Научная статья на тему 'Эволюция идей самосовершенствования в истории развития системы образования России'

Эволюция идей самосовершенствования в истории развития системы образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / SELF-PERFECTION / SELF-DEVELOPMENT / SELF-EDUCATION / SELF- UPBRINGING / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

В статье раскрываются вопросы становления и развития идей самосовершенствования в истории образования России. При этом самосовершенствование личности рассматривается как система, которая включает в себя процессы самовоспитания и самообразования, которые в свою очередь являются фундаментом процесса личностно-профессионального самосовершенствования человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the ideas of self-perfection in the history of the education system of Russia

The article describes the issues of establishment and development of self-improvement ideas in the history of education of Russia. At this the self-perfection is regarded as a system, which includes the processes of selfupbringing and self-education, which in its turn are the foundation of personal and professional self-perfection of the person.

Текст научной работы на тему «Эволюция идей самосовершенствования в истории развития системы образования России»

в контрольной и 6,5% - в экспериментальной группах) обладают высоким уровнем сформированности социально-правовой компетентности. Следовательно, существует необходимость в повышении уровня социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Нами была разработана модель формирования социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту, для чего было определено содержание его основных компонентов (цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат) с учетом системного, деятельностного и компе-тентностного подходов. Содержание рабочих программ по учебным дисциплинам, обладающим значительным потенциалом в формировании социально-правовой компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту было скорректировано, кроме того был разработан и внедрен в образовательный процесс спецкурс, обеспечивающий формирование знаний и умений, составляющих основу социально-правовой компетентности специалиста по физической культуре и спорту. На основе свободного выбора студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту, была организована социально значимая деятельность.

В процессе экспериментальной работы мы проводили мониторинг, который позволил констатировать значительное повышение уровня сформированности социально-правовой компетентности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Полученные результаты показывают, что у испытуемых контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе наблюдались относительно одинаковые показатели сформированности социально-правовой компетентности. После завершения эксперимента испытуемые экспериментальной группы имели существенное преимущество в показателях социально-правовой компетентности. Так на высоком уровне находятся 45,6% студентов экспериментальной группы и только 16,7% - контрольной. 54,4% студентов экспериментальной группы имеют средний уровень сформиро-ванности социально-правовой компетентности, и нет студентов, имеющих низкий уровень. В контрольной же группе остались студенты, имеющие низкий уровень сформированности социально-правовой компетентности (14,3%) и по-прежнему преобладают студенты, имеющие средний уровень (69%). Таким образом, статистический анализ экспериментальных данных подтвердил выдвинутую нами гипотезу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркина, Т. А. Формирование профессиональной компетентности студентов института физкультуры в процессе изучения педагогических дисциплин / Т. А. Маркина ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 1995. - 110 с.

2. Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту : монография / С. А. Хазова. - М. : Изд-во «Академия Естествознания», 2010. - 91 с.

Контактная информация: e-mail: kzm-diss@mail.ru

УДК 37

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры огневой и технической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИ МВД России)

Аннотация

В статье раскрываются вопросы становления и развития идей самосовершенствования в истории образования России. При этом самосовершенствование личности рассматривается как

система, которая включает в себя процессы самовоспитания и самообразования, которые в свою очередь являются фундаментом процесса личностно-профессионального самосовершенствования человека.

Ключевые слова: самосовершенствование, саморазвитие, самообразование, самовоспитание, самостоятельная работа.

EVOLUTION OF THE IDEAS OF SELF-PERFECTION IN THE HISTORY OF THE

EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA Timofey Sergeyevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Head of the department of shooting and technical training, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia

Annotation

The article describes the issues of establishment and development of self-improvement ideas in the history of education of Russia.

At this the self-perfection is regarded as a system, which includes the processes of self- upbringing and self-education, which in its turn are the foundation of personal and professional self-perfection of the person.

Keywords: self-perfection, self-development, self-education, self- upbringing, independent

work.

В данном исследовании ведущей идеей является мысль о том, что самосовершенствование личности - это система, включающая в себя:

самовоспитание, как процесс формирования и развития личностных качеств в соответствии с требованиями общества и индивидуальной программы развития,

а также самообразование, - представляющее собой самостоятельную работу человека по приобретению, углублению, практическому применению знаний, умений и навыков.

Основой профессионального самосовершенствования является процесс самообразования, в свою очередь основой профессионального самообразования выступают умения и навыки самостоятельной работы, базисом личностного самосовершенствования - процесс самовоспитания, а неотъемлемым условием этих явлений выступает феномен непрерывности, обеспечивающий, в конечном счете, самосовершенствование человека.

В широком педагогического плане проблемы самообразования не являются новыми, они всегда были в центре внимания прогрессивных мыслителей и педагогов. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах настоятельно советовал педагогам так организовывать обучение, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно [11].

Начиная с XVIII века, о значении самообразования широких народных масс задумывались передовые русские деятели просвещения.

Д.И. Писарев в своих работах говорил, что самообразование составляет необходимую и закономерную фазу здорового человеческого развития. Школа должна разбудить в человеке любознательность и укрепить силы ума настолько, чтобы человек, выходя из школы в жизнь, мог без посторонних руководителей искать и находить разумное удовлетворение для своей пробудившейся любознательности [8]. Однако постановка научной проблемы самообразования связывается с именем Н.А. Рубакина, с точки зрения которого, «...самому добиваться образования, это и значит заниматься самообразованием, а всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» [9, с. 52].

Особый интерес представляют высказывания В.П. Вахтерова, который утверждал, что задача школы - «. содействовать всеми силами всестороннему и гармоническому развитию всего человека, сообразно его природе, как организма растущего, живущего, чувствующего, желающего, мыслящего и способного к бесконечному самоусовершенствованию, саморазвитию, самообразованию» [2, с. 81].

После революции 1917 года и вплоть до середины ХХ века среди педагогиче-

ской общественности взгляды на процесс образования народных масс связывались, прежде всего, с самообразованием.

Уже в то время педагоги-практики и ученые подходили к мысли о том, что учебно-воспитательный процесс имеет два взаимосвязанных и взаимообусловленных направления. С одной стороны это четко регламентированная организованная образовательная деятельность со стороны педагогов, с другой, это деятельность по самообразованию, организованная самим обучаемым, хотя и направляемым извне. От того насколько согласованы, связаны и «синхронизированы» эти процессы, напрямую зависит эффективность учебно-воспитательного процесса.

Вторая половина ХХ века характеризуется повышением интереса к проблеме самообразования. С увеличением объема информации, вызванного научно-техническим прогрессом и всеобщей информатизацией, наметилась тенденция, связанная с невозможностью школ и вузов дать необходимый запас знаний на весь период профессиональной деятельности.

Внимание ученых переключается с активной репродуктивной на самостоятельную творческую деятельность обучаемых, делаются попытки создания системы, моделей и модулей активной и самостоятельной образовательной деятельности обучаемых. В этот период самообразование учеными рассматривается с различных точек зрения: как звено между отдельными ступенями обучения (А. Л. Загорский); как форма познавательной деятельности (А.В. Владиславлев, А.К. Громцева); как условие непрерывного образования (Н.В. Косенко); как компонент системы непрерывного образования (В.Н. Турченко) и т.д.

Разработка целей и сущности системы развивающего обучения сопровождается исследованием проблемы самостоятельной познавательной деятельности и различных ее аспектов.

Нужно отметить, что, несмотря на разнообразие в понимании сущности самостоятельной учебной познавательной деятельности и самообразования, все исследователи считают, что самообразование является познавательной деятельностью и что самообразование не может осуществляться само по себе. Основой самообразования являются знания, приобретенные в процессе организованного обучения.

Как уже было отмечено, проблема самообразования личности тесно связана с проблемой самовоспитания. Педагогическая практика свидетельствует, что в воспитании невозможно добиться желаемого результата, если не удается вызвать активного стремления к формированию и изменению собственной личности, т.е. потребности самовоспитания. При этом человек, целеустремленно и творчески занимающийся самовоспитанием, способен расширить возможности развития необходимых качеств, более качественно готовить себя к осуществлению профессиональных функций.

Термин «самовоспитание» закрепился в педагогической литературе лишь к середине XIX века. Сторонники идей «свободного воспитания» (Л.Н. Толстой) понимали самовоспитание как процесс формирования личности, не зависящей от общества и внешних факторов. Так, например, выдающийся педагог К.Д. Ушинский в своих суждениях заострял внимание на самовоспитании как важной части воспитания. Он считал, что самовоспитание - «...это не внешняя полировка личности, а глубокая морально-психологическая перестройка, основанная на цельности человека, его искренности и желании самосовершенствоваться» [12, с. 234].

В начале XX века проблемы самовоспитания исследовались Н.К. Крупской, С.Т. Шацким, А.С. Макаренко и были связаны с разработкой основ новой школы. Эти педагоги указывали на необходимость вовлечения самих детей в собственное воспитание.

Научную основу проблемы самовоспитания получили в середине XX века с публикациями трудов ученых педагогов и психологов, таких как А.Л. Бодалев, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов и других. В их работах доказывались суждения о человеке как активном субъекте своего собственного развития, о том, что самовоспитание - это

сложная и многогранная деятельность педагога и воспитуемого.

В современной педагогике исследуются разные аспекты самовоспитания: связь самовоспитания с самосознанием (И. А. Донцов); связь самовоспитания с воспитанием (Г. С. Костюк, А.Г. Ковалев); связь самовоспитания с уровнем накопленного социального опыта (Л.Н. Михайлова) и т.д.

Рассматривая самовоспитание в системе «личность», все перечисленные исследователи констатируют, что самовоспитание так же, как и воспитание, выполняет общественную функцию формирования личности. Самовоспитание детерминируется внутренними потребностями личности, стремлением к самореализации и внешними обстоятельствами, в первую очередь, - воспитанием. Самовоспитание, также как и самообразование, возникает как естественная необходимость развивающейся личности - служит стимулом дальнейшего развития.

По мнению П.Н. Осипова самовоспитание представляет собой сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, совершенствование себя в различных направлениях развития в соответствии с интересами общества и самой личности [7].

Большой вклад в развитие проблем воспитания и идей самовоспитания внесли представители военной педагогики А.В. Барабанщиков, И.В. Горлинский, В.П. Давыдов, А.И. Каменев, Н.С. Кравчун А.А. Федотов и другие. Так, например, А.М. Столя-ренко определяет воспитанность как важнейшую характеристику личности, ее социальной сущности, образа жизни, поведения и деятельности, которая достигается благодаря организованному процессу воспитания, обязательным компонентом и условием успешности которого выступает самовоспитание [13]. Являясь подсистемой в общей системе формирования личности, воспитание «...без самовоспитания, без открытости человека воспитательным воздействиям, без его свободного выбора двигаться вместе с педагогом к единой воспитательной цели неэффективно и даже вредно» [10, с. 54].

Таким образом, становится очевидным, что процессы самообразования и самовоспитания являются важнейшими элементами единого многоаспектного и многогранного процесса самосовершенствования личности.

Научные основы профессионального самосовершенствования человека были заложены с появлением в середине XX века отрасли психолого-педагогического знания как акмеология. В основе этой науки лежат идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к творчеству и самосовершенствованию. Именно акмеология изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества и охватывает возрастные периоды относительной самостоятельности человека: завершение обучения в школе; получение профессии; профессиональное становление; развитие профессиональной компетентности; профессиональная самореализация.

В настоящее время акмеология, как междисциплинарная наука, является синтезом естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучает закономерности вершинного развития человека при достижении им наивысшего уровня.

В общем виде предметом акмеологии является достижение наивысшей точки в развитии природы и деятельности человека на этапах его социальной и профессиональной зрелости [1,6]. В настоящее время данный подход конкретизируется в работах А.А. Деркача и В.Г. Зазыкина, которые считают, что предметом акмеологии выступают процессы, закономерности и механизмы прогрессивного развития личности, ее высоких личностно-профессиональных достижений, а также закономерности саморазвития и самосовершенствования, самореализации, самообразования, самовоспитания, самокоррекции и самоорганизации [5].

В общей проблематике исследований развития личности особое место принадлежит ее личностно-профессиональному совершенствованию, где профессиональное и личностное саморазвитие, по мнению Е.Н. Двиняниновой «.может быть понято и описано не только как социализация, но и как вторичная индивидуализация, результа-

том которой будет состоявшаяся индивидуальность как профессиональное личностное качество, как характеристика субъектной активности в конкретной деятельности при достижении определенного уровня образования». В свою очередь, образование будет способствовать становлению и совершенствованию личности как профессионала только в том случае, если оно переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие - в саморазвитие и самореализацию» [3, с. 144].

Основная идея проблемы профессионального самосовершенствования - это идея обусловленности развития личности деятельностью. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития профессиональных и личностных качеств. Практика показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается.

В целом во второй половине XX века в контексте научного изучения проблемы самосовершенствования на вооружение были приняты концепции, определяющие пути активного включения обучаемых в учебную познавательную деятельность, создающих условия для их интенсивного умственного развития и нравственного воспитания: концепция поэтапного формирования способов умственной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция организации самостоятельной продуктивной деятельности (Д.Н. Богоявленский, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская); концепция формирования и развития научно-теоретического мышления (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Очень важным было понимание, высказанной профессором М.А. Даниловым, мысли о том, что формирование условий для развития самостоятельности и активности не есть какая-то особая задача, требующая специальных средств. Она осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы учебного заведения [2].

В результате исследования системы условий, обеспечивающих развитие личности в учебно-воспитательном процессе, разрабатываются:

- теоретические основы различных видов обучения: проблемного, программированного, дифференцированного, контекстного, модульного, технологии полного усвоения и других (Ю.К. Бабанский, Ю.Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин, М.И. Махму-тов, Г. С. Сухобская, Н.Ф. Талызина);

- проблемы учения как вида деятельности, в которой происходит формирование личности учащегося (Э.И. Ильенков, М.С. Каган, Э.Г. Юдин - в философии; А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов - в психологии);

- вопросы структуры познавательной деятельности обучаемых (И.Ю. Алек-сашина, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Г. С. Сухобская, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина);

- проблемы мотивации учения (Л.И. Божович, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, А. К. Макарова, Г. И. Щукина);

- механизмы взаимосвязи воспроизводящих и творческих процессов в познавательной деятельности (Ю.Н. Кулюткин, В.В. Мерцалова, П.И. Пидкасистый, Г.С. Сухобская);

- характеристики системно-структурного построения процесса обучения (Ю.К. Бабанский, Б.П. Битинас, Б.М. Блинова, Т.И. Ильина, Г.Д. Кириллова, И.Я. Лернер, В.Н. Максимова);

- условия, обеспечивающие взаимосвязь управления и самоуправления в познавательной деятельности (А.К. Громцева, Л.В. Жарова, Ю.Н. Кулюткин, О.А. Ниль-сон, Г.С. Сухобская, Н.Ф. Талызина, И.Э. Унт).

Обобщая изложенное следует отметить, что наиболее значимыми тенденциями становления и развития проблемы самосовершенствования в истории развития системы образования России, с момента возникновения элементов системы школьного образования и профессионального образования на курсах в XVIII веке, до активного использования научно обоснованной системы школьного образования и подготовки кадров высшей квалификации для различных профессиональных отраслей, являются: повышение роли самостоятельной работы, самообразования и самовоспитания в целост-

ной системе профессиональной подготовки специалистов; усиление внимания к вопросам самосовершенствования личности по мере усложнения системы образования; переход от отдельных элементов самообразования и самовоспитания к целостным технологиям активизации развития творческого потенциала человека; активное выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта самосовершенствования человека.

В то же время, на всех исторических этапах организации учебно-воспитательного процесса во всех звеньях образования не было однозначного понимания сущности и содержания самосовершенствования. Среди обучаемых и организаторов образования и профессиональной подготовки имело место отождествление феномена самосовершенствования с такими явлениями как самообразование, самовоспитание и саморазвитие.

Проведенный анализ проблем самообразования и самовоспитания в отечественной педагогической науке и истории позволяет сделать вывод о том, что процессы обучения - самообразования и воспитания - самовоспитания неразрывно связаны между собой. Они во многом взаимообуславливают себя и направлены на формирование, развитие и совершенствование знаний, умений, навыков, личностных качеств человека в учебно-воспитательном процессе любого образовательного учреждения. Однако процесс самосовершенствования человека не может сводиться только к самообразованию и самовоспитанию. Эти явления становятся своеобразным «фундаментом» саморазвития и самосовершенствования человека в процессе его жизнедеятельности, в т.ч. в профессиональной деятельности.

Исторический анализ проблемы самосовершенствования позволяет сделать вывод о том, что самосовершенствование как общая проблема, и самообразование и самовоспитание как ее части, имеют давние и глубокие корни в теории и практике русской школы и профессионального образования. Одновременно можно констатировать, что в XX веке вопрос самосовершенствования и его значение для развития личности в системе профессионального образования, стали одной из важных проблем отечественной педагогики, имеющей как научный, так и практический интерес. В настоящее время блок проблем самосовершенствования является предметом глубоких исследований в различных отраслях научного знания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюкова, Г. М. Методологические принципы акмеологического подхода к психологической подготовке студентов педагогического университета / Г.М. Бирюкова, Т.В. Зобнина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 17-23.

2. Вахтеров, В.П. Предметный метод обучения / В.П. Вахтеров. - М. : Педагогика, 1915. - 219 с.

3. Данилов, М.А. Процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов. - М. : Учпедгиз, 1960. - 299 с.

4. Двинянинова, Е.Н. Акмеологический подход к изучению человека как субъекта развития и саморазвития / Е.Н. Двинянинова // Психология человека в современном мире : материалы конф. : в 3 т. Т. 3. - М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. -С. 138-144.

5. Деркач, А.А. Акмеология / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003. - 256 с.

6. Купавцев, Т.С. Акмеологические основы профессионального образования в вузе МВД России / Т.С. Купавцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-та. - 2010. - № 7 (65). - С. 32-38.

7. Осипов, П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся / П.Н. Осипов. -Казань : Карпол, 1997. - 216 с.

8. Писарев, Д.И. Полное собрание сочинений. Кн. 2 / Д.И. Писарев. - СПб. :

Изд-во Ф. Павленкова, 1903. - 3564 с.

9. Рубакин, Н.А. Как заниматься самообразованием / Н.А. Рубакин. - М. : Сов. Россия, 1962. - 127 с.

10. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 423 с.

11. Ушинский, К. Д. Материалы для «Педагогической антропологии» // Собр. соч. в 10 т. Т. 3 / К.Д. Ушинский. - М., Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1950. - С. 410-449.

12. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова // Собр. соч. в 11 т. Т. 3 / К.Д. Ушинский. - М., Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. - С. 11-86.

13. Юридическая педагогика / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 526 с.

Контактная информация: kupava@buimvd.ru

УДК 796.92

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-СПРИНТЕРОВ РАЗЛИЧНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ГРУПП

Сергей Павлович Михайловский, старший преподаватель, Благовещенский государственный педагогический университет (ГОУ ВПО «БГПУ»)

Аннотация

В статье представлены результаты исследований лыжников-гонщиков Благовещенского государственного педагогического университета. Рассмотрены квалификационные различия лыжников-спринтеров массовых разрядов по уровню технической и физической подготовленности.

Ключевые слова: лыжник-спринтер, квалификационные различия, техническая подготовленность, физическая подготовленность.

RESEARCH OF THE SPRINT SKIERS' LEVEL OF READINESS IN DIFFERENT

QUALIFYING GROUPS

Sergey Pavlovich Mihajlovsky, the senior teacher, The Blagoveshchensk State Pedagogical University

Annotation

The article presents the research results of the racing skiers of the Blagoveshchensk State Pedagogical University. Qualifying differences of the racing sprint skiers with the general rates have been analyzed in relation to the level of technical and physical readiness.

Keywords: racing sprint skier, qualifying differences, technical readiness, physical readiness.

В системе программного управления ходом тренировочного процесса в спорте, субъект (тренер) и объект управления (спортсмен) взаимодействуют между собой и с внешней средой посредством информации. Управление спортсменом осуществляется при наличии у тренера количественной информации о критериях (уровнях) технической, физической, психологической подготовленности, технико-тактических характеристик соревновательной деятельности, по которым отбираются варианты достижения определенной цели [4]. В результате, в распоряжении тренера оказываются достоверные сведения о целевом уровне подготовленности спортсмена, и о том, что для этого необходимо выполнить.

Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективных знаний о структуре подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной подготовки.

Наиболее существенное значение для практики лыжных гонок имеет определение этапных модельных характеристик ведущих параметров техники, которые могут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.