Научная статья на тему 'Повышение профессионально-педагогической компетентности и управленческой культуры субъектов управления образованием как условие самосовершенствования сотрудников органов внутренних дел'

Повышение профессионально-педагогической компетентности и управленческой культуры субъектов управления образованием как условие самосовершенствования сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ МВД РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / EMPLOYEES OF THE MIA OF RUSSIA / EDUCATION MANAGEMENT / EDUCATION PROCESS / SUBJECTS OF EDUCATION MANAGEMENT / PSYCHO-PEDAGOGICAL TRAINING / SELF-IMPROVEMENT OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

В статье представлены результаты исследования вопросов организации непрерывной профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки преподавательского состава образовательных организаций и управленческого состава территориальных органов МВД России как условия обеспечения самосовершенствования курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и сотрудников территориальных органов МВД России. На основе анализа состояния данного вида подготовки в педагогической практике, а также структуры и содержания деятельности субъектов управления образовательным процессом предложен организационно-содержательный подход, при котором занятия в системе профессиональной служебной и физической подготовки, а также занятия по морально-психологической подготовке сотрудников встраиваются в многоуровневую систему профессионализации кадров. В статье сформулированы предложения и рекомендации по повышению эффективности профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки преподавательского состава и руководителей территориальных органов МВД России на основе сочетания основных видов подготовки в различных формах повышения квалификации (в том числе без отрыва от выполнения профессиональных функций), которые включают организационные, содержательные и методические аспекты. Разработанные и представленные рекомендации могут быть использованы в системе подготовки педагогических и управленческих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купавцев Тимофей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE AND ADMINISTRATIVE CULTURE OF SUBJECTS OF EDUCATION MANAGEMENT AS A CONDITION OF SELF-IMPROVEMENT OF POLICE OFFICERS

The paper is devoted to the issues of selfimprovement of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the employees of territorial bodies of the Russian Interior Ministry through continuous professional psycho-pedagogical and managerial training of the subjects of control (teachers and managers). Based on the analysis of this type of training in pedagogical practice, as well as the structure and content of activity of the subjects of management of the education process, the article proposes an organization and content approach, by which classes in professional service and physical training of employees, as well as classes in moral and psychological training are integrated into a continuous multi-level system of professionalization of personnel for law-enforcement bodies and become a means of development of psycho-pedagogical and administrative culture of the subjects of management of the education process of employees of the MIA bodies. The article deals with organizational, methodological and content aspects of professional psycho-pedagogical and administrative training of the subjects of management of education process in the Russian Ministry of Internal Affairs system, provides recommendations for their implementation in the system of training pedagogical and managerial staff on a part-time basis.

Текст научной работы на тему «Повышение профессионально-педагогической компетентности и управленческой культуры субъектов управления образованием как условие самосовершенствования сотрудников органов внутренних дел»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

УДК 378.634:378.12

ББК Ч448.478+Х401.133.1 ГСНТИ 14.15.25; 14.15.15 Код ВАК 13.00.01; 13.00.08

Купавцев Тимофей Сергеевич,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры огневой и технической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России (Барнаул); 656038, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49; е-mail: kupavzev22@yandex.ru.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

КАК УСЛОВИЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сотрудники МВД России; образовательный процесс; субъекты управления образованием; психолого-педагогическая подготовка; самосовершенствование личности.

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты исследования вопросов организации непрерывной профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки преподавательского состава образовательных организаций и управленческого состава территориальных органов МВД России как условия обеспечения самосовершенствования курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и сотрудников территориальных органов МВД России. На основе анализа состояния данного вида подготовки в педагогической практике, а также структуры и содержания деятельности субъектов управления образовательным процессом предложен организационно-содержательный подход, при котором занятия в системе профессиональной служебной и физической подготовки, а также занятия по морально-психологической подготовке сотрудников встраиваются в многоуровневую систему профессионализации кадров. В статье сформулированы предложения и рекомендации по повышению эффективности профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки преподавательского состава и руководителей территориальных органов МВД России на основе сочетания основных видов подготовки в различных формах повышения квалификации (в том числе без отрыва от выполнения профессиональных функций), которые включают организационные, содержательные и методические аспекты. Разработанные и представленные рекомендации могут быть использованы в системе подготовки педагогических и управленческих кадров.

Kupavtsev Timofey Sergeevich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Shooting and Technical Training, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal .Affairs of the Russian Federation, Barnaul, Russia.

RAISING PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE AND ADMINISTRATIVE CULTURE OF SUBJECTS OF EDUCATION MANAGEMENT AS A CONDITION OF SELF-IMPROVEMENT OF POLICE OFFICERS

KEYWORDS: employees of the MIA of Russia; education management; education process; subjects of education management; psycho-pedagogical training; self-improvement of the individual.

ABSTRACT. The paper is devoted to the issues of self- improvement of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the employees of territorial bodies of the Russian Interior Ministry through continuous professional psycho-pedagogical and managerial training of the subjects of control (teachers and managers). Based on the analysis of this type of training in pedagogical practice, as well as the structure and content of activity of the subjects of management of the education process, the article proposes an organization and content approach, by which classes in professional service and physical training of employees, as well as classes in moral and psychological training are integrated into a continuous multi-level system of professionalization of personnel for law-enforcement bodies and become a means of development of psycho-pedagogical and administrative culture of the subjects of management of the education process of employees of the MIA bodies. The article deals with organizational, methodological and content aspects of professional psycho-pedagogical and administrative training of the subjects of management of education process in the Russian Ministry of Internal Affairs system, provides recommendations for their implementation in the system of training pedagogical and managerial staff on a part-time basis.

rc

Повременный этап развития систе- крашения расходов на содержание госу-

/мы органов внутренних дел Рос- дарственного аппарата повысить эффек-

сийской Федерации находится в жесткой тивность деятельности подразделений ор-

зависимости от общей экономической об- ганов внутренних дел Российской Федера-

становки в стране и развития геополити- ции возможно только за счет повышения

ческой ситуации в мире. В условиях опти- профессионализма сотрудников на всех

мизации численности сотрудников и со- ступенях профессионализации [2].

© Купавцев Т. С., 2016

Проведенное исследование показало, что данная идея не может быть в полной мере реализована как на этапе подготовки сотрудников в образовательной организации МВД России, так и в практике повышения профессионализма на этапе непосредственного осуществления профессиональных функций без осуществления эффективного педагогического управления данными процессами со стороны педагогов, руководителей, начальников, командиров, наставников и т.д. [7].

Система профессионализации в органах внутренних дел охватывает сотрудников всех должностных категорий, независимо от стажа службы, уровня образования и имеющегося практического опыта, и представляет собой многоуровневую непрерывную структуру, включающую в себя подготовку кадров по программ профессионального обучения, по программам среднего профессионального и высшего образования, по программ подготовки кадров высшей квалификации, по программам дополнительного профессионального образования (переподготовки и повышения квалификации), обучение без отрыва от выполнения служебных обязанностей в системе профессиональной служебной и физической подготовки, а также в системе морально-психологической подготовки. [4; 5] Таким образом, в образовательном процессе на любой ступени профессионализации субъектами управления выступают сотрудники профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России, а также руководители всех уровней территориальных органов МВД России.

Как отметил в Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации, «...для хорошего образования ... нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, . и, конечно, возможности для творчества.» [13]. Целесообразно также привести слова К. Д. Ушинского, который отмечал, что «.в обучении все основано на личности, ... только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [15].

Проведенное исследование показало, что выражением профессионализма субъекта управления образовательным процессом выступает психолого-педагогическая и управленческая культура как проявление профессиональной психолого-педагогической и управленческой компетентности и профессиональной зрелости. [1; 3; 8; 11; 12] Данные качества являются показателями подготовленности субъекта управления к реализации профессиональных функций. [14, с. 9] Профессиональная психолого-

педагогическая подготовленность и управленческая культура становятся результатом целенаправленных процессов обучения: самообразования, воспитания - самовоспитания, развития - саморазвития субъекта управления образовательным процессом - в ходе которых происходит освоение и усвоение профессиональных психолого-педагогических и специальных знаний, формирование и развитие управленческой культуры, педагогических и управленческих умений, навыков, личностных качеств, готовности к педагогической и управленческой деятельности в соответствии с настоящими и прогнозируемыми потребностями практики [6].

Вместе с тем, как показывает практика, субъектам управления образовательным процессом (преподавателям и руководителям территориальных органов МВД России всех уровней) вне организованного образовательного процесса (по программам дополнительного профессионального образования) практически нет возможности для совершенствования профессионализма, повышения уровня культуры.

Анализ структуры и содержания деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России в соответствии с локальными нормативным актами по нормированию труда показал, что основными видами их деятельности (и это закономерно) являются учебная работа; учебно-методическая работа; научная работа; воспитательная работа. Безусловно, в процессе деятельности по указанным направлениям имеется и психолого-педагогическая составляющая, однако необходимо сказать и то, что в связи с серьезными обновлениями нормативных правовых актов в области образования, переработкой локальных нормативных документов по организации образовательного процесса, в связи с передачей функций по профессиональному обучению сотрудников органов внутренних дел по профессии «Полицейский» большое количество времени в работе преподавателя тратится на подготовку различного рода документов, которые зачастую не связаны с психолого-педагогическими знаниями и методикой преподавания.

Должности руководителей в системе органов внутренних дел занимают весьма важное место в системе управленческо-распорядительского труда. Руководители в процессе управления коллективом решают не только широкий спектр профессиональных функций, но и занимаются изучением личностных, моральных и деловых качеств сотрудников, осуществляют подбор и расстановку кадров, используют личностный и профессиональный потенциал сотрудников с целью повышения продуктивности деятель-

ности подразделения, принимают непосредственное участие в повышении профессионализма сотрудников. Личная работа с подчиненными сотрудниками и реализация функции формирования и развития их личностных и профессиональных качеств осуществляется непосредственно или опосредованно практически постоянно: в процессе служебных совещаний, при подготовке служебной документации, в рамках выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач, в процессе совместных культурных, спортивно-массовых мероприятий и т.д.

Деятельность руководителей в системе органов внутренних дел характеризуется ненормированностью, высокой стрессоген-ностью факторов профессиональной среды. Большой объем работы, ее разнонаправ-ленность, сжатые сроки и объем отчетности не позволяют обеспечивать выполнение всех видов работ в установленное служебное время, в связи с чем сотрудники вынуждены почти постоянно работать сверхурочно, в среднем ежедневно более 10-ти часов при одном выходном дне в неделю.

Таким образом, профессиональная среда оказывает основополагающее влияние на формирование и развитие сотрудника, а уровень профессиональной психолого-педагогической подготовленности и управленческой культуры руководителей в системе органов внутренних дел, их стиль и методы работы оказывают непосредственное решающее влияние на общую деловую атмосферу в служебном коллективе, направленность членов коллектива, достижение общих целей деятельности, профессиональное и личностное развитие членов коллектива в совместной профессиональной деятельности.

Анализ локальных нормативных актов образовательных организаций и территориальных органов МВД России, а также информация, полученная в процессе индивидуальных бесед, свидетельствует о том, что в бюджете служебного времени субъектов управления образовательным процессом в системе органов внутренних дел практически нет возможности для систематической плановой профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки, хотя подготовка к реализации функций педагога-предметника, воспитателя, руководителя-управленца занимает ведущее место.

В данной ситуации большим организационно-содержательным потенциалом обладает обучение субъектов управления образовательным процессом в системе профессиональной служебной и физической подготовки, а также в системе морально-психологической подготовки, которые хотя и являются отдельными направлениям рабо-

ты, однако имеют один целевой ориентир: профессиональное и личностное развитие сотрудников в процессе выполнения профессиональных функций (без отрыва от выполнения непосредственных функциональных обязанностей, в сочетании с выполнением профессиональных функций по занимаемой должности) с учетом специфики и особенностей служебной деятельности [9; 10].

Необходимо отметить, что основным целевым назначением системы профессиональной служебной и физической подготовки является совершенствование теоретических знаний, практических умений и навыков сотрудников к действиям в условиях, связанных с применением мер непосредственного принуждения (физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия), что существенно снижает организационно-содержательный потенциал данного направления подготовки.

Целью морально-психологической подготовки является формирование у сотрудников высоких морально-нравственных установок на приоритетность деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина, на развитие морально-психологической готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач. К сожалению, вопросы профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки субъектов управления образовательным процессом данный вид также не охватывает.

Профессиональная психолого-педагогическая и управленческая подготовка субъектов управления образовательным процессом в органах внутренних дел может быть успешно реализована в рамках организации непрерывного образования в разработанной и реализованной модели (см. рисунок 1).

Проведенное исследование позволило установить, что профессиональная психолого-педагогическая подготовка субъектов управления образовательным процессом в системе профессиональной служебной и физической подготовки, а также в системе морально-психологической подготовки должна решать задачи развития психолого-педагогических качеств и управленческой культуры, до уровня позволяющего эффективно решать учебно-воспитательные задачи и руководить подчиненными сотрудниками в повседневной служебной деятельности.

Как результат проведенного исследования установлено, что в организации профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки необходимо разделение (условное) содержания на общепрофессиональный, психолого-педагогический и специальный блоки, что является оптимальным и оправданным.

общепрофессиональныи компонент

профессиональная психолого-педагогическая и управленческая подготовка субъекта управления образовательным процессом в системе профессиональной служебной и физической подготовки

психолого-педагогическии компонент

профессиональная психолого-педагогическая и управленческая подготовка субъекта управления образовательным процессом в системе морально-психологической подготовки

общепрофессиональныи и психолого-педагогический компоненты, специальная подготовка по основному направлению профессиональной деятельности Самостоятельная профессиональная психолого-педагогическая и управленческая подготовка субъекта управления образовательным процессом посредством самообразования и самовоспитания

А

Профессиональная психолого-

педагогическая и управленческая подготовка в процессе реализации профессиональных функций управления развитием и самосовершенствованием в системе взаимодействия преподаватель - обучающийся; руководитель - подчиненный сотрудник

43- ТТ 43

43 ТТ^ТТ

Профессиональная психолого-педагогическая и управленческая подготовка субъекта управления образовательным процессом в рамках обучения по программам дополнительного профессионального образования (переподготовка и повышение квалификации)

Профессиональная психолого-педагогическая и управленческая подготовка субъекта управления образовательным процессом в рамках реализации индивидуальных программам подготовки кадрового резерва; в ходе стажировок (в образовательных организациях и территориальных органах МВД России)

фундамент - имеющееся (базовое) образование, предшествующее педагогической (управленческой) деятельности

Рис. 1

Организация профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки в системе непрерывного образования

В общепрофессиональной подготовке доминирующими векторами должны стать гуманитаризация и проблемность в изучении актуальных теоретических вопросов. Данное направление включает: общенаучную, гуманитарную, культурологическую и профессионально-техническую подготовку. Среди эффективных форм организации подготовки по данному направлению необходимо выделить групповые теоретические и практические занятия в лекционной форме, а также самостоятельные занятия, в том числе в системе дистанционных образовательных технологий.

Психолого-педагогический блок предполагает вооружение субъектов управления образовательным процессом знаниями, навыками и умениями индивидуальной и коллективной работы с обучающимися (подчиненными сотрудниками); теоретическую и практическую подготовку к умелому созданию материальных, организационных,

методических и морально-психологических условий, обеспечивающих эффективность учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению; методическую и психологическую подготовку к эффективному субъект-субъектному взаимодействию. К эффективным формам организации подготовки по данному направлению относятся теоретические групповые занятия, индивидуальные и групповые занятия с применением проблемно-деятельностных технологий, тренинги, круглые столы, методические сборы и т.д.

Специальная подготовка преподавателя должна обеспечивать: глубокое и всестороннее знание преподавателем учебной дисциплины; владение методикой его преподавания; умение систематизировать, осуществлять анализ и обобщения, выделять главное, быстро ориентироваться в информационном потоке по учебной дисциплине, отслеживать и обрабатывать

профессионально значимую информацию. Специальная подготовка руководителя предполагает владение на высоком уровне предметом профессиональной деятельности, знание ее специфики и особенностей, приемов, методов, технологий и средств; умения и навыки быстрого, грамотного, оптимального принятия управленческих решений, способствующих достижению целей профессиональной деятельности как отдельных сотрудников, так и коллектива в целом.

Отбор и построение содержания профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки субъектов управления образовательным процессом предполагает:

- реализацию идеи сквозной специализации;

- определение целей и задач подготовки субъектов управления, а также содержания, которое будет способствовать их реализации, места и роли каждого вида подготовки в достижении поставленных целей и задач;

- концентрированность и динамичность обучения;

- разнообразие содержания и форм реализации;

- учет логики изучения, уровня трудности, прикладной значимости, необходимой степени усвоения учебного материала;

- учет мотивации субъектов управления образовательным процессом различной степени подготовки при отборе и построении подготовки.

Содержание профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки должно быть: мобильным и разнообразным, опираться на научно обоснованные профессиональные потребности личности преподавателя (руководителя). В процессе совершенствования профессиональной подготовки субъекту управления образовательным процессом нужна не просто узкоспециальная подготовка, а весьма широкая и обстоятельная информация по наиболее значимой профессионально важной проблематике. Кроме этого, связь специального и психолого-педагогического образования с учебно-воспитательной деятельностью ориентирует на такой характер содержания, который исходил бы из требований практической деятельности.

Организационные формы и методы, соответствующие содержательной части профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки должны обеспечивать:

- создание специфических организаци-

онных условий, способствующих эффективной профессиональной психолого-педаго-гической и управленческой подготовке субъектов управления образовательным процессом;

- долгосрочность, предусматривающую научно-теоретическое и практическое совершенствование педагога по преподаваемой учебной дисциплине и смежным учебным дисциплинам (руководителя - по основному профилю и смежным направлениям деятельности);

- активизацию и интенсификацию профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовки субъектов управления образовательным процессом посредством самообразовательной деятельности, а также посредством вовлечения в неформальные культурно-просветительские мероприятия;

- выявление и реализацию индивидуальных особенностей, способностей, интересов, склонностей каждого субъекта управления в сфере его профессиональной деятельности;

- ориентацию субъектов управления образовательным процессом на опережающее развитие путем непрерывного профессионального образования и самообразования.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что в современных условиях подготовки сотрудников в образовательных организациях, а также в условиях деятельности территориальных органов МВД России профессионализм сотрудников, их способности и готовность к систематическому повышению профессионального мастерства, к непрерывному самосовершенствованию в повседневной служебной деятельности находится в прямой зависимости от профессиональной психолого-педагогической подготовленности и управленческой культуры субъектов управления образовательным процессом (в образовательной организации МВД России - профессорско-преподавательский состав, в территориальных органах МВД России - руководители всех уровней).

Подготовка субъектов управления образовательным процессом к реализации функции эффективного управления образованием в повседневной профессиональной деятельности должна основываться на внутренней мотивации субъекта управления к профессиональной психолого-педагогической и управленческой подготовке; опоре на имеющийся опыт профессиональной деятельности; приоритете самостоятельности в организации своего профессионального роста; дифференциации, индивидуализации, непрерывности, контекстности и опережающем характере подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобровникова Е. Р., Фоменко С. Л. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя / / Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 49_53-

2. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России 15 марта 2016 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/5i5i5 (дата обращения 20.04.2016).

3. Земцова В. И., Леонтьева Е. А. Теретические предпосылки развития амеологического потенциала студентов педагогических специальностей / / Педагогическое образование в России. 2010. № 4. С. 137-144.

4. Купавцев Т. С. Личностно-деятельностная характеристика сотрудника органов внутренних дел как субъекта самосовершенствования / / Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. 11 (117). С. 209-213.

5. Купавцев Т. С. Характеристики субъекта самосовершенствования в системе профессионального образования МВД России // Высшее образование сегодня. 2015. № 1. С. 55-59.

6. Лазукин А. Д. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей образовательных учреждений МВД России: опыт, проблемы, перспективы. М. : Академия управления МВД России, 2001. 160 с.

7. Лосинский В. Л., Фоменко С. Л. Состояние личностного потенциала как показатель эффективности процесса непрерывной профессиональной подготовки специалистов - авиационных диспетчеров // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 25-30.

8. Морозов В. А. Социально-педагогические условия формирования эффективной профессиональной деятельности руководителя ОВД : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Барнаул, 2007. 257 с.

9. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 // URL: http://www.garant.ru (дата обращения 20.04.2016).

10. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 // URL: http: //www.garant.ru (дата обращения 20.04.2016).

11. Пекарских Н. И. Конкурсы профессионального мастерства как средство самосовершенствования лич-ностно-профессиональных качеств педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 140-144.

12. Платонова С. Ю. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки руководителей системы профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. М., 2006. 376 с.

13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения 20.04.2016).

14. Столяренко А. М. Преподаватель учебного заведения МВД и его педагогическая культура. М. : Академия МВД России, 1996. 72 с.

15. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М. : Фаир-Пресс, 2004. 574 с.

LITERATURA

1. Bobrovnikova E. R., Fomenko S. L. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti sovremennogo uchitelya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 2. S. 49-53.

2. Vystuplenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V. V. Putina na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii 15 marta 2016 g. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51515 (data obrashcheniya 20.04.2016).

3. Zemtsova V. I., Leont'eva E. A. Tereticheskie predposylki razvitiya ameologichesko-go potentsiala studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2010. № 4. S. 137-144.

4. Kupavtsev T. S. Lichnostno-deyatel'nostnaya kharakteristika sotrudnika organov vnutrennikh del kak sub"ekta samosovershenstvovaniya // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2014. 11 (117). S. 209-213.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kupavtsev T. S. Kharakteristiki sub"ekta samosovershenstvovaniya v sisteme profes-sional'nogo obrazovaniya MVD Rossii // Vysshee obrazovanie segodnya. 2015. № 1. S. 55-59.

6. Lazukin A. D. Professional'no-pedagogicheskaya podgotovka prepodavateley obrazovatel'nykh uchrezhdeniy MVD Rossii: opyt, problemy, perspektivy. M. : Akademiya upravle-niya MVD Rossii, 2001. 160 s.

7. Losinskiy V. L., Fomenko S. L. Sostoyanie lichnostnogo potentsiala kak pokazatel' effektivnosti protsessa nepreryvnoy professional'noy podgotovki spetsialistov - aviatsionnykh dispetcherov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. № 11. S. 25-30.

8. Morozov V. A. Sotsial'no-pedagogicheskie usloviya formirovaniya effektivnoy professional'noy deyatel'nosti rukovoditelya OVD : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 - teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya. Barnaul, 2007. 257 s.

9. Ob organizatsii moral'no-psikhologicheskoy podgotovki v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 10 avgusta 2012 g. № 777 // URL: http://www.garant.ru (data obrashcheniya 20.04.2016).

10. Ob utverzhdenii poryadka organizatsii podgotovki kadrov dlya zameshcheniya dolzhno-stey v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii : prikaz MVD Rossii ot 31 marta 2015 g. № 385 // URL: http: //www.garant.ru (data obrashcheniya 20.04.2016).

11. Pekarskikh N. I. Konkursy professional'nogo masterstva kak sredstvo samosovershenstvovaniya lichnostno-professional'nykh kachestv pedagoga / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 5. S. 140-144.

12. Platonova S. Yu. Sovershenstvovanie professional'no-pedagogicheskoy podgotovki rukovoditeley sistemy professional'nogo obrazovaniya : dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 - Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya. M., 2006. 376 s.

13. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federal'nomu Sobraniyu 3 dekabrya 2015 g. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864 (data obrashcheniya 20.04.2016).

14. Stolyarenko A. M. Prepodavatel' uchebnogo zavedeniya MVD i ego pedagogicheskaya kul'tura. M. : Akademiya MVD Rossii, 1996. 72 s.

15. Ushinskiy K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya: opyt pedagogicheskoy antropologii. M. : Fair-Press, 2004. 574 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.