16. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
17. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
18. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 61.
References
1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena: 32 - 38.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyjzvuk: monografiya. Sankt-Peterburg, 2006.
4. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestven-nogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
8. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.
9. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. T. 2: Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I Gercena, 2016.
10. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
11. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
12. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. interv'yu professora RGPU im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole. 2010; 4: 11 - 14.
13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya, 2014; 4 (39): 99 - 104.
14. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Pod redakciej S.V. Klyagina, O.D. Shipunovoj. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.
15. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
16. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
18. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 61.
Статья поступила в редакцию 31.03.17
УДК 378
Petrenko D.A., Police Lieutenant Colonel, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training and Sports, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Kashin S.N., Police Lieutenant Colonel, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training and Sports, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONALISM OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING FOR THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT. The article discusses approaches and a system of requirements to the level of professionalism in the field of physical training for the internal affairs agencies. The authors note that the professionalism of police officers is realized in the ability of a police officer to be stronger than offenders on different levels, including common physical properties (strength, agility, speed, endurance). The researchers tell that the use of special motor skills in fighting techniques, overcoming various obstacles, firing from firearms should also be profound. Thus the system of physical training of police officers in Russia requires finding ways to improve the training. First of all, it needs organization of targeted training coaches for teachers of physical education for the bodies of Internal Affairs of Russia. The authors conclude that professionals dealing with physical training staff directly need either further training or additional training, primarily on pedagogical profile.
Key words: police officers, system of physical training for staff of bodies of internal affairs, experts in the field of physical training for bodies of internal affairs.
Д.А. Петренко, подполковник полиции, канд. пед. наук, доц. каф. физической подготовки и спорта,
ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД Российской Федерации», Ставропольский филиал, г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
С.Н. Кашин, полковник полиции, канд. пед. наук, доц., нач. каф. физической подготовки и спорта, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье рассмотрены подходы и система требований к уровню профессионализма специалистов в области физической подготовки для органов внутренних дел. Авторы отмечают, что профессионализм сотрудников полиции должен заключаться в том, чтобы они не уступали правонарушителям в проявлении общих физических качеств (силе, ловкости, быстроте, выносливости), а также в использовании специальных двигательных умений и навыков - применение боевых приемов борьбы,
преодолении различного рода препятствий, стрельбе из огнестрельного оружия. Тем самым система физической подготовки сотрудников ОВД России требует поиска путей совершенствования. Авторы делают вывод о том, что специалисты, занимающиеся непосредственно физической подготовки сотрудников ОВД, нуждаются в повышении квалификации или дополнительной профессиональной подготовке, прежде всего, по педагогическому профилю.
Ключевые слова: сотрудники полиции, система физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, специалисты в области физической подготовки для органов внутренних дел.
Процесс становления новой российской государственности, проходящий на фоне изменения социально-политических условий в стране и за рубежом, сопровождается масштабными преобразованиями в российской правоохранительной системе вообще и в МВД в частности. Одним из направлений, проводимого в настоящее время обновления кадровой политики в МВД является совершенствование содержания, форм и методики обучения и воспитания сотрудников полиции.
Формирование адекватной проводимым социально-экономическим преобразованиям системы подготовки кадров для органов внутренних дел России требует выведения профессионального образования на качественно новый уровень. Однако данные меры в системе МВД проводятся не всегда последовательно и целенаправленно, не всегда дают желаемые результаты.
Сегодня необходима проработанная система физической подготовки, функционирование которой позволяет действительно формировать физическую и психологическую готовность сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Как следствие этого, большинство современных научных теорий, концепций и представлений на инновационные формы и методы организации, планирования и реализации процесса физической подготовки не находят своего практического применения, остаются невостребованными [1].
Однако не следует рассматривать физическое воспитание в силовых ведомствах только в виде прикладного характера и как один из предметов профессионального обучения и воспитания личного состава. Необходимо признать его в виде целостного процесса профессионально-прикладной физической подготовки, в том числе и - своеобразной разновидности физического воспитания.
Профессионально-прикладная физическая подготовка необходима не только в узковедомственных интересах, но и для всей системы высшего профессионального образования страны. Это должно стать системой, в которой будет осуществляться педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к потенциальной деятельности в правоохранительных органах. Это может быть востребовано в условиях чрезвычайных ситуаций, в сложной оперативной обстановке, экстремальных ситуациях, когда может понадобиться помощь граждан в охране правопорядка.
Профессионализм сотрудников полиции должен заключаться и в том, чтобы они не уступали правонарушителям в проявлении общих физических качеств (силе, ловкости, быстроте, выносливости), а также в использовании специальных двигательных умений и навыков - применение боевых приемов борьбы, преодолении различного рода препятствий, стрельбе из огнестрельного оружия и т. п.
Все вышеперечисленное мы считаем признаками компетенции в области физической подготовки сотрудников полиции. Овладение этими профессиональными качествами требует поиска путей совершенствования системы физической подготовки сотрудников ОВД России.
Современная образовательная политика, отвечая требованиям базовых истин педагогики и мировых стандартов в целом, социально-экономической системы России в частности, отличается принципиально новым подходом, требующим сделать ученика не объектом, а субъектам обучения.
Однако, мы считаем, что до сих пор не находит своего должного отражения процесс обучения инструкторско-педагогических кадров по служебно-боевой подготовке в общем и по физической подготовке в частности. Между тем, это очень важное направление работы и его необходимость заложена в ряде нормативно-правовых документов, определяющих учебно-воспитательный процесс, в частности в приказах МВД России [2 - 4].
В этой связи, актуальность целенаправленной профессиональной подготовки инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для органов внутренних дел России не вызывает сомнения. Наш научный поиск предопределило положение Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации
об организации процесса обучения инструкторов-общественников по огневой и физической подготовке из числа курсантов и слушателей образовательных учреждений, имеющих способности к организаторской и педагогической работе.
Кроме того, следует отметить и такое явление, как отсутствие специального образования. В нашем исследовании было определено то, что более 70 процентов сотрудников, отвечающих за физическую подготовку в подразделениях ОВД, не имеют специального образования (физкультурно-педагогического). При этом данный показатель имеет динамику к увеличению. По уточненным исследовательским данным, менее 15 процентов инструкторов имеет высшее педагогическое образование вообще, а из них только 7 процентов - физкультурно-педагогическое.
Было выявлено, что в основе комплектования ОВД специалистами, отвечающими за физическую подготовку, заложен принцип занятости спортом. Однако при детальном исследовании данного показателя было определено, что только около 80 процентов систематически занимались спортом, из них: игровыми видами спорта - 40 процентов; единоборствами - 30 процентов; циклическими видами спорта - 20 процентов; сложными координационными видами спорта - 10 процентов.
Нам представляется, что отсутствие научно-обоснованных должностных квалификационных характеристик инструктор-ско-педагогических кадров по физическому воспитанию для ОВД не позволяют четко определить общие функциональные обязанности инспектора отдела специальной и боевой подготовки (СБП). Для решения данной проблемы было проведено поисковое исследование, имеющее своей целью определение задач, влияющих на успешность профессиональной деятельности инспектора СБП. Из предложенного перечня пунктов, как действующих должностных обязанностей инспектора СБП, так и модельных характеристик, введенных нами, было предложено определить профессионально-значимые стороны деятельности. К числу профессионально-значимых сторон деятельности респондентами были отнесены: организация и контроль физической подготовки личного состава; проведение учебных занятий с личным составом; закупка спортивного имущества; строительство и ремонт мест занятий; работа со сборными командами.
К числу необходимых обязанностей респонденты отнесли следующие:
- определение пригодности сотрудников к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, физической силы, специальных средств и боевых приемов борьбы;
- изучение и внедрение положительного опыта по организации и проведению занятий в системе служебно-боевой подготовки;
- методическая подготовка командиров; оказание помощи командирам подразделений в организации физической подготовки;
- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, осуществление подготовки кандидатов на конкурсы;
- разработка и подготовка планов, отчетов, приказов, приказаний по служебно-боевой подготовке;
- анализ фактов применения и использования огнестрельного оружия, физической силы, специальных средств и боевых приемов борьбы; составление отчетности по служебно-боевой подготовке;
К лишним обязанностям была отнесена подготовка судей, тренеров по спорту. В процессе проведённого исследования нами был сделан вывод о недостаточной профессиональной компетенции в области физической культуры у действующих инспекторов СБП, обыденном уровне знаний и представлений при решении задач профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД.
Для улучшения профессиональной деятельности только 10 процентов респондентов отметили необходимость повышать свою квалификацию, остальные 90 процентов сослались на недостаток времени, большое количество документооборота, отсутствие должного финансирования, необходимость улучшение материальной и спортивной базы, а также непонимания со
стороны руководства. По мнению инспекторов, мешают работе лишние, не относящиеся к прямым обязанностям направления работы [3; 4].
Резюмируя вышеизложенное отметим, что профессиональное педагогическое обучение специалистов в области физической подготовки для органов внутренних дел должно осуществляться на основе ФГОС ВО в вузах министерства образования
Библиографический список
и науки. Вместе с тем, собственные исследования показали, что такое специализированное профессиональное педагогическое обучение прошло около 10 процентов специалистов, остальные 90 процентов имеют образование, не связанное с педагогической деятельностью, поэтому считаем, что специалисты данного профиля нуждаются в повышении квалификации или дополнительной профессиональной подготовке.
1. Кашин С.Н., Петренко Д.А. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России: монография. Ставрополь, 2010.
2. Петренко Д.А. Зарубежный опыт организации профессионального обучения полицейских. Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. 2013: 167 - 171.
3. Петренко Д.А. Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров МВД по физической подготовке. Краснодарский университет МВД РФ, Ставропольский филиал; Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Москва, 2015.
4. Петренко Д.А. Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для органов внутренних дел Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51): 98 - 100.
References
1. Kashin S.N., Petrenko D.A. Fizicheskaya podgotovka kursantov vuzov MVD Rossii: monografiya. Stavropol', 2010.
2. Petrenko D.A. Zarubezhnyj opyt organizacii professional'nogo obucheniya policejskih. Nauchno-metodicheskie problemy podgotovki instruktorsko-pedagogicheskih kadrov po boevoj i fizicheskoj podgotovke dlya organov vnutrennih del: sbornik materialov VI mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej L.I. Timoshenko, S.N. Kashina. 2013: 167 - 171.
3. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnostiinstruktorsko-pedagogicheskih kadrov MVD po fizicheskojpodgotovke. Krasno-darskij universitet MVD RF, Stavropol'skij filial; Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova. Moskva, 2015.
4. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov po fizicheskoj podgotovke dlya organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51): 98 - 100.
Статья поступила в редакцию 10.04.17
УДК 378.147
Petrov A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),
E-mail: [email protected]
Starodubtseva V.S., Cand. of Sciences (Economics), Director of"Altai-Personal" Recruitment Agency, LLC (Gorno-Altaisk,
Russia), E-mail: [email protected]
THE PEDAGOGICAL STRATEGY OF FORMATION OF SELF-CONTROL IN UNVERSITY GRADUATES. The paper disputes on the problem that forming students' skills of self-control as an integrative quality of a personality should be a special aim of training specialists at a higher education school. Self-control is an important component of a holistic mechanism of self-regulation of professional activities and behavior of students. As a necessary condition for the improvement of independent work of students, promoting an educational and future professional activity. It is important to form such components of self-control, as reflection, self-evaluation, prediction and self-correction. For purposeful process of the formation of such qualities as self-control you must have relevant principle in the modern didactics, which would be regulators in forming these qualities. To introduce this principle into the educational process with the required tools, that is a known application method. Such tools can be essential, normative and procedural didactic functions of this principle, which technologizing the formation of self-control in students.
Key words: self-control, developing training, competence approach, didactic principles, competence, professional competence of economist.
A.В. Петров, д-р пед. наук, проф. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,
E-mail: [email protected]
B.С. Стародубцева, канд. эконом. наук, директор ООО «Кадровое агентство «Алтай-Персонал», г. Горно-Алтайск,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
В работе обосновывается, что формирование у студентов навыков самоконтроля как интегративного качества личности должно быть специальной целью профессиональной подготовки специалистов в высшей профессиональной школе. Самоконтроль это важный компонент целостного механизма саморегуляции профессиональной деятельности и поведения студентов. В качестве необходимых условий совершенствования самостоятельной деятельности студентов, способствующих качеству учебной и будущей профессиональной деятельности, важно сформировать такие компоненты самоконтроля, как рефлексия, самооценка, прогнозирование, самокоррекция. Для целенаправленного процесса формирования такого качества личности как самоконтроль необходимо иметь в рамках современной дидактики соответствующий принцип-регулятив формирования этого качества. Для реализации такого принципа в учебном процессе необходим инструментарий, то есть известный способ его применения. Таким инструментарием могут выступать сущностные, нормативные и процессуальные дидактические функции данного принципа, которые технологизируют процесс формирования самоконтроля у студентов.
Ключевые слова: самоконтроль, развивающее обучение, компетентностный подход, дидактические принципы, компетенции, компетентность, профессиональная компетентность экономиста.
Переход от индустриального к информационному этапу развития общества закономерно сопровождается модификацией взглядов человека о себе, своих способностях, поиском собственного места в профессиональном мире. Психолого-педагогическая подготовка, предусматривающая развитие способности
системно-оперативного мышления, принятия оптимального решения в любой, даже экстремальной ситуации, путем сведения к минимуму временных и психических затрат, осуществление самоконтроля и соответствующую коррекцию своей деятельности и развития своей компетентности входит составной частью