Научная статья на тему 'Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни'

Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2389
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурухина Любовь Александровна, Бритвина Ольга Николаевна, Третьякова Наталья Владимировна

В работе представлена система деятельности ДОО по развитию взаимодействия ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурухина Любовь Александровна, Бритвина Ольга Николаевна, Третьякова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни»

ФГОС дошкольного образования

Литература

1. Андреева И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 2. С.21-25.

2. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-14.

3. Давыдова Н. Н. Развитие инновационного потенциала ОУ уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.15-18.

4. Давыдова Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 1. С. 3-7.

5. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

6. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

7. Давыдова Н. Н. Формирование системы управления инновационной деятельностью учреждений современной научно-образовательной сети // Вопросы управления. 2012. № 1. С.98-105.

8. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука. 2010. № 11. С.23-32.

9. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентность^ подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. № 8. С.3-12.

11. Киселева М. В. Применение ТРИЗ в обучении дошкольника творчеству // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.30-33.

12. Ковалева Г. С., Даниленко О. В., Ермакова И. В., Нурмин-ская Н. В., Гапонова Н. В., Давыдова Е. И. О первоклассниках:

по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.30-38.

13. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н. А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в дет. саду / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Каф. дошк. педагогики; Ред.: Т. И. Бабаева и др. 3. изд., перераб. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003. 243 с.

14. Манько Н. Н. Проективная визуализация дидактических объектов - детерминант развития обучающегося // Образование и наука. 2013. № 6. С.90-105.

15. Массанова А. А. Развитие физических качеств ребёнка-до-школьника // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.64-68.

16. Никифорова О. В., Антонова Е. Н. Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 5. С.3-5

17. Огоновская И. С. Пространство педагогической креативности и факторы ее ограничения // Образование и наука. 2013. № 1. С.3-19.

18. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.

19. Чепайкина И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С.42-45.

20. Шубаева Е. И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С.18-23.

21. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.3-6.

Бурухина Любовь Александровна

заведующий Бритвина Ольга Николаевна

заместитель заведующего МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 116 Третьякова Наталья Владимировна к.п.н., доцент ФГАОУ ВПО РГППУ г. Екатеринбург E-mail: [email protected]

J ^

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ НАВЫКОВ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

S_________________________________________________г

Аннотация. В работе представлена система деятельности ДОО по развитию взаимодействия ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.

Ключевые слова: формирование навыков здорового образа жизни, эффективность воспитательно-образовательной и физкультурнооздоровительной работы в ДОО.

8

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

ФГОС дошкольного образования

Как известно, важнейшим условием полноценного развития дошкольника является достаточная двигательная активность в течение дня. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нормальное умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием его моторной сферы. Однако, в условиях семьи недостаток движений, который дети нередко испытывают в дошкольном учреждении, не восполняется дома.

В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, иностранному языку, рисованию. Из всех опрошенных родителей только 20% совместно с детьми совершают загородные прогулки, прогулки в парки, скверы. Во время обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортивные упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке спортивные игры - баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Достаточно серьезные нарушения в семье выявлены и в организации питания детей, в частности, некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения интервалов меду приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а нередко - к дисфункции желудочно-кишечного тракта. К подобным нежелательным осложнениям приводит также применение родителями неправильных приемов во время еды - насильственное кормление детей, уговоры, чтение или рассказывание сказок. Закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в дошкольном учреждении, и дома. Однако, как выяснилось, в семье менее чем в половине случаев дети не регулярно выполняют гигиенические правила - не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой - все это в совокупности служит основой поступательного развития. Воспитывать здорового ребёнка можно лишь, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт взаимодействия с семьёй, однако, ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к организации этого процесса с целью физического развития и формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни [1,8,10,13,16,17,18,22].

В этой связи можно выделить ряд противоречий, обнаруженных в ходе анализа состояния деятельности в сфере дошкольного образования в данном направлении:

• между низким уровнем здоровья детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение и требованиями федеральных документов к уровню их здоровья на момент окончания ДОУ;

• между общепринятой и очевидной необходимостью совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах физического развития и формирования навыков здорового уровня жизни у дошкольников и недостаточным

уровнем субъектов образовательного процесса к осуществлению данной деятельности.

Проблема исследования заключается в определении направления и содержания деятельности по взаимодействию ДОУ и семьи в вопросах физического развития и формирования навыков здорового уровня жизни у дошкольников.

В последние годы исследование этой проблемы стало одним из приоритетных в работе Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Минобрнауки РФ, обеспечивающей устойчивое развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона на принципах самоорганизации [3,4,5,6,7,9].

Объектом исследования выступает процесс взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников.

Предмет исследования связан с определением форм и методов взаимодействия воспитателей ДОУ, родителей и медицинских работников в организации и проведении просветительной и физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни.

Цель проекта: определение направлений и содержания взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.

Гипотеза исследования: эффективность воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья дошкольников, повысится при создании и реализации следующих педагогических условий:

• при активном взаимодействии семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников [14,15];

• при создании развивающей образовательной среды, способствующей развитию личности дошкольника, формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению его здоровья [12,21];

• при воспитании ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни путем развития педагогических и гигиенических знаний у воспитателей и родителей [18,20];

• при разработке и внедрении в воспитательный процесс ДОУ здоровьесберегающей программы с применением доступных средств оздоровительной физической культуры и форм занятий, соответствующих возрасту и уровню подготовленности дошкольников [2,19];

• при индивидуализации и дифференциации средств физической культуры и форм закаливания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья дошкольников [2,18].

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решаются следующие задачи:

1. Изучить особенности организации здоровьесберегающего пространства в детском саду.

2. Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении и физическом развитии детей в других ДОУ.

3. Посредством социологического исследования определить ценностные ориентации семьи в вопросах образования, воспитания и оздоровления дошкольников.

4. Разработать модель взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания здорового дошкольника.

5. Разработать, апробировать и реализовать комплексы лечебно-профилактических, коррекционно-оздоровительных и физкультурных мероприятий.

6. Мотивировать сотрудников ДОУ на реализацию проекта.

7. Повысить квалификацию педагогов и сотрудников ДОУ в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

9

ФГОС дошкольного образования

8. Обеспечить овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье, прямой зависимости между поведением и здоровьем.

9. Экспериментально проверить эффективность внедрения инновационных форм работы с детьми и родителями по физическому развитию.

10. Разработать методические рекомендации по использованию комплексной технологии по здоровьесбережению в ДОУ и семье [11].

Методологическую основу исследования составили: учение о закономерностях и движущих силах физического и психического развития личности ребенка (А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев); теория и практика личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. Т Фоменко, И. С. Якиманская); учения о зонах актуального и ближайшего развития (Л. С. Выготский); учение о здоровье и здоровом образе жизни (О. А. Александров, Н. М. Амосов, И. И. Брехман); концептуальные идеи педагогики и психологии здоровья и формирования здорового образа жизни (М. Я. Виленский, Н. Д. Граевская, В. Н. Савицкая); теория и практика формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья (Н. П. Абаскалова, Р И. Айзман, М. Я. Виленский, В. А. Смирнов); теория реализации ценностного, комплексного и индивидуально-дифференцированного подходов к сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни (О. А. Александров, Л. И. Лубы-шева, В. Д. Сонькин А. Г. Сухарев, А. Г Щедрина и др.).

Среди основных методов исследования выделим наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровья и физическое развитие детей, проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение); анализ полученной педагогической и медикопрофилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса, мониторинг

Основное содержание деятельности по проекту включает:

• Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей; выявление ценностных ориентиров семьи (анкетирование, опрос, наблюдение).

• Анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

• Создание системы здоровьесберегающей деятельности с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.

• Мониторинг результатов использования здоровьесберегающих технологий.

• Мотивация педагогов на работу по реализации проекта.

• Систематизация полученных результатов.

• Обобщение и распространение полученного опыта.

• Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

Планируемый результат изменений:

• Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.

• Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей (индекса здоровья).

• Разработка и внедрение комплекса лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий как фактора формирования здоровья детей.

• Повышение педагогической и валеологической культуры работников ДОУ и родителей.

• Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем выявляются эффективные средства, формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников и определяются эффективные формы и методы организации просветительной и физкультурнооздоровительной работы в условиях ДОУ и семьи с участием воспитателей, родителей и медицинского персонала; разрабатывается здоровьесберегающая программа, способствующая формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Количественные и качественные показатели деятельности по направлению в рамках научно-образовательной сети представлены в табл. 1-2.

Публикационная активность педагогического коллектива ДОО (материалы НПК районного, городского и регионального уровня) по годам (соответственно):

2010-1 публикация, 2011 - 3 публикации, 2012 - 1 публикация, 2013 - 1 публикация.

Таблица 1

Организация и проведение гимназией конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д. в рамках научно-образовательной сети

Год Мероприятия общешкольного и районного уровня Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008 Педагогическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» для педагогов и руководителей ДОУ района» - Городской семинар «Здоровьесберегающие компоненты образовательного процесса в ДОУ» - Участие в выставке «Мать и дитя 2008» - презентация проектов: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», «Обучение детей-инвалидов на дому и в условиях детского сада». - Семинар для руководителей ДОУ города Каменск-Уральский «Инновационная деятельность дошкольного учреждения»

2011 Городской семинар «Реализация ФГТ. Образовательная область «Здоровье».

2012 Выступление на Районных V педагогические чтения «Педагогические технологии в образовательной практике Железнодорожного района г. Екатеринбурга»: Создание музыкальной здоровьесберегающей среды в детском саду. Работа над проектом «С надеждой в будущее. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ» в рамках городского проекта «Вариативные формы образования для детей с ОВЗ в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС на 2012-2016 гг.»

2013 Работа над проектом «С надеждой в будущее. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ» в рамках городского проекта «Вариативные формы образования для детей с ОВЗ в условиях обеспечения доступности качественного образования в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС на 2012-2016 гг.»

10

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

ФГОС дошкольного образования

Таблица 2

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации

Уровень мероприятия цель дата эффективность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постоянно действующий семинар «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Активизация знаний педагогов в области здоровьесбережения Ежегодно (36 часов в течение учебного года) Педагоги ДОУ владеют методикой организации закаливания детей, методикой проведения оздоровительных занятий

Материалы проекта представлены на сайте http://www.mbdou116.caduk.ru.

Сеть социального партнерства: АПК и ПРО Минобрнауки РФ, ИУО РАО (г Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, УрО РАО, ФГБОУ ВПО УГМА, Детский экологический центр «Рифей», Поликлиника № 16, ГПН, ГИБДД Железнодорожного района, ИМЦ Железнодорожного района, инновационно-активные ОУ Уральского региона.

Литература

1. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С.3-4.

2. Голубева Н. В. Элементарное музицирование как здоровьесберегающий феномен в системе общего образования // Образование и наука. 2013. № 8. С.104—112.

3. Давыдова Н. Н. Развитие инновационного потенциала ОУ уральского региона в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С.15-18.

4. Давыдова Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 1. С.3-7.

5. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.

6. Давыдова Н. Н. Сетевая организация научно-методического и практического обеспечения формирования здоровьесберегающей среды инновационно-активных школ Уральского региона // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С.13-17.

7. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

8. Децик Ю. М. Программа по формированию валеологической культуры дошкольников «Познай себя, малыш» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 6. С.48-53.

9. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С.11-17.

10. Дудина М. Н. Новая образовательная парадигма: проблемы

содержания образования // Образование и наука. 2010. № 2. С.3-18.

11. Дюков В. М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.16-24.

12. Иванушкина Л. И. Взаимодействие персонала дошкольного образовательного учреждения как фактор укрепления здоровья детей // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 3. С.3-24.

13. Массанова А. А. Развитие физических качеств ребёнка-до-школьника // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.72-74.

14. Мухаметова Л. А. Взаимодействие школы с родителями // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 5. С.74-75.

15. Никитина Е. В. Пути и формы совместного взаимодействия дошкольного учреждения и начальной школы с родителями // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.48-50.

16. Новикова Т. А. Экологовалеологическая компетентность педагога дошкольного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С.37-40.

17. Ожева Е. Н., Мирная Л. В. Программа «Здоровый образ жизни» // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 4. С.58-62.

18. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.

19. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2.С.4-7.

20. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9. С.57-64.

21. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. 2013. № 4. С.112-121.

22. Фельдштейн Д. Е. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. 2010. № 5. С.3-14.

Эксперимент и инновации в школе 2014/6

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.