Научная статья на тему 'Особенности подготовки учителя технологии в современных условиях'

Особенности подготовки учителя технологии в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ "ТЕХНОЛОГИЯ" / УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / HIGHER EDUCATION / GENERAL EDUCATION / SUBJECT AREA "TECHNOLOGY" / TEACHER / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламов Артем Эдикович

В современных социально-экономических условиях вектор развития системы общего образования направлен на разностороннее развитие способностей и потенциала учащихся, способных впоследствии стать конкурентоспособными специалистами. Ответом на этот социальный заказ стало введение в федеральный базисный учебный план предметной области «Технология», которая обобщая фундаментальные знания естественных и гуманитарных наук, предпринимательские идеи, отвечает поставленной социальной задаче подготовки компетентного профессионала. Автором представлена структура предметной области «Технология» и этапы подготовки школьников, обусловливающие выделение ее специфики для совершенствования профессиональной подготовки учителей технологии в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исламов Артем Эдикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL ACTIVITY THE MODERN TEACHER OF THE SUBJECT "TECHNOLOGY"

In the modern socio-economic conditions, the vector of development of the system of General education aimed at all-round development of abilities and potential of students who can later become competitive specialists. The answer to this social order was the introduction of the Federal basic curriculum subject area "Technology", which sum up the fundamental knowledge of natural Sciences and Humanities, entrepreneurial ideas to meet the social task of training competent professionals. The author presents the structure of the subject area "Technology" and the stages of preparation of pupils, conditional release its specificity to improve the training of teachers of technology in pedagogical higher education institution.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки учителя технологии в современных условиях»

УДК 377:378

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

А.Э. Исламов

Аннотация. В современных социально-экономических условиях вектор развития системы общего образования направлен на разностороннее развитие способностей и потенциала учащихся, способных впоследствии стать конкурентоспособными специалистами. Ответом на этот социальный заказ стало введение в федеральный базисный учебный план предметной области «Технология», которая обобщая фундаментальные знания естественных и гуманитарных наук, предпринимательские идеи, отвечает поставленной социальной задаче подготовки компетентного профессионала. Автором представлена структура предметной области «Технология» и этапы подготовки школьников, обусловливающие выделение ее специфики для совершенствования профессиональной подготовки учителей технологии в педагогическом вузе.

Ключевые слова: высшее образование, общее образование, предметная область «Технология», учитель, профессиональная подготовка.

FEATURES OF PROFESSIONAL ACTIVITY

THE MODERN TEACHER OF THE SUBJECT "TECHNOLOGY"

A. Islamov

Abstract. In the modern socio-economic conditions, the vector of development of the system of General education aimed at all-round development of abilities and potential of students who can later become competitive specialists. The answer to this social order was the introduction of the Federal basic curriculum subject area "Technology", which sum up the fundamental knowledge of natural Sciences and Humanities, entrepreneurial ideas to meet the social task of training competent professionals. The author presents the structure of the subject area "Technology" and the stages of preparation of pupils, conditional release its specificity to improve the training of teachers of technology in pedagogical higher education institution.

Keywords: higher education, General education, subject area «Technology», teacher, training.

Необходимость получения школьниками основ технологического образования является объективной закономерностью, отвечающей задачам развития социума, творческому и организационному развитию личности, привитию трудовых и бытовых навыков, готовности к деятельности в рыночных условиях, сохранению национальных традиций и ремесел. В отечественной системе общего образования предметная область дисциплины «Технология» охватывает все этапы обучения с 1 по 11 класс, осуществляя функции адаптации,

самоопределения, реализации склонностей и способностей ученика, основанных на полученных знаниях и способах деятельности отвечая задачам «участия школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формируя их мировоззрение, систему ценностей и идеалов» [1]. Необходимость получения основ технологического образования является объективной закономерностью, отвечающей задачам развития социума, творческому и организационному развитию личности, привитию трудовых и бытовых навыков, готовности к

деятельности в рыночных условиях, сохранению национальных традиций и ремесел.

Широта охвата предметной области, длительность педагогического воздействия обеспечивают пристальный интерес и значительное количество научных работ педагогов в области «Технология». В частности, разработана Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе [2], определяющая ««Технологию» как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды».

Предметная область «Технология» обобщает фундаментальные знания естественных и гуманитарных наук, технико-технологические знания и навыки, предпринимательские идеи, бизнес-способности, демонстрируя способы разработки конкурентоспособного товара или услуги для дальнейшей созидательной деятельности учащегося, отвечая социальной задаче подготовки компетентного профессионала

на основе синтеза знаний и навыков, которые обеспечивают спектр функций человека (гражданин, труженик, собственник, семьянин) и способствуют его воспитанию. Специфика дисциплины «Технология» заключается в ее интегрированном характере, включающем

Основу содержания предмета «Технология» составляет: труд и его организация, безопасность и культура; информационные технологии, как обеспечение всех направлений дисциплины; черчение, графика и дизайн; предпринимательство, как прикладные экономические знания; аспекты безопасности жизнедеятельности (безопасность труда, технико-технологическая и экологическая безопасность); профессиональная ориентация.

За время обучения в школе учащиеся проходят следующие этапы обучения в предметной области «Технология»:

- начальная школа: элементарные трудовые и бытовые навыки, прикладное творчество, виды и простейшие технологии обработки материалов, информации и энергии, основы безопасности жизнедеятельности, становление и развитие творческих способностей;

практикоориентированности, ее прикладной направленности и связи с профессиональной, социальной и бытовой деятельностью человека

[3;4].

Обобщенно, структуру предметной области «Технология» можно представить через спектр

- средняя школа: углубление знаний, навыков, приемов работы с материалами, информацией и энергией, оценка уровня влияния технологий на все сферы жизнедеятельности, представление о профессиональной деятельности в различных областях «человек-машина», человек-человек», «человек-знак», развитие творческих способностей, основы графики, моделирования и дизайна, формирование знаний о предпринимательской деятельности, производстве конкурентоспособных товаров и услуг, рациональная организация деятельности;

- старшая школа: усиление профессиональной направленности и профессиональной ориентации учебной деятельности с учетом конъюнктуры рынка, получение навыков предпринимательства и организации бизнеса, возможность получения начальной профессиональной подготовки.

научные знания других дисциплин, следующих направлений, см. рисунок 1.

Рисунок 1. - Структура предметной области «Технология»

Современные ученики примерно со среднего звена школы все чаще задают вопрос - «для чего нам учиться тому или иному предмету?». Хорошие оценки по всем дисциплинам и проявление необходимой активности по всем направлениям обучения встречаются достаточно редко, даже у сильных учеников. Значимость приобретенных знаний и навыков для планируемой сферы деятельности имеет решаемое значение, дисциплины делятся на «нужные» и «ненужные», и, как правило, предмет «Технология» в этот список не попадает. А между тем, при изменении функций и направления обучения, учитель технологии может предстать как эксперт и координатор, позволяющий осуществить интеграцию аспектов потенциальной

заинтересованности ученика, научая их наравне с технологическими навыками управленческой деятельности, организаторским и

предпринимательским основам, экономической грамотности, развивая функции успешных управленцев и бизнесменов. Здесь как нельзя лучше, выявится профессиональная

направленность ученика, осуществится возможный выбор сферы приложения его способностей и знаний, формирование интереса, мотивации и стимула обучения.

Поставленные задачи формирования готовности учеников к бытовой, социальной и

профессиональной деятельности через образовательную область «Технология» во многом зависят от состояния подготовки будущего учителя технологии в высшем профессиональном образовании, интегрирующей два направления: педагогическое и технологическое в рамках границ ФГОС ВО [5;6]. Современная подготовка будущего учителя акцентирует внимание на его профессиональной мобильности, гибкости и адаптации в условиях реальной профессиональной деятельности, усилению составляющей организации и контроля будущей деятельности.

Широта охвата необходимых теоретических знаний и практических навыков будущего учителя технологии, способного к педагогическому творчеству и инновациям в многовариантной предметной области «Технология» ставит задачу формирования и развития всех составляющих его профессиональной компетентности, готовности реализации технологического и

предпринимательского образования в средней школе. Решение данных задач основывается на значительных изменениях, модернизации профессиональной подготовки будущих учителей, которая должна отражать современные тенденции развития технологии и предпринимательства, достижения педагогической науки в области

методологии, теории и практики.

Литература:

1. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

2. Атутов П.Р. и др. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе / П.Р. Атутов, Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненно, О.А. Кожина, В.П. Овечкин // Школа и производство. - 1999. - №№ 1.

3. Епанешников В.В. Реализация квазипрофессиональной образовательной среды в профессиональной подготовке учителя школы / В.В. Епанешников // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4(117). - С. 76-80.

4. Искандарова Г.К., Епанешников В.В., Кашфразыев А.И. Методика актуализации информационных технологий по дисциплине «техника транспорта, обслуживание и ремонт» / Г.К. Искандарова, В.В. Епанешников, А.И.

Кашфразыев // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3. - С. 330.

5. Епанешников В.В., Мирзанагимова Ф.И., Казаков А.Н. Организация образовательного процесса на инженерно-технологическом факультете в условиях подготовки бакалавров профессионального образования / В.В. Епанешников, Ф.И. Мирзанагимова, А.Н. Казаков // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития», Екатеринбург, 2013. - С. 48-49.

6. Исламов А.Э., Ахметов Л.Г. Педагогическое обеспечение формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии / А.Э. Исламов, Л.Г. Ахметов // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №> 2(109). - С. 29-34.

Сведения об авторе:

Исламов Артем Эдикович (г. Елабуга, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального обучения Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: dimban@rambler.ru

Data about the author:

А. Islamov (Yelabuga, Russia), candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of the Department of theory and methodology of professional education Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: dimban@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.