Научная статья на тему 'Влияние развития интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств юных баскетболистов'

Влияние развития интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств юных баскетболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТУИТИВНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / REFLECTION / INTELLIGENCE / INTUITION / THINKING / MEMORY / ATTENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабушкин Геннадий Дмитриевич, Салахов Радик Эльмасович

В статье впервые приводятся результаты педагогического эксперимента по обучению юных баскетболистов рефлексивному мышлению, в процессе которого показано положительное влияние развития интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of psychological qualities on development of technical skills of young sportsmen

In the article the results of pedagogical experiment on training of young sportsmen to reflection thinking are obtained. The positive influence of intellectual and psychological qualities on development of technical skills is shown.

Текст научной работы на тему «Влияние развития интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств юных баскетболистов»

УДК 796.08

Г. Д. БАБУШКИН Ц Р. Э. САЛАХОВ Ь-

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Тобольская государственная социально-педагогическая академия

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОТЕХНИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ________________________________________

В статье впервые приводятся результаты педагогического эксперимента по обучению юных баскетболистов рефлексивному мышлению, в процессе которого показано положительное влияние развития интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств.

Ключевые слова: рефлексивность, интеллект, интуитивность, мышление, память, внимание.

Актуальность. Совершенствование технико-тактической подготовки баскетболистов представляется одной из актуальных проблем теории и методики спортивной тренировки. При этом важное значение уделяется тактическому мышлению, под которым понимается целесообразное ведение соревновательной борьбы как отдельным спортсменом, так и командой. В этой связи развитие и совершенствование тактического мышления является главной задачей тактической подготовки спортсменов [1, 2, 3, 4, 5 и др.] В представленных и других работах, посвященных формированию тактического мышления, не уделено внимания развитию рефлексивного мышления, лежащего в основе организации игрового взаимодействия с партнерами и противоборстве с соперником.

Тактические действия в баскетболе имеют существенное отличие от других видов спорта и представляют собой комплексную деятельность спортсмена, требующую проявления перцептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, а также знаний и практических (тактических) умений. В структуру тактического действия входят три составляющие: 1) восприятие соревновательной ситуации. На этой стадии проявляются перцептивные способности. Большое значение имеет внимание (интенсивность и устойчивость); 2) умственное решение тактической задачи (нахождение правильного решения). На основе восприятия ситуации спортсмен в сжатой форме оценивает ее и принимает решение. На этой стадии основную роль играет мышление (оперативное) в совокупности с оперативной памятью и творческим воображением; 3) психомоторная реализация принятого решения. На этой стадии значимы психомоторные способности — сенсомоторная координация, быстрота и точность действий.

Тактическое мастерство баскетболиста заключается в умении быстро и правильно ориентироваться

в игровых ситуациях, в максимально короткое время анализировать создавшуюся ситуацию и выбирать верное ее решение.

Отличительной особенностью баскетбола является высокая значимость качеств двух групп: интеллектуально-психологических и операционально-технических. Из группы интеллектуально-психологических качеств мы в своем исследовании изучали: рефлексивность, интуитивность, интеллект, тактическое мышление. Из группы операционально-технических качеств мы изучали распределение и переключение внимания, кратковременную и оперативную память.

Г ипотеза исследования. При проведении педагогического эксперимента по обучению баскетболистов рефлексивному мышлению мы предполагали, что повышение уровня развития интеллектуально-психологических качеств будет оказывать влияние на развитие у юных баскетболистов профессионально важных для баскетбола операционально-технических способностей.

Методика и организация исследования. Исследование проходило в условиях педагогического эксперимента, целью которого было выявить эффективность методики обучения баскетболистов рефлексивному мышлению и проверить влияние развития интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств. В исследовании приняло участие две группы баскетболистов: контрольная и экспериментальная, по 12 человек — учащиеся ДЮСШ «Югория» и «Аверса» г. Сургута. У баскетболистов был выявлен уровень развития интеллектуально-психологических качеств: рефлексивности по методике Г. Д. Бабушкина, Р. Э. Салахова [6], интуитивности по методики Е. А. Науменко [7], интеллект по методике Г. Айзенка [8], тактическое мышление по методике Е. Ю. Девяткиной [2]. Распре-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

Таблица 1

Динамика формирования интеллектуально-психологических качеств баскетболистов экспериментальной группы в процессе эксперимента (х ±ст)

Интеллектуально-психологические качества Этапы эксперимента Р между

начало промежуточный окончание

1. Рефлексивность (баллы) 2.Психологическая компетентность (баллы) 3. Интуитивность (баллы) 4. Зрительно-пространственная ориентировка (баллы) 5.Тактическое мышление (баллы) 81,0 ± 7,6 10,2 ± 0,8 43.4 ± 4,2 95.4 ± 9,0 4,9 ± 0,4 89.2 ± 8,1 14,4 ± 1,3 44.3 ± 4,2 114,2± 13,2 7,6± 0,7 92,5± 9,1 16,2 ±1,5 46,3± 4,4 116,2± 14,2 8,3± 0,9 1и2< 0,05 1и3< 0,01 1и2< 0,05 1и3< 0,01 1и2> 0,05 1и3< 0,05 1и2< 0,01 1и3< 0,01 1и2< 0,01 1и3< 0,001

Таблица 2

Динамика формирования операционально-технических качеств баскетболистов экспериментальной группы в процессе эксперимента (х ±ст)

Операционально-технические качества Этапы эксперимента Р между

начало промежуточный окончание

1. Оперативная память (кол-во ответов) 2. Кратковременная память (кол-во ответов) 3. Распределение внимания (баллы) 4. Переключение внимания (коэффициент) 23,8 ±2,1 16± 1,5 7 ±0,8 0,52 ±0,03 28,7± 2,6 18,6± 1,7 7,8 ±0,85 0,23± 0,02 29,4 ±3,1 20,1 ±1,9 8,7 ±0,9 0,21 ± 0,02 1и2< 0,01 1и3< 0,01 1и2< 0,05 1и3< 0,01 1и2< 0,05 1и3< 0,05 1и2< 0,05 1и3< 0,05

деление и переключение внимания, оперативная и кратковременная память по методикам, представленным в литературе [9].

Контрольная группа занималась по общепринятой методике. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике обучения рефлексивному мышлению. Методика обучения рефлексивному мышлению включала: теоретическое обучение тактическим действиям; решение интеллектуальных задач и проблемных ситуаций, характерных для баскетбола; подвижных командные игры; выполнение специальных упражнений, характерных для баскетбола. Педагогический эксперимент продолжался в течение 12 месяцев. Тестирование проводилось три раза: в начале эксперимента; 2) через 6 месяцев занятий; 3) в конце эксперимента.

В качестве контрольных показателей, по которым мы судили об эффективности методики, служили:

1) операционально-технические характеристики личности: оперативная память, кратковременная память, распределение внимания, переключение внимания;

2) интеллектуально-психологические качества личности: зрительно-пространственная ориентировка, тактическое мышление, рефлексивность, интуитивность, психологическая компетентность.

Результаты исследования и обсуждение. Динамика формирования интеллектуально-психологических и операционально-технических качеств личности представлена в табл. 1 и 2.

Анализ результатов экспериментальной группы показал следующее. На промежуточном этапе эксперимента были отмечены высокие темпы прироста в следующих интеллектуально-психологических качествах спортсменов: рефлексивности, психологической компетентности, зрительно-пространственной ориентировке (интеллект по Айзенку), тактического

мышления. На заключительном этапе (окончание эксперимента) все регистрируемые показатели были значительно выше, чем вначале эксперимента. Показано параллельное развитие регистрируемых интеллектуально-психологических качеств, взаимосвязанных между собой. Отмечено также развитие операционально-технических качеств личности: переключение и распределение внимания, оперативной и кратковременной памяти. Использование психотехнических игр и физических упражнений способствовало развитию свойств внимания и памяти.

Анализ результатов контрольной группы показал следующее. На промежуточном этапе эксперимента не выявлено достоверных изменений в регистрируемых показателях (кроме психологической компетентности). К окончанию эксперимента выявлено: развитие следующих интеллектуально-психологических качеств — психологической компетентности и тактического мышления; развитие операциональнотехнических характеристик — оперативной и кратковременной памяти и распределения внимания. На данном этапе возрастного развития юных баскетболистов идет активное накопление психологических знаний и развитие внимания и памяти. Этому способствовало выполнение на занятиях упражнений, рекомендованных учебной программой для ДЮСШ. Однако темпы прироста выявленных показателей намного ниже, чем в экспериментальной группе.

Для решения второй задачи был проведен дисперсионный анализ с вычислением коэффициента Фишера. В контрольной группе не выявлено достоверных изменений в развитии рефлексивности и интуиции. Для их развития необходимо выполнение специально подобранных упражнений, которые были использованы в работе со спортсменами экспериментальной группы.

Таблица 3

Влияние интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств у юных баскетболистов экспериментальной группы

до педагогического эксперимента

Качества Коэффициент Фишера Оперативная память Кратковременная память Распределение внимания Переключение внимания

Брас 2,1 1,8 2,2 1,5

Рефлексивность Бкр 2,4 2,4 2,4 2,4

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Брас 1,8 2,0 2,0 1,8

Интуитивность Бкр 2,4 2,4 2,4 2,4

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Брас 2,4 2,5 2,6 2,9

Интеллект Бкр 2,4 2,4 2,4 2,4

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Тактическое мышление с р 2,2 2,4 >0,05 2.3 2.4 >0,05 2,0 2,4 >0,05 1.4 2.4 >0,05

Примечание: Брас — вычисленный коэффициент Фишера;

Бкр — критическое значение коэффициента, выше которого обнаруживается влияние изучаемого фактора.

Таблица 4

Влияние интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств у юных баскетболистов экспериментальной группы

после эксперимента

Качества Коэффициент Фишера Оперативная память Кратковременная память Распределение внимания Переключение внимания

Рефлексивность Брас 3,7 4,4 4,8 4,1

Бкр 3,6 2,4 2,4 2,4

Р <0,01 <0,01 <0,01 <0,01

Интуитивность Брас 2,4 2,2 2,1 2,5

Бкр 2,4 2,4 2,4 2,4

Р <0,05 >0,05 >0,05 <0,05

Интеллект Брас 2,8 2,9 2,6 2,9

Бкр 2,4 2,4 2,4 2.4

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Тактическое мышление Брас Бкр Р 3,8 3,6 <0,01 4,2 3,6 <0,01 5,0 3,6 <0,01 4,8 3,6 <0,01

До начала педагогического эксперимента (табл. 3) в экспериментальной и контрольной группах не выявлено достоверного влияния интеллектуальнопсихологических качеств на развитие операционально-технических качеств юных баскетболистов. Оказалось, что только интеллект, выявленный по зрительно-пространственной ориентировке Г. Айзенка, оказывает влияние на развитие памяти (кратковременной и оперативной) и свойств внимания (распределение и переключение).

По окончании педагогического эксперимента в экспериментальной группе выявлено достоверное влияние интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств юных баскетболистов. При этом следует отметить. Сила влияния одних качеств осталась прежней, а других — существенно повысилась. Так, сила влияния интеллекта в силу своего незначительного повышения осталась на прежнем уровне (табл. 4). Аналогичная особенность отмечается и при анализе влияния интуиции на развитие операционально-технических качеств.

Обучение юных баскетболистов рефлексивному мышлению с использованием специально подобранных упражнений способствовало интенсивному развитию качества рефлексивности и тактического мышления, что, в свою очередь, вызвало интенсивное развитие профессионально важных для баскетбола

операционально-технических качеств: кратковременной и оперативной памяти, распределения и переключения внимания.

Таким образом, развитие интеллектуально-психологических качеств оказывает существенное влияние на развитие профессионально важных для баскетбола операционально-технических качеств (кратковременной и оперативной памяти, переключения и распределения внимания). Выдвинутая гипотеза подтвердилась. В контрольной группе влияния интеллектуально-психологических качеств на развитие операционально-технических качеств не обнаружено.

Заключение. По результатам педагогического эксперимента можно заключить следующее. В исследовании выявлено положительное влияние обучения рефлексивному мышлению юных баскетболистов на развитие профессионально важных для баскетбола интеллектуально-психологических и операциональнотехнических качеств. Проведенное исследование показало возможность опосредованного развития операционально-технических качеств (оперативная и кратковременная память, распределение и переключение внимания) через целенаправленное развитие интеллектуально-психологических качеств (рефлексивность, интуитивность, мышление). Полученные результаты являются новыми научными фактами и могут быть использованы при подготовке юных

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

спортсменов игровых видов спорта (баскетбол, футбол, волейбол, хоккей, ручной мяч и др.).

Библиографический список

1. Гирьятович, Е. Г. Формирование основ тактического мышления у баскетболисток 11 — 13 лет на этапе начальной специализации : дис. ... канд. пед. наук / Е. Г. Гирьятович. — Омск, 2007. — 158 с.

2. Девяткина, Е. Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Девяткина. — Омск, 2005. — 130 с.

3. Корягин, В. М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов : дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / В. М. Корягин. — М., 1994. — 102 с.

4. Родионов, А. В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности оперативной деятельности в спорте : дис. . д-ра пед. наук / А. В. Родионов. — М. : ГЦОЛИФК, 1990. — 337 с.

5. Красникова, О. С. Формирование игровой коммуникации в условиях неопределенности ситуаций у юных баскетболисток : дис. .канд. пед. наук / О. С.Красникова. — Сургут, 2005. — 166 с.

6. Бабушкин, Г. Д. Проявление рефлексии в спортивноигровом взаимодействии и противоборстве / Г. Д. Бабушкин,

Р. Э. Салахов // Материалы 3-й Межрегион. науч. конф. по футболу. — Омск : СибГУФК, 2008. — С. 99— 104.

7. Науменко, Е. А. Ориентиры интуитивности / Е. А. Науменко. — Тюмень : Изд-во «Вектор Бук», 2000. — 184 с.

8. Большая книга тестов / Состав. С. А. Касьянов. — М. : Олма-Пресс, 2000. — 510 с.

9. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук [и др.]. — М. : Просвещение, 1984. — 190 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

CАЛАХОВ Радик Эльмасович, тренер ДЮСШ, аспирант кафедры «Теория физического воспитания» Тобольской государственной социально-педагогической академии.

Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Статья поступила в редакцию 24.12.2009 г.

© Г. Д. Бабушкин, Р. Э. Салахов

УДК 37.02+796.01 Ю. Ю. РАЯНОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ФОРМИРОВАНИЕ

ГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

В статье раскрывается актуальность формирования гностической компетентности, указывается на значимость когнитивных стилей в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза. Материал данной работы может использоваться в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурных вузах. Ключевые слова: гностическая компетентность, когнитивные стили, студенты физкультурного вуза.

Модернизация системы профессионального образования объективно требует приведения его в соответствие с реальными запросами. Современный педагог характеризуется способностью выйти за пределы повседневной педагогической практики, осознанием своего участия и ответственности за все, что происходит с ним и его воспитанниками. Педагог должен способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменять ради их достижения самого себя. Все это говорит о необходимости реформирования процесса профессиональной подготовки специалистов.

Согласно Концепции модернизации российского образования, основным направлением современной образовательной парадигмы, в том числе в сфере физической культуры и спорта, является подготовка

компетентного специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи [1, 2].

Смена образовательных приоритетов и современные требования к профессионально-педагогическому образованию обязывают рассматривать гностическую компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта как базовую компетентность в педагогической деятельности, которая обеспечивает высокую осознанность выполняемой деятельности и самостоятельное овладение профессиональным мастерством [3, 4, 5].

Состояние проблемы указывает на недостаточность научных разработок, касающихся определения понятия, содержания и методики формирования гностической компетентности студентов физкультурного вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки в физкультурном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.