МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИР УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ОБ В МОДУЛЬНОЙ
С.Г. Григорь
Московский горсткой педагогический университет 1 Кафедраинформатки и прикладной математики ШеремеТьвШКая ул^29, Москва, Россия, 127521 2 Кафедра биаиогии, экологии и методики обучения биол улЩвчулша, 1, Москва, Россия, 105568
ПОДГОТОВКА АЗОВАНИЯ АТУРЕ
В статье представ, туры по направлени: разования).
Ключевщ
програм
ьтаты разработки основной образова «Педагогическое образована
гическая магистратура, модул
аммы магистра-еднего общего об-
бучения, образовательная
хся-мигрантов, детей с огра-вттрудностями в социальной адап-компетенций с учетом специальных и формировании личности педагога
вление« школах значительного коли
►возможностями здоровья, школы эебует формирования у бу вательных потребностей ует учитывать глобальные вызовы XXI века, связанные с информатизацией всех сфер общества, доминированием Экранной формы восприятия информации, увели чением материальной ценности знания и интеллектуализацией профессиональной деятельности.
На поиск решения^® пробам направлен проект по разработке новых модулей педагогической м а г истоаГурыг п р ед полагающ и х профессионально ориентированную практику будущих учителей среднего общего образования в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций. В ходе реализации проекта разрабатывалась и апробировалась модульная система обучения, в которой преобладала исследовательская составляющая. Такой подход направлен на подготовку учителя среднего общего образования к инновационной профессиональной деятельности.
Коллектив разработчиков новых модулей педагогической магистратуры старался учесть усиливающуюся в мировой образовательной практике тенденцию интеграции содержания образования. При реализации проекта модуль проектировался как специально выделенный блок содержания образования, связанный с другими модулями.
Благодаря легкой модернизации модульная педагогическая магистратура обладает преимуществами по сравнению с традиционной. Так, при традиционной системе существует избыточный объем информации, поскольку один и тот же учебный материал часто рассматривается в разных дисциплинах. Это приводит к неоправданному дублированию. В результате возникают пробелы, иногда отсутствуют взаимосвязи между учебными дисциплинами.
Модульная система педагогической магистратуры позволяет устраниЗЪ^казанные недостатки и формировать специальные направления для групп студентов, намеренных приобрести квалификацию учителя среднего общего о б разод^няя в модуле каждая учебная дисциплина рассматривается как предмет деятельности магистранта. При таком подходе усвоение учебного материала происхюдиц|^роцессе профессиональной деятельности, содержание образования яалД|тсяУредством регуляции этой деятельности, а формы организации учебной работы используются для воссоздания усваиваемого содержания.
В модульной магистратуре предусмотрены следующие виды профессиональной деятельности: педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская.
При проектировании основной^бразовательной программы магистратуры по направлению подготовки «ПедагоТ^|£ское^!^азование» (Учитель среднего общего образования) на основе модульной системы разработчики руководствовались прин ципами:
— целенаправленности, предполагающим соответствие целещеодерЖания, форм, средств, результатов освоения образовательной программы социальным и профес сиональным ориентирам.
— непрерывности^профессионального образованияЖапрввлеШым на развитие личности в течение всей жизни, в соответствии с ее интересами, потребностями, способностями^^°1можностями достичь вершинипрофеЯсионального мастерства;
— ссшальндйобу'словленности, обеспечивающим признание приоритета социально значимых требований к профессионально-Ъедаг1гической подготовке, установление взаимосвязи между всеми компонентами образовательного процесса: мо-
геаииЗнно-целевым, содержательным-Лргашизадионно-деятельностным, оценоч-ю-ре1ультативным, логико-информайиожн^^ управленческим;
^ вариативности, конкретизииующ^м^^>оразовательной программе объекты, предметы и явления в соответствии со спецификой образовательного учреждения, образовательными маршрутами, особенностями учебных планов и программ дис-'циплин;
— инновационности новшеств в соответст эксперимент — экспе экспертиза).
При разработке направлений развития магистратуры следует руководствоваться системным представлением о профессионально-педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом педагога. К перспективными темам магистерских диссертаций в рамках разработанной программы относим: системный анализ целей, средств, форм и методов формирования ИКТ-компетентности в общем среднем образовании; развитие информационной компетентности как важная общего среднего образования; системное формирование информационной культуры в среднем общем образовании; моделирование новых направлений информатизации
чающимся в создании и поддержке педагогических инновационного цикла (инициатива — локальный ирокий эксперимент — экспертиза — нововведение —
среднего общего образования; стандартизация телекоммуникационных возможностей как резерв повышения эффективности общего среднего образования; создание и использование предметно-ориентированных образовательных информационных ресурсов для повышения эффективности общего среднего образования; использование ИКТ в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников; использование новых информационных технологийщ^алльно-рей тинговой оценке образовательных результатов учащихся 10—11^ла«а
Для формирования более ясной картины представим модули^снввной профес сиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования).
Модуль «Основы современной системы среднего общег развитие у магистрантов компетенций, обеспечива циями педагога, проектирования и реализации о грамм среднего общего образования. Задачи м, подготовку учителя средней школы к выпол ных в профессиональном стандарте пед;
ия» направлен на ение трудовыми функ-еобразовательных про-и в том, чтобы обеспечить: овых функций, представление магистрантами опытом при-
менения сравнительного анализа систем общего образования, существующего в различных странах, для совершенствования организации учебного процесса в средней школе; формирование систематизврованнИх^наний о закономерностях, содержании и конструировании образовательного^роцесса, ориентированного на выстраивание
го маршрута учащихся в разли условиях инклюзивного обучещЬя; ф7 сиональной компетентности учителя обенностях инновационной деятельности
реждениях мирование дней шко-енеджмента
анной с распро-
индивидуального образователь системы образования, в том числе и развитие у магистрантов пр лы в области знаний о
в образовании; овладен^®^агистрантов трудовой функциежсв странением культурных ценностей через систему образования.
Модульхаетаитдз базовой дисциплины «Систамасреднесо общего образования: нормативно-правовая база и структурно-функцивнальные особенности». Вариативные дисциплины этого модуля для магистрантов, имеющих базовое педагогическое ?ание^\Зарубежные образовательныш^системы^ совершенствование подго-ля средней школы в условияX|£ЛобlaИадfeи образования»; «Инклюзивное |ие в средней школе: интеграция^ежй «свграниченныши возможностями здо-' образовательное ппостпаыстЦд^^Тляюбучающихся, не имеющих базового педагогического образования, вариативные дисциплины: «Конструирование учебно-воспитательного процесса вареднейобщеобразовательной школе»; «Развитие российской системы образования»АДисциплины по выбору в этом модуле: «Инновационные технологии менеджмента в управлении образовательным процессом в средней школе»; «Стратегии^УЛЫтУpЦо-Просветительской деятельности учителя средней школы».
Модуль «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса в сред ней школе» направлен на развитие у обучающихся компетенций, обеспечивающих овладение трудовыми функциями педагога, способного осуществлять образовательную деятельность с применением современных методов и технологий обучения и воспитания, формирование универсальных учебных действий и ИКТ-компетенций. Задачи модуля состоят в том, чтобы дать магистрантам возможность изучать и применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, необходимые учителю средней школы, согласно ФГОС среднего общего образования.
Модуль состоит из базовой дисциплины «Методы и технологии целостного образовательного процесса средней школы». Вариативные дисциплины этого модуля для учащихся, имеющих базовое педагогическое образование: «Технологии систем-но-деятельностного подхода в профильном обучении»; «Современные методы формирования УУД старшеклассников». Магистрантам, не имеющим базового педагогического образования, предлагались вариативные дисциплины: «Педагогические технологии взаимодействия с учащимися старших классов»; «Современные методы организации обучения в старшей школе». Дисциплины по выб «Педагогические технологии инклюзивного образования в
логии организации воспитательной работы со старше
Модуль «Индивидуализация и дифференциация учебно-щимися разных категорий» направлен на формирование у
знаний и умений, трудовых навыков и компетенци ществлять педагогическую деятельность по и^нвльзш способов и методов, способствующих разви честв учащихся, дифференциации обучения
этом модуле: ле»; «Техно-
и».
ьной работы с уча-
истрантов необходимых оляющих успешно осу-ю педагогических средств, дуальных и личностных ка-ей школе. Задачи модуля: фор-
мирование компетентности магистрантов, обеспечивающей способность осуществлять анализ уровня развития внутренних ресурсов учащихся для проектирования различных организационных ф0р\и содержания психолого-педагогической поддержки каждого ученика в личностно ориентированном образовательном процессе; освоение магистрантами профессиональных навыков выбора и проектирования способов педагогического взаимодействия с различными категориями старшеклассников
(проявивших выдаю является родным; ями поведения, п странтов умений ан образовательную с форта для всех ной компетентности магистрантов в области про следований старшеклассников; формирова
еся способности; школьников, для которых русский язык не ся с ограниченными возможностями здоровья, с девиаци-им в трудные жизненные ситуации); формирование у маги-зировать качество и проектировать здоровьесберегающую обеспечивающую высокий уровень психологического ком-тов образовательного процесса; формирование профессиональ-
психодиагностических ис-нтов психологической ком-
етентности по взаимодействию с рофессиональной компетентности маги опровождения обучения и раз одуль состоит из базовой дисцип
одростками; формирование )в в сфере психолого-педагогическо-классников. 1ы «Внешние и внутренние ресурсы инди-
видуализированного и диф тивные дисциплины этог различными категориями дивидуализации в работе со провождение разви
енцированного обучения в средней школе». Вариа-одуля: «Технологии учебно-воспитательной работы с ихся», «Организация процессов социализации и ин-еклассниками», «Психолого-педагогическое со-классников». Дисциплины по выбору в этом модуле: «Формирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды», «Технологии эффективного взаимодействия учителя с проблемными детьми».
Модуль «Проектирование образовательной деятельности в средней школе» направлен на формирование у магистрантов личностных качеств, общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в сфере образования и культурно-просветительской деятельности. Модуль состоит из базовой дисциплины «Педагогическое проектирование в средней школе». Вариативные дисциплины этого модуля для учащихся, имеющих базовое педагогическое образо-
вание: «Профессиональное самоопределение учащихся средней школы», «Проектирование индивидуальный образовательных маршрутов школьников старших классов». Магистрантам, не имеющим базового педагогического образования предлагались вариативные дисциплины: «Психолого-педагогические основы образовательной деятельности», «Технологии проектирования образовательной деятельности в средней
бразователь-школе». обучающихся й, трудовых еятельность по про-онтроля и оценки
школе». Дисциплины по выбору в этом модуле: «Технология созда ных программ», «Проектирование системы методической работ Модуль «Оценка и мониторинг основных образовательных резу. в средней школе» направлен на развитие у магистрантов ум навыков, позволяющих успешно осуществлять педагогическу ектированию, организации и осуществлению педагоги образовательных результатов старшеклассников. З, бы обеспечить формирование профессионал! позволяющей: осуществлять анализ, систем учных исследований в сфере оценки и монитор зультатов обучающихся; изучать и оценивать возм ния старшеклассников; проектироватжсодер' териалов, форм и методов контроля в сре
результаты методического сопровожденияЧедагогов; объективно оценивать образовательные достижения учащихцяна основе тестирования и других методов контроля; интерпретировать информацию о^езультатах образовательных достижений учащихся.
Модуль состоит из базовой дисциплины «Система оценки результатов среднего общего образования: международный и отечественный опыт». Вариативные дисци-
ниторинг образовательных достижший^тарщеклассников», Ровных образовательных резулЫTатвI^буЧающихся в сред-етоды и виды контроля качества среднего общего образова-вания результатов среднего общего образования». Дисципли-' модуле: «Моделирование контрольно-измерительныи матери-зование и интерпретация системы оценки обучающихся в средней
ля состояли в том, что-нтности магистрантов, бобщение результатов на-овных образовательных ре-ности, потребности и достижение контрольно-измерительных ма-ей школе; исследовать и оценивать
плины этого модул «Оценка и монито ней школе», «Формы, ния», «Ме ны по алов»,
ектировании образовательно руководствовались едиными правила
?еметвенности программ бакала целевых аудиторий абитуриентов (имею
ы разработчики каждого модуля ание модуля проектируется с учетом гстратуры, наличия интересов разных ¿их или не имеющих базового педагогиче-
ского образования); дисцип гкартину предметной обла! I процессов, методов и спо рованных трудовых действи гогические особенн
íа базовой части формирует целостную, обобщенную одуля, системный взгляд на динамику развития ее ! деятельности, синтезирует особенности актуализи-жативные дисциплины углубляют психолого-педа-ёания базовой дисциплины с акцентом на управление учебно-воспитательныЩороцессом (для целевой аудитории, не имеющей базового педагогического образования) и с акцентом на управление качеством образования (для целевой аудитории, имеющей базовое педагогическое образование); дисциплины по выбору направлены на реализацию профессионально-прикладных видов деятельности, углубляют методические потребности и интересы магистрантов.
Такой подход позволил обеспечить содержательную и структурную подвижность модульной системы, предоставил возможность интеграции содержания и дифференциации образовательного процесса, предоставил композиционную свободу его частей на основе учета разных факторов. Подводя итоги подчеркнем, что основной идеей
проекта было изменение требований к результатам освоения основной образовательной программы посредством соотнесения общепрофессиональных, общекультурных и профессиональных компетенций, определяемых ФГОС высшего образования, с компетенциями профессионального стандарта педагога. С этих позиций разработчики образовательной программы модульной педагогической магистратуры искали новые подходы к проектированию содержания и технологий реализации учебных дисциплин, позволяющие развивать у магистрантов компетенции в области оценки и мониторинга результативности образования, а также профессионального развития
педагога.
ЛИТЕРАТУРА
[1] [2]
[3]
[4]
[5]
[6] [7 [8
стандартов нового поколе-
образовательных достижений овершенствования управления ка-рограммы в образовании. — 2010. —
[1 [2
[3]
[4]
[5]
[6] [7]
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход ния // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18—22 БолотовВ.А., Ковалева Г.С. Опыт России в о1 школьников. Каковы современные пути и с' чеством образования? // Инновацион № 5. — С. 3-11.
Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные демагогические и информационные техно логии в системе образования:мЧвшое пИввие. — М.: Академия, 2010. — 272 с. Вербицкий А.А., Ларионова ОГ^ичнштный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. —^.логос, 2009. — 336 с. ^^^
Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гршшкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы: методическое пособие^ М.: Дрофа, 2009. — 156 с. ж ^^^ Ш Звонников В.И., Чщшкова~МБ. Современные средства оценивания результатов обучения. — М.: Академия^—^007. — 224 с. ^ Реморенко И.МЪшжое управление для разного образования.—тПб^Агентство образовательного сотрудничества, 2005. — 368 с.
РозовН^Х^Ваорияр практика инновационной деятельности в^разовании. — М.: МАКС Пр
СуШатЯхцн С.В. Требования ФГОС к учебно-иссведова|рльской и проектной деятель
сти дет!й // Биология в школе. — 2013. —^го0—68. ум тохин С.В., Жимирикина А.В. О проблемах#всЛитания педагогически запущенных |удных детей // Биология в школе^^0151|— № 2. — С. 14—22
Asmolov A.G. Sistemno-dej Pedagogika. — 2009. -Bolotov V.A., Kovaleva Kakovy sovremenny^ui Innovacionnye pr
ATURA
l'nostnyjpodhod k razrabotke standartov novogo pokolenija // —S. 18—22.
iii v oblasti ocenki obrazovatel'nyh dostizhenij shkol'nikov. sovershenstvovanija upravlenija kachestvom obrazovanija? // mmy v obrazovanii. — 2010. — № 5. — S. 3—11. Buharkina M.Ju., PoWfE.S. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija: uchebno^osobie. — M.: Akademija, 2010. — 272 s.
VerbickijA.A., Larionova O.G. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii. — M.: Logos, 2009. — 336 s.
Kuznecov A.A., Grigor'ev S.G., Grinshkun V.V. Obrazovatel'nye jelektronnye izdanija i resursy: metodicheskoe posobie. — M.: Drofa, 2009. — 156 s.
Zvonnikov V.I., Chelyshkova M.B. Sovremennye sredstva ocenivanija rezul'tatov obuchenija. — M.: Akademija, — 2007. — 224 s.
Remorenko I.M. Raznoe upravlenie dlja raznogo obrazovanija.— SPb.: Agentstvo obrazovatel'nogo sotrudnichestva, 2005. — 368 s.
[8] Rozov N.H. Teorija i praktika innovacionnoj dejatel'nosti v obrazovanii. — M.: MAKS Press, 2007. — 79 s.
[9] Sumatohin S.V. Trebovanija FGOS k uchebno-issledovatel'skoj i proektnoj dejatel'nosti detej // Biologija v shkole. — 2013. — № 5. — S. 60-68.
[10] Sumatohin S. V., ZhimirikinaA.V. O problemah vospitanija pedagogicheski zapushhennyh i trudnyh detej // Biologija v shkole. — 2015. — № 2. — S. 14-22.
PROFESSIONALLY ORIENTED TRAiNING OF TEACHERS OF SECONDARY GENERAL EDUCATdNnN THE MODULAR
MAGISTRACY
S-VJSumatokhin2
1 Computer SfienCkjnd Applied Mathematics Chair Shereme0tQskaya Sw,29, Moscow, Russia, 127521 2 Department ofpiologyrncology and technique of training of bi Checfculin Sir., 1, Moscow, Russia, 105568 city pedagogical university
Results of develop jjfthS^ain educational program of a magistracy«! e dj^lbtion of preparation «Pedagogical education teacher of the secondary general education) are Seated in article.
hi teacher of the secondary general edudtUn) are ^icll magistracy, modular system of traimag,eiuca!lon'
o
nal program, teacher.