который позволил выявить соответствие между эмоциями - состояниями души, зрительно-пластической выразительностью и пластикой тела.
Были произведены следующие действия: составлены экспериментальные материалы в виде изображений человеческого тела и глаз, передающих различные чувства и душевные переживания, на их основе была сформирована таблица соответствий зрительной и пластической телесной выразительности.
Затем все данные были разделены на отдельные части. Испытуемым была поставлена задача, подобрать к различным чувствам соответствующие изображения зрительной и телесной пластической выразительности.
Нами были опрошены две экспериментальные группы. Первая группа - учащиеся театральной студии в возрасте от 11 до 14 лет, поступившие в студию в 2015 году. Вторая группа - студенты театральных вузов в возрасте от 18 до 26 лет, обучающиеся в настоящее время или окончившие недавно свое обучение.
Задача теста состояла в том, чтобы соотнести типы зрительно-пластической выразительности с проявлениями пластической выразительности тела и эмоциями - состояниями души.
В каждой группе было опрошено по 15 человек. В теории, на каждый блок (пластика тела и эмоции) выделялось 8 минут, таким образом, тестируемые должны были справиться с тестом за 16 минут. На практике, тестируемые соотносили зрительно-пластическую выразительность с пластикой тела быстрее в два раза (справлялись с заданием за 4 минуты), не же ли с эмоциями.
Результаты были подсчитаны в процентном соотношении, исходя из верных ответов тестируемых.
Первая группа - пластика тела - 51,4%, эмоции - 37,1%.
Вторая группа - пластика тела - 72,2%, эмоции - 61,1%.
Библиографический список
Данные тестирования и опрос после него выделили четыре аспекта.
Первый аспект - правильных ответов в этом тесте нет, так как сопоставления представление в таблице индивидуальны. Каждый человек воспринимает ту ли иную эмоцию, направленную в его сторону по-своему. Мы представили лишь примерный список и изображения того, как это может быть.
Второй аспект - это опыт и знания, приобретенные в процессе учебы и работы. Это доказывают проценты, приведенные выше по каждой группе. Если тестируемые изучали мастерство актера, сценическое движение, танец, им проще разобраться в телесной выразительности (в пластике тела). Отсюда следует, что мимике лица, глазам на занятиях не уделяется достаточного внимания, для того, чтобы учащиеся могли в полной мере различать зрительно-пластические выразительности через эмоции, идущие через глаза.
Третий аспект вытекает непосредственно из второго. Данные в процентном соотношении и анализ каждого участника тестирования показали, соотносить зрительно-пластическую выразительность с пластикой тела проще, не же ли, определять по эмоциям. Это еще раз подтверждает тот момент, что, во-первых эмоциям не уделяется достаточного внимания на занятиях, а во-вторых не существует апробированных методик в этом направлении.
Четвертый аспект - вывод тестируемых групп. Если объединить пластику тела и эмоции, определить зрительно-пластическую выразительность на 98,6% проще, чем по отдельности.
Вывод: эмоциональное состояние «персонажа», продиктованное состоянием души и отраженное во взгляде через зрительно-пластическую выразительность, позволяет телу принять правильное физическое положение.
1. Миронова М. Александр Княжинский: «Кино - искусство изобразительное». Из лекции во ВГИКе. Искусство Кино. 1999; 7: 89 - 93.
2. Песочинский Н.В. Семиотика как театроведческий метод. Театрон. СПбГАТИ. 2010; 2 (6): 3 - 13.
3. Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). Изд. 2-е. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.
4. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Редактор В.Ф. Асмус. Москва, «Мысль», 1975; Т. 1.
5. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. Перевод с итальянского А.А. Губера, В.П. Зубова; Под ред. А.К. Дживелегова. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.
6. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Москва: Изд. Академии наук СССР, 1962.
References
1. Mironova M. Aleksandr Knyazhinskij: «Kino - iskusstvo izobrazitel'noe». Iz lekcii vo VGIKe. Iskusstvo Kino. 1999; 7: 89 - 93.
2. Pesochinskij N.V. Semiotika kak teatrovedcheskij metod. Teatron. SPbGATI. 2010; 2 (6): 3 - 13.
3. Volkonskij S.M. Vyrazitel'nyj chelovek. Scenicheskoe vospitanie zhesta (po Del'sartu). Izd. 2-e. Moskva: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2012.
4. Aristotel'. Sochineniya v chetyreh tomah. Redaktor V.F. Asmus. Moskva, «Mysl'», 1975; T. 1.
5. Leonardo da Vinchi. Suzhdeniya o nauke iiskusstve. Perevod s ital'yanskogo A.A. Gubera, V.P. Zubova; Pod red. A.K. Dzhivelegova. Sankt-Peterburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2012.
6. Lermontov M.Yu. Gerojnashego vremeni. Moskva: Izd. Akademii nauk SSSR, 1962.
Статья поступила в редакцию 16.07.18
УДК 378
Petrenko D.A., Police Lieutenant Colonel, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training and Sports, Stavropol branch, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Kashin S.N., Colonel of Police, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Physical Training and Sports, Stavropol branch, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE APPROACHES TO IMPROVE SKILLS OF THE INSTRUCTOR-TEACHING PERSONNEL. The article states that improving the skills of instructors and teachers for special training of police officers is an urgent problem for the entire system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors summarize that one of the most acute problems of training of police officers to the effective and appropriate use of physical force, special means and firearms in the conditions of real operational and official activity is the lack of specialists who would be capable to solve the tasks of training of personnel units at a quality level. For the solution of this problem Russia organizes Centres for training of trainers in service and combat training, the leading specialists in this area includes practical classes and workshops to improve learning and teaching in the section "Combat fighting techniques" on the basis of educational institutions of the MIA of Russia.
Key words: special training of police officers, instructors and teaching staff, skills, actions in extreme situations.
Д.А. Петренко, канд. пед. наук, доц. каф. физической подготовки и спорта, подполковник полиции,
ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
С.Н. Кашин, канд. пед. наук, доц., нач. каф. физической подготовки и спорта, полковник полиции, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ИНСТРУКТОРСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В статье говорится о том, что повышение мастерства инструкторско-педагогических кадров по специальной подготовке сотрудников полиции является актуальной проблемой для всей системы МВД России. Авторы резюмируют, что одной из наиболее острых проблем подготовки сотрудников полиции к эффективному и целесообразному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в условиях реальной оперативно-служебной деятельности, является отсутствие специалистов, способных на качественном уровне решать поставленные задачи по обучению личного состава подразделений. Для решения этой проблемы в России создаются Центры профессиональной подготовки инструкторов по служебной и боевой подготовке, ведущими специалистами в этой сфере проводятся выездные практические занятия и семинары по совершенствованию и обучению преподавания раздела "Боевые приемы борьбы" на базе образовательных учреждений системы МВД России.
Ключевые слова: специальная подготовка сотрудников полиции, инструкторско-педагогические кадры, мастерство, действия в экстремальных ситуациях.
Повышение мастерства инструкторско-педагогических кадров по специальной подготовке сотрудников полиции является актуальной проблемой для всей системы МВД России. Нами в рамках проведённого исследования было определено то, что более 70 процентов сотрудников, отвечающих за физическую подготовку в подразделениях ОВД, не имеют специального образования (физкультурно-педагогического). При этом данный показатель имеет динамику к увеличению. По уточненным исследовательским данным, менее 15 процентов инструкторов имеет высшее педагогическое образование вообще, а из них только 7 процентов - физкультурно-педагогическое.
Было выявлено, что в основе комплектования ОВД специалистами, отвечающими за физическую подготовку, заложен принцип занятости спортом. Однако при детальном исследовании данного показателя было определено, что только около 80 процентов систематически занимались спортом, из них: игровыми видами спорта - 40 процентов; единоборствами -30 процентов; циклическими видами спорта - 20 процентов; сложными координационными видами спорта - 10 процентов [1-3].
В связи с возросшими требованиями к профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД по инициативе Министра внутренних дел РФ в 2014 году был создан Центр профессиональной подготовки инструкторов по служебной и боевой подготовке ГУ МВД России по г. Москве [4].
Под инструкторско-педагогическими кадрами в соответствии с приказами МВД России понимаются сотрудники со следующими характеристиками:
- имеют среднее или высшее образование (педагогическое, юридическое или военное);
- обладают профессионально-педагогической компетентностью по физической подготовке;
- владеют креативной способностью в обучении личного состава ОВД к действиям, связанным с правомерным применением физической силы, в том числе боевых приемов борьбы и специальных средств;
- знают, как компетентно формировать у подчиненных психолого-педагогическую готовность к действиям в сложных и экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности;
- умеют воспитывать у обучаемых высокие морально-волевые, социально-духовные, нравственно-этические качества и свойства личности.
Основной задачей Центра является инновационная форма внедрения и развития накопленного опыта, в том числе и зарубежного, по обучению инструкторских кадров, а также:
- выработка единообразной методики подготовки инструкторов по РЛС подразделений, единых критериев оценки действий сотрудников в экстремальной оперативной обстановке, с высокой вероятностью применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы;
- внедрение передовых технологий обобщённого отечественного и зарубежного опыта профессиональной подготовки сотрудников полиции;
- организация новой генерации специалистов профессиональной служебной и физической подготовки высшей квалификации - мастер-инструктор по специальной подготовке;
- создание на этой основе массового резерва квалифицированных кадров, для подготовки и отбора будущих преподавателей по физической и огневой подготовке для образовательных организаций ГУ МВД России по г. Москве;
- организация сотрудничества со смежными силовыми структурами и налаживание взаимовыгодного взаимодействия со специалистами, экспертами и научными кадрами образовательных организаций системы МВД России [4].
Тем самым ведущие задачи Центра - профессиональная подготовка уже действующих полицейских кадров к действиям в экстремальных ситуациях, а так же обучение инструкторов, способных в дальнейшем распространять уникальные методики центра в своих подразделениях.
Данный Центр располагается на базе физкультурно-оздоровительного комплекса УВД по ЗАО ГУ МВД России. Учебно-материальная база включает в себя класс специальной и боевой подготовки, кабинеты для преподавательского состава, специальную библиотеку. Совместно с УВД по ЗАО используется стрелковый тир, игровой спортивный зал, борцовский и боксёрские залы, 2 тренажёрных зала и плавательный бассейн.
В Центре созданы цикл физической и цикл огневой подготовки.
Обучение в Центре строится на ситуационном методе, основанном на моделировании ситуаций оперативно-служебной деятельности с дальнейшей выработкой умений и навыков решения профессиональных задач в условиях максимально приближенных к реальным.
Большое внимание в Центре уделяется психологической подготовке, когда сотрудники тренируются с дополнительными отвлекающими и раздражающими нагрузками. Например, при стрельбе параллельно по требованию инструктора сочетают стрельбу с задержанием нападающего, отжиманием от пола и так далее. Тем самым они учатся не отвлекаться, не снижать контроль над ситуацией в экстремальных условиях, оценивать обстановку и грамотно принимать решения. Сотрудники Центра часто принимают коллег из разных стран и сами проходят курсы повышения за рубежом, принося в Россию уникальный опыт подготовки полицейских Израиля, Голландии и др.
В процессе подготовки курсантов на базе центра и переподготовки действующих полицейских применяются нетрадиционные методы - сочетание вербальных и невербальных методов воздействия на противника, использование менее жестких элементов рукопашного боя, чем ударов кулаками, отдавая предпочтение менее травматичным, но более эффективным для обезвреживания и задержания: ударам открытой ладонью, захватам, броскам и болевым приемам. В то же время, несмотря на созданный в Москве Центр профессиональной подготовки инструкторов по служебной и боевой подготовке ГУ МВД России по г. Москве, по прежнему одной из наиболее острых проблем подготовки сотрудников полиции к эффективному и целесообразному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в условиях реальной оперативно-служебной деятельности, является отсутствие специалистов, способных на качественном уровне решать поставленные задачи по обучению личного состава подразделений. Безусловно работа подобного Центра является во многом показательной и достаточно эффективной, что детерминирует тиражирование данного опыта во всех образовательных учреждениях МВД России.
Для решения указанных проблем в органах и подразделениях внутренних дел Ставропольского края, начиная с 2006 года в рамках учебно-методических сборов с инспекторами тогда еще боевой, специальной и физической подготовки и назначенными инструкторами по физической подготовке, на базе кафедры физической подготовки и спорта Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России проводится межвузовская
научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке и спорту для ОВД» [5].
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в результате проведённых исследований было определено, что система профессиональной подготовки инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке и спорту для органов внутренних дел России будет динамична и функциональна, если будет создана технология формирования профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для ОВД. Основным организационным и психолого-педагогическим условием успешной реализации технологии формирования профессиональной компетентности инструктор-ско-педагогических кадров по физической подготовке для ОВД выступает учебно-методический и научный комплекс, созданный в рамках кафедры физической подготовки и спорта учебного за-
ведения системы МВД России. Данный специальный комплекс может функционировать по типу Центра профессиональной подготовки инструкторов по служебной и боевой подготовке ГУ МВД России, осуществляя подготовку будущих сотрудников полиции и повышение квалификации уже действующих кадров. Подобная работа уже много лет активно проводится на кафедре физической подготовки Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России. Так, в феврале 2018 года совместно с сотрудниками отдела профессиональной подготовки управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Ставропольскому краю профессорско-преподавательским составом кафедры осуществлено 4 кустовых выезда с целью проведения практических занятий и семинаров по совершенствованию и обучению преподавания раздела «Боевые приёмы борьбы» нового наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.
Библиографический список
1. Кашин С.Н., Петренко Д.А. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России: монография. Ставрополь, 2010.
2. Петренко Д.А. Зарубежный опыт организации профессионального обучения полицейских. Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. 2013: 167 - 171.
3. Петренко Д.А. Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров МВД по физической подготовке. Краснодарский университет МВД РФ, Ставропольский филиал; Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Москва, 2015.
4. Инструктор: московской школе подготовки полицейских завидуют в Европе. Available at: https: //ria.ru/interview/ 20160120/1362373981.html
5. Петренко Д.А. Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для органов внутренних дел Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51): 98 - 100.
References
1. Kashin S.N., Petrenko D.A. Fizicheskaya podgotovka kursantov vuzov MVD Rossii: monografiya. Stavropol', 2010.
2. Petrenko D.A. Zarubezhnyj opyt organizacii professional'nogo obucheniya policejskih. Nauchno-metodicheskie problemy podgotovki instruktorsko-pedagogicheskih kadrovpo boevoj i fizicheskojpodgotovke dlya organov vnutrennih del: sbornik materialov VI mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej L.I. Timoshenko, S.N. Kashina. 2013: 167 - 171.
3. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov MVD po fizicheskoj podgotovke. Krasnodarskij universitet MVD RF, Stavropol'skij filial; Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova. Moskva, 2015.
4. Instruktor: moskovskoj shkole podgotovki policejskih zaviduyut v Evrope. Available at: https://ria.ru/interview/20160120/1362373981.html
5. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov po fizicheskoj podgotovke dlya organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51): 98 - 100.
Статья поступила в редакцию 30.06.18
УДК 378:528.2
Pobereznny A.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMING IDEAS ABOUT THE SHAPE AND SIZE OF THE EARTH AND BASIC COORDINATE SYSTEMS USED IN GEODESY IN NON-GEODESIC STUDENTS. Modern geodetic works in Russia are carried out through technologies that use the most modern instruments: electronic theodolites, electronic levels, electronic tacheometers, satellite geodetic equipment, laser scanners, etc. The use of the devices is accompanied by the use of appropriate software and information technologies. The geodetic working process that freed from many tedious routine operations became physically easier and more pleasant. If you look "from the outside" at the work of a modern geodesist you may think that it does not require particular special training, because of its high automation. There are always not enough specialists with geodetic education, and the profession of geodesist is rare. Often geodetic works are carried out by workers with non-geodesic education, who have studied a small course of geodesy. For many reasons, these workers do not have the knowledge underlying all geodetic works, and most importantly, they have not understood the necessity of this knowledge in the learning process. Most of the geodetic work is connected with the Earth's surface; therefore, it requires knowledge of such concepts as the shape and size of the Earth. Geodetic work is carried out in a certain coordinate system. The correct choice of the coordinate system affects the quality of the work. The paper outlines some of the foundations of geodesy that contribute to the formation of correct ideas about the shape and size of the Earth and the coordinate systems in non-geodesic students who study geodesy.
Key words: shape of the Earth, size of the Earth, surface of the Earth, Geoid, Earth ellipsoid, reference ellipsoid, coordinate system.
А.А. Побережный, канд. техн. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НЕГЕОДЕЗИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И РАЗМЕРАХ ЗЕМЛИ,
ОСНОВНЫХ СИСТЕМАХ КООРДИНАТ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ГЕОДЕЗИИ
В настоящее время в России геодезические работы выполняются с применением технологий, предусматривающих использование самых современных геодезических приборов: электронных теодолитов, электронных нивелиров, электронных тахеометров, спутниковой геодезической аппаратуры, лазерных сканеров и т. д. Применение приборов сопровождается использованием соответствующего программного обеспечения и информационных технологий. Процесс выполнения геодезических работ освободился от многих нудных рутинных операций, стал легче физически и приятнее. При взгляде «со