Научная статья на тему 'Инновационные механизмы оптимизации подготовки бакалавров по направлению «Технология транспортных процессов»'

Инновационные механизмы оптимизации подготовки бакалавров по направлению «Технология транспортных процессов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / БАКАЛАВРЫ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INNOVATIVE MECHANISMS / BACHELORS / TRADITIONAL EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епанешников Владимир Владимирович

В статье рассматриваются инновационные механизмы, обеспечивающие развитие инициативной личности бакалавра на основе формирования системы научных и профессиональных знаний и навыков в области технической эксплуатации автомобильного транспорта, в учебно-воспитательном процессе на инженерно-технологическом факультете Елабужcкого института Казанского федерального университета (КФУ). Авторами раскрыта нормативно-правовая база для разработки ООП бакалавриата профиля «Технологии транспортных процессов»; описаны знания, умения и навыки, которыми должны овладеть бакалавры данного профиля. Особое внимание уделено сравнительной характеристике традиционного и инновационного направлений в процессе выбора инновационных методов проведения учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MECHANISMS OF OPTIMIZING THE TRAINING OF BACHELORS ON THE DIRECTION "TECHNOLOGY OF TRANSPORT PROCESSES"

The article deals with innovative mechanisms that ensure the development of an initiative personality of a bachelor on the basis of the formation of a system of scientific and professional knowledge and skills in the field of technical operation of road transport in the teaching and educational process at the Engineering and Technology Faculty of the Elabuzhsky Institute of the Kazan Federal University (KFU). The authors have disclosed the regulatory framework for the development of the OOB of the bachelor profile of the "Technology of transport processes"; The knowledge, skills and skills that the bachelors of this profile should master. Particular attention is paid to the comparative characteristics of traditional and innovative directions in the process of selecting innovative methods of conducting training sessions.

Текст научной работы на тему «Инновационные механизмы оптимизации подготовки бакалавров по направлению «Технология транспортных процессов»»

УДК 378

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ»

В.В. Епанешников

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные механизмы, обеспечивающие развитие инициативной личности бакалавра на основе формирования системы научных и профессиональных знаний и навыков в области технической эксплуатации автомобильного транспорта, в учебно-воспитательном процессе на инженерно-технологическом факультете Елабужского института Казанского федерального университета (КФУ). Авторами раскрыта нормативно-правовая база для разработки ООП бакалавриата профиля «Технологии транспортных процессов»; описаны знания, умения и навыки, которыми должны овладеть бакалавры данного профиля. Особое внимание уделено сравнительной характеристике традиционного и инновационного направлений в процессе выбора инновационных методов проведения учебных занятий.

Ключевые слова: инновационные механизмы, бакалавры, традиционное обучение, инновационное обучение.

INNOVATIVE MECHANISMS OF OPTIMIZING

THE TRAINING OF BACHELORS ON THE DIRECTION

"TECHNOLOGY OF TRANSPORT PROCESSES"

V. Epanechnikov

Abstract. The article deals with innovative mechanisms that ensure the development of an initiative personality of a bachelor on the basis of the formation of a system of scientific and professional knowledge and skills in the field of technical operation of road transport in the teaching and educational process at the Engineering and Technology Faculty of the Elabuzhsky Institute of the Kazan Federal University (KFU). The authors have disclosed the regulatory framework for the development of the OOB of the bachelor profile of the "Technology of transport processes"; The knowledge, skills and skills that the bachelors of this profile should master. Particular attention is paid to the comparative characteristics of traditional and innovative directions in the process of selecting innovative methods of conducting training sessions.

Keywords: innovative mechanisms, bachelors, traditional education, innovative education.

На X юбилейном съезде ректоров в МГУ В. Путин подчеркнул, что «Система высшего образования была и остается мощным интеллектуальным ресурсом страны, она генерирует новые знания». На современном этапе развития российского общества актуальной задачей становится необходимость оптимизации высшего образования, его совершенствование. В Елабужском институте Казанского федерального университета (КФУ), на инженерно-технологическом факультете ведется подготовка бакалавров по профилю «Транспорт», которые изучают предметы по выбору, такие, как «Системы технологии и организации услуг в предприятиях автосервиса», «Технологии, организация диагностики и ремонта при сервисном сопровождении», «Технология и оборудование ремонта автотранспорта» [5].

Нормативно-правовой базой для разработки ООП бакалавриата профиля «Технологии транспортных процессов» выступают следующие документы:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. N° 3266-1).

- Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).

- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (далее - Типовое положение о вузе).

- Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (квалификация (степень) «бакалавр») утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 декабря 2009 г. № 706.

- Документированная процедура «Проектирование и разработка основных образовательных программ» (СМК ДП 7.3-2.07-10).

В результате подготовки бакалавры профиля «Технологии транспортных процессов» должны знать:

- общую характеристику, классификацию и организацию работы подвижного состава автомобильного транспорта;

- конструктивные и эксплуатационные свойства транспортных средств, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- нормативно-правовые акты, правила, стандарты и технические нормы, действующие в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств и городского электротранспорта;

- основные обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

уметь:

- технически грамотно эксплуатировать транспортные средства;

- осуществлять контроль за техническим состоянием транспортных средств;

- диагностировать состояние основных систем, механизмов и агрегатов транспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения;

иметь навыки:

- определения технического состояния основных узлов и систем автотранспортных средств, влияющих на безопасность дорожного движения;

- практических действий в критических ситуациях, вызванных отказом узлов и механизмов транспортных средств [1].

Необходимым условием формирования обозначенных знаний, умений и навыков выступает разработка инновационных механизмов организации учебно-воспитательного процесса, ставящая своей главной задачей -формирование инициативной личности студента, способного к самостоятельному овладению профессионально-исследовательскими навыками.

Педагоги прошлого отмечали, что основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающихся. Так, Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» определял главным способ, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились [7]. В продолжение высказывания Я.А. Коменского, К.Д. Ушинский подчеркивал значимость развития

самостоятельности учащихся в процессе обучения [2]. Самостоятельная работа подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познавательных актов:

знакомство с информацией, ее восприятие, переработка, осознание, овладение новыми знаниями такого уровня, который позволяет применять эти знания в учебной или профессиональной деятельности.

Необходима разработка инновационных механизмов развития самостоятельных профессионально-исследовательских навыков бакалавров, обучающихся по профилю «Технологии транспортных процессов».

В настоящее время существуют два направления развития высшего образования -традиционное и инновационное. Традиционному образованию присуща дисциплинарная модель обучения, своеобразный предметоцентризм, являющийся тормозом для полноценного развития студентов. При этом дисциплины перегружены избыточной информацией, слишком наукообразны. Обучение сводится к предметному накоплению типовых способов решения учебных задач, знаний, умений, навыков и их дальнейшему совершенствованию. Студент, выполняя задание, контролирует деятельность педагога, что не создает условий для общего развития студентов, не обеспечивает предпосылок их профессионального роста.

Инновации в образовании связаны с изменениями в содержании образования, в структуре образовательных институтов, в технологии учебно-воспитательных процессов, методах и средствах обучения самостоятельным профессионально-исследовательским навыкам, формировании инициативной личности студента» [6;8].

Свойства инновационного обучения бакалавров по профилю «Технологии транспортных процессов» можно рассмотреть в следующей схеме (см.схема 1).

Инновационные образовательные механизмы - система, включающая в себя конкретное представление планируемых результатов обучения, форму обучения, порядок взаимодействия студента и преподавателя, методы и средства обучения, систему диагностики текущего состояния учебного процесса и степени подготовки бакалавра. Данные механизмы предусматривают в процессе подготовки бакалавров, обучающихся по профилю «Технологии транспортных процессов» использование помимо традиционных форм проведения занятий также активные и интерактивные формы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 60% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа составляют не более 40% аудиторных занятий» [3;4].

Инновационное обучение

Целенаправленно проектируемый, осознанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и практических знаний о технологиях транспортных процессов Целенаправленно организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего (смысло- и целеполагание); процесс достижения готовности к участию в его осуществлении

Свойства инновационного обучения

Инновационное обучение - это исторически новый тип социальной организации учения, соответствующий особенностям общественного развития и типу культуры новейшего времени В рамках инновационного обучения создаются условия развития личности, осуществляется ее право на личностную инициативу

Этот тип парадигмален по отношению к типам традиционного обучения

В структуре инновационного обучения по-новому разрешаются противоречия между традиций и инновацией, между репродуктивными и творческими компонентами учения. Ведущую роль играет инновационное творческое начало В основе реализации инновационного творческого характера учения лежит новый тип социальных отношений между педагогом и студентами. Это демократические отношения, предполагающие сотворчество и сотрудничество

Схема 1. - Свойства инновационного обучения

На занятиях используются методы активизации образовательной деятельности: методы ГГ (применяются) на занятиях по всем дисциплинам базового и вариативного цикла в форме электронных презентаций лекций, проектов и т.д.); сase-study; проблемное обучение; обучение на основе опыта, междисциплинарное обучение; опережающая самостоятельная работа. Кроме того, на занятиях по дисциплинам ООП направления 190600 - «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» используются следующие инновационные методы: мозговые штурмы;

защита проектов; решение ситуационных задач; тренинги; круглые столы; элементы дистанционного обучения

Таким образом, в подготовке бакалавров, обучающихся по профилю «Технологии транспортных процессов», необходимо использование инновационных образовательных механизмов, способствующих развитию инициативной личности студента на основе формирования системы научных и профессиональных знаний и навыков в области технической эксплуатации автомобильного транспорта.

Литература:

1. Амирсейидов Ш.А. Введение в специальность по направлению 190700 «Технология транспортных процессов» профиль подготовки «Организация и безопасность движения»: учеб. пособие / Ш.А. Амирсейидов, Ф.П. Касаткин; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. - 72 с.

2. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография / М.В. Богуславский. - М.: ФГНУ ИТ ИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с.

3. Исламов А.Э. Инновационные подходы к интеграции образования на основе информационных

технологий / А.Э. Исламов // Научные труды SWorld - 2013. - Т. 19. - № 1. - С. 45-47.

4. Исламов А.Э., Ахметов Л.Г. Педагогическое обеспечение формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии / А.Э. Исламов, Л.Г. Ахметов // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 2(109). - С. 29-34.

5. Канафиев, М.А. Методика обучения студентов вуза основам диагностики автомобиля / М.А. Канафиев, В.В. Епанешников, Л.К. Обухова // Международный студенческий научный вестник. - М.: Всероссийская Академия Естествознания. - 2016. - № 1.

6. Мамадалиев К.Р. Инновационные технологии в обучении / К.Р. Мамадалиев // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 450-452.

7. Ян Амос Коменский. Великая дидактика / Ян Амос Коменский. - М.: Книга по Требованию, 2012. -321 с.

8. Latipova L.N., Latipov Z.A., Islamov A.E. Intensification in the content of methodic training a teacher of technological education / Latipova L.N., Latipov Z.A., Islamov A.E. // Middle East Journal of Scientific Research. - 2013. - T. 16. - № 9. - C. 1175-1177.

Сведения об авторе:

Епанешников Владимир Владимирович (г. Елабуга, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального обучения Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: epaneshnikov@yandex.ru

Data about the author:

V. Epanechnikov (Elabuga, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of theory and methods of professional education of the Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: epaneshnikov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.