Б01: 10.12731/2218-7405-2015-3-15 УДК 378;796
модель формирования профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры на основе совершенствования методики преподавания базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности
Тихомиров Ю.в., Правдов М.А.
В статье представлен материал по проблеме совершенствования подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту. В настоящее время система вузовской подготовки бакалавров по направлению физкультурное образование не соответствует в полной мере требованиям федерального государственного стандарта.
Целью исследования является разработка и апробация модели формирования профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры на основе реализации технологии спортизации, адаптированной к учебному процессу по дисциплине «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания» (раздел футбол). Разработанная модель представлена пятью блоками: целевым, содержательным, организационным, функциональным и результативным. Спецификой профессиональной подготовки студентов по разделу спортивных игр является многовариативный подход к распределению ролей среди студентов, которые связаны с организационно-управленческой, методической, двигательной, спортивно-массовой, инновационной функциями. Содержание раздела дисциплины футбол, моделируется через призму будущей профессиональной деятельности и рассматривается не только, как учебный предмет, но и как частью спортивной культуры в целом. В результате реализации предложенной модели в практике профессиональной подготовки будущих учителей зафиксирован положительный рост показателей оценки комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, что подтверждает эффективность адаптированной к вузовской подготовки бакалавров технологии спортизации.
Ключевые слова: профессиональная компетентность; будущие учителя физической культуры; модель подготовки; технология спортизации; ролевое участие в спортивной деятельности по футболу.
THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING ON THE BASIS OF IMPROVING METHODS OF TEACHING BASIC AND NEW TYPES OF SPORTS ACTIVITY
Tihomirov Ju.V., Pravdov M.A.
The article presents data on the problem of improving the training of future specialists in physical culture and sports. Currently, the system of high school preparation bachelors in physical education does not fully conform to the requirements of the federal state standard.
The purpose of research is to develop and test a model offormation ofprofessional competence of future teachers of physical culture using technology sports, adapted to the educational process in the discipline «Basic and new kinds of sports activity with the methods of teaching» (Section Football). The model consists of five units: the target block meaningful unit, organizational unit, functional and productive units. Specificity of training students in the sports section is mnogovariativnom approach to the distribution of roles among the students. Students combined with organizational and managerial, methodical, motor, mass sports, innovative features. Section Contents football discipline is modeled through the prism of their future professional activity and is considered not only as a school subject, but as a part of sports culture as a whole. As a result of the proposed model in the practice of training future teachers recorded positive growth indicators to measure the complex general cultural and professional competences. This confirms the effectiveness of higher education adapted to the Bachelor of Sports Technology.
Keywords: professional competence; future teachers of physical education; training model; the technology of sports; role-based participation in sports activities in football.
Современные требования федеральных государственных стандартов к будущим специалистам в области физической культуры и спорта ставят задачи разработки новых моделей реализации профессиональной подготовки, соответствующих новым условиям деятельности образовательных организаций. Анализ научно-методической литературы по проблеме профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры позволяет констатировать, что традиционные подходы, формы, средства и методы не обеспечивают в полной мере формирования профессиональных компетенций, не достаточно используется опыт, накопленный в педагогической практике образовательной деятельности подготовки бакалавров по физической
культуре и спорту [1, 7]. В частности, разработанная В.К. Бальсевичем технология спортиза-ции физического воспитания, реализованная в общеобразовательной школе [2, 5, 8], не нашла должного применения в вузовской практике подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Цель исследования: разработать и апробировать модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры на основе применения технологии спортизации в преподавании раздела «футбол» в рамках дисциплины «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания».
Для достижения цели исследования применялся комплекс научных методов: анализ научно-методической литературы, документов, экспертная оценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Под моделью формирования компетентности студентов педагогического вуза понимается целостный педагогический процесс, в котором совокупность подходов, условий подготовки и обучения направлена на приобретение студентами определенных знаний, умений и навыков, а также на развитие личности студента как будущего учителя физической культуры [7, 9]. Целостная система модели профессиональной подготовки в вузе рассматривается с позиций интеграции функционально связанных компонентов, сгруппированных по блокам, отражающих этапы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в области физической культуры, спорта (рис. 1).
Блок целеполагания содержательно направлен на решение задач, связанных с формированием компетенций как общекультурных, так и общепрофессиональных и профессиональных, а так же создание оптимальных условий для стимулирования студентов к профессиональному совершенствованию личности. В содержательный блок включены компоненты, направленные на создание для студентов условий, обеспечивающих как формирование и развитие мотиваци-онной сферы к профессиональной деятельности во взаимосвязи с когнитивной и деятельност-ной сотавляющей [1, 4, 6].
Организация процесса формирования профессиональной компетентности у студентов факультета физической культуры представлена организационным блоком модели. В нем основным структурным компонентом выступает технология спортизации и ролевого участия студентов в спортивной деятельности по футболу. При этом особенностью проведения занятий со студентами является внедрение адаптированной технологии спортизации, разработанной В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой [3].
ФГОС ВПО - направление подготовки 050100.62 - Физкультурное образование
Цель - формирование профессиональной компетентности у будущих учителей физической культуры
Формирование общекультурных компетенций
Стимулирование к профессиональному совершенствованию личности
Формирование профессиональных компетенций
&
а
компоненты
Когнитивный
Деятельностный
Организация процесса формирования профессиональной компетентности у студентов факультета физической культуры
о
Формы: занятия, семинары-тренировки, учебные соревнования, мастер-классы, беседы, консультации и др.
Х-
Методы: интегративного взаимодействия,
проектный, соревновательно-игровой
Средства: футбол, подвижные игры, деловые игры, ролевые игры и др.
J V
Технология спортизации и ролевого участия в спортивной деятельности по футболу
Спортивно-массовая
Функции
Методическая
т
Двигательная
Инновационная
Организационно-управленческая
X
Результат:
Сформированные профессиональные компетентности бакалавров по ФК и общекультурные (ОК - 1,5,7,8,13); общепрофессиональными (ОПК - 1,4); в области педагогической деятельности (ПК 2, 3,7,8); в области культурно-просветительской деятельности (ПК 10); в области научно-исследовательской деятельности (ПК — 11-13)
рис. 1. Схема модели формирования профессиональной компетентности у бакалавров направления подготовки «Физкультурное образование»
По определению Л.И. Лубышевой под спортизацией понимается активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры занимающихся [5]. По отношению к процессу формирования профессиональной компетентности бакалавров спорти-зация может выступать в качестве технологии, обеспечивающей условия, моделирующие их будущую деятельность в качестве учителя физической культуры как компетентного представителя спортивной культуры.
В качестве основных функций модели, наряду с образовательно-воспитательной выделены: спортивно-массовая, двигательная, инновационная, методическая и организационно-управленческая. Вектор реализации функционального блока модели направлен на обеспечение условий адаптации к функционалу будущей профессиональной деятельности учителя физической культуры. В нашем исследовании, в качестве объекта изучения был выбран процесс подготовки бакалавров факультета физической культуры педагогического вуза. Анализ содержания, средств и технологий проведения занятий по дисциплине «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания» (объем 1116 часов на 4 года) позволил выявить ряд позиций, связанных, прежде всего, с недостаточным количеством форм, моделирующих организационно-методические условия физкультурно-спортивной деятельности в футболе.
В качестве экспериментальной технологии была взята технология спортизации, адаптированная к реальным условиям учебного процесса бакалавров. С этой целью разнообразные направления деятельности в футболе проецировались на функциональные роли каждого студента, в том числе: в качестве игрока (разного амплуа), члена (руководителя) комплексной научной группы, судьи (помошника), ответственного за подготовку документов соревнований, тренера, корреспондента, видео-оператора, фотографа, спортивного журналиста, члена фан-клуба, комментатора, режиссера футбольных праздников, комиссара матча, судьи хронометриста и др.
Результатом реализации модели является формирование у студентов комплекса компетенций, входящих в их профессиональную сферу подготовленности. При этом профессиональная компетентность будущего учителя физической культуры представляется как интегральная личностная характеристика.
В результате внедрения модели формирования профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры на основе совершенствования методики преподавания базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности (раздел «Футбол») у студентов достоверно выросли показатели сформированности компетенций (табл. 1).
Таблица 1
Результаты экспертной оценки уровня сформированности компетенций у студентов факультета физической культуры (п=42 чел.)
Компетенции результаты оценки
общекультурными компетенциями (ОК): До начала По окончанию
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1) 2,8+0,3 4,4+0,5
готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5) 3,1+0,4 4,5+0,4
готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7) 3,3+0,4 4,8+0,4
готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8) 3,4+0,4 4,5+0,4
готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13) 2,5+0,2 4,3+0,2
профессиональные компетенциями (ПК)
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) 3,5+0,5 4,8+0,6
владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3) 3,0+0,4 4,6+0,3
способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4) 3,2+0,3 4,3+0,4
в области педагогической деятельности
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2) 2,7+0,2 4,2+0,5
готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3) 2,5+0,2 3,9+0,5
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности» (ПК-7) 3,2+0,3 4,5+0,5
готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8) 3,3+0,3 4,6+0,4
в области культурно-просветительской деятельности:
способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); 2,8+0,2 4,6+0,5
в области научно-исследовательской деятельности
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) 2,3+0,2 3,8+0,6
способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12) 2,2+0,2 4,1+0,6
способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13) 2,1+0,2 4,3+0,5
Заключение
Формирование профессиональной компетентности студентов факультета физической культуры в рамках дисциплины «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания» (на примере футбола) может быть эффективно достигнуто на основе реализации адаптированной технологии спортизации и ролевого участия в спортивной деятельности по футболу.
Список литературы
1. Абрамова В.В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. - Тирасполь, 2006. 229 с.
2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 2004. №3. С. 21-40.
3. Бондарчук А.П. Спортизация физического образования. - М.: Олимпия Пресс, 2007. 272 с.
4. Губа В.П., Чесноков Н.Н. Инновационные методы физической культуры / Монография. -М.: Изд-во Физическая культура, 2008. 146 с.
5. Лубышева Л.И. и др. Спортизация в общеобразовательной школе/ под общ. ред. докт. педаг. наук, профессора Л.И. Лубышевой. - Москва: Научно издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. С. 44.
6. Озолин Н.Г. Организационно-педагогические условия формирования инновационной системы физической культуры школьников / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 2008. 478 с.
7. Правдов М.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза на основе проведения конкурсов профессионального мастерства / М.А. Правдов, Н.Б. Павлюк, Д.М. Правдов, А.В. Корнев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9 (17). С. 70.
8. Раевский Р.М. Спортизация физического воспитания как проблема современности / Р.М. Раевский - М.: Физкультура и спорт, 2008. 478 с.
9. Щетинина С.Ю. Спортизация физического образования: учебное пособие / С.Ю. Щетинина, 2009. 40 с.
References
1. Abramova V.V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti budushhih uchitelej fizicheskoj kul'tury: Dis. ... kand. ped. nauk. - Tiraspol, 2006. 229 p.
2. Balsevich V.K. Perspektivy razvitija obshhej teorii i tehnologii sportivnoj podgotovki i fiziches-kogo vospitanija / V.K. Bal'sevich // Teorija i praktika fizicheskoj kultury. 2004. №3. Pp. 21-40.
3. Bondarchuk A.P. Sportizacija fizicheskogo obrazovanija. - M.: Olimpija Press, 2007. 272 p.
4. Guba V.P., Chesnokov N.N. Innovacionnye metody fizicheskoj kultury / Monografija. - M.: Izd-vo Fizicheskaja kul'tura, 2008. 146 p.
5. Lubysheva L.I. i dr. Sportizacija v obshheobrazovatel'noj shkole/ pod obshh. red. dokt. pedag. nauk, professora L.I. Lubyshevoj. - Moskva: Nauchno izdatelskij centr «Teorija i praktika fizicheskoj kultury i sporta», 2009. P. 44.
6. Ozolin N.G. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija innovacionnoj sistemy fizicheskoj kultury shkolnikov / N.G. Ozolin. - M.: Fizkultura i sport, 2008. 478 p.
7. Pravdov M.A. Formirovanie professionalnyh kompetencij u studentov fakulteta fizicheskoj kultury pedagogicheskogo vuza na osnove provedenija konkursov professionalnogo masterstva / M.A. Pravdov, N.B. Pavljuk, D.M. Pravdov, A.V. Kornev // Sovremennye issledovanija socialnyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). 2012. № 9 (17). P. 70.
8. Raevskij R.M. Sportizacija fizicheskogo vospitanija kak problema sovremennosti / R.M. Rae-vskij. - M.: Fizkultura i sport, 2008. 478 p.
9. Shhetinina S.J. Sportizacija fizicheskogo obrazovanija: uchebnoe posobie / S.J. Shhetinina, 2009. 40 p.
данные об авторах
Тихомиров Юрий валерьевич, доцент кафедры «Физическое воспитание» кандидат педагогических наук
Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ)
ул. Земляной Вал, д. 73, г. Москва, 109004, Россия
e-mail: [email protected]
Правдов Михаил Александрович, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, доктор педагогических наук, профессор
Ивановский государственный университет, Шуйский филиал ИвГУ ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1150-4801
DATA ABOUT THE AUTHORS
Tihomirov Jurij Valerevich, associate professor of «Physical Education», Ph.D. Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovskogo Zemljnoi Val St., 73, Moscow, 109004, Russia e-mail: [email protected]
Pravdov Mikhail Alexandrovich, Professor of Theory and Methods of Physical Culture and Sports Doctor of Education
Ivanovo State University, Shuya branch of ISU Kooperativnaja St., 24, Ivanovo region, Shuya, 155908, Russia e-mail: [email protected]
рецензент:
Кисляков Павел Александрович, доктор психологических наук, декан технологического факультета, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и методики, Шуйский филиал Ивановского государственного университета