materials of the All-Russian (remote) scientific and practical conference, Shuya, pp. 161-165.
7. Tolmachev, R. A. (2004), Adaptive physical culture and rehabilitation blind and visually impaired, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2014.
УДК 378.6 : 37.015.324
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент,
начальник кафедры огневой и технической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИМВД России)
Аннотация
В статье рассматриваются личностные и деятельностью характеристики сотрудника органов внутренних дел как субъекта самосовершенствования. Описываются основные этапы профессионализации личности, характерные для сотрудника органов внутренних дел, в соотношении с этапами профессиональной деятельности и способами профессионального развития. Предлагается разработанный личностно-деятельностный профиль самосовершенствования сотрудника органов внутренних дел в системе профессионального образования. Сформулированы универсальные психолого-педагогические механизмы самосовершенствования личности, которые являются и критериями оценки эффективности процессов самосовершенствования.
Ключевые слова: сотрудники МВД России, система профессионального образования, этапы профессионализации, профессиональное становление, профессиональное и личностное развитие, профессиональные качества, личностно-деятельностные характеристики, педагогические условия самосовершенствования.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.11.117.p209-213
PERSONAL ACTIVITY CHARACTERISTIC OF THE POLICE OFFICERS AS THE SUBJECT OF SELF-IMPROVEMENT
Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Head of the shooting and technical training department, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, Barnaul
Annotation
This article discusses the personal and the functional characteristics of the police officer as the subject of self-improvement. It describes the main stages of the professionalization of personality, typical for an employee of the internal Affairs bodies, in relation to the stages of the professional activity and ways of professional development. It proposes to develop the personal and activity profile of self-improvement of the employee of the internal Affairs bodies in the system of the professional education. The article formulated the universal psycho-pedagogical mechanisms of self-identity, which are the criteria to evaluate the effectiveness of self-improvement processes.
Keywords: police officers professional education system, stages of professionalization, professional and personal development, professional characteristics, personal and activity characteristics, pedagogical conditions of self-improvement.
В настоящее время руководители и организаторы профессионального образования едины в суждениях о том, что успешность сотрудника в профессии определяется не столько суммой его профессиональных знаний, умений и навыков, сколько способностями к непрерывному профессиональному и личностному самосовершенствованию.
Основными целями профессионального образования в МВД России являются подготовка квалифицированных сотрудников, а также их личностное развитие в профессии.
Профессиональное становление рассматривается как часть и этап сложного, динамичного процесса профессионализации человека, результатом которого являются личностные новообразования в структуре профессионализма, обеспечивающие эффективное выполнение профессиональных функций [1, 2].
Под профессионализацией следует понимать целостный непрерывный процесс становления личности специалиста в профессии, своеобразное поступательное движение к вершине профессионализма. Результатами профессионализации выступает освоение и усвоение комплекса компетенций, развитие новых профессионально важных личностных качеств, переход человека на следующий уровень профессионализма [3].
Рассматривая категорию становления относительно процесса профессионализации, необходимо отметить, что современные исследования профессионального становления личности ведутся на основе личностно-деятельностного подхода, учитывающего единство смысловой, мотивационной и операциональной сфер учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности. Эта формула уточняется следующими положениями:
во-первых, участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, человек не только приобретает адекватные представления об избранной профессии и собственных возможностях, но и активно их развивает;
во-вторых, сознательно и активно осваивая содержание профессии, человек формируется как активный и самостоятельный субъект профессиональной деятельности;
в-третьих, формируясь как субъект профессиональной деятельности, человек развивается как личность;
в-четвертых, развитие сотрудника как личности и как профессионала ведет к профессиональному и личностному самосовершенствованию.
С учетом обозначенных ориентиров и должен быть организован процесс целенаправленного, постепенного, последовательного и непрерывного включения человека в образовательную деятельность, профессиональную деятельность и деятельность по самосовершенствованию.
Анализ имеющихся научно-теоретических данных позволяет выделить основные этапы профессионализации личности, характерные для сотрудника органов внутренних дел, каждому из которых соответствуют этапы профессиональной деятельности и способы профессионального усовершенствования, которые в совокупности отражают целостность, непрерывность и преемственность в профессиональном образовании, профессиональной деятельности сотрудника, его профессиональном и личностном развитии (рисунок 1).
На каждом из этапов профессионализации, характерных для сотрудника органов внутренних дел, решаются свои специфические задачи с ориентацией на генеральную цель - непрерывное поступательное усовершенствование личностных и профессиональных качеств сотрудника и повышение эффективности профессиональной деятельности. Безусловно, подготовленность к тому или иному виду деятельности включает не только наличие определенных компетенций, знаний, умений, навыков, способностей, но и определенный комплекс психологических свойств личности, которые в совокупности трансформируются в профессиональные личностные качества, обеспечивающие успешность деятельности, и составляют сферу внутренних факторов развития, отражают отношение сотрудника к избранной профессии, его притязания в отношении профессионального роста. Таким образом, систему личностного и профессионального самосовершенствования сотрудника, нужно оценивать на двух уровнях: профессионально-операциональном и профессионально-личностном (рисунок 2). Первый уровень определяет состав деятельности, второй - представляет собой комплекс профессионально важных качеств личности, которые обеспечивают реализацию операций и влияют на их эффективность, и на эффективность деятельности в целом. Вычленение таких уровней позволяет конкретизи-
ровать и установить ведущие личностные качества сотрудника, обеспечивающие эффективность самосовершенствования и успешность в профессии, соответствующие этапам профессионализации.
Г Этапы профессионализации Категории сотрудников органов »ну i реп ii ii \ дел г л Виды образования (способы профессионально! о совершенс) но нам ни)
г \ 11 ред п рофеес попал ь-нмй этап 1 J поступления на службу - не являются сотрудника-^ мн органов внутренних дел. К данной категории относятся обучающиеся общеобразовательных школ, кадетских корпусов МВД России, суворовских училищ МВД России, образовательных ортннзаинй среднего профессионального образования, а также военнослу-^жашие вооруженных сил Российской Федерации ^ ^Подготовка по программам среднего общего^ образования; подготовка по программам среднего общего образования с начальной профессиональной подготовкой (калстскис корпусы МВД России,. суворовские военные учнлнша МВД России); подготовка по программам ^среднего профессионального образования у
Г л Этап м рофесс но над ьмою обриювання V / fv - Л Курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России, прохоляшие обучение по очной форме. Сотрудники территориальных органов слушатели образовательных организаций МВД России, проходящие обучение по заочной форме ч ) "^Подготовка по программам профессионального^ обучения (первоначальная подготовка); подготовка по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (ба-капаврнат, спецналнтет, магистратура) ^
( ЙК.1ЮЧСННЙ н профессиональную деятельность, (п рофессн он &т ьпая ^ адаптация) ^ "^Профессорско-преподавательский состав н другие со-"^ трудники образовательных организаций МВД России; сотрудники всех должностных категорий территориальных органов МВД России ^ J "^Обучение в системе профессиональной слу-^ жебной и физической подготовки; обучение в системе морально-психологической подготовки; совершенствование профессиональной подготовленности в процессе прохождения ^стажировок у
/ Л Этап повышении н рофссспона;1ыю ii квалификации ^Профсссорско-прсподаватсльскнй состав образовав тельных организации МВД России; адъюнкты образовательных организаций МВД России, проходящие обучение по очной или заочной форме: руководители н сотрудники территориальных органов - слушатели образовательных организаций МВД России, проходящие обучение по программам повышения квалификации и ^профессиональной переподготовки ^Обучение по образовательным программаэГ^ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре; обучение по основным н дополнительным программам повышении квалификации и профессиональной переподготовки V )
( активной служебной деятельности (повседневное со вер шеи с i во ва и не профессионализма) у ^Профессорско-преподавательский состав н другие со-*^ грудники образовательных организации МВД России: руководители и сотрудники всех должностных категорий территориальных органов МВД России ч J ^Обучение по программам профессионального^ обучения: обу»енне в системе профессиональной служебной и физической подготовки: обучение в системе морально-психологической подготовки; совершенствование профессиональной подготовленности в процессе прохождения стажировок ^
Рис. 1. Этапы профессионализации сотрудника органов внутренних дел
Учитывая, что профессионально важные качества личности, формирующиеся, развивающиеся и реализуемые в процессе самосовершенствования на всех этапах профессионализации достаточно разнообразны, проведенное исследование позволило сформулировать наиболее универсальные механизмы, вбирающие в себя многообразие характеристик и отражающие специфичность самосовершенствования личности, ее социально-психологические, психологические, психофизиологические особенности. Они же являются и критериями оценки эффективности процессов самосовершенствования.
К ним относятся: самосознание; самоактуализация; самоорганизация; самореализация; самообразование, самовоспитание и саморазвитие; саморегуляция; самоконтроль и самооценка.
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что субъектами самосовершенствования в системе МВД России являются все без исключения сотрудники. Профессиональное и личностное развитие сотрудника осуществляется в системе профессионализации, которая включает в себя ряд этапов, характеризующихся решением специфических задач и обеспечивающих непрерывность профессионального образования, постоянное, поступательное непрерывное профессиональное развитие специалиста.
Сотрудник органов внутренних дел, как субъект самосовершенствования имеет сумму личностно-деятельностных характеристик, фиксирующихся на профессионально-
операциональнном и профессионально-личностном уровнях, которые, с одной стороны определяют состав деятельности, а с другой, обеспечивают реализацию операций, и эффективность деятельности в целом.
I ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ ]
ли J3L
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Мотивы и цели выбора профессии, профессионализации в целом и самосовершенствования в системе профессионал иного образования, мотивы и цели учебной и профессиональной лея-^ тсльносги, самосовершенствования и профессионального роста ^ /■ N [ 1рофесснопальио важные качества, влияющие на процесс це-леполагания выбора профессии, а также формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности, направленной на ^ профессиональное и личностное самосовершенствование ^
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Комплекс профессиональных знаний, умений, навыков, способов деятельности и компетенций осваиваемых, усваиваемых и реализуемых в ходе профессионального и личностного самоусовершенствования Профессионально важные качества личности, влияющие на эффективность освоения комплекса профессиональных знаний, умений, навыков, способов деятельности и компетенций
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
/ > Способы профориентации, профессионального отбора и про фессионалнзации в целом, способы самосовершенствования и профессионального роста, основанные на принципах, формах и методах самостоятельной работы, самообразования и самовоспитания Г > Профессионально важные качества личности, влияющие на эффективность профессионализации и самосовершенствования в процессе учебной и профессиональной деятельности, реализуемые в процессе самостоятельной работы, самообразования и самовоспитания V V
КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКЦНОЕШЫЙ КОМПОНЕНТ
Инструментарий, обеспечивающий контроль, оценку и прогнозирование эффективности процесса и результатов учебной н профессиональной деятельности и деятельности по профессиональному и личностному самосовершенствованию, а также корректировку организации и деятельности участников профессионализации, способствующих эффективному самоусовершенствованию сотрудника. а Профессионально важные качества личности, обеспечивающие контроль« оценку и корректировку процесса и результатов самосовершенствования, а также усвоення комплекса профессиональных знаний, умений, навыков и способов деятельности и компетенций, направленных на дальнейший профессиональный рост, усовершенствование организации и деятельности по самосовершенствованию сотрудника. ^
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
Инструментарий, обеспечивающий получение результатов учебной и профессиональной деятельности их оценку и интерпретацию в совокупности характеризующих объективных и субъективных признаков, прогнозирование и совершенствование профессионального и личностного роста на последующих этапах профессионал и заини V У £ Профессионально важные качества личности, обеспечивающие получение результатов учебной и профессиональной деятельности, их оценку, соотнесение с возможностями получения более высоких результатов в учебной и профессиональной деятельности, прогнозирование и построение траекторий профессионального роста и личностного разнит я на ^последующих"этапах профессионализации ^
Рис. 2. Личностно-деятельностный профиль самосовершенствования сотрудника органов внутренних дел в системе профессионального образования.
Реализация потенциала самосовершенствования сотрудника обеспечивается моти-вационно-целевым, содержательным; организационно-деятельностным, контрольно-коррекционным и результативно-оценочным компонентами.
Личностно-деятельностный состав самосовершенствования сотрудника реализуется посредством универсальных механизмов, аккумулирующих в себе многообразие социально-психологических, психологических, психофизиологических характеристик, которые являются и критериями оценки эффективности процессов самосовершенствования. К ним относятся: самосознание; самоактуализация; самоорганизация; самореализация; самообразование, самовоспитание и саморазвитие; саморегуляция; самоконтроль и самооценка. В каждом из них сотрудника выступает как субъект процесса; как объект процесса; как средство обеспечения процесса; как результат.
Использование представленного материала в профессиональном развитии сотруд-
ников в системе профессионального образования позволит оптимизировать учебно-воспитательный процесс на различных этапах профессионализации, обеспечит постоянное поступательное личностно-профессиональное развитие сотрудников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Купавцев, Т.С. Компетентностная модель подготовки сотрудников МВД России / Т.С. Купавцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 85-90.
2. Купавцев, Т.С. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов и слушателей вузов МВД России : монография / Т.С. Купавцев ; Барнаульский юридический институт МВД России. - Барнаул : [б.и.], 2010. - 226 с.
3. Поваренков, Ю.П. Профессиональное становление личности : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Поваренков Юрий Павлович. - Ярославль, 1999. - 359 с.
REFERENCES
1. Kupavtsev, T.S. (2013), "Competence model of training for the interior Ministry of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 85-90.
2. Kupavtsev, T.S. (2010), Pedagogical maintenance of independent work of students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia: monograph, Publishing house Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, Barnaul, Russian Federation.
3. Povarenkov, Y.P. (1999), Professional personal development, the Dissertation of doctor of psychology, Yaroslavl, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.11.2014.
УДК 796:159.9
ТЕМПЕРАМЕНТЫ ПРИБЛИЖЕНИЯ-ИЗБЕГАНИЯ, ЦЕЛЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ И
ЭФФЕКТИВНОСТЬ, И КОНТРАСТЫ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ: ТЕСТ ОПОСРЕДОВАНИЯ
Марк Роберт Локбаум, доктор философии, профессор, Техасский технологический университет, Лаббок, Техас, США
Аннотация
Цели, выбранные для достижения, являются значимыми детерминантами спортивных результатов. Поэтому так важно понимать, как спортсмены воспринимают достигаемые цели. Таким образом, настоящее исследование рассматривает вопрос, используют ли спортсмены ранжирование значимости и эффективности целей для достижения своих предсоревновательных целей, опосредованных отношением между темпераментами приближения-избегания к предсоревновательному достижению целей. В исследовании принимали участие 65 спортсменов, занятых как в межшкольных турнирах по американскому футболу, так и в университетских соревнованиях по легкой атлетике. Целевая эффективность полностью опосредована отношением темпераментов приближения-избегания к предсоревновательному достижению целей. Значимость цели частично опосредована отношением темпераментов приближения-избегания к предсоревновательным целям мастерства. Вопрос увеличения значимости и эффективности цели должен постоянно находиться в фокусе внимания тренеров и спортивных психологов, что повышает спортивную результативность, стимулируя преобладание проекции приближения над проекцией избегания достижения цели.
Ключевые слова: темперамент, состязательный вид спорта, достижение целей, опосредование.