Научная статья на тему 'Методологические подходы к определению содержания и особенностей организации обучения по дисциплине «Коммуникативная компетентность в физкультурноспортивной деятельности»'

Методологические подходы к определению содержания и особенностей организации обучения по дисциплине «Коммуникативная компетентность в физкультурноспортивной деятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И ИНТЕГРАТИВНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORGANIZATION OF TRAINING / COMPETENCE-BASED / PRACTICE-ORIENTED AND INTEGRATIVE METHODOLOGICAL APPROACHES / CONTENT OF EDUCATION / PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF EDUCATION / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE IN SPORTS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенок Павел Иванович, Кокорева Елена Геннадьевна

В статье рассматривается проблема определения содержания и особенностей организации обучения по дисциплине «Коммуникативная компетентность в физкультурно-спортивной деятельности», реализуемой в рамках учебного плана академической магистратуры по направлению 49.04.01 «Физическая культура» в Уральском государственном университете физической культуры. В качестве ключевых методологических подходов решения данной проблемы предлагаются компетентностный, практико-ориентированный и интегративный подходы, а также рассматриваются особенности их практического применения. Компетентностный подход предопределяет, прежде всего, цель и задачи рассматриваемой учебной дисциплины. Практико-ориентированный методологический подход предполагает целесообразное увеличение в вузовском обучении профессионально-прикладной подготовки. Интегративный ориентирует субъектов на целостное объединение (интеграцию) каких-либо компонентов при решении стратегических и тактических задач образования. Как содержательная, так и процессуальная интеграция в рамках дисциплины «Коммуникативная компетентность в физкультурно-спортивной деятельности» прослеживается в содержании ее рабочей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костенок Павел Иванович, Кокорева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Approaches to the Content and Features of the Training Discipline “Communicative Competence in Sports Activity”

The article considers the problem of determining the content and organization of courses on the subject “communicative competence in sports activities”, implemented in the curriculum of academic master in direction 49.04.01 “Physical education” in the Ural state University of physical culture. As a key methodological approaches of solving this problem are competence based, practice-oriented and integrative approaches, and also discusses the features of their practical application. The competence approach determines, first of all, the purpose and objectives of the discipline under consideration. Practice-oriented methodological approach suggests there should be an increase in University training applied professional training. Integrative oriented actors at a holistic unification (integration) of any components in solving strategic and tactical problems of education. Substantive and procedural integration within the discipline «communicative competence in physical activity» are relevant to the content of its work program.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к определению содержания и особенностей организации обучения по дисциплине «Коммуникативная компетентность в физкультурноспортивной деятельности»»

УДК 378.147 ББК 74.58

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I П.И. Костенок, Е.Г. Кокорева

Аннотация. В статье рассматривается проблема определения содержания и особенностей организации обучения по дисциплине «Коммуникативная компетентность в физкультурно-спортивной деятельности», реализуемой в рамках учебного плана академической магистратуры по направлению 49.04.01 «Физическая культура» в Уральском государственном университете физической культуры. В качестве ключевых методологических подходов решения данной проблемы предлагаются компетентностный, практико-ориентирован-ный и интегративный подходы, а также рассматриваются особенности их практического применения. Компетентностный подход предопределяет, прежде всего, цель и задачи рассматриваемой учебной дисциплины. Практико-ориентированный методологический подход предполагает целесообразное увеличение в вузовском обучении профессию- 209 нально-прикладной подготовки. Интегративный - ориентирует субъектов на целостное объединение (интеграцию) каких-либо компонентов при решении стратегических и тактических задач образования. Как содержательная, так и процессуальная интеграция в рамках дисциплины «Коммуникативная компетентность в физкультурно-спор-тивной деятельности» прослеживается в содержании ее рабочей программы.

Ключевые слова: содержание образования; организация обучения; компетентностный, практико-ориентированный и интегративный методологические подходы; содержание образования; особенности организации обучения; компетентность; коммуникативная компетентность в физкультурно-спортивной деятельности.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE CONTENT AND FEATURES OF THE TRAINING DISCIPLINE "COMMUNICATIVE COMPETENCE IN SPORTS ACTIVITY"

I P.I. Kostenok, E.G. Kokoreva

Abstract. The article considers the problem of determining the content and organization of courses on the subject "communicative competence in sports activities", implemented in the curriculum of academic master in direction 49.04.01 "Physical education" in the Ural state University of physical culture. As a key methodological approaches of solving this problem are competence based, practice-oriented and integrative approaches, and also discusses the features of their practical application. The competence approach determines, first of all, the purpose and objectives of the discipline under consideration. Practice-oriented methodological approach suggests there should be an increase in University training applied professional training. Integrative - oriented actors at a holistic unification (integration) of any components in solving strategic and tactical problems of education. Substantive and procedural integration within the discipline «communicative competence in physical activity» are relevant to the content of its work program.

Keywords: the content of education; organization of training; competence-based, practice-oriented and integrative methodological approaches; content of education; peculiarities of organization of education; competence; communicative competence in sports activities.

210 «С

одержание образования — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности» [1]. При этом оно рассматривается:

• на теоретическом уровне «в виде обобщённого системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации» [1; 2];

• на уровне содержания учебного предмета в виде определенных частей содержания образования в целом, несущих свои специфические функции;

• на уровне учебного материала в виде конкретных подлежащих усвоению элементов содержания образования.

Содержание образования раскрывается в образовательных программах, учебных планах, рабочих программах учебных дисциплин, учебниках и учебных пособиях и неразрывно взаимосвязано с организацией обучения.

Таким образом, определение содержания и особенностей организации обучения в рамках отдельной дисциплины, их фиксация в соответствующей учебно-методической документации является важнейшей педагогической задачей.

ЕК

Учебная дисциплина «Коммуникативная компетентность в физ-культурно-спортивной деятельности» включена как дисциплина по выбору в учебный план магистратуры Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК) по направлению 49.04.01 «Физическая культура», ориентированной на научно-исследовательскую и педагогическую виды профессиональной деятельности. В качестве дополнительного вида профессиональной деятельности рассматривается тренерская деятельность. Общий объем часов, выделяемых на освоение дисциплины, составляет 108 часов, включая 24 часа аудиторной работы (лекции — 4 часа, практические занятия — 20 часов).

В качестве ключевых методологических подходов при определении содержания и особенностей организации обучения по дисциплине «Коммуникативная компетентность в физ-культурно-спортивной деятельности» целесообразно использовать, по мнению авторов данной статьи, компе-тентностный, практико-ориентиро-ванный и интегративный подходы.

Актуальность применения первого из упомянутых методологических подходов (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.) обусловливается, с одной стороны, ориентацией на компетентностную модель развития современного российского образования в целом, а с другой, - спецификой рассматриваемой учебной дисциплины, предполагающей рассмотрение компетентностной модели специалиста в сфере физкультурно-спортивной деятельности [1; 3; 4].

Компетентностный подход понимается в педагогической науке и образовании как совокупность «общих принципов определенных целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Принципы отражаются в следующих положениях:

• смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся (а не в накоплении некоего объема усвоенной информации);

• содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

• смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

• оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения» [5; 6].

Компетентностный подход предопределяет, прежде всего, цель и задачи рассматриваемой учебной дисциплины. При этом в трактовке понятия «компетенция» мы придерживаемся мнения, заложенного в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего об-

211

ВЕК

212

разования (уровень высшего образования — магистратура; направление подготовки — 49.04.01 «Физическая культура») (ФГОС ВО) [3] и считаем, что компетенция есть способность человека применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетентность (по ФГОС ВО) трактуется как совокупность усвоенных компетенций, имеющая личностную окраску (в интерпретации И.А. Зимней — «интегрированная характеристика качеств личности» [7]), выражающаяся в способности и готовности личности к деятельности.

Исходя из сказанного, коммуникативную компетентность можно трактовать как способность личности к социальной коммуникации — специфической форме взаимодействия людей с целью передачи информации, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем, а также восприятия данной информации [5]. Содержательные и организационные особенности социальной коммуникации определяются особенностями деятельности, в которой она реализуется, соответственно, правомерно утверждать о необходимости и возможности формирования и развития коммуникативной компетентности в различных видах деятельности, в том числе в деятельности физкультурно-спортивной [3; 4; 6]. Развитие данного вида компетентности правомерно, по мнению авторов данной статьи, считать целью учебной дисциплины «Коммуникативная компетентность в физкультурно-спортивной деятельности», реализуемой в рамках учебного плана академической магистратуры по направлению 49.04.01 «Физическая культура». Задачи учебной дисци-

плины обусловливаются видами деятельности, выбранными в качестве основных и дополнительных при разработке соответствующей магистерской программы. Они предполагают овладение обучаемыми следующими компетенциями ФГОС ВО:

• способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

• способностью к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

• способностью применять в педагогической деятельности актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания с целью повышения качества образовательного процесса (ПК-1);

• способностью устанавливать отношения с лицами, вовлеченными в процесс подготовки спортсменов с целью повышения ее эффективности (ПК-9);

• способностью использовать традиционные и современные научные концепции, подходы и направления исследований в сфере физической культуры (ПК-25).

Конкретизация указанных задач, требует, по справедливому замечанию В.В. Аплеевой и Д.И. Сурнина, выделения определенных коммуникативных знаний, умений и навыков, включая знания, умения и навыки:

• использования беседы и убеждения как основных методов воздействия на личность и управления коллективом физической культуры;

• реализации авторитарных способностей и применения таких методов управления, как наставление, совет, указание, замечание, принуждение;

• ориентирования в социальных ситуациях физкультурно-спортив-ной деятельности;

• определения личностных особенностей и эмоционального состояния других людей;

• выбора адекватных способов обращения с другими людьми и реализации этих способов в процессе взаимодействия;

• установления психологического контакта;

• использования ораторских способностей в публичной ситуации;

• урегулирования и предупреждения конфликтов;

• проведения переговоров и пресс-конференций [8].

Для достижения указанной цели и решения указанных задач, на основании положений компетентност-ного подхода, нами в рамках лекционных и практических занятий, а также в ходе самостоятельной работы осуществляются:

1) систематизация и закрепление знаний магистрантов о формах, средствах и методах коммуникации в профессиональной физкультурно-спортивной деятельности;

2) включение магистрантов в профессиональную коммуникацию на фоне моделируемых и / или реальных проблемных ситуаций, связанных с:

• практическим применением профессиональных знаний (медико-биологических, психолого-педагогических, методических и т.д.) в физ-культурно-спортивной деятельности;

• познанием и объяснением явлений профессиональной действительности;

• освоением современных форм, средств, методик и технологий физ-культурно-спортивной деятельности;

• взаимоотношениями людей, с выполнением различных социальных ролей в рамках физкультурно-спортивной деятельности (спортсмена, учителя физической культуры, тренера по виду спорта, исследователя в соответствующей области науки и др.), с реализацией соответствующих этических норм и оценкой собственных поступков;

• предполагаемым выбором послевузовской профессиональной деятельности, развитием спортивной, педагогической, тренерской или научной карьеры;

• выбором образа и стиля жизни.

При определении обозначенных

выше видов проблемных ситуаций авторы данной стьаи опирались на мнение В.А. Болотова и В.В. Серикова [9].

Характерным с точки зрения компетентностного подхода является и то, что доминирующим компонентом учебного процесса по рассматриваемой учебной дисциплине являются практические занятия и самостоятельная работа обучаемых (22,2% и 77,7% от общего объема времени, отводимого на освоение дисциплины, соответственно).

Практико-ориентированный методологический подход (А.А. Вербицкий, М.Я. Виленский, Т.А. Дмитренко, И.Ю. Калугина, П.И. Образцов, С.С. Полисадов, Ф.Г. Ялалов и др.) предполагает целесообразное увеличение в вузовском обучении профессионально-прикладной подготовки.

Из четырех существующих направлений реализации практико-ориентированного подхода, выделяемых С.С. Полисадовым, в рамках данной работы оказываются применимыми два, а именно:

213

ВЕК

• «...внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки;

• создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения.» [2].

Методическое воплощение эти направления находят:

• в насыщении излагаемого на лекциях учебного материала практически значимой информацией, а обозначенных выше проблемных ситуаций — профессиональным содержанием;

• в проведении тестирования обучаемых с целью исследования их ком-

214 муникативных способностей и разработки рекомендаций по совершенствованию данных способностей с позиции их пригодности для предстоящей профессиональной деятельности.

• в привлечении магистрантов к выполнению заданий по исследованию особенностей профессиональной коммуникации специалистов в области физической культуры и спорта различного профиля.

Интегративный подход (А.П. Беляева, М.Н. Берулава, И.Д. Зверев, М.С. Пак, В.Н. Федорова, Н.К. Чапаев и др.) «ориентирует субъектов на целостное объединение (интеграцию) каких-либо компонентов при реше-

нии стратегических и тактических задач образования» [2; 5].

Опираясь на классификацию уровней интеграции содержания образования, приводимую М.Н. Беру-лавой в своей монографии и включающей уровни межпредметных связей, дидактического синтеза и целостности [10], применительно к дисциплине «Коммуникативная компетентность в физкультурно-спортив-ной деятельности» можно утверждать об интеграции на уровне целостности. Она связана с формированием новой учебной дисциплины, имеющей собственный предмет изучения. При этом «интегративную базу» рассматриваемой дисциплины составляют следующие дисциплины и междисциплинарные курсы, включенные в учебные планы бакалавриата Урал ГУФК по направлению «Физическая культура»:

• «Психология»;

• «Психология общения»;

• «Педагогика»;

• «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональ-ной деятельности»;

• «Базовые и новые виды физ-культурно-спортивной деятельности с методикой тренировки»;

• «Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов» и др.

Образовательная интеграция в рамках дисциплины «Коммуникативная компетентность в физкуль-турно-спортивной деятельности» прослеживается уже при знакомстве с содержанием ее рабочей программы (см. табл. 1).

При разработке содержания программы авторы данной статьи использовали материалы педагогического исследования, проведенного на фа-

культете физической культуры Толь-яттинского государственного университета в 2006-2009 гг. [11]. Распределение часов, отводимых на освоение разделов и тем рассматриваемой программы, а также реализуемые при этом формы обучения следующие:

• раздел I — 4 часа (на освоение каждой темы отводится по 2 часа; занятия проводятся в форме лекций);

• раздел II (на освоение тем 2.1 и 2.3 отводится по 6 часов, на освоение тем 2.2 и 2.4 — по 4 часа; изучение всех тем проводится в форме практических занятий).

Таким образом, компетентност-ный, практико-ориентированный и интегративный подходы могут рассматриваться как базовые при определении содержания и особенностей организации обучения по дисциплине «Коммуникативная компетентность в физкультурно-спортивной деятельности», внося свойственный каждому подходу контекст. О чем свидетельствуют результаты данного теоретического исследования, а также содержание и опыт практической реализации рабочей программы рассматриваемой учебной дисциплины (табл.).

Таблица

Краткое содержание рабочей программы учебной дисциплины «Коммуникативная компетентность в физкультурно-спортивной деятельности»

№ п/п Наименование разделов и тем программы Краткое содержание тем

РАЗДЕЛ I. Теоретические основы развития коммуникативной компетентности в физкультурно-спортивной деятельности

1.1 Проблематика профессионального общения и профессиональных коммуникаций: теоретический аспект Понятие профессионального (делового) общения, его виды, этапы и структура. Коммуникация как сторона делового общения, ее взаимосвязь и взаимообусловленность с перцепцией и интеракцией. Общая характеристика речи и неречевых средств общения, используемых в деловом общении.

1.2 Коммуникативная компетентность специалиста в области физической культуры и спорта как фактор эффективности его профессиональной деятельности Сущность и содержание понятия и феномена «коммуникативная компетентность». Роль и значение коммуникативных компетенций специалиста в области физической культуры и спорта для осуществления эффективной профессиональной деятельности. Профессиональная толерантность как способность специалиста к эмпатическому пониманию партнеров по общению и выстраиванию с ними профессионально целесообразных взаимоотношений и взаимодействий. Взаимосвязь профессиональной компетентности и профессиональной толерантности. Примеры реализации различных видов общения в деятельности спортсмена, педагога физической культуры, тренера по виду спорта, исследователя в соответствующей области науки. Особенности использования речи и неречевых средств общения в физкультурно-спортивной деятельности. Формы, средства и методы развития коммуникативной компетентности специалиста в области физической культуры и спорта.

215

Окончание таблицы 1

РАЗДЕЛ II.

Методики развития коммуникативной компетентности специалиста _в области физической культуры и спорта_

2.1

Развитие коммуникативных компетенций,требуемых для эффективного общения в физкультурно-спортивной деятельности

Изучение методик и практическое применение игр, заданий и упражнений на:

- расширение профессионального словарного запаса магистрантов;

- понимание и профессионально обоснованное применение общенаучной и специальной терминологии в физкультурно-спортивной деятельности;

- развитие дикции, оптимального уровня громкости, полетности, выносливости, устойчивость, помехоустойчивости, адаптивности и суггестивности голоса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации;

- осознание и совершенствование жестикуляции и мимики, используемой в различных видах физкультурно-спортивной деятельности;

- развитие умений ведения беседы с коллегами и учениками и выслушивания собеседника;

- развитие умений ведения профессионального спора, диалога, дискуссии и деловых переговоров._

2.2

216

Развитие

профессиональной толерантности специалиста в области физической культуры и спорта

Изучение методик и практическое применение игр, заданий и упражнений с целью развития:

- позитивной рефлексии, нацеленной на себя, партнеров по профессиональному общению, взаимоотношения и взаимодействия с ними в ходе физкультурно-спортивной деятельности, а также осуществляемой в разных формах (ситуативной, ретроспективной, перспективной);

- сознательной эмоциональной, интеллектуальной и предикативной эмпатии в формах сочувствия, сопереживания и симпатии;

- интеллектуальных, психических и нравственных качеств, необходимых для профессионально целесообразной личностной саморегуляции.

2.3

Комплексное развитие

коммуникативных

компетенций и

профессиональной

толерантности

специалиста

Изучение методики и практическое осуществление моделирования и / или включения и анализа проблемных ситуаций профессионального общения магистрантов в физкультурно-спортивной деятельности. Самостоятельное моделирование обучаемыми подобных ситуаций и путей выхода из них. Самостоятельный подбор игр, заданий и упражнений для саморазвития коммуникативных компетенций и профессиональной толерантности специалиста.

2.4

Исследование форм, средств и методов профессиональной коммуникации, используемых в практике физкультур-но-спортивной деятельности

Выбор темы исследования с учетом индивидуальных интересов магистрантов, разработка плана исследования, выбор его форм, средств и методов. Проведение исследования по договоренности со специалистами в сфере физической культуры и спорта различного профиля. Оформление и защита результатов исследования._

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пак, М.С. Методология интегративного подхода: лекция [Текст] / М.С. Пак [Электронный ресурс]. - URL: http://mspak. herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/10/ ao3.pdf. (дата обращения: 5.01.2017).

2. Полисадов, С.С. Практико-ориентирован-ное обучение в вузе [Текст] / С.С. Полисадов [Электронный ресурс]. - URL: http:// portal.tpu.ru/f_dite/conf/2014/2/c2_Polisa dov.pdf. (дата обращения: 5.01.2017).

3. Сафронова, И.Р. Особенности когнитивной деятельности у студентов 19-20 лет с различным уровнем двигательной активности [Текст] / И.Р. Сафронова, Е.Г. Кокорева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 6. - С. 59-63.

4. Шатин, А.Ю. Профессиональное познание как феномен рефлексии профессионального мышления в новом осмыслении профессионально-познавательных ценностей [Текст] / А.Ю. Шатин, Е.В. Елисеев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 26 (317). -С. 129-132.

5. Костенок, П.И. Непрерывность и открытость как принципы модернизации высшего профессионального образования в области культуры и искусств / П.И. Костенок // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2006.- № 1. - С. 116-122.

6. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. -С. 3-12 [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.ru/Books/3/0389/3-0389-1. shtml (дата обращения: 4.01.2017).

7. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (теоретико-методологический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Проблемы качества образования: Материалы XIV Всероссийского совещания. Книга 2. - М., 2004. - С. 6-12.

8. Амплеева, В.В. Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе [Текст] / В.В. Амплеева, Д.И. Сур-нин // Молодой ученый. - 2012. - № 3. -С. 399-405.

9. Димухаметов, Р.С. Цифровые аборигены... Какие они? [Текст] / Р.С. Димухаме-тов // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2016. - № 1(5). - С. 88-96.

10. Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования: монография [Текст] / М.Н. Берулава. - Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. - 172 с.

11. Коммуникативная компетенция [Электронный ресурс]. iFREEstore. - URL: http://ifreestore.net/1295/ (дата обращения: 6.01.2017).

12. Ильин, Е.П. Психология спорта [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

13. Деркач, Т.В. Речь преподавателя как фактор формирования речевой культуры будущего специалиста по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]. -URL: http://www.bestreferat.ru/referat-3946 81.html (дата обращения: 5.02.2017)

REFERENCES

1. Ampleeva V.V., Surnin D.I., Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti budushhih specialistov fizicheskoj kultury i sporta v vuze, Molodoj uchenyj, 2012, No. 3, pp. 399405. (in Russian)

2. Berulava M.N., Integraciya soderzhaniya obrazovaniya: monografiya, Biyjsk, 1993, 172 p. (in Russian)

3. Derkach T.V., Rech prepodavatelja kak faktor formirovanija rechevoj kultury budush- 217 hego specialista po fizicheskoj kulture i sportu, available at: http://www.bestreferat. ru/referat-394681.html (accessed: 5.02.2017).

(in Russian)

4. Dimukhametov R.S., Cifrovihe aborigenih... Kakie oni? Zdravookhranenie, obrazovanie i bezopasnostj, 2016, No. 1 (5), pp. 88-96. (in Russian)

5. Ilyin E.P., Psychologiya sporta, St. Petersburg, Peter, 2008, 352 p. (in Russian)

6. Kommunikativnaya kompetenciya, available at: http://ifreestore.net/1295/ (accessed: 6.01.2017). (in Russian)

7. Kostenok P.I., Neprerihvnostj i otkrihtostj kak principih modernizacii vihsshego pro-fessionaljnogo obrazovaniya v oblasti kulj-turih i iskusstv, Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kuljturih i iskusstv, 2006, No. 1, pp. 116-122. (in Russian)

8. Lebedev O.E., Kompetentnostnihyj podkhod v obrazovanii, Shkoljnihe tekhnologii, 2004, No. 5, pp. 3-12, available at: http://pedlib.ru/ Books/3/0389/3-0389-1.shtml (accessed: 4.01.2017). (in Russian)

9. Pak M.S., Metodologiya integrativnogo pod-khoda: lekciya, available at: http://mspak. herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/10/ ao3.pdf (accessed: 5.01.2017). (in Russian)

10. Polisadov S.S., Praktiko-orientirovannoe obu-chenie v vuze, available at: http://portal.tpu. ru/f_dite/conf/2014/2/c2_Polisadov.pdf (accessed: 5.01.2017). (in Russian)

11. Safronova I.R., Kokoreva E.G., Osobennosti kognitivnoyj deyateljnosti u studentov 19-20 let s razlichnihm urovnem dvigateljnoyj ak-

tivnosti, Fizicheskaya kuljtura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2012, No. 6, pp. 5963. (in Russian)

12. Shatin A.Yu., Eliseev E.V., Professionaljnoe poznanie kak fenomen refleksii profession-aljnogo mihshleniya v novom osmihslenii professionaljnopoznavateljnihkh cennosteyj, Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, No. 26 (317), pp. 129132. (in Russian)

13. Zimnyaya I.A., "Kompetentnostnihyj podk-hod v obrazovanii (teoretiko-metodologi-cheskiyj aspekt)", in: Problemih kachestva obrazovaniya: Proceedings of the XIV Vser-ossiyjskogo sovethaniya. Kniga 2, Moscow, 2004, pp. 6-12. (in Russian)

Костенок Павел Иванович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия [email protected] Kostenok P.I., ScD in Pedagogy, Professor, Department of Life Safety, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia, [email protected]

Кокорева Елена Геннадьевна, доктор биологических наук, доцент, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, [email protected] Kokoreva E.G., ScD in Biology, Associate Professor, Head, Department of Life Safety, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia, [email protected]

218

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.