Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии'

Педагогическое обеспечение формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / учитель технологии / профессиональная компетентность / организационно-управленческая компетентность / педагогическое обеспечение / professional education / teacher of technology / professional competence / organizational and managerial skills / pedagogical software

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламов Артем Эдикович, Ахметов Линар Гимазетдинович

На основе современных требований к формам деятельности учителя технологии, авторами обоснована необходимость усиления организационно-управленческой подготовки, определена организационно-управленческая компетентность будущего учителя технологии, ее компоненты и уровни сформированности. В статье представлены функции и механизмы реализации педагогического обеспечения формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии, обуславливающие деятельность администрации и педагогического состава по организации профессиональной подготовки. Показаны результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного педагогического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исламов Артем Эдикович, Ахметов Линар Гимазетдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF FORMATION ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT COMPETENCE FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY

On the basis of modern requirements to the forms of activity of the teacher of technology, sponsored by the necessity of strengthening the organizational and management training, determined by organizational and managerial competence of the future teacher of technology, its components and levels of formation. The article presents the functions and mechanisms of formation of pedagogical support organizational and managerial competence of the future teachers of technology, causing the activities of the administration and teaching staff to provide training. The results of experimental work to verify the efficiency of the developed pedagogical software.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

А.Э. Исламов, Л.Г. Ахметов

Аннотация. На основе современных требований к формам деятельности учителя технологии, авторами обоснована необходимость усиления организационно-управленческой подготовки, определена организационно-управленческая компетентность будущего учителя технологии, ее компоненты и уровни сформированное™. В статье представлены функции и механизмы реализации педагогического обеспечения формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии, обуславливающие деятельность администрации и педагогического состава по организации профессиональной подготовки. Показаны результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного педагогического обеспечения.

Ключевые слова: профессиональное образование, учитель технологии, профессиональная компетентность, организационно-управленческая компетентность, педагогическое обеспечение

PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF FORMATION ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT COMPETENCE FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY

A.E. Islamov, L.G. Akhmetov

Abstract. On the basis of modem requirements to the forms of activity of the teacher of technology, sponsored by the necessity of strengthening the organizational and management training, determined by organizational and managerial competence of the future teacher of technology, its components and levels of formation. The article presents the functions and mechanisms of formation of pedagogical support organizational and managerial competence of the future teachers of technology, causing the activities of the administration and teaching staff to provide training. The results of experimental work to verify the efficiency of the developed pedagogical software.

Keywords: professional education, teacher of technology, professional competence, organizational and managerial skills, pedagogical software

В отечественной системе общего образования предметная область дисциплины «Технология» охватывает все этапы обучения с 1 по 11 класс, осуществляя функции адаптации, самоопределения, реализации склонностей и способностей ученика, основанных на полученных знаниях и способах деятельности, отвечая задачам «участия школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формируя их мировоззрение, систему ценностей и идеалов»[4].

Учитель технологии предстает как эксперт и координатор, позволяющий определить профессиональную направленность ученика, способствуя выбору сферы приложения способностей и зна-

ний, формированию интереса, мотивации и стимула обучения.

Поставленные задачи формирования готовности учеников к бытовой, социальной и профессиональной деятельности через образовательную область «Технология» во многом зависят от состояния подготовки будущего учителя технологии в высшем профессиональном образовании, интегрирующей три направления: педагогическое, технологическое и предпринимательское в рамках границ ФГОС. Широта охвата необходимых теоретических знаний и практических навыков будущего учителя технологии, способного к педагогическому творчеству и инновациям в многовариантной предметной области «Техноло-

гия» ставит задачу формирования и развития всех составляющих его профессиональной компетентности, готовности к реализации технологического и предпринимательского образования в средней школе. Каляева И.Ф. отмечает, что «характерной особенностью профессионально-педагогической деятельности учителя технологии является то, что она включает в себя организацию и руководство практическими работами учащихся в виде производительного труда» [3], то есть деятельность учителя интегрируется с деятельностью по организации учебного процесса и учебного производства.

В ходе анализа психологопедагогических исследований в области профессиональной подготовки будущего учителя технологии [1, 5-7], нами отмечены пробелы в научном обосновании организационно-управленческой деятельности педагога в современных условиях. В частности, не уделяется достаточное внимание усилению организационно-управленческой подготовки, формированию организационноуправленческой компетентности будущих учителей технологии, как составляющей профессиональной компетентности, отвечающей текущим социальным запросам.

На основании изученных видов деятельности будущего учителя технологии, авторы определяют понятие его организационно-управленческой компетентности, как интегративной характеристики личности, отражающей его способности, функциональные возможности и готовность по осуществлению планирования, координации, оптимизации, стимулирования и творческого развития деятельности учеников в предметной области «Технология» и собственной профессиональной деятельности. В свою очередь, организационно-управленческая компетентность будущего учителя является составляющей профессиональной компетентности, результат ее проявления представляет собой такие организацию и управление учебно-воспитательным про-

цессом, при которых он является стабильным и его целевые установки достигнутыми.

Структура организационноуправленческой компетентности, по нашему мнению, включает:

- когнитивный компонент (знания в области организации педагогической деятельности (организация урока, организация производственной деятельности учеников, организация воспитательного процесса, самоорганизация) и педагогического управления (управление коллективом, управление временем, управление производственным процессом, самоуправление), умения и навыки принятия управленческих решений и решения производственных задач);

- планово-прогностический компонент (способствует определению последовательности и сроков выполнения действий по организации и управлению образовательной деятельностью на основе знаний, собственного и транслируемого опыта);

- функциональный компонент (определяет умения, навыки и опыт решения организационно-управленческих задач в профессиональной деятельности; рациональное согласование и координацию всех действий, методов и форм учебновоспитательного и производственнотехнологического процесса, установление коммуникаций со всеми участниками профессиональной деятельности);

-диагностический компонент (обуславливает возможности совершенствования педагогической деятельности и самосовершенствования будущего учителя посредством организации «управления по результатам», регулирования образовательного процесса путем корректировки собственных действий и действий учеников.), каждый из которых может быть сформирован на одном из четырех уровней: лидерском, базовом, адаптивном и критическом.

Педагогическая эффективность формирования организационноуправленческой компетентности будуще-

го учителя технологии зависит от множества нормативных, организационных, квалификационных, материально-

технических, технологических и других факторов, образующих педагогический процесс. Необходимость разработки педагогического обеспечения процесса профессиональной подготовки обусловлена потребностями социума, возникающим социальным заказом на формирование и обучение будущего учителя технологии, обладающего необходимым уровнем профессиональной компетентности, в том числе, и в организационноуправленческом направлении.

Опираясь на определение С.А. Болотовой [2], понимающей педагогическое обеспечение как «совокупность социокультурно обусловленных теоретических, организационных и управленческих средств, включающих концепцию, содержание, методику, мониторинг и подготовку учителя» и нормативную базу профессиональной подготовки будущего учителя технологии, определим функции педагогического обеспечения формирования организационно-

управленческой компетентности будущего учителя технологии:

- функцию планирования и организации процесса профессиональной подготовки (цели, задачи, концепция, ресурсы, прогнозирование деятельности, ее организацию и контроль);

- научно-педагогическую функцию, определяющую возможность поиска, распространения и трансформации передового педагогического опыта, интеграции педагогической науки и реального учебного процесса в вузе.

- учебно-методическую функцию, обуславливающую наличие комплекса педагогических документов (план, программа, методики, методические рекомендации, учебные пособия) и средств (формы и технологии) для достижения поставленной цели;

- диагностическую функцию, обеспе-

чивающую наличие инструментария, позволяющего оценить: достаточность

имеющих ресурсов; требования к организации учебного процесса, уровень сформированности (критический, адаптивный, базовый, лидерский) организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии в соответствии с установленными требованиями к ее компонентам (когнитивному, плановопрогностическому, функциональному и диагностическому).

- информационную функцию, определяющую совокупность необходимой и достаточной информации для формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии (требования работодателя, специфику организационно-управленческой подготовки, современные технологии и менеджмента и производства и проч.)

В целом, педагогическое обеспечение, реализующее названные функции, направлено на разработку, внедрение и опытную апробацию процесса формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии и включает в себя: деятельность администрации, и педагогического состава в области:

-целеполагания процесса и определения его нормативной и теоретикометодологической базы;

-разработки и реализации организационно-педагогических условий формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии;

- разработки и внедрения модели

формирования организационно-

управленческой компетентности будущего учителя технологии;

- разработки оптимального содержания рабочей программы и содержания дисциплины «Менеджмент в образовании»;

-разработки и внедрения технологии формирования организационно-

управленческой компетентности будущего учителя технологии с учетом междисциплинарных связей;

- направленной организации учебного времени, времени на самостоятельную работу студентов и педагогической практики;

- оценки уровня сформированности организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии.

Механизмом педагогического обеспечения выступает комплекс согласованных организационно-педагогических условий, включающий в себя:

- Нормативно-методологический блок условий, устанавливающий нормативную и методологическую основу отбора и проектирования содержания организационно-управленческой подготовки будущего учителя технологии;

- Социально-личностный блок условий, направленных на развитие личностного потенциала будущего учителя технологии и обеспечивающих соответствие содержания образовательной деятельности способностям студента, развитию его профессиональной и творческой активности;

- Ресурсный блок условий, включающий организацию кадрового и материально-технологического и информационного обеспечения процесса формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии;

- Методический блок условий, предполагающий разработку учебно-

методического комплекса организационно-управленческой подготовки будущего учителя технологии, отбор и адаптацию эффективных педагогических технологий, диагностических методик формирования организационно-управленческой компетентности будущего учителя технологии.

Нами проведена опытно-

экспериментальная работа по разработке, внедрению и апробации педагогического обеспечения формирования организационно-управленческой компетентности будущих учителей технологии, организованная на базе Елабужского Института Казанского (Приволжского) Федерально-

го Университет (всего в эксперименте участвовали 171 человек (студенты экспериментальных и контрольных групп).

Проверка сформированности организационно-управленческой компетентности проводилась в ходе учебных занятий, квазипрофессиональной деятельности и педагогической практики, при реализации педагогического обеспечения.

В целом, уровень сформированности компонент организационно-

управленческой компетентности студентов контрольных групп существенно ниже (на 20,63%) тех же значений для экспериментальных групп, что подтверждает эффективность разработки и реализации педагогического обеспечения формирования организационно-

управленческой компетентности будущего учителя технологии.

В пользу предлагаемого педагогического обеспечения говорит и анализ статистических значений групп, при примерно равных начальных значениях (на констатирующем этапе эксперимента), к заключительному этапу практически все компоненты организационно-

управленческой компетентности в экспериментальной группе сформированы на один уровень выше, чем в контрольных группах (разность в уровне сформиро-ванности организационно-

управленческой компетентности составила 0, 85 балла).

Таким образом, анализ результатов показал существенное повышение уровня сформированности компонент организационно-управленческой компетентности студентов экспериментальных групп, где внедрено авторское педагогическое обеспечение, относительно контрольных групп, занимающихся по традиционной методике.

Проведенное исследование внесло определенный вклад в решение проблемы формирования организационноуправленческой компетентности будущего учителя технологии в ходе профессиональной подготовки в вузе.

Литература:

1. Ахметов Л.Г. Интегрированная информационная среда профессиональной деятельности учителя технологии дисс.... доктора пед.наук: 13.00.08 / Л.Г. Ахметов.- Казань, 2009.-439с.

2. Болотова, С.А. Педагогическое обеспечение регионального компонента в начальном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/ С.А. Болотова. - Смоленск, 2007. -21 с.

3. Каляева И. Ф. Общие вопросы теории и методики обучения технологии: учеб.-метод. пособ./ И. Ф. Каляева; Нижегор. гос. пед. унт. — Н. Новгород, 2010. -107 с.

4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его

закономерности / И.Я. Лернер.-М.: Зна-

ние, 1980.-96с.

5. Перцева О.Ю. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства: дисс..канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Ю. Перцева.- Новокузнецк, 2007.- 256 с.

6. Попов Е.В. Профессиональная подго-

товка будущего учителя технологии и предпринимательства на основе интеграции технологических и экономических знаний: дисс...канд.пед.наук: 13.00.08 / Е.В.Попов-

Магнитогорск, 2009.- 163 с.

7. Торопов С.И. Формирование предметной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях высшего профессионального образования:

дисс. .канд.пед. наук : 13.00.08 / С.И. Торопов.-Йошкар-Ола, 2012.- 187 с.

References:

1. Akhmetov L.G. Integrated information environment of professional work of the teacher technology diss .... Dr. ped.nauk: 13.00.08 / L.G. Ahmetov.- Kazan, 2009. -439s.

2. Bolotov, S.A .Pedagogical maintenance of a regional component in primary education: Author. dis. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / S.A. Bolotov. - Smolensk, 2007. - 21 p.

3. Kalyaeva I.F. general questions of the theory and methodology of teaching technologies: ucheb method. benefits. / I.F. Kalyaeva; Nizhegor. state. ped. Univ. - N. Novgorod, 2010. -107 p.

4. Lerner I.Ya. The learning process and its laws / I.Ya. Lerner. M .: Knowledge, 1980, 96c.

5. Pertseva O. Yu. Formation of professional competence of future teachers of technology and business: diss ... kand.ped.nauk: 13.00.08 / O.Yu. Pertseva. Novokuznetsk, 2007. 256 p.

6. Popov E.V. Professional training of future

teachers of technology and business based on the integration of technological and economic knowledge: diss ... kand.ped.nauk: 13.00.08 /

E.V.Popov.- Magnitogorsk, 2009.- 163 p.

7. S. Toropov S.I. Formation of subject competence of future teachers of technology and business in terms of higher education: the dissertation .kandidata pedagogical sciences: 13.00.08 / S.I. Toropov.- Yoshkar-Ola, 2012.- 187 p.

Сведения об авторах:

Исламов Артем Эдикович (г. Елабуга), старший преподаватель кафедры Теории и методики профессионального обучения, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета

Ахметов Линар Гимазетдинович (г. Елабуга), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Теории и методики профессионального обучения, Елабуж-ский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета

Islamov A.E. (Elabuga), senior lecturer, department of Theory and a vocational training, Elabuzhsky institute Kazan (Volga) Federal University

Akhmetov L.G. (Elabuga), doctor of education, professor, head of the department of Theory and methodology of professional training, Elabuzhsky institute Kazan (Volga) Federal University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.