УДК 378
ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
С. В. Гаинцев - кандидат педагогических наук Уральский государственный университет физической культуры
Челябинск
INTEGRATIVE-DEVELOPMENTAL APPROACH AS A BASIS OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF THE SPECIALIST IN THE SPHERE OF PHYSICAL TRAINING
S.V. Gaintsev - candidate of pedagogics Ural State University of Physical Training Chelyabinsk
e-mail:[email protected]
Ключевые слова: дополнительное образование взрослых, структурно-функциональная модель, содержание профессионально-педагогической подготовки, курсовое обучение.
Аннотация. Проблема развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры вызвала к жизни ряд публикаций и работ, направленных на осмысление и теоретическое оформление содержания «общественного заказа» развития компетентности в единстве с профессиональной и коммуникативной деятельностью. Важное значение для осмысления исследуемой проблемы имеют взгляды ученых по общепедагогическим и педагогическим аспектам компетентной личности.
Методы: анализ философской, психологической, научно-методической, методической и учебной литературы, электронных информационных ресурсов по исследуемой проблеме; проектирование и моделирование; беседа, анкетирование, интервьюирование, дидактическое тестирование, самооценка, педагогическое наблюдение, анализ продуктов учебной деятельности специалистов физической культуры; обобщение опыта и практики преподавания в системе курсового обучения; лабораторный, констатирующий, формирующий и оценочный эксперименты по выявлению эффективности предлагаемой методики; методы математической статистики для оценки и обоснования результатов исследования.
Материал.В статье показана эффективность развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры на основе интегративно-развивающего подхода. Приведена структурно-функциональная модель развития профкомпетентности педагога-тренера в условиях спортивно-тренировочной деятельности.
Результат. На основе интегративно-развивающего подхода и результатов исследования психолого-педагогических особенностей профессионализации личности разработана структурно-функциональная модель развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры.
Как обобщающий результат исследования курсового обучения специалистов физической культуры представлены изменения показателей склонности специалистов к
сотрудничеству или противоборству до и после тренинга по межличностному общению (в % от общего числа участников тренинга, п=46).
Заключение. Развитие профессиональной компетентности специалиста физической культуры целесообразно осуществлять с отрывом от основной педагогической деятельности, используя интегративно-развивающий подход, самообразование и педагогическое взаимодействие. Особенности развития профессиональной компетентности педагога физической культуры обусловлены спецификой системы физической культуры, содержанием дополнительного образования специалистов, профессиональным образованием, разноплановой мотивацией на педагогическую деятельность, успешностью в предыдущей профессиональной деятельности и ориентацией на успех в современной спортивно-тренировочной деятельности.
Key words: supplementary education of adults, structural-functional model, the content of professionally-pedagogical training, course tuition.
Summary. The efficiency of development of professional competence of a specialist of physical training on the basis of integratively- developmental approach is shown in the article. The structurally-functional model of development of professional competence of the teacher-trainer in the conditions of sports and training activity is given. As generalizing result of research of course training of specialists of physical training there are the changes of indicators of tendency of specialists to cooperation or an antagonism before and after the training on interpersonal communication (are presented in % from total number ofparticipants of the training, n=46).
Key words: supplementary education of adults, structural-functional model, the content of professional-pedagogical training, course tuition.
Annotation. The problem of professional competence development of the physical culture specialist caused a number of publications and works directed at understanding and theoretical formation of the contents of "the public order" content development of the competence in unity with professional and communicative activity. For understanding of a studied problem the views of the scientists on general-pedagogical and pedagogical aspects of a competent personality are important.
Research methods: the analysis of the philosophical, the psychological, scientific -methodical, methodical - educational literature, electronic information resources on a studied problem; design and modeling; conversation, questioning, interviewing, didactic testing, self-assessment, pedagogical supervision, analysis of educational activity products of the experts in the sphere of physical culture; synthesis of experience and practice of teaching in the system of course training; laboratory, stating, forming and estimated experiments on detection of efficiency of an offered technique; methods of mathematical statistics for the assessment and substantiation of the research results.
Research materials. The efficiency of professional competence development of physical culture specialist is shown in the article on the basis of integrative developing approach. The structurally functional model of professional competence development of the teacher-trainer in the conditions of sports and training activity is given.
Results. On the basis of integrative - developmental approach and research results on psychology and pedagogical features of the personality professionalizing of the structurally functional model of professional competence development of physical culture specialist is developed. As the generalizing result of course training research of the specialists in physical training the changes of the indices of the specialists' tendency to cooperation or antagonism before and after the training on interpersonal communication are presented (in % from total number of participants of the training, n=46).
Conclusion. Professional competence development of the specialist in the sphere of physical culture is reasonable to fulfill out of the main pedagogical activity using integrative -developmental approach, self - education and pedagogical interaction. The peculiarities of the professional competence development of the specialists in the sphere of physical culture are caused by the specificity of the physical culture system, by the content of supplementary education, by the
professional education, different motivation for pedagogical activity, by the success in the precedingprofessional activity and orientation to success in modern sports - training activity.
ВВЕДЕНИЕ
Современный динамичный характер жизнедеятельности требует от специалиста физической культуры таких качеств, как компетентность, коммуникабельность, умение быстро адаптироваться в коллективе, готовность к работе в постоянно меняющихся условиях, умение регулировать отношения между людьми в процессе совместной деятельности. Специалист спортивного учреждения должен уметь работать в команде на общий спортивный результат, участвовать в принятии рациональных решений, принимать точку зрения своих коллег, публично представлять результаты своей спортивно-тренировочной деятельности, учитывать содержательную практику [2, с. 73]. Что касается приоритетов развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры, то они могут быть правильно поняты лишь на основе разработанной в исследовании структурно-функциональной модели.
Актуальность исследования. Проблема развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры вызвала к жизни ряд публикаций и работ, направленных на осмысление и теоретическое оформление содержания «общественного заказа» развития компетентности в единстве с профессиональной и коммуникативной деятельностью.
Важное значение для осмысления исследуемой проблемы имеют взгляды ученых по общепедагогическим и педагогическим аспектам компетентной личности А. Я. Найна, С. Д. Неверковича, В. В. Серикова, А. Н. Тубельского, И. Д. Фрумина и др. Профессиональным компетентностям и компетенциям посвящены работы В. А. Беликова, Г. Д. Бухаровой, М. Я. Виленского, Э. Ф. Зеера, А. М. Кузьмина, З. М. Кузнецовой.
Значительную ценность для решения изучаемой проблемы развития профессиональной компетентности педагога-тренера применительно к целям педагогического управления спортивным учреждением имеют исследования, проведённые А. А. Гореловым, В. В. Кузиным, Е. Н. Мажор, С. М. Тумановым, М. А. Шамсутдиновым, и др.
Однако, отдавая должное исследованиям ученых, раскрывающим сущность профессиональной компетентности, различные их виды, пути и условия их развития, необходимо отметить, что остаются недостаточно изученными вопросы развития профессиональной компетентности специалистов физической культуры на основе интегративно-развивающего подхода.
Анализ вышеперечисленных исследований, объективных условий образовательного процесса в учреждениях спортивного профиля позволил нам сформулировать явные противоречия:
а) между потребностью физкультурно-спортивного общества в социально-активной личности специалиста физической культуры с явно выраженными коммуникативными качествами, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы развития профессиональной компетентности на основе интегративно-развивающего подхода, с другой стороны;
б) между необходимостью подготовки специалиста физической культуры, обладающего способностью и готовностью решать новые образовательные задачи, создавать условия для педагогического творчества и развития вариативности физкультурного образования, стимулировать образовательные инициативы в механизм развития учреждений физкультурного образования, а с другой - существует определенный недостаток знаний, структурирующих этот процесс и придающих ему качества самоуправляемости и саморазвития.
Цель исследования: основываясь на интегративно-развивающем подходе и опираясь на результаты исследования психолого-педагогических особенностей профессионализации личности, разработать структурно-функциональную модель развития профкомпетентности специалиста физической культуры.
Материал и методы. В работе использованы теоретические и эмпирические методы, включающие в себя, в частности: анализ научных работ, с целью выявления вопросов, относящихся к предмету исследования; анализ философской, психологической, научно-методической, методической и учебной литературы, электронных информационных ресурсов по исследуемой проблеме; проектирование и моделирование; беседа, анкетирование, интервьюирование, дидактическое тестирование, самооценка, педагогическое наблюдение, анализ продуктов учебной деятельности специалистов физической культуры; обобщение опыта и практики преподавания в системе курсового обучения; лабораторный, констатирующий, формирующий и оценочный эксперименты по выявлению эффективности предлагаемой методики; методы математической статистики для оценки и обоснования результатов исследования.
Особенности развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры обусловлены спецификой системы и содержания дополнительного образования взрослых. Специалист физической культуры зачастую имеет профессиональную непедагогическую подготовку - владеет базовой предметной подготовкой на теоретическом и практическом уровнях (отсутствует серьезная психолого-педагогическая и социальная подготовка); при наличии педагогического образования имеющаяся базовая предметная подготовка ориентирована на государственный стандарт общего среднего образования, что является недостаточным для системы дополнительного образования взрослых. Особенность развития профессиональной компетентности специалиста спортивного учреждения заключается в том, что оно происходит после вхождения в профессиональную деятельность в рамках дополнительного профессионального образования или через самообразование [1; 5; 6; 8].
На основе анализа интегративно-развивающего подхода к понятию «профессиональная компетентность специалиста физической культуры», отечественных и зарубежных образовательных теорий развития профессиональной компетентности личности, междисциплинарных связей психологии развития личности, возрастной психологии, психологии труда, андрагогики и акмеологии были получены выводы о том, что учебно-познавательные и метапрофессиональные качества позволяют специалисту физической культуры продуктивно осуществлять свою деятельность на современном уровне и развиваться на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Развитие профессиональной компетентности специалиста спортивного учреждения в условиях курсовой переподготовки осуществляется нами в направлении развития профессиональных знаний, умений, профессионально важных личностных качеств на основе имеющегося базового образования и с опорой на интегративно-развивающий подход. Данный подход как системообразующий элемент и условие профессиональной компетентности, метакомпетентность, является основным механизмом развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры. Рефлексивные способности педагога физической культуры обеспечивают возможность развития его профессиональной компетентности на различных уровнях профессиональной деятельности, предотвращение профессиональной стагнации, профессиональных деформаций, эмоционального выгорания [4; 7; 8]. При этом происходит обогащение и появление нового профессионального опыта, создается возможность для движения к профессиональным вершинам [3, с. 219-220].
Сама дефиниция интегративно-развивающего подхода выражает его содержание и основную функцию. Интегративность отражает: во-первых, тенденции развития общества на пути социально-экономических преобразований, вхождения в рыночную экономику; во-вторых, процессы, протекающие в высшей школе, которые проявляются в усилении взаимозависимости вузов с другими системами общества, в необходимости подготовки специалистов, способных профессионально работать и развиваться в постоянно изменяющихся условиях; в-третьих, творческий характер и управленческо-педагогическое содержание труда специалиста физической культуры, предполагающие интеграцию управленческой, педагогической, психологической, культурологической,
естественнонаучной подготовки; наконец, интегративность отражает специфику управленческих и педагогических дисциплин, являющихся по своей сути интегральными [11, с. 169-170].
Основная функция интегративно-развивающего подхода заключается в том, чтобы процесс развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры к творческой управленческо-педагогической деятельности, с одной стороны, формировал готовность к постоянному саморазвитию, с другой - способствовал самореализации личности в спортивно-тренировочной деятельности.
Интегративно-развивающий подход получил свое определение как таковой еще и потому, что он вобрал в себя лучшие стороны многих научных подходов. Наиболее продуктивным, а потому базовым является компетентностный подход, который включает целостный личностно-деятельностный, оптимизационный, технологический и синергетический аспекты [4; 9; 10].
На основе интегративно-развивающего подхода, в исследовании разработана структурно-функциональная модель развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры (рис. 1).
Непрерывное развитие профессиональной компетентности специалиста физической культуры спортивного учреждения основывается на сформированной до начала осуществления профессиональной деятельности базовой компетентности. Особенностью данной модели является её компетентностное содержание и опора на витагенный опыт. Процесс развития профессиональной компетентности мы рассматриваем как самостоятельную учебную деятельность, осуществляемую без отрыва от основной педагогической деятельности. Самоменеджмент на основе результата рефлексии позиционируется как дидактическое средство развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры.
Проблемы, возникающие в педагогической деятельности специалиста спортивного учреждения, переводятся в задачи собственной учебной деятельности. При опоре на интегративно-развивающий подход учебный материал реконструируется на абстрактном уровне, производится поиск причин и средств решения возникшей проблемы. Учебная деятельность при этом становится пространством проектирования собственных новых форм профессиональной компетентности, а непосредственно в деятельности происходит их апробация и внедрение.
Таким образом, разработанная структурно-функциональная модель является исходной теоретической конструкцией при проектировании образовательного процесса развития профессиональной компетентности спортивного педагога. Для своего практического воплощения в учебном процессе на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников физкультурного образования и дальнейшей трансформации она требует учебно-методического и организационного обеспечения.
В процессе курсовой подготовки в целях самореализации специалист физической культуры, применяя технологию самоменеджмента, развивает свое мастерство в предметной области; осуществляя методическую функцию, передает коллегам и обучающимся накопленный опыт профессиональных достижений; укрепляет свое здоровье и развивает коммуникативные способности для предотвращения профессиональных деформаций. Самообразование и приобщение к культурным ценностям продлевает период творческой и профессиональной активности педагога [5, с. 119-120].
Появление нового педагогического опыта деятельности в качестве наставника, повышение уровня рефлексивных способностей и принятия управленческих решений до достаточно высокого уровня обеспечивают достижение специалистом спортивного учреждения профессиональных вершин и самореализацию.
Авторская методика развития профессиональной компетентности специалиста спортивного учреждения основывается на ряде ключевых посылов: а) учебная деятельность в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми,
профессиональными, социальными факторами, которые, либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения; б) процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающего и обучающегося на всех этапах планирования, реализации, оценивания и коррекции; в) взрослый обучается для решения важной проблемы и достижения конкретной цели; основная роль в технологии обучения специалистов физической культуры принадлежит самому обучающемуся; опыт обучающегося служит источником обучения как самого обучающегося, так и его коллег; г) основной характеристикой процесса обучения становится самостоятельное определение параметров обучения, поиск необходимых знаний, формирование умений, навыков и качеств; д) обучающиеся хотят применить знания и умения сразу же, немедленно, чтобы стать более компетентными в решении образовательных проблем, чтобы более эффективно действовать.
Результаты и их обсуждение. Опытно-экспериментальная работа предусматривала несколько этапов: констатирующий, формирующий, этап логикоосмысления и совершенствования. Целью констатирующего эксперимента явилось изучение объективных характеристик, позволяющих определить уровень развития профессиональной компетентности специалистов физической культуры, пути её дальнейшего повышения, а также анализ условий её эффективного развития.
Основная задача формирующего эксперимента заключалась в апробации педагогических условий. В ходе реализации первого педагогического условия нами проведена методическая работа по коррекции отбора содержания учебного материала лекционных и семинарских занятий. При этом учитывался профессионально-ситуативный характер занятий, так как компетентность выражается в готовности к осуществлению физкультурной деятельности в конкретных профессиональных ситуациях и связана с присущими конкретной профессии видами деятельности. На занятиях, с учетом витагенного опыта слушателей, информация о профкомпетентности окрашивалась личностными качествами специалиста, позволяющими ему оптимально организовывать деятельность в широком контексте и успешно решать возникающие проблемы с высокой степенью саморегуляции, саморефлексии, самооценки, проявляя быструю, гибкую и адаптивную реакцию на динамику обстоятельств при осознании личностной ответственности за результаты своей деятельности.
Экспериментальная проверка второго условия предполагала подтверждение или отрицание утверждения о том, что эффективность профкомпетентности специалистов физической культуры повысится, если будет внедрена модель развития профессиональной компетентности, построенная на основе интегративно-развивающего подхода, обусловленная содержанием мотивации, ценностных оснований и личностных качеств специалиста физической культуры, витагенным опытом, условиями самообразования и педагогического взаимодействия.
Для проверки этого условия нами была разработана авторская методика, реализация которой на практических занятиях выявляла специфику деятельности специалиста физической культуры в области физической культуры к реализации спортивно ориентированного физического воспитания молодежи.
Третье педагогическое условие - коммуникативно ориентированная практика, осуществляемая на основе взаимосвязи учебных дисциплин (вариативных курсов), использовании методов активного обучения и интегративно-развивающего подхода - в явной форме апробировалось на протяжении всего периода организации опытно-экспериментальной работы.
Разработка и апробация данного условия на основе интегративно-развивающего подхода потребовали вычленения совокупности принципиальных положений - постулатов, которые характеризуют стратегию педагогической деятельности специалистов физической культуры в интерактивном обучении и служат необходимой и достаточной базой эффективного развития профессиональной компетентности руководителя спортивного учреждения.
Социальный заказ - развитие профессиональной компетентности специалиста спортивного учреждения, востребованного на рынке труда
Цель - выявить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития профком-петентности специалиста спортивного учреждения
V
Основные задачи:
вооружение специалистов физической культуры соответствующими теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности;
выработка умений и навыков, раскрывающих содержательную сторону профкомпетентности специалиста физической культуры;
развитие у них коммуникативных личностных качеств, способностей и умений
•е
V
Основные принципы обучения:
познавательная активность и сознательность обучающихся; • непрерывность и многоуровневость;
вариативность и практикоориентиро-ванность образования;
преемственность и профессиональная целесообразность
V
Показатели развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры
Ж.
Речевой: Мотивационный: Содержательный:
• умения слушать и слы- самооценка способностей к способность к сопережи-
шать собеседника; самообразованию и самораз- ванию (эмпатии);
• развитие навыков ком- витию; умение контролировать
муникации; наличие коммуникативных свое поведение в конфликт-
• достижение логичности и способностей; ных ситуациях;
выразительности речи наличие управленческих спо- овладение основами управ-
собностей ленческой деятельности
\/ V
Педагогические условия развития профессиональной компетентности
1. Содержание и форма организации процесса непрерывного развития профессиональной компетентности специалиста спортивного учреждения определяются уровнем деятельности специалиста (репродуктивный, креативный, эвристический), развития рефлексии витагенного опыта педагога.
2. Модель развития профессиональной компетентности, построенная на основе интегративно-развивающего подхода, обусловлена содержанием мотивации, ценностных оснований и личностных качеств педагога витагенным опытом, условиями самообразования и педагогического взаимодействия.
3. Коммуникативно ориентированная практика осуществляется на основе взаимосвязи учебных дисциплин (вариативных курсов), использования методов активного обучения и интегративно-развивающего подхода.
i
Результат - высокий уровень развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры
Рис. 1. Структурно-функциональная модель развития профессиональной компетентности специалиста физической культуры
Результаты опытно-экспериментальной работы (табл.1) свидетельствуют о том, что каждое из педагогических условий способствовало качественному повышению уровня развития профессиональной компетентности руководителя спортивного учреждения. Их комплексная реализация обеспечила достижение конечной цели - сформированности изучаемого качества специалиста физической культуры.
Результаты самооценивания и экспертной оценки готовности специалистов физической культуры к работе в инновационном образовательном учреждении показывают, что более половины руководителей спортивных учреждений (52,4 %) до начала формирующего эксперимента имели низкий уровень развития профессионально важных качеств, входящих в модуль интегративных форм профессиональной деятельности. На завершающем этапе формирующего эксперимента число специалистов физической культуры с низким уровнем компетентности по этому модулю уменьшилось до 23,9 %, т.е. почти в два раза по сравнению с исходными данными. Специалисты физической культуры с высоким уровнем интегративных форм профессиональной деятельности до начала формирующего эксперимента составляли 23,8 % от общего числа. На завершающем этапе эксперимента эта группа специалистов увеличилась и составила 47,3 % от общего числа специалистов физической культуры, занятых в эксперименте.
В исходных данных 41,2 % руководителей спортивных учреждений имели низкий уровень профессиональных знаний и умений, входящих в информационно-аналитический модуль. На завершающем этапе формирующего эксперимента их число сократилось до 22,9 %, а число специалистов физической культуры, имеющих высокий уровень профессиональных знаний и умений, входящих в информационно-аналитический модуль, взрослого с 17,5 % до 37,2 %.
Значительные сдвиги наблюдались в профессиональных знаниях и умениях, входящих в нормативно-распределительный и организационно-исполнительный модули. До начала формирующего эксперимента низкий уровень профессиональной компетентности имели 25,3 % и 22,7 % специалистов соответственно. Высокий уровень компетентности до начала формирующего эксперимента имели 29,1 % и 30,4 % педагогов.
Таблица 1
Изменение показателей склонности специалистов физической культуры к сотрудничеству или противоборству до и после тренинга по межличностному общению (в
% от общего числа участников тренинга, п=46)
Число положительных
№ Содержание вопросов тестового опросника ответов
до начала тренинга после окончания
1. Склонность к сотрудничеству
1 Я всегда стараюсь избегать неприятностей 61,2 77,5
2 Разногласия волнуют меня 51,0 73,4
3 Я стараюсь сохранить хорошие отношения во всех случаях 55,1 61,2
4 Считаю, что всегда можно найти компромиссную точку зрения 73,4 77,5
5 Я всегда стараюсь войти в положение другого 59,2 75,5
6 Стараюсь найти точки сотрудничества 75,5 81,6
7 Я не считаю себя абсолютно правым 77,5 79,6
8 Я всегда стараюсь понять других 53,1 61,2
9 Я склонен к изменению своей позиции 55,1 69,4
10 Я постоянно слежу за мыслью собеседника, чтобы скорректировать свою 51,0 65,3
Статистические критерии: М=61.2 M=72.2
m +3.16 m +2.18 p<0.05
Склонность к защите своей позиции, бескомпромиссность
1 Я считаю свою позицию верной 67,3 42,8
2 Всегда сумею убедить других в своей правоте 75,5 61,2
3 Я не сторонник компромиссов 55,1 48,9
4 Я всегда отстаиваю свои принципы 79,6 69,4
5 Я добиваюсь выполнения задуманного действия 51,0 42,8
6 Если я прав, неприятности меня не волнуют 53,1 44,9
7 Отказ от своего мнения мне неприятен 55,1 46,9
8 Я не волнуюсь из-за разногласий 63,3 53,1
9 Я всегда отстаиваю свою точку зрения 77,5 46,9
10 Я всегда стремлюсь выполнить задуманное 69,4 55,1
M=64.7 M=51.2
Статистические критерии: m+2.39 m+2.67 p<0.05
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие профессиональной компетентности специалиста физической культуры целесообразно осуществлять с отрывом от основной педагогической деятельности, используя интегративно-развивающий подход, самообразование и педагогическое взаимодействие. Особенности развития профессиональной компетентности педагога физической культуры обусловлены спецификой системы физической культуры, содержанием дополнительного образования специалистов, профессиональным образованием, разноплановой мотивацией на педагогическую деятельность, успешностью в предыдущей профессиональной деятельности и ориентацией на успех в современной спортивно-тренировочной деятельности.
Литература
1. Гаинцев, С.В. Методика непрерывного развития профессиональной компетентности специалистов спортивного профиля : методические рекомендации / С.В. Гаинцев. - Челябинск : Изд-во УралГУФК, 2009. - 36 с.
2. Гаинцев, С.В. Моделирование процесса личностно профессиональной готовности менеджера образования / С.В. Гаинцев // Педагогическая наука и образование : темат. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Я. Найн. -Челябинск : Изд-во УралГУФК, 2009. - С. 69-75.
3. Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры : монография / под общей ред. проф. А.Я. Найна. - Екатеринбург : Науч.-образ. Центр Урал. отдел Рос. академии образования, 2008. - 380 с.
4. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры : Монография / Отв. ред. А.Я. Найн. - Челябинск : Изд-во Урал. гос. ун-та физ. культ., 2012. - 340 с.
5. Найн, А.Я. Профессиональная жизнедеятельность педагога: выбор стратегии : монография / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев // Магнитогорск : Магнит. гос. ун-т, 2007. - 235 с.
6. Современная модель физкультурного образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Шр//топ^оу/ги/Ше8/та1ег1а18/4674/ау^Ю8Лос.
7. Спирин, В.К. Организационно-методические условия эффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания / В.К. Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 11-14.
8. Туманов, С.М. Физическая культура как основа физического воспитания школьника : материалы науч.-метод. конф. / С.М. Туманов // Развитие физической культуры в регионе. - Магнитогорск : МаГУ, 2010. -С. 71-75.
9. Усов, В.Н. Рефлексивное управление : философско-методоло-гический аспект : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В.Н. Усов. - Екатеринбург, 2008. - 42 с.
10. Шамсутдинов, М.А. Методика физической подготовки допризыв-ной молодежи в условиях общеобразовательной школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.А. Шамсутдинов. - Челябинск, 2008. - 21 с.
11. Шипилина, Л.А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете / Л.А. Шипилина. - Омск : Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 1998. - 293 с.
Bibliography
1. Gaintsev, S.V.Methodology of continuous professional competence development of the specialists of a sports profile: methodical recommendations / S.V. Gaintsev. - Chelyabinsk: Publishing house of Ural State University of Physical Training, 2009. - 36 p.
2. Gaintsev, S.V. Modeling of process of personally-professional readiness of the manager of education / S.V. Gaintsev // Pedagogical science and education: thematic collection of scientific works / editor -in- chief A.Y. Nayn. -Chelyabinsk: Publishing house of Ural State University of Physical Training, 2009. - P. 69-75.
3. Higher education integration in the sphere of physicaltraining / monograph: under the general edition of the professor A.Y. Nayn. - Yekaterinburg: Scientific-educational Center of Ural department of Russian Academy of Education, 2008. - 380 p.
4. Competence-based approach in education as a base of high-quality training of physical training specialists / Monograph: editor -in- chief A.Y. Nayn. - Chelyabinsk: Publishing house of Ural State University of Physical Training, 2012. - 340 p.
5. Nayn, A.Y. Professional activity of the teacher: choice of strategy / A.Y. Nayn, Z.M. Umetbayev // Monograph. - Magnitogorsk: Magnitagorsk State University, 2007. - 235 p.
6. The modern model of sports education focused on the solution of innovative economy development of problems [An electronic resource]. - Access mode: http//mon.gov/ru/files/materials/4674/avgust08.doc.
7. Spirin, V.K. Organizationally-methodical conditions of effective physical culture lessons within the traditional system of physical training / V.K. Spirin // Physical training: education and training. - 2008. - № 6. - P. 1114.
8. Tumanov, S.M. Physical culture as the base of physical training of school - children: materials of scientific-methodological conference / S.M. Tumanov // Development of physical culture in the region. - Magnitogorsk: Magnitagorsk State University, 2010. - P. 71-75.
9. Usov, V.N. Reflexive management : philosophically-methodological aspect : author's abstract of the dissertation of Dr. of philosophy / V.N. Usov. - Yekaterinburg, 2008. - 42 p.
10. Shamsutdinov, M.A. The methodology of physical training of youth of precall-up age in the conditions of comprehensive school : author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogics / M.A. Shamsutdinov. -Chelyabinsk, 2008. - 21 p.
11. Shipilina, L.A. The training of education managers in pedagogical University / L.A. Shipilina. - Omsk: Publishing house of Omsk State Pedagogical University, 1998. - 293 p.
Статья поступила в редакцию: 18.10.2013 г.