10. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения : в 4 т. Т. 1 / С.Т. Шацкий ; сост. Г. Ф. Морозова ; под ред. И.А. Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. - М. : Просвещение, 1962. - 503 с.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [последняя редакция] [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.09.2017).
REFERENCES
1. Blonsky, P. P. (1917), Introduction to early childhood education. Public courses on preschool education, Practical knowledge, Moscow.
2. Dang L. F. (2007), Interaction of kindergarten and family in the organization of leisure of children of senior preschool age, dissertation, St. Petersburg.
3. Sagic L.V. and Ivanova, V.M. (1985), Teachers and parents, Education, Moscow.
4. Zvereva, O.L. (1994), "Idea of humanization in the work of the educator with parents", Methodist kindergarten, MAPO, Moscow, pp. 51-74.
5. Makarenko, A.S. (1983), "Some thoughts about the school and our children", in book A.S. Makarenko Pedagogical works, Vol. 1, Pedagogic, Moscow, pp. 213-216.
6. Meyer, A. A. and Timofeeva, L.L. (2013), "Difficulties of standardizing preschool education", Preschool education, No. 10 (95), Dec, pp 12-15.
7. Ogorodnova, O.V. (2006), Interaction of teachers and parents as a condition ofprevention of social maladjustment preschool children, dissertation, Tyumen.
8. Sulakshin, S.S., Khvylya-Olinter, N.A. and Kravchenko L.I. (2016), "Dynamics of a portrait of modern Russian youth", Science and policy, Proceedings of Center for scientific political thought and ideology, No. 21, Moscow, available at: http://rusrand.ru/library/proceedings/dinamika-portreta-sovremennoy-rossiyskoy-molodeji.
9. Sukhomlinsky, VA. (1969), Pavlyshsky high school. Synthesis of experience uchebno educational work of rural high school, Education, Moscow.
10. Shatsky, S.T. (1962), Pedagogical works, Vol. 1 available at: http://elib.gnpbu.ru/text/shatsky_ped-soch_t1_1962/.
11. Federal law "On education in Russian Federation" of29.12.2012 N 273-FZ (as last revised), available at: http://www.consultant.EN/document/cons_doc_LAW_140174.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.10.2017
УДК 37.041
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры огневой и технической подготовки Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИ МВД России), г. Барнаул
Аннотация
Статья посвящена раскрытию вопросов управления профессиональным и личностным саморазвитием специалистов на основе оценки эффективности деятельности по самосовершенствованию. В работе раскрываются подходы к оценке эффективности организации работы по самосовершенствованию сотрудников МВД России в системе профессионального образования с учетом основных компонентов деятельности по совокупности признаков. На основе проводимого исследования предлагается разработанная и апробированная методика оценки эффективности деятельности субъектов управления образовательным процессом по организации самосовершенствования сотрудников. Методика включает в себя ряд последовательно реализуемых этапов по оценке, интерпретации и обобщению получаемых результатов.
Ключевые слова: сотрудники МВД России, профессиональное и личностное самосовершенствование, оценка деятельности, эффективность самосовершенствования, профессиональное развитие, профессиональная деятельность, развитие личности в профессии.
MONITORING THE EFFECTIVENESS OF SELF-IMPROVEMENT OF EMPLOYEES
OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL
EDUCATION
Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Head of the shooting and technical training department Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, Barnaul
Annotation
The article is devoted to the management of the professional and personal self-development of the experts based on the assessment of the effectiveness of self-improvement. This article deals with approaches to evaluating the effectiveness of the organization of work, self-improvement, employees of the MIA of Russia in the system of professional education taking into account the main components of the activities under the set of attributes. On the basis of the conducted research the author proposed the developed and tested methods for estimation of the activity efficiency of the subjects of the educational process management on organization of the self-improvement of employees. The method includes steps for the assessment, interpretation and generalization of the obtained results.
Keywords: employees of the MIA of Russia, professional and personal self-improvement, performance measurement, efficiency-improvement, professional development, professional work, personal development in the profession.
Современная экономическая обстановка в российском обществе, изменение социально-политического устройства и изменение векторов движения мировых политических и экономических процессов, изменение качественного состава правонарушений и преступлений оказали существенное влияние на условия деятельности сотрудников МВД России, к которым предъявляются требования высокой готовности к осуществлению правоохранительной практики, к выполнению профессиональных задач в сложных, экстремальных и опасных условиях.
Модернизация системы профессионального образования в МВД России, происходящая в рамках широкомасштабного реформирования правоохранительных органов в Российской Федерации на первом этапе (2011-2016 годы), позволила укрепить кадровый состав образовательных организаций МВД России, обеспечить прикладную направленность содержания и форм образования, снизить удельный вес сотрудников с непрофильным образованием в ведущих службах территориальных органов МВД России, в целом повысить профессионализм сотрудников [1]. Однако по-прежнему специалисты в области управления персоналом, ведущие ученые и педагоги-практики совершенствование работы с кадрами, повышение профессионализма сотрудников связывают с их подготовкой к непрерывной мотивированной работе по профессиональному и личностному самосовершенствованию на всех ступенях системы профессионального образования, на каждом этапе профессиональной деятельности, на каждой ступени должностного роста.
Сегодня нацеленность специалиста органов внутренних дел на профессиональное и личностное развитие в течение всего профессионального пути по праву расценивается как наиболее действенное средство повышения эффективности функционирования системы в целом [3]. При этом категория «самосовершенствование сотрудника органов внутренних дел» рассматривается как активный, постоянный, непрерывный, управляемый процесс приобретения сотрудниками профессиональных знаний, умений и навыков, совершенствования профессиональных компетенций, а также развития личностных качеств, в основе которых лежит внутренняя мотивация к самореализации и которые направлены на повышение эффективности профессиональной деятельности и личное развитие сотрудника в профессии [2].
Содержание самосовершенствования сотрудников составляют профессиональная сфера и личностная сфера. Профессиональный компонент определяют компетенции, позволяющие эффективно осуществлять выполнение профессиональных функций по занимаемой должности, личностный компонент - индивидуально-типологические особенно-
сти, ценности, направленность личности.
Умения и навыки, специфические способности и мотивация профессионального и личностного самосовершенствования сотрудника приобретается в период получения образования на том или ином этапе профессионализации на каждой ступени образования, а развиваются как в системе организованного образовательного процесса, так и в системе профессиональной деятельности. Субъекты управлении образовательным процессом в системе образования и в системе профессиональной деятельности располагают широким арсеналом средств, которые комплексно применяются для решения указанной задачи, как в процессе коллективной деятельности, так и в процессе индивидуальных мероприятий с сотрудниками со стороны педагогического сообщества, руководящего звена и опосредованных влияний различных факторов социальной, образовательной и профессиональной среды.
Какой же эффект носит то или иное средство активизации деятельности сотрудников по профессиональному и личностному самосовершенствованию? Какие средства являются наиболее эффективными? Какие мероприятия заслужили тиражирования в массовую практику? Эти и другие вопросы возникают у сотрудников профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России, руководителей различного уровня территориальных органов МВД России. Одним словом, какими средствами измерить эффективность содержательных психолого-педагогических и организационных управленческих воздействий в сфере стимулирования активной позиции сотрудников в области профессионального и личностного самосовершенствования. К сожалению, современные средства мониторинга не располагают методиками, призванными комплексно оценить явления различного порядка как компонентов управления профессиональным и личностным самосовершенствованием.
При проведении исследования вопросов совершенствования системы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел была разработана и апробирована методика оценки эффективности самосовершенствования сотрудников, обучающихся по различным образовательным программам в образовательной организации МВД России, позволяющая оценивать эффективность содержательных и организационных воздействий субъектов управления образовательным процессом. Предлагаемая методика включает в себя осуществление измерительных процедур при последовательном прохождении ряда этапов, предусматривающих проведение ряда экспертиз эффективности деятельности по управлению профессиональным и личностным самосовершенствованием субъектов этой деятельности. Экспертизы осуществляются по специально разработанным картам, предусматривающим оценку основных компонентов деятельности по управлению самосовершенствованием: мотивационно-ценностный; содержательный; ор-ганизационно-деятельностный; результативно-оценочный. В качестве экспертов выступают сами обучающиеся, преподаватели, сотрудники факультетов, курсов, руководители структурных подразделений различного уровня. В качестве объектов изучения выступают курсанты и слушатели различных ступеней образования, преподавательский состав, сотрудники факультетов, курсов.
Одним из важных элементов оценки эффективности деятельности по профессиональному и личностному самосовершенствованию является психологическая атмосфера в учебной группе курсантов и слушателей в учебно-воспитательном процессе образовательной организации МВД России (в служебном коллективе сотрудников территориального органа МВД России в процессе профессиональной деятельности). Работа по оценке состояния психологической атмосферы в служебном коллективе проводится с использованием опросных листов и апробированных методик (например, Ю.Л. Ханина). В качестве объекта исследования выступает психологическая атмосфера в служебном коллективе сотрудников, экспертами являются сами сотрудники - члены служебного коллектива.
После получения количественных данных по каждой категории исследуемых объектов каждого этапа исследования осуществляется преобразование качественных показателей в количественные выражения и сопоставление с качественно-количественной характеристикой 4-х уровней эффективности управления самосовершенствованием: оптимальный (норма-образец); допустимый; критический; недопустимый.
Таким образом, методы экспертной оценки, а также показатели независимых характеристик позволяют оценивать эффективность тех или иных организационных и содержательных воздействий на деятельность сотрудников по профессиональному и личностному самосовершенствованию. Методы экспертной оценки позволяют не только оценивать современное состояние исследуемого явления в определенном коллективе сотрудников, но и выстраивать индивидуальные траектории профессионального развития отдельных сотрудников, осуществлять корректировку образовательных воздействий и в целом совершенствовать работу по повышению профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Купавцев, Т.С. Повышение профессионально-педагогической компетентности и управленческой культуры субъектов управления образованием как условие самосовершенствования сотрудников органов внутренних дел / Т.С. Купавцев // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 57-63.
2. Купавцев, Т.С. Сущность, содержание и специфика самосовершенствования сотрудников МВД России в системе профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. - 2013. - № 2 (9). - С. 129-139.
3. Купавцев, Т.С. Характеристики субъекта самосовершенствования в системе профессионального образования МВД России // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 1. - С. 55-59.
REFERENCES
1. Kupavtsev, T.S. (2016), "Increasing the professional and pedagogical competence and administrative culture of education management entities as a condition of self-improvement of police officers", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, No. 5, pp. 57-63.
2. Kupavtsev, T.S. (2013), "The essence, content and specificity of self-improvement of the Russian Ministry of Internal Affairs personnel in the professional education system", Professionalnoe obrasovanie v sovremennom mire, Vol. 9, No. 2, pp. 129-139.
3. Kupavtsev, T.S. (2015), "Characteristics of the subject of self-improvement in the system of professional education of the Ministry of internal Affairs of Russia", Vysshee obrazovanie segodnya, No. 11, pp. 55-59.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.10.2017
УДК 373.2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Людмила Васильевна Куриленко, доктор педагогических наук, профессор, Антон Альбертович Селезнев, доцент, Самарский национально-исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самарский национально-исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема адаптации детей к будущей школьной деятельности. Обосновывается идея о том, что навыки саморегуляции необходимо формировать через ин-