Научная статья на тему 'Технология формирования гностической компетентности у студентов физкультурного вуза'

Технология формирования гностической компетентности у студентов физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ ГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА / TECHNOLOGY OF GNOSTIC COMPETENCE` FORMATION / ESSENCE OF GNOSTIC COMPETENCE / STUDENTS OF PHYSICAL TRAINING UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раянова Юлия Юрьевна

В статье раскрываются сущность гностической компетентности и пути ее формирования у студентов физкультурных вузов, указывается на значимость учета когнитивно-стилевых особенностей и социально-перцептивных качеств в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре и спорту. Материал данной работы может использоваться в процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раянова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of student's gnostic competence formation in Physical Training University

The article goes into the problem of gnostic essence of competence and ways of its formation at students in physical culture University; significance of account of the cognitive-style features and social-perceptual qualities during the professional preparation process of future teachers of physical training and sports has been indicated. The materials may be used in the process of teaching the psychology and pedagogics disciplines in Physical Culture University.

Текст научной работы на тему «Технология формирования гностической компетентности у студентов физкультурного вуза»

пособие I Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2010. - 458 с.

8. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие I Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.

9. Ткачук, М.Г. Исследование влияния спорта на здоровье и качество жизни женщин спортсменок I М.Г. Ткачук, Е. А. Олейник II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 78-86.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.01

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Юлия Юрьевна Раянова, старший преподаватель,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

Омск

Аннотация

В статье раскрываются сущность гностической компетентности и пути ее формирования у студентов физкультурных вузов, указывается на значимость учета когнитивно-стилевых особенностей и социально-перцептивных качеств в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре и спорту. Материал данной работы может использоваться в процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурных вузах.

Ключевые слова: сущность гностической компетентности, технология формирования гностической компетентности, студенты физкультурного вуза.

TECHNOLOGY OF STUDENT’S GNOSTIC COMPETENCE FORMATION IN PHYSICAL TRAINING UNIVERSITY

Julia Jurjevna Rayanova, the senior lecturer,

Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk

Annotation

The article goes into the problem of gnostic essence of competence and ways of its formation at students in physical culture University; significance of account of the cognitive-style features and social-perceptual qualities during the professional preparation process of future teachers of physical training and sports has been indicated. The materials may be used in the process of teaching the psychology and pedagogics disciplines in Physical Culture University.

Keywords: essence of gnostic competence, technology of gnostic competence' formation, students of Physical Training University.

ВВЕДЕНИЕ

В современной высшей школе основное внимание уделяется предметным знаниям, в то время как причины ошибок при решении профессиональных задач, особенно на этапе адаптации к профессиональной деятельности, связаны с низким уровнем гностического компонента [1-6].

В исследованиях [3,6] выделяется гностический компонент как профессионально важный, заключающийся в добывании и систематизации новых знаний, необходимых педагогу. Полифункциональная направленность гностического компонента позволяет говорить о зависимости педагогической деятельности от качества ее сформированности у будущих педагогов.

Нами была высказана гипотеза, которая заключается в предположении, что определение сущности гностической компетентности, ее компонентов и критериев сформи-рованности в учебной деятельности, позволит разработать технологию ее формирования с учетом когнитивно-стилевых особенностей и социально-перцептивных качеств студен-

тов физкультурных вузов, что повысит уровень развития гностической компетентности будущих педагогов по физической культуре и спорту.

Гипотеза проверяется результатом проводимого нами психолого-педагогического эксперимента.

ТЕХНОЛОГИЯ

Цель эксперимента - подтверждение гипотезы и проверка эффективности разработанной технологии формирования гностической компетентности студентов физкультурного вуза в процессе профессиональной подготовки. Суть эксперимента состояла в применении в процессе обучения студентов экспериментальной группы комплекса специально отобранных современных методов педагогического воздействия на когнитивную, личностную, деятельностную сферы. В ходе педагогического эксперимента в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин и прохождения педагогической практики создавались условия для формирования гностической компетентности через освоение стадий подготовки, осознания, коррекции и действия, которые помогли вызвать новые формы поведения и закреплялись сначала в условиях учебного процесса, а затем в реальных ситуациях профессиональной деятельности.

Разработанная технология формирования гностической компетентности реализовалась в несколько этапов: диагностико-мотивирующий, формирующий, оценочно-корректирующий и контрольно-аналитический.

Диагностико-мотивирующий этап позволяет определить уровень развития гностической компетентности с учетом когнитивно-стилевых особенностей, социальноперцептивных качеств студентов.

Формирующий этап включал теоретическую, практическую, рефлексивную части. Теоретическая часть предполагала активное использование методов и приемов организации интеллектуального труда. Практическая часть реализовывалась путем использования методов модерации, кейсов-анализа педагогических ситуаций, проектов, которые направлены на развитие когнитивных компетенций (способность ставить познавательные задачи, выделять главное, анализировать и др.), социально - перцептивных качеств личности (взаимопонимания, взаимопознания и взаимовлияния); совершенствование деятельностных компетенций (способов представления опыта, конструктивных приемов коррекции недостатков деятельности, развитию социальной креативности). Рефлексивная часть включает индивидуальную и групповую рефлексию на эмоциональном и интеллектуальном уровне; обсуждение результатов применения гностических приемов студентами в учебном процессе и заполнение индивидуальных карт компетентности.

Оценочно-корректирующий этап выполнял функцию «обратной связи», позволил обеспечить получение информации по текущим изменениям процесса формирования гностической компетентности.

Контрольно-аналитический этап направлен на выявление динамики уровня сфор-мированности гностической компетентности и предполагала проведение контрольных диагностических процедур в контрольной и экспериментальной группе.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Эксперимент проводился с применением рандомизации экспериментальной и контрольной групп с предварительным и итоговым психологическим тестированием по предложенной автором программе. В контрольной группе занятия проводились с применением традиционных форм и методов, а в экспериментальной - по разработанной исследователем технологии. При этом фиксировались показатели до и после опытной работы, характеризующие эффективность технологии. В процессе проведения констатирующего эксперимента сравнению по 1 - критерию Стьюдента подвергались студенты идентичных контрольной и экспериментальной групп. После проведения формирующего экс-

перимента для выявления достоверности в контрольной и экспериментальной выборке, использовались общепринятые методы математической обработки. Общая оценка достоверности различий показателей определялась по критерию Фишера (ф)- между процентными долями двух выборок, также были вычислены - средние арифметические значения, х - среднее квадратическое отклонение; Ро - достоверность различий средних арифметических, ге-коэффициент корреляции Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как мы уже отмечали, эксперимент проводился с применением рандомизации экспериментальной и контрольной групп предварительным и итоговым психологическим тестированием. Конечными результатами психолого-педагогического эксперимента стали изменения когнитивно-стилевых особенностей, социально-перцептивных качеств студентов, являющиеся показателями гностической компетентности.

Таблица

Оценка сформированности гностической компетентности у студентов 3 курса Сиб-ГУФК в процессе прохождения педагогической практики в экспериментальной и

контрольной группе, %

Уровни Группы До эксперимента После эксперимента Темпы прироста Р

Высокии КГ 37 44 17 >0,05

ЭГ 43 59 31 <0,05

Среднии КГ 42 31 30 >0,05

ЭГ 47 27 54 <0,05

Низкий КГ 21 25 17 >0,05

ЭГ 10 14 33 <0,05

Из таблицы следует, что после педагогической практики на статистически достоверном уровне в экспериментальной группе произошел прирост по всем уровням гностической компетентности. У студентов экспериментальной группы после эксперимента на высоком уровне проявились такие показатели гностической компетентности, как устойчивый интерес к пополнению и переносу знаний в новые условия, способность анализировать, выраженность полинезависимого стиля при решении педагогических задач, творческая активность, способность к анализу и взаимопознанию. В то же время некоторые студенты экспериментальной группы, столкнувшись с реальной ситуацией педагогического процесса, показали снижение результатов по таким показателям, как готовность к переносу теоретических знаний, низкая мотивация к педагогической деятельности, что невозможно предусмотреть и заранее проверить в ситуации учебного процесса.

ВЫВОДЫ

В исследовании развития гностической компетентности студентов физкультурного вуза мы использовали психолого-педагогический эксперимент. Его результаты указывают на эффективность предложенной нами технологии формирования гностической компетентности и убеждают в целесообразности применения для процесса профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности в физкультурном вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ершова, Н. Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональноличностного развития студентов в вузе физической культуры: теоретический аспект : монография / Н.Г. Ершова. - Великие Луки : [б.и.], 2004. - 221 с.

2. Комаровская, Л. В. О профессионализме педагогической деятельности преподавателей вуза: к проблеме качества образовательного процесса // Интеграция учебного процесса и фундаментальных исследований в университетах: инновационные стратегии и

технологии : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Томск, 2000. - Т. 2. - С. 141-14б.

3. Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности I Н. В. Кузьмина, А. Л. Реан. - СПб., Рыбинск : Изд.-во Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи. - Рыбинск, 1993. - 54 с.

4. Медведева, Е. Н. Педагогическое мастерство специалиста по физической культуре и современные подходы к технологии его формирования : монография I Е. Н. Медведева. - Великие Луки : [б.и.], 2007. - 279 с.

5. Титорова, О. Н. Анализ трудностей, возникающих у студентов физкультурного вуза в процессе прохождения педагогической практики II Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 8б-88.

6. Хазова, С. А. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту как показатель их конкурентоспособности II Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 1. - С. 50-53.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ

Николай Николаевич Северин, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Евгений Владимирович Дамаев, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

В статье представлены материалы исследований авторов но обоснованию педагогической технологии формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России. Авторы, при организации педагогического эксперимента учитывали, что профессионал в сфере пожарной безопасности - это человек в целом. Поэтому при разработке технологии и рассмотрении профессионализма, следует учитывать все уровни развития специалиста пожарной безопасности: индивидуальный; уровень личности; субъектный и уровень индивидуальности. Изучение профессионализма у специалиста пожарной безопасности следует начинать с анализа свойств и характеристик профессионала, обеспечивающих высокие показатели его профессиональной деятельности. В статье представлены экспериментальные данные, подтверждающие высокую эффективность разработанной педагогической технологии формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России.

Ключевые слова: профессионализм; сотрудники ГПС МЧС России; педагогическая технология; компоненты профессионализма.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF PROFESSIONALISM AT EMPLOYEES OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

Nikolay Nikolaevich Severin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod Shukhov State Technology University,

Evgenie Vladimirovich Damaev, the competitor,

St.-Petersburg University of State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia

Annotation

The article presents the materials of author’s researches on substantiation of pedagogical technology of formation of professionalism among the employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Authors, at the organization of pedagogical experiment considered that the professional in sphere of fire safety is a person as a whole. Therefore, by working out the technology and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.