ФГОС дошкольного образования
Литература
1. Андреева И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С.21-25.
2. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-14.
3. Давыдова Н. Н. Развитие инновационного потенциала ОУ уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.15-18.
4. Давыдова Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 1. С. 3-7.
5. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
6. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
7. Давыдова Н. Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 1. С.98-105.
8. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука. 2010. № 11. С.23-32.
9. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентность^ подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 8. С.3-12.
11. Киселева М. В. Применение ТРИЗ в обучении дошкольника творчеству // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.30-33.
12. Ковалева Г. С., Даниленко О. В., Ермакова И. В., Нурмин-ская Н. В., Гапонова Н. В., Давыдова Е. И. О первоклассниках:
по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.30-38.
13. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н. А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Каф. дошк. педагогики; Ред.: Т. И. Бабаева и др. 3. изд., перераб. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003. 243 с.
14. Манько Н. Н. Проективная визуализация дидактических объектов - детерминант развития обучающегося // Образование и наука. 2013. № 6. С.90-105.
15. Массанова А. А. Развитие физических качеств ребёнка-до-школьника // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.64-68.
16. Никифорова О. В., Антонова Е. Н. Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 5. С.3-5
17. Огоновская И. С. Пространство педагогической креативности и факторы ее ограничения // Образование и наука. 2013. № 1. С.3-19.
18. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.
19. Чепайкина И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С.42-45.
20. Шубаева Е. И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.18-23.
21. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.3-6.
Бурухина Любовь Александровна
заведующий Бритвина Ольга Николаевна
заместитель заведующего МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 116 Третьякова Наталья Владимировна к.п.н., доцент ФГАОУ ВПО РГППУ г. Екатеринбург E-mail: [email protected]
J ^
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ НАВЫКОВ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
S_________________________________________________г
Аннотация. В работе представлена система деятельности ДОО по развитию взаимодействия ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.
Ключевые слова: формирование навыков здорового образа жизни, эффективность воспитательно-образовательной и физкультурнооздоровительной работы в ДОО.
8
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
ФГОС дошкольного образования
Как известно, важнейшим условием полноценного развития дошкольника является достаточная двигательная активность в течение дня. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нормальное умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием его моторной сферы. Однако, в условиях семьи недостаток движений, который дети нередко испытывают в дошкольном учреждении, не восполняется дома.
В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, иностранному языку, рисованию. Из всех опрошенных родителей только 20% совместно с детьми совершают загородные прогулки, прогулки в парки, скверы. Во время обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортивные упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке спортивные игры - баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Достаточно серьезные нарушения в семье выявлены и в организации питания детей, в частности, некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения интервалов меду приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а нередко - к дисфункции желудочно-кишечного тракта. К подобным нежелательным осложнениям приводит также применение родителями неправильных приемов во время еды - насильственное кормление детей, уговоры, чтение или рассказывание сказок. Закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в дошкольном учреждении, и дома. Однако, как выяснилось, в семье менее чем в половине случаев дети не регулярно выполняют гигиенические правила - не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой - все это в совокупности служит основой поступательного развития. Воспитывать здорового ребёнка можно лишь, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт взаимодействия с семьёй, однако, ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к организации этого процесса с целью физического развития и формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни [1,8,10,13,16,17,18,22].
В этой связи можно выделить ряд противоречий, обнаруженных в ходе анализа состояния деятельности в сфере дошкольного образования в данном направлении:
• между низким уровнем здоровья детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение и требованиями федеральных документов к уровню их здоровья на момент окончания ДОУ;
• между общепринятой и очевидной необходимостью совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах физического развития и формирования навыков здорового уровня жизни у дошкольников и недостаточным
уровнем субъектов образовательного процесса к осуществлению данной деятельности.
Проблема исследования заключается в определении направления и содержания деятельности по взаимодействию ДОУ и семьи в вопросах физического развития и формирования навыков здорового уровня жизни у дошкольников.
В последние годы исследование этой проблемы стало одним из приоритетных в работе Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Минобрнауки РФ, обеспечивающей устойчивое развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона на принципах самоорганизации [3,4,5,6,7,9].
Объектом исследования выступает процесс взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников.
Предмет исследования связан с определением форм и методов взаимодействия воспитателей ДОУ, родителей и медицинских работников в организации и проведении просветительной и физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни.
Цель проекта: определение направлений и содержания взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.
Гипотеза исследования: эффективность воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья дошкольников, повысится при создании и реализации следующих педагогических условий:
• при активном взаимодействии семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников [14,15];
• при создании развивающей образовательной среды, способствующей развитию личности дошкольника, формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению его здоровья [12,21];
• при воспитании ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни путем развития педагогических и гигиенических знаний у воспитателей и родителей [18,20];
• при разработке и внедрении в воспитательный процесс ДОУ здоровьесберегающей программы с применением доступных средств оздоровительной физической культуры и форм занятий, соответствующих возрасту и уровню подготовленности дошкольников [2,19];
• при индивидуализации и дифференциации средств физической культуры и форм закаливания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья дошкольников [2,18].
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решаются следующие задачи:
1. Изучить особенности организации здоровьесберегающего пространства в детском саду.
2. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении и физическом развитии детей в других ДОУ.
3. Посредством социологического исследования определить ценностные ориентации семьи в вопросах образования, воспитания и оздоровления дошкольников.
4. Разработать модель взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания здорового дошкольника.
5. Разработать, апробировать и реализовать комплексы лечебно-профилактических, коррекционно-оздоровительных и физкультурных мероприятий.
6. Мотивировать сотрудников ДОУ на реализацию проекта.
7. Повысить квалификацию педагогов и сотрудников ДОУ в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
9
ФГОС дошкольного образования
8. Обеспечить овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье, прямой зависимости между поведением и здоровьем.
9. Экспериментально проверить эффективность внедрения инновационных форм работы с детьми и родителями по физическому развитию.
10. Разработать методические рекомендации по использованию комплексной технологии по здоровьесбережению в ДОУ и семье [11].
Методологическую основу исследования составили: учение о закономерностях и движущих силах физического и психического развития личности ребенка (А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев); теория и практика личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. Т Фоменко, И. С. Якиманская); учения о зонах актуального и ближайшего развития (Л. С. Выготский); учение о здоровье и здоровом образе жизни (О. А. Александров, Н. М. Амосов, И. И. Брехман); концептуальные идеи педагогики и психологии здоровья и формирования здорового образа жизни (М. Я. Виленский, Н. Д. Граевская, В. Н. Савицкая); теория и практика формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья (Н. П. Абаскалова, Р И. Айзман, М. Я. Виленский, В. А. Смирнов); теория реализации ценностного, комплексного и индивидуально-дифференцированного подходов к сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни (О. А. Александров, Л. И. Лубы-шева, В. Д. Сонькин А. Г. Сухарев, А. Г Щедрина и др.).
Среди основных методов исследования выделим наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровья и физическое развитие детей, проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение); анализ полученной педагогической и медикопрофилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса, мониторинг
Основное содержание деятельности по проекту включает:
• Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей; выявление ценностных ориентиров семьи (анкетирование, опрос, наблюдение).
• Анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
• Создание системы здоровьесберегающей деятельности с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.
• Мониторинг результатов использования здоровьесберегающих технологий.
• Мотивация педагогов на работу по реализации проекта.
• Систематизация полученных результатов.
• Обобщение и распространение полученного опыта.
• Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.
Планируемый результат изменений:
• Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.
• Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей (индекса здоровья).
• Разработка и внедрение комплекса лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий как фактора формирования здоровья детей.
• Повышение педагогической и валеологической культуры работников ДОУ и родителей.
• Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем выявляются эффективные средства, формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников и определяются эффективные формы и методы организации просветительной и физкультурнооздоровительной работы в условиях ДОУ и семьи с участием воспитателей, родителей и медицинского персонала; разрабатывается здоровьесберегающая программа, способствующая формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Количественные и качественные показатели деятельности по направлению в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-2.
Публикационная активность педагогического коллектива ДОО (материалы НПК районного, городского и регионального уровня) по годам (соответственно):
2010-1 публикация, 2011 - 3 публикации, 2012 - 1 публикация, 2013 - 1 публикация.
Таблица 1
Организация и проведение гимназией конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д. в рамках научно-образовательной сети
Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня
2008 Педагогическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» для педагогов и руководителей ДОУ района» - Городской семинар «Здоровьесберегающие компоненты образовательного процесса в ДОУ» - Участие в выставке «Мать и дитя 2008» - презентация проектов: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», «Обучение детей-инвалидов на дому и в условиях детского сада». - Семинар для руководителей ДОУ города Каменск-Уральский «Инновационная деятельность дошкольного учреждения»
2011 Городской семинар «Реализация ФГТ. Образовательная область «Здоровье».
2012 Выступление на Районных V педагогические чтения «Педагогические технологии в образовательной практике Железнодорожного района г. Екатеринбурга»: Создание музыкальной здоровьесберегающей среды в детском саду. Работа над проектом «С надеждой в будущее. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ» в рамках городского проекта «Вариативные формы образования для детей с ОВЗ в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС на 2012-2016 гг.»
2013 Работа над проектом «С надеждой в будущее. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ» в рамках городского проекта «Вариативные формы образования для детей с ОВЗ в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС на 2012-2016 гг.»
10
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
ФГОС дошкольного образования
Таблица 2
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации
Уровень мероприятия цель дата эффективность
Постоянно действующий семинар «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Активизация знаний педагогов в области здоровьесбережения Ежегодно (36 часов в течение учебного года) Педагоги ДОУ владеют методикой организации закаливания детей, методикой проведения оздоровительных занятий
Материалы проекта представлены на сайте http://www.mbdou116.caduk.ru.
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО Минобрнауки РФ, ИУО РАО (г Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, УрО РАО, ФГБОУ ВПО УГМА, Детский экологический центр «Рифей», Поликлиника № 16, ГПН, ГИБДД Железнодорожного района, ИМЦ Железнодорожного района, инновационно-активные ОУ Уральского региона.
Литература
1. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-4.
2. Голубева Н. В. Элементарное музицирование как здоровьесберегающий феномен в системе общего образования // Образование и наука. 2013. № 8. С.104—112.
3. Давыдова Н. Н. Развитие инновационного потенциала ОУ уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.15-18.
4. Давыдова Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 1. С.3-7.
5. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
6. Давыдова Н. Н. Сетевая организация научно-методического и практического обеспечения формирования здоровьесберегающей среды инновационно-активных школ Уральского региона // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С.13-17.
7. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.
8. Децик Ю. М. Программа по формированию валеологической культуры дошкольников «Познай себя, малыш» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.48-53.
9. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.
10. Дудина М. Н. Новая образовательная парадигма: проблемы
содержания образования // Образование и наука. 2010. № 2. С.3-18.
11. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.16-24.
12. Иванушкина Л. И. Взаимодействие персонала дошкольного образовательного учреждения как фактор укрепления здоровья детей // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 3. С.3-24.
13. Массанова А. А. Развитие физических качеств ребёнка-до-школьника // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.72-74.
14. Мухаметова Л. А. Взаимодействие школы с родителями // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 5. С.74-75.
15. Никитина Е. В. Пути и формы совместного взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы с родителями // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.48-50.
16. Новикова Т. А. Экологовалеологическая компетентность педагога дошкольного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С.37-40.
17. Ожева Е. Н., Мирная Л. В. Программа «Здоровый образ жизни» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 4. С.58-62.
18. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.
19. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2.С.4-7.
20. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.
21. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. 2013. № 4. С.112-121.
22. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.
Эксперимент и инновации в школе 2014/6
11