педагогические науки
Быстрицкая Елена Витальевна, Григорьева Елена Львовна, Василюк Наталия Николаевна МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ ...
УДК 37.013.42
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0010
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ ВТОРОГО КЛАССА В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯ
© 2019
Быстрицкая Елена Витальевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Теоретических основ физической культуры» Григорьева Елена Львовна, старший преподаватель кафедры «Теоретических основ физической культуры»
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет) (604950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Василюк Наталия Николаевна, преподаватель кафедры «Физического воспитания»
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: [email protected]
Аннотация. Данный материал является продолжением исследования механизмов социализации и социальной адаптации младшего школьника. Как было установлено авторами механизмы социализации, а именно - адаптация, индивидуализация и социальная интеграция в ходе обучения в начальной школе реализуются нелинейно. Это означает, что ученики каждого учебного класса в начальной школе проходят социальную и школьную адаптацию на основании механизмов, имеющих специфические особенности, а так же обладающих чертами всех механизмов указанных механизмов социализации. Авторами было доказано на примере учеников первого класса наличие четырех уникальных механизмов преодоления социальной и школьной дезадаптации учеников полиэтнических классов. В данной статье описаны четыре иных механизма социальной и школьной адаптации к условиям обучения в школе и в существовании в широком социуме на примере второклассника. В данном материале рассматривается проблема организации образовательного процесса с учетом этапов социальной и школьной адаптации младших школьников в соответствии с этапами обучения на протяжении одного учебного года. Определены типы и признаки школьной и социальной дезадаптации в условиях полиэтнической образовательной организации. Описываются механизмы школьной адаптации учеников, которые соответствуют отдельным этапам социализации: индивидуализации и интеграции. Определяются результаты данного процесса в условиях полиэтнической школы.
Ключевые слова: социальная адаптация второклассников, школьная адаптация, индивидуализация, интеграция, механизм «познавательная дифференциация», механизм «паритетное сотрудничество», механизм «игра во взрослость», механизм «индивидуализация одаренности».
MECHANISMS OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF PUPILS OF THE SECOND CLASS IN MULTIETHNIC EDUCATIONAL THE ORGANIZATION
© 2019
Bystritskaya Elena Vitalyevna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of department of "Theoretical fundamentals of physical culture" Grigoryeva Elena Lvovna, senior teacher of department of "Theoretical fundamentals of physical culture" Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin (Mininsky university) (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Vasilyuk Natalia Nikolaevna, teacher of department of "Physical training" National Research N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin Ave., 23, e-mail: [email protected])
Abstract. This material is continuation of a research of mechanisms of socialization and social adaptation of the younger school student. As it was installed by authors socialization mechanisms, namely - adaptation, individualization and social integration during training at elementary school are implemented not linearly. It means that pupils of each educational class undergo social and school adaptation on the basis of the mechanisms having specific features, and also having lines of all mechanisms of the specified socialization mechanisms in elementary school. Authors proved on the example of pupils of the first class existence of four unique mechanisms of overcoming social and school disadaptation of pupils of multiethnic classes. In this article four other mechanisms of social and school adaptation to training conditions at school and in existence in wide society on the example of the second-grader are described. In this material the problem of the organization of educational process taking into account stages of social and school adaptation of younger school students according to grade levels for one academic year is considered. Types and signs of school and social disadaptation in the conditions of the multiethnic educational organization are defined. Mechanisms of school adaptation of pupils which correspond to separate stages of socialization are described: individualization and integration. Results of this process in the conditions of multiethnic school are defined.
Keywords: social adaptation of second-graders, school adaptation, individualization, integration, "informative differentiation" mechanism, "parity cooperation" mechanism, "game in maturity" mechanism, "individualization of endowments" mechanism.
Актуальность данного исследования заключается в том, что традиционно рассмотрение механизмов социализации младших школьников полиэтнической образовательной организации начинается с адаптации в первом классе, продолжается индивидуализацией во втором - третьем классе и интеграцией в деятельность в третьем - четвёртом классе. Эти механизмы достаточно полно рассмотрены в научной литературе [1-14]. Однако чаще всего их характеристики являются обобщенными и представленными на целый учебный год и более. Однако на практике эти механизмы меняются с большей частотой в индивидуальном для ребенка темпе, зависящем от его личностных особенностей, условий жизни и принад-
лежности к определенной национальной культуре.
В данной работе автор не ставит своей задачей определить, какой из механизмов социализации относятся к этапу адаптации, какой к этапу индивидуализации, какой к этапу интеграции, потому как все они в той или иной степени работают на процесс адаптации, процесс формирования индивидуализации и на процесс интеграции его в коллектив. Перед авторами стоит иная задача, а именно рассмотреть каким образом необходимо педагогу в условиях полиэтнической образовательной организации, выстраивать социально-педагогическую деятельность в своём классе для того чтобы своевременно провести анализ включенности детей в тот или иной
Bystritskaya Elena Vitalyevna, Grigoryeva Elena Lvovna, Vasilyuk Natalia Nikolaevna MECHANISMS OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF PUPILS OF THE SECOND ..
pedagogical sciences
механизм и способствовать реализации каждого механизма социализации.
Таким образом, целью данной статьи является выявление и описание механизмов социализации второклассников в условиях полиэтнической школы, представить рекомендации по их реализации в условиях образовательной организации с небольшим процентом контингента некоренного этноса.
Как показало исследование, более 65% общеобразовательных школ в Центральной России принадлежат ко второму типу полиэтнических образовательных организаций, где количество представителей некоренных национальностей уже довольно значительно и в связи с этим, необходимо обращать внимание на создание условий успешной поликультурной социализации школьников и профилактику школьной дезадаптации [15-21]. При социальной дезадаптации у одного ребенка наблюдаться сложности в поведении, другой испытывает переутомление и слабость, третий отказывается заниматься «назло учителю» и т.д. Таким образом, признаки школьной дезадаптации бывают очень разнообразными, по этому логично их разделить по типам, которые приведены ниже.
Физиологический тип проявляется чаще всего в те моменты, когда ребенок испытывает физическую нагрузку, то есть на переменах и после них, а также на уроках физкультуры и уроках непосредственно следующих за ними. Проявляется этот тип в вербальном плане, в виде жалоб ребенка: на утомление, на боли в области головы и живота, на отсутствие аппетита во время завтрака в школьной столовой или вовремя перекусов на переменах [22]. В невербальном виде проявление физиологических признаков фиксируется в резком и необъяснимом покраснении кожных покровов, в дискретном покраснении или побледнении кожи, а также в общей бледности, в расслабленности позы, в хаотических движениях или наоборот их заторможенности. Здесь же могут сочетаться вербальные и не вербальные признаки, такие как, дрожь в голосе и тремоло в кончиках пальчиков рук, навязчивые слова и движения, заикание и т.д.
Познавательный тип проявляется в трех формах: первая из них это признаки дезадаптации в ходе учебной деятельности в школе, вторая - при выполнении домашних заданий, в отношении ребенка к познавательному процессу в системе дополнительного образования. В каждой из форм существуют собственные признаки дезадаптации, а так же обобщенные, проявляющиеся в любых видах познавательной деятельности. Так в учебной деятельности в школе первым признаком дезадаптации является отсутствие познавательного интереса к тем формам и содержанию учебного процесса, которые оказываются интересными для одноклассников ребенка; отсутствие или снижение успешности в тех видах деятельности, которые до настоящего момента легко удавались ученику; нарочитая забывчивость в тех случаях, когда дома ребенок легко воспроизводит и применяет правила, стихи и т.п., а в школе не в состоянии изложить ту же учебную информацию [23].
В домашних условиях признаками дезадаптации является отсутствие и утаивание ребенком информацию о его деятельности в школе; постоянные переносы выполнения домашних заданий на более позднее время по надуманным причинам или без них; прибегание ребенка к помощи родителей даже в тех видах учебной работы, которые ребенком ранее выполнялись самостоятельно. Так при выборе уровня сложности или объема задания, ребенку хочется выбрать самое простое и короткое из возможных. Ребенку свойственна постоянная небрежность в выполнении задания, в хранении, сборе и использовании учебных принадлежностей.
В широком познавательном процессе признаками учебной дезадаптации являются: снижение общего уровня трудоспособности и трудолюбия; повышение ситуативной тревожности; в сокращении времени удержания
деятельности; резкая отрицательная смена мотивации к занятиям в кружках и секциях. В этом случае, у детей возможны быстрые успехи на первом этапе вхождения в деятельность. Но при снижении темпа получения успехов и их эмоциональной окраски происходит познавательная демотивация ребенка к этому виду деятельности. При этом если родители идут на поводу у своих детей, невзирая на наличие способностей и реальных склонностей, изменяя им содержание дополнительного образования, то в перспективе это может привести к полному отказу заниматься, чем либо во внеурочной деятельности. В полиэтнических классах чаще появляется первая и вторая форма познавательной дезадаптации. Поскольку в дополнительном образовании ученик эмоционально окрашено и, следовательно, более комфортно для ребенка.
Эмоциональный тип школьной дезадаптации связан с развитием четырех психологических конструктов второклассника. Первый конструкт - мотивация достижения успеха. В случае дезадаптации она снижается на фоне учебной неуспешности и в предвосхищении возможных учебных неудач. Это вид мотивации уступает место мотивации избегания неудачи, когда ребенок ориентирован не на получение высокого результата, сопровождающегося позитивной оценкой окружающих, а на стремление не покидать комфортной зоны «середняков». При этом он прикладывает значительные усилия, чтобы не получить негативной оценки и вместо желаемого комфорта у ребенка может быть дискомфортное состояние, а количество усилий направленных на удержание «тройки» бывает даже выше, чем стремление добиться победы. Такое стремление в полиэтнической школе проявляется в изолированности ребенка от учебной деятельности, а значит и учебного коллектива, что еще больше снижает темпы его социальной адаптации, не формирует у ребенка стрессоустойчивости и стремления преодолевать барьеры [24,25].
Второй конструкт это самооценка ребенка в ролевой функции ученика. Как показало исследование, в ситуации школьной дезадаптации самооценка младшего школьника снижается, что вызывает ситуацию постоянной тревоги перед любой формой деятельности и взаимодействия ощущение его бессилия и вторичный инфантилизм. Это наиболее ярко проявляется в полиэтнических класса, когда межличностное сотрудничество является еще и поликультурным, возникает капризность слезливость и вредные привычки типа покусывания ногтей, ручки, карандаша.
Третий конструкт - это уровень притязаний. Он заключается в том, насколько сложные цели ставит перед собой ребенок. Снижение уровня притязаний до зоны актуального развития не способствует формированию новых видов социальных взаимосвязей и освоения новых видов деятельности. Однако, школьная дезадаптация зачастую приводит к занижению уровней притязаний ниже актуального уровня, и ребенок перестает самостоятельно ставить цели становясь послушным исполнителем чужой не всегда доброй воли. В связи, с чем может попасть под влияние неформальных лидеров и со временем вырасти в трудного подростка.
Четвертый конструкт - это локус контроля то, есть способность ребенка взять на себя ответственность за свои поступки или делегировать эту ответственность другим. В случае успешной адаптации у ребенка интер-нальный локус, выражается в формулировке «Я сам». Тогда у ребенка формируется и стремление, и способность взять ответственность на себя, и критерии оценки социально-значимых видов деятельности. При экс-тернальном локусе контроля, которой формируется в связи со школьной дезадаптацией, ребенок становиться зависимым от чужого мнения и внешней оценки своей деятельности. У ребенка возникает прекос в контрольно-оценочном процессе, который выражается в том, что за свои ошибки он винит окружающих, а все успехи при-
педагогические науки
Быстрицкая Елена Витальевна, Григорьева Елена Львовна, Василюк Наталия Николаевна МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ ...
писывает себе, что создает конфликтную ситуацию между ним и окружающими. Это может вызвать не только межличностные, но и межэтнические конфликты и может стать угрозой безопасности в классе [26].
Поведенческий тип школьной дезадаптации имеет следующие признаки: проявление форм деструктивного поведения («синдром маленького разрушителя»), раннее появление акцентуаций характера и разрыв социальных связей, что проявляется в недоверчивости, лживости, в стремлении к уединению. Все эти признаки в учебной деятельности проявляется в нежелании выполнять работу по просьбе учителя или родителей, исполнять должностные обязанности лидера, овладевать новыми видами деятельности, взаимодействовать с успешными детьми, и как следствие в проявлении агрессии по отношению к таким детям [27].
Для того чтобы, вовремя обнаружить и провести профилактику школьной дезадаптации учеников второго класса, педагогу необходимо помнить, какими были механизмы и результаты социальной адаптации этих учеников в первом классе. Как было выявлено, первичная адаптация младших школьников на протяжении одного учебного года включает в себя несколько механизмов, которые могут протекать последовательно, а в некоторые периоды и совместно. Условно они были названы: «игра в школу», «рефлексивное зеркало», «месторождение таланта», «кросскультурное сотрудничество» [28]. Если же мотивация или учебная успешность к началу обучения во втором классе снижена, то механизмы, которые будут рассмотрены далее, позволят скорректировать недочеты социальной педагогической работы за прошлый учебный год.
В этой работе нам вновь поможет интеграция школы и семьи в вопросах образования и воспитания ребенка [29]. В рамках авторской технологии, такая интеграция реализуется через систему консультации для родителей и школьников и при работе с интерактивным пособием по вопросам оздоровления, образования и воспитания младших школьников.
Так во втором классе социальная адаптация школьников обеспечивается четырьмя механизмами:
Первый механизм связан с учебной деятельностью и назван авторами «познавательная дифференциация» учебных способностей и склонностей, которая имеет три причины. Первая из них - это природная предрасположенность к наукам математического, естественно научного, гуманитарного и культурно-художественного циклов. Вторая причина - это наличие познавательного интереса к определенному учебному предмету. Здесь существуют объективные и субъективные факторы. Объективные - это способности к учебному предмету, а субъективные - это эмпатия к педагогу. Третья причина, это высокий уровень творчества на занятиях и возможность проявления таланта учеником в рамках деятельности связанной с содержанием данной дисциплины. Дефект в реализации этого механизма в полиэтническом классе, возникает со стороны ученика, когда он увлекается внешней привлекательностью учебного предмета, простотой и необоснованно выбирает его как главный. Такое чаще происходит с представителями не коренных этносов. Со стороны родителей бывает переоценка или недооценка значимости учебной дисциплины в дальнейшей жизни ребенка и трансляция этой оценки в процесс домашнего образования.
Второй механизм, реализующийся вслед за первым, связан с формированием ученического коллектива, осознанием ребенком полноценных прав и обязанностей в статусе ученика, распределением ролей в классе на основании сходности целей и инициируется через заражение деятельностью. Этот механизм можно определить как «паритетное сотрудничество», он реализуется при выполнении группами детей образовательно-воспитательных проектов. Мастерство педагога состоит в том, чтобы найти баланс между нагрузкой на уже раскрыв-
шиеся способности ребенка и работой по выявлению новых способностей, между работой в устойчивых по составу микрогруппах и формированием новых творческих объедений детей [30,31]. Дисбаланс в этой работе может привести к формированию группировок классе и к появлению не только лидеров, но и изгоев.
Третий механизм начинает действовать, когда ученики осознали, в некоторой степени, развили и в совместной деятельности использовали свои способности, в частности творческие таланты. Это механизм следует называть «индивидуализация одаренности». Благодаря своей одаренности ребенок может занять особое социально одобряемое положение в обществе. При этом необходимо помнить «золотое правило педагогики», которое гласит, что ребенка нельзя сравнивать с другими детьми, а только с самим собой. Если же ребенка сравнивать с ним самим и указывать ему не только на рост успехов, но и на труд, который нужно приложить для их получения, то механизм индивидуализации одаренности будет реализован успешно.
Четвертый механизм социальной адаптации второклассника «игра во взрослость». Он может начать реа-лизовываться еще в первом классе, но проявляется ярче тогда, когда в школе оказываются ученики младшего возраста - первоклассники. Ученики второго класса смотрят на них покровительственно и при правильной организации социально педагогической деятельности и взаимодействия, стремиться оказать им помощь, поддержку, заботу. Подобное же поведение у второклассников наблюдается по отношению к младшим членам семьи, а так же представителям живой природы, домашним питомцам, к зверям и птицам живого уголка, к комнатным и садовым растениям. Подобную же заботу эти дети могут проявлять к пожилым людям, которые не обязательно являются членами их семей [32].
Выдающиеся педагоги прошлого, например Калабалины, в своем детском доме успешно применяли этот механизм с учетом гендерных особенностей воспитанников. Женщины-педагоги, готовя девочек к семей-но-ролевым функциям жены и матери, особое внимание уделяли их эстетическому воспитанию через уход за животными и растениями, через шефскую работу в отношении младших воспитанников. Стремясь, сформировать у мальчиков кодекс чести настоящего мужчины, педагоги доверяли им трудовые обязанности, связанные с обустройством дома, ремонтом, изготовлением необходимых инструментов для облегчения работы другим воспитанникам [33]. При умелом использовании этого механизма дискретная взрослость, проявляющаяся ситуативно, уступает место истинному процессу взросления.
Исходя из выше изложенного, можно заключить, что в условиях полиэтнической образовательной организации, большое значение имеет социально педагогическая деятельность по школьной адаптации и социализации младших школьников. Следовательно, необходимо изучать и применять механизмы этого процесса, которые имеют своеобразие и неоднократно изменяются в течение каждого учебного года.
1. Так, у учеников второго класса проявляются следующие механизмы социализации: «познавательная дифференциация», «индивидуализация одаренности», «паритетное сотрудничество» и «игра во взрослость».
2. Критерии успешности школьной адаптации и социализации второклассников можно классифицировать:
- по физиологическому типу (характеристики и самооценка физического состояния и особенности двигательного действия);
- по познавательному типу (характеристики познавательного процесса и проявление интеллектуальных качеств);
- по эмоциональному типу (мотивация к учебной деятельности, соотношение самооценки и уровня притязаний, локус контроля);
- по поведенческому типу (сниженный уровень тре-
Bystritskaya Elena Vitalyevna, Grigoryeva Elena Lvovna, Vasilyuk Natalia Nikolaevna MECHANISMS OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF PUPILS OF THE SECOND ..
pedagogical sciences
вожности и агрессивности склонность к продуктивному взаимодействию и общению). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Калабалина Г.К. Педагогические размышления: сборник / Г. К. Калабалина; сост. и ред. Л. В. Мардахаев. — Москва: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2015. — 290 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 320 с.
3. Бусыгина А.Л., Архипова И.В., Фирсова Т.А. Исследование показателей социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 204-208.
4. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.
5. Тютюсова Е.В., Блинов Л.В. Аксиологический аспект в формировании социально-ориентированных компетенций младших школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 302-304.
6. Скитневский В.Л. Психолого-педагогические особенности управления в сфере физической культуры и спорта / В.Л. Скитневский / Теория и практика физической культуры. 2007. № 11. С. 15-18.
7. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 86-89.
8. Картавых М.А. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности /М.А. Картавых, О.М.Филатова / Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 17.
9. Иванова Т.Н., Просветова О.К. Социологический анализ процесса социализации личности в различных теоретических перспективах //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 139-143.
10. Рослякова С.В., Пташко Т.Г., Черникова Е.Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 292-296.
11. Реутова О.В. Технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях как средство преодоления школьной дезадаптации /О.В. Реутова, А.Е. Замашкина, Е.А. Копылова // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: сборник статей по материалам IIВсероссийской научно-практической конференции: в 2х томах Н.Новгород: Мининский университет, 2016. — С. 60-65.
12. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 181-185.
13. Цымбалару А.Д. Моделирование образовательного пространства младших школьников в условиях вариативности организационных форм обучения // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 79-82.
14. Кадырова С.Ш. Этническая идентичность младших школьников в контексте современной культурной модели //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 75-78.
15. 6Григорьева Е.Л. Проблемы интеграции учителем семейного и школьного физического воспитания младших школьников/ Е.Л. Григорьева, О.Л. Бойцова / Научно-методический журнал «Культура физическая и здоровье» Воронеж, 2015 № 1 (52). С.75-78.
16. Косов Б.Б. О закономерностях развития личности // Психология как система направлений: Ежегодник Российского психологического общества. М., 2002. Т. 9. Вып. 2. С. 231-233.
17. Гузенина С.В., Яковлева Е.Л. Проблема формирования этнической идентичности в системе инклюзивного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 62-66.
18. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981. — 240 с.;
19. Ефремкина И.Н. Исследование маркеров этнической толерантности (на примере подростков и лиц юношеского возраста) // XXIвек: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 119-123.
20. Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Образа-Я // Психологические исследования познавательных прцессов и личности —М, 1983. с 45-51;
21. Карипбаев Б.И. Проблемные аспекты педагогического формирования этнокультурной идентичности и этнической консолидации в образовательных форматах современного мира // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 255-258.
22. Шорохова Е.В. Социальная детерминация поведения// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 5-28.
23. Аниденкова М.М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды. //Гуманитарные научные исследования. — № 7 Июль 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3611
24. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: ВГУ, 1999.
25. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. — 86 с.
26. Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия. 1983. — № 5. — с. 40-44.
27. Барышникова H.A. Механизм реализации коррекционно-разви-вающего учебно-воспитательного процесса с трудностями адаптации // Завуч. — 1998. — № 2. — С. 95-96.
28. Бужигеева M.IO. Гендерные особенности детей на начальном
этапе обучения //Педагогика. 2002. — № 8. — С. 29-35.
29. Войнов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям // Мир психологии. 2002. - № 1. -С. 134-141.
30. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения //Народное образование. 2002. - № 1. - С. 111-121.
31. Лусканова Н.Г. Схема возникновения школьной дезадаптации //Школьный психолог. 2000. — № 12. — С. 3.
32. Остроухова А. Успешная адаптация: как ее «измерить»? // Обруч. - 2000. - №3. - С. 16-17.
33. Рубчевский К.В. Формы прохождения социализации личности //Психологическая наука и образование. 2002. — № 2. — С. 86-91.
Статья поступила в редакцию 03.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019