желание, стабильная нравственная потребность к созданию полноценной семьи и семейных отношений. Несмотря на то, что эта сфера имеет социальную значимость, в данном случае индивидуальное и социальное должно сливаться воедино при домини-
Библиографический список:
рующей значимости индивидуального. В этой связи пристальное внимание необходимо уделять разработке и апробации инновационных технологий семейного воспитания на протяжении всего обучения подрастающего поколения.
1. Семейное воспитание. Краткий словарь. Москва, 1990.
2. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Санкт-Петербург, 2005.
3. Панкова Т.В. Вопросы актуализации этнокультурных особенностей воспитания молодежи с позиций сравнительной этнопедагогики. Известия Академии педагогических и социальных наук. 2003; Выпуск 7.
4. Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва, 1973.
5. Сиепанов Е.Н., Лузинк Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитании. Москва: ТЦ Сфера, 2002. References
1. Semejnoe vospitanie. Kratkij slovar'. Moskva, 1990.
2. Schurkova N.E. Prikladnaya pedagogika vospitaniya: Sankt-Peterburg, 2005.
3. Pankova T.V. Voprosy aktualizacii 'etnokul'turnyh osobennostej vospitaniya molodezhi s pozicij sravnitel'noj 'etnopedagogiki. Izvestiya Akademiipedagogicheskih i social'nyh nauk. 2003; Vypusk 7.
4. Suhomlinskij V.A. O vospitanii. Moskva, 1973.
5. Siepanov E.N., Luzink L.M. Pedagogu o sovremennyh podhodah ikoncepciyah vospitanii. Moskva: TC Sfera, 2002.
Статья поступила в редакцию 02.03.15
УДК 378
Petrenko D.A., police Lieutenant Colonel, Head of Department of Professional Studies, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE INSTRUCTOR- PEDAGOGICAL STAFF IN PHYSICAL TRAINING FOR LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION. In the paper the structure of professional competence of the instructor-pedagogical staff on physical training for law-enforcement bodies of Russia is considered. The research includes the main components: motivational and ethical (professional orientation), cognitive-cognitive, organizational and reflective-creative (sports); social and professional functions of professional competence instructor-teaching personnel (ideological, socio-personal, gnostic, information and communication, occupational, psychological, educational, self and physical self-improvement); criteria and levels of development of professional competence of the instructor and teaching staff on physical training. The transformations in the system of professional training for the bodies of Internal Affairs of Russia require the creation of a unified system of training and recruitment of skilled and competent instructor-teaching staff.
Key words: professional competence, pedagogical staff, physical training, formation, education, pedagogical activity, quality of education, principles, self-education and physical self-improvement.
Д.А. Петренко, подполковник полиции, начальник курса факультета профессионального обучения ФГКОУ ВПО
«Краснодарский университет МВД Российской Федерации», Ставропольский филиал, г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается структура профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для органов внутренних дел России. Она включает в себя основные компоненты: мотивационно-цен-ностный (профессионально-ориентирующий), когнитивно-познавательный, организационно-деятельностный и рефлексивно-творческий (физкультурно-спортивный); Социальные и профессиональные функции профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров (Мировоззренческие, Социально-личностные, Гностические, Информационно-коммуникативные, Профессиональные психолого-педагогические, самообразования и физического самосовершенствования); критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагогические кадры, физическая культура, образование, воспитание, педагогическая деятельность, качество образования, принципы, самообразование и физическое самосовершенствование.
В настоящее время кадровое обеспечение МВД России осуществляется в основном за счёт комплектования специалистами, прошедшими обучение в ведомственных образовательных учреждениях. Система их подготовки включает в себя несколько этапов: 1) обучение по образовательным программам, охватывающим среднее (полное) общее образование с начальной профессиональной подготовкой (суворовские военные училища МВД России); 2) первоначальную подготовку; 3) среднее профессиональное образование; 4) высшее профессиональное образование; 5) послевузовское профессио-
нальное образование; 6) дополнительное профессиональное образование; 7) профессиональную служебную и физическую подготовку. При этом на всех этапах профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, а также служебной деятельности физическая подготовка является обязательной, как один из основных структурно-личностных компонентов профессиональной готовности полицейского к различным видам действий, связанных с использованием физической силы, боевых приемов борьбы, а также специальных средств и огнестрельного оружия.
Однако, изучение практического опыта и результатов научных исследований, свидетельствуют о том, что уровень физической подготовленности кадров МВД России, за исключением подразделений специального назначения, оставляет желать лучшего (И.Ф. Амельчанков, С.Н. Кашин, В.А. Колокольцев, В.А. Торопов и др.) [1; 2].
В качестве основной причины данной ситуации можно выделить отсутствие стандартного, достаточно научно-обоснованного и содержательно ёмкого набора компетенций, определяющего перспективы качества образования сотрудников МВД России в области физической культуры, их уровень знаний, умений, навыков, творческих способностей и личностных качеств, обеспечивающих физическую, деятельностную, морально-волевую и духовно-нравственную основы их профессии. Нет единых взглядов и на состав профессиональных компетенций инструкторско-пе-дагогических кадров по физической подготовке для ОВД РФ.
Преобразования, проводимые в настоящее время в системе профессиональной подготовки кадров для ОВД, требуют научного осмысления ряда педагогических проблем.
К первой, относится организационно-управленческая проблема. Её суть состоит в том, что до сих пор нет единой достаточно обоснованной в научном, методическом и практическом плане системы профессиональной подготовки инструкторско-пе-дагогических кадров и комплектования ими структурных подразделений МВД России. До сегодняшнего дня в территориальных органах и подразделениях назначаются руководители учебных групп с функциональными обязанностями по организации и проведению занятий, в том числе и по физической подготовке. Назначаемые на эти должности лица не всегда обладают достаточной профессионально-педагогической компетентностью в вопросах связанных с обучением и воспитанием личного состава.
Вторая заключается в необходимости создания системы педагогической профессионально-прикладной физической подготовки в гражданских образовательных учреждениях, выпускники которых потенциально ориентируют своё будущее на работу в системе МВД России.
Третья, интегративная, касающаяся целевой установки Госстандарта по дисциплине «Физическая культура», для всех, независимо от ведомственной принадлежности, высших учебных заведений. Здесь детерминирует положение о то, что в системе гражданских вузов накоплен большой научный и практический опыт в вопросах планирования и организации учебного процесса по формированию физической культуры личности, в структуре которой, ведущим качественным компонентом является компе-тентностное самообразование и физическое самосовершенствование, но этот опыт недостаточно обобщён и проанализирован [3; 4].
Важнейшим фактором становления инструктора по физической подготовке является его психолого-педагогическая готовность к самообразованию и самосовершенствованию.
Мы выделяем четыре основных компонента в структуре профессиональной компетентности инструкторско-педагоги-ческих кадров по физической подготовке для ОВД РФ: мотива-ционно-ценностный (профессионально-ориентирующий), когнитивно-познавательный, организационно-деятельностный и рефлексивно-творческий (физкультурно-спортивный).
1. Мотивационно-ценностный (профессионально-ориентирующий), предполагает наличие потребности к профессионально-педагогической работе, обеспечивающей успешность в ней по средствам наличия таких личностных качеств, как креативность, рефлективность, колезивность т.е. способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытые причины, субъективные и объективные факторы состояния своего здоровья, использовать средства физической культуры его обеспечивающие, и на основе психофизического состояния осуществлять его коррекцию, самоактуализацию и устойчивый интерес к достижению поставленных целей, инициативность, изобретательность и настойчивость.
2. Когнитивно-познавательный, обусловлен присутствием системы знаний в области педагогики, психологии к физиологии физического воспитания, а также познавательно-творческой потребности в профессиональном самосовершенствовании.
3. Организационно-деятельностный, детерминирует продуктивные умения переноса сформированных компетенций в практическую инструкторско-педагогическую деятельность.
4. Рефлексивно-творческий (физкультурно-спортивный), связан с интеллектуальными способностями использования методов научного познания, исследования причинно-следственных связей, закономерностей, связанных с физическим воспитанием.
Выполнение функциональных обязанностей инструктор-ско-педагогических кадров обусловливает необходимость формирования у них таких профессиональных компетенций, как знание и умение обучать двигательным действиям, упражнениям общефизической подготовки (бег, прыжки, метания, преодоление препятствий и прочее) и специальной (боевых приёмов борьбы при задержании нарушителей), а так же умения адресно развивать необходимые физические качества, обеспечивающие успешное овладение двигательными умениями общего и специального характера (силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость), использовать различные формы, средства и методические системы оздоровительной физической культуры, для поддержания необходимой для профессии интеллектуальной и физической работоспособности.
Таблица 1
Структура профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для ОВД РФ
Направленность профессиональных компетенций Нормативно-правовая, педагогическая, физкультурно-оздоровительная, тренерская, проектная, рекреационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, культурно-просветительская
Виды Общекультурные, прос эессиональные
Составляющие компоненты Мотивационно-ценностный (профессионально-ориентирующие) Когнитивно-позновательный Организационно-деятельностный Рефлексивно-творческий (физкультурно-спортивный)
Социальные и профессиональные функции 1. Мировоззренческие 2. Социально-личностные 3. Гностические 4. Информационно-коммуникативные 5. Профессиональные психолого-педагогические 6.Компетенции самообразования и физического самосовершенствования (образовательные, воспитательные, физкультурно-оздоровительные, спортивного совершенства, интеллектуально и физиче-ски-развивающие, становления социально-духовной личности)
Критерии 1. Знания: фактологические, аналитико-синтетические, прогностические (степень абстракции, осознанности). 2. Умения ( репродуктивный и продуктивный уровень усвоения). 3. Владения: интеллектуально-творческими и педагогическими способностями (результативность в достижении целей). высокий уровень психофизической готовности.
Уровни Низкий Средний Высокий
На основе обобщения уже известных психолого-педагогических подходов к исследованию структуры личности и профессиональной компетентности, предлагаем ее структуру и способы определения её компонентов в нижеследующей таблице 1.
В результате проведённого теоретико-экспериментального исследования была определена эффективность проведённой работы по формированию профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке, созданы научно-теоретические предпосылки совершенствования кадрового потенциала для системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел России. Исследование состояния данного вопроса говорит о том, что прово-
Библиографический список
димые преобразования в системе профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел России требуют создания единой системы обучения и комплектования квалифицированными и компетентными инструкторско-педагогическими кадрами [5]. Для этого необходимо восстановить систему педагогической профессионально-прикладной физической подготовки в гражданских образовательных учреждениях, готовящих специалистов по юридическому и иным направлениям, выпускники которых потенциально хотят проходить службу в системе МВД. Необходима корректировка их деятельности и совместная работа двух ведомств - министерства образования и науки и внутренних дел Российской Федерации.
1. Амельчанков И.Ф. О совершенствовании профессиональной подготовки кадров и учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России. Вестник кадровой политики МВД России. Москва, 2009; 1: 15-22.
2. Петренко Д.А. Определение понятия профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров для органов внутренних дел России. Мир науки, культуры, образования. 2014; 3 (46): 107-108.
3. Кашин С.Н. Применение средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь: СГУ, 2003.
4. Торопов В.А. Результат исследования эффективного обучения сотрудников органов внутренних дел. Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. 2014; 2 (62): 211 - 214.
5. Колокольцев В.А. В России начинается новый этап реформы МВД. Available at: http//oficery.ru.
References
1. Amel'chankov I.F. O sovershenstvovanii professional'noj podgotovki kadrov i uchebnogo processa v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii. Vestnik kadrovojpolitiki MVD Rossii. Moskva, 2009; 1: 15-22.
2. Petrenko D.A. Opredelenie ponyatiya professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov dlya organov vnutrennih del Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 3 (46): 107-108.
3. Kashin S.N. Primenenie sredstv fizicheskogo vospitaniya v sisteme professional'nogo otbora kandidatov na uchebu i sluzhbu v organy vnutrennih del Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol': SGU, 2003.
4. Toropov V.A. Rezul'tat issledovaniya 'effektivnogo obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta MVD Rossii. 2014; 2 (62): 211 - 214.
5. Kolokol'cev V.A. VRossii nachinaetsya novyj 'etap reformy MVD. Available at: http//oficery.ru.
Статья поступила в редакцию 02.03.15
УДК 378
Ryakina O.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Language Communication, Russian Academy of Music n.a. Gnesins (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Borisova Ye.N., senior lecturer, Department of Language Communication, Russian Academy of Music n.a. Gnesins (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURAL FUNCTIONAL MODEL OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF MUSIC STUDENTS.
The article describes a structural functional model of professional foreign language competence among music students, which combines certain approaches, methods, principles, techniques and means that can be adjusted for professional training in educational schools. The model involves some samples of creative tasks for students which develop such desirable qualities of music professionals as communication, multiculturalism, imagination, interpretation, reflection, ability to use context information, to conduct cultural dialogue. Taking into account the psychological and pedagogical conditions of musicians' professional activities, the model of professional foreign language competence of music students is aimed at their developing in a multicultural sociomusical context. In the research the term of "dialogue-like thinking" is interpreted as a quality of that develops the ability of students to change strategies and tactics, when they solve communication tasks, and that foster expanding of creative consciousness.
Key words: professional foreign language competence, music students, intercultural communication, context, imagination, interpretation, self-development.
О.Р Рякина, д-р пед. наук, зав. каф. языковой коммуникации ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: [email protected]
Е.Н. Борисова, доц. каф. языковой коммуникации ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье рассматривается проблема реализации структурно-функциональной модели формирования профессионально ориентированных иноязычных компетенций студентов музыкальных специальностей, делающей оптимальным комбинирование определённых подходов, принципов, методов, приёмов и средств с учётом специфики профессиональной подготовки. Модель содержит примеры творческих заданий, развивающих у студентов желаемые качества личности специалиста му-