Научная статья на тему 'Алгоритм внедрения вариативной дисциплины в профессиональную подготовку будущих бакалавров'

Алгоритм внедрения вариативной дисциплины в профессиональную подготовку будущих бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАРИАТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / АЛГОРИТМ / PROFESSIONAL PREPARATION / TEACHER EDUCATION / THE VARIABLE DISCIPLINE / TECHNOLOGY TEACHER / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламов Артем Эдикович

В статье приведен алгоритм внедрения вариативной дисциплины в профессиональную подготовку в вузе, и рассмотрена его реализации на примере дисциплины «Менеджмент в образовании» направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование, профиль «Технология и предпринимательство», специальность учитель технологии. На основе современных требований, анализа федеральных стандартов и видов деятельности будущего учителя технологии проведено дополнение стандарта организационно-управленческой компетентностью, формирование которой осуществляется посредством вариативной дисциплины «Менеджмент в образовании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исламов Артем Эдикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM IMPLEMENTATION OF THE VARIABLE DISCIPLINE IN TRAINING FUTURE BACHELORS

In article the algorithm of implementation of diversified disciplines in training at the University and considered its implementation on the example of discipline "Management in education" direction of training 050100.62 Pedagogical education, profile "Technology and entrepreneurship" specialty the teacher of technology. On the basis of modern requirements, analysis a Federal standards analysis activities of the future teacher of technology produced by the addition of standard organizational and managerial competence, the formation of which is variable by discipline "Management in education".

Текст научной работы на тему «Алгоритм внедрения вариативной дисциплины в профессиональную подготовку будущих бакалавров»

УДК 378

АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

А.Э. Исламов

Аннотация. В статье приведен алгоритм внедрения вариативной дисциплины в профессиональную подготовку в вузе, и рассмотрена его реализации на примере дисциплины «Менеджмент в образовании» направления подготовки 050100.62 - «Педагогическое образование, профиль «Технология и предпринимательство», специальность - учитель технологии. На основе современных требований, анализа федеральных стандартов и видов деятельности будущего учителя технологии проведено дополнение стандарта организационно-управленческой компетентностью, формирование которой осуществляется посредством вариативной дисциплины «Менеджмент в образовании».

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическое образование, вариативная дисциплина, учитель технологии, алгоритм.

ALGORITHM IMPLEMENTATION OF THE VARIABLE

DISCIPLINE IN TRAINING FUTURE BACHELORS

A. Islamov

Abstract. In article the algorithm of implementation of diversified disciplines in training at the University and considered its implementation on the example of discipline "Management in education" direction of training 050100.62 - Pedagogical education, profile "Technology and entrepreneurship" specialty - the teacher of technology. On the basis of modern requirements, analysis a Federal standards analysis activities of the future teacher of technology produced by the addition of standard organizational and managerial competence, the formation of which is variable by discipline "Management in education".

Keywords: professional preparation, teacher education, the variable discipline, a technology teacher, the algorithm.

Современные условия организации обучения в высшей школе заключаются в стремлении снизить функциональный разрыв между профессиональной подготовкой и

профессиональной деятельностью. Вариативная составляющая образовательных программ предоставляет возможности усилить тот или иной образовательный компонент или дисциплину, сформировать новые качества выпускников, способствующие их эффективной адаптации в будущей профессиональной деятельности. Дисциплины, входящие в вариативную часть ФГОС, обеспечивают результативность запросов потенциальных работодателей, региональных потребностей в кадрах и прочее. Вариативная составляющая образовательной программы призвана не только расширить функции обучения, но и отразить специфику образовательной организации.

Приведем алгоритм (этапы) внедрения дисциплины вариативной части ФГОС в профессиональную подготовку:

1) обоснование введения вариативной дисциплины;

2) введение дополнительных компетенций (компетентности) на основе требований ФГОС, запросов работодателей и обучающихся;

3) определение цели дисциплины, принципов отбора и проектирования содержания дисциплины;

4) интеграция выбранной дисциплины с другими дисциплинами; определение ее роли и места в профессиональной подготовке будущего бакалавра;

5) отбор и проектирование содержания дисциплины с учетом современного состояния науки и практики;

6) определение методов и технологий формирования выделенных профессиональных и общекультурных компетенций в ходе освоения дисциплины;

7) разработка диагностического инструментария оценки сформированности выделенных компетенций в рамках вариативной дисциплины.

Приведем в действие данный алгоритм на примере дисциплины «Менеджмент в образовании» в образовательный процесс для направления обучения 050100.62 -«Педагогическое образование, профиль «Технология и предпринимательство»», специальность - учитель технологии.

Этап 1. Необходимость введения в учебный процесс данной дисциплины определена на

основе учета: современных требований к будущему учителю технологии; запросов потенциальных работодателей к компетенциям выпускника; выявленных пробелов в образовательной программе в области знаний и распространения современных технологий менеджмента; потребностей обучающихся в сфере личностного роста и развития. Освоение дисциплины «Менеджмент в образовании» является необходимой основой для последующей профессиональной деятельности бакалавров и предусматривает усиление организационно-управленческой подготовки будущего учителя технологии.

Этап 2. Процесс изучения дисциплины «Менеджмент в образовании» направлен на формирование следующих компетенций (формулировки ФГОС): общекультурных компетенций (ОК): ОК-2; ОК-9; ОК-26; профессиональных компетенций (ПК): ПК-1; ПК-4; ПК-10; ПК-18; ПК-34;

Поскольку представленные в стандарте формулировки носят несколько обобщенный характер, то из состава профессиональных и общекультурных компетенций (определенных в ФГОС) на основе запросов социума и требований к профессиональной деятельности, мы выделяем организационно-управленческую компетентность будущего учителя технологии как интегративную характеристику личности, отражающую его способности, функциональные возможности и готовность к осуществлению планирования, координации, оптимизации, стимулирования и творческого развития деятельности учеников в предметной области «Технология» и собственной деятельности; ее когнитивный, планово-прогностический,

функциональный и деятельностный

компоненты; приводим их содержание и уровни формирования.

Этап 3. Целью дисциплины «Менеджмент в образовании» является освоение современных концепций менеджмента, теории организации и поведения на различных уровнях образовательной организации, формирование навыков эффективного руководства и организации учебного процесса в образовательной организации, формирование профессиональной компетентности в организационно-управленческой деятельности.

Рассматривая процесс проектирования содержания дисциплины как разработку и внедрение проекта, целью которого является формирование организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии,

построим дерево целей как иерархическую структуру, см. рис. 1.

В представленном дереве целей выделена «вершина» (миссия, генеральная цель) и формирующие ее поэтапно «ветви» - цели нижних уровней. Все цели увязаны в единое видение - совершенствование

профессиональной подготовки будущего учителя технологии. Последняя компонента -«листья», образуют задачи, решение которых обеспечивает достижение целей верхнего уровня.

Данная структура обусловливает выделение необходимых знаний, умений, навыков, компетенций в области образовательного менеджмента, формирующихся в рамках выделенной дисциплины на уровне стратегических целей, определение тем дисциплины «Менеджмент в образовании» и постановку задач для решения в ходе практикума.

Этап 4. Изучение дисциплины «Менеджмент в образовании», относящейся к дисциплине по выбору профессионального цикла, базируется на знаниях и компетенциях, приобретенных при изучении дисциплин гуманитарного,

социального и экономического циклов (Б.1) и естественно-научного цикла (Б.2) в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Технология».

Дисциплина «Менеджмент в образовании» изучает научные основы образовательного менеджмента; образовательные стандарты, сущность образовательного маркетинга и конкурентоспособности образовательных

организаций; стратегическое, тактическое и оперативное планирование; современные технологии: управления персоналом,

организации и планирования деятельности; организационные отношения; управление человеком и управление группой; конфликтологию и деловое общение в сфере образования.

Для освоения содержания дисциплины «Менеджмент в образовании» студенты используют знания, умения, навыки и компетенции, сформированные в процессе изучения таких дисциплин как «Педагогика», «Психология», «Основы современного производства», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Основы производства», «Нормативно-правовое

обеспечение образования», «Основы предпринимательства», «Методика обучения и воспитания (технологическое образование)» и учебной практики. Дисциплина изучается на 4 курсе в 8 семестре.

ЗНАТЬ:

- понятийный аппарат (используемые термины и определения) современного менеджмента;

- современные технологии менеджмента;

- основные принципы, организационные формы, технологические методы и приемы управления процессами образовательной организации;

- принципы проектирования учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;

- основы профессиональной этики и делового общения.

УМЕТЬ:

- осуществлять целеполагание, планирование и прогнозирование эффективности образовательной деятельности на уровне процессов и образовательной организации;

- проводить оценку образовательной среды образовательной организации;

- определять административные ресурсы развития образовательной организации;

- использовать на практике современные технологии менеджмента;

- организовать межпрофессиональное взаимодействие сотрудников образовательной организации;

- определять и создавать условия для продуктивной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;

- продуктивно использовать формы современных деловых коммуникаций.

ВЛАДЕТЬ:

- терминологией образовательного менеджмента;

- организационным инструментарием для управления процессами образовательной организации;

- технологиями современного менеджмента;

- техникой эффективного общения;

- навыками анализа полученных результатов управленческой деятельности, методами принятия управленческих решений.

ДЕМОНСТРИРОВАТЬ СПОСОБНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ:

применять полученные знания на практике.

ОСВОЕНИЕ ЗАДАНИИ ТЕМЫ

1 У

ОПЕРАТИВНЫЕ ЦЕЛИ

Рисунок 1. - Дерево целей организационно-управленческой подготовки будущего учителя технологии

Приобретенные знания, умения и навыки при изучении дисциплины «Менеджмент в образовании» должны помочь будущим учителям технологии при организации управленческой деятельности в образовательной организации в новых социально-экономических условиях. Рассматривая образовательную сферу с позиции места в экономической системе страны, определяющей ее перспективное развитие, бакалавры знакомятся с теорией и практикой современного образовательного менеджмента на стратегическом (управление общеобразовательными организациями),

тактическом (планирование и организация образовательной деятельности в организации общего образования) и оперативном уровнях (реализация и контроль образовательной деятельности в организации общего образования).

Этап 5. Проектирование содержания дисциплины, отбор и структурирование тем, установление связей, оптимальная компоновка достаточно широко разработаны в профессиональном образовании (А.П. Тряпицына [2], Л.И. Гурье [3], М.Н. Скаткин [4], В.В. Краевский [5], И.А. Колесникова [6] и др.).

На каждом этапе развития образования, смене образовательной парадигме происходит трансформация критериев отбора содержания дисциплины, что неизбежно влечет за собой обновление содержания, методик и способов организации обучения. Мы опираемся на модель процесса проектирования содержания учебной дисциплины, разработанную О.В. Вендиной [7] в диссертационном исследовании, использующую компетентностный подход как

«методологический регулятив». Действительно, при отборе содержания в текущих условиях необходимо соблюсти баланс между необходимой ориентацией на рынок труда и сохранением научности содержания обучения при усилении практической направленности. Предлагаемые Вендиной О.В. принципы отбора содержания: соответствия социальному запросу, обеспечения научной и праксиологической значимости учебной информации, учета возможностей технологий обучения,

обеспечения единства содержания

профессиональной подготовки и личностного развития определяют структуру

рассматриваемой учебной дисциплины «Менеджмент в образовании».

Таким образом, критериями отбора содержания дисциплины «Менеджмент в образовании» в условиях реализации компетентностного подхода можно считать:

- модель современной профессиональной деятельности будущего учителя технологии;

- учет требований ФГОС по направлению подготовки «Технология»;

- совокупность необходимых и достаточных знаний, умений, навыков, обеспечивающих формирование способности и готовности осуществлять требуемые действия в сфере педагогики общего образования (набор профессиональных компетенций, в том числе, и компоненты организационно-управленческой компетентности);

- определение разделов дисциплины и тем предметной области (в нашем случае, образовательного менеджмента) на теоретическом и практическом освоении которых происходит формирование выделенных компонентов компетентности;

- установление содержания практических занятий, способов формирования выделенных компонентов компетентности в рамках дисциплины, что обусловливает определение действий педагога и требования к материально-техническому обеспечению дисциплины;

- распределение учебного материала на установленное время освоения дисциплины с учетом времени на самостоятельную работу студентов;

- определение критериев и уровней усвоения изучаемой дисциплины, в том числе и оценка уровня формируемой организационно-управленческой компетентности.

Формируемое содержание учебной дисциплины «Менеджмент в образовании» является дидактической трансляцией системы научных знаний и практического опыта предметной области, необходимых для освоения выделенного набора знаний, умений, навыков и компетенций.

На основе анализа научной теории в области общего и педагогического менеджмента и практического обоснования методов и подходов к организации и управлению в образовательных заведениях нами выделены два основных раздела проектируемой дисциплины «Менеджмент в образовании»: теория менеджмента в образовании и практика менеджмента в образовании.

Этап 6. Определение методов и технологий, используемых в учебном процессе освоения дисциплины «Менеджмент в образовании», основано на содержании практических занятий. Нами использовано сочетание традиционных (лекции, семинары, защиты рефератов) и интерактивных (работа в интегрированной информационно-образовательной среде,

проекты, деловые игры, тренинги и др.) методов обучения, в совокупности осуществляющих формирование выделенных способностей и готовности будущих учителей технологии к организационно-управленческой деятельности на уровне урока, учебного процесса, образовательной организации.

Этап 7. Диагностика освоения дисциплины «Менеджмент в образовании» вариативной части ФГОС.

В рамках учебного процесса оценивание результатов обучения происходит на основании принятой в образовательной организации балльно-рейтинговой системе. Суммарно по дисциплине «Менеджмент в образовании» можно получить 100 баллов, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля - в 50 баллов. Для допуска к традиционному экзамену студенту необходимо набрать минимум 28 баллов (результаты оценки практических и самостоятельных работ, посещаемости, активности на лекциях и проч.). Сам экзамен оценивается максимум в 50 баллов.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами оценивается также результат формирования организационно-управленческой

компетентности будущего учителя технологии на основе анализа действий обучающихся в ходе практических занятий и педагогической практики. Оценка производится на основании выделенных компонентов организационно-управленческой компетентности и критериев их освоения.

Таким образом, при формировании содержания дисциплины вариативного цикла нами учтены: требования к результатам освоения образовательной программы по ФГОС, социальный запрос, современный уровень достижения науки и практики образовательного менеджмента; когнитивный компонент отражен в тематике лекционных занятий; деятельностный - в практической и самостоятельной работе будущего учителя технологии; а планово-прогнозный и диагностический - в обоих разделах.

На основании выбранных критериев осуществлен отбор содержания и разработана рабочая программа дисциплины «Менеджмент в образовании» из вариативной части ФГОС. Данная программа внедрена в учебный процесс Казанского (Приволжского) федерального университета в рамках опытно-экспериментальной работы.

Литература:

1. Исламов А.Э. Структура организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства / А.Э. Исламов // European Social Science Journal. - 2014. - № 11. -С. 289-297.

2. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ / А.П. Тряпицына // Петербургская школа. - СПб, 1994. - С. 79-90.

3. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие / Л.И. Гурье. - Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2004. -212 с.

4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики: 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.

5. Краевский В.В. Общие основы педагогики: уч. для студ. высш. пед. уч. зав. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

6. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

7. Вендина О.В. Проектирование содержания учебной дисциплины на компетентностной основе: на примере дисциплины «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей: дис ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Вендина. - Ставрополь, 2011. - 179 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе:

Исламов Артем Эдикович (г. Елабуга, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального обучения Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: [email protected]

Data about the author:

А. Islamov (Yelabuga, Russia), candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of the Department of theory and methodology of professional education Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.