Научная статья на тему 'Система дошкольного образования в Германии и России: сравнительная характеристика'

Система дошкольного образования в Германии и России: сравнительная характеристика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4086
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECTS / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / THE PRACTICE-FOCUSED COOPERATION / ДЕТСКИЕ САДЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ / KINDERGARTENS OF RUSSIA AND GERMANY / ПРЕДМЕТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SUBJECT AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ТРЕУГОЛЬНИК ВЗАИМНОЙ ИНТЕГРАЦИОННОЙ СОХРАННОСТИ / TRIANGLE OF MUTUAL INTEGRATION SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крапоткина Ирина Евгеньевна, Латипова Лилия Николаевна, Лаптева Миляуша Фоатовна, Адиуллина Миляуша Фоатовна

В статье представлены результаты сравнительного анализа деятельности детских образовательных организаций России и Германии. Материал собран в результате международного научного взаимодействия и практико-ориентированного сотрудничества педагогов Казанского федерального университета (филиал в г. Елабуга), Удмуртского государственного университета (в т.ч. НМО «Иж-Логос», Ижевск) и Германии (ОЦ «ИКаРуС», Карлсруэ Гутов). Экспериментальными площадками основанной ими международной научной лаборатории с распределенным участием (головная лаборатория при ЕИ КФУ) являются детский сад №3 «Теремок» (Елабужский муниципальный район, Республика Татарстан, Россия) и детские дневные учреждения «Радуга» («Regenbogen») и «Зеленый клюв» («Gruene Schnabel») (гг. Гюстров и Марлов). Цель выявить общие и отличительные черты в деятельности ДОО, участвующих в научно-исследовательском проекте. Метод или методология проведения работы: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение. Результаты. Настоящее исследование показывает, что оптимальной для всестороннего развития ребенка является предметно-развивающая среда, направленная на реализацию компетентностного подхода и учитывающая индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка, предоставляя ему свободу выбора видом деятельности, образовательных пространств и соучастников самоинициированной деятельности. В ДОО т.о. должно осуществляться сотрудничество в треугольнике взаимной интеграционной сохранности («педагог ребенок семья») с приоритетной ролью ребенка как направляющего субъекта образовательного процесса. Область применения результатов. Результаты могут быть положены в основу дальнейшего совершенствования системы дошкольного образования в условиях реализации требований ФГОС ДОО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крапоткина Ирина Евгеньевна, Латипова Лилия Николаевна, Лаптева Миляуша Фоатовна, Адиуллина Миляуша Фоатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of pre-school education in Germany and Russia: comparative characteristics

The article presents the results of a comparative analysis of educational organizations for children in Russia and Germany. The material is collected as a result of international scientific cooperation and practice oriented collaboration of the teachers of Kazan Federal University (branch in Yelabuga), Udmurt State University (including CME «Izh-Logos, Izhevsk) and Germany (EC «IKaRuS», Karlsrue Gutov). Experimental platforms for the international scientific laboratory with distributed participation are kindergarten №3«Teremok» (Yelabuga municipal district, Republic Tatarstan, Russia) and the day care establishments «Rainbow» («Regenbogen») and «Green Beak» (Gruene Schnabel») (t. Gustrov and Marlov). Purpose to reveal the common and distinctive features in activity of DOO participating in the research project. Methodology: supervision, comparison, analysis, generalization. Results. The given research shows that subject developing environment is optimal for a child’s all-round development; it is aimed at implementation of a competence approach and takes into account individual needs and interests of each child, giving them freedom in choosing the type of activity, educational spaces and partners of a self-initiated activity. Thus, cooperation in a triangle of mutual integration safety (teacher child-family) with a prior role of a child, as a guiding subject of educational process should be put into practice in educational establishments. Practical implications. The results can be the basis for the further improvement of the system of pre-school education in conditions of realization of requirements of FSES CEE RF.

Текст научной работы на тему «Система дошкольного образования в Германии и России: сравнительная характеристика»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-44 УДК 373.2

система дошкольного образования в германии и россии: сравнительная характеристика

крапоткина и.Е., латипова л.н., лаптева о.А., Адиуллина м.Ф.

В статье представлены результаты сравнительного анализа деятельности детских образовательных организаций России и Германии. Материал собран в результате международного научного взаимодействия и практико-ориентированного сотрудничества педагогов Казанского федерального университета (филиал в г. Елабуга), Удмуртского государственного университета (в т.ч. НМО «Иж-Логос», Ижевск) и Германии (ОЦ «ИКаРуС», Карлсруэ - Гутов). Экспериментальными площадками основанной ими международной научной лаборатории с распределенным участием (головная лаборатория при ЕИ КФУ) являются детский сад №3 «Теремок» (Елабужский муниципальный район, Республика Татарстан, Россия) и детские дневные учреждения «Радуга» («Regenbogen») и «Зеленый клюв» («Gruene Schnabel») (гг. Гюстров и Марлов).

Цель - выявить общие и отличительные черты в деятельности ДОО, участвующих в научно-исследовательском проекте.

метод или методология проведения работы: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

результаты. Настоящее исследование показывает, что оптимальной для всестороннего развития ребенка является предметно-развивающая среда, направленная на реализацию компетентностного подхода и учитывающая индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка, предоставляя ему свободу выбора видом деятельности, образовательных пространств и соучастников самоинициированной деятельности. В ДОО т.о. должно осуществляться сотрудничество в треугольнике взаимной интеграционной сохранности («педагог - ребенок - семья») с приоритетной ролью ребенка как направляющего субъекта образовательного процесса.

область применения результатов. Результаты могут быть положены в основу дальнейшего совершенствования системы дошкольного образования в условиях реализации требований ФГОС ДОО РФ.

ключевые слова: дошкольное образование; инновационные образовательные проекты; практико-ориентированное сотрудничество; детские сады России и Германии; предметно-образовательная среда; компетентностный подход; треугольник взаимной интеграционной сохранности.

THE system of pRE-scHooL education IN GERMANY AND RussiA: comparative characteristics

Krapotkina I.E., latipova L.N., lapteva o.A., Adiullina M.F.

The article presents the results of a comparative analysis of educational organizations for children in Russia and Germany. The material is collected as a result of international scientific cooperation and practice - oriented collaboration of the teachers of Kazan Federal University (branch in Yelabuga), Udmurt State University (including CME «Izh-Logos, Izhevsk) and Germany (EC «IKaRuS», Karlsrue - Gutov). Experimental platforms for the international scientific laboratory with distributed participation are kindergarten №3«Teremok» (Yelabuga municipal district, Republic Tatarstan, Russia) and the day - care establishments «Rainbow» («Regenbogen») and «Green Beak» (Gruene Schnabel») (t. Gustrov andMarlov).

purpose - to reveal the common and distinctive features in activity of DOO participating in the research project.

Methodology: supervision, comparison, analysis, generalization.

Results. The given research shows that subject - developing environment is optimal for a child s all-round development; it is aimed at implementation of a competence approach and takes into account individual needs and interests of each child, giving them freedom in choosing the type of activity, educational spaces and partners of a self-initiated activity. Thus, cooperation in a triangle of mutual integration safety (teacher - child-family) with a prior role of a child, as a guiding subject of educational process should be put into practice in educational establishments.

practical implications. The results can be the basis for the further improvement of the system ofpre-school education in conditions of realization of requirements of FSES CEE RF.

Keywords: preschool education; innovative educational projects; the practice-focused cooperation; kindergartens of Russia and Germany; the subject and educational environment; competence-based approach; triangle of mutual integration safety.

Дошкольное образование является неотъемлемой частью системы образования каждой страны. Опыт международного научно-исследовательского взаимодействия и практико-ориен-тированного сотрудничества (стажировки и практикумы) позволяет выявлять и конципировать новые методики и технологии, а также повышать уровень подготовки педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

В рамках перехода дошкольных образовательных организаций к новому ФГОС ДО РФ, необходимо внедрение инновационных образовательных проектов (позволяющих формировать предпосылки универсальных учебных действий у дошкольников (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные) в различных образовательных областях) и открытие в этой связи на базе ДОО исследовательских и экспериментальных площадок вузов РФ (на примере таких площадок ЕИ КФУ при ДОО и школах РТ и в целом РФ).

В данной статье предлагается сравнительный анализ систем дошкольного образования в России и Германии, проводимый на примере исследовательской и экспериментальной площадки ЕИ КФУ в г. Елабуга (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Теремок» Елабужский муниципальный район, Республика Татарстан, Россия) и партнерских ДОО в гг. Гюстров и Марлов (детские учреждения дневного пребывания (Kita) «Радуга» («Regenbogen») и «Зеленый клюв» («Gruene Schnabel») [12; 14].

Критериями для сравнительных характеристик стали:

- история дошкольного учреждения;

- количество детей в учреждении;

- деление на возрастные группы;

- количественный состав воспитателей, педагогов, специалистов;

- объем рабочей недели в часах;

- цель, задачи, концепция ДОО;

- дополнительное образование в системе ДОО;

- представление о ребенке (образ ребенка в концепции ДОО);

- требования к педагогу;

- требования к помещениям и оборудованию ДОО;

- правила поведения для детей;

- система работы с родителями.

Предложенная сравнительная характеристика представлена в таблице:

Таблица

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Теремок» Елабужского муниципального района» Республики Татарстан, Россия Детское дневное учреждение «Радуга / Regenbogen» (г. Гюстров, Германия), «Зеленый клюв / Gruene Schnabel» (г. Марлов, Германия)

История дошкольного учреждения и права собственности

Детский сад «Теремок» функционирует в системе образования с 1924 года, расположен в нетиповом здании исторической части города Елабуга [2] Детское учреждение «Радуга» основано в 1986 г. как семейная инициатива (общественная организация, юрлицо), в новом здании располагается с 2003 г. (и является структурным подразделением евангелической церковной общины). Учреждение «Зеленый клюв» начало деятельность с 80-х годов XX в., в новом здании с 2008 г. (смена здания, как и смена руководства, приводит часто к уточнению или смене концепции детского дневного учреждения). ДОО «Зеленый клюв» (семантика названия идентична русскому «желторотику») является одним из сети детских садов и школ общественного объединения «АгЬекег^атагкег-Bund» («Союз рабочих самаритян») [13]

Количество детей в учреждении

ДОО «Теремок» - 83 ребенка [6] ДОО «Радуга» - 76 детей, «Зеленый клюв» -129 детей [5]

Деление на возрастные группы

В ДОО «Теремок» функционируют 4 возрастные группы дневного пребывания, укомплектованные в соответствии с возрастными нормами. Из них: вторая младшая группа с 3 до 4 лет; средняя группа с 4 до 5 лет; старшая группа с 5 до 6 лет; подготовительная группа с 6 до 7 лет [6] В ДОО «Радуга» - 1 группа с 6 месяцев до 3 лет. 4 группы смешанного возраста с 3 до 6 лет. Группы типа «хорт» (Hort - группа, куда приходят ученики начальной школы после занятий в школе) нет. «Зеленый клюв» - 3 группы ясли от 3 месяцев до 3 лет. 1 смешанная группа - 2-3 года. 2 смешанных группы - 3-6 лет. 1 интегративная группа - с 4 детьми с ВОЗ (3-6 лет). 2 смешанные группы (типа «хорт») - 6-11 лет [5]

Количественный состав воспитателей, педагогов, специалистов

В детском саду «Теремок» работают 9 педагогов. Из них: высшее образование имеют 8 человек, среднее специальное - 1 человек. Имеются специалисты: музыкальный руководитель, воспитатель по обучению родному (татарскому) языку, старшая медсестра [6]

В ДОО «Радуга» работает 11 педагогов (большинство из них в рамках получения среднего специального образования также получили начальное музыкальное образование, поскольку педагог ДОО в Германии должен играть на одном музыкальном инструменте). В саду «Зеленый клюв» - 14 педагогов со средним специальным образованием (2 - с допобразованием руководителей структурных подразделений ДОО, управленцев). Специфика подготовки педагогов заключается в том, что они все умеют играть на одном из музыкальных инструментов (гитара, флейта, фортепиано, труба) [5]. В учреждения приходят на осмотры и при проверке готовности детей к школе зубной врач и психолог соответственно. Постоянной медсестры нет. Первую медицинскую помощь способны оказать сами педагоги. Педагог также ведет лист наблюдения за каждым ребенком закрепленной за ним группы. На их основе может рекомендовать родителям посетить того или иного узкого специалиста (логопеда, психолога...). В рамках наблюдений педагог сравнивает развитие ребенка с психо-физиологическими и возрастными нормами. В настоящее время существует определенная проблема: например, когда воспитатель, не имеющих медобразо-вания, диагностирует у ребенка повышенный уровень физической активности (гиперактивность). Тогда как постановка пободного медицинского диагноза возможна только специалистом-психологом (клиническим психологом) на основании узконаправленных тестов. Гиперактивными часто считаются дети билингвы, компенсирующие недостаточный и неверно поданный объем информационного потока избыточной физической активностью [4]

Объем рабочей недели в часах

ДОО «Теремок» работает в режиме пятидневной рабочей недели с 6.30 до 18.30 (выходные - суббота, воскресенье); длительность пребывания детей в детском саду составляет 12 часов в день [1] Детские сады работают пять дней в неделю. В ДОО «Радуга» режим дня с 6.30-7.00 (приходит дежурный педагог) до 18.30. В саду «Зеленый клюв» - с 6.15-7.00 (приходит дежурный педагог) до 17.15 - 17.30 [5]

Цель, задачи, концепция ДОО

Основная цель деятельности ДОУ «Теремок» - формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению. В программе ДОУ на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные способности. Программа настроена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных, общечеловеческих ценностей и компетенций. Так же программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания Задачи: - обеспечение социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития детей; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье; Педагогическая цель детского учреждения «Радуга» - достижение развития как поддержка способностей ребенка в эмоциональной, физической и духовной сфере. Цель ДОО «Зеленый клюв» - поддержка развития ребенка и воспитание ответственного гражданина, ориентирование на личность ребенка, активное обретение компетенций, которые любому человеку требуются для реализации жизненных потребностей (взаимодействие не нацелено на передачу только фактического знании, обучение ребенка). В основе деятельности каждого детского учреждения лежит система взаимодействия: родители - воспитатели - дети, ставится цель достичь непрерывного образования, личностного, практико-ориентированного развития, при котором ребенок сам выбирает, что и когда ему интересно делать (вкл. Форму реализации ряда режимных моментов). Задачи детских садов «Радуга» и «Зеленый клюв» - поддержка и развитие психически и физически сильных детей, которые целенаправленно сотрудничают друг с другом и со взрослыми. Они способны взаимопола-гать цели и ценности, учитывая те и другие в своей образовательной деятельности. Дети непрерывно учатся (в эксперименте и игре, исследуя, познавая и запоминая). В работе воспитателей используется практи-ко-ориентированый подход, при реализации которого они опираются на возможности (онтогенез), креативность и фантазию детей.

- воспитание гуманного отношения

к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, родине, уважение к людям разных национальностей;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;

- осуществление тесного взаимодействия

с семьей в целях комплексного решения задач для формирования и полноценного развития личности;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития;

- повышение уровня профессионального мастерства педагогического коллектива и активация творческой деятельности педагогов.

ДОО «Теремок» работает по основной общеобразовательной программе на основе ФГОС ДО и разработки УМК в детском саду по обучению родному (татарскому) языку (авторы З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрячева, Р.С. Исаева «Татарча сейлэшэбез»/ «Разговариваем по-татарски») [6].

Образовательный процесс в детском саду «Теремок» проводится с учетом принципа интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, труд) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Миссия ДОО «Теремок» - развитие интегра-тивных качеств через театрализованную деятельность (отражена в режимных моментах, в дополнительном образовании парциальными программами) [10]

Во взаимодействии детей и при содействии (поддержке) педагогов формируются две ведущие инструментальные компетенции (коммуникативная и медиа-), поддерживающие реализацию ключевых Я-, социо- и межкультурной компетенций дошкольника ХХ1го века.

Основной вид деятельности ребенка - игра, эксперимент. Задача сада - обеспечить его всем необходимым для игр, экспериментов, самостоятельных развивающих действий. Концепция ДОО зависит от учредителя детского сада.

Учредитель ДОО «Радуга» - протестантская евангелическая церковь. Основной принцип взаимодействия - «Мы все существуем и сосуществуем вместе с другими людьми, природой. Мы все разные и ценны этим для мироздания». Здесь поддерживается принцип христианского сосуществования. Внимание сосредоточено на соблюдении христианских праздников и церковных норм.

Учредитель детского сада «Зеленый клюв» - «Общество рабочих самаритян». В основе деятельности - «Экология, природа, узнавание себя и своего места в природе. Общество - как часть природы» [15]

_Дополнительное образование в системе ДОО

Основная деятельность ДОО «Теремок» сочетается с кружковой работой по театрализованной деятельности, которая осуществляется по рабочей программе для всех групп на основе парциальной программы «Театр - творчество - дети» (авторы М.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович).

Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства [10].

Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания. Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам.

Для детей подготовительной группы организован кружок «Театр и мы». Для детей старшей и подготовительной группы - кружок «Экият деньясында»/«В мире сказок». Для детей младшей группы «Раз словечко -Два словечко». Для детей старшей группы «Буратино». Для детей средней группы кружок «В гостях у сказки»

В ДОО «Радуга», «Зеленый клюв» дополнительное образование не предусмотрено. Данная функция передана специальным учреждениям дополнительного образования детей

Представление о ребенке (образ ребенка в концепции ДОО)

Детский сад «Теремок» выстраивает с детьми совместную работу, которая выступает как организованный процесс взаимодействия педагога и детей, направленный на развитие познавательных способностей, передача им в доступной форме знаний, умений, навыков, действий, предусмотренных программой воспитания и обучения ДОО, а также развитие любознательности и познавательной активности.

В основу программы ДОО «Теремок» положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников в разных формах совместной деятельности педагога-воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей в процессе режимных моментов (включаться в занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей).

Содержание воспитательно-образовательного процесса реализуется через парциальную программу: «Театр - творчество - дети». Педагоги включают театрализованную деятельность в содержание праздников (государственных, национальных, календарных, в летнее время по пятницам проходят театрализованные мероприятия) и развлечений, в работу творческих мастерских по изготовлению продуктов театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты)

ДОО «Радуга» и «Зеленый клюв» смотрят на ребенка как на равноценного и равноправного партнера. Дети неизменно при этом находятся в центре внимания.

Задача педагогов - наблюдать, но не влиять на них, совместно определять границы, в рамках которых ребенку предстоит осваивать свободное пространство. При этом дети сами должны принимать решения и нести за них ответственность. Дети могут оформлять помещение ДОО, участвуют в проектах.

В любой деятельности руководствуются принципом «могу - не могу», «мне интересно - мне не интересно», придумывают вместе со взрослыми ритуалы (например, «Утренний круг»), выбирают партнера по игре, выбирают сами меню для завтрака и полдника (или им дается ощущение участия в выборе), выбирают собеседника для обсуждения вопросов и проблем, сами решают, как организовать празднование дня рождения, какие проекты реализовать.

Роль педагога при этом - дать возможность получить информацию об окружающем мире и его возможностях, предоставить вывод, создать пространство для того, чтобы ребенку было интереснее познавать мир [5]

Требования к педагогу

Основное требование - педагог должен иметь среднее или высшее педагогическое образование, с обязательной программой повышения квалификации с периодичностью 1 раз в 3 года. ФГОС ДО РФ определяет компетенции, которыми должен обладать педагогический работник детского сада:

- обеспечение эмоционального благополучия;

- поддержка индивидуальности и инициативы;

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

- построение вариативного развивающего образования;

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка [7; 9].

В ДОО «Теремок» работают высококвалифицированные педагоги, постоянно повышающие свою профессиональную компетентность. Этого требует участие в образовательном процессе педагога по родному языку (татарский язык), музыкального руководителя.

В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников ДОО требованиям (показателям) к их квалификации (знаниям), профессионализму (умениям) и продуктивности (результатам деятельности).

Экспертиза результатов деятельности аттестуемого включает: наблюдение педагогического процесса, методической работы с педагогами, анализ документации и диагностических материалов, продуктов детской деятельности, анкетирование, беседы

Педагоги получают среднее специальное образование, являются универсалами, владеющими педагогическими, психологическими, музыкальными, творческими, медицинскими навыками (в их основах, не глубинно). В ДОО «Радуга» и «Зеленый клюв» педагог должен выстроить отношения с ребенком и его родителями. Выстраивая отношения с ребенком, взрослый опирается на собственный пример, ориентируется на потребности отдельного ребенка и всех детей вместе, необходимость давать детям ощущение безопасности и возможность попробовать действовать самому. Педагог должен соблюдать те нормы, которые предъявляет детям. Сами педагоги видят себя, как сопровождающие детей, дающие им импульс для саморазвития. Педагоги создают (формируют) образовательное пространство совместно с детьми, все проговаривают (на «Утреннем круге» говорят о том, чем будут заниматься, учитывая мнение «хотим - не хотим», на «Вечернем круге» подводят итоги дня). Педагог видит себя не только как учитель, но и как ученик, квалификация повышается путем самообразования («Чего мне как педагогу нового поколения не достает в знаниях, умениях... компетенциях и как я могу этот недостаток компенсировать и восполнить?»).

Педагоги должны наблюдать детей, документировать свои наблюдения (в основе - ка-лендарь-портфолио дошкольника, при этом отмечаются позитивные достижения ребенка, не подчеркивается то, чего он не достиг или не выполнил).

Воспитатель должен быть мобильным (мобильность в целом является признаком современного образовательного пространства, как содержательная, так и внешняя), толерантным и профессионально компетентным.

с аттестуемым, администрацией, детьми и их родителями, знакомство с материально-технической, учебно-методической базой ДОО, изучение обобщенного опыта работы, результатов инновационной деятельности и др. Экспертиза профессиональной компетентности осуществляется через: - собеседование; - защиту реферата, в котором отражен опыт работы, авторские методические разработки; - самоанализ результатов работы за три года; - творческий отчет; - представление результатов опытно-экспериментальной работы; - участие в муниципальных региональных профессиональных смотрах, конкурсах, форумах; - активное участие в методической работе, творческой группе [8]. Педагог должен придерживаться спокойного и доброжелательного тона в обращении, бережно относиться к ребенку, не допускать долгих ожиданий со стороны детей Он является партнером ребенка в игре, образовании и личностном росте. Он реально заинтересован в том, что делает ребенок. Обсуждает с детьми правила, определяет границы, сотрудничает с коллегами, родителями и обществом [5]

Требования к помещениям и оборудованию ДОО

В ДОО «Теремок» предметно-развивающая среда представлена следующим образом: - раздевальная комната (предусматривает проведение информационно-просветительской работы с родителями, организацию выставок работ детей); - групповые комнаты (функциональное использование предусматривает проведение сюжетно-ролевых игр, самообслуживания, трудовой деятельности, ознакомление с природой, проведение занятий, дневной сон и организация питания) [11]; - методический кабинет / кабинет татарского языка (способствует осуществлению методической помощи педагогам, организации консультаций, семинаров, педагогических советов, выставке дидактических и ДОО «Радуга» и «Зеленый клюв» обладают функциональными помещениями. В каждом из них имеется «уголок покоя», образовательные и игровые материалы находятся на доступном уровне для ребенка. Лишь потенциально опасные материалы должны размещаться на недосягаемой для малыша высоте, их выдает педагог. Обязательно все помещения должны быть полифункциональны и мобильны (можно использовать как для игры, так и для сна; кроме спорт-муз-зала и комнаты творчества) [3].

методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития);

- музыкальный зал (предназначен для организации занятий по музыкальному воспитанию и физической культуре, постановке театральных представлений, праздников, развлечений, спортивных и музыкальных мероприятий для детей и родителей);

- мини-музей культуры родного края (представлены куклы в национальных костюмах, макеты блюд национальной кухни, домашняя утварь русского и татарского народа);

- медицинский кабинет (оснащен предметами первой медицинской помощи детям и проведения профилактических работ с детьми, родителями и сотрудниками);

- физкультурный зал (совмещен с музыкальным залом, предполагает проведение спортивных занятий, подвижных игр, развлечений); на участке предусмотрены баскетбольная и волейбольная площадки, беговая дорожка, зона для изучения ПДД, полоса препятствий, спортивное игровое оборудование и т.д.;

- приусадебный участок (дети учатся ухаживать за цветами и огородными культурами).

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада «Теремок» укомплектована в соответствии с видами деятельности детей разного возраста, учитывает вид помещения, направленную образовательную деятельность (согласно ФГОС ДО РФ).

Например, групповая комната оснащена дидактическими и развивающими играми, учитывающими гендерные интересы детей (куклы, машины и т.п.), детской художественной литературой (на русском и татарском языках), наборами для опытов и_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помещения:

- для исследований (лаборатория),

- игровое помещение с мягкими игрушками,

- строительное и конструкторское помещение (дерево, картон),

- спортивно-музыкальный зал,

- зал для изготовления поделок (может быть интегрирован с другим помещением, например, отопительная),

- «креативное» помещение,

- театральное помещение (для проведения ролевых игр и постановки театрализованных представлений),

- детское кафе (еду привозят централизовано; кухня ДОО нужна для того, чтобы разогреть; испечь блинчики или пирог, приготовить и накрыть завтраки и полдники могут сами дети (сотрудники имеют право приносить сезонные овощи и фрукты, домашние не-мясные консервы).

В функциональных помещениях обязательно должны быть поделочные материалы, в том числе натуральные и искусственные материалы, материал для театра (должен отражать реальность ребенка). Спортивный материал, который способствует не только спортивному, но и логическому развитию ребенка (например, тренажер-конструктор «КЬЕТТЕЯШ-ESE»® («БОГАТЫРЬ») (спортивный мега-трансформер)). Детям предоставлен материал для подвижных игр, для извлечения шумов и музыки; инструменты, сделанные из природных материалов самими детьми, кухонная утварь, в качестве инструментов; материал для творчества (бумага, клей, карандаши, краски, мелки, лепка, шитье, песочная ванна); материал для экспериментов (ведра, баночки, резиновые шланги, фильтрование, лопаты, лупы, горшки, весы и т.п.). Помещения для детей ясельного возраста,

конструкторами, аудио- и видеоматериалами, головоломками, лабиринтами, пальчиковым театром, настольными играми в отличие от комнат для 3х-6-тилеток, имеют не мобильные кровати и именно возрастное, групповое помещение (дети 3х - 6ти лет распределяются на большую часть дня сами по ДОО по интересам, а не по возрастным группам). Городской парк, бассейн, спортивные сооружения, зоопарк, птичий парк, площадка для изучения ПДД могут использоваться ДОО раз в неделю (с 4 лет посещение обязательно)

Правила поведения для детей

общие положения заключаются в следующем: 1. Уважать детей, педагогов, родителей. 2. Решать совместно все конфликты и недоразумения. 3. Вести себя честно и достойно, соблюдать нормы морали и этики. 4. Помогать другим, когда им нужна помощь. 5. Аккуратно обращаться с игрушками и другими предметами, а также со своими и чужими вещами В ДОО «Радуга» и «Зеленый клюв» выработаны четкие правила поведения для детей: 1. Стараемся никого не ранить (ни физически, ни морально). 2. Ничего не ломать. 3. Никому не мешать. 4. Активно участвуем в интересной для нас работе. 5. Соблюдаем порядок и убираем за собой. Правила выступают как социальная договоренность взрослых с детьми

Система работы с родителями

Основная общеобразовательная программа ДОО «Теремок» содержит обоснование основных форм взаимодействия с семьей через встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование. Информирование родителей о ходе образовательного процесса осуществляется в Дни открытых дверей, через индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организацию выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли, создание памяток От деятельности ДОО «Радуга» и «Зеленый клюв» родители ожидают того, что ребенок с желанием идет в детский сад, ему там хорошо, он в безопасности. Учреждение в первую очередь развивает (образовывает), а не обучает. Детский сад ожидает, что родители взаимодействуют с ребенком и с педагогами на базе взаимного доверия. Идет регулярный обмен информацией между родителями и педагогами. Родители активно участвуют в работе детского учреждения (не только праздники, но и будни)

В детском саду действует «Клуб заботливых родителей», где проходит неформальное общение, лекции, семинары, мастер-классы. Родители привлекаются к организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Родители ожидают от детского сада подготовку к начальной школе, поддержку в социальной адаптации ребенка, всестороннего развития детей

ДОО «Радуга» и «Зеленый клюв» выработали определенные формы взаимодействия с родителями: родительское собрание, попечительский родительский совет, родительские опросные листы, совместное ведение календаря-портфолио ребенка и ежегодная беседа с родителями на его основе, беседы «на пороге», совместные праздники и мероприятия, представление однозначной и точной информации на сайте; вся документация, которая ведется в ДОО, прозрачна и доступна родителям. Принцип работы детских садов -«Мы принимаем не ребенка, мы принимаем семью»

Проведение сравнительного анализа позволяет выделить общие черты в развитии ДОО и отличительные особенности.

Систему дошкольного образования и в России, и в Германии объединяет следующее:

1. ДОО развиваются в соответствии с требованиями общества и потребностями личности. Деятельность детских садов «Теремок», «Радуга» и «Зеленый клюв» реализует компе-тентностный подход в отношении дошкольников. Предметно-образовательная среда ДОО позволяет оптимально достигать цели и задач выработанной коллективом ДОО и утвержденной местными органами власти концепции.

2. В основе взаимодействия педагога и ребенка лежит игра. Игровые моменты сопровождают ребенка на протяжении всего времени пребывания в детской организации, чему способствует мобильность организованного пространства. «Оптимальное» пространство полифункционально в зависимости от потребностей ребенка и его компетенций. В рамках существующих ресурсов все участники образовательного процесса получают возможность создавать индивидуальные решения, что способствует развитию физической и умственной (креативность, фантазия) активности ребенка.

3. В системе «родители - дети - педагоги» приоритетным является применение разнообразных форм познавательной и развивающей деятельности.

4. ДОО России и Германии используют в работе с детьми и родителями календари-портфо-лио достижений дошкольника, позволяющие выявлять уровень положительной динамики раз-

вития ребенка, корректировать методы взаимодействия. В Германии данный инструмент более полифункционален и структурно-насыщен, нежели в России.

5. Система дошкольного образования предоставляет право самостоятельно вводить инновационные образовательные и экспериментальные проекты, способствующие формированию межкультурных коммуникаций, выработке и повышению результативной деятельности дошкольников.

Отличительные особенности ДОО России и Германии:

1. Концептуальная основа деятельности ДОО Германии определяется принципом взаимодействия педагога и ребенка, педагога и семьи. В России исходят из комплексно-тематического принципа обучения с ведущей игровой деятельностью, в зависимости от возрастных особенностей детей.

2. В Германии ДОО не обучают, а в России берут на себя образовательную функцию, включая предложения по допобразованию.

3. В основе деятельности российских детских садов лежит игра, а в немецких - игра-эксперимент.

4. Режим пребывания в детских садах России строго определяется распорядком, вся работа педагога спланирована, отражена в программе ДОО. В детских дошкольных организациях Германии режим корректируется желанием и интересами самого ребенка.

5. Пребывание детей в ДОО России базируется на деление по возрастным группам, в которых осуществляется вся образовательная и игровая деятельность в течение дня. В Германии формируются смешанные разновозрастные группы, детям предоставлена свобода выбора с кем общаться, с кем играть.

6. Условием качественной реализации программы ДОО в России является обязательное повышение квалификации педагогических кадров. В Германии педагогу предоставлено право самостоятельно определять уровень профессионализма, заниматься самообразованием.

Список литературы

1. Аттестационные требования. URL: http://doshvozrast.ru/metodich/atestac03_1.htm (05.09.

2015).

2. Крапоткина И.Е. Организация работы Лаборатории региональных исторических исследований в городе Елабуге // Региональная культурная среда и педагогика: Материалы Всерос-

сийской научной конференции с международным участием «Выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности» (Пермь, 13-17 мая 2013 г.). - Пермь: ПГГПУ, 2013. С. 57-60.

3. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Комплексные рекомендации по мобилизации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации (Грайфсвальд, Германия) // Сборник материалов III международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 15 сентября, 2014 год, г. Москва, Россия / Сост. А.С. Сиденко. Ред.: А.С. Сиденко, Е.А. Сиденко. - М.: Инновации и эксперимент в образовании, 2014. С. 218-226.

4. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Пути культурно-социальной адаптации ребенка-билингва в этносоциальном тандеме семьи и детского сада // Детский сад: теория и практика. 2013. № 10. С. 94-101.

5. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В., Буланов С.В. Мобильность и интерактивность как основные принципы формирования поликультурного образовательного пространства // Поли-лингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы V международной научной конференции, посвященной 90-летию СОГПИ. 29 сентября 2014 года, г. Владикавказ / Под ред. к.п.н, доц. Л.В. Газае-вой. Сев.-Осет. гос. пед. ин-т. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2014. С. 130-135.

6. МБОУ «Детский сад №3 «Теремок» ЕМР» Республики Татарстан. URL: https://edu.tatar.ru/ elabuga/dou3 (04.09.2015).

7. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е. Верховниковой, А.Н. Атаровой. - СПб.: КАРО, 2015. 112 с.

8. Сиденко А.С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 25-30.

9. Сиденко А.С., Сиденко Е.А., Голоднова Л.В. О механизме создания инновационной среды образовательного учреждения в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития», 1-2 апреля, 2012 год, г. Москва, Россия / Сост. А.С. Сиденко. Ред.: А.С. Сиденко, Е.А. Сиденко. - М.: АПКиППРО, 2012. С. 67-69.

10. Сорокина М.В., Миланович Л.Г. Программа «Театр - творчество - дети». URL: http:// dou458nn.ru/page/24 (05.09.2015).

11. Liliya N. Latipova, Zagir A. Latipov Design of Subject and Developing Environment of Preschool Education // Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol 6, No 2 S3 (2015). 250-253 рр. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n2s3p250. URL:_http://www.mcser.org/journal/index.php/mjss/ article/view/6050/5816.

12. Ekaterina L'vovna Koudrjavtseva, Daniya Abuzarobna Salimova & Ludmila Anatolievna Snigi-reva. Russianas Native, Non-native, one of Natives and Foreign Languages: Questions of Terminology and Measurement of Levels of Proficiency.// Asian Social Science. Vol. 11. No. 14; 2015. Pp. 124-132. ISSN 1911-2017 E-ISSN 1911-2025. Published by Canadian Center of Science and Education Received: December 20, 2014 Accepted: March 27, 2015 Online Published: May 22, 2015 doi:10.5539/ass.v11n14p124. URL: http://dx.doi.org/10.5539/ass.v11n14p124/

13. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Практика работы с дошкольниками-билингвами // Curricu-lare und sozialeAspekte der Bildung und Erziehungbilingualer Kinder. Bd. 6. Reihe: Das Neue in Erforschung und Vermittlung des Russischen. ISSN: 2196-3037. S. Afonin, E. Plaksina (Hrsg.). - Schöneiche bei Berlin: Elena Plaksina Verlag, 2014. Рр. 216-273.

14. Daniya Salimova, Hope Johnson. Difficulties in the teaching of Russian as a foreign language: the perspectives of an ethnically Tatar specialist in Russian philology and an American student /Life Science Journal 2014;11(5s). URL: http://www.lifesciencesite.com. 219 HYPERLINK «%20 http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1105s/042_23840life1105s14_219_223.pdf.» \t «_blank».

15. Koudrjavtseva E., Volkova T. BILIUM-Bilingualism Upgrade Module (Part II): A comprehensive approach to teaching bilingual children language (non-native and another/second native) in the early childhood educational systems (ECES) of the European Union: A framework for an advanced training programme for pre-school teachers and similar structural units in mainstream schools (pupils from the age of 1.5 years to 5 years). - Riga: RetorikaA, 2014. 96 p.

16. Peters H., Koudrjavtseva E. BILIUM-Bilingualism Upgrade Module (Part I). - Riga: RetorikaA, 2014. 96 p.

References

1. Attestatsionnye trebovaniya [Certification requirements]. URL: http://doshvozrast.ru/metodich/ atestac03_1.htm (05.09.2015).

2. Krapotkina I.E. Organizattsiya raboty Laboratorii regeonal'nyh istoricheskich issledovaniy

v gorode Elabuge [The organization of work of Laboratory of regional historical researches in the city of Yelabuga] // Regional'naya kul'turnaya sreda I pedagogika: Materialy Vserossiiskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Vyyavlenie I ispol'zovanie vozmozh-nostey regional'noy kul'turnoy obrazovatel'noy sredy dlya organizatzii kul'turno-prosvetitel'skoy deyatel'nosti» (Perm', 13-17 maya 2013 g.) [Regional cultural environment and pedagogics: Materials of the All-Russian scientific conference with the international participation «Identification and use of opportunities of the regional cultural educational environment for the organization of cultural and educational activity»]. - Perm': PGGPU, 2013. Pp. 57-60.

3. Koudrjavtseva E.L., Volkova T.V. Kompleksnye rekomendatsii po mobilizatsii predmetno-pros-transtvenniy sredy vdoshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii (Grayfsval'd, Germany) [Complex recommendations about mobilization of the subject spatial environment in the preschool educational organization (Greifswald, Germany)] // Sbornik materialov III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferetsii «Sovremennoe obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya», 15 sentyabrya, 2014 god, Moskva, Rossiya [Collection of materials III of the international scientific and practical conference «Modern education: experience, problems, development prospects», on September 15, 2014, Moscow, Russia] / Sost. A.S. Sidenko. - Moscow: Innovatsii i eksperi-ment v obrazovanii, 2014. Pp. 218-226.

4. Koudrjavtseva E.L., Volkova T.V. Puti kul'turno-sotsial'noy adaptatsii rebenka-bilingva v etno-sotsial'nom tandeme sem'i i dettskogo sada [Ways of cultural social adaptation of the child bilingual in an ethnosocial tandem of a family and kindergarten] // Detskiy sad: teoriya i praktika [Kindergarten: theory and practice]. 2013. Vol. 10. Pp. 94-101.

5. Koudrjavtseva E.L., Volkova T.V., Bulanova S.V. Mobil'nost' i interaktivnost' kak osnovnye printsypy formirovaniya polikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva [Mobility and interactivity as the basic principles of formation on-likulturnogo educational space] // Polilingval'noe obrazovanie kak osnova sochraneniya yazykovogo naslediya i kul'turnogo raznoobraziya chelo-vechestva [Polilingvalny education as basis of preservation of language heritage and cultural diversity of mankind]: Materialy V mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyaszhennoi 90-le-tiu SOGPI. 29 sentyabrya 2014 goda, Vladikavkaz [Materials V of the international scientific conference devoted to the 90 anniversary of SOGPI. On September 29, 2014, Vladikavkaz] / Pod red. L.V. Gazaevoy. - Vladikavkaz, 2014. Pp. 130-135.

6. MBOU «Detskiy sad № 3 «Teremok» EMR» Respubliki Tatarstan [MBOU «Kindergarten No. 3 «Teremok» of EMR» of the Republic of Tatarstan]. URL: https://edu.tatar.ru/elabuga/dou3 (04.09.2015).

7. Putevoditel' po FGOS doshkol'nogo obrazobaniya v tablitsakh i skhemakh [The guide to FGOS of preschool education in tables and schemes] / Pod red. M.E. Verkhovnikovoy, A.N. Atarovoy. -St. Petersburg, 2015. 112 p.

8. Sidenko A.S. Ispol'zovanie setevogo vzaimodeystviya dlya obespecheniya innovatsionnogopo-tentsialapedagogov [Use of network interaction for ensuring development of innovative potential of teachers] // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i ersperiment [Municipality: innovations and experiment]. 2012. Vol. 4. Pp. 25-30.

9. Sidenko A.S., Sidenko E.A., Golodnova L.V. O mehanizme sozdaniya innovatsionnoi sredy obrazovatel'nogo uchrezhdeniyav usloviyakh vvedeniya Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov [About the mechanism of creation of the innovative environment of educational institution in the conditions of introduction of Federal state educational standards] // Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennoe obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya», 1-2 aprelya, 2012 god, Moskva, Rossiya [Collection of materials of the international scientific and practical conference «Modern education: experience, problems, development prospects», on April 1-2, 2012, Moscow, Russia] / Sost. A.S. Sidenko. - Moscow, 2012. Pp. 67-69.

10. Sorokina M.V., Milanovich L.G. Programma «Teatr - tvorchestvo - deti» [«Theatre - Creativity - Children» program]. URL: http://dou458nn.ru/page/24 (05.09.2015).

11. Liliya N. Latipova, Zagir A. Latipov Design of Subject and Developing Environment of Preschool Education //Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol 6, No 2 S3 (2015). Рр. 250253. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n2s3p250. URL:_http://www.mcser.org/journal/index.php/mjss/ article/view/6050/5816.

12. Ekaterina L'vovna Koudrjavtseva, Daniya Abuzarobna Salimova & Ludmila Anatolievna Snigi-reva. Russianas Native, Non-native, one of Natives and Foreign Languages: Questions of Terminology and Measurement of Levels of Proficiency // Asian Social Science. Vol. 11. No. 14; 2015. Pp. 124-132 ISSN 1911-2017 E-ISSN 1911-2025. Published by Canadian Center of Science and Education Received: December 20, 2014 Accepted: March 27, 2015 Online Published: May 22, 2015 doi:10.5539/ass.v11n14p124 URL: http://dx.doi.org/10.5539/ass.v11n14p124/

13. Daniya Salimova, Hope Johnson. Difficulties in the teaching of Russian as a foreign language: the perspectives of an ethnically Tatar specialist in Russian philology and an American student / Life Science Journal 2014;11(5s) URL: http://www.lifesciencesite.com. 219 HYPERLINK «%20 http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1105s/042_23840life1105s14_219_223.pdf.» \t «_blank».

14. Koudrjavtseva E., Volkova T. BILIUM-Bilingualism Upgrade Module (Part II): A comprehensive approach to teaching bilingual children language (non-native and another/second native)

in the early childhood educational systems (ECES) of the European Union: A framework for an advanced training programme for pre-school teachers and similar structural units in mainstream schools (pupils from the age of 1.5 years to 5 years). - Riga: RetorikaA, 2014. 96 p. 15. Peters H., Koudrjavtseva E. BILIUM-Bilingualism Upgrade Module (Part I). - Riga: RetorikaA, 2014. 96 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Крапоткина Ирина Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории

Казанский федеральный университет

ул. Кремлевская, 18, г. Казань, Республика Татарстан, 420000, Россия [email protected]

Латипова Лилия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Казанский федеральный университет

ул. Кремлевская, 18, г. Казань, Республика Татарстан, 420000, Россия [email protected]

Лаптева Олеся Александровна, методист НМО «Иж-Логос» Удмуртский государственный университет

ул. Университетская, 1, г. Ижевск, Республика Удмуртия, 426034, Россия [email protected]

Адиуллина Миляуша Фоатовна, заведующая

МБОУДОО «Детский сад №3 «Теремок» ЕМР», Республика Татарстан ул. Казанская, 92, г. Елабуга, Республика Татарстан, 423602, Россия [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS

Krapotkina Irina Evgenjevna, candidate of historic sciences, Assistant Professor of the Chair of general and national history Kazan Federal University

18, Kremlevskaya Str., Kazan, Republic Tatarstan, 420000, Russia [email protected]

Latipova Liliya Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, Assistant Professor of the Chair of theory and methodology of professional education Kazan Federal University

18, Kremlevskaya Str., Kazan, Republic Tatarstan, 420000, Russia [email protected]

Lapteva Olesya Alexandrovna, methodist of SME «Izh - Logos» Udmurt State University

1, Universitetskaya Str., Izhevsk, Udmurt Republic, 426034, Russia

[email protected]

Adiullina Milyausha Foatovna, Head

CEE « Kindergarten №3 «Teremok» YMD», Republic Tatarstan 92, Kazanskaya Str., Yelabuga. Republic Tatarstan, 423602, Russia [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.