DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-46 УДК 37.062; 378.096; 373.21; 373.29
СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ОТКРЫТОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Правдов М.А., Правдов Д.М., Корнев А.В., Гунин В.В.
Актуальность разработки эффективных путей модернизации системы образования обусловлена переходом на новые стандарты образования (ФГОСы), потребностью соблюдения принципа непрерывности и интеграции всех ступеней образования. Особенно актуальна эта проблема по отношению к системе подготовки будущих педагогических кадров. Создание модели открытого физ-культурно-образовательного пространства для образовательных учреждений различных типов и видов на базе педагогического вуза может обеспечить условия успешной реализации целей и задачи системы физкультурного образования как для дошкольных учреждений и школ, так для педагогического вуза по подготовке будущих учителей физической культуры. В статье рассматривается система интегрированных занятий как дополнительная форма учебно-воспитательного процесса для детей дошкольного возраста, реализуемая студентами факультета физической культуры в открытом физкультурно-образовательного пространстве педагогического вуза. Физкультурные занятия, реализуемые на основе интеграции содержания образовательных областей (ФГОС дошкольного образования) и проводимые на физкультурно-спортивной базе педагогического вуза могут использоваться в практике дошкольных организаций.
Цель: обоснование системы интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста в открытом физкультурно-образовательном пространстве педагогического университета.
Методология проведения работы: методология педагогического исследования.
Результаты: система занятий на основе интеграции образовательных областей дошкольного образования, интеграции образовательной деятельности педагогического вуза и образовательных организаций.
Область применения результатов: Результаты данного исследования могут быть применены в процессе подготовки будущих педагогов, при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: физкультурно-образовательное пространство, педагогический вуз, дети дошкольного возраста, студенты, интегрированные занятия.
THE SYSTEM OF INTEGRATED LESSONS IN AN OPEN A SPORTS AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Pravdov M.A., Pravdov D.M., Kornev A.V., Gunin V.V.
The urgency to develop effective ways to modernize the education system is associated with the transition to the new standards of education (FSES), and the need to respect the principle of continuity and integration of all levels of education. This problem is particularly relevant in relation to the system of training of future teachers. Creating a model of open a sports and educational environment for educational institutions of various types and species on the basis of pedagogical high school can provide conditions for successful implementation of the goals and objectives of physical education for pre-school institutions and schools, so and for the teaching in high school for the training of future teachers of physical culture. In the article
considered system of integrated lessons as an additional form of educational process for pre-school children. The system is realized by students of the Faculty of Physical culture in an open a sports and educational environment of pedagogical university. Physical education classes, which are realized through the integration of educational content areas (FSES preschool education) and are conducted on the basis of pedagogical high school can be used in the practice of pre-school institutions.
Purpose: justification for a system of integrated classes with children of preschool age in an open a sports and educational environment Pedagogical University.
Methodology of work: methodology of pedagogical research.
Results: employment system based on the integration of educational preschool education, the integration of the educational activities of the university teachers and educational organizations.
Practical implications: The results of this research can be applied in the preparation of future teachers, and the organization of sports and recreation activities for children of preschool age.
Keywords: sports and educational environment, teaching high school, preschool children, students, and integrated studies.
Введение. Актуальным направлением развития педагогической науки и практики является поиск эффективных моделей образовательных систем. Переход и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов для дошкольных учреждений и школы ставит перед системой высшего профессионального педагогического образования новые задачи, связанные с подготовкой кадров, готовых осуществлять педагогическую деятельность нового типа [1, 4, 6, 9, 13]. Прежде всего, это касается подготовки педагогов, обладающих инновационной компетентностью в области здоровьесбережения участников образовательного пространства [2, 6, 15 и др.].
Анализ нормативных документов, в частности ФГОС и ОПП по педагогическому направлению подготовки бакалавров (Физическая культура) выявлено, что содержание большинства дисциплин предметной подготовки организационно недостаточно обеспечено эффективными формами практической деятельности студентов, связанной с будущей работе в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Кроме того, заложенный в основу ФГОС дошкольного образования принцип интеграции, не является доминирующим в процессе подготовки студентов физической культуры, специализирующихся в сфере физического воспитания детей дошкольного возраста [4, 7, 8, 12]. В связи с этим, представляется необходимым поиск и разработка новых рациональных моделей взаимодействия образовательных учреждений всех ступеней, обеспечивающих системность и интеграцию содержания разделов образовательных программ от детского сада до педагогического вуза через систему интегрированных занятий с детьми, апробируемую в практике деятельности особой модели - открытого физкультурно-образовательного пространства педагогического вуза (ОФОП) [14].
Цель исследования заключается в обосновании системы интегрированных занятий в открытом физкультурно-образовательном пространстве педагогического университета. Реализация системы интегрированных занятий обеспечивает решение задач физического воспитания в совокупности с интеграцией содержания различных разделов образовательных программ дошкольных учреждений для детей с одной стороны, и формирование навыков профессиональной деятельности для студентов факультета физической культуры педагогического вуза - с другой.
Материал и методика исследований. Достижение цели исследования осуществлялось в ходе реализации системы интегрированных занятий в открытом физкультурно-образовательном пространстве на базе Шуйского филиала Ивановского государственного педагогического университета студентами фа-
культета физической культуры в рамках непрерывной педагогической практики через различные формы и виды инновационной деятельности представителей детского сада и вуза. Содержание занятий разрабатывается студентами совместно с воспитателями дошкольных учреждений и педагогами вуза. При этом одной из важных задач совместной деятельности детей и студентов является формирование у будущих педагогов общекультурных, профессиональных и специальных компетенций [6, 11].
Результаты исследования и их обсуждение. Система двигательно-познавательных занятий для детей дошкольного возраста выстроена с учетом принципов и требований ФГОС дошкольного образования (ранее ФГТ дошкольного образования). При этом основными исходными положениями реализации системы интегрированных занятий являются: формирование и развития у детей стойкой мотивации (потребности) в занятиях физическими упражнениями; формирование этой потребности через систему любимых для детей физических упражнений; исключение стрессовых ситуаций в занятиях физическими упражнениями; использование многовариативных форм, средств и методов занятий физическими упражнениями; гибкий график проведения форм двига-тельно-познавательной деятельности с учетом психофизического состояния ребенка в день проведения занятий; обеспечение частой смены нагрузки и отдыха; личностно-ориентированый и индивидуальный подход в совместной деятельности с детьми; использование широкого комплекса упражнений на развитие всех сторон моторики ребенка с учетом морфофункциональных и психофизических особенностей развития организма в онтогенезе; сочетание известных для малыша движений с элементами нового; корректный подбор физических упражнений по гендерному признаку; обеспечение медико-педагогического контроля; формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности ребенка на занятиях физическими упражнениями; формирование представлений об основах здорового образа жизни, а также элементах самокон-
троля за состоянием здоровья своего и окружающих; диагностика уровня физического развития и физической подготовленности детей в течение всего года; учет уровня сформированности двигательных умений и навыков, а также развития физических качеств по индивидуальному приросту детей; привлечение родителей к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий [3, 5, 10].
Построение системы интегрированных занятий строится на комплексно-тематическом принципе с опорой на одну стержневую тему. Это способствует созданию у детей и студентов условий для многочисленных вариантов экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период - 2-3 недели. Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс.
Содержание системы дополнительных занятий с детьми дошкольного возраста выстроено на основе интеграции образовательных областей программы дошкольного образования: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие (рис.1).
Рис.1.Схема структурирования занятий на основе интеграции содержания образовательных областей в системе двигательно-познавательной деятельности детей в ОФОП педагогического вуза со студентами ФФК (ШФ ИвГУ)
При этом направления развития детей и интегрируемые образовательные области программы дошкольного образования в системе дополнительных занятий в открытом физкультурно-образовательном пространстве педагогического вуза направлены на решение комплекса взаимосвязанных задач (таблица 1).
Таблица1
Задачи образовательного процесса при реализации системы интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста в открытом физкультурно-
образовательном пространстве педагогического вуза
Направления развития ребенка Образовательные области Задачи интегрированных занятий в открытом физ-культурно-образовательном пространстве педагогического вуза
Физическое развитие Физическая культура Совершенствовать работу по развитию основных движений, используя нетрадиционные формы организации занятий.
Здоровье Формирование осознанное отношение детей к своему здоровью
Безопасность Обеспечение основ безопасной жизнедеятельности, особое внимание, уделив правильному поведению детей в экстремальных ситуациях и безопасному поведению на улице.
Познавательно-речевое Познание Систематизировать работу по использованию проектного метода обучения двигательным действия, знаниям о здоровье, своем теле, здоровом образе жизни
Чтение художественной литературы Образовательный проект «Детский театр, здоровье, физкультура и спорт»
Коммуникация Развитие у детей связной речи в процессе объяснения и показа упражнений, рассказов о спорте и здоровье
коммуникативно-личностное развитие Социализация Развитие речевого общения детей в процессе двига-тельно-познавательной деятельности, обеспечить условия партнерского взаимодействия между детьми в процессе игр, эстафет и других форм двигательной активности
Труд Выполнение заданий по развитию творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности, связанных с тематикой физической культуры, спорта и здорового образа жизни
Художественно-эстетическое Художественное творчество Выполнение заданий по развитию творческих способностей детей при создании детских рисунков, видео-зарисовок о здоровье, спорте, двигательной активности.
Музыка Формирование ритма, темпа, умения слушать музыку, развитие танцевально-ритмических движений у детей, использование средств аэробики, фитнеса
С темой дети знакомятся в разных видах совместной со студентами деятельности: в ролевых играх, в занимательном деле (занятии), дидактических
играх, в продуктивной творческой деятельности, в проектной деятельности, просмотре фильмов, презентаций, свободной игре, индивидуальной работе с детьми, чтении художественной литературы, беседах, взаимодействии с родителями и других формах. Педагоги вуза и родители помогают студентам организовать образовательную деятельность так, чтобы дети занимались не по принуждению, а по желанию. Необходимо отметить, что интегративный подход обеспечивает более высокий уровень физической подготовленности и освоения знаний учебных предметов по сравнению с традиционными способами [7].
Заключение. Реализация на базе педагогического университета модели открытого физкультурно-образовательного пространства и внедрение системы интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста, проводимых педагогами вуза совместно со студентами факультета физической культуры, обеспечило возможность решения комплекса взаимосвязанных задач: апробация технологий интеграции образовательных областей программы дошкольного образования на основе двигательно-познавательной деятельности детей; и формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов по физической культуре, специализирующихся в сфере физического воспитания дошкольников. Эффективность реализации системы интегрированных занятий зафиксирована в развитии интегративных качествах детей и формировании инновационных компетенций у студентов факультета физической культуры по организации двигательно-познавательной деятельности детей.
Работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы «Обоснование интегративности физкультурно-образовательного пространства вуза», выполняемой в рамках государственного задания № 6.3058.2011 г.
Список литературы
1. Аверьянова С.Ю.Формирование компетентности профессионального самоопределения старшеклассников в образовательном пространстве «школа -дополнительное образование - вуз» // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 3. С. 197-206.
2. Борисова О.Н. Модель развивающего образовательного пространства «детский сад - школа - вуз» для одаренных детей //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 8. С. 93-99.
3. Горелов А.А., Коблев Я.К., Козлов И.М., Правдов М.А. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению / //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. № 4. С. 50.
4. Правдов Д. М. Модель подготовки будущих педагогов к формированию у детей культуры здоровьесбережения [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 9. - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/pravdov_dm.pdf (дата обращения: 01.09.2013)
5. Правдов Д. М., Ермакова Ю. Н. Организация двигательной и познавательной деятельности детей с применением компьютерных технологий // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 1. - С. 13-15.
6. Правдов М.А., Павлюк Н.Б., Правдов Д.М., Корнев А.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза на основе проведения конкурсов профессионального мастерства [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 9 (17). - Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/pravdov.pdf (дата обращения: 01.09.2013)
7. Правдов М.А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста, монография. - М.: «Канон +»
РООИ «Реабилитация». Российская акад. наук, Ин-т философии. Москва, 2006. - 186 с.
8. Правдов М.А., Ермакова, Ю.Н., Правдов, Д.М. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет /М.А. Правдов, Ю.Н Ермакова, Д.М. Правдов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 5. С. 83-87.
9. Проект. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
http ://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D 1%81%D 1%82 %D0%B8/3447 (дата обращения: 01.09.2013)
10. Савина А.К. Польша: инновации в дошкольном и начальном образовании // Инновации в образовании. 2010. № 4. С. 59-76.
11. Силантьева Т.А.Формирование этнокультурной компетентности студентов в мультикультурном образовательном пространстве //Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1. С. 234-240.
12. Чистякова А.А., Правдов, М.А Интеграция двигательной и познавательной деятельности в процессе формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. Т. 71. № 1. С. 136-139.
13. Шарапов А.В. Преемственность в непрерывном образовательном пространстве //Современные исследования социальных проблем. 2012. № 3. С. 1524.
14. Шипилов Р.М. Открытое физкультурно-образовательное пространство как условие подготовки студентов факультета физической культуры к педагогической практике Автореф. Дисс. ... канд. пед. наук. РГПУ им. А.И. Герцена. С-Петербург, 2005. 24 с.
15. New millennium research to practice - conference abstracts: 11th world congress of the international association for the scientific study of intellectual disabil-
ities (iassid), 1-6 august 2000 Seattle, Washington, USA Journal of Intellectual Disability Research. 2000. Т. 44. № 3-4. С. 189-528.
References
1. Averjanova S.J. Formirovanie kompetentnosti professional'nogo sa-moopredelenija starsheklassnikov v obrazovatel'nom prostranstve «shkola -dopolnitel'noe obrazovanie - vuz» [Formation of professional competence of high school students in the self-determination of the educational space «school - additional education - high school»]. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2010. № 3. pp. 197-206.
2. Borisova O.N. Model' razvivajushhego obrazovatel'nogo prostranstva «detskij sad - shkola - vuz» dlja odarennyh detej [The model of developmental education space «kindergarten - school - high school» for gifted children]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija. 2009. № 8. pp. 93-99.
3. Gorelov A.A., Koblev J.K., Kozlov I.M., Pravdov M.A. Problemy fizicheskogo vospitanija detej doshkol'nogo vozrasta i podhody k ih resheniju [The problems of physical education of children of preschool age and approaches to their solution]. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2002. № 4. pp. 50.
4. Pravdov D. M. Model' podgotovki budushhih pedagogov k formirova-niju u detej kul'tury zdorov'esberezhenija [Model of training future teachers to education of children for health preservation culture]. Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2012. № 9. http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/pravdov_dm.pdf (accessed February: 01.09.2013)
5. Pravdov D. M., Ermakova J. N. Organizacija dvigatel'noj i po-znavatel'noj dejatel'nosti detej s primeneniem komp'juternyh tehnologij [Organization of motor
and cognitive functions of children with the use of computer technology]. Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e. 2010. № 1. pp. 13-15.
6. Pravdov M.A., Pavljuk N.B., Pravdov D.M., Kornev A.V. Formirovanie professional'nyh kompetencij u studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury pedagogicheskogo vuza na osnove provedenija konkursov professional'nogo masterstva [Development of professional competencies in students of physical education pedagogichekogo university on the basis of professional skills contests] Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2012. № 9 (17). http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/pravdov.pdf (accessed February: 01.09.2013)
7. Pravdov M.A. Osobennosti organizacii dvigatel'noj i poznavatel'noj dejatel'nosti detej doshkol'nogo vozrasta [Features of the organization of motor and cognitive functions of preschool children]. M.: «Kanon +» ROOI «Reabilitacija». Rossijskaja akad. nauk, In-t filosofii. Moskva, 2006. 186 p.
8. Pravdov M.A., Ermakova, J.N., Pravdov, D.M. Vlijanie zanjatij na osnove ispol'zovanija jelementov igry v futbol na razvitie koordinacionnyh sposobnostej u detej 5-7 let [Influence of employment on the basis of the use of elements of the game of football on the development of coordination abilities in children 5-7 years]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2010. № 5. pp. 83-87.
9. Proekt. Federal'nyj gosudarstvennyj standart doshkol'nogo obrazovanija [The project. The federal government standard of preschool education]. http ://minobrnauki.rf/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82% D0%B8/3447 (accessed February: 01.09.2013)
10. Savina A.K. Pol'sha: innovacii v doshkol'nom i nachal'nom obrazovanii [Poland: innovations in pre-school and primary education]. Innovacii v obrazovanii. 2010. № 4. S. 59-76.
11. Silanteva T.A. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetentnosti studentov v mul'tikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve [Formation of ethnic and cultural
competence of students in a multicultural educational environment]. Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2012. № 1. S. 234-240.
12. Chistjakova A.A., Pravdov, M.A Integracija dvigatel'noj i poznava-tel'noj dejatel'nosti v processe formirovanija osnov bezopasnoj zhiznedejatel'nosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Integration of motor and cognitive functions in the formation of basic life safety in preschool children]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2011. T. 71. № 1. pp. 136-139.
13. Sharapov A.V. Preemstvennost' v nepreryvnom obrazovatel'nom prostranstve [Interrelation of in the continuous education space]. Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2012. № 3. pp. 15-24.
14. Shipilov R.M. Otkrytoe fizkul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo kak uslovie podgotovki studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury k pedagogicheskoj praktike [Open sports and educational environment as a condition of training students of the Faculty of Physical culture for teaching practice]. S-Peterburg, 2005. 24 p.
15. New millennium research to practice - conference abstracts: 11th world congress of the international association for the scientific study of intellectual disabilities (iassid), 1-6 august 2000 Seattle, Washington, USA Journal of Intellectual Disability Research. 2000. Vol. 44. № 3-4. pp. 189-528.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Правдов Михаил Александрович, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта,
Шуйский филиал Ивановского государственного университета ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1150-4801
Правдов Дмитрий Михайлович, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: pravdov@mail. ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 4024-9152
Корнев Александр Владимирович, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: koren-82@mail. ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3085-7226
Гунин Владислав Владимирович, студент 5 курса факультета физической культуры
Шуйский филиал Ивановского государственного университета ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: vlad111444@yandex. ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: vlad14
DATA ABOUT THE AUTHOR
Pravdov Mikhail Alexandrovich, professor, Ph.D. in Pedagogical Science, professor of theory and methodology of physical culture and sports
Ivanovo State University, Shuya
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]
Pravdov Dmitriy Mikhaylovich, Associate professor, Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport, Ph.D. in Pedagogical Science
Ivanovo State University, Shuya
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: pravdov@mail. ru
Kornev Alexander Vladimirovich, Associate professor, Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport, Ph.D. in Pedagogical Science
Ivanovo State University, Shuya
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: koren-82@mail. ru
Gunin Vladislav Vladimirovich, 5th year student of the Faculty of Physical Culture
Ivanovo State University, Shuya
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: vlad111444@yandex. ru
Рецензент:
Ермакова Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры здоровьесберегающих технология и адаптивной физической культуры Шуйский филиал Ивановского государственного университета