and educational activity, and also students when writing theses and carrying out experiment.

Keywords: communicative abilities; communication; younger school student; socialization.

Коммуникативные способности младшего школьника формируются в процессе жизнедеятельности, в общении с окружающими. Усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Он также бессознательно пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. Однако, прежде чем перейти к характеристике особенностей формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности, представляется необходимым рассмотреть индивидуально-психологические особенности личности младшего школьника, которые могут стать основой для формирования коммуникативных способностей детей.

Младший школьный возраст, как показывает многолетний обширный педагогический опыт, это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Во-первых, именно в младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал Л.С. Выготский, история культурного развития ребенка к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения». Именно в коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи [1, с. 125].

Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведения его к стандартизации в системе социального пространства обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье [6, с. 45].

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной

к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются. Таким образом, семья, учитель и сверстники помогают младшему школьнику освоить предъявляемые требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое. Совершенно справедливо также отмечает Е.Е. Сапогова, что особенности учебной деятельности младших школьников, создают условия для формирования их коммуникативных способностей, можно сказать, что учебная деятельность поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают [3, с. 36].

Во-вторых, осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это дает возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляет себя в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий. Это психическое новообразование у детей младшего школьного возраста является не только основой их успешного обучения, но и основой для формирования коммуникативных способностей, которые направлены на социальную адаптацию детей к школьной общественно значимой жизни и в целом к жизни в социуме. В формировании учебной деятельности важное место занимает вовлечение ребенка в учебные ситуации, которые решаются совместно с учителем. Одна из закономерностей формирования учебной деятельности состоит в том, что весь процесс преподавания в младших классах первоначально строится на основе развернутого знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности, и дети втягиваются в их активное осуществление

Программа формирования коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста как основы их социальной адаптации в условиях преемственности ФГОС НОО и ФГОС ДО

Программа «Социализация» предназначена для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня, педагогов дополнительного образования. Она составлена с учётом того, что может быть использована, в работе с детьми 1 класса и может быть реализована в условиях общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. Материал, предложенный в программе, будет способствовать формированию коммуникативных способностей младших школьников, которые помогут ребенку успешно адаптироваться в социуме.

Таким образом, цель программы: оказание помощи ребенку успешно адаптироваться в социуме через формирование у них коммуникативных способностей.

Задачи программы:

1) учить ребенка сотрудничать и дружить с одноклассниками, учителями;

2) формировать у учащихся нравственные качества при общении с детьми (уважение, принятие и понимание уникальности каждого ребёнка; толерантность; доброту; и т.д);

3) развивать у ребенка коммуникативные способности (желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!», умение организовать общение «Я умею!», знание норм и правил, которыми необходимо следовать при общении с окружающими «Я делаю!») при общении с детьми;

4) способствовать созданию языкового воспитывающего пространства, расширению социокультурного опыта и общего кругозора учащихся;

5) создавать условия для переживания учащимися ситуации успеха.

Программа реализуется по периодам обучения. Первый период обучения начинается -с 1сентября по 31 декабря (первые 2 недели адаптации к школьным занятиям, затем 3 недели обучения). Второй период - с 10 января по 31 мая (6 недель).

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

- знаниями: правил поведения и общения; законов и принципов сотрудничества и выстраивания бесконфликтных отношений; о качествах личности, которые помогают быть принятыми в обществе; т.д.;

- умениями: вести диалог со сверстниками и взрослыми людьми; ориентироваться в сложных жизненных ситуациях; находить общий язык с окружающими людьми; сотрудничать со сверстниками; выполнять коллективные дела; принимать людей такими, какие они есть и прощать их, если они не соответствуют их представлениям о себе;

- навыками: культуры поведения; коммуникативной культуры; общения.

Программа состоит из: перспективно-тематического плана для 1 классов; календарного плана; приложения, в котором представлен материал для проведения занятий. Кроме того, в программе представлен критериальный аппарат и диагностический материал для выявления уровней сформированности коммуникативных способностей младших школьников как средства их социальной адаптации.

Время проведения Содержание работы Цель работы Методы и формы работы Взаимодействие с родителями

Пв] рвый период обучения —1 класс (сентябрь — декабрь)

сентябрь «Здравствуй школа» Посвящение в первоклассники Утренник

«Я ученик» Знакомство детей со школой, с правилами поведения в школе, с правами и обязанностями ученика Экскурсия по школе; встречи с учителями-предметниками, с директором школы, с медицинским работником, работниками столовой, техничками и т.д.; игры на знакомство Знакомство родителей друг с другом, с детьми, с учителями

октябрь «Помощь в школе» Знакомство детей друг с другом, с учителями Игры-упражнения, игры на адаптацию: «Повтори и назови другого»; «Кто быстрее»; «Угадай что пропало»; «Угадай слово»; «Загадочное солнышко»; «Какого цвета буква и слова»; «Куда пропали буквы»; «Постройся по буквам и словам», «Изобрази слово»; «Кто едет в поезде»; «Любимое на букву «А»»; «Азбука добродетелей»; «Сказки из шкатулки»; «Наши смешинки»; «Рассказ о дереве»; «Описываем листья»; «Рассказ книги».

«Учимся сотрудничать друг с другом»: Обучение ребенка сотрудничать и дружить с одноклассниками, учителями Игры: «Помогаем друг, другу»; «Жажда»; «Не урони другого»; «Управляя пальцами»; «Проведи слепого»; «Чело-векомашины»; «Мост»; «Помоги другому»; «Рассказываем истории»; «Покажи песню»; «Музыкальный оркестр»; «Музыкальные инструменты»; «Строим город»; «Рисуем вместе»; «Нарисованная сказка»; «На необитаемом острове»; «Рисуем с закрытыми глазами»; «Лилипуты и великаны»; «Репка»; «Вместе наведем порядок»; «Поделимся с другими»; «Работаем вместе»; «Танцевальные картинки»; «Театр пальцев»; «Этический кодекс»; «Театр теней; чье это мнение». Беседа с родителями о том, как организуется общение ребенка в семье

ноябрь «Кто ты такой?» Обучение ребенка познавать себя как человека, как личность. Игры-упражнения, тренинги: «Дерево жизни»; «Таблица самооценки»; «Интервью с самим собой»; «Мир внутри меня»; «Знаю ли я себя»; «Отгадай кто какой?»; «Мой смешной портрет»; «Что я умею и не умею»; «Что я люблю»; «Я в будущем»; «Когда я был маленьким»; «Заветное желание»; «Самый страшный страх».

«Мир твоей души» Знакомство учащихся с нравственными категориями, отражающими качества личности, необходимые в общении с друг с другом; способствовать формирования этих качеств Игры: «Когда я молчу»; «Дотронемся до счастья»; «Сокровища сердца»; «Нарисуй качество»; «Когда мне хорошо»; «Если бы я»; «На кого я похож»; «Огонь души»; «Цветок желаний»; «Цветы любви»; «Любимая игрушка»; «Мы любим друг друга».

Время проведения Содержание работы Цель работы Методы и формы работы Взаимодействие с родителями

декабрь «Загадки волшебницы Зимы» Развитие у ребенка коммуникативных способностей при общении с детьми и расширение их жизненного кругозора Тематический праздник

Космическое путешествие на планету «Новогодию» Включение учащихся в различные формы общения в рамках утренника, способствующие отработке коммуникативных умений в условиях «неизвестности» (общение со сверстниками: знакомыми и незнакомыми, общение со сказочными героями, ведущими и т.д.) Новогодний утренник Совместный утренник для родителей и детей

Второй период обучения -1 класс (январь-май)

январь Подумаем о человеке Развитие у ребенка умения слушать и слышать человека Игры: «Волшебная птица»; «Ода любви»; «Диктант ценностей»; «Душа и тело»; «Совершенный человек»; «Жил-был человек»; «Догадайся кто пришел»; «Кого мы уважаем»; «Нужно ли уметь спорить»; «Дерево гармонии»; «Поговорим о профессии»; «Гимн профессиям»; «Жизнь взрослых»; «Мир детей»

февраль Моя семья Формирование умения совместного общения и деятельности детей и взрослых (детей и родителей) Игры: «Лучшие в мире родители и дети»; «Мы и наши родители»; «Для моих родных»; «Письмо любви»; «Семейные проблемы»; «Исправим наши ошибки»; «Мамина улыбка»; «Фамильное дерево»; «Истории из жизни наших родителей»; «Чему нас учат родители»; «Солнечная мама»; «Цветы счастья»; «Дары родителям» Классный час, с привлечение родителей

День защитника отечества Формирование патриотических чувств, чувства семейной гордости, уважения к делам и поступкам старших, в том числе и предков; формирование родового сознания детей Семейный праздник

март Учимся доброте Развитие у ребенка чувства доброты, при общении с окружающими людьми Игры: «Ум, доброта, смелость»; «Чудесная тетрадь»; «Праздник любви, только хорошее»; «Фея доброты, поезд добродетелей»; «Добрый волшебник»; «Добрые профессии»; «Почему слон добрый»

«Лучше мамы не найти» Формирование чувства благодарности, уважения, любви; проявления внимания и заботы по отношению к самому близкому человеку на Земле Праздник для мам Организация праздника детей с родителями

апрель Учимся не быть застенчивыми Расширение круга знакомств ребенка, укрепление уверенности в себе, в своих силах «Школа разведчиков»; «Колдун»; «Расскажи стихи руками»; «Игра-фантазия»; «Как поступить?»; «Сказка»; «Магазин игрушек»; «Сборщики»; «Разыгрывание ситуаций»; «Окажи внимание другому»; «Мудрец»; «Помоги принцессе». Рисунок: «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Наш дом»

Я и другие Обучение детей правильно и грамотно строить отношения в разных ситуациях общения, научение ребенка общаться с другими .... Игры: «Путаница»; «Медвежата»; «Нанос и мяч»; «Белые медведи»; «Походки»; «Три подружки»; «Котята»

май «Из Букваринска в страну литера-турию» Развитие и укрепление личностного качества «ученичество»; формирование чувства уверенности в своих учебных достижениях Праздник

«Нам первый класс любовь дарил» Формирование чувства благодарности к людям, помогающим детям овладевать учебными знаниями, умениями и навыками; утверждение в своих учебных умениях, развитие чувства успешного ученика Праздник Организация праздника детей с родителями

Список литературы

1. Алавидзе Т.А. Социальная психология в современном мире. - М.: Владос, 2002. 56 с.

2. Альберте Л.В. Семья принимает гостей / Л.В. Альберте, И.П. Литвинова. - М.: Профиздат, 1990. 240 с.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1980. 215 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. 59 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1988. 94 с.

6. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Владос, 2001. 230 с.

7. Аникеева Н.К. Учителю о психическом климате в коллективе // Обучение школьников средствам общения. - М.: 1999. С. 62-77.

8. Анисимов О.С. Схемы и их педагогическое использование в развивающем обучении / О.С. Анисимов, В.И. Цой. - М.: Владос, 2005. 76 с.

References

1. Alavidze T.A. Sotsial'nayapsikhologiya v sovremennom mire [Social psychology in the modern world]. - M.: Vlados, 2002. 56 p.

2. Al'berte L.V., Litvinova I.P. Sem'yaprinimaet gostey [Family receives guests]. - M.: Profizdat, 1990. 240 p.

3. Amonashvili Sh.A. Zdravstvuyte, deti! [Hello children!]. - M.: Prosveshchenie, 1980. 215 p.

4. Anan'ev B.G. Chelovek kakpredmet poznaniya [Man as an object of knowledge]. - L.: LGU, 1968. 59 p.

5. Andreeva G.M. Sotsial'nayapsikhologiya [Social psychology]. - M.: MGU, 1988. 94 p.

6. Andrienko E.V. Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. - M.: Vlados, 2001. 230 p.

7. Anikeeva N.K. Obuchenie shkol'nikov sredstvam obshcheniya [Training of school students in means of communication]. - M.: 1999. Р. 62-77.

8. Anisimov O.S., Tsoy V.I. Skhemy i ikhpedagogicheskoe ispol'zovanie v razvivayushchem obu-chenii [Schemes and their pedagogical use in the developing training]. - M.: Vlados, 2005. 76 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Зайцева Ксения Павловна, доцент кафедры развития дошкольного образования, кандидат педагогических наук

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

ул. Красноармейская, 88, г. Челябинск, Челябинская обл., 454000, Российская Федерация e-mail: kcenija24@rambler.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Zaytseva Ksenia Pavlovna, associate professor of development of preschool education, candidate of pedagogical sciences

Chelyabinsk Institute of Retraining and Professional Development of Educators

88, Krasnoarmeyskaya Str., Verkhneuralsk, Chelyabinsk region, 457670, Russian Federation

e-mail: kcenija24@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.