Научная статья на тему 'Изучение профессионально-личностных свойств в процессе формирования когнитивного компонента гностической компетентности студентов физкультурного вуза'

Изучение профессионально-личностных свойств в процессе формирования когнитивного компонента гностической компетентности студентов физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / GNOSTIC COMPETENCE / COGNITIVE A COMPONENT / PROFESSIONAL PERSONAL PROPERTIES / STUDENTS OF SPORTS HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раянова Юлия Юрьевна, Костихина Нина Мефодьевна

В статье раскрывается актуальность формирования когнитивного компонента гностической компетентности, указывается на значимость изучения профессионально-личностных свойств в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза. Материал данной работы может использоваться в процессе переподготовки и повышения квалификации преподавателей физической культуры и других работников образования; при подготовке научно-методических материалов; в курсах психолого-педагогических дисциплин в физкультурных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying professional and personal properties in the course of formation of cognitive component of gnostic competence in students of sports higher educational institution

The article discusses studying professional and personal properties of professional training, it reveals the contents of gnostic competence in specialists of Physical Culture and sports.

Текст научной работы на тему «Изучение профессионально-личностных свойств в процессе формирования когнитивного компонента гностической компетентности студентов физкультурного вуза»

УДК 37.02+796.01 Ю. ю. РАЯНОВА

Н. М. КОСТИХИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА__________________________________________

В статье раскрывается актуальность формирования когнитивного компонента гностической компетентности, указывается на значимость изучения профессионально-личностных свойств в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза. Материал данной работы может использоваться в процессе переподготовки и повышения квалификации преподавателей физической культуры и других работников образования; при подготовке научно-методических материалов; в курсах психолого-педагогических дисциплин в физкультурных вузах.

Ключевые слова: гностическая компетентность, когнитивный компонент, студенты физкультурного вуза, профессионально-личностные особенности.

Вхождение российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство создают необходимость реформирования процесса профессиональной подготовки специалистов.

Согласно Концепции модернизации российского образования до 2010 г. основным направлением современной образовательной парадигмы, в том числе в сфере физической культуры и спорта, является подготовка компетентного специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи [1, 2].

Совокупность интеллектуальных и личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности определяется понятием «профессиональная компетентность», которое отражает единство теоретической и практической готовности педагога, тренера [3].

В своих исследованиях В. И. Гинецинский, В. К. Елманова, Н. В. Кузьмина выделяют несколько компонентов педагогической деятельности (гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный), развитие которых указывает на зрелость человека в профессиональной педагогической деятельности.

Г. И. Хозяинов, О. В. Петунин, Н. М. Костихина и др. авторы успех решения профессионально-педагогических задач в деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта видят, прежде всего, в формировании гностической деятельности как одного из условий совершенствования всех других компонентов работы педагога [4, 5].

Вопросы формирования гностических умений рассматриваются и в исследованиях зарубежных авторов (Б. Г. Уилсон, П. Коул, Л. Резник, И. Рейболд Дж. У. Роевски, Дж. Хуот, Дж. У. Шел, и др.).

Однако качественная характеристика профессиональной деятельности предполагает высокую профессиональную квалификацию, которая основана на гностической компетентности. Гностическая

компетентность является базовой, так как, включая когнитивный компонент, обеспечивает высокую осознанность выполняемой деятельности и самостоятельное овладение профессиональным мастерством [5].

Проблема состоит в необходимости формирования когнитивного компонента в процессе профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту. Состояние проблемы указывает на недостаточность научных разработок, касающихся содержания и структуры когнитивного компонента, с помощью которых возможно развитие и саморазвитие когнитивного компонента для качественной реализации его в профессиональной деятельности.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки в физкультурном вузе.

Предмет исследования: формирование когнитивного компонента гностической компетентности у студентов физкультурного вуза.

Цель исследования — разработать и обосновать методику формирования когнитивного компонента гностической компетентности студентов физкультурного вуза на основе профессионально-личностных свойств.

Гипотеза исследования: предполагаем, что знание структурных элементов когнитивного компонента гностической компетентности студентов физкультурного вуза позволит разработать методику ее формирования на основе профессионально-личностных свойств, что обеспечит повышение уровня профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

Задачи исследования

1. Рассмотреть состояние проблемы формирования гностической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта.

2. Определить понятие и структуру когнитивного компонента гностической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

4,0

3,0

2,0

1,0

0,0

^,6 (^^■3,4

|^2,5_ ^2'5 “7—2,4 — р-3,1 — А

/ У

□ Ряді □ Ряд2 ■ Ряд3 ■ Ряд4 ■ Ряд5 □ Ряд6

Рис. 1. Параметры профессионально-педагогической мотивации Условные обозначения: ряд 1 - профессиональная потребность, ряд 2 - функциональный интерес, ряд 3 - любознательность, ряд 4 - показная заинтересованность, ряд 5 - эпизодическое любопытство, ряд 6 - равнодушное отношение

НПУ

МН

КО

□ Ряді □ Ряд2 □ Ряд3 □ Ряд4 □ Ряд5 □ Рядб □ Ряд7

Рис. 2. Мотивы учения Условные обозначения: ряд 1 - профессиональные мотивы, ряд 2 - коммуникативные мотивы, ряд 3 - социальные мотивы, ряд 4 - учебнопознавательные мотивы, ряд 5 - мотивы творческой самореализации, ряд 6 - мотивы престижа, ряд 7 - мотивы избегания

□ высоким □ средним □ низкии

Рис. 4. Выраженность нервно-психической устойчивости (НПУ), коммуникативных особенностей (КО), моральной нормативности (МН)

низкии

27%

в ысокии 20%

среднии

53%

Рис. 3. Личностный адаптивный потенциал

среднии 35%

низким 2%

©

ысокии

63%

Рис. 5. Уровни готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию

3. Выявить сформированность профессиональноличностных свойств как основу когнитивного компонента у студентов физкультурного вуза.

Методы исследования: теоретический анализ литературы; психологическое тестирование, методы математической обработки результатов.

Организация исследования

На начальном этапе в процессе изучения литературы по данной проблеме были выделены в структуре гностической компетентности следующие компоненты:

— когнитивный компонент: общепрофессиональные знания, владение способами восприятия, осмысления и переработки информации.

— практический компонент: владение способами оценки и самооценки учебно-профессиональной деятельности, способность решать профессиональные задачи на творческом уровне;

— личностный компонент: владение способами самопознания и самоанализа, самооценки, стремление к саморазвитию, профессиональная мотивация, приемы профессионального и межличностного общения,

опыт саморегуляции поведения и деятельности.

Для целенаправленного формирования когнитивного компонента гностической компетентности были изучены такие профессионально-личностные свойства, как профессионально-педагогическая и учебная мотивация, адаптивность, нервно- психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность, готовность к профессионально- педагогическому саморазвитию, являющиеся условием для разработки методики формирования гностической компетентности [6, 7].

Было обследовано 160 студентов 3 курса разной специализации Сибирского государственного университета физической культуры.

Результаты исследования

Изучение профессионально-педагогической мотивации студентов (рис. 1) показало, что такие показатели, как профессиональная потребность, функциональный интерес и любознательность, представлены на среднем уровне (X — 2,5-2,4 балла, а — 0,74-0,85). Кроме того, выявлен высокий уровень таких составляющих мотивации, как показная заинтересованность, эпизодическое любопытство, равнодушное отношение (X — 3,1-3,6 балла, а — 0,61-0,73). Наличие последних показателей существенно снижает значимость профессиональной группы мотивов.

Вышепредставленные данные дополняются результатами диагностики учебной мотивации (рис. 2).

Ведущими мотивами обучения являются профессиональные и коммуникативные (X — 4,1-4 балла). Мотивы творческой самореализации находятся на 5-м месте (X — 3,5 балла), что свидетельствует об их низкой значимости для студентов.

Выявлен личностный адаптивный потенциал студентов, представленный шкалами: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность (рис. 3). Результаты показали, что у большинства студентов (54%) обнаружен средний уровень проявления адаптивности в процессе взаимодействия, высокий уровень свойственен только 20 % студентов.

Интересен анализ по отдельным параметрам адаптивности. Средний уровень выявлен по всем параметрам адаптивности, но в большей степени выражен (82%) по шкале коммуникативные способности (рис. 4). Учитывая благоприятные, на среднем уровне показатели по шкалам нервно-психической устойчивости и моральной нормативности (61% и 69%), настораживает тот факт, что более четверти студентов имеют низкие показатели по таким профессионально значимым параметрам, как психическая устойчивость и поведенческая регуляция, адекватность самооценки и ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения.

В результате проведенной самооценки студентов была выявлена их готовность к профессионально-педагогическому саморазвитию. Обнаружен высокий уровень сформированности умений и навыков саморазвития (рис. 5).

Выводы

1. На основании анализа литературы по данной проблеме были выделены в структуре гностической

компетентности когнитивныи, практический, личностный блоки, представлено их содержание.

2. Изучены профессионально-личностные особенности, являющиеся условием для формирования когнитивного компонента гностической компетентности. Результаты свидетельствуют о том, что у студентов преобладают профессиональные и коммуникативные мотивы в обучении, средний уровень проявления адаптивности в процессе взаимодействия и коммуникативных способностей, высокий уровень готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, но также были выявлены определенные проблемы низкие показатели по таким профессионально значимым параметрам, как психическая устойчивость и поведенческая регуляция, адекватность самооценки и ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения, низкая значимость мотивов творческой самореализации, что может стать препятствием для формирования когнитивного компонента гностической компетентности у студентов физкультурного вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дополнят общую концепцию подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта новыми сведениями о понятии, содержании, структуре гностической компетентности, возможности ее диагностики и пути формирования когнитивного компонента у студентов физкультурных вузов.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение правительства РФ // Официальные документы в образовании. — 2002. — С. 3 — 31.

2. Фазлеев, Н.Ш. Профессиональное образование по физической культуре и спорту: компетентно ориентированный подход / Н.Ш.Фазлеев // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 12. — С. 49 — 52.

3. Гогунов, Е.Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту / Е.Н.Гогунов // Теория и практика физической культуры. — 2005. - № 4. - С. 42-44.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. - № 5. - С. 35-39.

5. Костихина, Н.М. Роль проблемного обучения в формировании педагогических умений студентов физкультурного вуза. - Омск, 2005. - 54 с.

6. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М. :Академия, 2004. - 318 с.

7. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - 252 с.

РАЯНОВА Юлия Юрьевна, старший преподаватель кафедры педагогики.

E-mail: [email protected] КОСТИХИНА Нина Мефодьевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики.

644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Дата поступления статьи в редакцию: 26.05.2009 г.

© Раянова Ю.Ю., Костихина Н.М.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.