Научная статья на тему 'Единая линия формирования здорового образа жизни на этапах дошкольного и школьного детства'

Единая линия формирования здорового образа жизни на этапах дошкольного и школьного детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобычева О. Н., Машарова Т. В.

В статье рассматриваются вопросы преемственности в формировании здорового образа жизни детей 6-8 лет. Разработана и обоснована модель единой линии формирования здорового образа жизни ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Применение опыта преемственности образовательных учреждений позволит своевременно стимулировать внутреннюю положительную самоустановку ребенка на личную ответственность за сбережение и укрепление собственного здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобычева О. Н., Машарова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Single Line of Healthy Life-Style Formation on the Preschool and School Childhood Stages

The article discusses the questions of succession and formation of 6-8 years old children healthy lifestyle. A model of a unified line of the healthy life-style formation of a child at the preschool and school childhood stages is elaborated and proved. The application of the experience of educational institutions in succession in time will allow to stimulate a positive inner self-adjustment of a child to a personal responsibility to strengthen his or her own health.

Текст научной работы на тему «Единая линия формирования здорового образа жизни на этапах дошкольного и школьного детства»

емая децентрализацией функций управления учебными заведениями, развитием форм общественного управления образованием, переходом к самоуправлению и самофинансированию на принципах хозяйственного расчета.

Основным направлением деятельности учебных заведений, входящих в систему непрерывного образования, должно стать установление договорных отношений с заказчиками специалистов с взаимной ответственностью сторон за качество обучения и обеспечение его необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Наряду со средствами заказчика система непрерывного образования должна получать необходимую поддержку из государственного бюджета.

В стране имеется широкая инфраструктура подготовки специалистов для сельского хозяйства, но она может быть разрушена вследствие недостаточного финансирования и недостаточного уровня координации и сотрудничества между заинтересованными ведомствами. Подготовка специалистов для сельского хозяйства, особенно в части изучения информационных технологий, должна стать важным аспектом деятельности новых

фермеров и важным фактором для новых поколений, которые появятся в недавно приватизированном аграрном секторе. Учебные заведения должны адаптироваться к новым требованиям и готовить специалистов, давая им должные навыки, знания и способности для развития современного фермерского хозяйства, а также готовить высококвалифицированных специалистов для постоянного улучшения сельскохозяйственного производства.

Современные информационные технологии играют важную роль в организации эффективного производства предприятия в целом. Устойчивые позиции на рынке, конкурентоспособность и перспективное будущее оно может обеспечить себе в первую очередь благодаря высокой организации всего технологического процесса — от выращивания сахарной свеклы до выпуска сахарной продукции; четкой расстановке высококвалифицированных кадров; постоянному тренингу работников компании; материальной заинтересованности всех членов кооператива; смелому, современному мышлению при принятии решений в плане новых технологий и в инвестиционной политике.

Поступила 27.10.06.

ЕДИНАЯ ЛИНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЭТАПАХ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

О. Н. Кобычееа, аспирант кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета,

Т. В. Машароеа, проректор по учебно-воспитательной работе Вятского государственного гуманитарного университета, профессор

В статье рассматриваются вопросы преемственности в формировании здорового образа жизни детей 6—8 лет. Разработана и обоснована модель единой линии формирования здорового образа жизни ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Применение опыта преемственности образовательных учреждений позволит своевременно стимулировать внутреннюю положительную само-установку ребенка на личную ответственность за сбережение и укрепление собственного здоровья.

В условиях модернизации образова- в процессе их обучения и воспитания, ния одну из главных задач составляют Здоровье же рассматривается как залог сохранение и укрепление здоровья детей качественного обучения, основа само-

© О. Н. Кобычева, Т. В. Машарова, 2006

85

актуализации, достижения жизненного успеха. В этом процессе большую роль играет формирование здорового образа жизни детей.

Образ жизни входит в число важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления о жизнедеятельности человека. Он характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения. Это также один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека. В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50—55 % приходится на образ жизни. Понятие «здоровый образ жизни» — концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека.

Развитие здоровой, творческой личности возможно только при условии соблюдения последовательности и единства требований, предъявляемых к ребенку на разных ступенях образования, что подчеркивает необходимость установления преемственности в учебно-вос-питательном процессе. Являясь одним из принципов непрерывного образования, преемственность как педагогическая проблема требует своего разрешения в теории и определения путей ее реализации в практике работы учреждений отечественной системы образования.

Идея преемственности встречается в трудах Платона и Аристотеля. Этой проблеме посвящены исследования философов, психологов и педагогов, в которых преемственность рассматривается как основа любого развития. При изменении целого как системы, при переходе из одного состояния в другое благодаря ей сохраняются и получают развитие прогрессивные элементы целого. Поэтому преемственность не только обеспечивает связь прошлого и настоящего, но и во многом предопределяет будущее.

Концептуальная группа, которая создана при Министерстве образования для разработки данной проблемы, предлагает рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеном как одно из условий непрерывного образования.

В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования, во-вто-рых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Понятие непрерывного образования в последние два десятилетия завоевало прочное место в педагогической науке и практике. Возведенное в ранг одного из важных принципов, оно требует, чтобы выход из системы одного уровня был естественным входом в педагогическую систему следующего уровня, куда ребенок может переместиться без особых для себя напряжений и дополнительной подготовки.

Необходимы единый подход к выбору целей и задач в области здорового образа жизни, унификация образовательных программ на всех уровнях непрерывного образования. Существующие на сегодняшний день программы пока еще далеки от совершенства и, несомненно, будут улучшаться по мере накопления опыта. Но уже сейчас можно и необходимо выделить приоритетные направления. Одним из таких направлений, по нашему мнению, должно стать формирование у детей здорового образа жизни в условиях преемственности детского сада и школы.

Данный раздел (особенно дошкольного детства) является основополагающим, но наименее разработанным, наиболее трудоемким, но перспективным направлением научных исследований^ хотя общеизвестно высказывание

А. Н. Леонтьева о том, что дошкольный возраст — это «период первоначального, фактического склада личности», когда у ребенка формируется система соподчиненных мотивов, которая начинает управлять его поведением.

Однако известный «перекос» в сторону предметной подготовки к школе не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей необходимых физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), т. е. тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Ни для кого не является секретом, что все это может быть сформировано в дошкольном детстве.

Анализ опыта исследователей убеждает в том, что в образовательных учреждениях отсутствует единая теоретическая концепция преемственности формирования здорового образа жизни между детским садом и начальной школой, наблюдается превалирование когнитивного направления, а научно обоснованных методических разработок, опирающихся на знание психофизиологических особенностей детского возраста, недостаточно. Все это поставило нас перед необходимостью организации системы оздоровительно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях преемственности детского сада и школы, основанной на комплексном решении как оздоровительных, так и психолого-педагоги-ческих задач.

Важнейшая сторона развития — поддержка индивидуальности ребенка. Следовательно, нужно обогатить понятие «преемственность» новыми содержательными компонентами: обеспечение эмоциональной комфортности и приоритета положительных эмоций как у дошкольника, так и у школьника; установ-

ление связи ведущей деятельности смежных периодов, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода; определение перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

На сегодняшний день в детском саду акцент делается на достижении той базовой культуры, которая позволит ребенку успешно овладевать разными видами деятельности на последующих ступенях образования.

Обучение ребенка в начальной школе, степень освоения им новой — учебной — деятельности, приобретение умения учиться во многом определяют успешность дальнейшего обучения ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками в ходе обучения — эти и многие другие факторы могут привести к формированию у него повышенной тревожности. Сохранение здоровья и благополучия ребенка должно стать одной из важнейших задач начальной школы.

Целевой компонент разработанной нами модели единой линии формирования здорового образа жизни ребенка включает в себя осознание ценности здоровья, проявление заботы о родных и близких. Познавательный и деятельностный компоненты, реализуя принципы педагогики здоровья, содержат представления детей дошкольного и младшего школьного возраста о сущности здоровья, здоровом образе жизни и его компонентах, их взаимосвязи; развивают познавательный интерес к здоровьесберегающим знаниям, определяют способы сохранения и укрепления здоровья, предусматривают здоровьесберегающие и природоохранительные действия.

Результативным компонентом считаем активное участие детей в здоровьесберегающей деятельности и проявление ими инициативы в сохранении и укреплении здоровья — своего и окружающих (рисунок).

Модель единой линии формирования здорового образа жизни ребенка на этапах дошкольного и школьного детства

Центром содействия здоровью обучающихся и воспитанников МДОУ № 67 и МОУСОШ № 20 г. Кирова разработаны методика и диагностика компонентов здоровья, рекомендации по организации оздоровительного режима детского сада и начальной школы. Особое внимание уделяется развитию инициативы ребен-

ка в самооздоровлении (обучающие и ролевые игры, панорама добрых дел и личных достижений и др.).

Наиболее перспективными в решении вопроса о мотивации на здоровый образ жизни представляются методы социально-нравственного воспитания, поскольку именно моральные компоненты отноше-

ния к себе и миру определяют систему ценностной ориентации, составляют базис личного здоровья. Понимание здоровья как нравственной ценности позволяет выйти за рамки гигиенического подхода, актуализировать здоровье в сознании ребенка, привлечь последнего к активному участию в здоровьесберегающей деятельности, к формированию здоровья собственными силами.

Поскольку именно в детстве закладывается система ценностных отношений к окружающему миру, людям, природе, самому себе, весь воспитательный потенциал знаний, связанных с формированием здорового образа жизни, раскрывается через ведущие понятия и представления. Знания о здоровье, формируемые в дошкольном возрасте, становятся пропедевтическим базисом для мотивации здорового образа жизни у младших школьников и на последующих ступенях образования. На основе преемственности между детским садом и начальной школой осуществляется интеграция знаний о здоровье в познавательных циклах «Уроки Мойдодыра» (Айболита, Мальвины, Карлсона). Младшие школьники уточняют полученные в детском саду знания и навыки по формированию понимания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья в «Школе докторов здоровья». Таким образом, выстраивается единая линия преемственности формирования здорового образа жизни воспитанников детского сада и школы.

Интересно, что дети часто связывают здоровье с хорошим настроением. По данным опроса детей 6—8 лет, быть здоровым — значит не болеть, быть веселым, радостным, счастливым и умным. Здоровый человек — это тот, кто помогает другим; со всеми дружит; добрый, вежливый. Здоровье зависит от поведения и привычек человека. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста склонны к обобщению, поэтому дают советы взрослому, как сохранить здоровье: «Нужно делать зарядку.

Выходить на свежий воздух на природу». «Ходить в походы, не курить и не пить». «Заниматься спортом. Ходить в разные секции» и т. п. «Чтобы не болеть, человек должен беречь глаза и уши (нельзя долго смотреть телевизор, низко наклоняться за столом; нужно идти к врачу, если заболели уши, и др.)». Воспитанники детского сада выделяют отдельные компоненты здорового образа жизни: «закаливание, здоровая пища, любовь и забота о семье», учащиеся начальной школы добавляют: «поддержание иммунитета, экология, привычки человека».

Таким образом, результатом преемственности в формировании здорового образа жизни у детей 6—8 лет является рост сознательного отношения к здоровью (своему и близких). Дети лучше понимают взаимосвязь поведения и здоровья человека, предпринимают попытки оптимизировать свой образ жизни, выражают бережное отношение к здоровью.

Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе проведения спортивных мероприятий, организации занятий физкультурой с учетом состояния здоровья и уровня физического развития детей и, что очень важно, согласования программ детского сада и школы. Так, по мнению учителя физкультуры, в школе на начальном этапе завышены требования по определению физической подготовленности детей, которые пришли из детского сада. Наблюдается несовпадение показателей.

Для контроля темпов прироста показателей физической подготовленности мы использовали методику, предложенную В. И. Усаковым. Согласно ей прирост показателей рассматривается как следствие не только естественного роста ребенка, естественной двигательной активности, но и целенаправленной системы и эффективного использования средств физического воспитания. В связи с этим определены единые нормативы детского сада и школы по направлениям: выносливость, гибкость, прыжки, бег. Своеобразной формой показа достижений детей являются дни здоровья,

спартакиады, туристические слеты и др. В МОУСОШ № 20 в 2005 г. были скомплектованы спортивно-оздоровительные классы, которые посещали 49,5 % первоклассников, что свидетельствует о принятии родителями идей здорового образа жизни. Оптимизация двигательного режима, повышение двигательной активности дошкольников до установленных показателей достигаются за счет художественной гимнастики и акробатики, плавания, ритмопластики и хореографии.

Преемственность в работе детского сада и начальной школы в соответствии с идеями здоровьесберегающей педагогики способствует реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей.

базируется на закономерностях науки — связях, которые возникают в процессе обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях и которые определяют принципы организации этих процессов.

В своей работе мы опираемся на нижеприведенную систему наиболее очевидных общих закономерностей, сформулированных И. П. Подласым, М. И. Рожковым и Л. Ф. Тихомировой, и принципов здоровьесберегающей педагогики как исходных требований, на которых основываются содержание, методы, средства, формы здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.

Закономерности

Принципы

Первая закономерность отражает взаимообусловленность процессов обучения и воспитания и сохранения здоровья

Вторая закономерность устанавливает зависимость между наличием в содержании здоровьесберегающего компонента и состоянием здоровья детей

Третья закономерность связана с зависимостью процесса сохранения здоровья детей от взаимодействия различных социальных институтов и содержания деятельности Четвертая закономерность — степень ЗДоровьесберега-ющей направленности урока (занятия) — является показателем компетентности педагога в реализации им здоровьесберегающей функции

Пятая Закономерность предполагает, что ребенок как субъект здоровьетворения на основе знаний и убеждений выбирает здоровый образ жизни

персонификации учебной нагрузки;

фасилитации;

субъектности;

компетентной ответственности

природосообразности;

субъектности;

вариативности содержанняздоровьесбе-регающей деятельности преемственности; интеграции

компетентной ответственности; фасилитации;

персонификации учебной нагрузки; вариативности содержанняздоровьесбе-регающей деятельности креативности;

эмоционального стимулирования

Мы считаем, что при отборе содержания непрерывного образования следует учитывать поступательность как принцип в плане сохранения самоценности каждого этапа развития, максимальное использование приобретений предыдущего этапа развития, обеспечение возможности безболезненного перехода и успешного функционирования ребенка на следующем этапе развития. Коротко охарактеризуем важнейшие из этих принципов.

Принцип персонификации учебной нагрузки ориентирует на конкретную

личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Этот принцип базируется на идеях гуманизма и природосообразности.

Принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Принцип фасилитации предполагает умение педагога выбрать из педаго-

гических средств и методов наиболее целесообразные, соответствующие содержанию и уровню знаний обучающихся (воспитанников), а также уровню их способностей и здоровья.

Принцип субъектности связан с тем, что с ростом самосознания ребенок учится сохранять и укреплять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, занимаясь физической культурой, соблюдая режим дня и т. д.

Принцип интеграции предполагает взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей, и деятельность образовательного учреждения по устранению воздействий негативных факторов (экономических, педагогических, психологических, социальных).

Принцип вариативности содержания здоровьесберегаюгцей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей должны заниматься разные институты, в зависимости от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов.

Принцип природосообразности позволяет не только сохранить здоровье детей, но и оптимально отобрать адекватные методы их обучения и воспитания.

Здоровье — основа развития, поэтому именно оно становится и критерием нормального развития ребенка, и показателем эффективности работы детского сада и начальной школы. В настоящее время членами научно-практической кафедры по формированию культуры здоровья и основ здорового образа жизни разработана методика комплексной диагностики здоровья детей, а мониторинг здоровья включается в систему контроля результатов образования, что само по себе свидетельствует о смене ценностной парадигмы образования в сторону его гуманизации и здоровьесбережения. Результат, которого мы хотим и можем добиться, выстраивая единую линию формирования здорового образа жизни на этапах дошкольного и школьного детства, — приблизить детей к радостному самоощущению, хорошо выраженному древней латинской поговоркой «Mens sana in corpore sano» (здоровый дух в здоровом теле).

Поступила 28.07.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.