РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.147 Б01 10.17238/188п1998-5320.2016.24.91
Ю. Ю. Раянова,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Т. В. Савченко, Омская гуманитарная академия
ФОРМИРОВАНИЕ ГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье освещаются вопросы реализации компетентностного подхода в современном профессиональном образовании, раскрываются психолого-педагогические аспекты формирования гностической компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Авторами представлены: разработанная ими технология формирования гностической компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов физкультурного образования и результаты проведённого исследования возможностей реализованной технологической модели формирования гностической компетентности.
Ключевые слова: современное профессиональное образование, гностическая компетентность, технология формирования гностической компетентности.
Современные социально-экономические изменения на уровне государства, общества и личности предъявляют особые требования к выпускникам вузов, в соответствии с которыми они должны быть готовы работать в быстро меняющихся условиях, новых нестандартных профессиональных ситуациях, постоянно пополнять знания, а также быть способными реализовывать их в области своей профессиональной деятельности.
Реализация компетентностного подхода в профессиональном физкультурном образовании предполагает формирование профессиональной компетентности у студентов, позволяющей эффективно решать задачи будущей педагогической и тренерской деятельности. Базовым компонентом профессиональной компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта является гностическая компетентность [1, 2].
Так, Е. Н. Медведева, О. Н. Титорова и др. определили, что значительные затруднения выпускники вузов физической культуры на этапе адаптации к профессиональной деятельности испытывают при анализе результатов своей деятельности и опыта других педагогов, решении возникших педагогических ситуаций, учёте индивидуальных особенностей при организации деятельности учеников на занятиях [3, 4].
Изучение работ по проблеме формирования гностической компетентности у студентов физкультурных вузов в педагогической теории и практике показало необходимость в обновлении содержания, поиске новых технологий, форм и методов её развития.
Анализ научно-методической литературы позволил разработать структурный состав гностической компетентности, который представлен когнитивным, личностным и деятельностным компонентами.
Когнитивный компонент включает когнитивно-стилевые особенности, которые определяют взаимосвязь процессов анализа, синтеза в работе с информацией и стилевого поведения личности. Когнитивный стиль в научно-психологической литературе в работах М. А. Холодной рассматривается как собирательное понятие для относительно устойчивых способов познавательной деятельности, заключающихся в своеобразных приёмах получения и переработки информации, а также приёмах её воспроизведения и способов контроля. На формирование процессов анализа, оценки и коррекции, являющихся основополагающими для гностической компетентности, оказывают влияние две крайние формы интеллектуального поведения - полезависимости и поленезависимости. Полене-зависимость связана с ориентацией человека на внутренние источники информации - знания и опыт. Личность с полезависимым стилем испытывает трудности при решении задач, ориентируется при работе с информацией на внешние источники [5, 6].
Личностный компонент представлен такими личностными качествами, как стремление к постоянному саморазвитию, критическое оценивание своих достоинств и недостатков, их развитие или устранение и обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Показана неоспоримость учёта и специальной организации в процессе обучения целого ряда социально-перцептивных качеств у студентов, способности адаптироваться. Способность к анализу, оценке и коррекции является важным показателем адаптивного поведения человека. Адаптивное поведение свидетельствует об умении воспринимать необходимую информацию и принимать на её основе адекватные решения, соответствующие моральным нормам и интересам партнёров по взаимодействию [5, 7].
Анализ содержания деятельностного компонента гностической компетентности раскрывает значимость категории деятельности для исследования. Основные положения общей теории деятельности сформулированы в философии Г. Гегелем, Л. Фейербахом и в психологии С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым. Деятельностный компонент гностической компетентности включает в себя творческое и мотивированное овладение опытом анализа, оценки и коррекции спортивной и спортивно-педагогической деятельности.
Оценка гностической компетентности осуществлялась посредством выделения критериев и уровней гностической компетентности. Критериями гностической компетентности являются: проявление интереса к учебной и профессиональной деятельности, самостоятельность, активность в анализе, оценке и коррекции учебной и профессиональной деятельности, выраженность поленезави-симых когнитивно-стилевых особенностей, проявление социальной креативности (рис. 1).
В исследовании гностической компетентности принимали участие 114 студентов III курса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК).
Были использованы интеллектуальные и личностные тесты, опросники. Применяемые тесты отвечали требованиям надёжности, валидности, прогностической ценности. Оценка когнитивных стилей осуществлялась с помощью теста «Фигуры Готтшальдта» [8]. Исследование адаптивности проводилось по опроснику А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина [9]. Социально-перцептивные качества, профессионально-педагогическая мотивация у студентов изучались по методикам, разработанным Н. П. Фетискиным [10]. Социальная креативность личности выявлялась с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности (В. В. Козлов) [11]. Для определения уровня сформированности гностической компетентности использовалась авторская карта оценки (Ю. Ю. Раянова, Н. М. Костихина).
Изучение когнитивного компонента позволило выявить у 71 % студентов полезависимый, а у 29 % - поленезависимый когнитивный стиль в работе с информацией и при решении заданий. По результатам исследования показателей когнитивного компонента выявлена сформированность когнитивных свойств: на уровне ниже среднего находятся умения ставить познавательные задачи
(X =6 ,1±1,8), анализировать (х =6 ,2±1,7), синтезировать и обобщать (х =6,2±1,9), оперативно воспроизводить информацию (х =6,2±1,9); на уровне выше среднего сформированы умения наблюдать (х =7,2±1,4), видеть противоречия и проблемы (х =6,9±1,5), удовлетворение от познания
(X =6,8 ±1,6); на высоком уровне сформировано умение слушать (х =7,5±1,6). Выявлена сильная корреляционная связь между умением ставить и решать познавательные задачи, умением систематизировать (г=0,75), между умением анализировать и умением выделять определённое содержание (г=0,75).
Рис. 1. Структурно-функциональная схема гностической компетентности
Исследования личностного компонента гностической компетентности свидетельствуют о том, что у 53 % студентов выявлен средний уровень адаптивности. Преобладают такие социально-
перцептивные качества, как социальная автономность (х =4,2±0,4) и взаимопонимание
(х =3,9±0,4). У 73 % студентов выявился средний уровень ригидности. Данные результаты могут являться препятствующим фактором для формирования гностической компетентности.
Изучение деятельностного компонента позволило выявить недостаточный уровень его сфор-мированности. Такие показатели профессионально-педагогической мотивации, как профессиональная потребность, любознательность (х =2,7±0,7), функциональный интерес (х =2,6±0,8), проявились на среднем уровне. Социальная креативность как важный показатель гностической компетентности развит у студентов на среднем уровне (32 %) и ниже среднего (40 %).
Таким образом, результаты диагностики гностической компетентности по всем компонентам позволили сделать вывод о недостаточном уровне её сформированности у студентов, что позволило разработать технологию формирования в процессе профессиональной подготовки.
Разработанная технология была реализована в несколько этапов: диагностико-мотивирующий, формирующий, оценочно-корректирующий и контрольно-аналитический.
Цель диагностико-мотивирующего этапа заключалась в определении уровня развития гностической компетентности в соответствии с разработанной структурой.
Формирующий этап был направлен на формирование новых форм когнитивно-стилевого поведения, социально-перцептивных качеств, обеспечивающих переход на новые уровни гностической компетентности. Переход на новые уровни гностической компетентности обеспечивается прохождением следующих стадий: подготовки, осознания, действия, коррекции. Применение активных групповых методов обучения позволило сформировать новые формы поведения - умение ставить цели и задачи деятельности, творческое решение заданий с последующим анализом и коррекцией, разработку возможных альтернатив поведения, стремление к поленезависимому стилю в деятельности, а также способствовало пониманию и взаимопониманию.
Формирование когнитивного компонента было направлено на осмысление и коррекцию знаний о воспитании и обучении в сфере физической культуры и спорта, о возрастных и индивидуально-типологических особенностях участников образовательного процесса, на формирование полене-зависимого стиля познавательной деятельности студентов. Наиболее эффективными методами формирования когнитивного компонента гностической компетентности были исследовательские методы и методы проблемного изложения. Например, в качестве заданий, позволяющих развивать умения анализировать и давать оценку различным событиям, явлениям, мы использовали следующие:
• дайте оценку влиянию спорта на развитие личности;
• дайте оценку состояния физической культуры в России и назовите пути её повышения;
• оцените стиль руководства кого-либо из известных тренеров по материалам публикаций в прессе или из собственного опыта, дайте свою оценку эффективности данного стиля;
• раскройте содержание психологических трудностей на разных этапах спортивной подготовки на примере личного спортивного опыта.
При формировании личностного компонента усилия сосредоточивались на анализе, оценке и коррекции социально-перцептивных качеств студентов.
Формирование деятельностного компонента предполагало освоение умений анализа, оценки и коррекции учебной, спортивной и педагогической деятельности студентов, развитие креативности в данных видах деятельности.
Работа по формированию личностного и деятельностного компонентов гностической компетентности будущих специалистов-тренеров, учителей физической культуры осуществлялась посредством применения неигровых имитационных и неимитационных методов обучения: кейсов, проектов, круглых столов, дискуссий, модераций, исследовательских методов. Такие задания, как исследование личностных особенностей воспитанника, написание его психолого-педагогической характеристики, формулирование задач и разработка плана по воспитательной работе, разработка проекта «Воспитательное мероприятие», решение кейсов, помогали студентам погрузиться в условия квазипрофессиональной деятельности.
Творческий процесс решения педагогических ситуаций, которые отражают какой-либо факт жизни школы или спортивной подготовки, всегда связан с поиском. В нём студент выступал как участник процесса воспитания. В результате критического анализа поведения тренера и спортсменов, учителя и учащихся у студентов вырабатывалось умение дать оценку ситуации, найти оптимальный вариант решения, что, в свою очередь, способствовало формированию профессионального мастерства будущего учителя или тренера.
В качестве «тренировочных» заданий студентам были предложены различные кейсы.
Примером работы над кейсом может быть следующий.
«В начале второй четверти учитель физической культуры предлагает своим воспитанникам -ученикам начального класса: - Давайте я вас буду расставлять в строю, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, встаньте, пожалуйста, в конец строя, справа от меня. А те, кто получил другие отметки, встаньте, пожалуйста, слева от меня, в начале строя. Для чего? Дело в том, что как только вы будете получать уже не 3, а 5, я вас меняю местами, а как только станете снова получать оценки ниже 4, я переставляю вас обратно. Эта игра в движение
будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учёбе! Те ребята, которые стоят справа, больше нуждаются в моей и вашей помощи. Они должны заниматься лучше, изменить отношение к своей учёбе в школе и дома».
Вопросы:
1. Какие закономерности возраста учитывает педагог при стимулировании к учёбе?
2. Можно ли перенести этот приём на подростков?
3. Оцените действия педагога и предложите свои решения для стимулирования учебной деятельности младших школьников.
В процессе совместной работы осуществлялись разные интеракции: студент - студент, преподаватель - малая группа, малая группа - малая группа, студент - малая группа. Выбор интеракции зависел от конкретных задач занятия.
Формирование деятельностного компонента гностической компетентности учителя физической культуры, тренера активно проходило во время педагогической практики. Программа педагогической практики, учитывающая специфику вуза физической культуры и требующая специфических гностических умений, свойств и качеств, предусматривала разностороннюю подготовку студентов. Так, воспитательная работа проводилась с учащимися трёх возрастных групп, что приводило к необходимости при планировании и организации уроков физической культуры и воспитательных мероприятий учитывать возрастные особенности учащихся младших, средних и старших классов, уметь работать с коллективом, проводить индивидуальную работу. Студент должен проявлять умения индивидуального подхода, психологического видения личности ученика и класса и педагогического воздействия на них.
Оценочно-корректирующий этап выполнял функцию «обратной связи», тем самым обеспечивал получение информации по текущим изменениям процесса формирования гностической компетентности.
Контрольно-аналитический этап был направлен на выявление динамики уровня сформирован-ности гностической компетентности и предполагал проведение контрольных диагностических процедур в процессе преподавания дисциплины «Педагогика физической культуры и спорта» и в ходе прохождения педагогической практики.
После внедрения в экспериментальной группе технологии формирования гностической компетентности у студентов физкультурного вуза была проведена регистрация изменений в развитии компонентов гностической компетентности.
Для проверки сформированности гностической компетентности наряду с методом тестирования была проведена оценка и самооценка в процессе преподавания дисциплины «Педагогика физической культуры и спорта» и прохождения педагогической практики. По специально разработанной десятибалльной шкале студенты и преподаватель заполняли карту компетентности. По сумме баллов можно сделать вывод об общем уровне сформированности гностической компетентности.
Результаты показали, что увеличилось количество студентов в экспериментальной группе с высоким уровнем гностической компетентности (с 14 до 44 %) и уменьшилось - с низким уровнем (с 34 до 15 %). В контрольной группе таких изменений не произошло (рис. 2).
Рис. 2. Динамика изменений гностической компетентности до и после эксперимента, %
Для проверки сформированности гностической компетентности и реализации её в практической деятельности студентами была проведена экспертная оценка и самооценка в ходе прохождения педагогической практики. По специально разработанной десятибалльной шкале учителя физической культуры, методисты, студенты III курса СибГУФК оценивали уровень сформированности гностической компетентности.
Результаты средних показателей по всем оценкам продемонстрировали, что у учащихся экспериментальной группы в период прохождения педагогической практики произошло увеличение числа студентов с высоким уровнем гностической компетентности (с 43 до 60 %). Наибольший прирост в экспериментальной группе отмечается по таким критериям гностической компетентности, как проявление креативности в деятельности (8,2 %), самостоятельности в анализе, оценке и коррекции деятельности (8,2 %), адаптивного поведения (т. е. эмоционально устойчивого, неконфликтного, с соблюдением моральных норм) при Р<0,05.
Итак, полученные результаты дают основание утверждать: определение структуры, критериев и уровней сформированности гностической компетентности, разработка и реализация технологии с учётом когнитивно-стилевых особенностей и социально-перцептивных качеств позволили совершенствовать профессиональную подготовку студентов физкультурного вуза.
Библиографический список
1. Абрамова, В. В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Тирасполь, 2006. - 229 с.
2. Хазова, С. А. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту как показатель их конкурентоспособности / С. А. Хазова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 1. - С. 50-53.
3. Медведева, Е. Н. Педагогическое мастерство специалиста по физической культуре и современные подходы к технологии его формирования : монография / Н. Н. Медведева. - Великие Луки, 2007. - 279 с.
4. Титорова, О. Н. Анализ трудностей, возникающих у студентов физкультурного вуза в процессе прохождения педагогической практики / О. Н. Титорова, Е. А. Лосин // Национальный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Учёные записки университета. - СПб., 2009. - Вып. 4 (50). - С. 86-88.
5. Магин, В. А. Ключевые компетенции и квалификации специалиста в области физической культуры и спорта / В. А. Магин // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования. - М. : Физическая культура, 2008. - С. 5-9.
6. Холодная, М. А. Перспективы исследований в области психологии способностей / М. А. Холодная // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. - № 1. - С. 28-37.
7. Мухаметзянова, Н. В. Особенности профессионально важных качеств будущих учителей физической культуры / Н. В. Мухаметзянова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 5. - С. 30-32.
8. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара, 2007. - С. 549-558.
9. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. - М. : Сфера, 2004. - 144 с.
10. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., 2002. - C. 421-424.
11. Групповая работа: стратегия и методы исследования : метод. пособие / сост. В. В. Козлов. - М. : Психотерапия, 2007. - 224 с.
Yu. Yu. Rayanova, Siberian state physical training and sports university, Omsk,
T. V. Savchenko, Omsk humanitarian Academy
THE CONSTRUCTION OF GNOSTICAL COMPETENCE IN CURRENT VOCATIONAL EDUCATION
The article deals with the issues of competence approach actualization in current vocational education. The authors reveal pedagogic and psychological moments of gnostical competence actualization in the process of future specialists.The construction technology of gnostical competence in the process of future specialists physical education vocational training are presented by the authors. The results obtained show the implemented capabilities of the construction of gnostical competence technological modeling.
Keywords: current vocational education, gnostical competence, construction technology of gnostical competence.
References
1. Abramov V. V. Formation ofprofessional competence offuture teachers ofphysical training: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08. Tiraspol, 2006, 229 p.
2. Hazova S. A. Professional competence of experts in physical training and sports as an indicator of their competitiveness. Fizicheskay kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2008, no. 1, pp. 50-53.
3. Medvedev E. N. Pedagogicheskoe masterstvo spetsialista po fizicheskoy culture i sovremennie podhodi k tehnologii ego formirovaniay: monografiay: монография [Pedagogical skills expert in physical training and modern approaches to the technology of its formation: monograph]. Great Luke, 2007, 279 p.
4. Titorova O. H., Losin E. A. Analysis of difficulties encountered at students of sports high school during passage of student teaching. Natsionalniy universitet fizicheskoy kulturi, sporta i zdorovay im. P.F. Lesgafta. Uchenie zapiski universiteta. St. Petersburg, 2009, Vol. 4 (50), pp. 86-88.
5. Magin V.A. Key competencies and skills in the field of physical culture and sport. Sovershenstvovanie podgotovki kadrov v oblasti fizicheskoy kulturi I sporta v usloviayh modernizatsii professionalnogo obrazovaniay [Improvement of training in the field of physical culture and sports in the conditions of modernization of vocational education]. M. Physical Education, 2008, pp. 5-9.
6. Cold M.A. Prospects for research in the field of psychology of abilities. Psihologicheskiyjurnal. 2007, vol. 28, no. 1, pp. 28-37.
7. Mukhametzyanova N. V. Features of professionally important qualities of the future teachers of physical culture. Teoriay i praktika fizicheskoy kulturi, 2007, no. 5,. pp. 30-32.
8. Raigorodskii D. Y. Prakticheskaay psihodiagnostika. Metodiki I testi [Practical psychodiagnostics. Procedures and tests]. Samara, 2007, pp. 549-558.
9. Lukyanova M. I. Psihologo-pedagogicheskaay kompetentmost uchitelay: Diagnostics I razvitie [Psycho-pedagogical competence of the teacher: Diagnosis and Development]. M. Sfera, 2004, 144p.
10. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsialno-psihologicheskaay diagnostika razvitiay lichnosti I malihgrupp [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups]. M., 2002, pp. 421-424.
11. Gruppovaay rabota: strstegiay I metodi issledovaniay:metod. posobie [Group work: strategy and methods: method]. Benefit, comp. V.V. Kozlov, M., Psychotherapy, 2007, 224 p.
© Ю. Ю. Раянова, Т. В. Савченко, 2016
Авторы статьи:
Юлия Юрьевна Раянова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, e-mail: [email protected]
Татьяна Викторовна Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
З. А. Аксютина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет. О. Ю. Гаврикова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.