Научная статья на тему 'Формирование у студентов негеодезических специальностей представлений о форме и размерах Земли, основных системах координат, применяемых в геодезии'

Формирование у студентов негеодезических специальностей представлений о форме и размерах Земли, основных системах координат, применяемых в геодезии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМА ЗЕМЛИ / SHAPE OF THE EARTH / РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ / SIZE OF THE EARTH / ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ / SURFACE OF THE EARTH / ГЕОИД / GEOID / ЗЕМНОЙ ЭЛЛИПСОИД / EARTH ELLIPSOID / REFERENCE ELLIPSOID / СИСТЕМА КООРДИНАТ / COORDINATE SYSTEM / РЕФЕРЕНЦ-ЭЛЛИПСОИД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Побережный А.А.

В настоящее время в России геодезические работы выполняются с применением технологий, предусматривающих использование самых современных геодезических приборов: электронных теодолитов, электронных нивелиров, электронных тахеометров, спутниковой геодезической аппаратуры, лазерных сканеров и т. д. Применение приборов сопровождается использованием соответствующего программного обеспечения и информационных технологий. Процесс выполнения геодезических работ освободился от многих нудных рутинных операций, стал легче физически и приятнее. При взгляде «со стороны» на работу современного геодезиста из-за её значительной автоматизации возникает иллюзия, что она не требует особой специальной подготовки. Специалистов с геодезическим образованием всегда было недостаточно, а профессия «геодезист» редкая и «дефицитная». Часто геодезические работы выполняются специалистами, получившими негеодезическое образование, в программе которого был небольшой курс геодезии. По той или иной причине эти специалисты не имеют знаний, лежащих в основе выполнения всех геодезических работ, а самое главное в процессе обучения им не привили понимания необходимости этих знаний. Большая часть геодезических работ связаны с поверхностью Земли, поэтому требуют знания таких понятий, как форма и размеры Земли. Геодезические работы выполняются в определённой системе координат. Причём, для решения разных задач применяются разные системы координат. От правильного выбора системы координат зависит качество выполняемых работ. В этой работе изложены некоторые основы геодезии, способствующие формированию правильных представлений о форме и размерах Земли и о системах координату студентов негеодезических специальностей, изучающих геодезию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING IDEAS ABOUT THE SHAPE AND SIZE OF THE EARTH AND BASIC COORDINATE SYSTEMS USED IN GEODESY IN NONGEODESIC STUDENTS

Modern geodetic works in Russia are carried out through technologies that use the most modern instruments: electronic theodolites, electronic levels, electronic tacheometers, satellite geodetic equipment, laser scanners, etc. The use of the devices is accompanied by the use of appropriate software and information technologies. The geodetic working process that freed from many tedious routine operations became physically easier and more pleasant. If you look “from the outside” at the work of a modern geodesist you may think that it does not require particular special training, because of its high automation. There are always not enough specialists with geodetic education, and the profession of geodesist is rare. Often geodetic works are carried out by workers with non-geodesic education, who have studied a small course of geodesy. For many reasons, these workers do not have the knowledge underlying all geodetic works, and most importantly, they have not understood the necessity of this knowledge in the learning process. Most of the geodetic work is connected with the Earth's surface; therefore, it requires knowledge of such concepts as the shape and size of the Earth. Geodetic work is carried out in a certain coordinate system. The correct choice of the coordinate system affects the quality of the work. The paper outlines some of the foundations of geodesy that contribute to the formation of correct ideas about the shape and size of the Earth and the coordinate systems in non-geodesic students who study geodesy.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов негеодезических специальностей представлений о форме и размерах Земли, основных системах координат, применяемых в геодезии»

научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке и спорту для ОВД» [5].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в результате проведённых исследований было определено, что система профессиональной подготовки инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке и спорту для органов внутренних дел России будет динамична и функциональна, если будет создана технология формирования профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для ОВД. Основным организационным и психолого-педагогическим условием успешной реализации технологии формирования профессиональной компетентности инструктор-ско-педагогических кадров по физической подготовке для ОВД выступает учебно-методический и научный комплекс, созданный в рамках кафедры физической подготовки и спорта учебного за-

ведения системы МВД России. Данный специальный комплекс может функционировать по типу Центра профессиональной подготовки инструкторов по служебной и боевой подготовке ГУ МВД России, осуществляя подготовку будущих сотрудников полиции и повышение квалификации уже действующих кадров. Подобная работа уже много лет активно проводится на кафедре физической подготовки Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России. Так, в феврале 2018 года совместно с сотрудниками отдела профессиональной подготовки управления по работе с личным составом ГУ МВД России по Ставропольскому краю профессорско-преподавательским составом кафедры осуществлено 4 кустовых выезда с целью проведения практических занятий и семинаров по совершенствованию и обучению преподавания раздела «Боевые приёмы борьбы» нового наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

Библиографический список

1. Кашин С.Н., Петренко Д.А. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России: монография. Ставрополь, 2010.

2. Петренко Д.А. Зарубежный опыт организации профессионального обучения полицейских. Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. 2013: 167 - 171.

3. Петренко Д.А. Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров МВД по физической подготовке. Краснодарский университет МВД РФ, Ставропольский филиал; Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Москва, 2015.

4. Инструктор: московской школе подготовки полицейских завидуют в Европе. Available at: https: //ria.ru/interview/ 20160120/1362373981.html

5. Петренко Д.А. Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для органов внутренних дел Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51): 98 - 100.

References

1. Kashin S.N., Petrenko D.A. Fizicheskaya podgotovka kursantov vuzov MVD Rossii: monografiya. Stavropol', 2010.

2. Petrenko D.A. Zarubezhnyj opyt organizacii professional'nogo obucheniya policejskih. Nauchno-metodicheskie problemy podgotovki instruktorsko-pedagogicheskih kadrovpo boevoj i fizicheskojpodgotovke dlya organov vnutrennih del: sbornik materialov VI mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej L.I. Timoshenko, S.N. Kashina. 2013: 167 - 171.

3. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov MVD po fizicheskoj podgotovke. Krasnodarskij universitet MVD RF, Stavropol'skij filial; Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova. Moskva, 2015.

4. Instruktor: moskovskoj shkole podgotovki policejskih zaviduyut v Evrope. Available at: https://ria.ru/interview/20160120/1362373981.html

5. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov po fizicheskoj podgotovke dlya organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51): 98 - 100.

Статья поступила в редакцию 30.06.18

УДК 378:528.2

Pobereznny A.A., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia),

E-mail: AA_Poberegny@mail.ru

FORMING IDEAS ABOUT THE SHAPE AND SIZE OF THE EARTH AND BASIC COORDINATE SYSTEMS USED IN GEODESY IN NON-GEODESIC STUDENTS. Modern geodetic works in Russia are carried out through technologies that use the most modern instruments: electronic theodolites, electronic levels, electronic tacheometers, satellite geodetic equipment, laser scanners, etc. The use of the devices is accompanied by the use of appropriate software and information technologies. The geodetic working process that freed from many tedious routine operations became physically easier and more pleasant. If you look "from the outside" at the work of a modern geodesist you may think that it does not require particular special training, because of its high automation. There are always not enough specialists with geodetic education, and the profession of geodesist is rare. Often geodetic works are carried out by workers with non-geodesic education, who have studied a small course of geodesy. For many reasons, these workers do not have the knowledge underlying all geodetic works, and most importantly, they have not understood the necessity of this knowledge in the learning process. Most of the geodetic work is connected with the Earth's surface; therefore, it requires knowledge of such concepts as the shape and size of the Earth. Geodetic work is carried out in a certain coordinate system. The correct choice of the coordinate system affects the quality of the work. The paper outlines some of the foundations of geodesy that contribute to the formation of correct ideas about the shape and size of the Earth and the coordinate systems in non-geodesic students who study geodesy.

Key words: shape of the Earth, size of the Earth, surface of the Earth, Geoid, Earth ellipsoid, reference ellipsoid, coordinate system.

А.А. Побережный, канд. техн. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск,

E-mail: AA_Poberegny@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ НЕГЕОДЕЗИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И РАЗМЕРАХ ЗЕМЛИ,

ОСНОВНЫХ СИСТЕМАХ КООРДИНАТ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ГЕОДЕЗИИ

В настоящее время в России геодезические работы выполняются с применением технологий, предусматривающих использование самых современных геодезических приборов: электронных теодолитов, электронных нивелиров, электронных тахеометров, спутниковой геодезической аппаратуры, лазерных сканеров и т. д. Применение приборов сопровождается использованием соответствующего программного обеспечения и информационных технологий. Процесс выполнения геодезических работ освободился от многих нудных рутинных операций, стал легче физически и приятнее. При взгляде «со

стороны» на работу современного геодезиста из-за её значительной автоматизации возникает иллюзия, что она не требует особой специальной подготовки. Специалистов с геодезическим образованием всегда было недостаточно, а профессия «геодезист» - редкая и «дефицитная». Часто геодезические работы выполняются специалистами, получившими негеодезическое образование, в программе которого был небольшой курс геодезии. По той или иной причине эти специалисты не имеют знаний, лежащих в основе выполнения всех геодезических работ, а самое главное в процессе обучения им не привили понимания необходимости этих знаний.

Большая часть геодезических работ связаны с поверхностью Земли, поэтому требуют знания таких понятий, как форма и размеры Земли. Геодезические работы выполняются в определённой системе координат. Причём, для решения разных задач применяются разные системы координат. От правильного выбора системы координат зависит качество выполняемых работ.

В этой работе изложены некоторые основы геодезии, способствующие формированию правильных представлений о форме и размерах Земли и о системах координату студентов негеодезических специальностей, изучающих геодезию.

Ключевые слова: форма Земли, размеры Земли, поверхность Земли, геоид, земной эллипсоид, референц-эллип-соид, система координат.

1.Задачи геодезии

«Геодезия», в переводе с греческого языка означает «деление земли», что указывает на первоначальные корни этой науки и вида деятельности человека. Практическая задача определения границ отдельных территорий и земельных участков, которая в прошлом обусловила возникновение геодезии, сегодня далеко не в полной мере соответствует практическим и научным задачам, связанным с разнообразными потребностями человеческой деятельности, которые она решает.

До середины XX века область основных задач, которые решала геодезия, формулировалась определением, которое с некоторыми небольшими изменениями чаще всего приводилось в учебниках:

Геодезия - это наука и вид деятельности человека, которая занимается измерениями земной поверхности, изучением методов и техники этих измерений, в результате чего определяется форма и размеры Земли, создаются математические модели местности, топографические карты и планы [3], решаются различные инженерно-геодезические задачи.

С запуском искусственных спутников Земли, космических летательных аппаратов для изучения Солнечной системы и более далёкого космического пространства, задачи геодезии значительно расширились.

Сегодня в самом общем виде можно дать следующее определение геодезии:

Геодезия - этонаука ивиддеятельности человека,ко-торая занимается определением положения объектов в пространстве,ьоседелеаиемехформы иразмеровпутём измерений, созданием и изучением методов измерений иих математической обработки.

В лолу разрооСтасипетонрюх ирошаемых зндьч в геодезии можно выделить отдельные области, которые занимаются определённой их частею. П-и этом нажлоромниуь,чтоэевсуленис условно и отражает положение дел на определённом временном отрезки.Уалонсегодисшни й деньл гуодесиьмлуненыресиуь три основных области: высшая геодезия, топография, инженерная илзпникнамнуягеозлзия.

Высшая геодезия занимается вопросами определения формы и размеров Земли, вопросами использования летательных космических аппауааов доярешенся зкдаеоьределиаия фнрмх1 и размеров Земли, определения положения, формы и размеров

других объектов в космическом пространстве, созданием систем координат, методов высокоточных измерений, теории математической обработки геодезических измерений, которые для этого необходимы.

Топография - это область геодезии, которая решает задачи выполнения комплекса геодезических измерений, который называются топографической съёмкой, в результате чего создаётся математическая, цифровая модель местности, составляются и издаются топографические карты и планы [3] . Сюда же входит та часть геодезии, которая решает эти задачи методами космической геодезии.

Инженерная или прикладная геодезия занимается решением разнообразных инженерно-геодезических задач, которые возникают в ходе хозяйственной деятельности человека.

2. Представление о форме и размерах Земли

Представление о форме и размерах Земли менялось с развитием человеческой цивилизации. Можно полагать, что в основе начального восприятия формы поверхности, на которой человек жил, была фигура, близкая к плоскости с впадинами и возвышенностями.

В процессе своего развития человек накапливал знания об окружающем его мире, расширялась сфера его интересов, увеличивалась территория, на которой он жил и занимался хозяйственной деятельностью. Всё это привело к пониманию, что он живёт не на плоской, а на какой-то выпуклой поверхности. В VI веке до нашей эры некоторые греческие учёные, например та-кид,лак Порыенид.Рзакерыаапу Ммлетолие, Дуфегодаоодаоео-жили, что Земля имеет форму шара. Спустя 200 лет Аристотель эторовазаа , азре опусая1 очРоа1 й Эрзеоофс н

вычислил размеры этого шара. В дальнейшем Ньютон доказал, что форма Земли должна отличаться от формы шара, а её полярный радиус должен быть меньше экваториального.

Для чего геодезистам необходимо знать форму и размеры оемли 3 аелою геьдесичесuеxлдбoо,выпoлняeм ызнупевенх-ности Земли, является определение положения точек самой повл еx-lоcтлидл тозоеnдcовлoжeсоыаналel-нPъсlгсосм вооружений. Для этого необходимо создать систему координат. А чтобы эта система координат оптимально и однозначно отражала истинное расположение точек на поверхности Земли, она должна быть максимально связана с её формой и размерами. еоми l-oеu,динаоыытльцeнлe гиудвсиозп^к^о^^днлиуертст-ся. На поверхности Земли измеряются некоторые геодезические

Рис. 1.

1 - поверхностьМировогоокеана;2-поверхностьземногоэллипсоида;3-отвесныелинии; 4 - физическая поверхность Земли; 5 - поверхность геоида

элементы (длины линий, углы между направлениями, разности высот точек), позволяющие перейти к координатам точек этой поверхности, а это требует знания её формы и размеров.

Вопрос - «какую форму имеет Земля?» - непростой. Форма Земли зависит от поверхности, которая её описывает. В разных случаях для описания формы Земли принимаются разные поверхности. Физическая поверхность Земли - это твёрдая оболочка, ограничивающая Землю, с возвышенностями, впадинами, по которой мы ходим, на которой ведём хозяйственную деятельность (см. рис. 1). На физическую поверхность устанавливаются геодезические приборы, на ней стоит геодезист, выполняя измерения, но сами же измерения выполняются относительно другой поверхности, форму которой определяет поле силы тяжести. Эта поверхность ограничивает фигуру, которая называется геоид, и она принята за фигуру Земли [1].

Геоид - фигура Земли, образованная уровенной поверхностью гравитационного поля Земли, совпадающей с поверхностью Мирового океана в состоянии полного покоя и равновесия и продолженной под материками (см. рис.1)

Уровенная поверхность гравитационного поля Земли - поверхность, на которой потенциал силы тяжести имеет одно и то же значение, а направления отвесных линий в каждой точке перпендикулярны к ней.

Отвесная линия - прямая, совпадающая с направлением действия силы тяжести в данной точке.

Поверхность геоида из-за её сложности не может быть точно выражена математическими формулами, поэтому её нельзя использовать для обработки геодезических измерений и решения различных геодезических задач. Для этого используется общий земной эллипсоид. Эллипсоид - это правильная фигура, которая образуется от вращения эллипса вокруг своей оси (см. рис. 2).

Р

Рнс.2. Земной эллипсоид PP1- полярная ось;ЕЕ1 - экваториальная ось; а - большая полуодь;в - малаяполудьь

Общий земнойэллипсоид - эллипсоид,наибольшим образом близкийкфигуреЗемли, отссэзющийусловият:З)еентр эллипсоида совподаэлс цзнтромляжестиЗемли и злоокость эквалсрзс плзнкротьюзвурлгоэкватора; 2СнЛъймэлуипслидл равен объёму генида; 3) минимальная сумма квадратов укло-нелиёпсвыслтз илвезоиозтигсоидазоп поведаностивллип-соида

Для расчёта общего земного эллипсоида необходимо выполнить совместную обработку большого количества геодезических измерений, равномерно распределённых по поверхности Земли, выполненных с достаточной точностью и плотностью. На сегодняшний день нет общего земного эллипсоида, который применялся бы для решения всех геодезических задач, а есть ряд референц-эллипсоидов, которые разные государства считают для себя оптимально удобными. Причём, для решения различных задач применяются разные референц-эллипсоиды. Так, что же такое референц-эллипсоид? (см. рис. 3).

Референц-эллипсоид - земной эллипсоид с определёнными размерами, определённым образом ориентированный в теле Земли, принятый для обработки геодезических измерений и установления системы геодезических координат [1; 2].

В России при решении различных геодезических задач применяются разные референц-эллипсоиды. Основными из них являются референц-эллипсоид Красовского, референц-эллипсоид ПЗ-90 и референц-эллипсоид WGS-84.

Референц-эллипсоид Красовского был принят для обработки астрономо-геодезических сетей в 1942 году, а в1946 году постановлением правительства СССР была принята созданная на базе этого эллипсоида государственная система координат «система координат 1942 года» СК-42. Эллипсоид носит имя профессора Ф.Н. Красовского, руководившего группой специалистов и учёных, которые занимались работами по установлению параметров этого эллипсоида.

Параметры эллипсоида Красовского: а = 6378245 м; в = 6356863 м; е = 1/298.3,

где: а - большая полуось; в - малая полуось; е - полярное сжатие.

К поверхности эллипсоида Красовского отнесены все геодезические измерения, которые выполнялись в СССР Государственная система координат СК-42 до сих пор применяется на территории России.

Эллипсоид ПЗ-90 принят в России в 2000 году. На его базе создана геоцентрическая система координат ПЗ-90, которая ис-пользуетсяв целях геодезического обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач с применением навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС[4] и государственная геодезическая система координат России СК-95. Параметрыэллипсоида ПЗ-90: а = 6378136 м; в = 6356751 м; е = 1/298.2578,

Эллипсоид WGS-84 принят в США и используется при спутниковых определениях с применением созданной США навигационной спутниковой системы GPS. Параметры эллипсоида WGS-84:

а = 6378137 м; в = 6356752м; е = 1/298.2572.

При выполнении геодезических работ в качестве поверхности относимости могут применяться поверхности разных фигур. При выполнении работ на небольших по площади участках или для решения определённых задач в качестве поверхности отно-симости может служить плоскость, в других случаях - поверхность шара, в третьих - поверхность эллипсоида. 3. Системы координат

Обобщённой задачей геодезии является определение положения точек в пространстве, чтов свою очередь требует уста-

4

:. 3.

1 - центр массыЗемли;2 -геоид; 3 -общий земной эллипсоид;4-референц-эллипсоид

Рис.4.Астрономическаясистемакоординат Ф - астрономическаяширота;А-астрономическаядолгота

новления систем координат. Для решения геодезических задач применяются разные системы координат:

- астрономическая системакоординат(рис.4);

- геодезическая система координат (рис. 5);

- пространственнаи прямоаоольная систинакаордтнот (рис. 6);

- плоские прямоугольнлвростемлкодрдаол-лфтс. 7в Астрономическао ширнто тиоаи- угол.сбразнзтаатыНот-

весной линией в дантоьтоноо снлосооотол,сарпендиктннаноь к оси вращения Земли [2].

Астромическая долгота точки - двугранный угол между плоскостями астрономического меридиана данной точки и начального астрономического меридиана [2] (см. рис. 4).

Z '

М

__ - /— --- --— _ ^ Mm \

¡ у' ' (/ о \ \ \ Х\

)в L J П Y

х у

B ■

Рис. 5.Геодезическая система координат ■ геодезическая широта; L - геодезическая долгота

Z

Рис.6. Пространственнаяпрямоугольнаясистема координат х, у, z - пространственные координаты точки М

верти. Положение точек определяется координатами, абсциссой (х) и ординатой (у), которые отсчитываются от соответствующих координатных осей.

х

Геодезическая широта точки - угол, образованный нормалью к поверхности земного эллипсоида в данной точке и плоскостью его экватора [2].

Гэодезическая долгота точки -Двугранный уголмежду плоскостями геодезического меридиана данной точки и на-часьносогиодчзическегоиеридчанд [2].

Плоакая гфямоугоггьеея систеатаклолдинот широко прс^е^а ееется в очкогрсфичк ееженернарклсплнкладнкм георезии. Кака дгугиеглоокчеьремоггсьычыг ккстсмы кеьсдекко, рел образуется делением плоскости взаимно перпендикулярными линиями на четыре части, которые называют квадранты или чет-

IV. сз I.CB

Ум м

"""I*

I Хм I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щ юз ЦЮВ

/

В применяемой в геодезии плоской прямоугольной системе координат координатные оси ориентированы по сторонам света. За положительное направление оси абсцисс (ось х) принято направление на север. Положительным направлением оси ординат (оси у) является направление на восток (см. рис. 7). Квадранты (четверти) нумеруются по ходу часовой стрелки. Четверти имеют номер и название, которое соответствует названию стороны света, в которой они расположены.

Библиографический список

Плоская прямоугольная система координат создаётся на плоском отображении физической поверхности Земли, полученном в выбранной картографической проекции [3]. При создании плоской прямоугольной системы координат для больших территорий предварительно выполняется проецирование физической поверхности Земли на поверхность относимости. В качестве поверхности относимости используется земной эллипсоид.

1. Закатов П.С. Курс высшей геодезии. Москва: Недра, 1976.

2. ГОСТ22268-76. Геодезия. Термины и определения. Москва: Госстандарт СССР, 1976.

3. ГОСТ21667-76 Картография. Термины и определения. Москва: ИПК Издательство стандартов, 1976.

4. ГОСТ Р 51794-2008 Глобальные навигационные спутниковые системы. Системы координат. Методы преобразований координат определяемых точек. Москва: Минпромторг ФАТРиМ, 2008.

References

1. Zakatov P.S. Kurs vysshejgeodezii. Moskva: Nedra, 1976.

2. GOST 22268-76. Geodeziya. Terminy i opredeleniya. Moskva: Gosstandart SSSR, 1976.

3. GOST 21667-76 Kartografiya. Terminy i opredeleniya. Moskva: IPK Izdatel'stvo standartov, 1976.

4. GOST R 51794-2008 Global'nye navigacionnye sputnikovye sistemy. Sistemy koordinat. Metody preobrazovanij koordinat opredelyaemyh tochek. Moskva: Minpromtorg FATRiM, 2008.

Статья поступила в редакцию 11.07.18

УДК 378

Aliyeva M.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: djamila05@mail.ru

Ahmedpashayeva K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: djamila05@mail.ru

Magomedova E.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: djamila05@mail

SUGGESTIVE TECHNOLOGIES AS A CONDITION OF EFFECTIVE PEDAGOGICAL COMMUNICATION. In the article on the basis of psychological and pedagogical analysis, the problem of the use of suggestion technologies in pedagogical communication is considered. The characteristics of the concepts of "suggestive interaction" "suggestive prompting", "suggestive pedagogy", personality types of students, classification of pedagogical suggestion, principles of suggestion are given. The practice of using suggestive technologies in the teaching and upbringing process that affects the motivational sphere of the child's personality is described and allows to correct its behavior and at the same time providing favorable conditions for re-education of pedagogically neglected adolescents.

Key words: suggestive pedagogy, suggestology, suggestive motivation, suggestive interaction, pedagogical communication, pedagogical suggestion.

М.Б. Алиева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: djamila05@mail.ru

К.А. Ахмедпашаева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: djamila05@mail.ru

Е.Э. Магомедова, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: djamila05@mail.ru

СУГГЕСТОТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

В статье на основе психолого-педагогического анализа рассматривается проблема использования суггестотехнологий в педагогическом общении. Приводится характеристика понятий «суггестивное взаимодействие», «суггестивное побуждение», «суггестивная педагогика», типы личности учащихся, классификация педагогического внушения, принципы внушения. Описывается практика использования суггестивных технологий в учебно-воспитательном процессе, которая воздействует на мотивационную сферу личности ребёнка, и позволяет корректировать его поведение и обеспечивая при этом благоприятные условия для перевоспитания педагогически запущенных подростков.

Ключевые слова: суггестивная педагогика, суггестотехнологии, суггестивное побуждение, суггестивное взаимодействие, педагогическое общение, педагогическое внушение.

Большинство исследований в педагогической психологии носят теоретический характер, в которых учитывается конечный результат педагогического взаимодействия субъектов. Кроме того, в имеющихся психолого-педагогических исследованиях недостаточно уделено внимание сложным побуждающим процессам, инстинктам, биологическим влечениям и потребностям личностям, функциональной организациям нервной деятельности личности и ее связь с учебно-воспитательным процессом.

Следует отметить, что основу нравственных установок структуры личности составляют так называемые психические нормы и не нормы поведения, которые определяют социально-психологическую патологию (суицид, агрессия, садизм) ре-

бёнка это требует координации со стороны педагога, то есть четких структурированных действий по профилактике девиантного поведения ребёнка. На сегодняшний день особое место в теории и технологии педагогической психологии занимает суггестивная педагогика.

Ретроспективный анализ педагогической психологии выделяет два периода суггестии донаучный и научный. Донаучный период суггестивной педагогики характеризуется понятием внушения именно в бодрствующем состоянии, которые осуществляли жрецы, шаманы, браманы, йоги, вожди в лечебных, военных, религиозно-мистических целях. В данный период понятия «внушение», «гипноз» не были научно обоснованы, а служили в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.