Научная статья на тему 'Критерии и показатели сформированности социально- правовой компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту'

Критерии и показатели сформированности социально- правовой компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / CRITERIA AND INDICES / SOCIAL LEGAL COMPETENCE / FUTURE SPECIALIST IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов С. А.

В статье, на основе определения области профессиональной деятельности будущего специалиста по физической культуре и спорту, а также анализа ряда работ, выявлены критерии и показатели сформированности будущего специалиста по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KRITERIA AND INDICES OF FUTURE SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT SOCIAL-LEGAL COMPETENCE FORMATION

In the article professional activity fields of future specialist in physical culture and sport are determined. According to the analyses of many articles and dissertations criteria and indices of future specialists social and legal competence are exposed.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели сформированности социально- правовой компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту»

ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И 1ЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Электронный журнал (арственкойакадемии физической культуры, спорта и Рег. номер Эл№фС77-42717 от 16 ноября2010 г.

(Выпуск 18)

УДК 378:796.01

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

С.А. Кузнецов - аспирант Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Чебоксары

KRITERIA AND INDICES OF FUTURE SPECIALIST'S IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT SOCIAL-LEGAL COMPETENCE FORMATION

S.A. Kuznetsov - post-graduate student, Chuavsh State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev

Cheboksary

e-mail: kzm_diss@mail. ru

Ключевые слова: критерии и показатели, социально-правовая компетентность, будущий специалист по физической культуре и спорту.

Аннотация. В статье, на основе определения области профессиональной деятельности будущего специалиста по физической культуре и спорту, а также анализа ряда работ, выявлены критерии и показатели сформированности будущего специалиста по физической культуре и спорту.

Keywords: criteria and indices, social legal competence, future specialist in physical culture and sport.

Summary. In the article professional activity fields of future specialist in physical culture and sport are determined. According to the analyses of many articles and dissertations criteria and indices of future specialist's social and legal competence are exposed.

Выявление критериев и показателей сформированности социально-правовой компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту требует определения области его профессиональной деятельности. Об этом мы можем узнать из ГОС ВПО по данной специальности. Областью профессиональной деятельности специалиста по физической куль-

9772070479000

туре и спорту являются физическая культура, спорт, включая детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спортивно-оздоровительный туризм, двигательная рекреация и реабилитация, деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.

Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование (вплоть до максимально возможного для данного индивида) физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Специалист по физической культуре и спорту подготовлен:

- к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта, включая сборные команды Российской Федерации;

- к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;

- к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.

Компетентный специалист по физической культуре и спорту - это специалист, подготовленный к решению всех групп задач, возникающих в его профессиональной деятельности:

1. Педагогическая, тренерская деятельность: оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности; определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов; подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки; определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида; оценивать эффективность используемых средств и методов в учебном и тренировочном процессе; с помощью систем тестов осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием общей и специальной работоспособности занимающихся и вносить коррективы в тренировочный процесс; обучать двигательным действиям; контролировать эффективность техники физкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования; использовать компьютерную технику, компьютерные программы для планирования учебного и тренировочного процессов, учета выполняемых тренировочных нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, корректировки тренировочного процесса, решения других практических задач; способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, ее приобщению к общечеловеческим ценностям к здоровому образу жизни.

2. Научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры и спорта: выделять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта; формировать логику и методологию научных исследований в сфере физической культуры и спорта; определять цели и задачи исследования; применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследований; обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя для этого компьютерную технику и компьютерные программы.

3. Организационно-управленческая деятельность: планировать и прогнозировать развитие физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях; принимать управленческие решения; анализировать и обобщать деятельность государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта; организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия; работать с финансово-хозяйственной документацией.

4. Рекреационная и реабилитационная деятельность: анализировать ценности и эффективность видов рекреационной и реабилитационной деятельности; прогнозировать условия и направление сферы досуга и активного отдыха различных категорий населения; разрабатывать

программы для двигательной рекреации и реабилитации населения на региональном и местном уровнях, подбирать соответствующие средства и методы их реализации.

Таким образом, вузы готовят специалистов по физической культуре и спорту, которые могут работать как учителями физической культуры, тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере физической культуры и спорта, отличную от педагогической, отмечает С. А. Хазова, (например, деятельность спортивных менеджеров, организаторов и устроителей спортивно-зрелищных мероприятий - то есть, управленческую и рекреационную деятельность) что отмечено в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для специальности 022300 - Физическая культура и спорт. Поэтому, выявляя содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, следует учитывать оба аспекта их профессиональной деятельности, которую имеет смысл условно разделить на две группы: педагогическую (учитель ФК и тренер) и деятельность, не связанную напрямую с системой образования (организационно-управленческая деятельность) [6].

Главный ожидаемый результат деятельности учителя физической культуры - психическое и физическое здоровье учащихся - отсрочен и не является ярко выраженным, дополнительно не оплачивается. Результат труда тренера - высокие достижения воспитанников, их победы в соревнованиях - может быть им увиден, прочувствован и специально оплачивается. Это может стать причиной (и, нередко, становится) резко прагматического подхода тренеров к своим воспитанникам, его стремления добиваться от них работы на пределе их физических и психических возможностей. Для этого, по мнению С. А. Хазовой, зачастую, используются и противозаконные средства повышения работоспособности и результативности спортсменов (допинг), и безнравственные, калечащие души воспитанников методы воздействия (различные аморальные способы эмоционального воздействия на чувства, стремления воспитанников), и небезопасно для физиологии воспитанников повышаются нагрузки, и т.п. То есть, с нравственной точки зрения, тренеру особенно важно обладать моральной чистоплотностью, осознавать свою высокую ответственность за формируемую личность спортсмена, чтобы стремиться находить компромисс между стремлением к победе и морально-психологической и физической безопасностью содержания учебно-тренировочного процесса для спортсменов [6]. Следовательно, будущий специалист по физической культуре и спорту должен обладать социально-правовой компетентностью.

Существует достаточно современных исследований в области формирования или развития социально-правовой компетентности у будущих специалистов. Так целью исследования Т.С. Волох является анализ возможностей образовательного процесса высшего учебного заведения в развитии социально-правовой компетентности будущего учителя. Автором рассматриваются факторы, организационно-педагогические условия, а также предпосылки, способствующие развитию социально-правовой компетентности будущего учителя в рамках образовательной подготовки [2].

Работа И.М. Чабдарова посвящена актуальному вопросу развития социально-правовой компетентности будущего учителя. В ней рассматривается теоретико-методологическая основа исследования, понятийный аппарат, выявляются ключевые понятия [7].

Исследователи, зачастую рассматривают социальную компетентность отдельно от правовой. Так к составляющим социальной компетентности С.А. Хазова относит следующие:

1. Политическая и социально-экономическая компетентность: ориентация в политической обстановке, в тенденциях мирового и государственного развития, в государственных и мировых социально-экономических процессах; способность к принятию ответственности, к участию в разработке групповых решений; наличие собственного взгляда на политические и социально-экономические процессы, стремление в них участвовать.

2. Социально-коммуникативная компетентность: способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия (в широком смысле); навыки межличностного общения,

умение ненасильственно разрешать конфликты; ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; приверженность этическим ценностям.

3. Поликультурная компетентность: способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия и взаимодействовать в многокультурном (полинациональном, поли-конфессионном) обществе, уважение иных культурных особенностей, обычаев и традиций, интерес к чужой культуре, способность видеть в ней область обогащения личного опыта.

4. Информационно-инструментальная компетентность: владение компьютером и современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, умение эффективно использовать информацию, применять знания на практике, направленность на критическую оценку информации.

5. Индивидуально-личностная компетентность: способность к самообразованию и саморазвитию; стремление к личностному росту, к повышению социального статуса; способность к творческой самореализации в социуме, к проявлению своих лучших качеств, к успеху, способность адаптироваться к новым ситуациям, стремление к здоровому образу жизни.

Социальная компетентность С. А. Хазовой содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной и индивидуально-личностной компетентностей. В качестве психолого-ориентированных структурных компонентов она выделяет: знания и умения (когнитивный компонент), характеристики мышления (интеллектуальный компонент), опыт поведения, деятельности, общения (деятельностно-поведенческий компонент) [6].

Содержание социально-правовой компетентности специалиста по физической культуре и спорту, по нашему мнению, составляют следующие компоненты: когнитивный, предполагающий наличие социально-правовых знаний и готовность человека к дальнейшему их усвоению; деятельностный, представленный умениями и навыками преобразовательной социально-правовой деятельности; ценностно-мотивационной, основанной на доминанте общечеловеческих и национальных ценностей, необходимых для формирования социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Ряд исследователей используют для обозначения критериев те же термины, что и для обозначения компонентов той или иной компетентности.

Так К.В. Фадеевой, в соответствии со структурой профессиональной коммуникативной компетентности (компоненты мотивационный, функциональный и рефлексивный) были выдвинуты критерии (мотивационный, функциональный и рефлексивный), позволяющие определять уровень её сформированности. Данные критерии послужили исходным моментом для определения показателей, а также уровней развития профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза, которые исследователь обозначила как интуитивный (низкий), нормативный (средний), активный (высокий), креативный (высший) [5].

В связи с необходимостью определения уровней сформированности профессиональной компетентности учителей иностранных языков сельских школ Т.В. Шелухиной определены критерии профессиональной компетентности учителей иностранных языков сельских школ: личностный, знаниевый, деятельностный, что соответствует личностному, знаниевому и дея-тельностному компонентам данной компетентности. Личностный критерий предполагает ценностное отношение к профессии учителя иностранного языка и работе в сельской школе; ценностное отношение к событиям, к людям, к себе как к учителю-исследователю; готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему росту профессионального мастерства. Знаниевый критерий представляет собой знание теоретических и методологических основ методики преподавания иностранных языков; знание психолого-педагогических основ современного образования; знаний требований, предъявляемых к современному учителю иностранного языка сельской школы; широта и глубина дополнительных знаний; знание специфики работы в сельской школе. Деятельностный критерий обеспечивает сформированность гности-

ческих, аналитических, проектировочных, коммуникативных, конструктивных, креативных, оценочных, информационных умений. По каждому критерию Т.В. Шелухиной были выделены 3 уровня сформированности профессиональной компетентности учителей иностранных языков сельских школ: высокий, средний, низкий [8].

Одинаковыми терминами для обозначения компонентов компетентности и критериев сформированности компетентности (мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный, рефлексивно-проектировочный) пользуется в своем исследовании М.В. Анисимов. Им же представлена характеристика каждого компонента на низком, среднем, и высоком уровнях [1].

Исследователи используют и различные термины для обозначения компонентов компетентности и критериев их сформированности.

H.Н. Ефремовой в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы были разработаны такие показатели сформированности социокультрной компетенции, как знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, знания о культуре родной страны, основные социокультрные умения, способность к коммуникативному партнерству, проявление толерантности и эмпатии, мотивация к овладению социокультрной компетенцией. Опираясь на выделенные показатели, ей были выделены и охарактеризованы три уровня сформированности социокультрной компетенции учащихся старших классов гимназии: высокий, средний и низкий [3].

А.В. Кайсаровой выделены познавательно-гностический, процессуальный, рефлексивный и ценностно-мотивационный критерии сформированности этнопедагогической компетентности, с помощью которых определяются уровни сформированности интеллектуального, практического и ценностно-мотивационного компонентов этнопедагогической компетентности

[4].

Мы в своем исследовании для разделения понятий «компоненты компетентности» и «критерии, определяющие степень сформированности компетентности» используем разные термины для их обозначения.

Так когнитивному компоненту соответствует познавательный критерий, показателями которого являются наличие социально-правовых знаний и готовность человека к дальнейшему их усвоению; деятельностному компоненту соответствует практический критерий, его показателями являются сформированные умения и навыки преобразовательной социально-правовой деятельности, проектирования учебно-воспитательного процесса на принципах гуманизма, свободы и демократии; ценностно-мотивационному компоненту соответствует личностный критерий, показателями которого являются направленность личности на общечеловеческие и национальные ценности, наличие у педагога таких качеств, как патриотизм, толерантность, эмпатия, межкультурная чувствительность.

Литература

I. Анисимов, М.В. Совершенствование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в процессе дистанционного обучения (в системе дополнительного профессионального образования) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М.В. Анисимов. - Чебоксары, 2009. - 18 с.

2. Волох, Т.С. Возможности образовательного процесса вуза в развитии социально-правовой компетентности будущего учителя / Т.С. Волох // Омский научный вестник. - 2006. - № 4. - С. 271-275.

3. Ефремова, Н.Н. Формирование социокультурной компетенции учащихся старших классов гимназии в процессе изучения иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.Н. Ефремова. - Чебоксары, 2008. - 22 с.

4. Кайсарова, А.В. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А.В. Кайсарова. - Чебоксары, 2008. - 22 с.

5. Фадеева, К.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / К.В. Фадеева. - Чебоксары, 2010. - 23 с.

6. Хазова, С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту / С. А. Хазова. - М. : Изд-во «Академия Естествознания», 2010. - 91 с.

7. Чабдаров, И.М. Социально-правовая компетентность будущего учителя: траектория развития / И.М. Чабраров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 10. - С. 155162.

8. Шелухина, Т.В. Совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранных языков сельских школ в условиях учреждений дополнительного педагогического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т.В. Шелухина. - Чебоксары, 2009. - 22 с.

Literature

1. Anisimov, M.V. Improving the competence of the teacher in information and communication technologies in distance education (in the system of additional vocational education) : synopsis of a thesis ... Cand. Ped. Science : 13.00.08 / M.V. Anisimov. - Cheboksary, 2009. - 18 p.

2. Volokh, T.S. Capabilities of the educational process of high school in the development of social and legal level of competence of a future teacher / T.S. Volokh // Omsk Scientific Vestnik. - 2006. - No. 4. - P. 271-275.

3. Efremov, N.N. Formation of social and cultural competence of senior students of upper secondary school in the process of learning a foreign language : abstract. Dis. ... Cand. Ped. Science: 13.00.01 / N.N. Epremov. - Cheboksary, 2008. - 22 p.

4. Kaysarova, A.V. Pedagogical conditions of etnopedagogical competence formation among students in the learning process in the Pedagogical University : synopsis of a thesis ... Cand. Ped. Science: 13.00.08 / A.V. Kaysarova. - Cheboksary, 2008. - 22 p.

5. Fadeeva, K.V. Formation of professional communicative competence of students of a technical university : synopsis of a thesis ... Cand. Ped. Science: 13.00.08 / K.V. Fadeeva. - Cheboksary, 2010. - 23 p.

6. Khazova, S.A. Competence of a competitive specialist in physical culture and sport / S.A. Khazova. -Moscow : Publishing House of the "Academy of Natural Sciences", 2010. - 91 p.

7. Chabdarov, I.M. Social and legal competence of a future teacher : the trajectory of development / I.M. Chabdarov // Vestnik of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2009. - No. 10. - P. 155-162.

8. Shelukhina, T.V. Improving the professional competence of foreign language teachers in rural schools in terms of additional institutions of teacher education : synopsis of a thesis ... Cand. Ped. Science: 13.00.08 / T.V. Shelukhina. - Cheboksary, 2009. - 22 p.

Статья поступила в редакцию 30.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.