from endurance exercise / D.J. Mahoney, G. Parise, S. Melov, A. Safdar, M.A. Tamopolsky // FASEB J. - 2005. - V. 19. - P. 1498-1500.
8. Endurance training in humans leads to fiber type-specificincreases in levels of peroxisome proliferator-activated receptor-y coactivator-1 and peroxisome proliferator-activated receptor-a in skeletal muscle / A.P. Russell, J. Feilchenfeldt, S. Schreiber, M. Praz, A. Crettenand, C. Gobelet, C.A. Meier, D.R. Bell, A. Kralli, J.P. Giacobino, O. Deriaz // Diabetes. - 2003. - V. 52. - P. 2874-2881.
9. The human peroxisome proliferator-activated receptor alpha gene: identification and functional characterization of two natural allelicvariants / A. Sapone, J.M. Peters, S. Sakai, S. Tomita, S.S. Papiha, R. Dai, F.K. Friedman, F.J. Gonzalez // Pharmacogenetics. -2000. - V. 10 (4). - P. 321-333.
10. Semple, R.K. PPAR gamma and human metabolic disease / R.K. Semple, V.K. Chatterjee, S. O’Rahilly // J. Clin. Invest. - 2006. - V. 116 (3). - P. 581-585.
11. Characterization of the human peroxisome proliferatoractivated receptor delta gene and its expression / J. Skogsberg, K. Kannisto, L. Roshani, E. Gagne, A. Hamsten, C. Larsson, E. Ehrenborg // Int. J. Mol. Med. - 2000. - V. 6. - P. 73-81.
12. Multiple expression control mechanisms of peroxisome proliferator-activated receptors and their target genes / N.S. Tan, L. Michalik, B. Desvergne, W. Wahli // J. Steroid Biochem. Mol. Biol. - 2005. - V. 93 (2-5). - P. 99-105.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378:796.01
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Станислав Александрович Кузнецов, аспирант,
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
(ЧГПУ им. Яковлева)
Чебоксары
Аннотация
В статье, целостно рассмотрена проблема формирования социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту: приводятся как теоретические выводы, так и практические результаты опытно-экспериментального исследования.
Ключевые слова: социально-правовая компетентность, критерии и показатели сформи-рованности, будущий специалист по физической культуре и спорту.
FUTURE PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS’ SOCIAL-LEGAL COMPETENCE
FORMATION
Stanislaw Alexandrovich Kuznetsov, the post-graduate student,
Chuavsh State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev
Cheboksary
Annotation
The article considers the future physical culture and sport specialists’ social and legal competence formation: theoretical conclusions and practical results of the experimental research have been
shown.
Keywords: social-legal competence, criteria and indices of formation, future specialist in physical culture and sport.
Физическая культура и спорт сегодня являются важнейшей составляющей жизни, как человека, так и общества в целом: наблюдающееся от года к году снижение объема двигательной активности, показателей здоровья и физического развития населения повышают значимость и роль физической культуры в преодолении этих небла-
гоприятных тенденций. Поэтому проблема повышения качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту является приоритетным направлением образовательной политики.
Наиболее интересными в плане изучаемой нами проблемы являются исследования Т.А. Маркиной [1], С.А. Хазовой [2], посвященные актуальным вопросам формирования и совершенствования профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту.
Главный ожидаемый результат деятельности специалиста по физической культуре и спорту в роли учителя физической культуры - психическое и физическое здоровье учащихся - отсрочен и не является ярко выраженным, дополнительно не оплачивается. Результат труда тренера - высокие достижения воспитанников, их победы в соревнованиях - может быть им увиден, прочувствован и специально оплачивается. Это может стать причиной (и, нередко, становится) резко прагматического подхода тренеров к своим воспитанникам, его стремления добиваться от них работы на пределе их физических и психических возможностей.
В этой связи, с нравственной точки зрения, тренеру особенно важно обладать моральной чистоплотностью, осознавать свою высокую ответственность за формируемую личность спортсмена, чтобы стремиться находить компромисс между стремлением к победе и морально-психологической и физической безопасностью содержания учебно-тренировочного процесса для спортсменов [2]. Следовательно, будущий специалист по физической культуре и спорту должен обладать социально-правовой компетентностью.
В настоящее время в педагогической литературе достаточно подробно раскрыты понятия «профессиональная компетентность», «социальная компетентность», «социально-правовая компетентность». Однако проведенный анализ позволяет утверждать, что имеется значительный разброс в толковании изучаемого понятия, свидетельствующий о незаконченности процесса оформления новой педагогической дефиниции, кроме того, не определено содержание, методы, средства формирования социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту, не изучены педагогические условия, обеспечивающие успешное протекание данного процесса.
Таким образом, было выявлено противоречие между объективной потребностью общества в специалисте по физической культуре и спорту, обладающем социально-правовой компетентностью, и недостаточной разработанностью педагогических основ данного процесса.
Мы предположили, что формирование социально-правовой компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту будет эффективным, если: разработана и внедрена модель процесса формирования социально-правовой компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту; определены критерии и показатели, позволяющие осуществлять диагностику уровней сформированности социально-правовой компетентности и проводить соответствующую коррекционную работу; корректируется содержание рабочих программ по учебным дисциплинам, обладающим значительным потенциалом в формировании социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту; разработан и внедрен в образовательный процесс спецкурс, обеспечивающий формирование знаний и умений, составляющих основу социально-правовой компетентности специалиста по физической культуре и спорту; организована социально значимая деятельность на основе свободного выбора студента.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами было выявлено, что большинство студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту, как в контрольной, так и экспериментальной группах, имеют средний уровень сформированности социально-правовой компетентности (76,2% и 71,8% соответственно). Около 20% имеют низкий уровень и небольшое количество студентов (4,8% -
в контрольной и 6,5% - в экспериментальной группах) обладают высоким уровнем сформированности социально-правовой компетентности. Следовательно, существует необходимость в повышении уровня социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту.
Нами была разработана модель формирования социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту, для чего было определено содержание его основных компонентов (цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат) с учетом системного, деятельностного и компе-тентностного подходов. Содержание рабочих программ по учебным дисциплинам, обладающим значительным потенциалом в формировании социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту было скорректировано, кроме того был разработан и внедрен в образовательный процесс спецкурс, обеспечивающий формирование знаний и умений, составляющих основу социальноправовой компетентности специалиста по физической культуре и спорту. На основе свободного выбора студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту, была организована социально значимая деятельность.
В процессе экспериментальной работы мы проводили мониторинг, который позволил констатировать значительное повышение уровня сформированности социально-правовой компетентности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Полученные результаты показывают, что у испытуемых контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе наблюдались относительно одинаковые показатели сформированности социально-правовой компетентности. После завершения эксперимента испытуемые экспериментальной группы имели существенное преимущество в показателях социально-правовой компетентности. Так на высоком уровне находятся 45,6% студентов экспериментальной группы и только 16,7% - контрольной. 54,4% студентов экспериментальной группы имеют средний уровень сформиро-ванности социально-правовой компетентности, и нет студентов, имеющих низкий уровень. В контрольной же группе остались студенты, имеющие низкий уровень сформированности социально-правовой компетентности (14,3%) и по-прежнему преобладают студенты, имеющие средний уровень (69%). Таким образом, статистический анализ экспериментальных данных подтвердил выдвинутую нами гипотезу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркина, Т. А. Формирование профессиональной компетентности студентов института физкультуры в процессе изучения педагогических дисциплин / Т. А. Маркина ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 1995. - 110 с.
2. Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту : монография / С. А. Хазова. - М. : Изд-во «Академия Естествознания», 2010. - 91 с.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
УДК 37
ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры огневой и технической подготовки,
Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИ МВД России)
Аннотация
В статье раскрываются вопросы становления и развития идей самосовершенствования в истории образования России. При этом самосовершенствование личности рассматривается как