УДК 37.02+796.01 Ю. ю. РАЯНОВА
Н. М. КОСТИХИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА__________________________________________
В статье раскрывается актуальность формирования когнитивного компонента гностической компетентности, указывается на значимость изучения профессионально-личностных свойств в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза. Материал данной работы может использоваться в процессе переподготовки и повышения квалификации преподавателей физической культуры и других работников образования; при подготовке научно-методических материалов; в курсах психолого-педагогических дисциплин в физкультурных вузах.
Ключевые слова: гностическая компетентность, когнитивный компонент, студенты физкультурного вуза, профессионально-личностные особенности.
Вхождение российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство создают необходимость реформирования процесса профессиональной подготовки специалистов.
Согласно Концепции модернизации российского образования до 2010 г. основным направлением современной образовательной парадигмы, в том числе в сфере физической культуры и спорта, является подготовка компетентного специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи [1, 2].
Совокупность интеллектуальных и личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности определяется понятием «профессиональная компетентность», которое отражает единство теоретической и практической готовности педагога, тренера [3].
В своих исследованиях В. И. Гинецинский, В. К. Елманова, Н. В. Кузьмина выделяют несколько компонентов педагогической деятельности (гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный), развитие которых указывает на зрелость человека в профессиональной педагогической деятельности.
Г. И. Хозяинов, О. В. Петунин, Н. М. Костихина и др. авторы успех решения профессионально-педагогических задач в деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта видят, прежде всего, в формировании гностической деятельности как одного из условий совершенствования всех других компонентов работы педагога [4, 5].
Вопросы формирования гностических умений рассматриваются и в исследованиях зарубежных авторов (Б. Г. Уилсон, П. Коул, Л. Резник, И. Рейболд Дж. У. Роевски, Дж. Хуот, Дж. У. Шел, и др.).
Однако качественная характеристика профессиональной деятельности предполагает высокую профессиональную квалификацию, которая основана на гностической компетентности. Гностическая
компетентность является базовой, так как, включая когнитивный компонент, обеспечивает высокую осознанность выполняемой деятельности и самостоятельное овладение профессиональным мастерством [5].
Проблема состоит в необходимости формирования когнитивного компонента в процессе профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту. Состояние проблемы указывает на недостаточность научных разработок, касающихся содержания и структуры когнитивного компонента, с помощью которых возможно развитие и саморазвитие когнитивного компонента для качественной реализации его в профессиональной деятельности.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки в физкультурном вузе.
Предмет исследования: формирование когнитивного компонента гностической компетентности у студентов физкультурного вуза.
Цель исследования — разработать и обосновать методику формирования когнитивного компонента гностической компетентности студентов физкультурного вуза на основе профессионально-личностных свойств.
Гипотеза исследования: предполагаем, что знание структурных элементов когнитивного компонента гностической компетентности студентов физкультурного вуза позволит разработать методику ее формирования на основе профессионально-личностных свойств, что обеспечит повышение уровня профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
Задачи исследования
1. Рассмотреть состояние проблемы формирования гностической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта.
2. Определить понятие и структуру когнитивного компонента гностической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
4,0
3,0
2,0
1,0
0,0
^,6 (^^■3,4
|^2,5_ ^2'5 “7—2,4 — р-3,1 — А
/ У
□ Ряді □ Ряд2 ■ Ряд3 ■ Ряд4 ■ Ряд5 □ Ряд6
Рис. 1. Параметры профессионально-педагогической мотивации Условные обозначения: ряд 1 - профессиональная потребность, ряд 2 - функциональный интерес, ряд 3 - любознательность, ряд 4 - показная заинтересованность, ряд 5 - эпизодическое любопытство, ряд 6 - равнодушное отношение
НПУ
МН
КО
□ Ряді □ Ряд2 □ Ряд3 □ Ряд4 □ Ряд5 □ Рядб □ Ряд7
Рис. 2. Мотивы учения Условные обозначения: ряд 1 - профессиональные мотивы, ряд 2 - коммуникативные мотивы, ряд 3 - социальные мотивы, ряд 4 - учебнопознавательные мотивы, ряд 5 - мотивы творческой самореализации, ряд 6 - мотивы престижа, ряд 7 - мотивы избегания
□ высоким □ средним □ низкии
Рис. 4. Выраженность нервно-психической устойчивости (НПУ), коммуникативных особенностей (КО), моральной нормативности (МН)
низкии
27%
в ысокии 20%
среднии
53%
Рис. 3. Личностный адаптивный потенциал
среднии 35%
низким 2%
©
ысокии
63%
Рис. 5. Уровни готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию
3. Выявить сформированность профессиональноличностных свойств как основу когнитивного компонента у студентов физкультурного вуза.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; психологическое тестирование, методы математической обработки результатов.
Организация исследования
На начальном этапе в процессе изучения литературы по данной проблеме были выделены в структуре гностической компетентности следующие компоненты:
— когнитивный компонент: общепрофессиональные знания, владение способами восприятия, осмысления и переработки информации.
— практический компонент: владение способами оценки и самооценки учебно-профессиональной деятельности, способность решать профессиональные задачи на творческом уровне;
— личностный компонент: владение способами самопознания и самоанализа, самооценки, стремление к саморазвитию, профессиональная мотивация, приемы профессионального и межличностного общения,
опыт саморегуляции поведения и деятельности.
Для целенаправленного формирования когнитивного компонента гностической компетентности были изучены такие профессионально-личностные свойства, как профессионально-педагогическая и учебная мотивация, адаптивность, нервно- психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность, готовность к профессионально- педагогическому саморазвитию, являющиеся условием для разработки методики формирования гностической компетентности [6, 7].
Было обследовано 160 студентов 3 курса разной специализации Сибирского государственного университета физической культуры.
Результаты исследования
Изучение профессионально-педагогической мотивации студентов (рис. 1) показало, что такие показатели, как профессиональная потребность, функциональный интерес и любознательность, представлены на среднем уровне (X — 2,5-2,4 балла, а — 0,74-0,85). Кроме того, выявлен высокий уровень таких составляющих мотивации, как показная заинтересованность, эпизодическое любопытство, равнодушное отношение (X — 3,1-3,6 балла, а — 0,61-0,73). Наличие последних показателей существенно снижает значимость профессиональной группы мотивов.
Вышепредставленные данные дополняются результатами диагностики учебной мотивации (рис. 2).
Ведущими мотивами обучения являются профессиональные и коммуникативные (X — 4,1-4 балла). Мотивы творческой самореализации находятся на 5-м месте (X — 3,5 балла), что свидетельствует об их низкой значимости для студентов.
Выявлен личностный адаптивный потенциал студентов, представленный шкалами: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные особенности, моральная нормативность (рис. 3). Результаты показали, что у большинства студентов (54%) обнаружен средний уровень проявления адаптивности в процессе взаимодействия, высокий уровень свойственен только 20 % студентов.
Интересен анализ по отдельным параметрам адаптивности. Средний уровень выявлен по всем параметрам адаптивности, но в большей степени выражен (82%) по шкале коммуникативные способности (рис. 4). Учитывая благоприятные, на среднем уровне показатели по шкалам нервно-психической устойчивости и моральной нормативности (61% и 69%), настораживает тот факт, что более четверти студентов имеют низкие показатели по таким профессионально значимым параметрам, как психическая устойчивость и поведенческая регуляция, адекватность самооценки и ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения.
В результате проведенной самооценки студентов была выявлена их готовность к профессионально-педагогическому саморазвитию. Обнаружен высокий уровень сформированности умений и навыков саморазвития (рис. 5).
Выводы
1. На основании анализа литературы по данной проблеме были выделены в структуре гностической
компетентности когнитивныи, практический, личностный блоки, представлено их содержание.
2. Изучены профессионально-личностные особенности, являющиеся условием для формирования когнитивного компонента гностической компетентности. Результаты свидетельствуют о том, что у студентов преобладают профессиональные и коммуникативные мотивы в обучении, средний уровень проявления адаптивности в процессе взаимодействия и коммуникативных способностей, высокий уровень готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, но также были выявлены определенные проблемы низкие показатели по таким профессионально значимым параметрам, как психическая устойчивость и поведенческая регуляция, адекватность самооценки и ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения, низкая значимость мотивов творческой самореализации, что может стать препятствием для формирования когнитивного компонента гностической компетентности у студентов физкультурного вуза.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дополнят общую концепцию подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта новыми сведениями о понятии, содержании, структуре гностической компетентности, возможности ее диагностики и пути формирования когнитивного компонента у студентов физкультурных вузов.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение правительства РФ // Официальные документы в образовании. — 2002. — С. 3 — 31.
2. Фазлеев, Н.Ш. Профессиональное образование по физической культуре и спорту: компетентно ориентированный подход / Н.Ш.Фазлеев // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 12. — С. 49 — 52.
3. Гогунов, Е.Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту / Е.Н.Гогунов // Теория и практика физической культуры. — 2005. - № 4. - С. 42-44.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. - № 5. - С. 35-39.
5. Костихина, Н.М. Роль проблемного обучения в формировании педагогических умений студентов физкультурного вуза. - Омск, 2005. - 54 с.
6. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М. :Академия, 2004. - 318 с.
7. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - 252 с.
РАЯНОВА Юлия Юрьевна, старший преподаватель кафедры педагогики.
E-mail: [email protected] КОСТИХИНА Нина Мефодьевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики.
644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Дата поступления статьи в редакцию: 26.05.2009 г.
© Раянова Ю.Ю., Костихина Н.М.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ