Научная статья на тему 'Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений'

Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1349
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ / СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинцова Галина Анатольевна

Целью статьи является представление опыта работы по социокультурному развитию детей на основе сотрудничества детей, родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации. Описывается модель образовательной деятельности, включающая целевой, методологический, содержательный, технологический, итоговый блоки, раскрываются формы и методы организации совместной деятельности детей и взрослых. Дошкольное образование претерпевает существенные изменения, подобных которым не было с момента появления детских садов в России. Актуальными являются вопросы организации образовательной деятельности воспитанников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт вводит новое понятие, определяющее особенности образовательных отношений: сотрудничество, совместный труд взрослого и ребенка, взрослых и детей. Само понятие обозначает равенство позиций, обусловленное возрастными и индивидуальными возможностями и реализованное в совместной деятельности. С позиции сотрудничества взрослый вводит ребенка в мир социокультурных ценностей, раскрывая в совместной практической деятельности их смысл и значение. Организация образовательного процесса на основе сотрудничества детей и взрослых позволяет реализовать на практике идеи «педагогики достоинства» как идеологии современного образования [1]. Практическая деятельность педагогического коллектива МДОУ «Детский сад «Солнышко», являющегося базовой площадкой ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», выстраивается по модели, разработанной коллективом ДОО. В качестве целевых ориентиров модели выступают требования ФГОС о сотрудничестве всех участников образовательных отношений: педагогов, детей, родителей, представителей общественности в социокультурном развитии детей через их приобщение к традициям семьи, общества и государства. Закрепляется отношение к ребенку как к ценности, объединяющей семью и образовательную организацию, и как к субъекту, самоопределяющемуся в мире культуры при поддержке педагогов и родителей. Соответственно сформулированным целевым ориентирам выстраиваются задачи участников образовательной деятельности. Ребенок, являясь активным участником образовательных отношений, вместе с педагогом определяет направление совместной образовательной деятельности, осуществляет выбор партнеров по деятельности, игрового и дидактического материала, имеющегося в группе, места и времени деятельности, ее содержания. Педагог как ключевая фигура образовательной деятельности обеспечивает организацию взаимодействия всех сторон образовательной деятельности, создает для этого условия в группе. Задача педагога обеспечить активное участие ребенка в образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей его развития, его возможностей, интересов, способностей, гендерной принадлежности. Педагог является помощником родителей в воспитании их ребенка, способствуя развитию их педагогической компетентности, ориентации в современной образовательной политике, сохранению семейных ценностей и традиций. Кроме того, педагог выступает для детей и их родителей носителем социокультурных ценностей. Родители при сотрудничестве с педагогом определяют направления образовательной деятельности ребенка в детском саду, возможные формы собственного активного участия в ней, оказывают поддержку педагогу в его деятельности, осознанно относятся к задачам образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду. В нашей модели особенное внимание уделяется активности родителей-мужчин, тесное сотрудничество с которыми способствует формированию гендерных представлений воспитанников. Методологический блок модели связан с выбором в качестве ведущего аксиологического подхода, что обеспечивает продуктивное сотрудничество семьи и ДОО в социокультурном развитии детей на основе базовых национальных ценностей в соответствии с требованиями ФГОС. Содержательный блок модели включает в себя: рабочую программу образовательной деятельности, формируемую участниками образовательных отношений; организацию развивающей предметнопространственной среды, открывающую возможность для совместной деятельности детей, педагогов, родителей; содержание совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников группы (непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность во время режимных моментов, на прогулке, в разные временные отрезки пребывания ребенка в детском саду); содержание самостоятельной деятельности детей с учетом развития их личностного, творческого потенциала и двигательной активности; содержание совместной деятельности детей и родителей под руководством педагога. Технологический блок модели включает принципы, методы, средства, организации образовательной деятельности детей в сотрудничестве с педагогами и родителями. Для организации образовательной деятельности на основе сотрудничества педагоги применяют как традиционные, общепедагогические методы (наглядные папки-передвижки, информационные стенды для родителей, словесные беседы, консультации, практические совместные праздники, экскурсии, прогулки и др.), так и современные, основанные на информационно-коммуникационных технологиях, проектной деятельности детей и взрослых. К ним относятся: сайт детского сада и мини-сайты групп, краудсорсинговая платформа детского сада, где родители и педагоги могут обмениваться мнениями, высказывать свои предложения по вопросам воспитания и развития детей. Особенный интерес вызывают у детей и взрослых детские мастер-классы: дети выступают в роли ведущих, показывая и рассказывая взрослым, как можно осваивать образовательную программу с помощью современного оборудования (например, изучать правила дорожного движения в играх с мини-роботом «Умная пчела» и с использованием интерактивного пола; узнать, почему комар кусается благодаря электронному микроскопу; с помощью LEGO построить действующую модель парка отдыха или музей военной техники и пр.) Такие мастерклассы проводятся в дни открытых дверей, открытых мероприятий, во время летнего оздоровительного отдыха. В МДОУ применяются разнообразные формы организации совместных дел семьи и образовательной организации: коллективное участие в спортивных праздниках («Лыжня России», «Мама, папа, я спортивная семья», «Безопасное колесо» и др.), творческих конкурсах (фестиваль детского творчества, конкурсы детского творчества), походы выходного дня, совместные акции, конкурсы и выставки семейного творчества, чаепития, праздники в детском саду с активным участием родителей и т.д. Итоговый блок заключает результаты работы по социокультурному развитию детей в условиях сотрудничества детей, родителей и педагогов. Разработка и внедрение данной модели способствовали систематизации деятельности педагогов МДОУ по реализации требований ФГОС о сотрудничестве субъектов образовательной деятельности. Применение на практике разнообразных форм и методов сотрудничества детей и взрослых способствовало развитию активности, инициативности воспитанников, их личностного и творческого потенциала. Понимание целей, задач, содержательного наполнения образовательной деятельности взрослыми участниками образовательных отношений привело к четкому осознанию своих функций в коллективном взаимодействии, способности планирования индивидуальных маршрутов развития детей в соответствии с их возможностями и особенностями и с учетом интересов семьи, детского сада и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одинцова Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений»

Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников

образовательных отношений

Одинцова Галина Анатольевна

МДОУ «Детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида р.п.В.Синячиха Алапаевского района Свердловской области

Ключевые слова:

модель образовательной деятельности дошкольников, сотрудничество детей и взрослых

Аннотация: Целью статьи является представление опыта работы по социокультурному развитию детей на основе сотрудничества детей, родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации. Описывается модель образовательной деятельности, включающая целевой, методологический, содержательный, технологический, итоговый блоки, раскрываются формы и методы организации совместной деятельности детей и взрослых. Дошкольное образование претерпевает существенные изменения, подобных которым не было с момента появления детских садов в России. Актуальными являются вопросы организации образовательной деятельности воспитанников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт вводит новое понятие, определяющее особенности образовательных отношений: сотрудничество, совместный труд взрослого и ребенка, взрослых и детей. Само понятие обозначает равенство позиций, обусловленное возрастными и индивидуальными возможностями и реализованное в совместной деятельности. С позиции сотрудничества взрослый вводит ребенка в мир социокультурных ценностей, раскрывая в совместной практической деятельности их смысл и значение. Организация образовательного процесса на основе сотрудничества детей и взрослых позволяет реализовать на практике идеи «педагогики достоинства» как идеологии современного образования [1]. Практическая деятельность педагогического коллектива МДОУ «Детский сад «Солнышко», являющегося базовой площадкой ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», выстраивается по модели, разработанной коллективом ДОО. В качестве целевых ориентиров модели выступают требования ФГОС о сотрудничестве всех участников образовательных отношений: педагогов, детей, родителей, представителей общественности - в социокультурном развитии детей через их приобщение к традициям семьи, общества и государства. Закрепляется отношение к ребенку как к ценности, объединяющей семью и образовательную организацию, и как к субъекту, самоопределяющемуся в мире культуры при поддержке педагогов и родителей. Соответственно сформулированным целевым ориентирам выстраиваются задачи участников образовательной деятельности. Ребенок, являясь активным участником образовательных отношений, вместе с педагогом определяет направление совместной образовательной деятельности, осуществляет выбор партнеров по деятельности, игрового и дидактического материала, имеющегося в группе, места и времени деятельности, ее содержания. Педагог как ключевая фигура образовательной деятельности обеспечивает организацию взаимодействия всех сторон образовательной деятельности, создает для этого условия в группе. Задача педагога - обеспечить активное участие ребенка в образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей его развития, его возможностей, интересов, способностей, гендерной принадлежности. Педагог является помощником родителей в воспитании их ребенка, способствуя развитию их педагогической компетентности, ориентации в современной образовательной политике, сохранению семейных ценностей и традиций. Кроме того, педагог выступает для детей и их родителей носителем социокультурных ценностей. Родители при сотрудничестве с педагогом определяют направления образовательной деятельности ребенка в детском саду, возможные формы собственного активного участия в ней, оказывают поддержку педагогу в его деятельности, осознанно относятся к задачам образовательной деятельности, осуществляемой в детском саду. В нашей модели особенное внимание уделяется активности родителей-мужчин, тесное сотрудничество с которыми способствует формированию гендерных представлений воспитанников. Методологический блок модели связан с выбором в качестве ведущего аксиологического подхода, что обеспечивает

продуктивное сотрудничество семьи и ДОО в социокультурном развитии детей на основе базовых национальных ценностей в соответствии с требованиями ФГОС. Содержательный блок модели включает в себя: - рабочую программу образовательной деятельности, формируемую участниками образовательных отношений; - организацию развивающей предметно-пространственной среды, открывающую возможность для совместной деятельности детей, педагогов, родителей; - содержание совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников группы (непрерывная образовательная деятельность, совместная деятельность во время режимных моментов, на прогулке, в разные временные отрезки пребывания ребенка в детском саду); - содержание самостоятельной деятельности детей с учетом развития их личностного, творческого потенциала и двигательной активности; - содержание совместной деятельности детей и родителей под руководством педагога. Технологический блок модели включает принципы, методы, средства, организации образовательной деятельности детей в сотрудничестве с педагогами и родителями. Для организации образовательной деятельности на основе сотрудничества педагоги применяют как традиционные, общепедагогические методы (наглядные - папки-передвижки, информационные стенды для родителей, словесные - беседы, консультации, практические - совместные праздники, экскурсии, прогулки и др.), так и современные, основанные на информационно-коммуникационных технологиях, проектной деятельности детей и взрослых. К ним относятся: сайт детского сада и мини-сайты групп, краудсорсинговая платформа детского сада, где родители и педагоги могут обмениваться мнениями, высказывать свои предложения по вопросам воспитания и развития детей. Особенный интерес вызывают у детей и взрослых детские мастер-классы: дети выступают в роли ведущих, показывая и рассказывая взрослым, как можно осваивать образовательную программу с помощью современного оборудования (например, изучать правила дорожного движения в играх с мини-роботом «Умная пчела» и с использованием интерактивного пола; узнать, почему комар кусается благодаря электронному микроскопу; с помощью LEGO построить действующую модель парка отдыха или музей военной техники и пр.) Такие мастер-классы проводятся в дни открытых дверей, открытых мероприятий, во время летнего оздоровительного отдыха. В МДОУ применяются разнообразные формы организации совместных дел семьи и образовательной организации: коллективное участие в спортивных праздниках («Лыжня России», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Безопасное колесо» и др.), творческих конкурсах (фестиваль детского творчества, конкурсы детского творчества), походы выходного дня, совместные акции, конкурсы и выставки семейного творчества, чаепития, праздники в детском саду с активным участием родителей и т.д. Итоговый блок заключает результаты работы по социокультурному развитию детей в условиях сотрудничества детей, родителей и педагогов. Разработка и внедрение данной модели способствовали систематизации деятельности педагогов МДОУ по реализации требований ФГОС о сотрудничестве субъектов образовательной деятельности. Применение на практике разнообразных форм и методов сотрудничества детей и взрослых способствовало развитию активности, инициативности воспитанников, их личностного и творческого потенциала. Понимание целей, задач, содержательного наполнения образовательной деятельности взрослыми участниками образовательных отношений привело к четкому осознанию своих функций в коллективном взаимодействии, способности планирования индивидуальных маршрутов развития детей в соответствии с их возможностями и особенностями и с учетом интересов семьи, детского сада и общества.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г., 2014. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования // Образовательная политика. № 3 (65), 2-4 с.

2. http://www.firo.ru/?page_id=11003: Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», п.2.1.

3. http://www.portal-slovo.rU/pedagogy/46976.php#.UgNt3UnpKVM.facebook Янушкявичене О.Л. Базовые основания личности человека как фактор духовно-нравственного воспитания. Апрель, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.