УДК 378:796 ББК 74.580.22 Ф 79
С.А. Хазова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected] Н.Х. Хакунов
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected] Н.В. Карягина
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected] Л.Ф. Сельмидис
Старший преподаватель кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РУСЛЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье обосновывается необходимость специальной, компетентностно-ориентированной учебно-практической деятельности студентов как условия формирования их конкурентоспособности. Характеризуются понятие и содержание социальной и профессиональной компетентности специалистов сферы физической культуры и спорта. Описывается содержание учебно-практической работы студентов - будущих бакалавров физической культуры. В данном контексте характеризуются деловые и ролевые игры, диспуты, ситуационно-проблемные задачи, проекты. Основное внимание уделяется проблемным учебно-практическим задачам функционально-ролевого содержания. Данные задачи разработаны на основе интеграции принципиальных положений и основных идей теории ролевого обучения, функционального, ситуационно-проблемного и задачного подходов к профессиональной подготовке. Отмечается значение проектируемой деятельности для формирования социальной и профессиональной компетентности обучающихся.
Ключевые слова: социальная и профессиональная компетентность, учебно-практическая деятельность, функционально-ролевое обучение, ситуационно-проблемные задачи.
S.A. Khazova
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: khazovasn@rambler. ru N.Kh. Khakunov
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: nhakunov@mail ru N.V. Karyagina
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected] L.F. Selmidis
Senior Lecturer of Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: khazovasn@rambler. ru
FORMS AND THE CONTENT OF EDUCATIONAL PRACTICAL ACTIVITIES OF FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE IN LINE WITH COMPETENCE-
BASED APPROACH TO EDUCATION
Abstract. The paper justifies need to implement special, the competence-based focused educational practical activities of students as conditions of formation of their competitiveness. The concept and the contents of social and professional competence of experts in the sphere of physical culture and sports are characterized. The content of educational and practical work of students - future bachelors of physical culture is described. In this context, business and role-playing games, debates, situational and problem tasks and projects are descrined. The main attention is paid to problem educational and practical tasks of the functional and role contents. These tasks are developed on the basis of integration of basic provisions and the main ideas of the theory of role training, functional, situational and problem approaches to professional training. Value of the projected activity for formation of social and professional competence of trainees is noted.
Keywords: social and professional competence, educational practical activities, functional and role training, situational and problem tasks.
С позиции современной концепции образования результатом профессиональной подготовки является компетентность молодых специалистов - выпускников вузов. Чтобы быть конкурентоспособным, специалист должен обладать не только профессиональной, но и социальной компетентностью [1; 2 и др.]. С нашей точки зрения компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту должна включать следующее содержание:
- внепрофессиональное (социальная компетентность): политическая и социально-экономическая, социально-коммуникативная, поликультурная, информационно-инструментальная, индивидуально-личностная;
- профессиональное (профессиональная компетентность): общепрофессиональная (общенаучная и исследовательская), общеотраслевая (образовательная и физкультурно-спортивная), специальная (педагогическая, управленческая, рекреационная) [2].
Поскольку компетентность в общем виде представляет собой способность личности эффективно применять на практике усвоенные знания и сформированные умения, продуктивно решать конкретные проблемы и задачи, то естественно осуществление студентами реальной контекстной (профессиональной, общественной) деятельности является важнейшим условием развития у будущих специалистов компетентности. Практическая профессиональная деятельность в период обучения осуществляется студентами в рамках педагогической и производственной практик, а также в виде участия в работе студенческого научного общества. Общественная деятельность может осуществляться в формах участия в волонтерских движениях, культурных обществах и творческих коллективах, молодежных объединениях, гражданских и политических процессах и акциях, работы в органах студенческого самоуправления и др. [3].
Описанные виды деятельности составляют практическую подготовку студентов, в основе овладения ими лежит учебно-практическая работа обучающихся на занятиях. Она может осуществляться в формах решения ситуативно-проблемных задач, участия в деловых и ролевых играх, разработки и презентации проектов, участия в профессиональных боях и диспутах и т.д. Важным в этой связи является соответствие содержания учебно-практической деятельности сущности содержанию формируемого вида социальной или профессиональной компетентности.
Для непосредственного определения содержания и организационных форм учебно-практической деятельности студентов мы исходили из следующих посылок. Компетентность проявляется при исполнении человеком тех или иных социальных/профессиональных ролей; исполнение роли, в свою очередь, сопряжено с реализацией конкретных функций - атрибутов этой роли. В реальности происходит это при разрешении разнообразных проблем, возникающих в ситуациях, соответствующих определенной сфере жизнедеятельности (в ситуациях социального / профессионального общения, выполнения гражданских обязанностей, профессионального взаимодействия и т.п.). Следовательно, в процессе
профессиональной подготовки для студентов необходимо создать условия, позволяющие сформировать у них начальный опыт исполнения социальных и профессиональных ролей и реализации соответствующих функций. В качестве одного из таких условий мы рассматриваем разрешение студентами специально разработанных задач, в условиях которых отражались бы подлежащие освоению роли и функции, а также соответствующие им типичные ситуации и проблемы. Закономерным, на наш взгляд, является в этом случае опора на положения ролевой теории личности и теории ролевого обучения, функционального, ситуационно-проблемного и задачного подходов к образованию.
Исходя из педагогических положений ролевой теории личности компетентность обучающихся возможно целенаправленно развивать посредством организации участия студентов в ролево-игровых проектах, объединяющих ролевые игры и обучающие социальные ситуации [4; 5; 6 и др.]. Функциональный подход в контексте настоящего исследования предполагает выделение и анализ функций, соответствующих определенной социальной (гражданин, друг, родитель и т.д.) или профессиональной (в нашем случае - учитель физической культуры, тренер, организатор физкультурно-рекреационной деятельности и т.д.) роли, определение их назначения и освоение действий (программ, алгоритмов, видов деятельности) по реализации этих функций.
В рамках социальной компетентности мы будем рассматривать роль активного сознательного гражданина. В соответствии с выделенными видами социальных компетностей эта роль предполагает исполнение функций участника / организатора политических и социально-экономических процессов, участника / организатора межличностных взаимодействий (личного и делового общения, коллективной общественной деятельности), участника поликультурных взаимодействий (межконфессиального и межнационального общения), функций сбора, приема и передачи информации, а также функций саморазвития.
В рамках профессиональной компетентности мы выделяем роли: исследователя (соответствует содержанию общепрофессиональной компетентности; функции задаются общенаучными и исследовательскими компетенциями); специалиста (специалиста-теоретика) (соответствуют содержанию общеотраслевой компетентности; функции задаются общетеоретическими, образовательными и физкультурно-спортивными компетенциями) и работника (специалиста-практика) - учителя ФК, тренера, организатора физкультурно-рекреационной деятельности, менеджера физкультурно-спортивной организации с соответствующими данным видам профессиональной деятельности функциями, соответствующими содержанию специальных компетенций.
Реализация положений теории ролевого обучения и функционального подхода, а также принципов контекстности, интегративности и интерактивности образования (важнейших положений компетентностного подхода к образованию) возможна при ситуационно-проблемной и задачной организации образовательного процесса. Это предполагает разработку задач, направленных на разрешение контекстной проблемной ситуации профессионального или социального взаимодействия. Задачи могут быть связаны с поиском и обработкой информации, с освоением способов применения знаний для решения практических проблем, разработкой стратегии деятельности, выбором средств реализации определенной социальной роли или профессиональной функции и т.п. [7].
Обобщив мнения А.Г. Бермуса, В.В. Давыдова, О.В. Еремкиной, А.Х. Курамшиновой, С.Д. Неверковича, Ю.С. Тюнникова и других ученых, мы сочли возможным использовать специально разработанные контекстные ситуационно-проблемные задачи в образовательном процессе, направленном на формирование компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту, классифицировав их по основанию осваиваемых различных функций - атрибутов социальных и профессиональных ролей. Для этого каждой ролевой функции ставятся в соответствие типичные ситуации социального/профессионального взаимодействия, подбираются примеры возможных в этих ситуациях проблем и предлагаются студентам задачи, направленные на разрешение описанных ситуационных
проблем. Например, в роли гражданина общества реализация функции участника межэтнического взаимодействия может происходить в ситуации обсуждения тех или иных вопросов политического, социально-экономического, духовного развития общества (поликультурный компонент социальной компетентности). В данном случае могут возникнуть проблемы, обусловленные противоречием между многообразием взглядов на жизненные цели, экзистенциальные ценности, присущих разным национальным культурам, и необходимостью достигнуть конценсусса. Подготовиться к адекватным и эффективным действиям в подобном случае поможет решение студентами такой задачи: определить, какие различия во мнениях связаны с этнокультурными особенностями участников взаимодействия; проанализировать соответствующие национальные ценности, традиции и установки; найти точки соприкосновения, выявить общее ядро, общий смысл данных установок; соотнести традиции с современностью; сделать вывод.
Ниже представлены примеры ситуационно-проблемных задач, направленных на формирование различных компетентностей и способствующих освоению различных социальных и профессиональных ролей и соответствующих функций (таблица 1).
Таблица 1.
_Примеры ситуационно-проблемных задач_
Социальная сфера компетентности
Роль
Активный сознательный гражданин страны
Функции
участника / организатора политических процессов
Примеры возможных ситуаций
1. Выдвижение и поддержка кандидата на политических выборах
Примеры возможных проблем
1. Отсутствие
(недостаточность) знаний
относительно
политических
(избирательных)
технологий.
Примеры учебных задач,
направленных на разрешение ситуационных _проблем_
1. Найти информацию об избирательных технологиях; выбрать способы
популяризации кандидата.
участника / организатора социально-экономических процессов
1. Участие
общественной
деятельности.
1. Наличие противоречия между собственными
интересами и
общественной потребностью в
определенной деятельности.
1. Сформулировать
расхождения в общественно полезном и личном значении конкретного вида
общественной деятельности; обосновать альтернативные способы общественной активности.
участника / организатора межличностных взаимодействий
1. Конфликты общении.
1. Противоречие между многообразием причин возникновения конфликтов в общении, способов их разрешения и
необходимостью выбрать оптимальную стратегию поведения, деятельности по разрешению конфликта.
1. Проанализировать
условия возникновения ситуации;
конфликтной
определить
стратегии
конкретного
предложить
возможные разрешения конфликта; способ
разрешения конфликта.
участника поликультурных взаимодействий
в
в
1. Межконфессионное / межнациональное взаимодействие, направленное на решение духовных, политиче ских, социально- экономических и других задач. 1. Наличие многообразия взглядов на воспитание подрастающего поколения, присущих разным национальным культурам, религиям. 1. Проанализировать конкретные народные (этнопедагогические) традиции и установки. Найти точки соприкосновения, выявить общее ядро, общий смысл данных установок; соотнести традиции с современностью.
сбора, приема и передачи информации
1. Восприятие информации. 1. Безусловное доверие к информации, получаемой из СМИ. 1. Проанализировать информацию разных СМИ по проблеме; выявить сходные и отличные моменты в освещении вопроса; выявить противоречия во взглядах.
саморазвития, самосовершенствования
1. Повышение собственного образовательного уровня. 1. Наличие противоречия между объективной потребностью повышения квалификации и отсутствием мотивации к этому. 1. Сформулировать возможные позитивные и негативные последствия повышения квалификации и отказа от этого; определить степень личной значимости этих результатов.
Профессиональная сфера компетентности
Роль Исследователь
Функции сбор научной информации
Примеры возможных ситуации Примеры возможных проблем Примеры учебных задач, направленных на разрешение ситуационных проблем
1. Междисциплинарное обсуждение профессиональных явлений, процессов. 1. Недостаток информации об изучаемом явлении, относящейся к определенной научной области. 1. Самостоятельно выявить позиции данной науки относительно изучаемого явления; соотнести новую информацию с уже имеющейся
обработка научной информации
1. Экстраполяция общенаучных положений в профессиональную сферу. 1. Недостаточность знаний о какой-либо сфере профессиональной деятельности. 1. Проанализировать профессиональные функции специалиста по ФКиС; определить дефицит знаний относительно конкретной профессиональной функции; найти и проанализировать соответствующую информацию.
представление результатов работы с научной информацией
1. Подготовка доклада/ реферата. 1. Противоречие между большим объемом информации, отраженной в докладе, и лимитом времени, отпущенного на его представление. 1. Составить план сообщения, разбить доклад на блоки согласно плану; составить тезисы доклада в соответствии с планом; подготовить иллюстративный материал, дополняющий содержание тезисов.
Роль Специалист-теоретик
Функции системный анализ общепрофессиональных знаний
Примеры возможных ситуации Примеры возможных проблем Примеры учебных задач, направленных на разрешение ситуационных проблем
1. Обоснование достоинств/недостатк ов различных педагогических подходов. 1. Неспособность оценить значение определенного педагогического подхода для образовательной практики. 1. Сформулировать сущностные характеристики педагогического подхода; выявить спектр решаемых с его помощью образовательных задач; выявить формы и методы его реализации; определить преимущества форм и методов и трудности их применения.
применение общепрофессиональных образовательных и физкультурно- спортивных знаний
1. Экстраполяция общепедагогических методов в сферу ФК и С. 1. Наличие противоречия между относительной абстрактностью педагогических методов и конкретностью деятельности учителя ФК и С. 1. Подобрать общепедагогические примеры способов реализации, задач и ситуаций применения общепедагогических методов; выявить основные характеристики педагогических ситуаций; подобрать аналогичные ситуации, относящиеся к процессу физического воспитания учащихся, определить специфические средства их решения; конкретизировать задачи и способы реализации.
Роль Специалист-практик
Функции Учителя физической культуры и спорта
Примеры возможных ситуации Примеры возможных проблем Примеры учебных задач, направленных на разрешение ситуационных проблем
1. Организация активной работы учащихся на уроке. 1. Один из учащихся отказывается заниматься на уроке физической культуры. 1. Определить возрастной и гендерный состав учебного коллектива, выявить соответствующие психофизиологиче ские
особенности; подобрать способы выявления причин отказа учащегося от работы на уроке и соответствующие возможным причинам способы выхода их ситуации.
Тренера по спорту
1. Организация набора детей в спортивную секцию. 1. Проблема заключается в том, что в секцию ребенок пришел заниматься в январе, хотя тренировочные занятия в детско-юношеских спортивных школах обычно начинаются в сентябре. 1. Выявить принципы и закономерности организации начального этапа спортивной подготовки, условия ее эффективности; определить, какое решение должен принять тренер; обосновать порядок дальнейшей работы тренера.
организатора физкультурно-рекреационной деятельности
1. Пропаганда активного отдыха. 1. Недостаточность знаний о физкультурно-рекреационных потребностях населения. 1. Разработать опросник, позволяющий выявить физкультурно-рекреационные потребности и предпочтения населения; провести социологический опрос; выявить наиболее предпочтительные для граждан виды активного отдыха.
руководителя физкультурно-спортивной орган спортивного менеджера изации (физкультурно-
1. Выбор оптимального управленческого решения. 1. Наличие противоречия между множеством возможных решений и необходимостью выбрать оптимальный вариант. 1. Определить конкретные цели принятия решения; проанализировать возможные варианты решения с точки зрения их соответствия целям, выбрать наиболее адекватное.
Решение студентами указанных задач - первый этап в освоении ими того или иного вида социального/профессионального опыта. Завершает тот процесс в рамках системы образования собственно контекстная практическая деятельность. Промежуточным, переходным этапом, на наш взгляд, может стать участие студентов деловых и ролевых играх, профессиональных боях и диспутах, тематика которых также должна соответствовать содержанию формируемого вида компетентности, например:
1) Формирование физкультурно-рекреационной профессиональной компетентности: - Деловые игры следующей тематики: «Планирование физкультурно-рекреационной деятельности в городе» (Задачи: выявить и составить перечень предпочтительных горожанами видов активного отдыха; определить особенности организации мероприятий, содержащихся в перечне; составить план физкультурно-рекреационных мероприятий); «Разработка рекламного проекта по пропаганде активного отдыха среди населения» (Задачи:
обосновать важность физической рекреации как способа организации досуга населения; определить способы пропаганды активного отдыха; разработать рекламный проект);
- Профессиональные бои следующей тематики: «Борьба за право проведения Олимпийских игр», «Лучшие формы активного отдыха для пенсионеров», «Как организовать активный отдых горожан?», «Должен ли отдых быть организованным?».
2) Формирование педагогической (тренерской) профессиональной компетентности:
- Деловые игры следующей тематики: «Моделирование портрета идеального тренера» (Задачи: определить профессионально значимые личностные качества тренера; построить профессиограмму личности тренера; оценить собственные знания, умения, качества и сравнить с эталоном личности тренера); «Воспитательная работа - тематический вечер «Встреча с интересными людьми» (Задачи: определить цели воспитательной работы, достижению которых способствует проведение вечера; определить состав приглашенных; подготовить вопросы к обсуждению на вечере; составить сценарий вечера);
- Дискуссии на темы: «Спорт: профессия или хобби?», «Личности учителя и отношение учеников к урокам физической культуры», «Поощрение или наказание - что выбрать?».
Поскольку важнейшим качеством, обусловливающим конкурентоспособность работника, является его компетентность, то формирование социальной и профессиональной компетентности у будущих специалистов - наиболее актуальная задача современной высшей школы. Организация в образовательной практике описанных форм учебно-практической деятельности студентов будет способствовать решению указанной задачи. Однако для полноценной реализации компетентностного подхода в профессиональном физкультурно-спортивном образовании необходимо разработать критерии оценки и выбрать соответствующие методы диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности булущих бакалавров физической культуры, то есть разработать инструментарий оценки качества профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.
Примечания:
1. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 2730 March, 1996 / Council for Cultural Co-operation (CDCC). Strasburg, 1997.
2. Хазова С.А. Компетентностный подход к профессиональному физкультурно-спортивному образованию // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008. Вып. 7.
3. Хазова С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 1.
4. Мачехина О.Н. Педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников: проектно-контекстный подход: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
5. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая теория воспитания // Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям. М., 1997.
6. Черняева Т.Н. Формирование творческого опыта педагогической деятельности студентов педвуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
7. Курашинова А.Х. Развитие профессионального мышления педагога в условиях задачной формы организации учебного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007.
References:
1. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzezland 2730 March, 1996/Council for Cultural Co-operation (CDCC). Strasburg, 1997.
2. Khazova S.A. Competence-based approach to professional sports education // The Bulletin of the Adyghe State University. Maikop, 2008. Iss. 7.
3. Khazova S.A. Technological bases of training of competitive experts in physical culture and sports // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop, 2011. Iss. 1.
4. Machekhina O.N. Pedagogical conditions of development of social competence of senior pupils: design and contextual approach: Diss. abstract for the Cand. of Ped. degree. M., 2007.
5. Talanchuk N.M. System and synergetic theory of education // Professional pedagogy: a textbook for students studying pedagogy. M., 1997.
6. Chernyaeva T.N. Formation of creative experience of pedagogical activity of students of a teachers' training college: Diss. abstract for the Cand. of Ped. degree. M., 2003.
7. Kurashinova A.Kh. Development of teacher's professional thinking in the conditions of a task form of organization of educational process: Diss. abstract for the Cand. of Ped. degree. Maikop, 2007.