Научная статья на тему 'Формирование гностической компетентности на основе изучения когнитивных стилей студентов физкультурного вуза'

Формирование гностической компетентности на основе изучения когнитивных стилей студентов физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ / СТУДЕНТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА / GNOSTIC COMPETENCE / COGNITIVE STYLES / STUDENTS OF SPORTS HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раянова Юлия Юрьевна

В статье раскрывается актуальность формирования гностической компетентности, указывается на значимость когнитивных стилей в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза. Материал данной работы может использоваться в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раянова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Gnostic competence on the basis of studying cognitive styles of students of sports high school

The article discusses formation of Gnostic competence; it underlines the importance of studying cognitive styles during vocational training of students in sports high school. The material of the given work can be used during studying disciplines of pedagogical cycle in sports high schools.

Текст научной работы на тему «Формирование гностической компетентности на основе изучения когнитивных стилей студентов физкультурного вуза»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

спортсменов игровых видов спорта (баскетбол, футбол, волейбол, хоккей, ручной мяч и др.).

Библиографический список

1. Гирьятович, Е. Г. Формирование основ тактического мышления у баскетболисток 11 — 13 лет на этапе начальной специализации : дис. ... канд. пед. наук / Е. Г. Гирьятович. — Омск, 2007. — 158 с.

2. Девяткина, Е. Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Девяткина. — Омск, 2005. — 130 с.

3. Корягин, В. М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов : дис. . д-ра пед. наук в виде научного доклада / В. М. Корягин. — М., 1994. — 102 с.

4. Родионов, А. В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности оперативной деятельности в спорте : дис. . д-ра пед. наук / А. В. Родионов. — М. : ГЦОЛИФК, 1990. — 337 с.

5. Красникова, О. С. Формирование игровой коммуникации в условиях неопределенности ситуаций у юных баскетболисток : дис. .канд. пед. наук / О. С.Красникова. — Сургут, 2005. — 166 с.

6. Бабушкин, Г. Д. Проявление рефлексии в спортивноигровом взаимодействии и противоборстве / Г. Д. Бабушкин,

Р. Э. Салахов // Материалы 3-й Межрегион. науч. конф. по футболу. — Омск : СибГУФК, 2008. — С. 99— 104.

7. Науменко, Е. А. Ориентиры интуитивности / Е. А. Науменко. — Тюмень : Изд-во «Вектор Бук», 2000. — 184 с.

8. Большая книга тестов / Состав. С. А. Касьянов. — М. : Олма-Пресс, 2000. — 510 с.

9. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук [и др.]. — М. : Просвещение, 1984. — 190 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

CАЛАХОВ Радик Эльмасович, тренер ДЮСШ, аспирант кафедры «Теория физического воспитания» Тобольской государственной социально-педагогической академии.

Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Статья поступила в редакцию 24.12.2009 г.

© Г. Д. Бабушкин, Р. Э. Салахов

УДК 37.02+796.01 Ю. Ю. РАЯНОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ФОРМИРОВАНИЕ

ГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

В статье раскрывается актуальность формирования гностической компетентности, указывается на значимость когнитивных стилей в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза. Материал данной работы может использоваться в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурных вузах. Ключевые слова: гностическая компетентность, когнитивные стили, студенты физкультурного вуза.

Модернизация системы профессионального образования объективно требует приведения его в соответствие с реальными запросами. Современный педагог характеризуется способностью выйти за пределы повседневной педагогической практики, осознанием своего участия и ответственности за все, что происходит с ним и его воспитанниками. Педагог должен способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменять ради их достижения самого себя. Все это говорит о необходимости реформирования процесса профессиональной подготовки специалистов.

Согласно Концепции модернизации российского образования, основным направлением современной образовательной парадигмы, в том числе в сфере физической культуры и спорта, является подготовка

компетентного специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи [1, 2].

Смена образовательных приоритетов и современные требования к профессионально-педагогическому образованию обязывают рассматривать гностическую компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта как базовую компетентность в педагогической деятельности, которая обеспечивает высокую осознанность выполняемой деятельности и самостоятельное овладение профессиональным мастерством [3, 4, 5].

Состояние проблемы указывает на недостаточность научных разработок, касающихся определения понятия, содержания и методики формирования гностической компетентности студентов физкультурного вуза.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки в физкультурном вузе.

Результаты диагностики когнитивных стилей

Г руппы Э кспериментальная Контрольная Р<0,05

Уровни

Полизависимый 71% 74% 0, 23

Полинезависимый 29% 26%

Предмет исследования: формирование гностической компетентности у студентов физкультурного вуза.

Цель исследования — разработать и обосновать методику формирования гностической компетентности студентов физкультурного вуза с учетом индивидуального когнитивного стиля и профессионально-личностных особенностей.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что выявление компонентов гностической компетентности студентов физкультурного вуза позволит разработать методику ее формирования на основе когнитивных стилей, что обеспечит повышение уровня профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть состояние проблемы формирования гностической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта.

2. Определить понятие и компоненты гностической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта.

3. Выявить сформированность когнитивных стилей как основу гностической компетентности у студентов физкультурного вуза.

Методы исследования: теоретический анализ литературы; психологическое тестирование; методы математической обработки результатов.

Организация исследования.

Для целенаправленного формирования гностической компетентности были изучены профессионально-личностные свойства, такие как профессионально-педагогическая и учебная мотивация, адаптивность, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность, креативность, ригидность [6, 7, 8].

Обследовано 96 студентов 3-го курса разной спортивной специализации Сибирского государственного университета физической культуры. Диагностический блок представлен следующими психодиагностическими методиками: оценки когнитивных стилей — «Фигуры Готтшальдта», исследования ригидности (А. В. Батаршев), адаптивности, созданную А. Г. Маклаковым и С. В.Чермяниным, самооценки профессионально-педагогической мотивации (адаптирована Н. П.Фетискиным), социальной креативности личности (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов).

Результаты исследования.

В процессе исследования были выявлены когнитивные стили. Данные показывают, что у 71 % студентов экспериментальной группы и 74 % студентов контрольной группы преобладает полизависимый когнитивный стиль. Студенты данного стиля принимают решения с ориентацией на внешние ориентиры, их восприятие синтетично, т.е. качества объекта воспринимают одновременно с ним, а не самостоятельно. Всего у 29 % студентов экспериментальной группы и

26 % — контрольной был выявлен полинезависимый когнитивный стиль. Студенты данного стиля принимают решения, опираясь на собственный опыт и знания, их восприятие качеств объекта самостоятельно. Как показывают данные таблицы, различий в когнитивных стилях в экспериментальной и контрольных группах, не проявилось (табл. 1).

Сопоставление когнитивных стилей с профессионально-личностными особенностями свидетельствуют о том, что у студентов с полинезависимым когнитивным стилем ярко выражены коммуникативные способности и высокий уровень проявления адаптивности в процессе взаимодействия, высокий уровень креативности.

Студенты данного стиля менее ригидны, психически устойчивы, с высокими профессиональными потребностями. Также у них выявлен высокий уровень развития когнитивных умений: анализировать, выделять содержание, видеть противоречия и проблемы. Наряду с этим выявились определенные проблемы по таким профессионально и личностно значимым параметрам, как ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения и средний функциональный интерес.

У студентов с полизависимым когнитивным стилем выявлены более низкие показатели по креативности, адаптивным способностям, профессиональной потребности и функциональному интересу. Среди когнитивных умений наиболее выраженными являются умение слушать и получать удовлетворение от познания, наименее выражены — умение ставить и разрешать познавательные задачи, способность к анализу.

Таким образом, знание когнитивных стилей и профессионально-личностных особенностей студентов физкультурного вуза позволило разработать методику формирования гностической компетентности.

Библиографический список

1. Лубышева, Л. И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту / Л. И. Лубышева, В. А. Магин // Теория и практика физ. культуры. — 2003. — № 12. — С. 22.

2. Бальсевич, В. К. Непрерывное физкультурное образование / В. К Бальсевич, И. И Попов, Н.И Санникова // Теория и практика физической культуры. — 2004. — №12. — С. 10—13.

3. Магин, В. А. Модель системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий / В. А. Магин // Теория и практика физ. культуры. — 2006. — №4. — С. 15.

4. Лобачев, В. В. Формирование деятельностных компетенций будущего учителя физической культуры в контексте квази-профессиональной технологии обучения / В. В. Лобачев / / Теория и практика физ. культуры. — 2007. — №6. — С. 15.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

5. Фазлеев, Н. Ш. Профессиональное образование по физической культуре и спорту / Н. Ш. Фазлеев // Теория и практика физ. культуры. — 2007. — №12. — С. 16.

6. Гогунов, Е. Н. Содержание психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта / Е. Н. Гогунов // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2005. — № 6. - С. 15-20.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 12.

8. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода: дайджест / В. Байденко // Психология обучения. — 2005. — № 10. — С. 5 — 7.

РАЯНОВА Юлия Юрьевна, старший преподаватель кафедры педагогики.

Адрес для переписки: e-mail: bachinina@list.ru

Статья поступила в редакцию 09.12.2009 г.

© Ю. Ю. Раянова

УДК 796 : 37. 02 и. А. КУТЬМИНА

Лицей № 66, г. Омск

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ МЕТОДИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ

В статье обосновывается преимущество блочно-модульной методики, её обусловленность требованиями, предъявляемыми государством и обществом к физкультурному образованию на современном этапе его модернизации.

Блочно-модульная методика формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7-9 классов может быть использована в образовательных учреждениях разного типа и вида, а также для повышения уровня профессиональной компетентности учителей физической культуры.

Ключевые слова: современная школа, физическая культура, блочно-модульная методика, обучающиеся, инновационные технологии, ценности и смыслы.

Одним из основных направлений развития общего образования России на современном этапе его модернизации является формирование мотивации здорового образа жизни школьников. Показателем личного успеха каждого из них можно рассматривать здоровье [1, 2].

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья обучающегося, является поддержание его оптимальной физической активности в течение всей жизни. Основной упор направлен на формирование у обучающегося ценностей и смыслов физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для привлечения обучающегося к физической культуре и спорту, а также осуществлению физкультурных мероприятий во время учебных занятий и во внеурочное время. Когда у обучающегося появится привычка к занятиям физической культурой и спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что обучающиеся проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги [2, 3].

Основными задачами физкультурного образования школьников являются:

— найти возможность раскрыть способности каждого обучающегося, подготовиться к жизни;

— сформировать профессиональную и социальнокомпетентную личность, имеющую устойчивые интересы и положительное эмоционально-ценностное отношение к физкультурному образованию [4];

— сформировать готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в сфере физической культуры, опираясь на собственный опыт;

— формировать у обучающихся ценности и смыслы в области физической культуры к собственному здоровью и физической подготовленности.

Решение этих задач возможно за счет новых подходов в системе физкультурного образования. В настоящий момент нет современного метода, который позволит решить эти задачи.

Несмотря на предъявляемые требования современной российской образовательной системы в сфере физической культуры, механизмы реализации требований государства в данном аспекте пока не разработаны.

На наш взгляд, отсутствие инновационных технологий формирования ценностей и смыслов физической культуры у обучающихся в школе, вызваны следующими причинами:

— консервативными взглядами большинства учителей физической культуры на образовательный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.