Научная статья на тему 'Социально-педагогическое проектирование в области педагогического взаимодействия ДОО и семьи как средство возрождения традиций семейного воспитания'

Социально-педагогическое проектирование в области педагогического взаимодействия ДОО и семьи как средство возрождения традиций семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
958
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРАДИЦИИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Алла Витальевна

В настоящее время возрастает роль семьи как важнейшего института социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. Утрата духовнонравственных ценностей и традиций семьи является одной из главных проблем в современном обществе. Возрождение традиционных семейных ценностей, преемственность отечественных семейных традиций способствуют укреплению не только родственных связей, но и соборности общества в целом. Традиционными семейными ценностями всегда являлись взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, трудолюбие, вера, совесть, умение просить прощение, отношение к старшим. Отношения в традиционной семье строились на иерархии, послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших. Воспитание ребёнка в семье, его духовно нравственное развитие исторически основывалось на традиционных формах семейного уклада, в котором почетное место занимал труд, совместный труд детей и взрослых. Нарушения взаимоотношений и иерархии в семье часто является причиной нарушения поведения детей. Восстановление отношений в процессе совместной трудовой детско-родительской деятельности является одним из самых успешных путей гармонизации семьи, восстановления уклада жизни. ФГОС дошкольного образования, принятый в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», определяет среди основных принципов дошкольного образования следующие: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; сотрудничество Организации с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; Ключевая идея развития ДОО создание единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых, преобразование дошкольного образовательного учреждения в социальный институт, содействующий всестороннему развитию и воспитанию личности ребёнкадошкольника, выстраивающий взаимодействия детского сада, семьи и общественности для реализации духовных, интеллектуальных, творческих, физических и социальных потребностей детей. Мы рассматриваем образовательную среду для гармоничного развития и воспитания детей как проектируемую область, создаваемую педагогами для совместной деятельности с воспитанниками и их родителями. Проектируемая воспитательная среда это новый педагогический результат-продукт с заданными свойствами. В специально спроектированной среде возможно целенаправленное выстраивание конструктивных детско-родительских связей и отношений, обеспечивающих реализацию воспитания и всестороннего развития детей и взрослых. Каждый проект имеет не общие, а конкретные социально-педагогические цели и личностные задачи. 751 С 2010 г. в группах дошкольного образования «Православного Центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского» реализуются социально педагогические проекты: «Семейная гостиная», «Читающая семья», «Семейная мастерская», «Семейный поход». ЦЕЛЬ социально педагогического проектирования в области педагогического взаимодействия семьи и ДОО: способствовать консолидации родителей и педагогов с целью создания единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых, способствовать укреплению института семьи, повышению родительской активности и инициативы для формирования детско-родительской общности («феномена совместности»), содействовать повышению педагогической компетентности родителей и других членов семей воспитанников, выбору методов воспитательного воздействия в процессе совместной деятельности; содействовать формированию педагогического потенциала современной семьи путем возрождения лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни семьи, как средства гармонизации детско-родительских отношений, личностного совершенствования и социальной адаптации ребенка и его родных. Планирование взаимодействия детского сада с семьей в форме социально-педагогических проектов активизирует педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцева Алла Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое проектирование в области педагогического взаимодействия ДОО и семьи как средство возрождения традиций семейного воспитания»

Социально-педагогическое проектирование в области педагогического взаимодействия ДОО и семьи как средство возрождения традиций семейного воспитания

Мальцева Алла Витальевна

НОЧУ "Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского",

г. Москва

Ключевые слова:

социально-педагогическое проектирование, взаимодействие, традиции, семейное воспитание,

В настоящее время возрастает роль семьи как важнейшего института социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. Утрата духовно-нравственных ценностей и традиций семьи является одной из главных проблем в современном обществе. Возрождение традиционных семейных ценностей, преемственность отечественных семейных традиций способствуют укреплению не только родственных связей, но и соборности общества в целом.

Традиционными семейными ценностями всегда являлись взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, трудолюбие, вера, совесть, умение просить прощение, отношение к старшим. Отношения в традиционной семье строились на иерархии, послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.

Воспитание ребёнка в семье, его духовно - нравственное развитие исторически основывалось на традиционных формах семейного уклада, в котором почетное место занимал труд, совместный труд детей и взрослых. Нарушения взаимоотношений и иерархии в семье часто является причиной нарушения поведения детей. Восстановление отношений в процессе совместной трудовой детско-родительской деятельности является одним из самых успешных путей гармонизации семьи, восстановления уклада жизни.

ФГОС дошкольного образования, принятый в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», определяет среди основных принципов дошкольного образования следующие:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- сотрудничество Организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Ключевая идея развития ДОО - создание единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых, преобразование дошкольного образовательного учреждения в социальный институт, содействующий всестороннему развитию и воспитанию личности ребёнка-дошкольника, выстраивающий взаимодействия детского сада, семьи и общественности для реализации духовных, интеллектуальных, творческих, физических и социальных потребностей детей.

Мы рассматриваем образовательную среду для гармоничного развития и воспитания детей как проектируемую область, создаваемую педагогами для совместной деятельности с воспитанниками и их родителями. Проектируемая воспитательная среда - это новый педагогический результат-продукт с заданными свойствами. В специально спроектированной среде возможно целенаправленное выстраивание конструктивных детско-родительских связей и отношений, обеспечивающих реализацию воспитания и всестороннего развития детей и взрослых. Каждый проект имеет не общие, а конкретные социально-педагогические цели и личностные задачи.

С 2010 г. в группах дошкольного образования «Православного Центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского» реализуются социально - педагогические проекты: «Семейная гостиная», «Читающая семья», «Семейная мастерская», «Семейный поход».

ЦЕЛЬ социально - педагогического проектирования в области педагогического взаимодействия семьи и ДОО:

способствовать консолидации родителей и педагогов с целью создания единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых,

способствовать укреплению института семьи, повышению родительской активности и инициативы для формирования детско-родительской общности («феномена совместности»),

содействовать повышению педагогической компетентности родителей и других членов семей воспитанников, выбору методов воспитательного воздействия в процессе совместной деятельности;

содействовать формированию педагогического потенциала современной семьи путем возрождения лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни семьи, как средства гармонизации детско-родительских отношений, личностного совершенствования и социальной адаптации ребенка и его родных.

Планирование взаимодействия детского сада с семьей в форме социально-педагогических проектов активизирует педагогов и самих родителей заниматься с ребенком не только в условиях детского сада, но и дома во время совместной деятельности: семейного чтения, семейных мастерских и походов. Проекты расширяют возможности родителей наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

Реализация социально-педагогического проекта - это уникальная педагогическая технология, создающая основу для организации личностно-ориентированного общения, дети учатся взаимодействию со сверстниками и взрослыми в более разнообразных ситуациях и группах, осваивают традиционные культурные, духовно-нравственные ценности, накапливают культурный и нравственный опыт.

Таким образом, достигаются основные результаты воспитания и духовно-нравственного развития: повышается культура семьи и социальная культура, растёт уровень личностной культуры и взрослых и детей, что способствует развитию самосознания личности, саморегулирования поведения детей.

Мы представляем опыт социально-педагогического проектирования в области педагогического взаимодействия ДОО и семьи, который подтверждает эффективность данной педагогической технологии в вопросах личностно-культурного и духовно-нравственного развития детей, возрождения лучших традиций семейного воспитания и восстановления традиционного уклада жизни современной семьи.

Список литературы:

1.Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. - Б.:Изд-во БГПУ, 1999.

2.Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва, Мозаика-синтез, 2008 г.

3.Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребёнка Вестник ПСТГУ Серия 4: Педагогика. Психология, Выпуск №11,2008 г.

4.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград "Перемена", 2001.

5.Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании, Пермь, 2001.

6.Масюкова Н.А. Проектирование в образовании, Минск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.