Научная статья на тему 'Дизайн-проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образования'

Дизайн-проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕНСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕКСТИЛЬНЫЕ ПАЗЛЫ / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRE-SCHOOL EDUCATION / INTENSIVE TECHNOLOGIES / TEXTILE PUZZLES / SUBJECT-DEVELOPING ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латипова Лилия Николаевна

В статье исследуются проблемы, связанные с вопросами дизайн-проектирования предметно-развивающей среды дошкольного образования. Рассматриваются авторские технологии, как интенсивный метод адаптации и подготовки детей к школе. Цель. Обнародовать опыт реализации инновационного образовательного проекта Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета Международной лаборатории с распределённым участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования». Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют теоретические и эмпирические методы, а также принцип реализации системно-деятельностного подхода в системе дошкольного образования. Результаты. Настоящее исследование показывает, что для получения ощутимого эффекта по развитию ребенка дошкольного возраста и его готовности к школе необходимо создание предметно-развивающей среды, позволяющей интенсифицировать данный процесс. В качестве такого средства выступает продукция, разработанная и изготовленная в Международной лаборатории с распределённым участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования дошкольного образования детей в условиях реализации требований ФГОС ДО, а также методической подготовки будущих педагогов-воспитателей и их переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латипова Лилия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN ENGINEERING OF PRESCHOOL SUBJECT-DEVELOPING ENVIRONMENT

The article examines the problems associated with design-engineering of preschool developing environment. The copyrights (authors) technologies are considered as an intensive method of adaptation and preparation of children for school. Purpose is to publicize innovative educational project implementing of Yelabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University International Laboratory “Innovative technologies in the field of multicultural education” with distributed participation. Methodology. The theoretical and empirical methods, as well as the principle of the implementation of system-activity approach in preschool education form the basis of the research form. Results. The present study shows it is necessary to create an intensive subject-developing environment for a tangible effect of the pre-school age child development and his readiness for school. Intensive subject-developing products of the International Laboratory with distributed participation “Innovative technologies in the field of multicultural education” of Yelabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University acts such means. Practical implications. The results can be the basis for improving pre-school education of children in the implementation of the FSES PE requirements and methodological training of future teachers, educators and their training.

Текст научной работы на тему «Дизайн-проектирование предметно-развивающей среды дошкольного образования»

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-1-151-160 УДК 373.2

ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Латипова Л.Н.

В статье исследуются проблемы, связанные с вопросами дизайн-проектирования предметно-развивающей среды дошкольного образования. Рассматриваются авторские технологии, как интенсивный метод адаптации и подготовки детей к школе.

Цель. Обнародовать опыт реализации инновационного образовательного проекта Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета Международной лаборатории с распределённым участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования».

Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют теоретические и эмпирические методы, а также принцип реализации системно-деятельностного подхода в системе дошкольного образования.

Результаты. Настоящее исследование показывает, что для получения ощутимого эффекта по развитию ребенка дошкольного возраста и его готовности к школе необходимо создание предметно-развивающей среды, позволяющей интенсифицировать данный процесс. В качестве такого средства выступает продукция, разработанная и изготовленная в Международной лаборатории с распределённым участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования дошкольного образования детей в условиях реализации требований ФГОС ДО, а также методической подготовки будущих педагогов-воспитателей и их переподготовки.

Ключевые слова: дошкольное образование; интенсивные технологии; текстильные пазлы; предметно-развивающая среда дошкольного образования.

DESIGN ENGINEERING OF PRESCHOOL SUBJECT-DEVELOPING ENVIRONMENT

Latipova L.N.

The article examines the problems associated with design-engineering of preschool developing environment. The copyrights (authors) technologies are considered as an intensive method of adaptation and preparation of children for school.

Purpose is to publicize innovative educational project implementing of Yelabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University International Laboratory "Innovative technologies in the field of multicultural education" with distributed participation.

Methodology. The theoretical and empirical methods, as well as the principle of the implementation ofsystem-activity approach in preschool education form the basis of the research form.

Results. The present study shows it is necessary to create an intensive subject-developing environmentfor a tangible effect of the pre-school age child development and his readiness for school. Intensive subject-developing products of the International Laboratory with distributed participation "Innovative technologies in the field ofmulticultural education " of Yelabuga Institute of Kazan (Volga) Federal University acts such means.

Practical implications. The results can be the basis for improving pre-school education of children in the implementation of the FSES PE requirements and methodological training of future teachers, educators and their training.

Keywords: pre-school education; intensive technologies; textile puzzles; subject-developing environment of preschool education.

В настоящее время изменившийся материальный, духовный и культурный уровень жизни, развитие информационно-коммуника-

ционных технологий привели к более интенсивному и раннему развитию детей, в том числе детей дошкольного возраста. Современные исследования, посвященные проблеме детства, развитию одаренности [2; 7; 11; 15], говорят о том, что чем раньше мы начнем привлекать внимание детей, возбуждая их интерес, развивая тем самым такое качество как любознательность, тем больше мы получим творческую, инициативную молодежь.

Воспитательный процесс в дошкольных организациях (детский сад, детские ясли, ясли-сад) в свете реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [1] должен включать в себя познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммутативное развитие. При этом построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми с постоянно обновляемой, развивающей предметно-пространственной средой дошкольника. Только грамотно организованное образовательное пространство, использование инновационных подходов [8], проектной культуры [10], новых подходов в изложении материала [3] способствуют лучшей усвояемости предметного материала, становлению и адаптации детей в социальной среде.

Каждый год жизни воспитанника в дошкольном образовательном учреждении является переходным этапом в его развитии: освоение каких-то физических свойств окружающего мира, переосмысленного отношения к нему; установление связи с «миром» и его окружением; формирование и развитие жестикуляции, действий речевых, физических; и прочие. В связи с этим, на данном этапе развития, весьма важно грамотно организовывать предметно-развивающую среду дошкольника. Среда, для детей - это средство получения информации. При проектировании предметной среды ребенка, реализующей требования ФГОС ДО мы предлагаем использовать образовательные дизайн-проекты [9; 12; 14; 16], позволяющие интенсифицировать процесс развития ребенка, в которых учитываются: психолого-педагогические требования к играм и игрушкам в современных условиях [5], функции, информационная безопасность, эксплуатационные характеристики [13].

Процесс интенсификации (темп и качество) в детском саду мы будем реализовывать через продуманную организацию предметно-развивающей среды дошкольника, которая поможет им за короткий промежуток времени получить как можно больше информации, овладеть необходимыми движениями, речью, разными жизненными необходимыми умениями в процессе игры. Объекты предметно-развивающей среды дошкольника могут быть представлены в виде дидактических игр и материалов. Сотрудниками Международной лаборатории с распределённым участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета разработана серия дидактических материалов (текстильные пазлы, тематические текстильные книги, пальчиковые игрушки и прочие). В процессе апробации продукции Лаборатории на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Теремок» Елабужского муниципального района Республики Татарстан мы провели педагогический эксперимент. Исследование с целью определения эффективности внедрения продукции Лаборатории, как одного из средств интенсификации предметно-развивающей среды дошкольного образования проводилось индивидуально. Детям для игры предлагалась текстильная продукция Лаборатории. Результаты развивающей игры фиксировались в диагностических картах по формированию компетенций: 3 балла - высший уровень. Ребенок самостоятельно справляется с заданием, проявляет неподдельный интерес; 2 балла - средний уровень. Воспитанник задание выполняет с помощью подсказок педагога, не всегда понятны его объяснения; 1 балла - ниже среднего. У ребенка в процессе выполнения задания возникают трудности, не идет на контакт, инициатива полностью отсутствуют. В ходе статистической обработки результатов педагогического эксперимента 22 детей младшей и старшей групп мы определили, что разработанные нами объекты предметно-развивающей среды дошкольника вызывают интерес у детей, смена деятельности активизирует их, способствует решению общей задачи, большинство детей в процессе игры принимают на себя функции ведущего, оказывают действенную взаимопомощь друг другу. Например, детям 3-4 лет можно предложить текстильные пазлы с использованием элементов условности в игре. Конструктив-

ная форма, используемого изделия в игре может быть представлена как деление целого на части, т.е. из мелких элементов можно собрать один предмет (фигуру) - «картинка». На среднем уровне развития детей этой же группы можно предложить собирать подобные фигуры, а вот воспитанникам с более высоким уровнем развития можно предложить усвоить новые, более сложные правила. В основе методики представлена одна и та же технология, отличается только оформление. Как мы видим, дизайн предметно-развивающей среды дошкольника основан на формировании наглядно-образного мышления, а его чередование со сменой деятельности позволяет сформировать творческое мышление. Например, в процессе игры с пазл комплектом «Забавные зверюшки» воспитанники собирают его как «целая форма» - животное. Конструктивная особенность данной игрушки в том, что она состоит из отдельных деталей - частей туловища, которые соединяются с помощью кнопок в единое целое. Выбор данного разъемного соединения в текстильной игрушке позволяет поворачивать её детали влево, вправо, вверх, вниз, дополнительно одеть шарф, курточку (которые прилагаются в комплекте). В процессе развивающей игры, у детей формируются базовые понятия «оттенок», «цвет», «пара», «координация положения в пространстве», развивается фантазия, речь. При этом наш текстильный пазл комплект позволяет в зависимости от уровня развития детей усложнять задания игры. Например, одновременно выдать несколько пазл животных «Жираф», «Утенок» и «Гусенок». Педагогу-воспитателю можно самому заранее разобрать их, или предложить это сделать детям самим, или сделать это вместе (они любят совместный соревновательный труд); перемешать и дать за ограниченное количество времени собрать их. Как один из вариантов задания на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников можно предложить придумать (сконструировать, собрать) фантастическое животное, дать ему имя. На завершающем этапе развивающей игры можно придумать с ними сказку, пригласить его с нами на прогулку или даже на обед. Дети в таком возрасте очень любят фантазировать. Как мы видим текстильные пазлы, как одно из средств предметно-развивающей среды дошкольника - полифункциональны. Педагог-воспитатель постоянно усложняя задания из набора средств предметно-развивающих среды дошкольника

грамотно и методически слаженно проектирует траекторию развития воспитанника, формирует в нем качества применения знаний в нестандартной и незнакомой ситуации, что собственно и определяется содержанием ФГОС ДО.

Таким образом, в нашем исследовании мы продемонстрировали возможность проектирования предметно-развивающей среды дошкольника продукцией Международной лаборатории с распределённым участием «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» в условиях реализации компетентностного подхода. Интенсификация процесса подготовки детей к школе в детском саду возможна, если педагог-воспитатель свою профессионально-педагогическую деятельность при реализации компетентностного подхода в образовании определяет как дизайн-проектирование образовательной среды (разработка продукции, его дидактическое и методическое сопровождение, ведение и обработка диагностических карт по формированию компетенций). В заключении, хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого, который говорил, что «... от рождения до пятилетнего возраста ребенок берет от окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни» [6].

Надеемся, что текстильно-развивающая продукция, разработанная сотрудниками Лаборатории, будет положена в основу совершенствования процесса подготовки детей к школе, но и сделает более интенсивным воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Работа выполнена в соответствии с правительственной программой России конкурентоспособного роста Казанского федерального университета.

Список литературы

1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. М.: Мир, 2014. 250 с.

2. Латипов З.А. Организация работы с одарёнными детьми в летней физико-математической школе // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал, 2016, №1(57).

С. 31-38. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/8559 (дата обращения 02.02.2017).

3. Латипов З.А. О новом подходе к изложению теоретического материала курса физики //Сборник Материалы научно-методической конференции, посвященной 60-летнему юбилею физико-математического факультета «Физико-математическое образование: проблемы и перспективы». Елабуга, 2013. С. 36-40. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_24887616_42211587.pdf (дата обращения 06.02.2017).

4. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. М.: Просвещение, 2015. 128 с.

5. О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях. URL: http://docs.cntd.ru/document/901852366 (дата обращения 04.02.2017)/

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям URL: http://www.detvora74. ru/lib/?id=220 (дата обращения 24.01.2017 г.)

7. Сергеева А.Б. Инновационные формы приобщения детей к народным художественным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству // European Social Science Journal, 2016. № 5. С. 234-239.

8. Сергеева А.Б. Мастер-класс как инновационная форма приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству: опыт казанского федерального университета // Материалы Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в подготовке детей и молодежи к творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства». Елабуга: Изд-во ЕИ(Ф) К(П)ФУ, 2016. С. 165-168.

9. Система дошкольного образования в Германии и России: сравнительная характеристика / Крапоткина И.Е., Латипова Л.Н., Лаптева М.Ф., Адиуллина М.Ф. // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал, 2015. №9 (53). С. 564-584. URL: http:// journal-s.org/index.php/sisp/article/view/7491 (дата обращения 31.01.2017).

10. Файзрахманова А.Л. Формирование проектной культуры студентов как цель художественно-педагогической подготовки // Общество: социология, психология, педагогика, 2015. №6. С. 120-123. URL http:// elibrary.ru/download/elibrary_25054428_95282418.pdf (дата обращения 28.01.2017).

11. Шурыгин В.Ю., Дерягин А.В. Развитие технических способностей одаренных детей во внеклассной работе // Современные проблемы науки и образования. 2013. N° 2. URL: www.science-education.ru/108-8773 (дата обращения: 27.01.2017).

12. Latipova L.N., Latipov Z.A. Design of subject and developing environment of preschool education // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015, vol. 6. no.2. рр. 250-253. http://www.mcser.org/journal/index. php/mjss/article/view/6050

13. Maslova I.V., Krapotkina I.E., Gabdelvalievna N.L., Aleksandrovna K.L. Historical phenomenon of 'role reversal' psychological aspect of the gender identity in history // European Journal of Science and Theology. 2015, vol.11. no.5, рр. 161-169.

14. Samedov M.N.O., Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Saha-biev I.A. A study of socialization of children and student-age youth by the express diagnostics methods // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015, vol. 12, no.3, рр. 2711-2722.

15. Shatunova O.V., Sergeeva A.B. Academic competitions and Technology Olympiads as a means to identify and develop endowments of school students // Life Sci J 2014; 11(11): 380-383.

16. Latipov Z.A., Bykova S.S., Zhigalova M.P. The family club activities for organizing a social partnership of the pre-school educational institution and the family // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. vol 11. no.5, рр. 655-662. http://www.ijese.net/makale/119

References

1. Vetlugina, N.A. Khudozhestvennoe tvorchestvo v detskom sadu [Artistic creativity in kindergarten]. M.: Mir, 2014. 250 р.

2. Latipov Z.A. Sovremennye issledovaniya sotsial 'nykhproblem [Modern researches of social problems], 2016, no.1(57), рр. 31-38. http://jour-nal-s.org/index.php/sisp/article/view/8559 (accessed February 2, 2017).

3. Latipov Z.A. Sbornik Materialy nauchno-metodicheskoy konferen-tsii, posvyashchennoy 60-letnemu yubileyu fiziko-matematicheskogo fakul 'teta «Fiziko-matematicheskoe obrazovanie:problemy i perspektivy» [The collection Materials of the scientific and methodical conference devoted to 60-year anniversary of physical and mathematical faculty. Physical and mathematical

education: problems and prospects]. Elabuga, 2013, pp. 36-40. http://elibrary. ru/download/elibrary_24887616_42211587.pdf (accessed February 6, 2017).

4. Mikhaylova-Svirskaya, L.V. Individualizatsiya obrazovaniya detey dos-hkol'nogo vozrasta: posobie dlyapedagogov DOO [The individualiza-tion of the education of preschool children: a handbook for teachers]. M.: Prosveshchenie, 2015, 128 p.

5. O psikhologo-pedagogicheskikh trebovaniyakh k igram i igrushkam v sovremennykh usloviyakh [On the psychological and pedagogical requirements for games and toys in modern conditions]. http://docs.cntd. ru/document/901852366 (accessed February 4, 2017).

6. Sukhomlinskiy V.A. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children]. http://www.detvora74.ru/lib/?id=220 (accessed January, 24.2017).

7. Sergeeva A.B. Innovatsionnye formy priobshcheniya detey k narodnym khudozhestvennym remeslam i dekorativno-prikladnomu tvorchestvu [Innovative forms of familiarizing children with folk arts and crafts and arts and crafts]. European Social Science Journal, 2016, no.5, pp. 234-239.

8. Sergeeva A.B. Master-klass kak innovatsionnaya forma priobshcheniya detey k dekorativno-prikladnomu tvorchestvu: opyt kazanskogo feder-al'nogo universiteta [Materials of the International scientific and practical conference. Traditions and innovations in training of children and youth to creative activities in the field of arts and crafts]. Elabuga: Izd-vo EI(F) K(P)FU, 2016, pp. 165-168.

9. Krapotkina I.E., Latipova L.N., Lapteva M.F., Adiullina M.F. Sovremen-nye issledovaniya sotsial 'nykh problem [Modern researches of social problems], 2015. no.9 (53), pp. 564-584. http://journal-s.org/index.php/ sisp/article/view/7491 (accessed January 31, 2017).

10. Fayzrakhmanova A.L. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogi-ka [Society: sociology, psychology, pedagogics], 2015, no.6, pp. 120-123. http://elibrary.ru/download/elibrary_25054428_95282418.pdf (accessed January 28, 2017).

11. Shurygin VYu., Deryagin A.V. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no.2. www.science-education.ru/108-8773 (acc. January 27, 2017).

12. Latipova L.N., Latipov Z.A. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015, vol. 6. no.2, pp. 250-253. http://www.mcser.org/journal/index.php/ mjss/article/view/6050

13. Maslova I.V., Krapotkina I.E., Gabdelvalievna N.L., Aleksandrovna K.L.

European Journal ofScience and Theology. 2015, vol.11, no.5, рр. 161169.

14. Samedov M.N.O., Aikashev G.S., Shurygin V.Y., Deryagin A.V., Saha-biev I.A. A study of socialization of children and student-age youth by the express diagnostics methods. Biosciences Biotechnology Research Asia, 2015. vol. 12, no.3, рр. 2711-2722.

15. Shatunova O.V., Sergeeva A.B. Academic competitions and Technology Olympiads as a means to identify and develop endowments of school students. Life Sci J2014. no.11(11): рр. 380-383.

16. The family club activities for organizing a social partnership of the preschool educational institution and the family. Latipov Z.A., Bykova S.S., Zhigalova M.P. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. vol.11, no.5, рр. 655-662. http://www.ijese.net/ makale/119

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Латипова Лилия Николаевна, доцент кафедры теории и методики профессионального обучения, кандидат педагогических наук Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

ул. Казанская, 89, г. Елабуга, Республика Татарстан, 423604,

Российская Федерация

latipova-liliya@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Latipova Lilia Nikolaevna, Associate Professor of the Theory and Technique ofVocational Education, Ph.D. in Pedagogical Science

Yelabuga Institute of the Kazan (Volga) Federal University

Kazanskaya St., 89, Yelabuga, Republic of Tatarstan, 423604,

Russian Federation

latipova-liliya@mail.ru

SPIN-code: 8699-4220

Scopus Author ID: 55929122100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.