Сведения об авторе: Кабланова Аделя Кинесаровна,
аспирант, кафедра педагогики высшей школы, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.
&mail: [email protected]
Information about the author: Kablanova Adelya Kinesarovna,
Postgraduate student,
Department of Higher School Pedagogy,
Orenburg State Pedagogical University,
Orenburg. Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.26
Е.А. Конопацкая
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
В статье рассматривается процесс формирования общекультурных компетенций будущих учителей иностранного языка в процессе профессиональной подготовки на базе Казанского (Приволжского) федерального университета. Проведён анализ стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62: Педагогическое образование. Рассмотрены традиционные и инновационные технологии обучения, способствующие овладению практическими умениями и навыками самореализации в сфере профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурные компетенции, учитель, профессиональная подготовка, гуманитарная направленность.
TECHNOLOGY OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS - THE FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN THE VOCATIONAL TRAINING IN MULTICULTURAL EDUCATION SPACE
OF THE UNIVERSITY
The process of formation of common cultural competence of future teachers of a foreign language in the course of vocational training on the basis of Kazan (Volga) Federal University is discussed. The standard of higher education in the direction of preparing 050100.62 Teacher education is analyzed. Ttraditional and innovative learning technologies to facilitate mastery of practical skills and habits of self-realization in professional educational activities are considered.
Key words: competence approach, general cultural competence, teacher training, humanitarian
E.A. Konopatskaya
focus.
^ На протяжении последних лет пра- рамках Концепции модернизации рос-
^ вительство Российской Федерации осу- сийского образования, основной целью ш ществило ряд значимых мероприятий в которых являлось повышение качества
го с о
X
о
и экономической эффективности образования на основе компетентностно-го подхода. Компетентностный подход фиксирует новую модель образования, то есть такую систему целеполагания, планирования, организации и оценки учебного процесса, в которой основным образовательным результатом выступают компетенции выпускников вуза [4]. В связи с этим были разработаны и внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в основу которых положен данный подход в соответствии с Болонским процессом.
В рамках подготовки специалиста, отвечающего требованиям времени, в соответствии со стандартом нового поколения, наряду с профессиональными и общепрофессиональными компетенциями, выделяются общекультурные компетенции. Однако, как показывают исследования, большинство студентов не в полной мере владеют необходимым уровнем сформированности общекультурных компетенций. Студенты испытывают затруднения в общении с представителями других культур, прослеживается в определённой мере отсутствие уважения к языкам, традициям других народов и национальностей, что доказывает недостаточный уровень развития их общей и профессиональной культуры.
Создание культуросообразной среды в системе высшего профессионального образования направлено на реализацию целей и задач гуманистической концепции образования на всех этапах педагогического процесса. Использование обучающих, воспитывающих и развивающих функций изучаемых дисциплин в вузе невозможно без проектирования внутренней культуросообразной среды. Целью образования является развитие духовных сил, становление человека как субъекта культуры, а содержание образования определяется как социальный и культурный опыт, являющийся основой решения жизненно важных задач педагога и студента.
Результатом культуросообразного образования является глубокое овладение студентами культуры своего народа;
формирование у них представлений о многообразии культур; воспитание толерантного отношения к представителям других культур; формирование культуры межнационального общения и эффективного взаимодействия с представителями других наций и национальностей. В целом гуманитарно-художественное образование, строящееся на данных приоритетах, способствует культурному саморазвитию педагога и обучаемого в культурно-образовательном пространстве вуза.
С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательного процесса становится формирование ключевых, востребованных компетенций студентов-бакалавров. Например, профессиональной компетентности учителя и её важнейших составляющих - общекультурных компетенций и профессиональной культуры.
В рамках нашего исследования под общекультурными компетенциями мы понимаем развитие личности студента-бакалавра, способного к самопознанию, самореализации и самоопределению, к ориентации в пространстве культуры и диалогу с представителями других культур; способного применять профессиональные знания и умения на практике. Общекультурные компетенции включают в себя такие структурно-содержательные компоненты, как: национальную и общечеловеческую культуру; духовно-нравственные основы отношений, социальных явлений и традиций; мировоззрение, включающее систему взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, что, в конечном счёте, определяет нравственные характеристики личности студента и его поведение [5].
Более того, профессиональная компетентность педагога рассматривается нами как интегративное качество личности, характеризующее уровень её общей культуры и образованности в психолого-педагогической и предметной области знаний; готовность к продуктивной педагогической деятельности и самосовершенствованию; как владение необходимыми именно для педагога умениями и навыками, личностным опытом и лич-
ш
0
1
н о ю
го ^
X к ^ I
а
Ф ш
т О
^ со
Ф го ей
н
о ф
т
го ¡£
X
ф
_ 3
5 ¡8
* О о ^ Ф о.
Н
££ го ^
< и
к
го ^
го с о
X
о <
и]
ностными качествами (гуманистическая направленность, общительность, толерантность и др.)
Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования актуализирует проблему дидактического обеспечения компетентностно-ориентированного профессионального образования. Анализ проектов ФГОС показал, что в них заложен большой ин-тегративный потенциал, они характеризуют результаты подготовки выпускника не по каждой дисциплине (как это было ранее), а по циклу дисциплин в целом, что требует усиления междисциплинарных связей и одновременно создает возможности для междисциплинарного переноса знаний. Компетенция является продуктом интегративного, развивающего образования.
Проведённый анализ стандарта высшего профессионального образования является фундаментом совершенствования подготовки студентов-бакалавров и проектирования модели процесса формирования общекультурных компетенций современного учителя.
Понаправлениюподготовки050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Иностранный (английский) язык и второй иностранный язык» учебный план включает более 50 предметов профессиональной подготовки таких блоков учебных дисциплин, как: «Педагогика», «Методика обучения предметам», «Теория языка», «Современный иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», вариативная часть и другие.
В педагогический блок входят такие дисциплины, как: «Введение в педагогическую деятельность», «История образования и педагогической мысли», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика».
В блок методических дисциплин включены предметы: «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков (английский язык)», «Теория обучения иностранным языкам», «Технология и методика обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе» и другие.
Блок «Теория языка» состоит из следующих дисциплин: «История англий-
ского языка», «Теория и практика перевода», «Лексикология», «Стилистика» и другие.
В блоке «Современный иностранный язык» сгруппированы такие дисциплины, как: «Практический курс английского языка», «Практический курс второго иностранного языка», «Практическая фонетика» и другие.
Такие дисциплины, как: «Безопасность жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Паспорт здоровья школьников и отражение факторов здорового образа жизни», входят в профессиональный блок «Безопасность жизнедеятельности».
Значителен по объёму вариативный блок дисциплин профессиональной подготовки, который устанавливается вузом, даёт возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков, компетенций студентов. Данный блок позволяет студентам-бакалаврам получить углублённые знания и навыки для продуктивной профессиональной деятельности и продолжения обучения в магистратуре. В вариативную часть включены такие дисциплины, как: «Английский язык в сфере экономики», «Технологии подготовки к международным экзаменам», «Современные технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся», «Современные средства оценивания результатов обучения» и многие другие.
На основе проведённого анализа стандарта высшего профессионального образования нами был определён куль-туроформирующий потенциал ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), что позволило в дальнейшем разработать интегрирование содержание профессиональных дисциплин гуманитарной направленности и определить технологии его реализации в процессе формирования общекультурных компетенций будущего учителя.
Для реализации опытно-экспериментальной работы в соответствии с базой исследования нами был выделен ряд дис-
циплин профессиональной методической и языковой подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование: «Иностранный язык и второй иностранный язык», а именно: «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков», «Практический курс английского языка».
Методическая подготовка студентов-бакалавров реализовывалась нами путём интеграции в образовательный процесс материалов учебно-методических пособий: «Формирование общекультурных компетенций студентов в поликультурном пространстве вуза в процессе профессиональной подготовки (на примере курса "Методика обучения и воспитания в области иностранных языков")», «Терминологический глоссарий по методике обучения иностранному языку (часть I,
II)» [1; 2; 6].
Контекстное обучение отражает тенденцию соединения обучения с будущей профессиональной деятельностью, интеграцию обучения, науки и практики. В рамках данной технологии нами были использованы три формы деятельности студентов, а именно: учебная деятельность академического типа (лекции и практические занятия); квазипрофессиональная деятельность (кейс-технологии); учебно-профессиональная деятельность (педагогическая практика, написание научно-исследовательских работ). Логика построения практических занятий опиралась на переход от одной учебной задачи к другой, при этом рассматривались различные способы решения поставленной перед студентами задачи. Занятие всегда сопровождалось описанием или визуальной демонстрацией таких ситуаций, а также проведением детального анализа и объяснением причин их возникновения.
На занятиях по дисциплине «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков» нами использовалась технология World Café, направленная на предметное совместное обсуждение возможных сложившихся ситуаций на уроках английского языка в школе. Студенты были вовлечены в процесс обще-
ния в малых группах. Нашей целью было не только создание благоприятной атмосферы для общения в коллективе, но и формирование у студентов широкого взгляда на проблему, соединение различных точек зрения.
Рассмотрим подробнее языковую подготовку будущих учителей. Дисциплина «Практический курс английского языка», интегрируя с другими научными областями знаний, является мощным инструментом гуманизации и технического образования и выступает как средство приобретения знаний по выбранному направлению профессиональной деятельности, необходимых для дальнейшего их использования.
Данный курс в сочетании с другими теоретическими и практическими курсами, предусмотренными учебным планом, должен способствовать всесторонней подготовке учителя английского языка средней общеобразовательной школы, обеспечить его средствами для обучения учащихся, а также стимулировать дальнейшее профессионально-ориентированное совершенствование уровня владения английским языком.
Следуя цели освоения дисциплины «Практический курс английского языка», значимой, на наш взгляд, является образовательная технология Learning Together, использованная нами для отработки языкового материала, представляющего определенные трудности. После изучения учебного материала, студенты отметили, что вместе обучаться не только легче, но и значительно интереснее. При этом необходимо подчеркнуть, что эффективность касается не только академических успехов студентов, но и их интеллектуального и нравственного развития.
Использование технологии Learning Together в обучении иноязычному общению является эффективным и ведет к глубокому осмыслению специфических явлений языка, что, в свою очередь, способствует созданию устойчивой мотивации в изучении английского языка.
В процессе преподавания дисциплины мы дифференцировали занятия на три группы: conversation and discussion
CÙ
о ¡£ S X I-
о ю го
X к s s
X X ф m
т о s to
eâ
Ф го
CÛ
H
о ф
т го
X
ф
_ 3
5 ¡8
So
о ^ Ф о.
н
ГО
£ « < s¿
к
го ^
ГО С
о
X
о <
uJ
classes; communicative activities; role-play, real-play, simulation [3].
В разделе Conversation and Discussion Classes одной из главных целей было развитие свободного разговорного языка и уверенности студентов.
Изучая английский язык, студенты копят много знаний в голове (т.е. они могут знать грамматические правила и иметь хороший словарный запас), но не могут использовать язык для общения. Для них существует сложность в переходе языка из накопленного знания в активно используемый язык. На наш взгляд, одним из лучших способов помощи студентам была активизация их знаний и обеспечение «безопасной» атмосферы в группе, чтобы они могли использовать накопленные знания по английскому языку и говорить на нем. Нами была создана такая обстановка, в которой студенты не боялись говорить на иностранном языке и совершать ошибки.
В процессе развития данных навыков в рамках учебной деятельности студенты выполняли следующее: беседовали с преподавателем на тему их предстоящего занятия; слушали аудиозапись и произносили слова с такой же интонацией и громкостью, как и диктор, а затем обсуждали сказанное и отвечали на вопросы; работали в паре; слушали и запоминали пример диалога в обыденной жизни; готовили монолог на определенную тему, затем готовились выступить с ним перед аудиторией; заучивали наизусть устойчивые слова и выражения, которые затем они могут применить в разговоре и т.д.
Для того чтобы занятие дискуссий и бесед получилось продуктивным, мы: четко ограничивали тему (чтобы не выходить за ее рамки, а лишь затрагивать те темы, которые касаются основной); давали студентам время на подготовку (особенно перед монологом); не прерывали и не перебивали студентов во время из речевой активности; использовали ролевые карты; организовывали дискуссионные группы по 4-5 человек.
В разделе Communicative Activities мы предлагали студентам выполнить задания, направленные на активную речевую деятельность. К примеру, задание - най-
ти различия. Студенты работали в паре, им раздавались карточки: одному - карточка А, другому - В. Не показывая их друг другу, а лишь общаясь, задавая вопросы и предполагая, они должны были найти отличия на карточках. Также предлагались высказывания на определенные темы, студенты должны были составлять диалоги или монологи. Например, на занятиях мы активно использовали обсуждение «Пирамида», которое состояло из следующих ступеней: 1) определение общей проблемы; 2) индивидуальный опрос; 3) объединение студентов в пары, где они обсуждали проблему и приходили к единому мнению; 4) объединение пары в группы по 4 человека; 5) Объединение в группы по восемь человек; 6) объединение всех групп; коллектив должен был прийти к единому мнению. Таким образом, каждый студент участвовал в беседе и высказывал свое мнение.
При формировании пар или групп для обсуждения, мы учитывали, что необходим визуальный контакт, они должны четко и ясно слышать друг друга, а также быть близкими по общению, чтобы диалог состоялся.
Раздел Role-play, Real-play and Simulation был разделен нами на три части. Первая часть - ролевая игра, в рамках которой студенты делились на группы. Каждый получал карточку с ролью, которая включала в себя некоторую информацию помимо роли (имя, возраст, пол, профессия и т.д.), а также по одной общей карточке на группу, на которой была написана ситуация, которую группа должна была разыграть. Затем отводилось некоторое время на обдумывание и подготовку задания. Перед нами в свою очередь вставала задача как можно чётко и ясно его сформулировать, чтобы у студентов не возникло вопросов во время выполнения задания.
Вторая часть - реальная игра, в рамках которой роль каждого определялась не по карточкам, а по ролям из их личной жизни. Один из студентов определял всем роли и описывал ситуацию, которую необходимо было разыграть. Данный вид речевой деятельности улучшал навыки говорения и общения. После того
как все в группе получали свои роли, им отводилось время на подготовку, затем они разыгрывали ситуацию как в ролевой игре.
Третья часть - симуляция. Данный вид деятельности был заявлен как крупномасштабная ролевая игра. Мы использовали карты с ролями, но кроме них подбиралась дополнительная информация и материалы, такие как газеты, графики, таблицы, картинки и т.д. Целью данной деятельности было «построить» почти полноценный «мир» телевизионной студии, редакции газеты, правительства и т.п.
В рамках данной технологии были использованы исследовательские, поисковые, проблемные, эвристические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, практические методы обучения.
Таким образом, для развития профессиональных навыков говорения студентов - будущих учителей, мы устраивали групповые занятия, где осуществлялся контроль не только за группой в целом, но и за каждым студентом в отдельности. Основным приоритетом было -дать возможность высказаться каждому студенту, несмотря на ограниченность во времени.
Анализ содержания новых стандартов образования показал, что в них заложен большой интегративный потенциал. Они определяют результаты подготовки выпускника не по каждой дисциплине (как это было ранее), а по циклу дисциплин в целом, что требует усиления межпред-
метных связей и одновременно создает возможности для междисциплинарного переноса знаний. При этом сформиро-ванность общекультурных компетенций выступает результатом интегративного, развивающего образования.
В соответствии с задачей исследования, нами был выявлен педагогический потенциал профессиональных дисциплин гуманитарной направленности, в частности, «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков» и «Практический курс английского языка», в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров.
Особое место в системе подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», и формирования у них общекультурных компетенций занимают профессиональные дисциплины гуманитарной направленности, так как именно они формирует набор необходимых качеств современного культурного человека.
Гуманитарное образование нацелено на формирование фундаментальных основ, которые позволят человеку решить мировоззренческие задачи, осуществить нравственный, правовой или идеологический выбор, сориентироваться в современной социокультурной ситуации. Человек, получающий высшее образование, не только становится специалистом, он, вместе с тем, обогащается, наращивает свой собственный человеческий культурно-нравственный капитал.
Библиографический список
1. Абдрафикова, А.Р. Терминологический глоссарий по методике обучения иностранному языку [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Р. Абдрафикова, Т.С. Пименова, Е.А. Конопацкая. - Казань: Астор и Я, 2014. Ч. I. - 78 с.
2. Абдрафикова, А.Р. Терминологический глоссарий по методике обучения иностранному языку [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Р. Абдрафикова, Т.С. Пименова, Е.А. Конопацкая. - Казань: ООО ПК «Астор и Я», 2014. - Ч. II. - 36 с.
3. Скривенер, Дж. Путеводитель для учителей английского языка [Текст] / Дж. Скривенер. - Великобритания: Макмиллан, 2005.
4. Фахрутдинова, Р.А. Формирование общекультурных компетенций будущего специалиста на основе языковой, методической и педагогической подготовки [Текст] / Р.А. Фахрутдинова, Е.А. Конопацкая // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 4(32).- С. 55-60.
5. Фахрутдинова, Р.А. Формирование общекультурных компетенций студентов в образовательном пространстве вуза [Текст] / Р.А. Фахрутдинова, Р.Р. Фахрутдинов, Е.А. Конопацкая // Естественнонаучный журнал. - 2014. -№ 11(6). - С. 525-529.
ей о
S X I-
0 ю
го ^
X к
s S
^ X
Й
Ф ш
т О
_ со
sä
Ф го с ш
¡5 13
° го
1 1
1 I
£ ¡8
о ^ Ф о.
н
го ^
£ « < *
6. Фахрутдинова, Р.А. Формирование общекультурных компетенций студентов в поликультурном пространстве вуза в процессе профессиональной подготовки (на примере курса «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков») [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.А. Фахрутдинова, Е.А. Конопацкая. - Казань: Астория и К, 2012. - 76 с.
References
Abdrafikova A.R., Pimenova T.S., Konopatskaya E.A. A tutorial: Glossary of terms for foreign language teaching methodology. Part I. Kazan: CLL PC 'Astor & Ya", 2014. P. 78. [in Russian].
Abdrafikova A.R., Pimenova T.S., Konopatskaya E.A. A tutorial: Glossary of terms for foreign language teaching methodology. (Tests). Part II. Kazan: Astor & Ya, 2014. P. 36. [in Russian].
Scrivener J. Learning Teaching: A guidebook for English language teachers. UK: Macmillan Publishers Limited, 2005.
Fakhrutdinova R.A., Konopatskaya E.A. Formation of general cultural competencies of future specialist on the basis of linguistic, methodological and pedagogical training. Obrazovanie i samorazvitie. 2012. P. 55-60. [in Russian].
Fahrutdinova R.A., Fahrutdinov R.R., Konopatskaya E.A. Formation of general cultural competencies of students in the educational space of the university. Life Sci J. 2014. P. 525-529.
Fakhrutdinova R.A., Konopatskaya E.A. Formation of general cultural competencies of students in a multicultural space of the university in the process of professional training (in example of discipline "Training and education in thefield offoreign languages"): a tutorial. Kazan: Astoriya & Co, 2012. P. 76. [in Russian].
Сведения об авторе:
Конопацкая Екатерина Александровна,
старший преподаватель, кафедра образовательных технологий и информационных систем в филологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.
Ктай: [email protected]
Information about the author: Konopatskaya Ekaterina Aleksandrovna,
Senior Lecturer,
The Department
of Educational Technologies
and Information Systems
in Philology,
Kazan.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480:30
Д.Н. Корнеев, А.А. Лоскутов
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ
МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОСФЕРЫ
В данной статье рассматриваются проблемы формирования культуры инженерной деятельности в системе реализации промышленного кластера, специфика инженерной культуры и процессы ее освоения в сложной, динамически неравновесной социокультурной среде реализации промышленного кластера, в условиях нарастания неконтролируемых последствий развития техносферы.
Ключевые слова: инженерная культура, промышленный кластер, техносфера, организация высшего образования.