УДК 14.25.09 С. Г. Рудкова
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Описывается модель сопровождения оптимального общего развития личности ученика начальной школы. Главное внимание обращается на организацию субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия, сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании. Автор определяет цель, задачи, факторы, модули, принципы и этапы сопровождения.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, развитие личности, общее развитие.
The model of psychologico-pedagogical accompaniment of the development of younger schoolchildren. SVETLANA G. RUDKOVA (Far Eastern State Academy for Humanities and Social Studies, Birobidzhan).
The article is concerned with the accompaniment model of the optimum general development ofjunior pupil personality. Principal consideration is given to the organisation of the subject-subject model of pedagogical reciprocity, that of the accompaniment of schoolchildren in the process of the modernisation of education and changes in its structure and content. The author defines the purpose, tasks, factors, modules, principles and stages of the accompaniment.
Key words: psychologico-pedagogical accompaniment, personality development, optimum general development.
С начала 1990-х годов начался процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения. На первый план выдвигается процесс оптимального общего развития учащихся начальной школы.
В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогичес-кое сопровождение.
Под сопровождением в педагогике понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сегодня он внедряется в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании.
Начальная школа определяет готовность и адаптацию ребенка к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развивает познавательную и учебную мотивацию, самостоятельность и самоорганизацию, формирует желание и «умение учиться», развивает творческие способности. Именно поэтому необходимо оптимизировать учебный процесс на основе проблемного обучения, субъектной модели педагогического взаимодействия, в которой учитель и ученик сотрудничают как равноправные партнеры общения.
В процессе проблемного обучения у ребенка формируется умение произвольно устанавливать отношения между мотивом (тем, ради чего выполняется деятельность) и целью (тем, что должно быть получено в ее результате). Ребенок научается планировать, организовывать, соподчинять свои действия, варьировать операции (способы) деятельности. «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. А не развивается, воспитывается, обучается, - подчеркивал С.Л. Рубинштейн. - Это значит: воспитание и обучение включается в сам процесс развития ребенка, а не надстраивается лишь над ним...». И далее: «.личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т. д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка» [1, с. 155].
Развитие человека - это прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих его психических процессов. Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Известно, что деятельность бывает продуктивной и репродуктивной, это деление является в некоторой степени формальным, так как оба вида взаимосвязаны. Однако от того, какой вид деятельности преобладает, зависит характер развития детей. Развитие ума - это и развитие воли; воля - это умение поставить себе цель
РУДКОВА Светлана Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования (Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, Биробиджан). E-mail: [email protected] © Рудкова С.Г., 2010
Модель психолого-педагогического сопровождения.
С. Г. РУДКОВА
и найти пути ее достижения. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, когда участвуют различные виды умственной деятельности - логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. В процессе обучения, направленного на общее развитие, складываются и духовные потребности ученика.
Оптимальное общее развитие означает наилучшее, наиболее соответствующее проблемно-развивающему обучению, которое достигается в субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия, где основная линия развития психической деятельности заключается в новообразовании функциональной системы разнохарактерных способов действия: анализирующего наблюдения, отвлеченного мышления, практических действий.
Целью модели психолого-педагогического сопровождения является физическое и психическое развитие детей в массовых и специальных образовательных учреждениях.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образования и профессии, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- динамическое отслеживание развития школьников в процессе обучения (мониторинг психологического статуса ученика);
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
- психологическая поддержка педагогов.
Положительное влияние на оптимальное общее
развитие младших школьников в образовательном пространстве школы могут оказывать следующие факторы:
- изучение личностных качеств ученика;
- гуманизация отношений «педагог-ученик»;
- создание положительного социально-психологического климата в микросреде;
- формирование детского коллектива, выявление статусного положения каждого ребенка в этом коллективе;
- создание условий для реализации творческого потенциала каждого ученика через его вовлечение в различные виды социально-организованной деятельности (учебная, спортивная, творческая, организационно-коммуникативная и другие).
Сопровождение в школе понимается как специально организованный и контролируемый процесс оптимального общего развития, где школьники получают квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку [3].
Исходя из вышеизложенного, мы определили содержание психолого-педагогического сопровождения, которое включает следующие модули:
1 модуль: внутренний ресурс. Предполагает развитие положительной «Я-концепции» (ценностные ориентации; личная активность и целеустремленность; критическое мышление; культура жизнедеятельности в социуме и микросоциуме; возрастные психологические характеристики, личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, рефлексия, коллизийность, опосредование, автономность и др.).
2 модуль: внешняя часть адаптационного ресурса. Создание условий для эффективного общения и взаимодействия (досуговые возможности; ценности социума, соуправление, индивидуальное консультирование).
Сопровождение имеет постоянную обратную связь, что проявляется в целенаправленном мониторинге. Мониторинг предполагает не просто учет и фиксацию текущих процессов, а использование их в качестве основы для постоянного сопровождения «проекта» и реальности с пошаговым изменением и совершенствованием того и другого. Мониторинг позволяет педагогу в максимальной степени осуществлять рефлексию своей профессиональной деятельности, причем процесс рефлексии приобретает черты регулярности, целенаправленности, последовательности и планомерности.
Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка продумана система наблюдений, совместное обсуждение результатов диагностики, постоянное неформальное общение психологов, педагогов с детьми.
Для обобщения и анализа накапливающихся материалов ведется документация: личные дела учеников, психолого-педагогические карты.
Сопровождение ведется по следующим направлениям:
• просветительское, профилактическое, диагностическое и консультативное. Первостепенной задачей является обеспечение психолого-педагогических условий для личностного развития каждого ученика: развитие способности к самостоятельности, целеполаганию, планированию своих жизненных перспектив;
• организационно-педагогическое сопровождение, осуществляемое учителями. При этом основное внимание уделяется задаче формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся и стремления к самосовершенствованию;
• информационное сопровождение процесса самоопределения обеспечивается современными техническими средствами и новейшими компьютерными методиками [2].
Процесс психолого-педагогического сопровождения включает семь этапов.
I. Диагностика психического и социального здоровья ученика; выявление акцентуированных черт характера. Использование различных методов: тестирование, анкетирование педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда.
II. Анализ полученной информации. На основе анализа определяется общее количество акцентуированных
учеников в обследуемом классе, доминирующие типы акцентуаций характера.
III. Совместная разработка рекомендаций для учеников, педагогов; составление планов комплексной помощи для каждого типа акцентуации.
IV Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем учеников с акцентуациями характера;
V Решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
VI. Анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (Что получилось? Что не получилось? Почему?).
VII. Анализ дальнейшего развития учеников (Что мы делаем дальше?) [2].
Данная работа существенно поможет учителю построить учебно-воспитательный процесс на основе личностно-ориентированной, субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия.
Данные позиции определили следующие основные принципы оптимального общего развития личности учащихся начальной школы:
- принцип гуманизации воспитания, согласно которому ребенок рассматривается как субъект жизни, как свободная и духовная личность, имеющая способность к самоопределению и развитию;
- принцип обратной связи, который способствует оптимальному общему развитию ребенка в школе;
- принцип активности личности в обучении предполагает повышение уровня личностной активности не только обучающихся, но и преподавателей;
- принцип индивидуально-личностного подхода определяет положение ученика в учебно-воспитательном процессе, означает признание ученика активным его субъектом. В соответствии с этим педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь его обрести.
В качестве основных условий сопровождения оптимального общего развития учеников в школе являются:
- совместная деятельность всего педагогического сообщества (психолога, преподавателей) по сопровождению;
- сохранение максимума свободы и ответственности субъекта обучения и развития за выбор варианта решения актуальных проблем;
- обеспечение прав для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Выделенные условия оказывают содействие благоприятному включению учащихся во взаимодействие со значимыми людьми в системе «преподаватель - ученик», «ученик - ученик».
Стержнем данной модели является психолого-ме-дико-педагогический консилиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, наметить
целостную программу индивидуального сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса должно быть не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступать как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации учащихся.
Уровни внедрения модели сопровождения учебновоспитательного процесса:
Уровень класса (группы). Здесь ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Для достижения данной цели классный руководитель совместно с психологом разрабатывают план развития класса и каждого ученика; корректируют план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.
Уровень учреждения. Педагоги-психологи, учителя-предметники, классные руководители, социальные педагоги выявляют проблемы в развитии детей и оказывают первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействуют с учителями, родителями, сверстниками. В рамках психолого-медико-педагоги-ческого консилиума разрабатывается план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей ребенка. Реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что сопровождение в образовании направлено на предотвращение неблагоприятных условий развития (внешних и внутренних). Сопровождение способствует определению готовности к обучению в школе и адаптации к ней, повышает заинтересованность школьников в учебной деятельности, создает условия для оптимального развития познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, обеспечивает поддержку творческих способностей в формировании желания и «умения учиться».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
2. Рудкова С.Г Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2005. 176 с.
3. Тряпицина А.П. Методологические предпосылки построения педагогической теории образования // Педагогика новому веку: идеи на будущее: Герценовские чтения 1999: межрегион. сб. науч. тр.: в 2 ч. СПб., 2000.