Научная статья на тему 'Изучение нормативно-правового обеспечения учебного процесса в квалификационнообразовательных уровнях подготовки на современном этапе'

Изучение нормативно-правового обеспечения учебного процесса в квалификационнообразовательных уровнях подготовки на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
994
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И КВАЛИФИКАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION / LEVELS OF VOCATIONAL AND QUALIFYING TRAINING / LEGAL AND LOCAL DOCUMENTS / MASTER OF ON-THE-JOB TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латипова Лилия Николаевна, Латипов Загир Азгарович

В статье по существу обобщается опыт изучения и анализа нормативно-правового обеспечения на современном этапе в квалификационнообразовательных уровнях подготовки. В ходе методической составляющей профессионального обучения (по отраслям) профессиональнопедагогической деятельности мастера производственного обучения большое внимание уделяется практическому опыту, который студенты приобретают в процессе выполнения лабораторных работ, и их реализации на базе образовательных учреждений различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латипова Лилия Николаевна, Латипов Загир Азгарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS IN QUALIFYING LEVELS OF TRAINING AT THE CURRENT STAGE

The article summarizes the research experience of the legal support of educational process in qualifying levels of training. In the course of methodological vocational training of students with work qualification in different sectors, the educators pay special attention to the practical experience, which the students gain during execution of laboratory works, and their implementation in the educational institutions of various levels.

Текст научной работы на тему «Изучение нормативно-правового обеспечения учебного процесса в квалификационнообразовательных уровнях подготовки на современном этапе»

УДК 378

Латипова Лилия Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Казанского федерального университета latipova-liliya@mail.ru

Латипов Загир Азгарович

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры физики и информационных

технологий

Казанского федерального университета zagir.05@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНОПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КВАЛИФИКАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОВНЯХ ПОДГОТОВКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Latipova Lilia Nikolaevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Theory and Methodology of Vocational Education Department, Kazan (Volga region) Federal University latipova-liliya@mail.ru

Latipov Zagir Azgarovich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Physics and Information Technologies Department, Kazan (Volga region) Federal University zagir.05@mail.ru

LEGAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS IN QUALIFYING LEVELS OF TRAINING AT THE CURRENT STAGE

Аннотация:

В статье по существу обобщается опыт изучения и анализа нормативно-правового обеспечения на современном этапе в квалификационнообразовательных уровнях подготовки. В ходе методической составляющей профессионального обучения (по отраслям) профессиональнопедагогической деятельности мастера производственного обучения большое внимание уделяется практическому опыту, который студенты приобретают в процессе выполнения лабораторных работ, и их реализации на базе образовательных учреждений различного уровня.

Ключевые слова:

профессиональное образование, уровни профессиональной и квалификационно-образовательной подготовки, нормативно-правовые и локальные документы, мастер производственного обучения.

Summary:

The article summarizes the research experience of the legal support of educational process in qualifying levels of training. In the course of methodological vocational training of students with work qualification in different sectors, the educators pay special attention to the practical experience, which the students gain during execution of laboratory works, and their implementation in the educational institutions of various levels.

Keywords:

vocational education, levels of vocational and qualifying training, legal and local documents, master of on-the-job training.

Сегодня Российское образование находится в стадии глубоких реформ - реформируется система как общего, так и профессионального образования. С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой 21 декабря 2012 г. и одобренного Советом Федерации от 26 декабря 2012 г., в подготовке высокопрофессиональных кадров согласно п. 5 ст. 10 устанавливаются следующие уровни профессионального образования [1]: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование -специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

В результате таких существенных изменений началась реорганизация во многих квалификационно-образовательных уровнях подготовки. Например, происходит слияние и укрупнение лицеев с колледжами, поскольку начальное профессионально образование с 1 сентября 2013 г. в пределах РФ прекратило свое существование. Многие виды уровней высшего образования активно продолжают входить в состав категорий «федеральный университет», «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ. Таким образом, изменились не только требования к уровням профессионального образования, но и их содержание и условия подготовки.

Е.С. Рапацевич профессиональную подготовку характеризует как «процесс овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности» [2].

В свою очередь, В.А. Сластенин определил, что «целью и результатом профессиональной подготовки является определенный тип самостоятельного человека - квалифицированный профес-

сионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду, требующую определенных знаний и навыков» [3].

Как мы видим, система профессионального образования - это своего рода «сложные отношения» определяемые экономикой, обществом и личными интересами человека. В сложившихся условиях в Елабужском институте Казанского федерального университета профессорско-преподавательский состав кафедры теории и методики профессионального образования совместно с кафедрой физики и информационных технологий ищут новые идеи, методики, концепции подготовки бакалавров профессионального образования (по отраслям). Большинство склонны видеть выход в условиях, системе и содержании подготовки современного специалиста (бакалавра), владеющего ключевыми компетенциями в соответствующем профиле подготовки («Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Энергетика») и профессиональной мобильности.

Отбор содержания производственного обучения учащихся по формированию профессиональных знаний, умений и навыков в квалификационно-образовательных уровнях подготовки зависит от федерального государственного стандарта профессионального образования (ФГОС ПО). Сегодня все профессиональные (образовательные) учреждения свою деятельность по оказанию образовательных услуг строят на основе федеральных законодательных актов и принятой на их основании нормативной документации. Согласно рабочему учебному плану ПО второго поколения, 60 % аудиторных занятий составляют практические (семинары и лабораторные). Это оправдывает себя, поскольку в процессе подготовки бакалавров профессионального образования по направлению подготовки 051000 профессиональное обучение (по отраслям), в профессиональном цикле базовой части дисциплин изучается «Методика профессионального обучения». В своем содержательном наполнении дисциплины студенты изучают и раскрывают основные общедидактические моменты, методические приемы, способы и правила организации, планирования учебно-воспитательного процесса в квалификационнообразовательных уровнях подготовки различных типов, а также ее реализации как «пилотных» проектов. При этом часть заданий рекомендуется проводить в учреждениях различного типа (образовательных, культурно-просветительских, социально-адаптационных и интернатного типа с постоянным пребыванием), организуя не только наблюдения за занятиями и мастер-классами опытных педагогов, мастеров производственного обучения, но и приобретая собственный опыт.

В нашей практике подготовки мастеров производственного обучения профиля «Декоративноприкладное искусство и дизайн» предусмотрены задания для самостоятельной работы студентов, обязательные для выполнения в курсе профессионального цикла дисциплины «Методика профессионального обучения». В своем большинстве они предполагают: изучение и анализ нормативных локальных актов и документов, проработку учебно-методических изданий по изучаемой проблеме, знакомство с опытом работы педагогов и мастеров основного, дополнительного и профилирующего видов обучения, возможности организации и руководство основным, дополнительным и непрерывным образованием, выполняемыми студентами на протяжении трех семестров в индивидуальном порядке.

Логически выстроенное содержание лабораторных работ представляет собой структурные элементы методической составляющей мастера производственного обучения и/или педагога-предметника. Интересной находкой мы считаем создание студентами папки педагогического мастерства, представляющей собой портфолио достижений. Накопительная система информации позволяет выстроить алгоритм подготовки педагога к аудиторным и внеаудиторным занятиям декоративноприкладного искусства и дизайна. Поэтому большое значение нами придается первым практическим занятиям, целью которых являются: формирование у будущих специалистов профессионального образования начальных умений и навыков работы с нормативной документацией; изучение структуры и содержания программы производственного обучения; выработка приемов анализа программы и учебных планов.

Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования - это концепция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», а также принятые в соответствии с ним другие подзаконные и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования [4].

Рассмотрим в качестве примера содержание лабораторно-практического занятия на тему «Изучение и анализ нормативно-правовой документации профессионального образования».

Задание 1. Изучите образовательный стандарт. Из каких компонентов он состоит? Основу каких документов составляет стандарт образования?

Полученные результаты оформите в таблицу 1.

Таблица 1 - Структура стандарта ПО

Категории Компоненты образовательного стандарта

Федеральный Региональный

Содержание

Документы, разрабатываемые на его основе

Задание 2. Изучите образовательные стандарты ПО второго поколения. Из каких компонентов они состоят? Полученные результаты исследования оформите в таблицу 2.

Таблица 2 - Характеристика стандартов ПО

Направление (ступень) ПО Образовательный стандарт, год ввода Квалификация Срок обучения Учебные циклы

наименование часы

Задание 3. Изучите классификатор специальностей профессионального образования. Из каких компонентов он стоит и что регламентирует? Отберите профессии, соответствующие вашему профилю подготовки. Полученные результаты оформите в сводную таблицу 3.

Таблица 3 - Характеристика специальностей ПО

Ступень подготовки Год вступления в силу Общие направления подготовки Специальности, соответствующие вашему профилю подготовки

профессия должность

НПО

СПО

ВО (бакалавриат)

Задание 4. Изучите ФГОС (ГОСТ) СПО по предложенной специальности. Определите квалификацию подготовки. Сделайте полный анализ по предложенному плану:

- специальность подготовки;

- формы освоения основной профессиональной образовательной программы по изучаемой специальности;

- нормативный срок основной профессиональной образовательной программы с указанием формы обучения;

- квалификационная характеристика;

- виды деятельности выпускника;

- результаты деятельности;

- циклы и объем подготовки специалиста;

- блок общепрофессиональных дисциплин.

Таблица 4 - Характеристика блока общепрофессиональных дисциплин

№ Индекс Обязательный минимум содержания Число часов

Задание 5. Изучите Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Какими статьями регламентируется деятельность ПО? Какие типы и виды По различают? Результаты впишите в таблицы 5 и 6.

Таблица 5 - Содержание Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 1 сентября 2013 г.), регламентирующее деятельность ПО___________

№ статьи № пункта Содержание статьи

Таблица 6 - Характеристика видов ПО

Уровень подготовки Вид учебного заведения Характеристика Срок обучения Квалификация

Задание 6. Ознакомьтесь со специальной литературой, установленными и действующими нормами и правилами, положениями Законодательства об основных правилах и нормах охраны труда РФ, определяющие условия организации образовательной среды в квалификационнообразовательных уровнях подготовки. Оформите полученные сведения в таблицу 7.

Таблица 7 - Нормативно-правовые документы ПО, определяющие условия организации

безопасной и здо овосберегающей образовательной среды

Наименование документа Дата вступления в силу Назначение, с указанием основных позиций (площади, температурного режима и т.д.) Сетевой ресурс

На основе таких заданий студенты изучают и анализируют систему норм и правил нормативно-правового обеспечения в квалификационно-образовательных уровнях подготовки РФ, позволяющих определять уровень подготовки и степень педагогического мастерства. Содержательное обобщение уровней профессионального образования на основе локальных документов позволяет буду-

- 189 -

щим мастерам производственного обучения правильно организовать образовательную среду при перспективном планировании учебно-воспитательного процесса, где должны учитываться не только требования ФГОС, но и формироваться соответствующие результаты деятельности в зависимости от уровня предметной подготовки обучаемого.

Таким образом, грамотное владение нормативно-правовыми документами, локальными актами и обязательное их исполнение на различных уровнях подготовки обучающихся, позволяет достичь максимального результата в образовательном процессе.

Ссылки:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 2013. URL: http:www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: І2.12.2013).

2. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск, 2005.

3. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.

4. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.