УДК 378
Латипова Лилия Николаевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории и методики
профессионального образования
Казанского (Приволжского) федерального
университета
Латипов Загир Азгарович
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физики
и информационных технологий
Казанского (Приволжского) федерального
университета
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА
Latipova Lilia Nikolaevna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Theory and Methodology of Vocational Education Department, Kazan (Volga region) Federal University [email protected]
Latipov Zagir Azgarovich
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Physics and Information Technologies Department, Kazan (Volga region) Federal University [email protected]
IMPROVEMENT OF THE METHODOLOGICAL ACQUIREMENTS OF THE FUTURE TEACHER
Аннотация:
В статье по существу обобщается опыт подготовки учителя-предметника технологического образования по обслуживающему труду. В ходе методической составляющей профессиональнопедагогической деятельности учителя большое внимание уделяется практическому опыту, который студенты приобретают в ходе выполнения лабораторных работ и их реализации на базе учебных и коррекционных учреждений различного типа.
Ключевые слова:
учитель-предметник, методическая подготовка учителя, практические занятия, практика, опыт.
Summary:
The article generalizes experience in training of the teacher in the conditions of the computerized education. Methodological component of the teachers’ educational activities supposes experience the student gain during lab work on the basis of educational and correctional institutions of different types.
Keywords:
subject teachers, teacher’s methodological training, practical training, practice, experience.
Переход страны на рыночные условия развития экономики ставит на одно из важнейших мест конкурентоспособность продукции, техники и технологии, кадровых ресурсов. В этих условиях человек выступает активным субъектом на рынке труда, имеющим возможность свободно распоряжаться своим главным капиталом - своей квалификацией. Важнейшим фактором повышения качества и эффективности образования является разработка новейших интенсивных педагогических технологий, особенно в технологической и инженерной подготовке профессионального образования.
Система образования - сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы всего населения страны. Общее образование составляет основу, базис системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, людей, ее обслуживающих, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различные общественные организации [1, с. 8]. В концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС Оо) говорится, что: «стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов» [2, с. 9].
Все это поставило перед Казанским (Приволжским) федеральным университетом новые задачи по повышению качества и эффективности обучения будущих учителей технологии и предпринимательства, воспитания и развития педагогического мастерства в данной области.
В основе вузовской предметной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства в Елабужском институте Казанского федерального университета заложен междисциплинарный синтез учебных дисциплин, который включает три уровня:
1. теоретический - уровень понятий, категорий, закономерностей и законов;
2. технологический - уровень выбора технологии, ориентированный на совокупность целей обучения или на одну приоритетную цель, разработка технологии обучения;
3. практический - уровень решения проблем самостоятельно или при помощи преподавателей.
Очевидно, что для достижения каждого из трех уровней становления и развития педагога требуется особый подход - интенсификация учебного процесса.
В.А. Тайнев для формирования опознавающего уровня предлагает излагать в лекции лишь принципы различения, сосредоточив основную учебную работу на практических занятиях со справочниками и т.п. [3, с. 12].
Н.А. Морева считает, что обучающиеся по-разному усваивают информацию и поэтому немаловажное значение имеет отработка инновационных средств, приемов, техник планирования и проведения учебных занятий; обретение познавательного, нравственного опыта [4, с. 120].
Как мы видим «жесткого рецепта» подготовки будущего учителя-предметника нет, поэтому у каждого свой подход к обучению. Методическая подготовка будущего учителя технологии в первую очередь зависит от отбора содержания учебного материала (продукта), которые сегодня напрямую связаны со вновь вводимыми стандартами общего образования.
На наш взгляд, одна из основных причин недостатка практической подготовки будущих педагогов технологического образования на инженерно-технологическом факультете заключается в том, что в процессе обучения студентам предметной подготовке упор делается на формирование теоретических знаний в ущерб обучению практическому их использованию. Применению знаний на практике отводится незначительная часть аудиторного (учебного) времени, но и в этом случае зачастую им предлагаются лишь «практические» знания, обобщающий чей-то передовой опыт. Студенты, начинающие педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях в качестве практикантов на IV курсе не имеют устоявшегося опыта, и поэтому мы должны подготовить обучаемых и выработать у них навыки включения в учебновоспитательный процесс образовательного учреждения и социальных проектов в ходе изучения дисциплины «Теория и методика обучения технологии и предпринимательства».
Важнейшим элементом в модели подготовки учителя технологии и предпринимательства являются практические занятия, которые проводятся в учебных заведениях, местах постоянного пребывания (дом престарелых интернатного типа) и реабилитационного типа (реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности). В ходе таких занятий студенты инженерно-технологического факультета имеют возможность получить практику реализации своих проектов. Это достаточно интенсивно готовит их для прохождения педагогической практики на предвыпускном курсе в общеобразовательных учреждениях и выпускном - профилирующих и коррекционных.
В процессе изучения теоретической и практической составляющих дисциплины специализации студенты раскрывают основные общедидактические моменты, методические приемы, способы и правила организации, планирования учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различных типов, а также ее реализации как «пилотного» проекта. При этом часть заданий рекомендуется проводить в учреждениях различного типа (общеобразовательных и специальных), организуя не только наблюдения уроков опытных учителей технологии и инструкторов трудотерапии, но и приобретая некий опыт.
В нашей практике подготовки учителя технологии предусмотрены задания для самостоятельной работы студентов, обязательные для выполнения. В своем большинстве они предполагают: проработку учебно-методических изданий по изучаемой проблеме, знакомство с опытом работы учителей основного, дополнительного и профилирующего видов обучения. Необходимые для такой работы задается тематика лабораторных работ по курсу «Теория и методика обучения технологии и предпринимательства», которая сопровождается заданиями, выполняемыми студентами на протяжении трех семестров в индивидуальном порядке (таблица 1).
Таблица 1 - Перечень заданий для практических работ по курсу
«Теория и методика обучения технологии и предпринимательства»
№ Тема Задания
1 Изучение и анализ основной образовательной программы «Технология» 1. Изучите содержание основной образовательной программы «Технология» 2010 г., реализующая требования ФГОС 00-2008 по предложенному плану (см.: содержание Л/р). 2. Перечислите и охарактеризуйте основные виды учебных программ. 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
2 Сравнительный анализ содержания программ «Технология» 2008 и 2010 гг. 1. Ознакомьтесь с содержанием программы «Технология» 2008 г., отвечающая требованиям Г0СТ-2004. Изучите пояснительную записку. 2. Сделайте сравнительный анализ содержания изученных программ, реализующие требования стандартов общего образования. 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
Продолжение таблицы 1
1 2 3
3 Изучение и анализ методической и учебной литературы 1. Подберите в библиотечном фонде университета учебно-методическую литературу по технологии обслуживающего труда (обработки текстиля и пищевых продуктов). 2. Проанализируйте и проранжируйте отобранную литературу в соответствии с выдвигаемыми требованиями (см.: содержание Л/р). 3. Оформите список литературы по ГОСТу 2003 и 2008 гг. 4. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
4 Изучение и анализ кабинетов и мастерских по технологии обслуживающего труда 1. Изучите типовой перечень учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для образовательных школ в соответствии с требованиями ГОСТ О0. 2. Посетите и запечатлейте на фото по согласованию с преподавателем учебные мастерские обслуживающего труда в общеобразовательном учреждении. 3. Составьте письменный отчет изучения и анализа кабинетов и мастерских обслуживающего труда согласно «Карта исследования учебных аудиторий» (см.: содержание Л/р). 4. Выполните эскиз посещенных кабинетов и мастерских с указанием габаритных размеров, расположением оборудования, с обозначением рабочих мест индивидуального и общего пользования, с указанием их спецификации. 5. Подготовьте фотоколлаж (постер) «Кабинет обслуживающего труда в школе». 6. Внесите ваши предложения по сохранению и улучшению изученной материальной базы. 7. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
5 Перспективное планирование работы учителя. Составление перспективного календарного плана на учебный год 1. Изучите варианты календарно-тематического планирования уроков технологии (см. содержание Л/р). 2. Составьте традиционный календарно-тематический план уроков технологии обслуживающего труда для 5-7 классов, реализующий требования ГОСТ ОО, предварительно согласовав с преподавателем. 3. Составьте перспективный план уроков технологии ведения дома для 5-7 классов, реализующий требования ФГОС ОО, предварительно согласовав с преподавателем. 4. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
6 Разработка инструкций по охране труда и технике безопасности для кабинета (мастерских) обслуживающего труда 1. Изучите требования и правила техники безопасности, санитарии и гигиены, предъявляемые к занятиям в учебных кабинетах (мастерских) по обработке текстиля и пищевых продуктов в общеобразовательных учреждениях. 2. Составьте аннотированный каталог техники безопасности по обслуживающему труду, включая все разделы образовательного предмета «Технология». 3. Разработайте журнал инструкций и регистрации учащихся по охране труда и технике безопасности в кабинете (мастерской) обслуживающего труда, включающий все основные разделы (см.: содержание Л/р). 4. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
7 Определение учебновоспитательных задач и целей урока 1. Выберете темы уроков технологии для каждого раздела из, разработанного вами перспективного планирования уроков обслуживающего труда, предварительно согласовав их с преподавателем. 2. Сформулируйте цель и задачи к будущим план-конспектам уроков технологии обслуживающего труда для сообщения их ученикам и учителю в отдельности. 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
8 Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей урока обслуживающего труда 1. Изучите виды и характерные особенности инструктажей в учебном процессе общеобразовательного учреждения. 2. Разработайте ход проведения инструктажей для выбранных вами тем по технологии обслуживающего труда. 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
Продолжение таблицы 1
1 2 3
9 Выбор оптимальных методов проведения занятий 1. Подберите из существующих в педагогической практике методы решения основных задач, намеченных к реализации в лабораторной работе № 7. 2. Проверьте правильность выбора методов обучения, используя приведенную ниже «Примерную алгоритм-схему проверки целесообразности выбираемого метода». 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
10 Составление технологических и инструкционных карт к уроку обслуживающего труда 1. Изучите примеры технологической документации. 2. Составьте технологическую документацию для своих план-конспектов уроков. 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
11 Контроль знаний, умений и навыков учащихся по технологии обслуживающего труда 1. Изучите виды и формы контроля. 2. Разработайте интерактивный, письменный и устный контроль знаний, умений и навыков учащихся по рабочим темам уроков обслуживающего труда. 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
12 Составление план-конспекта урока по обслуживающему труду 1. Составьте планы уроков, используя сведения лабораторных работ № 5-11. 2. Подготовьте на основе планов уроков развернутые конспекты. 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
13 Методика анализа занятий и план конспектов 1. Изучите варианты анализов уроков. 2. Сделайте комплексный анализ урока по просмотренному видеоролику и/или предоставленному план-конспекту урока. 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
14 Методика организации работы с учащимися над творческими проектами на уроках технологии 1. Составьте примерные темы творческих проектов по разделам технологии обслуживающего труда для 5-7 класса. 2. Разработайте тематическое планирование учебного проектирования в одном из предложенных классов преподавателем. 3. Выполните по разработанному тематическому планированию творческий проект и оформите «Дизайн папку» (см.: содержание Л/р). 4. Составьте перечень вопросов для учащихся, по которому может быть осуществлена самооценка проекта. 5. Разработайте «Уголок творческих проектов по технологии». 6. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
15 Внеклассные мероприятия по технологии 1. Спланируйте и организуйте производственную экскурсию (см.: содержание Л/р). 2. Разработайте конкурс мастерства (см.: содержание Л/р). 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
16 Профессиональная ориентация учащихся на уроках технологии 1. Сделайте ретроспективный анализ профориентационной работы со старшеклассниками (курсов, программ и т.д.), оформив его в аннотированный каталог (см.: содержание Л/р). 2. Разработайте рабочую программу профориентационной работы со старшеклассниками (структуру см.: в содержании Л/р). 3. Напишите развернутый план-конспект урока по предложенной рабочей программе. 4. Составьте словарь профессий с указанием групп: «Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек-знак», «Человек-художественный образ». 5. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
17 Дополнительное образование учащихся по технологии 1. Изучите формы и виды учреждений дополнительного образования детей и подростков. Составить аннотированный каталог учреждений дополнительного образования по вашему городу (району). 2. Разработайте образовательную программу в дополнительном образовании детей и подростков (структура приведена в Л/р). 3. Составьте должностную инструкцию педагога дополнительного образования к вашей программе (структура приведена в Л/р). 4. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
Продолжение таблицы 1
1 2 3
18 Профильное обучение по технологии 1. Разработайте авторскую программу, модель учебника и других составляющих учебно-методического комплекса (УМК) по технологическому профилю обучения. Результаты представьте в виде схемы структуры программы (на одной-двух страницах) с указанием только разделов и тем, модели учебника (название, дизайн обложки, особенности методического аппарата), перечня других частей УМК. 2. Выберите из Вашей авторской программы тему. Предложите организационные формы ее изучения школьниками. Разработайте схематический план одного уроков с обязательным показом форм учебной деятельности учащихся. Записи в тетрадь итогов работы обязательны. 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
19 Разработка элективных курсов 1. Разработайте элективный курс по технологии для предпрофильной подготовки и профильного обучения. 2. Составьте аннотированный каталог элективных курсов. 3. Оформите все вышеперечисленный задания в папку учителя технологии и ответьте на контрольный вопросы
Итого: 56 ч. (18 ч.)
Как мы видим, тематика лабораторных работ логически выстроена и представляет собой структурные элементы методической составляющей учителя-предметника [5]. Интересной находкой мы видим в создании студентами папки учителя технологии, представляющей собой портфолио достижений. Накопительная система информации позволяет выстроить алгоритм подготовки учителя к урочным и внеурочным занятиям технологического образования.
Следует признать, что в системе профессиональной подготовке большое внимание отводится практике. При выполнении пилотных проектов студентами место имеет быть практика, то есть ее обкатка. Так, например, при выполнении лабораторной работы «Дополнительное образование учащихся по технологии» нашим студентам предстоит задание по разработке программы занятий «Дизайн» для интеллектуально-оздоровительного лагеря «ИнтеЛЛето» и интеллектуально-творческого семинара «Хыял» («Мечта»), которые организуются и проводятся в дни летних каникул для одаренных детей 6-15 лет при Елабужском институте К(П)ФУ. Эти программы студенты разрабатывают для разновозрастных групп общей трудоемкостью 10-12 часов. По завершению выполнения задания среди студентов проводится внутривузовский конкурс на лучшую программу занятий «Дизайн» для интеллектуально-творческого семинара «Хыял» и интеллектуально-оздоровительного лагеря «ИнтеЛЛето», обучающихся по специализации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество». По итогам конкурса проекты, занявшие призовые места, имеют место для реализации, то есть по этим программам проводятся (организуются) занятия «Дизайн», в которых студенты, поделившись на малые рабочие группы, проводят самостоятельно занятия. Как мы видим - сплошная практика.
Интересными моментами запоминается и проведение лабораторной работы «Внеклассные мероприятия по технологии», где студенты планируют свободное внеурочное время детей и людей «третьего» возраста, направленное на формирование технологического образования. Практическая работа состоит из двух составляющих - экскурсии профессиональноориентационного характера и разработки мастер-класса. Студенты самостоятельно выполняют расчет проведения экскурсии, расписывая поэтапное время; проектируют маршрут движения от учебного заведения до посещаемого объекта (музей, выставка декоративно-прикладного и технического творчества, предприятия и подсобные хозяйства муниципалитета и т.д.); содержание заданий для каждого участника экскурсии (техника безопасности, кадры и специальности, выпускаемая продукция, история и перспективы развития посещаемого объекта и т.д.). По завершении экскурсии проводят конференцию, где каждый из участников экскурсии выступает с докладом по своему заданию. Интересным и довольно познавательным для студентов является вторая составляющая лабораторной работы - разработка мастер-класса по технологии для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и лиц преклонного возраста, которые находятся в затруднительных жизненных условиях. Это своего рода некое участие в социальных проектах Елабужского муниципалитета.
Немаловажное значение имеет и межпредметная интеграция в методической подготовке учителя-предметника, которая позволяет, например, разрабатывать интерактивные задания по контролю знаний, умений и навыков учащихся по технологии обслуживающего труда с привлечением Сервисов и Интернет технологии WEB 2.0. Такого рода дидактические материалы для уроков в игровой форме выполняются в ходе лабораторной работы № 11.
Опыт показывает, что студенты, обучающиеся по специализации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» могут разрабатывать и реализовывать достаточно сложные разноуровневые проекты (программы) технологического образования в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития обучающихся.
Форма контроля уровня результативной деятельности студентов заключается в защите практических лабораторных работ и сдаче экзамена.
Таким образом, разработанная методика подготовки многократно ускоряет (совершенствует) процесс выработки интеллектуальных и творческих качеств будущего учителя-предметника по обслуживающему труду, формирует прочные профессиональные качества учителя-практика, доводя каждый проектируемый «пилотный проект» до уровня профессионализма.
Ссылки:
1. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. М., 2009.
2. Там же.
3. Тайнев В.А., Тайнев И.В. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика). М., 2006.
4. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М., 2007.
5. Латипова Л.Н. Теория и методика обучения технологии (обслуживающий труд): практикум. Елабуга, 2009.