УДК 378:796 ББК 74.489.8 П 84
A.Б. Бгуашев
Кандидат педагогических наук, профессор, директор Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания; E-mail: [email protected]
Ю.А. Иоакимиди
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
H.B. Карягина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
B.П. Шрам
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования. Содержание профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту должно соответствовать различным видам деятельности (научно-педагогической, педагогической, рекреационной, спортивной и т.д.). При этом обращается внимание на требования, предъявляемые к преподавателю высшей школы для осуществления педагогической и научно-исследовательской деятельности. В статье раскрываются компоненты профессиональной компетенции специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Ключевые слова: компетентность, педагогическая деятельность, научно-исследовательская деятельность, профессиональная компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта.
A.B. Bguashev
Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Director of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University, Head of the Department of Theoretical Bases of Physical Training; E-mail: [email protected]
Yu. A. Ioakimidi
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
N.V. Karyagina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of
Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo,
Adyghe State University; E-mail: [email protected]
V.P. Shram
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of
Theoretical Bases of Physical Training, Institute of Physical Culture and Judo,
Adyghe State University; E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL COMPETENCES OF HIGHER SCHOOL TEACHERS IN SYSTEM OF TRAINING OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT SPECIALISTS
Abstract. The paper discusses the issues of vocational training of experts in the field of physical education and sport in system of higher education. The content of professional competence of the expert in physical education and sport has to correspond to various types of activity (scientific, pedagogical, recreational, sports, etc.). At the same time the attention is paid to requirements imposed to the teacher of the higher school for implementation of pedagogical and research activity. This paper shows the components of professional competence of experts in the sphere of physical education and sport.
Keywords: competence, pedagogical activity, research activity, professional competence of the expert in the sphere of physical education and sport.
В современных условиях социально-экономического, идеологического и культурного пространства общественного развития отмечаются существенные преобразования в функционировании отрасли физической культуры и спорта. Стратегия и тактика социально-образовательной политики государства ориентирована на создание необходимых условий для организации и содержательного наполнения деятельности в области подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Сегодня в образовательной практике высшего профессионального образования в области физической культуры особое внимание уделяется вопросам повышения качества уровня профессиональной компетентности и конкурентоспособности специалистов.
Процесс профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спортав системе высшего профессионального образования осуществляется на основе интегративной, полифункциональной деятельности, включающей
психологический, педагогический, производственно-технологический и другие компоненты. Данная деятельность осуществляется с целью обучения студентов профессии и профессионального развития их личности [1-4 и др.].
Центральное место в процессе профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры отводится преподавателю высшей школы. Специфика его педагогического труда в вузе связана с реализацией учебно-познавательной, учебно-профессиональной, научно ориентированной, спортивной, оздоровительной и других видов деятельности. Успешность работы преподавателя зависит от уровня профессионализма - целенаправленной профессионально компетентной деятельности.
К особенностям профессии преподавателя высшей школы относят высокую автономность, повышенную степень профессиональной ответственности, сопряжение функций педагога, исследователя и менеджера, объективную необходимость постоянного саморазвития на
основе педагогической деятельности и научных исследований [4; 5].
Специфичным является и то, что ПВШ, «являясь профессионалом в конкретной области знания, обеспечивает развитие профессионализма субъекта в области знаний, далеко не всегда совпадающей с его научными интересами. Таким образом, он строит свою деятельность, руководствуясь идеальной моделью профессионала какой-либо сферы труда, определяет направление и содержание своей деятельности, сопрягая их с работой других преподавателей и собственной деятельностью студента, учитывая необязательное совпадение мотиваций, технологий, индивидуальных стилей деятельности, не обладая возможностью надежно контролировать промежуточные результаты на уровне становления профессионала» [6]. То есть данный вид педагогического труда характеризуется повышенной степенью неопределенности результатов.
Наиболее существенным отличием профессионального труда педагогов вузов от работы педагогов системы общего образования является то, что первые, реализуя общие функции педагогической деятельности, призваны направлять свою активность как в сферу образования (обучение, воспитание, развитие студентов, организация их учебно-познавательной деятельности и т.д.), так и в область научных исследований. В единстве научной и педагогической составляющих, по мнению специалистов, заключается суть и отличительная черта профессии педагога высшей школы [1; 7]. При этом, хотя большинство исследователей в качестве ведущего признают педагогический компонент деятельности, они же отмечают, что профессионализм ПВШ, не подкрепленный научной деятельностью, быстро угасает. Более того, именно активной исследовательской работой они объясняют быстрейшее достижение ПВШ
высоких уровней профессионализма (за 16-20 лет) по сравнению с учителями СОШ (21-25 лет) [5; 7]. То есть исследовательскому компоненту деятельности у вузовского преподавателя присуща особая значимость, по силе сопоставимая с учебной работой; в отличие от школьных учителей, для преподавателей вузов научно-исследовательская работа нормативно задана планами работы, программами и т.д.
Однако данная полифункциональность сопряжена со значительными трудностями для ПВШ, что связано с возникновением ряда противоречий:
- по целям деятельности: в научной работе - добывание нового знания, в педагогической - развитие достоверно известного знания, приобщение новых людей к уже известным истинам;
- по типу личности: у ученого
- интровертированность, внутренняя направленность, у педагога -экстровертированность, направленность «вовне»;
- по типу мышления: у ученого - концептуальное, позволяющее решать более - менее абстрактные логические, математические и лингвистические задачи, у педагога
- социальное, направленное преимущественно на анализ межличностных отношений, устанавливающее иерархию целей и ценностных приоритетов;
- по сути работы: ученый поглощает и усваивает информацию, познает сам, педагог генерирует информацию, организует процесс её наилучшего усвоения студентами, не совпадают также объекты деятельности, области проблем и интересов, критерии оценки, круг и язык общения [8].
Важно отметить, что, решая различные педагогические задачи, ПВШ выполняет довольно разнообразные виды деятельности: педагогическая (обучающая и воспитательная), научно-исследовательская, предметно-профессиональная
(спортивная), организационно-управленческая и т.п. - в зависимости от того, специалистов какой области готовят в вузе [5; 7 и др.]. Таким образом, педагог высшей школы должен иметь высокую предметную, педагогическую (методическую, технологическую, воспитательную и пр.), организаторскую и гражданскую (социальную) подготовку.
Специфика деятельности педагога высшей школы связана и с особенностями контингента студентов. Во-первых, это взрослые (относительно взрослые) люди, пришедшие в вуз с целью получить профессиональное (то есть предметное, контекстное) образование. Факт приобщенности студентов и преподавателей к общей профессии в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности [7; 9]. При этом для эффективности сотрудничества и общения в рамках образовательного процесса ПВШ обязан знать андрагогические принципы и следовать им в своей работе. Во-вторых, возрастной интервал контингента студентов значительно уже, чем у контингента школьников и спортсменов, что несколько «облегчает жизнь» ПВШ, позволяя ограничиться психологическими знаниями и умениями (коммуникативно-, акмеологически- и т.д. ориентированными), относящимися к конкретной возрастной категории [10-12].
Вышеприведенные характеристики профессиональной деятельности педагога высшей школы, осуществляющего подготовку специалистов сферы физической культуры и спорта, определяют требования к содержанию профессиональной компетентности данных специалистов. Прежде всего, отметим, что разные ученые называют различные компоненты профессиональной компетентности. Так, Н.В. Кузьмина выделяет в
структуре педагогической компетентности специальную, психолого-педагогическую, дифференциально-психологическую, методическую группы и рефлексию педагогической деятельности. А.К. Маркова в этом аспекте называет специальную (владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие), социальную (владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности), личностную (владение опытом личностной саморегуляции, приемами самовыражения, саморазвития, способность противостоять профессиональным деформациям личности) и индивидуальную (владение приемами самореализации и развития индивидуальности, творческого потенциала, готовность к профессиональному росту) составляющие.
Представители Красноярского института повышения квалификации - методический, исследовательский, управленческий, информационный, коммуникативный и образовательный компоненты. А представители Министерства образования Эстонии ведут речь о трех уровнях компетентности: общая компетентность, компетентность в отношении предмета (области знаний) и компетентность в своей области.
Разнообразие подходов к содержанию профессиональной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта позволили нам выделить три группы компетентностей, каждая из которых предусматривает освоение определенных компетенций:
- общепрофессиональная (общенаучные и исследовательские компетенции), соответствующая уровню специалиста с университетским образованием; профессионально ориентирована на все основные
группы направлений подготовки и связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений; определяет фундаментальность образования;
- общеотраслевая (образовательные и физкультурно-спортивные компетенции), относящаяся к подготовке специалистов по физической культуре и спорту, интегрирующей образовательную (психолого-педагогическую) и физкультурно-спортивную научно-практические сферы; относится к ориентации в общих теоретических, социально-экономических и организационно-управленческих вопросах сферы физической культуры и спорта и образовательной области, к планированию и организации работы коллектива, ресурсному обеспечению деятельности, системе менеджмента качества труда и т.д.; обеспечивает полипрофессионализм, готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием в сфере физической культуры и спорта) и создает базу для специализации;
- специальная (педагогические, научно-педагогические, управленческие, рекреационные компетенции), относящаяся к профессиональным функциям а) учителя ФК и тренера, б) педагога высшей школы, в) руководителя физкультурно-спортивной организации, сотрудника органов управления физической культурой и спортом, г) методиста (инструктора) по физической культуре, организатора в спорткомитете, муниципалитете, на предприятиях и в организациях, в общественных физкультурно-спортивных, молодежных и иных организациях, в культурно-просветительских учреждениях и т.д.) методиста (инструктора) по лечебной физической культуре как реализатора реабилитационных функций специалистов по физической культуре и спорту (данная область профессиональной деятельности выполняется в рамках
педагогического либо физкультурно-рекреационного труда).
Наполнение указанных компетенций конкретным содержанием обусловлено содержанием профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту. При определении содержания научно-педагогических компетенций мы опирались на работы
A.A. Андреева, М.В. Булановой-Топорковой, М.И. Дьяченко,
B.П. Косырева, JI.A. Лазаренко, В.И. Марева, Д. Пельца и Ф. Эн-дрюса, С.Д. Смирнова и т.д.
Выбор содержания профессиональных компетенций педагогов высшей школы, работающих в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту, определен принятой нами сущностью конкретного вида компетентности и содержанием соответствующих видов деятельности (научно-педагогической, педагогической). Раскроем компетенции более подробно:
1. Общепрофессиональные компетенции:
Общенаучные связаны с ориентацией в общих философских, социально-экономических, культурологических, исторических, научно-методических и др. вопросах на уровне, соответствующем требованиям высшего образования.
Содержание данной компетенции включает:
- знание основных философских категорий и концепций;
- знание концептуального аппарата и основных методов социологии;
- понимание условий и особенностей формирования культуры, инкультурации и социализации личности;
- понимание взаимосвязей между отдельными областями научного знания, способность обсуждать научные проблемы из междисциплинарной области;
- знание основных тенденций и концепций современного естествознания;
- знание теоретических основ и методов математики, теории вероятности, математической статистики, основ естественных наук (физика, химия и др.);
- знание основ экономики и менеджмента, основ экономического поведения и управления социальными системами;
- знание основ государства и права, правового поведения;
- умение логично и последовательно представлять освоенное знание;
- умение использовать современные технологии для получения доступа к источникам информации;
- хранения и обработки полученной информации, способность самостоятельно расширять кругозор;
- способность интерпретировать теоретические знания, экстраполировать их в профессиональную сферу.
Исследовательские связаны с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации и т.п., обеспечивают способность к творческой инновационной деятельности. Включают:
- знание концептуального аппарата и основных познавательных подходов и методов современней науки;
- понимание сущности научно-исследовательской деятельности и области применения ее результатов;
- знание методологии научного исследования, эвристических методов решения познавательных задач, форм представления научно-исследовательских результатов;
- владение приемами информационно -описательной деятельности: систематизации данных, структурирования описания предметной области (выделение ключевых категорий и понятий, систематизация концепций, технологий и методов решения проблем, ведение собственной базы данных, составление рефератов, обзоров, методических пособий),
- умение формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения;
- способность анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике исследовательской деятельности;
- умения работать с литературными источниками, проводить практическое экспериментальное исследование, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, знаково оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику; успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность;
- способность к самостоятельному целеполаганию, планированию, организации собственной работы, реализации и корректировке плана;
- знание особенностей и методологии исследовательской деятельности в области образования, физической культуры и спорта;
- умение критически использовать методы современной науки в практической деятельности, умение оценить качество исследований в контексте социокультурных условий, этических норм профессиональной деятельности.
Общетеоретические (культурологические, правовые, управленческие, естественно-научные) - научная сфера компетентности: история и философия образования, правовые основы образовательной деятельности, управление образовательными системами, основы педагогической деятельности (введение в профессию), естественно-научные основы педагогической деятельности. Содержание данной компетенции:
- знание сущности образовательной деятельности, истории ее развития, основных историко-философских педагогических концепций, особенностей отечественной и зарубежных образовательных систем; способность анализировать
и выявлять достоинства и недостатки различных педагогических концепций и образовательных систем, анализировать тенденции развития образования, выявлять его целевые ориентиры;
- знания в области трудового законодательства, прав и обязанностей участников образовательного процесса, в т.ч., прав ребенка; способность реализовать знания в практике педагогической деятельности, умения защищать права учащихся, оказывать им социально-педагогическую поддержку;
- знания в области управления образованием, образовательных систем; умения педагогического целеполагания, проектирования, прогнозирования, организации и управления педагогической деятельностью;
- владение понятийным аппаратом педагогики и психологии, знание анатомии, физиологии, гигиены в контексте организации образовательного процесса.
2. Образовательные компетенции включают:
Общепедагогические (дидактические и воспитательные) - научная сфера компетентности: принципы, закономерности, цели, содержание, методы обучения; принципы, закономерности, цели, содержание, методы воспитания; образовательные подходы и технологии. Их содержание составляют:
- знания в области дидактики (теории обучения): принципы и закономерности обучения, основные средства, методы и формы организации обучения, требования к содержанию образования; умения соотносить дидактические цели со средствами и методами обучения (и т.д.);
- знания в области теории воспитания: закономерности и принципы воспитания, виды воспитания, средства и методы; умение ставить воспитательные задачи, выбирать адекватные средства и методы их решения;
- знание основных педагогических подходов, методик и технологий обучения и воспитания, умение реализовать их в педагогической деятельности;
- умение анализировать педагогические ситуации, определять причины их возникновения и способы решения;
- умения управлять педагогическими процессами (воспитанием и самовоспитанием, обучением и самообучением, развитием и саморазвитием).
Общепсихологические (мотива-ционные, перцептивные, коммуникативные) - научная сфера компетентности: возрастная психология, психология деятельности, психология общения:
- знания в области общей и педагогической психологии, закономерностей развития личности, развития творческой деятельности, самоопределения личности; умения выбирать методы психологического воздействия на учащихся, адекватные характеру педагогической ситуации; знания и умения в области мотивации учебной деятельности, нравственного поведения, саморазвития учащихся; умения создавать ситуации учебного и социального успеха для учащихся;
- знания в области психологии общения, способности к организации педагогического взаимодействия, умения создавать благоприятный психологический микроклимат.
3. Физкультурно-спортивные компетенции:
Общетеоретические (правовые, культурологические, социологические, экономико-управленческие) - научная сфера компетенстности: история и социология физической культуры и спорта, экономика и менеджмент физической культуры и спорта, правовые основы физической культуры и спорта. Содержание компетенций:
- знание основных концепций физической культуры и спорта с
позиций философии, СОЦИОЛОГИИ, культурологи; понимание места физической культуры и спорта в мировой и отечественной культуре, их связи с иными формами культуры,
- знание особенностей российской и зарубежных систем физической культуры и спорта в исторической динамике, особенностей их взаимосвязи и взаимовлияния; способности к выявлению и анализу тенденций и проблем социокультурного развития физической культуры и спорта;
- ориентация в тенденциях социально-экономического развития физической культуры и спорта, в вопросах управления отраслью, ее финансирования (и иного ресурсного обеспечения), финансовой и материально-технической базы, организации физкультурно-спортивной деятельности; способности формулировать и анализировать актуальные проблемы физической культуры и спорта, участвовать в разработке их решения;
- знание правовых основ физ-культурно-спортивной деятельности, организации труда в отрасли, прав и обязанностей участников физкультурно-спортивной деятельности,
- знание естественно-научных основ физкультурно-спортивной деятельности, умения экстраполировать общую теорию естественных и математических наук в сферу физической культуры и спорта.
Отраслевые (концептуальные и теоретические основы физ-культурно-спортивной деятельности, медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности) - научная сфера компетентности: теория физической культуры и спорта, содержание и виды физической культуры и спорта деятельности, научные основы школьного курса, основы воспитательной деятельности в физической культуре и спорте, педагогика физической культуры и спорта, психология физической культуры и спорта.
Данные компетенции включают:
- владение понятийным аппаратом физической культуры и спорта, умение применять выбранные познавательные подходы и методы к изучению предметной области;
- знание ведущих направлений современной физкультурно-спортивной деятельности, способность выявлять их взаимосвязи, определять необходимые для их эффективного осуществления знания и умения;
- осознание общих целей и задач профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта, специфических средств и методов их решения, целей и задач, способов профессионального саморазвития;
- знание основ психологии и педагогики физического воспитания и спорта, способность выявлять и анализировать психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта, участвовать в их обсуждении и решении;
- знание стратегии и тактики современного использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности и умения применять знания и навыки в практической работе;
- способность к проектной деятельности в сфере физической культуры и спорта, к разработке инновационных проектов и управлению ими;
- знание ме дико-биологических основ физкультурно-спортивной деятельности, владение основами физической реабилитации и оказания первой медицинской помощи.
4. Специальные научно-педагогические компетенции.
Педагогические:
- предметные знания в области: преподаваемых дисциплин и смежных областей научного знания; сущности, содержания и особенностей будущей профессиональной деятельности студентов; социально-
экономических и правовых основ функционирования высшей школы, современных педагогических реалий и тенденций развития образовательного процесса в высшей школе; психологических и педагогических принципов, особенностей и закономерностей обучения взрослых людей, организационно-методических, в том числе андраго-гических основ профессионального обучения;
- технолого-методические умения в области: проектирования содержания и способов преподавания дисциплины, методического обеспечения учебного процесса; организации различных форм обучения, реализации современных подходов к профессиональному образованию (владение методиками и технологиями профессионального обучения); обучения студентов способам и методам научно-исследовательской деятельности, руководства исследовательской работой студентов;
- воспитательные знания и умения в области: формирования/развития профессионально значимых личностных качеств и способностей студентов, профессиональной направленности (профессиональное воспитание); совершенствования социально значимых личностных качеств и способностей студентов, развития социальной активности; развития у студентов интереса к научно-исследовательской работе, необходимых для этого качеств и способностей;
- организационные знания и умения в области: организации учебно-познавательной деятельности, в том числе самостоятельной работы студентов; организации практической профессиональной деятельности и социального взаимодействия студентов; организации и управления научно-исследовательской деятельностью студентов;
- коммуникативные знания и умения в области: ораторского искусства, методов и приемов «эмоционального заражения», лаконичного,
«красочного» и доказательного предъявления информации, субъект-субъектного взаимодействия со студентами в процессе учебной, научной и профессионально-практической деятельности.
Исследовательские:
- теоретические знания в области: сферы личных научных интересов и смежных областей знания; принципов, алгоритмов творческого поиска; методологии научного (теоретического и эмпирического) исследования; способов и путей внедрения результатов научных исследований в практику;
- методические умения в области: работы с литературными источниками на всех этапах теоретического исследования; применения методов исследования, в том числе интеллектуальные умения; обработки результатов научного поиска; оформления результатов научных исследований и их внедрения в практику;
- организационные знания и умения в области организации собственной исследовательской работы (целеполагание, планирование исследования, информационное обеспечение и т.д.);
- коммуникативные знания и умения в области: осуществления коллективной научно-исследовательской деятельности; презентации результатов научных исследований; обмена научно-исследовательским опытом с коллегами.
В заключение следует подчеркнуть, что предложенная нами структура профессиональной компетентности педагога высшей школы, осуществляющего подготовку специалистов по физической культуре и спорту, отражает наиболее актуальные, на наш взгляд, компетенции. Она основана на авторской позиции и может быть дополнена в связи с появлением новых тенденций и взглядов специалистов в области физической культуры и спорта.
Примечания:
1. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИ ВО, 1994. Вып. 2. 44 с.
2. Бегидова С.Н., Иоакимиди Ю.А., Сельмидис Л.Ф. Педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту: детерминанты, процесс, условия. Майкоп, 2006. URL: http://wi.ndow. edu.ru/catalog/pdf2txt/797/60797/30576
3. Иоакимиди Ю.А., Корохова H.A. Педагогическая установка как профессиональная компетенция в структуре профессиональной направленности будущего специалиста по физической культуре и спорту // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2016. Вып. 2. С. 118-124.
4. Хазова С.А., Хатит Ф.Р. Поликультурная компетентность педагога: научное электронное издание (монография). Майкоп: ЭлИТ, 2015. 1 электрон, опт. диск (CD-R).
5. Шевцова Г.В. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы в контексте модернизации образования. URL: http://cong.rgups.ru/ teacher2 lcentry/indexlö .php
6. Красноженова Г.Ф. Высшая школа России (проблемы сохранения интеллектуального потенциала). URL: http://lib.rin.rU/doc/i/16302p36.html
7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Academia, 2005. 394 с.
8. Черняева Т.Н. Формирование творческого опыта педагогической деятельности студентов педвуза: на материале учебно-воспитательной практики: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1998. 24 с.
9. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д, 2002.
10. Капитанская А.К. Принципы и организация процесса обучения с андра-гогических позиций // Вопросы Интернет образования. № 31. URL: http://vio. fio.ru/Vio_31/cd_site/Articles/art_2_5.htm
11. Личностно-профессиональное развитие спортивных педагогов в процессе профессиональной подготовки / С.А Хазова, А.Б Бгуашев, И.К. Гунажоков [и др.]. Ч. 2. Становление социально-профессиональных личностных качеств и способностей спортивных педагогов в процессе профессиональной подготовки. Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2016. 247 с.
12. Шрам В.П., Гунажоков И.К. Педагогические способности специалиста по физической культуре и спорту // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2008. Вып. 5. С. 120-122.
References:
1. Alekseeva L.P., Shablygina N.S. Teaching staff: status and problems of professional competence. M.: Nil VO, 1994. Iss. 2. P. 44.
2. Begidova S.N., Ioakimidi Yu.A., Seimidis L.F. Educational guideline in the vocational training of the specialist in physical culture and sports: determinants, process, conditions. Maikop, 2006. URL: http://window.edu.ru/catalog/ pdf2txt/797/60797/30576
3. Ioakimidi Yu.A., Korokhova N.A. Pedagogical guideline as professional competence in the structure of professional orientation of the future expert in physical culture and sport // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 2, P. 118-124.
4. Khazova S.A., Khatit F.R. Multicultural competence of the teacher: scientific electronic edition (a monograph). Maikop: E1IT, 2015 1 electron, opt. disc (CD-R).
5. Shevtsova G.V. Professional activity of a higher school teacher in the context of the modernization of education. URL: http://cong.rgups.ru/teacher21centry/in-dexlö.php
6. Krasnozhenova G.F. Higher school of Russia (the problem of preservation of intellectual potential). URL: http://lib.rin.rU/doc/i/16302p36.html
7. Smirnov S.D. Pedagogy and psychology of higher education: from the activity to person. M.: Academia, 2005. 394 pp.
8. Chernyaeva T.N. Formation of creative experience of pedagogical experience of students of pedagogical higher school: based on the material of teaching and educational practice: Diss, abstract for the Cand. of Pedaagogy degree. Saratov, 1998. 24 pp
9. Pedagogy and Psychology of higher school: a manual / ed. by M.V. Bulanova-Toporkova. Rostov-on-Don, 2002.
10. Kapitanskaya A.K. Principles and organization of the learning process from the andragogical standpoint // Problems of online education. No. 31. URL: http:// vio.fio.ru/Vio_31/cd_site/Articles/art_2_5.htm
11. Personal and professional development of sports teachers in the process of vocational training / S.A. Khazova, A.B. Bguashev, I.K. Gunazhokov [et al.]. Part 2. Formation of socio-professional personal qualities and abilities of sports teachers in the process of vocational training. Vladikavkaz: Vladikavkaz Institute of Management, 2016. 247 pp.
12. Shram V.P., Gunazhokov I.K. Pedagogical abilities of an expert in physical training and sports // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2008. Iss. 5. P. 120-122.