Научная статья на тему 'Педагогические условия как фактор повышения профессиональной компетентности педагога физической культуры'

Педагогические условия как фактор повышения профессиональной компетентности педагога физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ФАКТОР / FACTOR / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИ / TEACHERS / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / QUALIFICATION IMPROVEMENT / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенкова Е.С., Логинов В.В., Найн А.Я.

Тенденции развития современного физкультурного образования определяются глубинными образовательными реформами, направленными на повышение качества образования. Понятие «качество» охватывает все основные функции и направления деятельности образовательных организаций физической культуры, спорта и туризма: качество преподавания, подготовки и исследований, качество персонала и программ, качество обучения как результат совместной деятельности обучающего и обучающихся. Успешное развитие сферы физической культуры и спорта во многом зависит от обеспеченности ее квалифицированными специалистами с высоким уровнем профессиональной компетентности, который должен обеспечить их активное и эффективное участие в этом процессе. Материалы. Межотраслевой Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Уральского государственного университета физической культуры как основа развития профессиональной компетентности педагога физической культуры. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий модернизацию содержания образования взрослых как наукоемкая область знаний, так и профессионально ориентированное физкультурное пространство; раздаточный материал, учебные материалы интегративного типа, которые содержательно влияют на опережающий характер непрерывного образования и самообразования. Материалы исследования привнесли собой вклад в методику обучения взрослых и позволяют педагогам физической культуры перейти от использования отдельных приемов к научно обоснованным трендам, опережающим тенденциям физкультурного образования. Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация; изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса вуза; метод диагностических ситуаций, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент. Результаты исследования. Представлены педагогические условия развития высокого уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры, позитивно влияющих на возможность достижения в теории и практике физической культуры, спорта и туризма содержательных научно-методических ориентаций, призванных регулировать отношения спортсмена с обществом и социумом. Показана эффективность ключевых ориентиров в модернизации профессионально-физкультурного образования, где имеется значительное количество концептуально-теоретических и практико-ориентированных наработок, свидетельствующих об актуальности изучаемой проблемы. Приведено содержание авторской методики повышения уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры, которая опирается на триединство ключевых понятий: компетентность, компетенция и готовность к принятию решений. Показано, что компетентность выступает в качестве содержательной доминанты бытия специалиста сферы физической культуры, требуемой для выхода на более высокий уровень ментальной организации различных мероприятий. Проанализированы экспериментальные данные, подтверждающие эффективность опытной работы. Результаты расчетов получены на основе параметричексого метода, поскольку эти данные отвечали требованиям, предъявляемым к применению параметрических критериев сравнения групповых явлений. В выводах отмечена результативность авторской методики и программы развития педагогических условий развития профессиональной компетентности педагога физической культуры, направленных на создание и принятие личностных особенностей, нивелирование влияния профессиональных рисков и эмоциональных состояний на процесс развития профессиональной компетентности специалистов сферы физической культуры, спорта и туризма. Основная идея: педагогические условия, содержательно повышающие эффективность и качество образовательного процесса в рамках повышения квалификации или переподготовки, выступают приоритетным фактором развития профессионального потенциала специалиста физической культуры. Цель исследования: изучить влияние разработанных педагогических условий в системе дополнительного образования взрослых (повышения квалификации) на эффективность опережающего развития профессиональной компетентности педагога. Заключение. Экспериментальные данные, полученные в процессе организации опытной работы, позволили проследить связь между развитием опыта профессиональной компетентности и успешностью теоретической подготовки обучения. Слушатели системы дополнительного профессионального образования более успешно справляются с заданиями, связанными с поиском недостающей информации, постановкой дидактических задач, формулированием учебных противоречий, обоснованием выбора метода решения и оценкой результата. Опережающее содержание обучения слушателей курсовой подготовки и повышения квалификации становится наличием внутреннего смысла приобретения учебной и жизненной самоорганизации к самообразовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисенкова Е.С., Логинов В.В., Найн А.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS AS A FACTOR OF PHYSICAL CULTURE TEACHER PROFESSIONAL COMPETENCE IMPROVEMENT

The tendencies of modern physical culture education development are determined by deep educational reforms, directed at education quality increase. The notion “quality” includes all main activity functions and directions of physical culture, sport and tourism educational establishments: quality of teaching, training and research works, quality of staff and programs, quality of education as a result of students mutual activity and a teacher. A successful development of physical culture and sport sphere mainly depends on qualified specialists with a high level of professional competence, which should provide their active and effective participation in this process. Materials. Interindustrial Center of qualification improvement and professional retraining of the Ural State University of Physical Culture as the base for professional competence development of physical culture teacher. A complex of pedagogical conditions, which provide adults’ education content modernization as a science intensive sphere of knowledge, and professionally oriented physical area; handout, educational material of an integrative type, which influence the anticipatory character of lifelong education and self-education. Research materials contributed to the methodology of teaching adults and help physical culture teachers to transfer from the separate techniques use to scientifically reasonable trends, anticipatory tendencies of physical education. Research methods: theoretical analysis and synthesis, summarizing, abstracting and specialization; activity products study of educational process subjects at a higher educational establishment; the method of diagnostic situations, pedagogical observation, pedagogical experiment. Research results. Pedagogical conditions for physical culture teacher’s high level of professional competence development are presented, which have a positive influence on the opportunity to achieve in theory and practice of physical culture, sport and tourism content scientific-methodical orientations, which are to regulate the relations of a sportsman with society. The effectiveness of key guiding lines in professional-physical education modernization is shown, where there are a lot of conceptual-theoretical and practice-oriented groundworks, which prove the urgency of the studied problem. The content of the author’s methodology of physical culture teacher’s professional competence level increase is presented, which is based on tripersonality of key notions: competence, competency and the readiness to make decisions. It is shown that competence is presented as a content dominant of objective reality of the specialist in the sphere of physical culture, which is needed for a higher level of mental organization achievement of different events. Experimental results are analyzed, which prove the effectiveness of the experimental work. The results of computations are received on the basis of a parametric method, as these results meet the requirements to the use of parametric criteria of group phenomena comparison. In the conclusion the effectiveness of the author’s methodology and program of pedagogical conditions development for physical culture teacher’s professional competence development is mentioned. These conditions are directed at personal peculiarities creation and acceptance, at professional risks and emotional states influence leveling on the process of professional competence development among the specialists in the sphere of physical culture, sport and tourism. The main idea: pedagogical conditions, increasing the effectiveness and quality of the educational process in terms of qualification improvement or retraining, are a priority factor of professional potential development of physical culture specialist. The aim of the research: to study the influence of created pedagogical conditions in the system of additional education among adults (qualification improvement) on the effectiveness of the anticipatory development of a teacher’s professional competence. Conclusion. Experimental results helped to see the connection between the experience development of professional competence and the success of theoretical training. Students of the system of additional professional education more successfully cope with the tasks, connected with the search for missing information, didactic objectives setting, educational contradictions formation, the choice substantiation of the solution method and result estimation. Anticipatory education content of course training and qualification improvement students becomes the inner essence of educational and life self-organization gaining to self-educational activity.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия как фактор повышения профессиональной компетентности педагога физической культуры»

УДК 378.046.4 DOI 10.14526/01_1111_46

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Борисенкова Е. С. — кандидат педагогических наук Логинов В.В. — кандидат педагогических наук, доцент Найн А.Я. — доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России Уральский государственный университет физической культуры,

г. Челябинск, Россия

PEDAGOGICAL CONDITIONS AS A FACTOR OF PHYSICAL CULTURE TEACHER PROFESSIONAL COMPETENCE IMPROVEMENT

Borisenkova E.S. — candidate of pedagogics Loginov V. V. — candidate of pedagogics, associate professor Nain A. Y. — doctor of pedagogics, professor, the honored worker of science of Russia

The Ural state University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia

e-mail: ekboris24@mail.ru

Ключевые слова: педагогические условия, фактор, профессиональная компетентность, педагоги, повышение квалификации, физическая культура.

Аннотация. Тенденции развития современного физкультурного образования определяются глубинными образовательными реформами, направленными на повышение качества образования. Понятие «качество» охватывает все основные функции и направления деятельности образовательных организаций физической культуры, спорта и туризма: качество преподавания, подготовки и исследований, качество персонала и программ, качество обучения как результат совместной деятельности обучающего и обучающихся.

Успешное развитие сферы физической культуры и спорта во многом зависит от обеспеченности ее квалифицированными специалистами с высоким уровнем профессиональной компетентности, который должен обеспечить их активное и эффективное участие в этом процессе.

Материалы. Межотраслевой Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Уральского государственного университета физической культуры как основа развития профессиональной компетентности педагога физической культуры. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий модернизацию содержания образования взрослых как наукоемкая область знаний, так и профессионально ориентированное физкультурное пространство; раздаточный материал, учебные материалы интегративного типа, которые содержательно влияют на опережающий характер непрерывного образования и самообразования. Материалы исследования привнесли собой вклад в методику обучения взрослых и позволяют педагогам физической культуры перейти

от использования отдельных приемов к научно обоснованным трендам, опережающим тенденциям физкультурного образования.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация; изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса вуза; метод диагностических ситуаций, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Результаты исследования. Представлены педагогические условия развития высокого уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры, позитивно влияющих на возможность достижения в теории и практике физической культуры, спорта и туризма содержательных научно-методических ориентаций, призванных регулировать отношения спортсмена с обществом и социумом. Показана эффективность ключевых ориентиров в модернизации профессионально-физкультурного образования, где имеется значительное количество концептуально-теоретических и практико-ориентированных наработок, свидетельствующих об актуальности изучаемой проблемы. Приведено содержание авторской методики повышения уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры, которая опирается на триединство ключевых понятий: компетентность, компетенция и готовность к принятию решений. Показано, что компетентность выступает в качестве содержательной доминанты бытия специалиста сферы физической культуры, требуемой для выхода на более высокий уровень ментальной организации различных мероприятий. Проанализированы экспериментальные данные, подтверждающие эффективность опытной работы. Результаты расчетов получены на основе параметричексого метода, поскольку эти данные отвечали требованиям, предъявляемым к применению параметрических критериев сравнения групповых явлений. В выводах отмечена результативность авторской методики и программы развития педагогических условий развития профессиональной компетентности педагога физической культуры, направленных на создание и принятие личностных особенностей, нивелирование влияния профессиональных рисков и эмоциональных состояний на процесс развития профессиональной компетентности специалистов сферы физической культуры, спорта и туризма.

Основная идея: педагогические условия, содержательно повышающие эффективность и качество образовательного процесса в рамках повышения квалификации или переподготовки, выступают приоритетным фактором развития профессионального потенциала специалиста физической культуры.

Цель исследования: изучить влияние разработанных педагогических условий в системе дополнительного образования взрослых (повышения квалификации) на эффективность опережающего развития профессиональной компетентности педагога.

Заключение. Экспериментальные данные, полученные в процессе организации опытной работы, позволили проследить связь между развитием опыта профессиональной компетентности и успешностью теоретической подготовки обучения. Слушатели системы дополнительного профессионального образования более успешно справляются с заданиями, связанными с поиском недостающей информации, постановкой дидактических задач, формулированием учебных противоречий, обоснованием выбора метода решения и оценкой результата. Опережающее содержание обучения слушателей курсовой подготовки и повышения квалификации становится наличием внутреннего смысла приобретения учебной и жизненной самоорганизации к самообразовательной деятельности.

Keywords: pedagogical conditions, factor, professional competence, teachers, qualification improvement, physical culture.

Annotation. The tendencies of modern physical culture education development are determined by deep educational reforms, directed at education quality increase. The notion "quality" includes all main activity functions and directions of physical culture, sport and tourism

educational establishments: quality of teaching, training and research works, quality of staff and programs, quality of education as a result of students mutual activity and a teacher.

A successful development of physical culture and sport sphere mainly depends on qualified specialists with a high level of professional competence, which should provide their active and effective participation in this process.

Materials. Interindustrial Center of qualification improvement and professional retraining of the Ural State University of Physical Culture as the base for professional competence development of physical culture teacher. A complex of pedagogical conditions, which provide adults' education content modernization as a science intensive sphere of knowledge, and professionally oriented physical area; handout, educational material of an integrative type, which influence the anticipatory character of lifelong education and self-education.

Research materials contributed to the methodology of teaching adults and help physical culture teachers to transfer from the separate techniques use to scientifically reasonable trends, anticipatory tendencies of physical education.

Research methods: theoretical analysis and synthesis, summarizing, abstracting and specialization; activity products study of educational process subjects at a higher educational establishment; the method of diagnostic situations, pedagogical observation, pedagogical experiment.

Research results. Pedagogical conditions for physical culture teacher's high level of professional competence development are presented, which have a positive influence on the opportunity to achieve in theory and practice of physical culture, sport and tourism content scientific-methodical orientations, which are to regulate the relations of a sportsman with society. The effectiveness of key guiding lines in professional-physical education modernization is shown, where there are a lot of conceptual-theoretical and practice-oriented groundworks, which prove the urgency of the studied problem. The content of the author's methodology of physical culture teacher's professional competence level increase is presented, which is based on tripersonality of key notions: competence, competency and the readiness to make decisions. It is shown that competence is presented as a content dominant of objective reality of the specialist in the sphere of physical culture, which is needed for a higher level of mental organization achievement of different events. Experimental results are analyzed, which prove the effectiveness of the experimental work. The results of computations are received on the basis of a parametric method, as these results meet the requirements to the use ofparametric criteria of group phenomena comparison.

In the conclusion the effectiveness of the author's methodology and program of pedagogical conditions development for physical culture teacher's professional competence development is mentioned. These conditions are directed at personal peculiarities creation and acceptance, at professional risks and emotional states influence leveling on the process of professional competence development among the specialists in the sphere of physical culture, sport and tourism.

The main idea: pedagogical conditions, increasing the effectiveness and quality of the educational process in terms of qualification improvement or retraining, are a priority factor of professional potential development of physical culture specialist.

The aim of the research: to study the influence of created pedagogical conditions in the system of additional education among adults (qualification improvement) on the effectiveness of the anticipatory development of a teacher's professional competence.

Conclusion. Experimental results helped to see the connection between the experience development of professional competence and the success of theoretical training. Students of the system of additional professional education more successfully cope with the tasks, connected with the search for missing information, didactic objectives setting, educational contradictions formation, the choice substantiation of the solution method and result estimation. Anticipatory education content of course training and qualification improvement students becomes the inner essence of educational and life self-organization gaining to self-educational activity.

Тенденции развития современного физкультурного образования

определяются глубинными

образовательными реформами,

направленными на повышение качества образования. Понятие «качество» охватывает все основные функции и направления деятельности

образовательных организаций физической культуры, спорта и туризма: качество преподавания, подготовки и исследований, качество персонала и программ, качество обучения как результат совместной деятельности обучающего и обучающихся.

Успешное развитие сферы физической культуры и спорта во многом зависит от обеспеченности ее квалифицированными специалистами с высоким уровнем профессиональной компетентности, который должен обеспечить их активное и эффективное участие в этом процессе.

Анализ широкого спектра теоретических и научно-практических источников по вопросам оптимизации профессионального физкультурного

образования позволяет заключить, что в современной дидактике, ориентированной на данную подструктуру

профессионально-образовательной сферы, существует значительное количество концептуально-теоретических и практико-ориентированных наработок,

свидетельствующих о значимости и актуальности данного направления [8].

Изучая проблему повышения уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры, мы опирались на ряд ключевых положений [5, с. 237-239]:

- образовательная деятельность взрослых в значительной степени детерминируется временными,

пространственными, бытовыми,

профессиональными, социальными

факторами, которые либо ограничивают, либо слабо способствуют процессу повышения квалификации или

переподготовки;

- процесс обучения все еще слабо организован в виде совместной деятельности обучающего и обучающихся на всех этапах планирования, реализации, оценивания и коррекции;

- взрослый обучающийся слабо мотивирован для решения важной проблемы и достижения конкретной цели;

- основная роль в технологии обучения специалистов физической культуры, спорта и туризма должна принадлежать самому обучающемуся: опыт обучающегося служит источником формирования компетенций как для него самого, так и для его коллег;

- основной характеристикой процесса обучения становится самостоятельное определение параметров обучения, поиск необходимых знаний, формирование умений, навыков и достижение результатов;

- обучающиеся должны быть мотивированы для применения знаний и умений сразу же, чтобы стать компетентными в решении образовательных проблем и более эффективно действовать в профессиональной сфере.

Важным этапом на пути к высокому уровню профессионализма выступает профессиональная компетентность. К сожалению, компетентностный подход, который мог обеспечить

продекларированную Законом «Об образовании» 1992 г. (ст. 8) и установленную действующим

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012г. (с. 11) преемственность образовательных

программ различного уровня, не был реализован на должном уровне [13].

Несмотря на положительные результаты ряда исследований (в том числе по проблеме формирования профессиональной компетентности

специалистов физической культуры, спорта и туризма), концепция ФГОС профессионального образования,

базирующаяся на компетентностях (компетентность - способность

обучающихся мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт для решения конкретной учебной или практической задачи), продолжает привлекать своей актуальностью для образовательной практики [5].

Опыт, накопленный

исследователями Е. П. Гук [2], В. Е. Жабаковым [3], В. А. Пономарчуком [6], М. Е. Улитиным [11] и др., позволяет обобщить научные представления о сущности, структуре и содержании профессиональной компетентности и ее взаимосвязях в системе результатов физкультурного образования. Известно, что компетентностный подход - метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности. Онтологическая сущность компетентности обусловливает такое взаимодействие человека с миром, при котором мир переживается как способный

удовлетворить широкий спектр

потребностей и становится значимым для человека, а человек чувствует себя обладателем возможностей для освоения и приобретения значимого для себя мира, что является целью и средством развития. Компетентность в этом случае выступает в качестве содержательной доминанты бытия личности, требует выхода на более высокий уровень ментальной организации - самосозидающий, когда индивиды могут быть авторами своей жизни, а не играть по чужим сценариям (Д. С. Ермаков).

В нашей методике повышения уровня профессиональной компетентности специалистов физической культуры представлена взаимосвязь результатов, формируемых в образовательном процессе следующим образом: профессиональная грамотность - профессиональная образованность - профессиональная компетентность - профессиональная культура - профессиональный менталитет. Таким образом, важным этапом на пути к

профессиональной культуре выступает профессиональная компетентность.

Авторская методика повышения уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры

апробируется в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки УралГУФК и опирается на три ключевых понятия - компетентность, компетенция и готовность.

Экспериментальный фактор - курс, являющийся основой развития

профессиональной компетентности

педагога физической культуры,

реализуемый в системе повышения квалификации или переподготовки, который представлен тремя блоками решения образовательной задачи (предмет, процесс, продукт); способ - средства и методы; условия - требования и форма организации.

В блоке дисциплин представлены [5, с. 284-286]:

а) «предмет развития» - опыт преобразующей деятельности;

б) «процесс развития» - движение от цели через средство к результату, характеризуемое тремя промежуточными результатами (принятие норм и целей на каждом уровне, готовность к разработке новых норм и целей, способов деятельности, способность к разработке новых целей);

в) «продукт» - высокий уровень профессиональной компетентности, появление нового профессионального опыта и возможности самореализации.

В блоке «способа развития» представлены: «средства развития» -содержание обучающих программ методологической, методической и практической подготовки; «методы» -информационно-пассивные и проблемно-активные.

В блоке «условия развития» представлены: внутренние условия (формирование мотивационно-

ценностного отношения к

профессиональной деятельности;

педагогическая рефлексия): внешние

условия (методологическая, методическая и практическая подготовка); формы организации процесса (курсовое и послекурсовое обучение).

Центральное место в авторской методике уделяется использованию кейс-метода по развитию профессиональной компетентности специалиста физической культуры. Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-либо проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [2; 10; 11].

При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Относясь к интерактивным методам обучения, кейс-метод формирует интерес и позитивную мотивацию, обеспечивает эмоциональную включенность обучающихся в

образовательный процесс, эффективно способствует профессионализации

специалистов физической культуры.

Основными содержательными источниками авторских кейсов является витагенный опыт специалиста сферы физической культуры, в том числе педагогическая практика (сюжет, проблема, фактологическая база), образование (цели, задачи и методы обучения и воспитания), наука (методология). Соотношение этих источников в конкретном кейсе определяет его место в общей типологии кейсов (практические, обучающие, научно-практические).

Сравнительный анализ методов решения профессиональных задач и кейсов показывает, что эти методы достаточно близки и по своим задачам, и по способам реализации. Однако кейс-метод по сравнению с методом решения задач, как считает Е. П. Гук, предоставляет большие возможности по развитию у обучающихся высокого уровня профессиональной компетентности [2, с. 15]. Поскольку он предполагает более высокий уровень анализа моделируемых профессиональных ситуаций и развивает навыки

самостоятельного выбора не только решения, но и средств достижения цели.

Значительное место в

разработанной методике уделяется специальным тренингам. Эффективным результатом группового

коммуникативного тренинга в

исследовании стало уменьшение числа спорных утверждений, в которых подчеркивался сугубо личностный, не поддающийся влиянию собеседников выбор решений и предпочтений; рост числа положительных утверждений о полезности межличностного общения в поисках оптимальных решений; предпочтительное отношение к

компромиссным формам

взаимоотношений при групповом обсуждении различных вопросов спортивной направленности.

Результаты анкетирования

слушателей по разработанной нами методике показывают, что при положительной, в целом, их оценке, следует выделить в качестве важных организационных условий внедрение в образовательный процесс эффективных форм занятий (практикум-семинар по деловому общению, деловые игры по решению нестандартных социально-физкультурных проблем), в которых могли бы быть реализованы индивидуально-личностные качества сотрудников физкультурно-спортивных учреждений в условиях свободного выбора способов самореализации накопленных знаний и умений в целях развития более высокого уровня профкомпетентности.

В процессе реализации первого педагогического условия - «содержание и форма организации процесса

непрерывного развития профессиональной компетентности педагога физической культуры» - определяются уровни деятельности специалиста

(репродуктивный, креативный,

эвристический), развития рефлексии и витагенного опыта педагога. В опытно-поисковой работе проведена коррекция отбора содержания материала для лекционных и практических занятий. При

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

этом учитывался профессионально-ситуативный характер занятий, так как компетентность выражается в готовности к осуществлению физкультурной

деятельности в конкретных

профессиональных ситуациях и связана с присущими конкретной профессии видами деятельности. На занятиях, с учетом витагенного опыта слушателей,

информация о профкомпетентности окрашивалась личностными качествами специалиста, позволяющими ему оптимально организовывать деятельность в широком контексте и успешно решать возникающие задачи с высокой степенью саморегуляции, саморефлексии и самооценки. При этом проявляется быстрая и гибкая адаптивная реакция на динамику обстоятельств при осознании личностной ответственности за результаты своей деятельности.

Экспериментальная проверка

второго условия предполагала

подтверждение или отрицание

утверждения о том, что «эффективность профкомпетентности специалиста

физической культуры повысится, если внедряется модель развития

профессиональной компетентности»,

построенная на основе интегративно-развивающего подхода, которая обусловлена содержанием мотивации, ценностных оснований и личностных смыслов специалиста физической культуры, а также условиями самообразования и педагогического взаимодействия.

Для проверки этого условия в экспериментальной группе был введен экспериментальный фактор - комплексная программа развития профессиональной компетентности педагога физической культуры, реализация которой на практических занятиях выявляла специфику деятельности. Данная программа рассчитана на 4 зачетные единицы (144 часа) в рамках переподготовки и на 26 часов - в рамках повышения квалификации. Она включена в учебные планы работы Межотраслевого регионального Центра повышения

квалификации и профессиональной переподготовки кадров университета.

Изучение программы организовано по модульному принципу и включает в себя четыре модуля: акмеологический, гностический, коммуникативный и социально-психологический. По

содержанию все модули ориентированы на физкультурно-спортивную направленность. Этим мы пытались создать инвариантную часть содержания образования общегуманитарных,

социально-экономических и

физкультурно-педагогических дисциплин - необходимый минимум информации, который служит основой для углубления и расширения познавательной ориентации, поиска своего индивидуального образовательного маршрута, и

вариативную часть, которую специалист строит сам, ориентируясь на свои профессиональные интересы и

мобильность в выбранной деятельности.

Все блоки программы обеспечивали реализацию опережающего обучения в процессе использования таких методов и приемов, как анализ ранее не известных объектов, социально-педагогических

явлений, коллективное обсуждение причин ошибок, применение метода аналогий, решение контекстных ситуационных задач и др.

В процессе реализации программы важным результатом образовательной деятельности обучающихся выступает опыт познавательной ориентации специалиста. В этой ситуации речь идет об образовательно-поисковой деятельности взрослых обучающихся, которая

осуществляется во всей системе дополнительного профессионального

образования и которая по ее основной функции, составу и структуре применяемых знаний и умений названа образовательно-познавательной ориентацией [4; 9]. Ее отличительными чертами являются: системный анализ содержания образования; сочетание теоретического знания и практического опыта; комплексность в используемых методах, средствах, формах деятельности;

поисковая направленность,

предполагающая актуализацию

формируемой профессиональной

компетентности.

Третье педагогическое условие -коммуникативно-ориентированная практика, осуществляемая на основе взаимосвязи учебных дисциплин (вариативных курсов), использовании методов активного обучения и интегративно-развивающего подхода - в явной форме апробировалась на протяжении всего периода опытно-экспериментальной работы.

Разработка и апробация данного условия на основе интегративно-развивающего подхода вычленения совокупности принципиальных положений (постулатов), которые характеризуют стратегию педагогической деятельности специалистов физической культуры в интерактивном обучении и служат необходимой и достаточной базой эффективного развития более высокого уровня профессиональной компетентности специалиста физической культуры.

В рамках основных идей исследования особая значимость отведена и витагенному опыту, который получил развитие в работе А. С. Белкина [1]. Теория витагенного обучения признает ведущую роль витагенного опыта обучающегося в реализации

образовательных задач, причем за основу берется не весь жизненный опыт, а та часть опыта, которая наиболее значима для индивида, часто актуализируется в адекватных ситуациях. Витагенное обучение коренным образом видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмыслить жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания. Главной целью образования здесь является

самоактуализация интеллектуально-

психологического потенциала личности, выраженного в виде витагенного опыта индивида.

В результате опытно-поисковой работы было определено, что витагенное обучение - совместная целенаправленная

деятельность обучающего и обучающихся по организации на занятиях взаимообогашдющего диалога, в основе которого находится процесс актуализации витагенного опыта индивида (его личностно-значимого жизненного опыта, определяющего мировоззрение на данном этапе онтогенеза) и коллективного витагенного опыта. Организация витагенного обучения предполагает наличие специфических организационных форм и технологий, а также знание педагогом уровня витагенной

информированности обучающихся в том или ином разделе программы.

Результаты опытно-

экспериментальной работы

свидетельствуют о том, что каждое из педагогических условий способствовало качественному повышению уровня развития профессиональной

компетентности специалиста физической культуры. Их комплексная реализация обеспечила достижение конечной цели -сформированность высокого уровня профкомпетентности слушателей.

Результаты самооценивания и экспертной оценки готовности педагогов физической культуры к работе в инновационном образовательном режиме показывают, что более половины специалистов (51,3%) до начала формирующего эксперимента имели низкий уровень развития профессионально важных качеств, входящих в модуль интегративных форм профессиональной деятельности. На завершающем этапе формирующего эксперимента число специалистов с низким уровнем компетентности по этому модулю уменьшилось до 24,1 %, то есть почти в два раза по сравнению с исходными данными. Педагоги

физической культуры с высоким уровнем интегративных форм профессиональной деятельности до начала формирующего эксперимента составляли 21,6% от общего числа. На завершающем этапе эксперимента эта группа специалистов увеличилась и составила 46,4% от общего числа занятых в эксперименте.

Заключение. Повышение уровня профессиональной компетентности

педагога физической культуры

целесообразно осуществлять без отрыва от педагогической деятельности, используя акмеологический и андрагогический подходы, самообразование и

педагогическое взаимодействие.

Особенности повышения уровня профессиональной компетентности

педагога физической культуры

обусловлены спецификой системы физической культуры и содержанием дополнительного образования

специалистов. Потенциал разноплановых возможностей содержит опережающий характер непрерывного самообразования субъекта, которое является приоритетным фактором определения стратегии собственного развития в условиях устойчивой модернизации системы физической культуры и спорта.

Литература

1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. - М. : Академия, 2008. -192 с.

2. Гук, Е. П. Профессионально -прикладная физическая подготовка как система развития управленческой компетентности тренера / Е. П. Гук // Физическая культура в школе. - 2006. - № 4. - С. 11-15.

3. Жабаков, В. Е. Управление качеством подготовки специалиста по физической культуре / В. Е. Жабаков. - Челябинск : ЧГПУ, 2012. - 172 с.

4. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. - М. : Просвещение, 1987. - 287 с.

5. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры : монография / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск : УралГУФК, 2014. - 340 с.

6. Пономарчук, В. А. Физическая культура и становление личности / В. А. Пономарчук, О. А. Аяшев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 159 с.

7. Психология физического воспитания и спорта / под ред. Т. Т. Джангарова, А. Ц. Пуни. -М. : Физкультура и спорт, 1996. - 143 с.

8. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». - М. : Минспорттуризм, 2008. - 39 с.

9. Маслоу, А. Самоактуализация. Психология личности : сборник / А. Маслоу. - М. : МГУ, 1982. - С. 286-289.

10.Найн А.Я. Педагогическое управление процессом развития учебно-познавательной

ориентации педагогов в системе дополнительного профессионального образования /А.Я. Найн, Т.А. Бирюкова, С.А. Виноградов, С.В. Гаинцев // Педагогико-психологические и медико -

биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №1(34). - С. 105-116, http://journal-science.org/ru/. DOI 10.14526/18_2015_18.

11. Уварова, С. М. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к экспериментальной деятельности как фактор повышения их профессиональной компетентности / С. М. Уварова // Профессиональное мастерство : формирование, становление и развитие : межвуз. сб. науч. тр. -Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2009. - С. 76-83.

12. Улитин, М. Е. Занятия физической культурой как успех жизнедеятельности учащихся образовательных учреждений / М. Е. Улитин // Учитель Сибири. - 2011. - С. 11-14.

13. Хьелл, Л. А. Теории личности : основные положения, исследование и применение: монография / Л. А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. - 3-е изд. -СПб. : Питер. - 2013. - 607 с.

14. Федеральный закон от 29.12.12. № 27373 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http ://base.consultant.ru/cons/cgi?red=doc;base=LAW; n=140174;dst=101493.

References

1. Belkin A. S. Osnovy vozrastnoi pedagogiki [Bases of age-related pedagogics], Moscow : Academy, 2008, 192 p.

2. Guk E. P. Fizicheskaya kul'tura v shkole, 2006, No.4, pp. 11-15.

3. Zhabakov V. E. Upravlenie kachestvom podgotovki spetsialista po fizicheskoi kul'ture [The quality management of a specialist training in the sphere of physical culture], Chelyabinsk : Chelyabinsk State Pedagogical University, 2012, 172 p.

4. Ilin E. P. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya [Psychology of physical training], Moscow : Education, 1987, 287 p.

5. Nayn A.Y. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii kak osnova kachestvennoi podgotovki spetsialistov fizicheskoi kul'tury [Competence based approach in education as the base for qualitative specialists training in the sphere of physical culture], Chelyabinsk : Ural State University of Physical Culture, 2014, 340 p.

6. Ponomarchuk V. A. Fizicheskaya kul'tura i stanovlenie lichnosti [Physical culture and personality formation], Moscow : Physical culture and sport, 1991, 159 p.

7. Dzhangarov T.T. Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical training and sport], Moscow : Physical culture and sport, 1996, 143 p.

8. Kontseptsiya Federal'noi tselevoi programmy «Razvitie fizicheskoi kul'tury i sporta v Rossiiskoi Federatsii na 2006-2015 gody» [Concept of the Federal special-purpose program "Physical culture

and sport development in the Russian Federation for the period 2006-2015"], Moscow : Minsportturizm, 2008, 39 p.

9. Maslow A. Samoaktualizatsiya. Psikhologiya lichnosti [Self-actualization. Psychology of the personality], Moscow : Moscow State University, 1982, pp. 286-289.

10.Nain A.Y. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 1(34), pp. 105-116, available at: http ://journal-s cience. org/ru/. DOI 10.14526/18_2015_ 18.

11. Uvarova S. M. Formirovanie gotovnosti budushchikh uchitelei fizicheskoi kul'tury k eksperimental'noi deyatel'nosti kak faktorpovysheniya ikh professional'noi kompetentnosti [Readiness formation of the future physical culture teachers for experimental work - as the factor of their professional

competence increase], Chelyabinsk : South Ural State University Publishing house, 2009, pp. 76-83.

12. Ulitin M. E. Zanyatiyafizicheskoi kul'turoi kak uspekh zhiznedeyatel'nosti uchashchikhsya obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Physical culture lessons as the success of students' vital activity at educational establishments], 2011, 11-14.

13. Khell L. A. Teorii lichnosti : osnovnye polozheniya, issledovanie i primenenie [Theories of personality : basic notions, study and application], St. Petersburg : Peter, 2013, 607 p.

14.

http ://base.consultant.ru/cons/cgi?red=doc;base=LAW; n=140174;dst=101493.

Статья поступила в редакцию: 1.11.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.