научно-методический электронный журнал
Раянова Ю. Ю. Гностическая компетентность в образовательном процессе физкультурного вуза // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 02. - aRt 14519. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14519.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14519
УДК 378.147
Раянова Юлия Юрьевна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается сущность гностической компетентности и технология ее формирования у студентов физкультурных вузов. Материал данной работы может использоваться в процессе преподавания дисциплин психо-лого-педагогического цикла в физкультурных вузах.
Ключевые слова: гностическая компетентность, технология формирования гностической компетентности, студенты физкультурного вуза.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Актуальность настоящего исследования определяется современными требованиями государства, в соответствии с которыми выпускники вузов должны быть готовыми работать в быстроменяющихся условиях, новых нестандартных профессиональных ситуациях, постоянно пополнять знания, а также способными реализовывать их в области своей профессиональной деятельности. Реализация этих требований во многом обусловлена уровнем развития гностической компетентности [1, 2]. Состояние вопроса указывает на отсутствие в современной педагогической литературе знаний, определяющих понятие, содержание гностической компетентности и технологию ее формирования.
Идеи структурно-функционального и личностно-деятельностного подходов нашли применение в разработке структурного состава гностической компетентности, который представлен когнитивным, личностным и деятельностным компонентами [3, 4].
Когнитивный компонент включает когнитивно-стилевые особенности. В нем определена взаимосвязь процессов анализа, синтеза в работе с информацией и стилевого поведения личности. Когнитивный стиль в научно-психологической литературе рассматривается как собирательное понятие для относительно устойчивых способов познавательной деятельности, заключающихся в своеобразных приемах получения и переработки информации, а также приемов ее воспроизведения и способов контроля [5]. На формирование процессов анализа, оценки и коррекции, являющихся основополагающими для гностической компетентности, оказывают влияние две крайние формы интеллектуального поведения - полезависимости и поленезависимости. Поленезависи-мость связана с ориентацией человека на внутренние источники информации - знания и опыт. Личность с полезависимым стилем испытывает трудности при решении задач, ориентируется при работе с информацией на внешние источники.
Личностные качества оказывают влияние на способы переработки информации. Показана неоспоримость учета и специальной организации в процессе обучения целого ряда социально-перцептивных качеств у студентов, способности адаптироваться. Способность к анализу, оценке и коррекции является важным показателем адаптивного поведения человека. Адаптивное поведение свидетельствует об умении воспринимать необходимую информацию и принимать на её основе адекватные решения, соответствующие моральным нормам и интересам партнеров по взаимодействию [6].
Анализ содержания деятельностного компонента гностической компетентности раскрывает значимость категории деятельности для исследования. Основные поло-
Гностическая компетентность в образовательном процессе физкультурного вуза
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14519.htm
научно-методический электронный журнал
Раянова Ю. Ю. Гностическая компетентность в образовательном процессе физкультурного вуза // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 02. - aRt 14519. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14519.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14519
УДК 378.147
жения общей теории деятельности сформулированы в философии Г. Гегелем, Л. Фейербахом и в психологии С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым. Деятельностный компонент гностической компетентности включает в себя творческое и мотивированное овладение опытом анализа, оценки и коррекции спортивной и спортивно-педагогической деятельности.
Оценка гностической компетентности осуществляется посредством выделения критериев и уровней гностической компетентности. Критериями гностической компетентности являются: проявление интереса к учебной и профессиональной деятельности, самостоятельность, активность в анализе, оценке и коррекции учебной и профессиональной деятельности, выраженность поленезависимых когнитивностилевых особенностей, проявление социальной креативности.
На основании представленных компонентов и их критериев было выделено три уровня гностической компетентности (низкий, средний, высокий).
К критериям низкого уровня относятся отсутствие интереса, равнодушное отношение к учебной и профессиональной деятельности, отсутствие самостоятельности в анализе, оценке и коррекции учебной деятельности, проявление полезависимого когнитивного стиля в учебной и профессиональной деятельности, слабовыра-женные взаимопознание и социальная адаптивность, стандартные решения учебнопрофессиональных ситуаций.
К критериям среднего уровня относятся ситуативный интерес, эпизодическая любознательность к осуществлению учебной и профессиональной деятельности, проявление активности, самостоятельности в анализе, оценке и коррекции. Студенты могут испытывать трудности, ошибки пытаются устранить. В процессе учебной и профессиональной деятельности проявляются как полезависимый, так и поленезависимый стили. Взаимопознание и социальная адаптивность избирательны. Стандартные решения учебно-профессиональных ситуаций сочетаются с элементами креативности.
Критериями высокого уровня являются следующие: устойчивое проявление функционального интереса к осуществлению учебной и профессиональной деятельности, самостоятельность, активность в анализе, оценке и коррекции опыта учебной и профессиональной деятельности, яркое проявление поленезависимого стиля в учебной и профессиональной деятельности, оптимальные проявления взаимопознания и социальной адаптивности, оригинальное решение учебно-профессиональных ситуаций.
Определены неигровые имитационные и неимитационные методы и формы обучения в качестве малоизученных и малоприменяемых в профессиональной подготовке студентов физкультурных вузов.
С целью выявления исходного уровня гностической компетентности было проведено констатирующее исследование, в котором приняли участие 114 студентов 2 курса разной спортивной специализации Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
В исследовании были использованы интеллектуальные и личностные тесты, опросники. Применяемые тесты отвечали требованиям надежности, валидности, прогностической ценности. Оценка когнитивных стилей осуществлялась с помощью теста «Фигуры Готтшальдта». Исследование адаптивности проводилось по опроснику А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Социально-перцептивные качества, профессионально-педагогическая мотивация студентов изучались по методикам Н. П. Фетискина. Социальная креативность личности выявлялась с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности (В. В. Козлов).
«VI *5 <Х»
http://e-koncept.ru/2014/14519.htm
научно-методический электронный журнал
Раянова Ю. Ю. Гностическая компетентность в образовательном процессе физкультурного вуза // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 02. - aRt 14519. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14519.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14519
УДК 378.147
Для определения уровня сформированности гностической компетентности использовалась авторская карта оценки (Ю. Ю. Раянова, Н. М. Костихина).
Для проверки гипотезы о возможности формирования гностической компетентности у студентов физкультурного вуза была разработана соответствующая технология и проведен педагогический эксперимент по определению ее эффективности.
Разработанная технология формирования гностической компетентности реализовывалась в несколько этапов: диагностико-мотивирующий, формирующий, оценочный и аналитико-корректирующий.
Цель диагностико-мотивирующего этапа заключалась в определении уровня развития гностической компетентности в соответствии с разработанной структурой.
Формирующий этап был направлен на формирование новых форм когнитивностилевого поведения, социально-перцептивных качеств, обеспечивающих переход на новые уровни гностической компетентности. Переход на новые уровни гностической компетентности обеспечивается прохождением следующих стадий: подготовки, осознания, действия, коррекции. В процессе применения неигровых имитационных и неимитационных активных методов обучения, представленных на слайде, у студентов появилась возможность систематизировать, интегрировать абстрактнотеоретические знания и трансформировать их в профессиональные, подготовиться тем самым к прохождению педагогической практики. Применение активных групповых методов обучения позволило сформировать новые формы поведения - умения ставить цели и задачи деятельности, творческое решение заданий с последующим анализом и коррекцией, разработку возможных альтернатив поведения, стремление к поленезависимому стилю в деятельности, а также способствовало пониманию и взаимопониманию.
На базе деятельностного подхода важной формой работы была организация самостоятельной работы студентов, в которой использовались тренировочные, реконструктивные, творческие задания.
Оценочный этап выполнял функцию «обратной связи»,тем самым обеспечивал получение информации по текущим изменениям процесса формирования гностической компетентности в процессе преподавания дисциплины «Педагогика физической культуры и спорта» и в ходе прохождения педагогической практики.
На аналитико-корректирующем этапе вносились изменения в технологию формирования гностической компетентности на основе результатов контрольных оценочных процедур, заполнения карты компетентности и участия студентов в обсуждении и коррекции результатов.
В педагогическом эксперименте по внедрению в образовательный процесс технологии формирования гностической компетентности у студентов физкультурного вуза участвовало 86 студентов 3 курса, из них экспериментальную группу составило 44 студента, контрольную - 42 студента. Эксперимент проводился в рамках дисциплины «Педагогика физической культуры и спорта». Общий объем дисциплины составлял 60 часов, из которых 26 часов отводилось на лекционные занятия, 34 - на семинарские и 60 часов - на самостоятельную работу. Контрольная группа (КГ, п = 42) занималась по традиционной методике, занятия осуществлялись фронтально, лекции и практические занятия проводились без применения активных форм, теоретические знания закреплялись в форме опроса, письменных проверочных работ. В экспериментальной группе (ЭГ, п = 44) - покомпонентное, поэтапное формирование гностической компетентности с учетом когнитивно-стилевых особенностей и
http://e-koncept.ru/2014/14519.htm
КОНТ тнпт
Раянова Ю. Ю. Гностическая компетентность в образовательном процессе физкультурного вуза // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 02. - ART 14519. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14519.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14519 УДК 378.147
социально-перцептивных качеств студентов на основе использования личностнодеятельностного и компетентностного подходов.
Сформированность гностической компетентности проявилась по всем изучаемым критериям. Для проверки сформированности гностической компетентности по окончанию эксперимента наряду с методом тестирования была проведена оценка и самооценка. По специально разработанной десятибалльной шкале студенты и преподаватель заполняли карту компетентности. По сумме баллов можно сделать вывод об общем уровне сформированности гностической компетентности: низком, среднем, высоком. После внедрения технологии в экспериментальной группе увеличилось число студентов с высоким уровнем гностической компетентности (44%) и уменьшилось - с низким уровнем (15%). В контрольной группе изменений не произошло (рис. 1).
ЭГ до ЭГ после КГ до КГ после
□ высокий ■ средний □ низкий
Рис. 1. Уровни гностической компетентности у студентов физкультурного вуза, %
Для проверки сформированности гностической компетентности и реализации ее в практической деятельности была проведена экспертная оценка и самооценка в ходе прохождения педагогической практики. В качестве экспертов выступили учителя физической культуры, методисты, студенты 3 курса СибГУФК (табл. 1).
Таблица 1
Уровни сформированности гностической компетентности у студентов в период педагогической практики, %
Экспериментальная Контрольная
Уровни До После Po До После Po
практики практики практики практики
Высокий 43 60 < 0,05 37 44 > 0,05
Средний 47 31 < 0,05 42 31 > 0,05
Низкий 10 9 < 0,05 21 25 > 0,05
Результаты средних показателей по всем оценкам показали, что в экспериментальной группе в период прохождения педагогической практики произошло увеличение количества студентов с высоким уровнем гностической компетентности (с 43 до 60%) при Po < 0,05.
Итак, полученные результаты дают основание утверждать: определение структуры, критериев и уровней сформированности гностической компетентности, разработка и реализация технологии с учетом когнитивно-стилевых особенностей и соци-
rv /j ги
http://e-koncept.ru/2014/14519.htm
КОНТ тнпт
Раянова Ю. Ю. Гностическая компетентность в образовательном процессе физкультурного вуза // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 02. - aRt 14519. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14519.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14519 УДК 378.147
алы-ю-перцептивных качеств позволили совершенствовать профессиональную подготовку студентов физкультурного вуза, что является научной новизной, теоретической и практической значимостью, что является важным для теории и методики профессионального образования.
Ссылки на источники
1. Певицына Л. М. Научно-методические аспекты совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2007. - 219 с.
2. Хазова С. А. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту как показатель их конкурентоспособности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 1. - С. 50-53.
3. Певицына Л. М. Указ. соч.
4. Абрамова В. В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. -Тирасполь, 2006. - 229 с.
5. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.
6. Хозяинов Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения. - М.: Физическая культура, 2006. - 224 с.
Yuliya Rayanova, ISSN 2304-1 гох
candidate of Pedagogic Sciences, senior lecturer at the chair of pedagogy, Siberian State University of physical culture and sports, Omsk [email protected]
Gnostic competence of educational process in the athletic higher educational institution
Abstract. The author reveals the essence of the students gnostic competence and
technology of its formation in the athletic higher educational institution. The material of this work can be used in the process of teaching disciplines of psycho-pedagogical cycle in the athletic universities.
Key words: gnostic competence, technology of formation of the gnostic competence, students of athletic higher educational institution.
References: 1-6 - Russian Sources.
772304
120142
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412014214
http://e-koncept.ru/2014/14519.htm