УДК 378:147
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
О. М. Чусовитина
DEVELOPMENT OF PROFESSIONALVERBAL BEHAVIOUR SKILLS IN SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
O. M. Chusovitina
В статье рассматривается процесс профессионально-речевой подготовки студентов в физкультурном вузе. Выявлена проблемная ситуация, состоящая в необходимости создания таких условий профессионально-речевой подготовки будущего преподавателя физической культуры, которые позволят активизировать развитие и саморазвитие всех аспектов профессионально-речевого поведения для максимально эффективной реализации их в учебно-тренировочной деятельности.
Целью исследования явилось совершенствование профессионально-речевой подготовки в вузе, направленной на формирование умений профессионально-речевого поведения будущих преподавателей физической культуры. В соответствии с целью были выделены структурные компоненты профессионально-речевого поведения преподавателя физической культуры, разработаны критерии оценки уровня сформированности умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурных вузов.
Раскрыто содержание методики формирования умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурного вуза на основе разработки грамматики профессионально-речевого поведения преподавателя физической культуры. Разработанная методика реализуется по трём направлениям: диагностирующее, формирующее и корректирующее. Данная методика направлена на практическое овладение студентами умениями и навыками использования вербальных и невербальных средств речевого поведения в рамках учебнотренировочного занятия.
Применение разработанной методики в условиях педагогического эксперимента позволило повысить средние показатели проявления изучаемых параметров речевого поведения: коммуникативных качеств речи, качеств голоса, дикции, умений использования кинетических и проксимических средств речи.
The paper addresses the process of professionalspeech training of students atPhysical Rducation universities. The researched problem consists in the necessity to create the conditions for professional speech training of future teacher of Physical Culture that will enhance the development and self-development of all aspects of their professionalverbal behaviour for their most effective implementation in the educational and training activity.
The study is aimed at improving professional speech training at the university to develop professionalverbal behaviour skills in the future teachers of Physical Culture. To meet this aim, the structural components of physical culture-teachers’professionalverbal behaviour were identified, and the criteria for assessing the level of professionalverbal behaviour skills in the students sports universities were developed.
The methodology of forming professionalverbal behavior skills in Physical Education universities’ students lies in developing a grammar of Physical Educationteachers’professionalverbal behaviour. The developed method is implemented in three directions - diagnostical, formative and corrective. This method is aimed at students’practical mastering of skills of using verbal and non-verbal means of verbal behaviour in the framework of training sessions.
The experimental use of the developed technique allowed to increase the average indicators of the studied speech behaviour parameters: communicative speech skills, qualities of the voice, diction, skills of using the kinetic and gesture speech means.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессионально-речевая подготовка, речевое общение, вербальные и невербальные средства общения.
Keywords: communicative competence, professionalspeech training, verbal communication, verbal and nonverbal means of communication.
В современных социальных условиях остро встает проблема формирования речевой культуры каждого члена общества. Важность этой проблемы повышается в рамках профессиональной деятельности тех специалистов, которые пользуются речью как основным орудием труда. К таким лингвоинтенсивным специальностям относится профессия учителя (тренера, педагога) [5].
В педагогической деятельности речь преподавателя, учителя рассматривается не только как ведущее средство решения задач обучения, воспитания и развития учащихся, но и как образец, сознательно или
бессознательно усваиваемый, а значит, неизбежно копирующийся и распространяющийся [3]. Поэтому к речи преподавателя предъявляются как общекультурные, так и профессионально-педагогические требования. Педагог несёт социальную ответственность и за содержание, и за качество речи, и за её последствия [2]. Значение профессионально-речевой подготовки преподавателя физической культуры отмечают в своих работах О. Б. Завьялова (2000), А. И. Чучалина (2001), Г. В. Петрова (2003), В. Е. Гордиенко (2003) и др.
В деятельности преподавателя физической культуры (в отличие от преподавателей других учебных
дисциплин) иное соотношение вербальных и невербальных средств речевого поведения. Это связано с такими особенностями учебно-тренировочной деятельности как дефицит времени, отведённый на вербальное объяснение, связь слова с речедвигательной координацией, акустические особенности учебно-тренировочных помещений. Данные особенности требуют специфической профессионально-речевой подготовки специалиста в области физической культуры и спорта [5].
В традиционной системе высшего образования имеют место элементы речевой подготовки, однако они не рассматриваются целенаправленно. Более того, все больше из образовательного процесса исключается живая речь, которая заменяется письменным текстом [1]. Нет целостной концепции профессиональноречевой подготовки будущих преподавателей физической культуры, которая бы объединяла аспекты профессионально-речевого поведения.
Таким образом, проблемная ситуация состоит в необходимости создания таких условий профессионально-речевой подготовки будущего преподавателя физической культуры, которые позволят активизировать развитие и саморазвитие всех аспектов профес-
сионально-речевого поведения для максимально эффективной реализации их в учебно-тренировочной деятельности.
Анализ научно-методической литературы и проведённое теоретическое исследование позволили констатировать, что основным условием решения проблемы совершенствования профессионально-педагогического обучения является целенаправленное формирование коммуникативной компетентности, главной составляющей которой является речевое общение [5].
Профессионально-речевое общение представляет собой единство двух его сторон - речевой деятельности и речевого поведения. При этом речевое поведение является формой проявления речевого общения, а речевая деятельность - его содержанием. Отличие данных понятий состоит в том, что речевая деятельность учителя направлена на предметное информирование, а речевое поведение включает и передачу экспрессивной информации и поэтому связано с использованием вербальных и невербальных средств [6]. Анализ и обобщение соотношения речевой деятельности и речевого поведения в рамках речевого общения позволил нам разработать модель речевого общения (рис. 1).
Речевая деятельность (говорение, слушание, чтение, письмо) направлена на предметное информирование
Речевое поведение включает действия и поступки, выражаемые с помощью языка и невербальных средств
Вербальное поведение выполняет информационную и коммуникативную функции
I
і
і
Невербальное поведение выполняет осведомительную и регулятивную функции
Вербальные
Средства вербального и невербального поведения _____________і ▼_________________________________
Акустические
Проксемические
Кинетические
Рис. 1. Модель речевого общения
Для проверки гипотезы о возможности формирования умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурного вуза на основе предлагаемой модели была разработана соответствующая методика и проведён педагогический эксперимент по определению её эффективности [5].
Целью нашей методики явилось следующее: сформировать оптимальный уровень развития умений профессионально-речевого поведения студентов, что позволит повысить общую профессионально-речевую подготовленность будущих преподавателей физической культуры. Данная методика направлена на практическое овладение студентами умениями и навыками использования вербальных и невербальных средств
речевого поведения в рамках учебно-тренировочного занятия.
Разработанная методика предусматривает решение следующих задач: обеспечить знания студентов о специфике речевого поведения преподавателя физической культуры, актуализировать имеющиеся знания и умения студентов по использованию вербальных и невербальных средств речевого поведения, создать условия формирования основных умений профессионально-речевого поведения студентов, условия развития способности к анализу и самоанализу речевого поведения.
Методика формирования умений профессионально-речевого поведения имеет три основных направле-
ния: диагностирующее, формирующее и корректирующее. По данным направлениям осуществлялась работа на каждом практическом занятии [5].
Диагностирующая часть методики направлена, на то, чтобы с помощью тестовых заданий, наблюдений, анализа и самоанализа студенты могли определить и осознать свой уровень сформированности умений и навыков речевого поведения. При этом осознание своего уровня рассматривается как необходимый мотив к последующей деятельности по формированию данных умений, их дальнейшему совершенствованию.
Диагностирующая часть методики включала тестирование, анализ и самоанализ по следующим направлениям:
1. Определение сформированности коммуникативных качеств речи - правильность, точность, логичность, богатство, выразительность, доступность -с помощью тестовых заданий.
2. Определение коэффициента лексического богатства (Клб), коэффициента чистоты речи (Кчисто-ты), коэффициента правильности произнесения (Кпп) по результатам взаимонаблюдения и анализа выступлений студентов.
3. Определение сформированности умений использования вербальных и невербальных средств речевого поведения путём взаимонаблюдения и анализа с помощью карты качественных характеристик показателей профессионально-речевого поведения.
Формирующая часть методики направлена на создание условий для формирования умений и навыков профессионально-речевого поведения будущего преподавателя физической культуры. Реализация данной части методики осуществлялась в следующих направлениях:
1. Работа на семинарских занятиях в вузе включала выполнение разного рода практических упражнений, которые включают следующие группы упражнений:
- аналитические упражнения: вычленение из речевых высказываний (письменных текстов, видео- и аудио- фрагментов) механизма действия изучаемого явления, редактирование речевых высказываний, имеющие определённые огрехи, экспертная работа, рефлексия, составление индивидуальной карты сфор-мированности умений профессионально-речевого поведения;
- игры и упражнения, способствующие совершенствованию мыслительных и речевых способностей;
- тренировочные упражнения, совершенствующие способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения;
- ролевые и деловые игры, имитирующие реальные жизненные и профессионально-речевые ситуации, создание речевых высказываний в соответствии с определённой ситуацией и жанром;
- составление индивидуальной карты сформиро-ванности умений профессионально-речевого поведения.
2. Самостоятельная работа студентов направлена на отработку навыков умений использования вербальных и невербальных средств коммуникации с помощью тренировочных упражнений. Кроме этого, са-
мостоятельная работа студентов включала составление «творческой копилки», которая представляет собой работу по созданию своеобразного фонда речевого мастерства студента (тренировочные комплексы по развитию речевого дыхания, артикуляции, дикции; записи слов, значение, произнесение или формообразование которых, были неизвестны студенту; всевозможные пословицы, поговорки, высказывания известных писателей, поэтов, и пр., цитаты из произведений, прочитанных студентами).
Корректирующая часть методики включала, в основном, самостоятельную работу студентов. Она осуществлялась во время прохождения педагогической практики и заключалась в корректировке индивидуальной карты сформированности умений профессионально-речевого поведения. Данная переоценка и анализ своих профессионально-речевых умений и навыков осуществлялись в соответствии с новой речевой ситуацией, где студент выступает в роли учителя-профессионала, изменяются обстоятельства речевой ситуации, преобладающим типом дискурса становится дискурс урока физической культуры.
Педагогический эксперимент [5] включал два этапа.
На первом этапе он был направлен на осмысление студентами специфики речевого поведения преподавателя физической культуры, на развитие способности к анализу, самоанализу и саморазвитию профессионально-речевого поведения, на создание условий формирования умений и навыков использования вербальных и невербальных средств речевого поведения. Результатом данной работы являлось составление каждым студентом индивидуальной профессиональноречевой карты.
На втором этапе экспериментальная работа осуществлялась в рамках педагогической практики студентов в общеобразовательных школах и была направлена на создание условий для корректировки умений и навыков профессионально-речевой подготовки в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности.
Результаты педагогического эксперимента отражены на рисунке 1, который демонстрирует изменения (до и после эксперимента) общего профессионально-речевого профиля студентов экспериментальной и контрольной групп 3 курса СибГУФК. Студенты экспериментальной группы показали статистически достоверные различия (Р < 0,001) в сдвигах средних показателей проявления изучаемых параметров (коммуникативных качеств речи, качеств голоса, дикции, умений использования кинетических и про-ксемических средств речевого поведения) речевого поведения.
В контрольной группе произошли достоверные сдвиги в сформированности некоторых исследуемых параметров (правильность использования гимнастической терминологии, доступность речи, громкость голоса, умения пространственной организации общения и умения использования средств пантомимики -Р < 0,05). Данные результаты доказывают эффективность разработанной методики формирования умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурных вузов [5].
Ю
И
о
к
а
о
С
о
Условные обозначения:
♦ ЭГ до эксперимента
Показатели профессионально-речевого поведения
ЭГ после эксперимента
Рис. 1. Речевой профиль студентов экспериментальной и контрольной групп 3 курса СибГУФК. Показатели профессионально-речевого поведения: 1 - правильность (орфоэпия), 2 - правильность (грамматика), 3 - правильность терминологии, 4 - богатство речи, 5 - точность речи, 6 - доступность речи, 7
- выразительность речи, 8 - логиичность речи, 9 - громкость голоса, 10 - помехоустойчивость голоса, 11
- выносливость голоса, 12 - адаптивность голоса, 13 - дикция, 14 - проявления пантомимики, 15 - жестикуляция, 16 - проявления мимики, 17 - использование проксемических средств
Итак, проведённое исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Профессионально-речевую подготовку будущих специалистов необходимо осуществлять в единстве двух сторон речевого общения: речевой деятельности и речевого поведения. Особенности речи преподавателя физической культуры (лаконичность, чёткость, однозначность, доступность, активное использование невербальных средств) доказывают, что в учебно-тренировочной деятельности большее значение (по сравнению с учителями других учебных предметов) имеет речевое поведение, которое реализуется в умениях и навыках использования вербальных и невербальных средств.
2. Основными показателями сформированности умений профессионально-речевого поведения являются: коммуникативные качества речи (правильность использования литературного и специального языка, точность, логичность, выразительнось, богатство,
чистота и доступность речи), качества педагогического голоса (диапазон громкости, выносливость, адаптивность, помехоустойчивость), качество дикции, правильность использования мимики, жестов, пантомимики, качество пространственной организации общения.
3. Разработанная методика позволяет на основе составления индивидуальных профессиональноречевых профилей определять индивидуальную программу развития и коррекции умений использования вербальных, акустических, кинетических и проксеми-ческих средств речевого поведения в профессиональной деятельности [4]. Включение в процесс профессионально-педагогической подготовки студентов физкультурного вуза предлагаемой методики способствует качественному и количественному улучшению показателей: умений использования всех средств речевого поведения в реальных ситуациях учебно-тренировочной деятельности.
Литература
1. Гордиенко, В. Е. Формирование культуры речи у будущих специалистов в области физической культуры и спорта на этапе довузовской подготовки: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Е. Гордиенко. - М., 2003. - 23 с.
2. Завьялова, О. Б. Формирование профессионального речевого имиджа будущего тренера по борьбе: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / О. Б. Завьялова. - Красноярск, 2000. - 23 с.
3. Львов, М. Р. Основы теории речи: учебное пособие для студентов вузов / М. Р. Львов. - М., 2000. - 248 с.
4. Чусовитина, О. М. Профессионально-речевая подготовка специалистов физической культуры и спорта / О. М. Чусовитина // V Международный конгресс «Человек, спорт, здоровье» 21 - 23 апреля 2011 г., Санкт-Петербург, Россия: материалы конгресса; под ред. В. А. Таймазова. - СПб.: Олимп-СПб, 2011. - С. 137 - 138.
5. Чусовитина, О. М. Формирование умений профессионально-речевого поведения студентов физкультурного вуза: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук I О. М. Чусовитина. - Омск, 2004. - 24 с.
6. Чучалина, А. И. Профессионально-речевая подготовка специалистов физической культуры и спорта: монография I А. И. Чучалина, О. М. Чусовитина, Н. М. Костихина. - Омск, 2006. - 136 с.
Информация об авторе:
Чусовитина Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, 8-908-118-99-28, [email protected].
Olga М. Chusovitina - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Pedagogics, Siberian State University of Physical Education and Sports.
Статья поступила в редколлегию 23.12.2013 г.