Научная статья на тему 'Реализация квазипрофессиональной образовательной среды в профессиональной подготовке учителя школы'

Реализация квазипрофессиональной образовательной среды в профессиональной подготовке учителя школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДА ВУЗА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS / QUASIPROFESSIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / VIRTUAL SIMULATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епанешников Владимир Владимирович

Статья посвящена вопросу проектирования квазипрофессиональной среды как дидактической основы современного высшего образования, обуславливающей формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Даны авторские определения квазипрофессиональной деятельности и квазипрофессиональной среды вуза; рассмотрены возможности их организации на основе информационно-коммуникационных технологий. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие эффективность двуступенчатой квазипрофессиональной среды в профессиональной подготовке будущего учителя технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Епанешников Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF QUASIPROFESSIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT TRAINING SCHOOL TEACHER

The article is devoted to the design of quasiprofessional environment as didactic bases of modern higher education that lead to the formation of common cultural and professional competences. The author gives the definition of quasiprofessional activities and quasiprofessional environment of a University, considered the possibility of their organizations using information and communication technologies. The results of experimental work confirming the effectiveness of the two-stage quasiprofessional environment in the professional training of future teacher of technology.

Текст научной работы на тему «Реализация квазипрофессиональной образовательной среды в профессиональной подготовке учителя школы»

УДК 378

РЕАЛИЗАЦИЯ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ

В.В. Епанешников

Аннотация. Статья посвящена вопросу проектирования квазипрофессиональной среды как дидактической основы современного высшего образования, обуславливающей формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Даны авторские определения квазипрофессиональной деятельности и квазипрофессиональной среды вуза; рассмотрены возможности их организации на основе информационно -коммуникационных технологий. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие эффективность двуступенчатой квазипрофессиональной среды в профессиональной подготовке будущего учителя технологии.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональная подготовка будущего учителя, квазипрофессиональной среда вуза, информационно-коммуникационные технологии, виртуальные тренажеры.

IMPLEMENTATION OF QUASIPROFESSIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT TRAINING SCHOOL TEACHER

V. Epaneshnikov

Abstract. The article is devoted to the design of quasiprofessional environment as didactic bases of modern higher education that lead to the formation of common cultural and professional competences. The author gives the definition of quasiprofessional activities and quasiprofessional environment of a University, considered the possibility of their organizations using information and communication technologies. The results of experimental work confirming the effectiveness of the two-stage quasiprofessional environment in the professional training of future teacher of technology.

Keywords: higher education, professional training of the future teachers, quasiprofessional environment of the University, information and communication technology, virtual simulators.

Современный этап развития образования характеризуется ориентацией образовательного процесса на конкретного заказчика; образование становится практико-ориентированным;

наблюдается отход от академической модели подготовки в высшей школе в связи с реализацией компетентностной парадигмы, заложенной в ФГОС ВО. Компетентностный подход наиболее эффективно реализуется через контекстные, практико-ориентированные

технологии и активные методы обучения [1], определяющие функционирование

квазипрофессиональной образовательной среды.

Образовательная среда вуза является психолого-педагогическим механизмом

становления и развития профессиональных качеств будущего специалиста за счет реализации условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности [2;3]. Влияние образовательной среды на участников процесса обучения зависит от множества внешних факторов (компонентов внешней и внутренней среды, оказывающих непосредственное влияние на участников процесса обучения): пространственно-предметного, социокультурного, регионального и проч.,

создающих в каждом вузе свое уникальное состояние (М.М. Князева, В.И. Слободчиков, М.В. Кларин, Ю.С. Мануйлов, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин и проч.).

При рассмотрении такого понятия как «образовательная среда вуза» необходимо учитывать такие факторы как: организационно-педагогические условия реализации

образовательного процесса; используемые образовательные технологии и основывающиеся на них методики обучения; методики воспитательной работы, применяемые в образовательной организации; взаимодействие с внешними социальными институтами и т.д. В связи с увеличением роли работодателя в образовательном процессе, ориентацией процесса обучения на конкретного социального заказчика, необходимостью повышения профессиональной направленности обучения возникла необходимость воспроизведения профессиональной обстановки в

образовательной организации, определившая понятия - квазипрофессиональная деятельность и квазипрофессиональная образовательная среда.

Квазипрофессиональная деятельность

сочетает в себе учебный и профессиональный

элементы через востребованные

профессиональные трудовые функции, развитие профессиональных качеств и способностей [4].

Квазипрофессиональная образовательная среда - совокупность психолого-педагогических условий, форм, средств и методов обучения, ориентированная на освоение набора профессиональных компетенций через квазипрофесиональную деятельность

обучающегося.

При реализации компетентностного подхода формирование профессиональных компетенций у обучающихся становится важным критерием качества полученного обучения. Добиться высокой степени овладения профессиональными компетенциями невозможно без погружения в профессиональную среду. К сожалению, не всегда можно обеспечить такое погружение только при помощи практики на предприятии или в организации, т.к. иногда практика связана с необходимостью доверить неопытному студенту жизнь и здоровье людей; материальные ценности (дорогостоящее оборудование) и прочее. В такой ситуации немаловажную роль в профессиональной подготовке обучающихся играют тренажеры и учебно-игровые

Мышление современных подростков, их восприятие мира существенно изменилось за последние 20 лет. Современное молодое поколение - это поколение цифровой лаконичной информации, клипового мышления. Это поколение можно смело назвать поколением виртуального мира: виртуальные друзья, виртуальные встречи, виртуальное общение -он-лайн жизнь. Психологи всего мира говорят о том, что сейчас виртуальный мир стал параллельным миром для современной молодежи, и задача образования, используя эту склонность и возможности ИКТ, усилить профессиональную и реальную направленность образовательной деятельности [5;6].

Информационно-коммуникационные технологии в высшем образовании могут способствовать решению сразу двух задач: 1)

программы, которые помогают подготовить неопытного студента к профессиональной деятельности, и, еще на стадии обучения, вооружить обучающегося необходимыми знаниями, умениями, навыками и частично сформированными профессиональными

компетенциями, что подготовит обучающегося к практической деятельности и снизит степень риска неправильных действий. Такие тренажеры нужны не только для подготовки врачей или летчиков, но и учителей, социальных работников, где ошибка в работе может привести к серьезным психологическим проблемам и конфликтным ситуациям, которые бывает очень легко создать, но очень трудно решить.

Для многих направлений подготовки основу квазипрофессиональной образовательной среды в вузе могут составлять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), предоставляющие широкий спектр реализации образовательных технологий. Развиваясь и совершенствуясь на протяжении последних 70 лет, образовательные технологии прочно заняли свое место в образовании как формы, средства и технологии обучения, см. табл. 1.

качественному обучению студентов навыкам профессиональной деятельности, формированию профессиональных компетенций; 2)

формированию у обучающихся правильного отношения к виртуальной реальности, формированию понимания того, что виртуальный мир - это средство достижения целей, а не место жизни.

Современные ИКТ - это

многофункциональное информационное

обеспечение, включающее в себя различные группы ИКТ: 1) обучающие (интерактивные доски, электронные учебники, виртуальные лаборатории, позволяющие визуально изучать объект, сообщать знания, формировать умения и т.п.); 2) тренажеры и учебно-игровые программы (обучающие программы, имитирующие профессиональную деятельность

Таблица 1. - Этапы развития ИКТ в образовании

XX век XXI век

50 годы 90 годы 00 годы 10 годы

Появление программированного обучения -использование несложных программ, перфокарт в процессе педагогического контроля Дальнейшее развитие программированного обучения; появление первых тренажеров, и несложных обучающих программ на базе ЭВМ Развитие электронного образования, использование электронных учебников, мультимедийных средств обучения, интерактивных досок Сложные, многофункциональные виртуальные тренажеры на базе современных операционных систем, использование Интернет -технологий в обучении

в реальных производственных условиях для отработки навыков и формирования профессиональных компетенций,

предназначенные для создания и решения учебно-производственных ситуаций); 3) информационно - справочные и расчетные системы (программное обеспечение, способствующее облегчению поисковых задач, ускоряющие решение рутинных задач, оказывают вспомогательную функцию при обучении).

При подготовке будущих учителей большой эффект дают учебно-игровые программы, благодаря которым можно имитировать различные психолого-педагогические ситуации, рассматривать их решение с разных точек зрения. Для работы в таких программах необходимо минимальное программное обеспечение и материально-техническое оснащение; достаточно обычного стационарного или мобильного информационного класса (аудитории). Такие программы снабжены очень удобным интерфейсом, доступным для понимания обучающихся.

В программу закладываются исходные данные психолого-педагогической ситуации; определяются игроки (как в он-лайн играх), которые участвуют в игре, у каждого согласно программе заведены параметры поведения на выбор игрока. Если игра имеет неправильный результат, то программа показывает, где были допущены ошибки, объясняет варианты поведения, и участники могут повторить игру заново. Применение таких учебно-игровых программ позволяет погрузить обучающегося, будущего учителя в профессиональную среду, дает возможность проиграть различные психолого-педагогические ситуации, выработать и закрепить в сознании обучающегося определенный алгоритм поведения в различных сложных психолого-педагогических ситуациях, тем самым подготовить его к практике, снизив риск педагогических ошибок, которые могут плохо влиять на детскую психику.

Кроме психолого-педагогической

подготовки у обучающихся, будущих учителей, должна быть глубокая предметная подготовка, и использование виртуальных тренажеров при освоении предметной специализации будущего учителя облегчает понимание специфики будущей профессиональной деятельности. Современные виртуальные тренажеры - это многофункциональные мультимедийные

комплексы, состоящие из: 1) аппаратных средств (средства управления - клавиатура, мышка, джойстик); средства вывода

информации - монитор, наушники, виртуальные очки, 3Д - очки и т.д.); 2) программного обеспечения (математически обоснованная виртуальная модель, где ввод и вывод информации осуществляются согласно алгоритму - программному коду).

Эффективность применения

квазипрофессиональной образовательной среды продемонстрируем на примере подготовки будущих учителей технологии.

Профессиональная практическая подготовка осуществляется в два этапа - виртуальный и реальный. Обучающиеся по данному направлению в процессе обучения должны осваивать достаточно сложные токарно-фрезерные станки, сварочные работы и т.п. Допускать к оборудованию обучающихся, без предварительной подготовки достаточно травмоопасно. Кроме того, не всякое учебное заведение имеет достаточно площадей для размещения нужного количества оборудования и необходимые финансовые возможности. Предварительное обучение на виртуальных тренажерах с соответствующим программным обеспечением снизит степень риска и уровень материальных вложений. При этом полностью сохраняется функционал, есть полное ощущение реальной работы на конкретном оборудовании, с полным выполнением всех трудовых функций в рамках квазипрофессиональной среды. После получения первых навыков работы, четкого понимания функций, способов деятельности, рисков работы на оборудовании, студенты в рамках квазипрофессиональной образовательной среды получают доступ к реальным станкам, закрепляя и совершенствуя навыки и компетенции профессиональной деятельности. Эффективность двуступенчатой

квазипрофессиональной среды подтверждает анализ качественной успеваемости

студентов - будущих учителей технологии при сравнении результатов обучения контрольных групп КГ (традиционное обучение) и экспериментальных групп ЭГ (реализация двухступенчатой квазипрофессиональной среды на основе ИКТ). У экспериментальных групп были получены высокие результаты успеваемости и отслежена положительная динамика ее роста на основе анализа результатов практикоориентированной учебной

деятельности, см. табл. 2. Критерий Пирсона (хи-квадрат) подтвердил отсутствие различий между экспериментальными и контрольными группами на констатирующем этапе и существенное различие на контрольном этапе эксперимента.

Таблица 2. - Качественные показатели обученности (средний балл) студентов экспериментальных и контрольных групп

Практикоориентированная учебная деятельность 2013 2014 2015

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Практические работы по спец. дисциплинам. 3,7 4,3 3,9 4,4 3,8 4,4

Курсовая работа 3,6 4,2 3,7 4,5 3,7 4,5

Дипломная работа 3,7 4,4 3,8 4,4 3,9 4,5

Педагогическая практика 3,7 4,4 3,8 4,6 4,0 4,7

Таким образом, реализация предлагаемой нами двуступенчатой квазипрофессиональной среды помогает решить очень важную проблему высшего образования - соединение теории и практики. ИКТ технологии в квазипрофессиональной среде позволяют в качестве дополнения к лекционному материалу демонстрировать опыты, показывать систему функционирования оборудования и механизмов, подкрепляя

теорию практикой, визуализируя учебный материал; при этом сохраняется последовательность изложения материала, повышаются эффективность и качество обучения. Современные ИКТ являются для образовательной организации тем

инструментом, благодаря которому возможно формирование квазипрофессиональной среды, обеспечивающей становление и развитие обучающегося как будущего профессионала.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

2. Орлова М.А. Возможности игромоделирования как метода квазипрофессиональной направленности обучения в логике компетентностного подхода / М.А. Орлова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 108-111.

3. Мерзон Е.Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза / Е.Е. Мерзон // Молодой ученый. - 2011. - № 10. - Т. 2. - С.

170-172.

4. Новикова Л.И. Школа и среда / Л.И. Новикова. - М.: Изд-во «Знание», 1985.

5. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские и психологические требования к условиям функционирования информационно-образовательного пространства / И.Ш. Мухаметзянов // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 1(96). - С. 27-40.

6. Мухаметзянов И.Ш. Медико-психологические последствия использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе / И.Ш. Мухаметзянов // Педагогическая информатика. - 2011. - № 6. - С. 92-97.

Сведения об авторе:

Епанешников Владимир Владимирович (г. Елабуга, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального обучения Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: epaneshnikov@yandex.ru

Data about the author:

V. Epanechnikov (Elabuga, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of theory and methods of professional education of the Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: epaneshnikov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.